Гибкие условия авансовых платежей и другие налоговые меры в связи с пандемией COVID-19

В свете происходящих прямо сейчас событий важно успевать следить за налоговыми изменениями и мерами поддержки бизнеса, предпринимаемыми со стороны государства. Мы постарались собрать в нашем алерте ключевые предложения и новости по данной теме.

В тексте вы найдете ссылки на важнейшие на сегодня официальные документы (включая принятый сегодня законопроект о поправках в налоговый кодекс), а также их краткий анализ.

Надеемся, что наш алерт будет полезен в вашей работе! Желаем вам здоровья, спокойствия и экономической устойчивости!

Гибкие условия авансовых платежей и другие налоговые меры в связи с пандемией COVID-19

Суть события

В свете складывающейся прямо сейчас сложной экономической ситуации государством предпринимаются беспрецедентные оперативные меры реагирования, прежде всего, в налоговой сфере.

Ряд принципиальных налоговых предложений был озвучен Президентом Российской Федерации 25 марта 2020 года в обращении к гражданам России; во исполнение этих предложений уже предпринят ряд мер. В том числе 31 марта в третьем чтении приняты экстренные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (законопроект № 862653-7);

Правительством Российской Федерации разработан проект Постановления с основными антикризисными мерами, принятие которого ожидается сразу после предоставления Правительству соответствующих полномочий законодателем. ФНС и Минфином России также предложен ряд разъяснений, касающихся налогового администрирования.

Обзор наиболее важных предложений и поправок предлагаем вашему вниманию далее.

Международное налогообложение

Ключевым предложением в данной сфере, прозвучавшим в речи Президента Российской Федерации, стала идея изменить международные налоговые соглашения России таким образом, чтобы перечисление дивидендов за рубеж облагалось в России по общеустановленной ставке 15% несмотря на льготные положения таких соглашений. В выступлении Президента было обозначено, что отказ договаривающихся государств от внесения таких изменений может повлечь за собой денонсацию Россией этих соглашений.

Минфину России на следующий день было поручено в месячный срок разработать предложения по указанному вопросу. Достоверно известно, что изменения не вступят в силу немедленно и точно не будут применяться к доходам, выплачиваемым в 2020 году.

В то же время, по сообщению Минфина России, изменения коснутся не только дивидендных выплат, но и процентов по долговым обязательствам.

Кроме того, налогоплательщикам не стоит забывать об усилившемся в последние годы тренде на переквалификацию многих внутрихолдинговых трансграничных выплат в дивиденды, что не может не оказать влияние на уровень рисков в связи с подобными платежами (см., например, TaxAlert № 110).

  • Дополнительно следует отметить, что, по заверениям Минфина России, указанные изменения коснутся не всех соглашений об избежании двойного налогообложения, а «только так называемых транзитных юрисдикций», «в первую очередь, к Кипру и ряду других аналогичных юрисдикций».
  • По информации Минфина России, «указанные изменения не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками».
  • На сегодня неизвестно точно, каким образом будут осуществлены такие изменения – путем ли непосредственных изменений к действующим соглашениям через подписание дополнительных протоколов, либо через использование жесткого варианта ограничения льгот (LOB) в Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (MLI), которая была ранее ратифицирована и предполагается к вступлению в силу для России с 2021 года.

Делегированное законотворчество

Упомянутым законопроектом № 862653-7 Правительство Российской Федерации наделяется специальными полномочиями по принятию налоговых нормативных актов на период с 01 января по 31 декабря 2020 года (включительно) в области:

  • сроков проведения мероприятий налогового контроля;
  • сроков уплаты налогов, сборов, взносов, направления требований об уплате;
  • сроков предоставления налоговой, бухгалтерской отчетности и иных документов, ответственности за их непредоставление;
  • сроков, порядка, условий предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов
  • особенностей применения способов обеспечения исполнения налоговых обязательств.

Схожие полномочия в отношении сроков уплаты местных и региональных налогов даны главам субъектов Российской Федерации.

При этом если такие сроки меняются не для всех налогоплательщиков, то при выделении «льготных» категорий должны учитываться основные виды экономической деятельности по состоянию на 01.01.

2020, а также некие неконкретизированные в законе данные из реестров ФНС России, налоговой и бухгалтерской отчетности.

Законопроектом прямо предусмотрено правило разрешения возможных коллизий в связи с указанными полномочиями: акты Правительства в соответствующих вопросах будут иметь приоритет перед нормами Кодекса.

Поэтому до конца текущего года при применении перечисленных налоговых правил следует сверяться с актами Правительства России и субъектов федерации.

Соответствующими оговорками дополнены и статьи НК РФ о сроках исполнения налоговых обязанностей (57, 61, 62, 64, 70).

Перечисленные выше полномочия Правительства Российской Федерации внесены и в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Нерабочие дни и налоговые сроки

С учетом того, что Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 с 30 марта по 03 апреля 2020 года были установлены «нерабочие дни», не являющиеся «нерабочими праздничными» или «выходными» днями, о которых идет речь в статье 6.1 НК РФ, возник вопрос о том, признаются ли эти дни рабочими по смыслу НК РФ.

К сожалению с некоторым запозданием, но указанная проблема получила решение в налоговых целях – пункты 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ дополнены ссылкой на то, что введенные Указом Президента «нерабочие» дни не признаются рабочими, как и обычные выходные.

Следовательно, сроки, истекающие в указанные дни, должны быть перенесены на первый следующий рабочий день – на дату настоящего алерта таковым должно признаваться 06 апреля. Исполнение налоговых обязанностей до этой даты возможно, но не является обязательным.

Следует отметить, что ранее Минфин России официальным толкованием позволил перенести и сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности на 06 апреля 2020 года.

Ндфл 

Президентом в числе налоговых мер было предложено ввести налогообложение по ставке 13% процентных доходов по банковским вкладам или инвестициям в долговые ценные бумаги, если сума вклада составляет свыше 1 миллиона рублей. В тексте законопроекта реализация этой идеи и не только выглядит несколько иначе, представляя собой фактическое введение прогрессивного налогообложения для физических лиц.

Применительно к банковским вкладам новой редакцией статьи 214.2 НК РФ с 2021 года предложено учитывать в составе доходов сумму процентов по всем вкладам в российских банках, превышающую расчетную величину «вычета».

Последняя определяется как 1 млн.руб., умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ, установленную на первое число налогового периода. При этом правило о налоговой ставке 35% по вкладам с высокой процентной ставкой отменяется.

Таким образом, ограничение суммы вклада 1 млн. руб. фактически не применяется – если ставка по вкладу окажется выше ключевой ставки, под налогообложение будут попадать и вклады менее 1 млн. руб. Кроме того, предлагается учитывать не каждый вклад в отдельности, а все вклады физического лица в сумме.

Под это правило не будут подпадать процентные доходы по счетам эскроу, а также по счетам, процентная ставка по которым не превышает 1 процента годовых.

По вкладам в иностранной валюте будут действовать те же правила исходя из валютного курса ЦБ РФ на дату получения процентного дохода.

Информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган не позднее 01 февраля года, следующего за налоговым периодом. Исчисление и уплата налога налоговым агентом в данном случае производиться не будет. Напротив, налогоплательщики будут уплачивать НДФЛ самостоятельно на основании налогового уведомления от инспекции до 01 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

Важным нововведением для физических лиц представляется отмена освобождения от налогообложения процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств — участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления. Кроме того, отменено освобождение от налогообложения доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года.

Точно так же отменено освобождение от обложения НДФЛ дохода в виде дисконта, получаемого при погашении обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года.

Страховые взносы

Значимые послабления тем же законопроектом вводятся применительно к страховым взносам для субъектов малого или среднего предпринимательства (МСП). Критерии отнесения бизнеса к таковым установлены статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Читайте также:  Утягивающее белье не подошло. Что решил суд?

Среди прочих требований (к составу участников хозяйственных обществ и видам их деятельности) ключевыми являются критерии по среднесписочной численности (как правило, не выше 250 человек) и по годовому доходу (для средних предприятий – до 2 млрд. руб.).

При этом закон требует внесения субъектов МСП в соответствующий реестр на начало года, ведение которого осуществляет налоговый орган в автоматическом режиме.

Применительно к субъектам МСП для ежемесячных выплат в пользу сотрудников свыше установленного на начало года размера МРОТ установлены специальные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 10% (в пределах МРОТ указанная ставка составляет 22%).

Тем самым ставки взносов для субъектов МСП при выплатах выше МРОТ, но в до достижения предельной величины базы для исчисления взносов будут аналогичны тем, что применяются сегодня к базе свыше этой предельной величины: 10% на пенсионное обеспечение, 5% — на обязательное медицинское страхование, 0% на обязательное социальной страхование на случай временной нетрудоспособности. Социальное страхование от несчастных случаев изменениями не охватывается.

Новые ставки взносов применяются с 01.04.2020 до конца расчетного периода 2020 года. Однако эти же правила будут действовать и с 2021 года.

Преференции субъектам мсп в части сроков исполнения налоговых обязательств

Указанным выше проектом Постановления Правительства Российской Федерации, которое ожидается к принятию в ближайшие дни, предложен ряд мер и послаблений для субъектов МСП применительно к срокам исполнения ими налоговых обязанностей.

Важно, что указанные меры распространяются не на всех, а только на субъектов МСП, включенных в реестр по состоянию на 01.03.

2020 и «ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим, в том числе в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации».

На сегодня определен перечень из 22 наиболее пострадавших отраслей, на которые будут распространены указанные меры поддержки. Среди них: перевозки, деятельность в сфере культуры и организации мероприятий, туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, бытовые услуги населению, дополнительное образование. Впрочем, указанный перечень наверняка будет еще корректироваться и расширяться.

Среди мер поддержки для попавших в перечень субъектов МСП (организаций и ИП):

  • отсрочка на шесть месяцев по уплате налога на прибыль, единого налога при ЕСХН и УСН;
  • отсрочка на шесть месяцев по уплате авансовых платежей по всем налогам (кроме НДС) за 1 квартал, на 4 месяца – для авансовых платежей за 2 квартал 2020 года;
  • для субъектов МСП, признаваемых микропредприятиями (численность до 15 человек и выручка до 120 млн. руб. в год), отсрочка на полгода по уплате страховых взносов (4 месяца – по взносам, начисленным на вознаграждения физическим лицам за июнь и июль 2020 года).

Примечательно, что одновременно ФНС России соответствующим Письмом приостановила мероприятия, направленные на принудительное взыскание задолженности с субъектов МСП, а также организаций, попавших в перечень наиболее пострадавших отраслей. Первоначально указанный срок действия данных мер (01.05.2020) в настоящее время отсутствует.

Иные меры правительства рф

В числе прочего названным проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие важные для налогообложения меры:

Изменения налогового законодательства РФ в связи с пандемией — Юникон

02 апреля 2020

Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 внесло изменения практически во все сферы жизнедеятельности нашей страны, что в свою очередь не могло не сказаться и на вопросах налогообложения. За последние дни государственными органами подготовлены значительные поправки в налоговое законодательство Российской Федерации, на основных из которых мы остановимся ниже.

Меры поддержки налогоплательщиков

Ряд предлагаемых мер призван помочь преодолеть неблагоприятные последствия эпидемии. В фокусе субъекты, которые, по мнению государства, больше всего нуждаются в защите: малый и средний бизнес, микропредприятия, индивидуальные предприниматели и организации пострадавших отраслей (туризм, культура, общественное питание и т. п.).

Среди предлагаемых мер поддержки можно назвать следующие.

1. Продление сроков уплаты налогов для малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей

Предусматривается, что для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП[1])[2] и ведущих деятельность в пострадавших отраслях, будет введено:

  • продление на 6 месяцев сроков уплаты налога на прибыль организаций, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН, за 2019 год;
  • продление на 6 месяцев сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогу), за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на I квартал 2020 года (на четыре месяца — за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года);
  • будут установлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года — не позднее 30 октября 2020 года, за второй квартал 2020 года — не позднее 30 декабря 2020 года.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержден Правительством РФ (далее – Перечень) и по информации на 30 марта 2020 года включает следующие сферы деятельности:

  • авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки;
  • культура, организация досуга и развлечений;
  • физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт;
  • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма;
  • гостиничный бизнес;
  • общественное питание;
  • деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений;
  • деятельность по организации конференций и выставок;
  • деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)[3].

2. Перенос сроков, приходящихся на нерабочие дни

В статью 6 НК РФ[4] внесены поправки, согласно которым к рабочим дням не относятся нерабочие дни, признаваемые таковыми актом Президента Российской Федерации[5].

Соответственно, для налогоплательщиков это означает, что все сроки, в том числе относящиеся к сдаче отчетности, исчисляемые в рабочих днях и приходящиеся на период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, переносятся на ближайший рабочий день после этих дат. По состоянию на сегодняшний день – на 6 апреля 2020 года.

Минфин и ФНС России уже разъяснили вопрос о сроках представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год: днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в 2020 году является первый рабочий день, следующий за 31 марта 2020 года, то есть 6 апреля 2020 года.

Кроме того, нужно учитывать, что таким образом продлевается время не только на сдачу отчетности, но и на перечисление налогов в бюджет. В частности, уплата налога на прибыль «привязана» к дате сдачи декларации за год (п. 1 ст. 287 НК РФ), что в случае принятия в ближайшие дни данного законопроекта и вступления его в силу позволит на неделю перенести срок уплаты налога.

3. Перенос сроков уплаты страховых взносов микропредприятиями и ИП

Следующая предлагаемая мера — продление сроков уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, для плательщиков страховых взносов, ведущих деятельность в отраслях российской экономики согласно Перечню, включенных по состоянию на 01.03.2020 в реестр МСП и признаваемых микропредприятиями:

  • на 6 месяцев за период март — май 2020 года;
  • на 4 месяца за период июнь — июль 2020 года.

Для индивидуальных предпринимателей продлеваются сроки уплаты страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года, исчисленных с суммы дохода ИП, превышающей 300 000  рублей.

4. Приостановление проверок

Проектом Постановления Правительства РФ планируется, что до 1 июня 2020 года должны быть приостановлены[6]:

  • вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также течение сроков, предусмотренных НК РФ, в отношении этих проверок;
  • течение сроков, предусмотренных статьями 100 НК РФ (оформление результатов проверок), 101 НК РФ (вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверок), 101.4 НК РФ (производство по делу о предусмотренных НК РФ нарушениях);
  • вынесение налоговыми органами в соответствии с пунктом 3 статьи 76 НК РФ решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств.

ФНС России приказом от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@ установила, что:

  • приостановлено до 1 мая 2020 года вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение;
  • исключено проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т. п.);
  • процедуры, связанные с вынесением решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ), а также производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (ст. 101.4 НК РФ) проводить по телекоммуникационным каналам связи, а также с использованием каналов видеоконференцсвязи.
Читайте также:  Выполнение работы в период временной нетрудоспособности

5. Продление сроков

Правительством РФ предполагается продлить, в частности[7]:

  • на 3 месяца срок представления налогоплательщиками, налоговыми агентами налоговых деклараций (за исключением деклараций по НДС), расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок представления которых приходится на период март — май 2020 года;
  • на 20 рабочих дней срок представления налогоплательщиками документов, пояснений и иных сведений по требованию о представлении документов (информации, пояснений), обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах, при получении таких требований в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года;
  • на 3 месяца срок представления организациями, в отношении которых не проводится налоговый мониторинг, заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

В результате переноса сроков подачи налоговых деклараций должна также появиться возможность переноса уплаты на три месяца авансовых платежей по налогу на прибыль, поскольку они уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

6. Налоговые санкции и направление требований

Кроме того, налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК РФ (непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года), не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется. Это несомненный плюс для налогоплательщиков, которые в связи с переводом работников на удаленную работу и закрытием офисов физически не смогут вовремя предоставить документы по запросу налогового органа.

Предельные сроки направления требования об уплате[8] и принятия решения о взыскании[9] увеличиваются на 6 месяцев, что даст налоговым органам дополнительный временной отрезок для направления требований об уплате и принятия решения о взыскании налогов, страховых взносов штрафов, пени и процентов.

7. Приостановление взысканий

Уже на сегодняшний день, согласно информации, размещенной на сайте ФНС России[10], применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года:

  • для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в Единый реестр МСП;
  • для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок;
  • для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии;
  • для иных отраслей, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки (перечень таких отраслей утвержден Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики);
  • для субъектов МСП также откладывается принятие решений о приостановлении операций по их счетам для обеспечения взыскания задолженности.

На этом же сайте можно найти перечни налогоплательщиков (гостиницы, санатории, туроператоры, турагенты, авиаперевозки, аэропорты, сфера искусства, культуры, кинематографии и др.), по которым приостанавливается взыскание.

8. Пониженные ставки страховых взносов

Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами МСП в отношении части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, на начало расчетного периода законопроектом предлагается снизить страховые взносы до 15% со следующей разбивкой:

  • на обязательное пенсионное страхование — 10%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0 процентов;
  • на обязательное медицинское страхование — 5 процентов.

Меры, направленные на пополнение бюджета

Помимо мер поддержки предусматриваются шаги, повышающие налоговую нагрузку в следующих случаях.

1. Отмена пониженной ставки по дивидендам и процентам согласно международным соглашениям

Правительству РФ до 25 декабря 2020 года[11] поручено определить перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечить внесение в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а в случае недостижения договоренностей о внесении соответствующих изменений прекратить действие таких договоров.

По информации Минфина России, указанные изменения будут применяться к транзитным юрисдикциям (Кипр и аналогичные) и не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками. 

2. НДФЛ по вкладам

1 апреля 2020 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в НК РФ, предусматривающий, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению.

Налоговую базу в этом случае налоговый орган посчитает как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

Кроме того, придется заплатить НДФЛ по ставке 13% доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также по государственным (муниципальным) ценным бумагам.

Данные изменения вступают в силу 1 января 2021 года. По итогам налогового периода информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган, и налог будет уплачиваться физическими лицами самостоятельно на основании полученного от налогового органа уведомления до 1 декабря года, следующего за окончанием налогового периода. 

[1] https://ofd.nalog.ru/

[2] Проект Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», подготовлен ФНС России, ID проекта 02/07/03-20/00100768.

[3] https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9704633/

Антивирусный закон: перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и отмена проверок в период пандемии

Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи налоговой отчетности, а также приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции. Рассказываем, какие послабления получит бизнес на время борьбы с пандемией.

Перенос сроков уплаты налогов

В соответствии с подписанным законом Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам. 

Касается это не только федеральных налогов. Правительство получило соответствующее право и в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, которые устанавливаются региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Новые сроки уплаты налогов установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

На 6 месяцев переносятся сроки уплаты:

  • налога на прибыль за 2019 год;
  • налогов и авансов по ним, за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на март и I квартал 2020 года;
  • единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН за 2019 год. 

На 4 месяца переносятся сроки уплаты:

  • налогов, кроме НДС, уплачиваемых за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года

На 3 месяца переносятся сроки уплаты:

  • НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей.

На 30 октября 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года.

На 30 декабря 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу завторой квартал 2020 года.

Кроме того, для микропредприятий (и только для них!) пострадавших отраслей экономики были перенесены и сроки уплаты страховых взносов. Так, на 6 месяцев продлен срок уплаты страховых взносов за март–май 2020 года. На 4 месяца продлен срок уплаты страховых взносов за период июнь и июль 2020 года и фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года. 

Для кого перенесут сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, а также страховых взносов будут переноситься не для всех организаций и ИП.

В соответствии с правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409, сроки уплаты налогов перенесены для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.

2020 в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19.

Действующий перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434. 

Такие организации и ИП определяются по основному виду деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП.

Читайте также:  Параллельный импорт не будет считаться нарушением

Что касается других мер поддержки (переноса сроков сдачи отчетности, приостановления проверочных мероприятий и неприменения штрафов), то они будут предоставлены всем организациям и ИП.

Перенос сроков сдачи налоговой отчетности

Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.

На 3 месяца перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам (за исключением деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам), срок представления которых приходится на март–май 2020 года;
  • бухгалтерской отчетности.

До 15 мая 2020 года перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

На 20 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованию налоговых органов, полученных в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.

На 10 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованиям, касающимся НДС.

Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день. 

Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.

Приостановление налоговых проверок

До 31 декабря 2020 года Правительство РФ получило полномочия по приостановлению, отмене и переносу на более поздний срок всех мероприятий налогового контроля, в том числе и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

До 1 июня 2020 года приостановлено:

  • вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок;
  • проведение уже назначенных выездных налоговых проверок;
  • назначение и проведение проверок соблюдения валютного законодательства.

Помимо всего прочего, Правительство РФ получило право устанавливать основания и условия неприменения штрафов за непредставление в ИФНС налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов/сведений.

На данный момент, согласно постановлению от 02.04.2020 № 409, временно не применяются налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. 

Уже начатое производство по таким нарушениям будет прекращено.

Кроме того, запрещено вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств за несвоевременную сдачу отчетности. Блокировка счетов не будет применяться вплоть до 1 июня 2020 года.

  • Возможно, позднее правительство дополнит перечень оснований для освобождения организаций и ИП от налоговой ответственности. 
  • Материал взят с сайта Бух.1С
  • Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Изменения в НК РФ: компаниям предоставлено право рассчитывать авансовые платежи исходя из фактической прибыли. Скорректированы положения о доходах и расходах в связи с распространением COVID-19

17 апреля 2020 г. Госдума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон). Положения Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Согласно принятому Закону:

  • при определении базы по налогу на прибыль в составе доходов не учитываются субсидии, полученные из бюджета РФ в связи с распространением COVID-19. Сняты ограничения по вычетам предъявленного НДС по товарам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам, приобретенным за счет указанных субсидий;
  • разрешено относить на расходы затраты на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной защиты, понесенные в связи с распространением COVID-19 (в т.ч. для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕСХН). Такие расходы, как и расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) COVID-19, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Расходы на приобретение указанных медицинских изделий, относящихся к амортизируемому имуществу, подлежат единовременному учету;
  • изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. В течение 2020 года налогоплательщики вправе уплачивать их, исходя из фактической прибыли. Увеличен до 25 млн. рублей порог доходов, при котором налогоплательщики могут уплачивать авансовые платежи поквартально.

Подробный анализ новых нормативных положений приведен ниже.

1. Субсидии субъектам МСП не учитываются при определении налоговой базы

Согласно Закону доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи распространением COVID-19 налогоплательщиками – субъектами МСП (по состоянию на 1 марта 2020 г.), ведущими деятельность в пострадавших отраслях, перечень которых утверждается Правительством РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ)

Сняты ограничения по вычетам предъявленного НДС по товарам (работам, услугам), в т. ч. основным средствам, приобретенным за счет указанных субсидий, а также отменена обязанность восстанавливать соответствующие суммы вычетов, которые предусмотрены положениями пункта 2.1. и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ: в отношении указанных субсидий эти положения не применяются.

2. Возможность учёта расходов на приобретение медицинских изделий для диагностики COVID-19, приборов и лабораторного оборудования, спецодежды и средств защиты, на дезинфекцию помещений

Законом дополнен список прочих расходов.

Так, состав прочих расходов дополнен расходами на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), включая расходы на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (подп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Затраты на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) COVID-19 подлежат единовременному учету, а не списываются путем амортизации (подп. 11 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Расходы на обеспечение нормальных условий труда, перечисленные в подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, дополнены расходами на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санэпидтребований в связи с распространением COVID-19.

Теперь расходы на спецодежду и средства защиты могут уменьшать налогооблагаемую базу безотносительно к перечню, предусмотренному подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, отсылающему к регулированию вредных и опасных условий труда. Аналогичные нормы введены для лиц, применяющих ЕСХН (подп. 46 п. 2 ст. 346.5) и УСН (подп. 39) п.1 ст. 346.

16 НК РФ).

3. Переход на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактических показателей

Для оплаты ежемесячных авансовых платежей в течение 2020 г. налогоплательщик теперь вправе использовать показатели фактической прибыли.

Такое право возникает начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Авансовые платежи, уплаченные в прежнем порядке за первые три месяца 2020 г.

, возврату не подлежат, однако сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм.

Для применения нового порядка Законом установлена следующая процедура и сроки:

  1. Изменение порядка исчисления авансовых платежей нужно отразить в учетной политике организации.
  2. Об изменении порядка исчисления авансовых платежей необходимо уведомить налоговый орган по месту нахождения организации (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Если переход осуществляется, начиная с отчетного периода четыре месяца, уведомление должно быть подано в налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года

Отметим, что с 15 млн. до 25 млн. рублей увеличена предельная величина доходов от реализации, при которой налогоплательщики в течение 2020 г. могут уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально.

4. Освобождение от НДФЛ

К доходам, не подлежащим налогообложению НДФЛ, отнесены доходы:

  • в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения этой инфекцией, произведенные за счет бюджетных ассигнований (п. 81) ст. 217 НК РФ);
  • доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи распространением COVID-19 налогоплательщиками – субъектами МСП (по состоянию на 1 марта 2020 г.) и ведущими деятельность в пострадавших отраслях, перечень которых утверждается Правительством РФ (п. 82) ст. 217 НК РФ).

Вступление в силу

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года.

Это означает, что расходы, понесенные налогоплательщиками для защиты от COVID-19 до даты принятия Закона, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы.

Субсидии, полученные компаниями-субъектами МСП в связи с COVID-19 до вступления в силу закона, также не будут учитываться в доходах налогоплательщиков.   

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *