Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Айвазовский заставлял его красить заборы, а в Академию художеств не брали.

27 января произошло ограбление года: из Третьяковской галереи крымчанин Денис Чуприков похитил картину Архипа Куинджи «Ай-Петри.

Крым». Он просто подошел к картине и забрал ее на глазах у других посетителей. Никто не заподозрил ничего плохого: думали, вор — это работник музея.

Сейчас мужчина уже задержан, а картина возвращена в музей без повреждений.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

  • Подробности читайте в наших материалах:
  • «11 фактов о том, как на глазах у посетителей Третьяковской галереи украли картину Куинджи «Ай-Петри. Крым»»;
  • «Видео: Похищение картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым»»;
  • «8 известных картин Архипа Куинджи».
  • А если вы впервые слышите имя Куинджи или толком не знаете, кто он такой, то мы собрали для вас интересные факты о знаменитом русском художнике.
  1. Архип Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе. А умер в 1910 году.

  2. Куинджи родился в семье сапожника, но рано стал сиротой и воспитывался у дяди и тети. С самого детства он много работал: например, пас гусей и помогал торговцу хлебом. Именно торговец хлебом заметил, что Куинджи неплохо рисует, и посоветовал ему поехать к Ивану Айвазовскому.

  3. В Феодосию к Айвазовскому Куинджи дошел пешком. Но известный художник не оценил талант ученика: доверял ему только красить заборы и толочь краски.

    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзажИван Айвазовский

    Кто-то бы сдался и поехал обратно в Мариуполь кормить гусей и учиться на сапожника, как отец, но Куинджи добрался до Санкт-Петербурга, чтобы поступать в Академию художеств.

  4. Первые два раза Куинджи не взяли, но, как видите, он не сдался.

  5. В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным и Иваном Крамским. В 1970-е года он писал мрачноватые картины, в которых прослеживались социальные мотивы: «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».

    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж
    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж
    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

    Эти полотна без прикрас показывали неприглядную и унылую российскую действительность. В 1975 году Куинджи примыкает к «передвижникам» и участвует в их выставках.

  6. Он невероятно точно передавал световые потоки, работал с цветовыми контрастами. Любил изображать туманные дали, контраст света и спокойствия с буйством стихий.

    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж«Березовая роща». 1879 год
    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж«После дождя». 1879 год
    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж«Дали. Крым». 1898-1908 года

  7. В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал картину «Мертвый штиль». Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». Художественное сообщество стало на сторону Куинджи.

    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж«Ладожское озеро» Куинджи
    Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж«Мертвый штиль» Судковского

  8. В 1879 году вышла анонимная статья, в которой Куинджи обвиняли в однообразии. Автором статьи был художник-передвижник Михаил Клодт. Куинджи потребовал исключить его из Товарищества, а затем сам вышел из сообщества.

  9. Специально для картины «Лунная ночь на Днепре» Куинджи организовал моновыставку: в музейном зале висело только одно полотно. Люди приходили за несколько часов до открытия и стояли в очереди, чтобы увидеть этот пейзаж. А потом картину купил Великий Князь Константин Константинович, он повесил ее на своей яхте: из-за воды и сырости полотно потемнело.

  10. В течение 20 лет Куинджи никому не показывал свои работы и не участвовал в выставках.

  11. «На острове Валааме». 1873 год
    «Вечер на Украине». 1878 год
    «Христос в Гефсиманском саду». 1901 год

    Еще больше картин Куинджи в нашем материале «8 известных картин Архипа Куинджи».

  12. Архип Иванович Куинджи
    Д.И. Менделеев и А.И. Куинджи за шахматами в 1907 году
    Портрет Архипа Куинджи, написанный Иваном Крамским
    Портрет Архипа Куинджи, написанный Ильей Репиным
  13. 27 января из Третьяковской галереи была украдена картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Вор спокойно снял картину со стены на глазах у других посетителей, оставил раму и вышел из музея вместе с полотном. Сейчас похититель уже задержан: им оказался 32-летний крымчанин Денис Чуприков. Видимо, решил вернуть «Крым» в Крым.

    «Ай-Петри. Крым» Куинджи

    Подробности в нашем материале «11 фактов о том, как на глазах у посетителей Третьяковской галереи украли картину Куинджи «Ай-Петри. Крым»».

  14. До 17 февраля 2019 года в Третьяковской галерее открыта выставка куртин Архипа Куинджи. На выставке представлены более 180 избранных произведений. Попасть можно со вторника по воскресенье с 10:00 до 21:00. Билеты онлайн уже не продаются, так что купить их можно только в кассе.

Пошерь в FB Расскажи в ВК Поделись в ОК Flipboard

Написать нам

Ваше сообщение отправлено. Спасибо, что написали нам

#проденьги: сколько стоят полотна Архипа Куинджи

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Архип Куинджи, «Ай-Петри. Крым»

© wikiart.org

Автор Елена Фомина

28 января 2019

Воскресным вечером из Третьяковской галереи на глазах у посетителей украли картину «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи. Министерство культуры оценило полотно в 12 млн рублей. «РБК Стиль» решил узнать, какова стоимость других работ художника.

Кражу совершили в день рождения великого русского пейзажиста. Грабителя уже задержали, а картину нашли.

«Ай-Петри» принадлежит к позднему периоду творчества художника. Куинджи изобразил на ней одну из самых известных достопримечательностей Крыма. ​

В 1914 году, спустя четыре года после смерти живописца, московское отделение Общества художников имени Куинджи постановило передать картину в дар музею в Мариуполе, родном городе художника.

Однако началась Первая мировая, а затем и гражданские войны, поэтому постановление так и не выполнили.

Впоследствии полотно хранилось в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, где находится большая часть работ Куинджи, в том числе знаменитая «Лунная ночь на Днепре». 

После похищения картины многим стало интересно, сколько она может стоить. Директор департамента музеев Минкультуры Владислав Кононов сообщил, что страховая стоимость «Ай-Петри. Крым» составляет 12 млн рублей (около $180 тысяч).

Если сравнивать с другими работами Куинджи, сумма невелика. Обратившись к данным с торгов на аукционах, можно выяснить, что самой дорогой стала картина «Березовая роща», в 2008 году проданная на Sotheby's за $3 млн. Полотно приобрел киевский сахарозаводчик Ф. А. Терещенко.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Архип Куинджи, «Березовая роща»

© sothebys.com

  • «Русский пейзаж» в том же году продали за $392 тысячи, «Перед грозой» ушла в 2011-м за $221 тысячу, а «Украинская ночь» в 2008-м — за $213 тысяч.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Работа «Поместье у озера лунной ночью» добралась до торгов Uppsala Auktionskammare в 2013 году. Ее оценили в 120 тысяч шведских крон, а продали за 820 тысяч, или $90 тысяч.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Архип Куинджи, «Поместье у озера лунной ночью»

© uppsalaauktion.se

По данным портала Mutual Art, финальная стоимость картин Куинджи на торгах часто превышает оценку аукционистов на несколько сотен процентов. Разумеется, итоговая сумма зависит от многих факторов.

К примеру, аукционная звездность «Березовой рощи» во многом обусловлена историей этой картины. Полотно в стиле романтического пейзажа удостоилось моновыставки в 1881 году. Многие уже тогда отметили необычность картины: комбинации света и цвета создают ощущение свечения полотна.

Шумиха вокруг произведения, а также критика в адрес художника, которого обвинили в одурачивании публики фокусами со скрытой подсветкой «Рощи» и еще одного шедевра — «Лунной ночи на Днепре», заставили пейзажиста запереться у себя в мастерской и писать картины природы по памяти и воображению.

Свои новые произведения он не показывал никому в течение 20 лет.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Архип Куинджи, «Лунная ночь на Днепре»

© ru.wikipedia.org

Что касается похищенной из Третьяковской галереи «Ай-Петри. Крым», то оценки экспертов разнятся с оценками страховой стоимости, данными Минкультуры.

Например, глава аукционного дома «Литфонд» Сергей Бурмистров уверен, что на торгах «Ай-Петри» могли бы оценить в $1–2 млн, поскольку коллекционеры редко решаются расстаться с картинами Куинджи.

Искусствовед Сергей Подстаницкий считает, что полотно размером 39 на 53 см можно оценить в $1 млн. 

Похититель картины Куинджи «Ай-Петри. Крым» оказался уроженцем Крыма. Картину нашли

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Подозреваемый в хищении картины Денис Чупиков — крымчанин. На фото — он с супругой на малой родине. Личный Архив

У 32-летнего Дениса Чуприкова были долги — через судебных приставов с него пытаются взыскать более 250 тысяч рублей.Напомним, днем в воскресенье мужчина пришел в корпус Третьяковки в Лаврушинском переулке на выставку знаменитого пейзажиста. Спокойно снял со стены картину «Ай-Петри.

Крым» (сигнализация не сработала — ее попросту не было!), вытащил из рамки и вынес из музея.Пропажи хватились только через два часа — когда кто-то из смотрителей увидел, что картины нет, а охрана кинулась отматывать записи с видеокамер.

Сам момент похищения видели многие посетители, но они были уверены, что полотно забрал сотрудник музея. От Третьяковки похититель уехал на белом внедорожнике. Полиции удалось по дорожным камерам отследить весь маршрут — иномарка уехала в Одинцовский район Подмосковья.

Там, на съемной квартире в многоэтажке, подозреваемого и задержали.В МВД сообщали, что мужчине 32 года. В декабре его ловили с наркотиками, теперь он фигурант уголовного дела и находится под подпиской о невыезде.

Картину тоже нашли. Куинджи похититель спрятал недалеко на стройке. Полотно, как говорят, в нормальном состоянии.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Картину Архипа Куинджи «увели» из Третьяковской галереи в воскресенье. Фото АГН Москва

«Комсомолке» стали известны и другие детали из биографии похитителя картины «Ай-Петри. Крым». Как выяснилось, задержанный полицией 32-летний Денис Чуприков — уроженец Крыма. Родом он из Феодосии.Чуприков с женой Юлией перебрались в столицу еще в 2013 году. И регулярно пребывали в поиске работы. Занимались они тем же, что и в Крыму — присматривали за богатыми домами.

Сам Чуприков окончил Приморский профессиональный лицей в родной Феодосии. По образованию — слесарь по ремонту автомобилей, автомеханик. Кроме того, прошел курсы сварщика.Супруга Юлия на два года моложе Дениса. Она родом из Белоруссии и девушка крайне образованная — окончила Феодосийский политехнический институт, по специальности «экономика предприятий».

И даже работала по специальности три года.Детей у пары нет.

На одном из сайтов по поиску вакансий парочка оставляла свое резюме, указывая опыт работы.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Чуприков после визита оперативников, первый допрос подозреваемого. ОПЕРАТИВНАЯ СЪЕМКА

«2013-2014 — частный дом в поселке Барвиха с постоянным проживанием. Помощники по хозяйству в семье с двумя детьми 10 и 17 лет. Дом 670 квадратных метров, прилегающая территория 15 соток, автопарк 2 машины — вождение по Москве и Московской области на автомобиле бизнес-класса. Сопровождение детей в школу и на дополнительные занятия. Полное обеспечение жизнедеятельности дома и территории — стирка, глажка, уборка, приготовление пищи, уход за животными (собака, черепаха, шиншилла, рыбки)»…

Опять же из анкеты Чуприкова ясно, что и у себя в Крыму он занимался примерно тем же. Следил за частным отелем, пока хозяева отсутствовали.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

К счастью, картина не пострадала. Подозреваемый спрятал её неподалеку, на стройплощадке жилого дома. ОПЕРАТИВНАЯ СЪЕМКА

Картина Куинджи Третьяковская галерея Кража Длиннопост Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

Ай-Петри. Крым — Куинджи А.И. Подробное описание картины, фото картины в хорошем качестве, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

#1

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзажАйпетри_Обаботано.jpg

Куинджи А.И.

Ай-Петри. Крым

#2

В 1886 году Архип Куинджи купил в Крыму большой участок земли с выходом к морю. Позже он построил здесь дом с мастерской и библиотекой, куда часто приезжал со своими учениками — Николаем Рерихом, Аркадием Рыловым, Константином Богаевским. К тому моменту Куинджи уже был прославленным пейзажистом и преподавал в Санкт-Петербургской Академии художеств.

#4

Здесь же, в своём небольшом имении на берегу Черного моря, художник написал картину «Ай-Петри. Крым». Примечательно, что вид на вершину Ай-Петри на полотне он изобразил со стороны моря, будто писал ее с палубы корабля или даже с воздуха. Художник редко воспроизводил натуру на холсте досконально: он всегда экспериментировал с композицией, ракурсом, цветом.

#10

В этой работе Куинджи использовал холодную цветовую гамму. Он искусно выписал переход от насыщенного темно-синего моря на первом плане к светло-голубому прозрачному тону неба. Благодаря этому эффекту зрители сразу обращают внимание на рельефную горную вершину.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзажAi-Petri.jpg

Гора Ай-Петри. Источник: commons.wikimedia.org, автор — Батяшев Александр.

#6

Точная дата создания произведения неизвестна. Дело в том, что в начале 1880-х годов, находясь на пике успеха, художник неожиданно ушел в добровольное затворничество. Он перестал выставлять свои работы, закрыл мастерскую, до этого открытую для учеников, коллег и всех желающих.

При этом Куинджи продолжал очень много писать. Почти 30 лет уединенной работы стали для художника периодом раздумий, находок, экспериментов с красками. Сотни произведений, написанных тогда, широкая публика увидела уже после смерти художника. Среди полотен — и картина «Ай-Петри. Крым».

#7

Систематизировать работы этого периода удалось благодаря воспоминаниям жены художника, Веры Куинджи, и работе Общества имени Архипа Куинджи, которое живописец основал в 1909 году для поддержки молодых художников.

#8

В 1930 году Общество имени Архипа Куинджи подарило работу «Ай-Петри. Крым» Русскому музею. Изначально члены Общества планировали передать картину Мариупольскому художественному музею в родном городе художника, но из-за Первой мировой, а позже гражданской войны осуществить это не удалось.

Эта картина пережила не только несколько войн. В феврале 2019 года во время выставки «Архип Куинджи» в Государственной Третьяковской галерее в Москве полотно украли. Посреди выставочного дня похититель снял холст с рамы и на глазах у посетителей вынес из здания. Правда, уже на следующий день пейзаж нашли, а похитителя задержали.

#9

Архип Куинджи родился под Мариуполем. С детства он вдохновлялся красотой этих мест: степями, морем, горами. Не случайно он отправился учиться живописи в мастерскую Ивана Айвазовского в Крыму.

Здесь ему не удалось поучиться у мастера, зато он мог любоваться подобными видами каждый день. Помимо южной природы художник запечатлел суровые северные ландшафты Валаама и Ладоги, горы Швейцарии.

Куинджи создал особый тип романтического пейзажа.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзажVasnetsov_Kuindzhi.jpg

«Портрет художника А. И. Куинджи», Виктор Васнецов. 1869 год, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

#11

«Ай-Петри. Крым» — картина Архипа Куинджи: таинственность синего цвета

«Ай-Петри. Крым» — картина была написана Архипом Ивановичем Куинджи (1842-1910 гг.) в последние годы затворнического периода жизни. Художник изобразил вершину основного хребта Крымских гор. Во весь холст растянулся скалистый массив в виде фигурных зубцов.

Пейзаж выполнен в холодных тонах с эффектом некой цветовой градации: иссиня-черные морские волны, насыщенный ультрамарин и бледная полоса полупрозрачного неба. Произведение порождает чувство непоколебимой мощи природы и ее господствующего величия.

Море и каменные глыбы, словно два таинственных великана, приковывают восторженные взгляды зрителей.

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

  • Название картины: «Ай-Петри. Крым».
  • Архип Иванович Куинджи (1842-1910).
  • Год написания: примерно с 1898 по 1908 год.
  • Размер: 39 х 53 см.
  • Стиль: Реализм, романтизм.
  • Жанр: Пейзаж.
  • Техника: Масляная живопись.
  • Материал: Бумага на холсте.
  • Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

Архип Иванович Куинджи — гениальный русский живописец, мастер философского пейзажа, участник Товарищества передвижников. Он отворил миру дверь к тайнам красочной палитры, повернув сознание других художников к возвышенному изображению природы с помощью уникальной системы дополнительных цветов.

В 1888 году, путешествуя по Кавказу, Куинджи впервые побывал в горах. Их монументальность и благородная тишина оказали огромное эмоциональное воздействие на живописца. Он нашел смелую тему для своего творчества и создал много прекрасных горных пейзажей.

В 2019 году во время экспозиции в Третьяковской галерее картина «Ай-Петри. Крым» была похищена. Но, к счастью, ее быстро нашли и вернули.

На платформе Very Important Lot проходят арт-аукционы, где часто выставляются произведения русских и зарубежных живописцев. Это прекрасная возможность для ценителей искусства пополнить свои коллекции уникальными шедеврами живописи. Особого внимания заслуживают работы современных художников. На сайте вы можете недорого купить картины напрямую у авторов.

Куинджи А. И. – Ай-Петри

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

Архип Иванович Куинджи – мастер такого жанра, как пейзаж. Художник на протяжении всего своего периода творчества создавал разнообразные пейзажные работы, изображая морские, горные, сельские, городские и многие другие сюжеты. И действительно сюжетика его полотен была достаточно разнообразна.

Образцом прекрасного пейзажа с изображением гор можно считать горный пейзаж Куинджи «Ай-Петри. Крым». Данная работа создавалась в период 1898-1908 гг., точная дата создания не установлена. На сегодняшний день полотно выставляется в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Ай-Петри – одна из гор в Крымском горном массиве, который располагается в Ялте. Силуэт горы Ай-Петри, что в переводе с греческого означает «Святой Пётр» образуется от мыса Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом до фигурных зубцов.

Ай-Петри – очень красивая гора с выразительным силуэтным рисунком. Пейзаж Куинджи с изображением горы Ай-Петри максимально прост, композиционно ясен, неутяжелён причудливыми формами и игрой с разными фактурами.

Во весь горизонт растянулись фигурные зубцы Ай-Петри, заполнив собой пространство картинной плоскости от края до края. Таким образом, пространство насыщено горным каменным массивом.

Точно от настоящего живого горного камня от картины исходит холод, ощущение тяжести и преграды.

Созданный пейзажистом эффект цветовой растяжки, начиная от выбеленного светящегося неба до иссиня чёрного горного подножия. Яркие синие краски и в целом весь подбор оттенков придают полотну красивое звучание, звонкое и леденящее точно ветер на вершине горы «Святого Петра».

Куинджи сотворил образ неприступных гор, величественных, гордых, непоколебимых, стойких, точно человек, обладающий святой волей, точно воин, хладнокровно убивающий врагов своей родной земли.

Ко всему, пейзаж красив сам по себе. Синие, ультрамариновые оттенки смотрятся очень активно, ярко и нескучно. Ай-Петри кое-где затянута синим туманом, что придаёт пейзажу загадочности и художественной сложности, окончательно не снижая изначально упрощённую композицию. Гладкие штрихи напоминают глянцевую поверхность фотографического кадра.

Пейзаж ощущается как действительность, как дыхание настоящей жизни. Пейзаж недосягаем, подобно тому, как недосягаемы крутые горные вершины. Высота, холодная и опасная, страшит и манит, привлекает красотой своих очертаний, пугает безмолвием и леденящими порывами ветра. Ведь так легко потонуть в толще этой великолепной синей бездны, сорваться в пропасть с вершины Святой красивой Ай-Петри.

27 января 2019 (в день рождения художника) на глазах у посетителей картина была украдена из Третьяковской галереи. На следующий день возвращена.

Возвращение блудного Куинджи: факты об украденной картине, которая вернется в Третьяковку

В четверг директор департамента музеев Министерства культуры РФ Владислав Кононов сообщил в своем аккаунте в Twitter, что картина вернется на выставку в Инженерный корпус музея.

Что произошло

О пропаже картины стало известно вечером 27 января. Эту информацию подтвердили в Минкультуры. Впоследствии МВД распространило записи с камер видеонаблюдения, на которых видно, как мужчина, снимает со стены полотно и уходит. При этом его никто не пытается остановить. Похититель прикинулся сотрудником музея, вошел в зал в воскресенье днем и беспрепятственно 

Помимо этого, в правоохранительных органах столицы рассказали, что сотрудники полиции узнали о хищении картины, когда приехали в Третьяковскую галерею по вызову из-за кражи шубы.

На эту тему

Куинджи – Ай-Петри – правовой пейзаж

По факту пропажи картины было возбуждено уголовное дело по ст. 164 УК РФ «Хищение предметов, имеющих особую ценность». Утром 28 января стало известно, что сотрудники МВД совместно с ФСБ России задержали подозреваемого в хищении картины. Им оказался 31-летний Денис Чуприков. Кроме того, была обнаружена сама картина. По предварительным данным, полотно не повреждено. 

29 января Таганский суд Москвы во вторник заключил Чуприкова под стражу на два месяца. Согласно постановлению суда, виновность Чуприкова подтверждается протоколами осмотра места преступления и видеозаписями, а также очными ставками со свидетелями. Суд также сослался на то, что предполагаемые сообщники Чуприкова пока не задержаны.

Что нужно знать о картине

Архип Иванович Куинджи (1842-1910 годы) русский художник, в 1877-1878 годах был членом Товарищества передвижных художественных выставок (более известно как движение передвижников — живописцев, противопоставлявших себя официальному академизму и вдохновленных идеями народничества).

«Ай-Петри» одна из работ так называемого крымского цикла художника. Относится к позднему периоду творчества Куинджи, написана в промежутке с 1898 по 1908 годов. Сам художник неоднократно посещал Крым и даже приобрел там земельный участок. Видам Крыма посвящены десятки его работ.

На картине изображена гора Ай-Петри (1234 м), одна из самых известных достопримечательностей Крыма и один из символов полуострова. Входит в состав западной цепи Главной гряды Крымских гор.

После смерти живописца, в 1914 году, московское отделение Общества художников имени Куинджи постановило передать картину «Ай-Петри.

Крым» в дар художественному музею в Мариуполе его родному городу. Однако из-за начала Первой мировой, а затем гражданской войны этого не было сделано.

Впоследствии хранилась в государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, где находится большая часть картин Куинджи.

Размеры 39 см на 53 см, бумага на холсте, масло.

По словам искусствоведа Дмитрия Буткевича, стоимость картины может составлять около $200 тыс. «Это условно, потому что очень мало аналогов аукционных продаж Куинджи за последние 25 лет», уточнил эксперт.

При этом источник в правоохранительных органах заявил, что оценочная стоимость картины полотна составляет около $1 млн. Однако собеседник агентства добавил, что «это же и предполагаемый ущерб от кражи».

Как сообщили в Минкультуры, страховая стоимость полотна оценивается в 12 млн рублей. В документе на сайте госзакупок также подтверждается страховая оценка произведения в 12 млн рублей. Директор департамента музеев Минкультуры РФ Владислав Кононов отметил, что риски на период экспонирования в Третьяковской галерее были покрыты страховым брокером.

Для того, чтобы увидеть возвращенную картину воочию, есть чуть более двух недель — выставка Куинджи пройдет в Третьяковке до 17 февраля

На ней представлены более 180 избранных произведений художника. Помимо полотен из коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, в экспозицию включены произведения из 19 крупнейших региональных собраний, а также музеев стран ближнего зарубежья (Азербайджана, Белоруссии) и одной частной коллекции. 

Последняя мистификация Архипа Куинджи

В Третьяковке устроили проходной двор

В воскресенье вечером из Третьяковской галереи в Москве неизвестный украл картину Архипа КУИНДЖИ «Ай-Петри. Крым».

Действовал в точности по сценарию рязановских «Стариков-разбойников»: под видом музейного работника снял со стены небольшое полотно (его размер 39 на 53 см), вынул из рамы и был таков – сигнализация не сработала.

Говорят, похитители подъехали к зданию в Лаврушенском переулке на белом «мерсе» — и на нем же, вероятно, увезли раритет, стоимость которого оценивается в $ 1 миллион. Кстати, случилось ЧП в день рождения художника – Куинджи появился на свет 27 января 1842 года.

Похищенное полотно: «Ай-Петри. Крым», 1898-1908

На злополучной выставке я была недели три назад. Еще тогда подумала: ходят толпы людей с этажа на этаж, тетеньки за столиком вяло проверяют билетики, пройти без них – нечего делать. В залах не протолкнуться.

Особенно запомнился один – спрятанный где-то в глубине, темный и никаких тебе смотрительниц-божьих одуванчиков. Мальчишке лет десяти стало плохо – видимо, что-то с психикой, и он слишком разволновался и стал кричать.

Мама и бабушка успокаивали его на стульчике. И никто из персонала к ним не подошел.

В общем, то что, случилось, неудивительно. Но картину жалко – она словно испарилась. Когда-то необычно «подсвеченные» полотна Куинджи называли мистическими и пытались разгадать их секрет. У «Ай-Петри» тоже появилась своя тайна.

Эту картину привезли из Русского музея в Санкт-Петербурге специально для московской выставки Куинджи, которая должна продлиться до 17 февраля. Точно не известно, когда Архип Иванович создал «Ай-Петри» — на картине обозначен период с 1898 по 1908 годы.

Это было время, когда художник возвращался к ученикам и поклонникам из добровольного затворничества, затянувшегося почти на тридцать лет. Куинджи никогда не писал с натуры – считал, что только то, что запало в душу, может быть достоверно отображено на холсте.

Глядя на «Ай-Петри», ощущаешь, как от каменной стены веет холодом. А над горной вершиной, там, где ярко синеет небо, словно куражится леденящий ветер.

Крым – любовь художника с ранних лет. В юности он поехал туда, чтобы взять уроки у великого художника-мариниста Ивана Айвазовского. Тот, усмехнувшись, предложил вихрастому пареньку растолочь краски и покрасить забор.

Много позже Архип Иванович купил в Крыму участок, где построил собственный рай: на участке в 270 гектаров с женой Верой они жили буквально в шалаше. В шести квадратных щитах были прорезаны дверь и окно, а верхний щит – крышу — ночью поднимали на шарнирах. Находиться на полуострове и не писать тамошние красоты было невозможно.

Но с Крымом связано и неприятное: именно здесь в 1910-м живописец подхватил воспаление легких, которое подорвало его силы.

Архипа Ивановича Куинджи – «певца света», русского импрессиониста – друзья вспоминали очень чутким и скромным. Не самый приятный повод вспомнить о самых ярких моментах жизни гения, но раз уж он представился, с удовольствием им воспользуемся.

Носил «говорящую фамилию»

Куинджи родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Отца мальчика звали Еменджи — «трудовой человек». А дед был ювелиром и носил прозвище Куинджи. Так записали и внука.

Родители Архипа умерли рано, и он воспитывался у дяди с тетей. Пас гусей, собирал высохший навоз, подрабатывал на постройке церкви, служил у хлеботорговца.

Рос крепким и ловким и мог накостылять любому, однако вставлял тем, кто мучил собак и кошек и несправедливо кого-то обижал.

Позже, получив известность, он раздавал нуждающимся деньги без счета, объясняя это просто: «С детства привык, что я сильнее и помогать должен».

Участвовал в обороне Севастополя

Подростком нанялся ретушером в первую в городе фотомастерскую. А во время Крымской войны в числе греческих добровольцев даже поучаствовал в обороне Севастополя. В это время он сам научился снимать. Особенно интересно было изображать облачное небо через цветные стекла – светофильтры, где белые облака выглядели ярко на фоне туч. Архип пытался открыть фотомастерскую, но дело не пошло.

Поклялся будущему тестю разбогатеть

В отличие от многих представителей богемы, у Куинджи не было витиеватых отношений и несчастной любви. Его любовь была счастливой и прямолинейной — если бы не препятствия, которые чинила ему его бедность. В 17 лет в родном городе он встретил Веру Кетчерджи – девушка тоже была гречанкой.

«Мягкий овал лица, чистая кожа, нос с горбинкой, слегка вьющиеся темные волосы, легкие темные брови», – так описывают ее биографы Куинджи. Но отец девушки, купец Елевферий Кетчерджи, не мог допустить и мысли, что Верочка выйдет за бедного ретушера. Перед юношей было поставлено условие: разбогатеть. Искать лучшей доли он отправился в Санкт-Петербург.

Первой мыслью было – добыть денег, а уж к этому желанию добавлялось стремление стать художником.

Обе попытки поступить в Академию художеств провалились. Но во второй раз, когда Куинджи отчаялся попасть в студенты, его зачислили вольнослушателем.

Женился Куинджи только в 1875-м, уже присоединившись к «Товариществу передвижников» и став известным, — Вера ждала избранника 17 лет. Картины хорошо продавались, появились деньги.

Во Франции Архип Иванович заказал свадебный фрак с цилиндром и предстал в таком виде перед отцом невесты.

Тот все еще колебался, но Вера заявила, что сбежит в монастырь, если батюшка будет противиться браку, и тот сдался.

Чуть не утонул в свадебном путешествии

В свадебное путешествие Куинджи поехали на Валаам – и чуть не разбились во время шторма. Всю ночь их суденышко швыряло по волнам, а утром оно налетело на скалу и разбилось. В шлюпках люди чудом доплыли до бухты. Молодожены не раз возвращались сюда — помолиться. А художник создал серию картин и рисунков, посвященных суровой красоте северной природы.

Уничтожал подделки

В 1880-м состоялась выставка одной картины – «Лунная ночь на Днепре», которая ошеломила публику. Всех дико возбуждал фокус с луной – почему она светится?! Чтобы взглянуть на чудо, люди стояли в очереди часами.

Разумеется, подсуетились и торгаши. Они наловчились выдавать дешевую мазню за шедевры известного мастера. Однажды Куинджи увидел в магазине крохотный пейзаж в тяжелой золотой раме, который продавался за безумные 700 рублей. Продавец, не узнав художника, уверял в подлинности полотна, но Архип Иванович чуть не сбил мошенника с ног и заставил прохиндея уничтожить подделку.

Прооперировал голубя

Около 30 лет Куинджи не выставлялся и не показывал работы никому, кроме жены Веры. С чем было связано добровольное затворничество, никто доподлинно так и не установил. Все это время мастер не сидел сложа руки – им создано более тысячи работ.

Часто трудился прямо на крыше дома, купленного им на Васильевском острове, – с нее открывался чудесный вид. Архип Иванович кормил птиц, которые слетались к нему со всей округи. А однажды прооперировал голубя, который задыхался и кашлял, — мастер вставил ему в горло трубку. Потом этот «пациент» надолго обосновался в его мастерской.

Над живописцем подшучивали: тот готов был лететь на другой конец города, чтобы спасти захворавшую ворону.

Через несколько лет Куинджи продаст этот дом и переберется в жилище поскромнее. Пернатая стая, не найдя друга, вскоре обнаружит его на новом месте в Биржевом переулке. На вырученные от продажи «крыши» деньги художник свозит в Европу двенадцать подающих надежды учеников – познакомиться с современной живописью.

Незадолго до смерти в 1910 году Архип Иванович завещает картины, деньги, землю в Крыму созданному им обществу художников. 100 тысяч рублей он передаст Академии художеств. А десять тысяч пожертвует церкви в Мариуполе, где его крестили и венчали.

У живописца было больное сердце, а пневмония, подхваченная в Крыму, не давала вздохнуть. Страдая от удушья, он даже пытался выброситься в окно. Умер 11 июля на пороге своей комнаты. Всю дорогу до Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге друзья несли гроб художника на руках. А сверху им светило солнце.

В 1952-м прах Куинджи и памятник, установленный на его могиле, перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры (западная часть Некрополя мастеров искусств).

Надежда Пантелеева

Архип Куинджи   воровство   Третьяковская галерея

Архип Куинджи "Ай-Петри.Крым"

А. И. Куинджи (годы жизни: 1842-1910) — знаменитый русский живописец, член общества «передвижников».

Архипа Ивановича Куинджи справедливо называют «русским Моне». Его роль в мире искусства созвучна роли французского импрессиониста. Куинджи открыл русским художникам тайну красочной палитры, он обратил их внимание на многообразие красок и трепетное к ним отношение. Он повернул сознание многих живописцев к изображению прекрасного с использованием ярких, звучных, порой контрастных красок.

Философия живописи Куинджи особенно заметна в его серии морских и горных пейзажей. Его всегда интересовало изображение «возвышенного» образа природы. В горах Куинджи побывал первый раз в 1888 году.

Горы, их величие и тишина сильно подействовали на живописца. Он нашел новую тему своего творчества. он создает очень много картин и этюдов с горными пейзажами.

Причем рисовал он по памяти в своей мастерской.

Особенно горные пейзажи свойственны позднему периоду творчества Куинджи. Одна из таких работ: «Ай-Петри. Крым. Она относится к так называемому «крымскому циклу». Архип Иванович Крым любил и даже купил там землю.  «Ай-Петри» написана примерно с 1898 по 1908 г.

Как видно из название на полотне изображена вершины горы Ай-Петри (высота — 1234 м). Эта гора является одной из самых популярных в Крыму. Ай-Петри — часть Крымских гор, стала настоящим символом Крыма.

Картине свойственно чисто куиндживское «свечение», достигаемое благодаря сочетанию контрастных цветов. Художник смело использовал все оттенки синего, будто разложенные в цветовой гамме от самых темных, глубоких оттенков и тонов до самых легких и светлых. Несмотря на это, картину точно не назовешь монохромной. Контраст между освещенной вершиной горы и вершиной в тени притягивает взгляд. 

После кончины художника, в 1914 гору картина была подарена музею изобразительных искусств в Мариуполе — городе, где родился Куинджи. Но до места назначения картина не добралась — началась Первая мировая, а затем Революция и Гражданская война. Уже после этих трагических событий картина была передана на хранение в Русский музей в Санкт-Петербурге, вместе с десятками других полотен автора. 

Размеры — 39 см на 53 см, бумага на холсте, масло.

«Ай-Петри» была привезена в Москву осенью 2018 года, для участия в выставке работ Куинджи в Третьяковской галерее. Недавно эта картина была украдена из Третьяковской галереи, но, к счастью, ее быстро нашли и вернули. 

Пейзаж Куинджи оценили в три года

Замоскворецкий суд Москвы приговорил к трем годам колонии уроженца Крыма Дениса Чуприкова, который в прошлом году сумел в переполненном зале Третьяковки снять со стены и унести полотно Куинджи «Ай-Петри. Крым».

Это преступление, которое полицейские раскрыли за считанные часы, привело к массовому укреплению систем безопасности в музеях.

Осужденный остался вполне удовлетворен судебным решением, но будет просить о смягчении приговора.

Судья Елена Аверченко признала Дениса Чуприкова виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 164 УК РФ (хищение особо ценного предмета, повлекшее его порчу, уничтожение или разрушение) и приговорила его к трем годам колонии строгого режима.

Прокурор, напомним, просила о четырех годах заключения для подсудимого. В свою очередь, адвокат Светлана Горбунова попросила суд назначить Чуприкову условное наказание, настаивая, что степень общественной опасности совершенного ее подзащитным преступления «преувеличена».

Кража, напомним, была совершена в конце января прошлого года в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи, где проходила выставка работ Куинджи.

Молодой человек, которого явно не смущали камеры видеонаблюдения, снял работу художника со стены и унес ее. В тот же день сотрудники ФСБ и полицейские в ходе совместной операции задержали Дениса Чуприкова. Он был арестован.

Задержанный сообщил, что похищенная картина спрятана в подвале строящегося коттеджа, где он работал. Там ее сыщики и изъяли.

Поначалу предполагалось, что у Чуприкова были сообщники, но позже эта версия отпала.

В итоге следствие пришло к выводу, что молодой человек, который поначалу признавал вину частично, совершил преступления по корыстным мотивам.

Впрочем, уже в суде он заявил, что и вовсе собирался вернуть картину, но не успел, поскольку был задержан, а мотивом кражи было желание прославиться. Похититель обязался заплатить 13 тыс. рублей за ремонт незначительно пострадавшей за время пребывания в тайнике картины.

После приговора молодой человек сообщил, что в целом судебным решением удовлетворен, но будет его обжаловать в надежде добиться смягчения наказания. Это будет возможно, даже если апелляционная инстанция просто изменит режим колонии на общий.

В этом случае время, проведенное Чуприковым под арестом, а это более года, будет пересчитано по формуле «день в СИЗО — полтора дня в колонии», и осужденный сможет уже в самом скором времени подать ходатайство об условно-досрочном освобождении.

Александр Александров

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *