Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Официальная статистика Генеральной прокуратуры РФ говорит о том, что из общего количества зарегистрированных преступлений по стране, например, в 2016 году (2 млн. 160,1 тыс.

) только около 1% принадлежит должностным преступлениям, из которых  0,1%  — статье 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями, и почти в равной доле – по 0,2% — преступлениям по статьям 290 и 291 УК РФ – получение и, соответственно, дача взятки.

Причем с годами это соотношение особо не претерпевает изменения, как и тенденция совершения самих преступлений.

2014 2015 2016
Зарегистрировано преступлений:
по ст. 285 — злоупотребление должностными полномочиями 2286 2331 2352
по ст. 290 УК РФ (получение взятки) 5980 6495 5344
по ст. 291 УК РФ (дача взятки) 5913 6816 4640
Количество преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд:
по ст. 285 1263 1342 1395
по ст. 290 5515 5242 4839
по ст. 291 5009 5564 3708

Но что стоит за «сухими» цифрами? Много или мало совершается преступлений против интересов государственной службы и преступлений коррупционной направленности, учитывая полутора миллионную армию чиновников? Оставив возможность исследования этого вопроса, обозначим основные причины возбуждения данной категории уголовных дел.

Виды должностных преступлений

В самом понятии «должностное преступление» заложены основные признаки, по которым те или иные деяния можно отнести к данной категории деяний.

Во-первых, преступление посягает на нормальную деятельность государственного или муниципального аппарата (его органов), во-вторых, – общественно опасное деяние должно быть связано со служебным положением лица.

Этой категории преступлений отведена специальная глава УК РФ (гл. 30). К наиболее распространённым их видам относятся:

  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
  • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • получение взятки (ст. 290);
  • дача взятки (ст. 291);
  • служебный подлог (ст.292);
  • халатность (ст.293).

Основные причины возбуждения дел по должностным преступлениям

Народная мудрость гласит: «Дыма без огня не бывает». Действительно, у всего должна быть своя причина.

Но кто «разжигает огонь», в какую сторону дует при этом «ветер» и, собственно говоря, кто подбрасывает «дровишки», а главное – что делать, чтобы «тлеющая головешка» не стала причиной «пожара» — с этими вопросами может разобраться только опытный «пожарный» — адвокат по должностным преступлениям.

Основные мотивы и причины, способствующие совершению должностных преступлений, по которым правоохранительные органы возбуждают уголовные дела, следующие:

  1. Стремление к незаконному обогащению со стороны должностных лиц. Справедливости ради нужно сказать, что большинство уголовных производств возбуждается обоснованно.

    Другое дело, что следственные мероприятия, оформление тех или иных следственных действий идет с нарушением действующего законодательства.

    Здесь роль адвоката сводится к тому, чтобы не было допущено никаких нарушений в ходе досудебного следствия, а в процессе рассмотрения дела в суде – построить защиту таким образом, чтобы его Доверителю суд максимально смягчил наказание. 

  2. Ошибочный взгляд отдельных чиновников на государственную службу как на источник улучшения материального благосостояния.

    Нередко правоохранители, «высасывая» уголовное дело «из пальца», превращают «муху» в «слона», изменяя квалификацию преступлений подследственного, «рисуя» новые эпизоды и так далее.

    А причина этого может быть банальной – вынудить нас с Вами уплатить мзду, ведь всегда проще договориться с тем, кому грозит большее наказание. Психологически это действует во многих случаях безотказно. В этом случае адвокат не даст возможности следователю запугать и запутать Доверителя.

  3. Устранение конкурентов. Правоохранители в этом случае могут действовать или в угоду собственным бизнес-интересам, расчищая «теплое» место для своих «доверенных лиц», родственников, «деловых партнеров» или выполнять чей-то «заказ».

  4. Ошибочное представление отдельных чиновников на цели службы и на допустимость тех или иных методов достижения положительных показателей и результатов. В этом плане одним из наиболее показательных примеров является провокация взятки, при которой лицо по сути принуждается к совершению преступления, которого никогда бы в обычных условиях не совершило.

Отличительные характеристики уголовных дел, связанных с должностными преступлениями

К данной категории относятся преступления, совершаемые специальным субъектом – представителями власти и должностными лицами, которые, пользуясь своим служебным положением, неправомерно обогащаются или пытаются это делать, причиняют (или пытаются причинить) существенный вред нормальной деятельности гос.оргнанов или органов местного самоуправления.

При этом следует иметь в виду, что сотрудники негосударственных и коммерческих структур (хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и т.д) не подпадают под действие указанных выше статей УК РФ.

Велико ли наказание?

Совершение должностного преступления предусматривает определенную меру воздействия на преступника, санкция, которая может быть в виде:

  • штрафа различных размеров;
  • лишения права занимать должность на определенный срок/заниматься конкретным видом деятельности;
  • принудительных работ;
  • ареста;
  • лишения свободы и т.д.

То или иное наказание, ответственность за должностное преступление, в том числе по делам о взяточничестве, должны быть применены и могут наступить только после полного, объективного рассмотрения дела судом при строго индивидуальном подходе, с учетом:

  • общественной опасности содеянного;
  • личных мотивов должностного лица;
  • целей, которые он преследовал;
  • характера и тяжести причиненного вреда;
  • продолжительности совершения преступления;
  • характеристики личности подсудимого;
  • иных факторов.

Об этом говорится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9.07.2013 г. N 24 г.

Основная задача адвоката как раз и сводится к тому, чтобы построить линию защиты таким образом, чтобы показать суду наличие смягчающих обстоятельств, добиться освобождения от ответственности при наличии к тому не реабилитирующих оснований, а также от наказания, если обвинение обоснованное. В досудебном производстве и при рассмотрении дела в суде адвокат – та единственная «ниточка», защита, которая может сработать максимально эффективно.

Для чего нужен адвокат и как действует его защита при должностных преступлениях

Во многих случаях чиновники становятся и обвиняемыми, и жертвами одновременно. Вот только статус в одном случае официальный, а в другом – нет.

Жертвой произвола силовиков может стать практически любой чиновник, если за ним не стоит «третьей» силы. Здесь не помогут попытки самостоятельно построить защиту своих прав и интересов.

Причем реальных, что называется, железобетонных оснований для обвинения вовсе не нужно.

Для того, чтобы поставить «галочку» в своей квартальной отчетности, силовику достаточно нескольких дел, переданных в суд, с хорошей доказательной базой: необходимыми проведенными следственными действиями, письменными доказательствами, фото- и видеосъемкой.

Другие уголовные дела могут «шиться белыми нитками», с привлечением подставных свидетелей, липовыми экспертизами, на скорую руку и зачастую – задним числом составленными протоколами и т.д.

Все это часто направлено только для одного – запугать потенциальную «жертву», она же – подозреваемое лицо, чтобы было чем вести торг, причем напрямую (ни в коем случае не прибегая к попытке привлечь адвоката в качестве посредника), и вымогать для закрытия производства кругленькую сумму.

Конечно же, незнание всех нюансов уголовного и уголовно-процессуального права только играет на руку силовикам – так легче манипулировать подозреваемым, обвиняемым и «ломать» его слабую защиту. Более того, следователь имеет привычку запугивать своих «жертв», создавая иллюзию «последнего дня Помпеи».

Например, обвиняя лицо по части 1 статьи 290 УК РФ – получение взятки, он обязательно будет говорить о предусмотренной этой статьей санкции в виде лишения свободы до 3-х лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

При этом забудет упомянуть, что та же часть данной статьи говорит о более легком наказании, например, лишении свободы в несколько месяцев без какого-либо штрафа, или без лишения свободы, но с уплатой штрафа в размере заработной платы за период до 2-х лет (а это может составлять в 2017 году, с учетом минимального размера зарплаты, всего от 200 тыс.

рублей). И то, это возможно в том случае, если будет собрана законным путем «железная» доказательная база, а в отношении лица вынесен соответствующий обвинительный приговор.

Более того, следователь постарается строить обвинение не по одной, а сразу по нескольким статьям УК РФ, чтобы усилить эффект «слона».

Существующая этика взаимоотношений правоохранительных и судебных органов говорит о том, что раз уж дело передано в суд, то очень желательно иметь обвинительный приговор, дабы не портить отчетную статистику.

К сожалению, во многом это соответствует действительности, но адвокат и в этом случае сможет построить защиту таким образом, чтобы нивелировать нависшую угрозу над Доверителем или максимально смягчить ее.

Кстати, и мера пресечения подследственному может выбираться не в виде подписки о невыезде, а более жесткая, дабы усилить психологический прессинг. Таким образом, следственные органы «подводят клиента» к «решению вопроса» либо даче признательных показаний еще на этапе следствия.

Адвокат по должностным преступлениям поможет выйти из сложного положения с минимальными потерями, обойтись «малой кровью», используя весь свой багаж знаний и практический опыт работы.

Таким образом, часть следственных действий, а нередко и вся «кропотливая» работа следователя может быть сведена к нулю.

Только адвокат, специализирующийся на оказании услуг по уголовным делам и имеющий соответствующий опыт, справиться с задачей доказывания факта наличия провокации взятки при наличии последней с учетом имеющейся практики нашего высшего судебного органа, а также Европейского суда по правам человека.

Первичная консультация по экономическим преступлениям и защите бизнеса бесплатно.

Чем смогут помочь специалисты АК «Судебный адвокат»

Правовая защита при должностных преступлениях от Адвокатской компании «Судебный адвокат» подразумевает оперативное подключение высококвалифицированного адвоката, как на стадии доследственной проверки, так и после возбуждения уголовного дела.

Поэтому, если вас подозревают или обвиняют в подобного рода преступлениях, в частности, злоупотреблении должностными полномочиями или превышении ними, получении или даче взятки, служебном подлоге или халатности, рекомендуем незамедлительно обращаться за помощью к адвокату для полной, квалифицированной защиты.

Неоспоримым преимуществом наших адвокатов является опыт прохождения службы на следственных должностях в органах прокуратуры г. Москвы; традиционно должностные преступления относились и относятся к подследственности следователей Следственного комитета России (ранее – следователей прокуратуры).

А наличие обширного опыта непосредственно деятельности, как адвоката, в том числе по категории дел, связанных с должностными преступлениями, позволяют нам с успехом защищать права и отстаивать интересы Доверителей и получать в результате решения, удовлетворяющие наших клиентов.

Проверенное временем правило гласит о том, что чем раньше вам окажут квалифицированную юридическую помощь, тем больше шансов на удачный исход дела.

Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Вы обращаетесь к нам и описываете свою правовую проблему

Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Адвокат консультирует вас по вашей проблеме

Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Подбираем лучшие варианты для решения вашей правовой проблемы

Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Обсуждаем необходимый для вас вид и объем юридической помощи

Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Заключаем с вами договор и приступаем к работе по вашему делу

Должностные преступления

Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Должностные (служебные)
преступления способны приводить к крупным авариям или сбоям в работе
производственных предприятий, они могут наносить вред людям, в том числе их
здоровью, или причинять значительный материальный ущерб.

Читайте также:  Поклажедатель не обязан платить за хранение не переданного хранителю имущества

Расследование таких
правонарушений – непростая задача. Если вы оказались обвиняемым или
пострадавшим от таких противоправных действий, опытный адвокат по
экономическим и должностным преступлениям
поможет квалифицированно
разобраться в ситуации, собрать доказательства, проследит за выполнением
требований УПК.

Понятие
должностного преступления

Под словами «должностное
преступление» в УК РФ понимаются неправомерные действия лица, у которого есть
специфические права. Кроме того, функции, выполняемые служащим, должны быть
обоснованы с точки зрения закона. И третье условие – такой человек должен
работать в определенной организации, учреждении, органе.

К числу должностных лиц в России
относятся

  • сотрудники
    органов государственной власти;
  • лица,
    занимающие руководящие должности хозяйственного, административного,
    распорядительного характера в государственных структурах и учреждениях;
  • руководители
    различных подразделений в Вооруженных силах.

Виды должностных
преступлений

Если должностное лицо в своей
работе не следует правилам, установленным в организации, то есть нарушает их,
это квалифицируется как служебное преступление. В УК выделяется несколько
основных разновидностей служебных нарушений.

  • Халатность означает неисполнение либо неправильное или некачественное исполнение служащим своих обязанностей. Данный вид правонарушений регламентируется статьей 293 УК и часто приводит к материальному ущербу для третьих лиц или предприятий. Важный признак халатности – безответственное отношение лица к своим служебным обязанностям, в результате чего преступление происходит по неосторожности, и умысла в нем не содержится. Если это приводит к тяжелым последствиям для здоровья людей, виновный может понести уголовное наказание.
  • Получение взятки за предоставление определенных преимуществ или льгот. Взятка может быть передана заинтересованным лицом лично либо с привлечением посредника. Это могут быть деньги или ценные бумаги, имущество, приобретение или передача в аренду помещения, турпутевки и посещение санатория, ремонт и строительство, приватизация бизнеса, перевод денег между счетами, либо иные выгоды для получателя. В обмен за взятку должностное лицо может не только давать льготы, но и останавливать действия, которые могут быть негативными для ИП или компании, к примеру, не проводить проверку. За такие действия в УК предусмотрена уголовная ответственность. Чтобы исключить завуалированные взятки в виде подарков, в статье 575 ГК оговаривается запрет дарить государственным или муниципальным служащим презенты, которые стоят более трёх тысяч рублей.
  • Дача взятки другим лицам, когда служащий, получив взятку, передает ее другому должностному лицу, чтобы достичь каких-либо личных целей или решить задачи всей организации. Если взятка передается через посредника, то он также несет ответственность, если доказано, что он знал, что происходит.
  • Подлог – добавление в официальные документы недостоверных сведений в личных корыстных интересах, чтобы незаконно присвоить себе имущество или скрыть воровство. Ответственность за это могут несть не только должностные лица, но и сотрудники госорганизаций. Согласно УК, такие преступления оцениваются как мошенничество.
  • Ложные показания могут иметь вид намеренного неверного заключения эксперта, неправильная оценка фактов, неграмотного перевода с иностранного языка, которые помогают нарушителю закона избежать ответственности. Такие действия квалифицируются УК в статье 307.
  • Незаконное участие в бизнесе является достаточно распространенным в России. Выглядит это следующим образом: служащим открывается коммерческая фирма или служащий принимает участие в ее управлении, что запрещено в РФ законом. Чтобы доказать, что служебное нарушение имело место быть, необходимо выявить взаимосвязь между действиями данного лица и теми преимуществами, которые получило частное предприятие.

Злоупотребление, превышение, присвоение
полномочий

В УК также рассматривается несколько
типов нарушений, связанных с незаконным использованием служебных полномочий.

  • Злоупотребление служебными полномочиями. Ответственность за этот вид преступлений регулируется статьей 285 УК РФ. Если лицо пользуется своими служебными возможностями для личной пользы, то может понести повышенную ответственность. Возможно тюремное заключение.
  • Превышение должностных полномочий означает, что лицо совершает действия, которые не входят в его компетенцию и на которые он не имеет права. Сюда включаются действия, входящие в обязанности другого сотрудника организации; единоличное принятие решений по вопросам, которые могут решаться только коллегиально; выполнение неких действий, для которых у лица нет полномочий; совершение противозаконных действий. Превышением служебных полномочий считаются нанесение другому человеку побоев, его истязание, лишение свободы не по закону, причинение вреда здоровью; убийство, которое было запланировано. Это относится к числу серьезных правонарушений, наказание за которые предусмотрено статьями 286 УК РФ, 105 и 111.
  • Присвоение полномочий другого служащего для совершения противоправных действий, которые ведут к нарушению интересов или прав общества, какого-либо предприятия, гражданина или многих людей. Такие действия указаны в статье 30 УК: лицо может объявить себя другим сотрудником, использовать подложные документы, пользоваться спецодеждой и так далее. Причем то, что делает такой сотрудник, должно преследовать материальную цель – получение личной наживы. В статье 288 УК описываются возможные варианты наказания.

Особенности
расследования должностных преступлений

При расследовании служебных правонарушений
органы следствия должны доказать, что

  • лицо
    обладает полномочиями, дающими ему специфические возможности, и это закреплено
    в соответствующих документах (уставе организации, положениях, инструкциях и
    другой нормативной документации);
  • было
    действительно совершено нарушение, то есть полномочия, которые есть у человека,
    занимающего определенную должность, он использовал, чтобы решить свои личные
    вопросы.

Действия могут
квалифицироваться как служебное преступление, если

  • они
    вступили в противоречие с задачами и целями, которые стоят перед данной
    организацией;
  • человек,
    обладающий властью, совершил какие-либо действия или же бездействовал, и это
    привело к нарушениям интересов госорганизации или государства в целом;
  • присутствует
    корыстная заинтересованность должностного лица, то есть оно стремилось получить
    некую выгоду лично для себя;
  • правонарушение
    обладает материальным составом, то есть выгода, к которой стремится человек,
    является имущественной.

Наказание за
служебное преступление

Обвиняемым в должностных
преступлениях может грозить наказание в виде административной и уголовной
ответственности.

В зависимости от состава правонарушения лицо, чья вина
доказана в суде, может быть подвергнуто штрафу или понести наказание в виде
лишения свободы – в тюрьме или колонии.

Также могут назначаться принудительные
работы и накладываться запрет на работу по определенной должности в течение
определенного периода времени.

При вынесении решения суд
учитывает все обстоятельства дела, в том числе применение при совершении
преступления технических средств, которые выдаются на службе, например, оружия,
наручников, резиновых палок и так далее. Виновный лишается свободы, если в
результате противоправных действий пострадавший человек погиб.

При получении взяток отягчающим
обстоятельством является вымогательство (статья 163 УК), когда
должностное лицо вынуждает дать ему деньги или другие материальные вещи в обмен
за отказ совершать негативные действия в отношении ИП или предприятия. В этой
статье отдельно оговариваются правонарушения медработников, которые требуют от
пациентов заплатить некоторую сумму денег или передать имущество в обмен за
выполнение своей работы ответственно и осторожно.

Получение взятки или дача взятки в крупном размере оговаривается в статье 290 УК, где предусмотрено наказание в виде штрафа до миллиона рублей либо в сумме заработной платы виновного за два года, или в размере 10-50 кратной суммы взятки.

Также виновный лишается права работать на определенных должностях или в какой-то сфере до трех лет. Возможно также наказание в виде принудительных работ до пяти лет. Срок давности по служебным преступлениям зависит от конкретного состава правонарушения.

Квалифицированная
юридическая помощь

Должностным правонарушениям в
практике следственных и судебных органов уделяется особое внимание, поскольку
они обладают существенными отличиями от преступлений частных лиц.

  • У должностных лиц, наделенных властью, больше возможностей, чем у просто человека, совершить правонарушение.
  • Последствия таких действий нередко более опасны, чем преступлений частных лиц.
  • Такие преступления оказывают влияние на ситуацию в государстве и сильнее подрывают авторитет закона.
  • Такое особое положение служебных
    преступлений в ряду других требует от юристов, которые занимаются защитой
    обвиняемых или потерпевших, наличия высокой квалификации и большого опыта
    работы в данной сфере.
  • Адвокаты по экономическим и должностным
    преступлениям
    адвокатской конторы «Магнат» из Екатеринбурга обладают
    необходимыми знаниями и опытом, чтобы обеспечить вам профессиональную поддержку
    в таких делах.
  •  209 Просмотров сегодня

История развития уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности

Должностные преступления: характеристика и история законодательства

Адвокат Антонов А.П.

Коррупция как явление известно достаточно давно. Мысль о том, что свое служебное положение можно использовать с корыстной целью либо для получения иной выгоды, приходила представителям государства с древних времен. Так, известно, что проблема коррупции была известна в Египте и Иудее. 

Один из самых древних сборников предписаний морального характера — Ветхий Завет, указывает на проблему взяточничества: “Я знаю, как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правого, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот”. Ветхий завет  содержит предписание этического и правового характера, прямо запрещающего взяточничество: “Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых”.

Коррупция была предметом размышления древнегреческих философов. Однако они понимали это явлением несколько шире.

В понятие “Каталит” входило не столько злоупотребление государственными служащими своими полномочиями ради своей выгоды, столько саму неэффективность, упадок, и, в конечном счете, гибель системы управления.

Чтобы этого избежать, государству необходимо быть, или, по крайней мере, казаться заботящимся о благе народа. Само понятие коррупции зародилось в Древнем Риме, но восприняло древнегреческий подход. Оно означало разложение и противопоставлялось здоровому росту и развитию государства.

Безусловно, общественные отношения развиваются, однако можно заметить, что коррупция как явление практически не изменилось и все также осуждается со стороны морали как разлагающее общество и подрывающее авторитет государства. Однако методы борьбы с коррупцией различаются.

Самым древним методом, который можно встретить в трудах Аристотеля и Платона, является общественное воздействие.

В условиях сравнительно небольших городов-полисов и выборности подавляющего большинства должностей злоупотребления каждого конкретного служащего и его несправедливость сравнительно быстро становились достоянием общественности, и это лицо уже не переизбиралось на свою должность и подвергалось осуждению. Применительно к судьям существовал другой способ борьбы.

В Афинах крупные споры рассматривались судом присяжных — дискатерием (гелиэей), причем количество судей было очень значительным и иногда доходило до 800 человек. В таких условиях подкуп всех или хотя бы половины судей был не только нецелесообразным, но и практически нереализуемым. 

В отечественной истории подход к сущности коррупции и способы борьбы с ней были другими. Это было связано, в первую очередь, с иным пониманием источника государственной власти.

Считалось, что власть государя (князя, короля, царя, феодала) имеет божественный характер, и это лицо вправе распоряжаться своими полномочиями по своему усмотрению.

По умолчанию действия таких лиц считались проявлением воли Бога, поэтому их осуждение было богохульством.

Первое нормативное описание взятки содержится еще в Русской Правде. Необходимо заметить, что в Древней Руси государственные служащие не получали жалование.

Предполагалось, что их должно содержать местное население путем уплаты “покона вирного” — содержания служащего в денежной и натуральной форме, и “мыта” — платы за рассмотрения дела по аналогии с государственной пошлиной.

Читайте также:  Транспортировка пациента скорой помощи: спорная ситуация

При этом добровольные приношения должностному лицу — “почести” не осуждались, а, наоборот считались признаком уважения к должностному лицу князя.

Однако церковь, руководствуясь положениями Ветхого Завета, осуждало мздоимство и относило его к серьезным грехам наряду с пьянством. Так, митрополит Кирилл в XIII предпринимал попытки повлиять на князя для искоренения этого противного христианской вере явления.

В правовых источниках осуждение взяточничества появляется только в XIV веке. Так, Двинская уставная грамота содержит предписание о том, что должностное лицо, вынесшее неправосудное решение или любое лицо, поймавшее “татя” (преступника) с поличным и взявшее от него взятку, сами совершают преступление и должны уплатить штраф в размере 4 рублей.

Белозерская уставная грамота также содержит указание на запрет мздоимства, однако конкретных наказаний для таких лиц не содержит.

Впервые конкретные составы должностных преступлений были определены в Судебнике Ивана IV. Так, дьяк (должностное лицо суда), который неверно вел запись суда в корыстных целях, должен был уплатить в казну половину суммы искового требования и подвергался тюремному заключению, а боярин, который обязан был по должности следить за дьяком, оплачивал вторую половину.

Петр I также предпринимал попытки борьбы со взяточничеством. Он не только ввел жалование для всех государственных служащих, сделав незаконными поборы с населения, но и ввел телесные наказания для должностных лиц, которые злоупотребляли своими полномочиями.

Однако этой меры оказалось недостаточно, и в 1714 году была введена суровая ответственность не только за получение взятки, но и пособничество и недоносительство об этом.

Реализация этих указаний не была безусловной и повсеместной, поэтому, по свидетельству современников, казнокрадство и иные злоупотребления достигли небывалых размеров.

В правление Екатерины I произошел возврат к ранее существовавшей системе кормлений, так как в казне не было средств для содержания разросшегося чиновничьего аппарата.

Наказания за взятки сохранялись, однако в условиях отсутствия жалования у низших чинов реализация мер ответственности была невозможной.

Это было учтено Екатериной II, вернувшей жалования для всех государственных служащих и снизившей наказания за взяточничество и иные злоупотребления с тем, чтобы наказание было не столько суровым, столько неотвратимым.

Павел I и Александр I предпринимали попытки борьбы с явлением коррупции, однако их методы не были достаточно эффективными: было введено телесное наказание для допустивших злоупотребления государственных служащих.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, созданное во время правления Николая I, содержало главу «О мздоимстве и лихоимстве», посвященную должностным преступлениям и содержавшую 13 статей. Однако составы таких преступлений были сформулированы казуистично, что делало не совсем эффективным их применение.

Данный недостаток был учен и преодолен уже в правление Александра II, издавшего указ, касающийся должностных преступлений «Об изыскании причин и представлении средств к искоренению сей язвы». В нем были даны развернутые комментарии и пояснения к статьям о взятках и предусмотренных за данные преступления наказаниях.

В 1866 году выходит новая редакция «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», где даются При правлении Николая II вышеназванное Уложение сменяет Уголовное Уложение 1903 г., где по сравнению с предыдущими законодательными актами оно проработано было гораздо лучше в отношении борьбы с коррупцией, например, было введено определение понятий «лихоимство» и «взяточничество».

Особую остроту проблема приобрела после Октябрьской революции. Проблемы возникали, в первую очередь, из-за того, что новая законодательная система еще не вполне сложилась, и не было определено ни кто считается должностным лицом, ни сфера их полномочий. В связи с этим В.И.

Ленин в 1918 году выносит два указания: об ужесточении наказания за коррупционные преступления, и о взятии под контроль ситуации со злоупотреблениями в Астрахани, вызывавшей возмущения народа.

Предполагалось найти виновных лиц и расстрелять их, чтобы другие запомнили об этом на долгое время. 

В начале 1920-х годов количество коррупционных преступлений снизилось. Но произошло это не из-за совершенствования законодательства, а из-за введения “Военного коммунизма”, при котором денежные отношения частично прекратились, деньги потеряли свою товарную функцию, а ряд товаров и услуг стал бесплатным. Брать взятки с таких условиях было просто бессмысленным.

Дальнейшее совершенствование законодательства проходило по пути более детальной проработки норм, посвященных должностным преступлениям. Так, в Уголовном кодексе РСФСР 1923 было впервые дано определение должностного лица.

Также было создана Комиссия по борьбе со взяточничеством, которая просуществовала до 1923 года принимавшая меры не только юридического, но и ревизионного и организационного характера. По итогам ее работы был создан список лиц, совершивших должностные преступления.

Он был доведен до сведения правоохранительных органов, и сведения о конкретном лице могли предоставляться в государственные учреждения по их запросу. Так был создан первый прототип базы лиц, имеющих судимость.

07.10.1922 Совет труда и обороны издал акт, устанавливающий меры экономического характера для борьбы со взяточничеством. Лицу, оказавшему помощь в раскрытии преступления, выплачивалось вознаграждение в размере 10% от стоимости имущества, конфискованного у должностного лица.

Следующий шаг в систематизации законодательства, посвященного борьбе с коррупцией, был сделан в 1960 при издании нового Уголовного кодекса РСФСР. Должностным преступлениям была посвящена гл.7, включавшая 6 статей с диспозициями, которые были сформулированы универсальным образом и могли быть применены к любому государственному служащему.

Однако необходимо отметить двойственный подход государства к коррупции как явлению. С одной стороны, с ней велась активная борьба путем принятия мер юридического и экономического характера.

С другой, с официальной точки зрения, коррупции как явления в государстве трудящихся не существовало. Считалось, что случаи взяточничества являлись единичными и бессистемными, а сами должностные лица. допустившие злоупотребление, объявлялись врагами государства.

Примечательно то, что даже сами термин коррупции не использовался и заменялся на “взяточничество” и “попустительство”.

Первый громкий коррупционный скандал произошел в конце 1970-х и получил название “рыбное дело”.

Было выяснено, что существует подпольная сеть, занимающаяся контрабандой черной икры в западные страны в обмен на валюту.

Указанные действия совершались с ведома и попустительства должностным лиц Министерства рыбного хозяйства СССР, которые были подкуплены. В итоге заместитель министра был приговорен к расстрелу.

Услуги адвоката по защите от уголовной ответственности за должностные преступления

Ошибочные взгляды отдельных должностных лиц на цели осуществления государственной и муниципальной службы приводят к тому, что они злоупотребляют своими полномочиями или выходят за рамки должностного регламента. Если их действия приводят к значительному ущербу для третьих лиц, компаний, государства в целом, то может быть начато уголовное преследование.

Что такое должностное преступление?

Под должностным преступлением понимают общественно опасные действия или бездействия, совершаемые гражданами, наделенными властными полномочиями, или служащими коммерческих организаций вопреки служебным интересам, что приводит к негативным последствиям для третьих лиц, компаний, общества и государственных структур.

Характеристика должностных преступлений включает в себя следующие моменты:

  • деяния совершаются представителями власти и служащими с использованием их должностного положения;
  • преступление посягает на общественные отношения по законному, справедливому и эффективному осуществлению государственной и муниципальной службы;
  • в качестве потерпевших выступают любые граждане, которые пострадали от неправомерных действий служащего и получили материальный, моральный или физический вред.

Все составы должностных преступлений объединены в главе 30 УК РФ, посвященной посягательствам на общественные отношения в области государственной и муниципальной службы.

Если служащий совершает проступок, не связанный с должностными полномочиями, деяние не образует состав должностного преступления и его квалификация должна осуществляться по статьям других глав УК РФ.

В случае предъявления обвинения в совершении должностного преступления воспользуйтесь помощью адвокатов компании СКП. Мы специализируемся на данной категории дела и помогаем клиентам максимально снизить или отменить уголовные санкции.

За какие должностные преступления привлекают к уголовной ответственности?

  • К основным видам должностных преступлений относят злоупотребление служебным положением и превышение служебных полномочий.
  • Под злоупотреблением должностными полномочиями понимают использование гражданином своих полномочий вопреки целям служебной деятельности с корыстным мотивом, что приводит к наступлению материального, физического и морального вреда для граждан, компаний и государства.
  • Превышение должностных полномочий представляет собой действия гражданина, которые явно выходят за рамки его должностного регламента и относятся к полномочиям другого служащего.

Если вас обвиняют в превышении должностных полномочий или в их злоупотреблении, то следует своевременно обратиться к квалифицированному адвокату. Не всегда следственные органы могут доказать состав преступления, о чем нашим специалистам хорошо известно. Мы поможем переквалифицировать деяние на менее тяжкое, а также подскажем, как освободиться от наказания, если для этого имеются основания.

Кто может быть субъектом должностного преступления?

Субъектом преступления является должностное лицо, то есть служащий, наделенный определенными властными полномочиями.

В рамках главы 30 УК РФ должностными лицами признаются:

  • представители власти;
  • служащие с организационно-распорядительными полномочиями;
  • сотрудники административно-хозяйственных структур.

Обвиняемый должен работать в государственных органах, муниципалитете, государственных компаниях или акционерных обществах. Также в эту категорию входят военнослужащие всех видов вооруженных сил.

Если вы работаете в названных структурах, следует соблюдать должностной регламент и нормативные требования. За их нарушение может наступить уголовная ответственность. При наличии сомнений в законности своих действий рекомендуем обратиться к нашим адвокатам. Мы проанализируем вашу ситуацию и проконсультируем по поводу возможных последствий совершенного деяния.

Консультация юриста по уголовной ответственности за должностные преступления

Своевременное обращение к квалифицированному адвокату позволяет максимально грамотно выстроить взаимоотношения со следственными органами, подготовить доказательства своей невиновности, найти смягчающие обстоятельства.

Для получения эффективной защиты от уголовной ответственности за должностные преступления обратитесь к адвокатам компании СКП. Наш опыт и обширная практика в решении подобных вопросов позволяют клиенту выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Для получения юридической помощи заполните форму обратной связи или позвоните по телефону. Мы дадим ответы на ваши вопросы в любое удобное время.

1.1 История законодательства, регулирующего должностные преступления

Оформление понятия «должностное лицо» в уголовном праве России отдельные ученые ведут от Псковской судной грамоты 1467 г. См.: Ковалева Н.М. Понятие должностного лица по российс-кому уголовному праву. — Ставрополь — 2001 — С. 4.

2 См.: Исаева Т.С. Основные памятники русского права: Учеб-ное пособие. — Владивосток — 1974 — С.5 8. Исторический анализ памятников русского права, проведенный Т.С. Исаевой, позволил ей сделать вывод, что впервые в Судебнике 1497 г. вводится ответственность должностных лиц за нарушение порядка судопроизводства. В ст.

19 Судебника 1497 г. устанавливалась процедура отмены неправильного решения суда. Судья, виновный в разбирательстве «дела не по суду», обязан был возместить сторонам понесенные ими расходы, другого наказания он не нес. Судебник 1497 г. (в ст. 33-340) запрещал представителям суда — недельщикам брать посулы (взятки).

В последующем преступления против суда нашли свое отражение в ст. 25 Судебника 1550 г., где различались хитростное и бесхитростное не-правосудие2. Анализ Судебников 1497 г. и 1550 г.

показывает, что системного подхода к определению субъекта должностных преступлений не было, а в казуистичной форме перечислялись возможные субъекты данных преступлений.

Читайте также:  Как ненадлежащее извещение от дисквалификации за сговор спасло

Действие Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. на протяжении более чем полувека (с учетом редакций 1866 г. и 1885 г.) сформировало обширную судебную практику, в том числе в виде разъяснений высших судебных инстанций и Правительствующего Сената, и явилось почвой для научных разработок ученых того времени.

Именно с Уложения 1845 г. преступления по службе начинают оформляться в отдельную группу преступлений либо в специальной главе, либо в разделе уголовного закона См Колоколов Г.Е. Уголовное право. Особенная часть. Лекции. — М. — 1899 — С. 438 — 439.. В Уложении 1845 г.

решающими признаками должностного лица выступали наличие служебных обязанностей и их публичный характер. К должностным лицам относились и иные лица в случае, если нарушение возложенных на них обязанностей наносило ущерб публичным интересам. Разъяснения Правительствующего Сената, по мнению Н.М.

Ковалевой, сводились к тому, что предание суду в общем или особом должностном порядке зависело не от свойств виновного лица, а от свойств самого действия, явилось ли деяние следствием нарушения служебных обязанностей и причинило ли оно ущерб публичным интересам.

Должностными лицами признавались лица, выполняющие служебные обязанности публично-правового характера, остальные же лишь приравнивались по ответственности к должностным лицам, хотя таковыми не являлись. Субъектами служебных преступных деяний, отмечал А.В, Кенигсон, могут быть лица служащие, т.е.

лица, ставшие вследствие порученного им участия в государственном управлении в особые юридические отношения как к государственной власти, делегировавшей им власть, так и к гражданам, подчиненным управлению.

Современники Уложения 1845 г. отрицательно высказывались о расширительном толковании субъекта должностного преступления. Думается, что и нынешним исследователям должна быть близка такая точка зрения. Таким образом, как положения Уложения 1845 г., так и разъяснения Сената носили в большинстве своем казуистический характер.

В нормах ст. 636 Уголовного уложения 1903 г. служащим признавалось всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной и общественной, в качестве должностного лица, или полицейского или иного стража или служителя, или лица сельского или мещанского управления.

Как видим, понятие должностного лица было более узким, нежели понятие служащего. Уложение 1903 г.

содержало многочисленные составы должностных преступлений, в их числе: превышение власти, бездействие власти (многочисленная группа составов преступления), злоупотребление полномочиями, разглашение тайны, взяточничество, служебный подлог, незаконное участие в сделках.

Революция 1917 г. повлекла за собой ликвидацию предыдущей системы государственного и общественного управления, а также отмену всех ранее действовавших актов, в том числе уголовного и уголовно-процессуального характера.

Но это не привело ни к автоматическому исчезновению преступной деятельности на территории бывшей Российской империи, ни к исчезновению теоретических проблем в праве и законодательстве. Скорее, наоборот.

Построение нового государства и огосударствление экономики страны и других сфер ее жизни способствовали распространению понятия должностного лица на всех руководителей и ответственных лиц во всех сферах деятельности государства.

Потребность в выделении руководящего состава в числе служащих была вызвана тем, что круг субъектов должностных преступлений стал настолько широк, что практически каждое виновное в преступном деянии лицо могло быть признано должностным. Причиной тому было не расширение круга субъектов таких преступлений в смысле наименования должности, а в сфере действия данных лицо их обязанностей.

Введенный в действие Постановлением ВЦИК РСФСР от 1 июня 1922 г. Уголовный кодекс РСФСР впервые в истории российского уголовного права содержал обобщенное понятие должностного лица.

Использование накопленного дореволюционными учеными теоретического и практического опыта в новом уголовном законе выразилось в несколько измененном виде, а именно: основополагающий признак должностного преступления дореволюционного уголовного закона — свойство преступного деяния по службе, был заменен на другой признак — свойство субъекта. Уголовный кодекс 1922 г.» предусматривал отдельную главу II «Должностные (служебные) преступления». В примечании к ст. 105 Уголовного кодекса 1922 г. так определялись должностные лица — «лица, занимающие постоянные или временные должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, имеющем по закону определенные права, обязанности и полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, просветительных и других общегосударственных задач». Опираясь на Уголовный кодекс 1922 г., А.А. Жижиленко характеризует должностное (служебное) преступление как нарушение служащим его служебного долга, его служебных обязанностей. При определении понятия должностного лица А.А. Жижиленко отмечает, что «по самому духу существующего советского строя, всякий служащий, занимая определенное место, выполняет определенные задачи общегосударственного характера», поэтому «с точки зрения современного строя, всякий служащий является в то же время должностным лицом, как бы ни была незначительна его функция в общей системе управления».

Новый Уголовный кодекс РСФСР (вернее, его новая редакция) был введен в действие с 1 января 1927 г. В примечании к ст. 109 содержалось такое же определение должностного лица, что и в Уголовном кодексе 1922 г. Первое ограничение расширительного толкования должностного лица было предпринято в разъяснении Пленума Верховного Суда СССР от 27 марта 1935 г.

В указанных разъяснениях должностными признавались лица, выполняющие административно-хозяйственные или оперативно-распорядительные функции.

Именно расширение круга субъектов должностных преступлений в описанном выше виде и привело к выделению административно-хозяйственных и организационно-распорядительных функций, так как они, по мнению тогдашних высших судебных инстанций, наиболее полно характеризовали должностное лицо как субъект должностного преступления.

На основе изучения робот советских криминалистов по вопросу ограничительного толкования понятия должностного лица, горячо обсуждаемого 1937 — 1941 гг., М.Д. Лысов пришел к выводу, что первым этапом развития понятия должностного лица в уголовном праве было исключение из числа должностных лиц рядовых рабочих и колхозников.

Реформы 50-х годов, подготовка проектов уголовного законодательства были сопряжены с обсуждением новых критериев определения должностного лица. Должностными лицами признавались те, кто осуществляет руководящую деятельность или выполняет управленческие обязанности. Н.С.

Лейкина к должностным относила лиц, занимающих по назначению или по выбором, за плату или безвозмездно, постоянно или временно должности в государственных или общественных предприятиях, учреждениях и организациях и тех, на кого возложены управленческие обязанности по выполнению в целях построения коммунистического общества различных функций государства.

В отдельных работах ученые старались выработать свое определение должностного лица как субъекта должностного преступлениям. Теоретические предложения ученых рассматриваемого периода были взяты за основу при разработке нового Уголовного кодекса РСФСР 1960 г, (УК 1960 г.). УК 1960 г. представлял собой более систематизированный свод положений уголовного законодательства.

Глава 7«Должностные преступления» содержала шесть статей об уголовной ответственности за должностные преступления. Составы преступлений данной главы являлись «общими», т.е. описываемые преступления могли быть совершены в любой сфере деятельности должностных лиц. Под должностным лицом в Примечании к ст. 170 УК 1960 г.

в рамках главы понималось лицо, постоянно или временно осуществляющее функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющее такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию.

Дальнейшее изучение учеными определения должностного лицо не касалось разграничения государственного и частного, а относилось лишь к «наполняемости» определения отдельными функциональными правами и обязанностями.

Начиная с 50-х годов прошлого столетия были широко развиты стремления советских ученых к выработке единого межотраслевого понятия должностного лицо, связанные с формулировкой аналогичного понятия в административном праве.

Необходимо оговориться, что особое внимание уделено вопросу соучастия.

Обратимся к Договору Олега с грехами 911 г. Он не содержал четкого указания на соучастие, однако в нем были закреплены отдельные нормы, подразумевавшие таковое. Например, ст.

12 гласила: «Если русский челядин будет украден или убежит, или будет насильно продан и русские начнут жаловаться, то пусть подтвердится это показаниями челядина, и (тогда) русские его возьмут, также если и купцы потеряют челядина и заявят об этом, то пусть производят розыск и, найдя его, заберут. Если кто не даст произвести этого разыскания местному чиновнику, то будет считаться виновным».

В Русской Правде можно отыскать зачатки института соучастия в преступлении. Например, размер наказания зависел от того, было ли совершено преступление в одиночку или несколькими лицами.

Следует отметить, что особенности понятия соучастия были выведены наукой отечественного уголовного права еще в середине XIX в. Так, профессор А. Жиряев понимал под соучастием «стечение нескольких преступников при одном преступлении» См.: Жиряев А.О. Стечение нескольких преступников при одном и том же преступлении. — Дерпт — 1850 — С. 37-37.

Считая данное определение недостаточно точным, проф. Н.С. Таганцев писал позднее: «Соучастие не есть простое совпадение действий нескольких лиц.

К соучастию относятся лишь те случаи стечения преступников, в коих является солидарная ответственность всех за каждого и каждого за всех, в силу этого условия учение о соучастии и получает значение самостоятельного института» См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции.Часть общая. Том 1 — Спб — 1902 — С. 392. Профессор С.

Познышев предложил определение соучастия, включив в него и объективные, и субъективные признаки: «Соучастие и можно определить, как виновное совершение одного преступления совместною деятельностью нескольких лиц» См.: Познышев С. Основные начала науки уголовного права — М. — 1912 — С.380.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. уже содержат специальный разд. V — «О соучастии», объединявший четыре статьи, в которых раскрывались понятия соучастия, соучастников, а также критерии определения наказания за преступления, совершенные в соучастии. Согласно ст. 21 соучастием признавалось совершение деяния «сообща группой лиц (шайкой, бандой, толпой)».

Уголовный кодекс РСФСР 1922 г., отказавшись от общего понятия соучастия и в основном восприняв трактовку видов соучастников Руководящими началами по уголовному праву, внес значительные изменения в рассматриваемый институт.

В УК РСФСР 1926 г. в основном была сохранена система должностных преступлений, зафиксированная в УК РСФСР 1922 г. При этом следует отметить некоторое снижение санкций за должностные преступления, совершенные без отягчающих обстоятельств (в т.ч. совершенные не в соучастии).

Таким образом, формирование и развитие норм об ответственности за должностные преступления непосредственно связано с общественно-политическими и социально-экономическими условиями, складывающимися в стране на том или ином историческом этапе. Особенности последних прямо отражаются на системе и содержании норм, предусматривающих ответственность за соучастие в указанных посягательствах.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *