Информация о материале 08 сентября 2020
Специалисты финансового ведомства рассмотрели очередную порцию вопросов по теме осуществления внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 3 августа 2020 г. № 02-02-05/67647, Письмо Минфина России от 28 июля 2020 г. № 02-02-05/66143):
- Передача полномочий по осуществлению ВФА: как оформить отказ от их принятия?
- Бюджетный кодекс РФ и Стандарт «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» позволяют органам / казенным учреждениям передать полномочия по осуществлению внутреннего финаудита:
- В свою очередь, вышеуказанные ГАБС или орган/ казенное учреждение вправе принять передаваемые аудиторские полномочия, однако могут и не принимать их – закон устанавливает возможность, а не обязанность передачи/ принятия таких полномочий.
- Но если способы согласования решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА четко прописаны в вышепоименованном Стандарте, то каким образом должен быть оформлен отказ от принятия указанных полномочий, неясно.
Минфин России отвечает на этот вопрос так: если решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА не было оформлено одним из способов, закрепленных в Стандарте, то это означает отказ второй стороны от принятия этих полномочий.
При этом никаких дополнительных процедур по оформлению ее несогласия, как, например, сбор письменных отказов от всех органов и учреждений, которым могли быть переданы полномочия по проведению ВФА, не требуется и Стандартом не предусмотрено.
Нужно ли составлять план аудиторских мероприятий и проводить эти мероприятия при упрощенном ВФА?
При принятии решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель органа/ казенного учреждения принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно организует и осуществляет ВФА.
Вместе с тем, согласно положениям Стандарта «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» органы и учреждения, принявшие решения об упрощенном осуществлении ВФА, не издают ведомственные/ внутренние акты, определяющие, в том числе, особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий. Поэтому при принятии подобного решения:
- структурное подразделение ВФА не создается,
- аудиторские мероприятия не проводятся,
- план проведения аудиторских мероприятий не создается и не утверждается;
- программы аудиторских мероприятий не утверждаются,
- эксперты и/или работники органа/учреждения к выполнению аудиторских мероприятий не привлекаются,
- подготовка заключений по результатам проведения аудиторских мероприятий и годовой отчетности о результатах деятельности руководителя органа/ учреждения по самостоятельному проведению ВФА не осуществляется.
Можно ли к осуществлению ВФА привлекать работников ревизионного отдела?
В структуре органов власти и органов местного самоуправления, как правило, есть подразделения, осуществляющие ведомственный контроль, – ревизионные (контрольные) отделы или управления. Насколько правомерным будет привлечение сотрудников этих структурных подразделений к осуществлению ВФА?
Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется в соответствии положениями Бюджетного кодекса РФ, в то время как вопросы ведомственного контроля (контроля учредителя в отношении подведомственных учреждений) регулируются Законами № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Осуществление ВФА и ведомственного контроля регулируются различными правовыми актами, методиками, подходами; различаются и цели их проведения. Поэтому объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА противоречит законодательству.
При образовании аудиторского структурного подразделения, в том числе из работников ревизионного отдела, следует учитывать требования Стандарта «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», в том числе принцип функциональной независимости.
Для этого аудиторские проверки должны организовывать и осуществлять лица, отвечающие определенным требованиям и способные эту независимость обеспечить.
Поэтому работники ревизионного отдела могут проводить аудиторские мероприятия только при условии, что они соответствуют этим требованиям, – только тогда это не будет противоречить принципам осуществления ВФА.
Однако следует понимать, что в этом случае информация, полученная в рамках ВФА, не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля.
Как проводить ВФА, если полномочия по учету и отчетности переданы централизованной бухгалтерии?
Ведение бюджетного учета и формирование отчетности – это лишь одно из бюджетных полномочий. Внутренний финаудит при передаче полномочий не осуществляется только в отношении бюджетных процедур в рамках конкретного переданного полномочия. В отношении иных бюджетных процедур ВФА должен осуществляться.
Напомним, одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Поэтому орган или казенное учреждение, передавшие полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, по итогам ВФА формируют заключение, в котором должна быть отражена информация:
- о надежности внутреннего финансового контроля;
- о наличии или отсутствии фактов, влияющих на достоверность бюджетной отчетности.
Эта информация будет собрана в ходе аудиторских мероприятий, в частности, по вопросам:
- правильности составления первичных учетных документов и своевременности передачи их в ЦБ;
- инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бюджетной отчетности;
- передачи в ЦБ информации/ документов/ сведений, необходимых для обеспечения полноты и нейтральности данных Пояснительной записки (ф. 0503160).
При этом орган/ учреждение, передавший полномочия по учету и отчетности в ЦБ, вправе включать риски искажения бюджетной отчетности, а также риски нарушения порядка ведения бюджетного учета и формирования отчетности в свой реестр бюджетных рисков. Кроме того, орган/ учреждение может запрашивать у ЦБ документы и информацию, необходимые для ведения реестра бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторских мероприятий.
Кто должен подписывать реестр бюджетных рисков?
Одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по его организации.
Для этого в соответствии со Стандартом «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» администраторы бюджетных средств, в числе которых органы власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения, должны формировать и вести реестр бюджетных рисков.
Помимо прочего он содержит предложения минимизации/ устранению бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля. Иными словами, реестр бюджетных рисков является документом, необходимым для осуществления внутреннего финансового контроля.
Непосредственно ведение реестра бюджетных рисков возложено на руководителя аудиторского структурного подразделения или работника органа/казенного учреждения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА. Он подписывает реестр бюджетных рисков, при этом дополнительного утверждения реестра руководителем органа/учреждения или его согласования теми, кто выполняет бюджетные процедуры, не требуется
Источник: http://www.garant.ru/news/1410469/#ixzz6XRS4Jvnb
Функции и методы внутреннего аудита
В крупных компаниях нередко создают особые аудиторские подразделения для внутреннего контроля за деятельностью менеджмента и предприятия в целом. Это позволяет высшему руководству, собственникам и инвесторам оценивать сохранность активов и контролировать работу управленцев. В статье вы узнаете, какие бывают функции у службы внутреннего аудита, кто их может выполнять и какие методы аудита позволяют СВА управлять рисками, контролировать ведение бухучета и выявлять мошенников в компании.
Основные функции внутреннего аудита
Внутренний аудит — это признак правильно выстроенной системы корпоративного управления. И одновременно весьма эффективный механизм информирования руководства о работе всех подсистем в организации.
У внутреннего аудита есть 2 составляющие.
С одной стороны — это функция, которая должна быть выстроена в любой крупной компании, и которая дает независимый взгляд на состояние системы внутреннего контроля, а также бизнес-процессов в целом.
С другой — это направление деятельности, которое строится не как управленческая функция, а как определенный порядок действий по предотвращению различных рисков для бизнеса.
Нужна ли такая функция в компании, решается на уровне совета директоров или собственников. Реализуют ее высшие исполнительные органы или отдел внутреннего аудита. При этом руководитель отдела напрямую подчиняется высшему руководству, тому же совету директоров, что обеспечивает объективность и независимость его работы.
Существует заблуждение, что служба внутреннего аудита сродни некой карающей инстанции или внутренней «полиции» в компании. Так бывает, если до ее создания работала ревизионно-контрольная служба. Но внутренний аудит не ставит перед собой цель кого-то наказать или уволить.
Он скорее анализирует, насколько менеджмент контролирует и решает проблемы, выполняются ли общекорпоративные цели, соблюдаются разработанные процедуры и стандарты ведения бизнеса. В этом смысле аудит дает объективный взгляд и при этом приносит добавочную стоимость менеджменту.
Внутренний аудит выполняет множество других функций, которые условно разделяют на 3 группы:
- контрольные
- информационно-аналитические
- методологические и консультационные.
Что контролирует внутренний аудит:
- надежность и эффективность работы системы внутреннего контроля (соблюдается ли порядок проведения финансово-хозяйственных операций и контрольных проверок в компании);
- выполнение внутренних регламентов, требований учетной политики и решений высшего руководства;
- достоверность информации, на основе которой разрабатывались решения менеджмента;
- деятельность различных звеньев управления;
- корректность ведения бухгалтерского и налогового учета, а также составления финансовой отчетности (соблюдаются ли законодательные и нормативные требования);
- сохранность имущества компании.
К аналитическим функциям внутреннего аудита относится:
- информирование высшего руководства об эффективности работы подразделений и выявленных нарушениях в компании;
- расследование отдельных инцидентов и подозрений в мошенничестве;
- подготовка к внешнему аудиту, к проверкам налоговой и других контролирующих органов;
- анализ внутренних потоков материальных средств, насколько исполняются бюджеты и сметы;
- оценка влияния факторов внутренней и внешней среды на деятельность организации.
Отдел внутреннего аудита участвует в разработке методик ведения налогового и бухучета, согласно требованиям законодательства. Анализирует эффективность системы управленческого учета, тарифной политики.
Консультирует руководство, как устранить нарушения, оптимизировать бизнес-процессы и повысить эффективность управления в компании. Все это составляет методологическую и консультационную функцию СВА.
Утвержденные функции, задачи и структура отдела внутреннего аудита обычно закрепляются во внутреннем регламенте «Положение об организации деятельности СВА».
Кто выполняет функции службы внутреннего аудита
Какие функции будет выполнять отдел аудита, решает топ-менеджмент и собственники компании. Набор задач будет зависеть от целей, которые стоят перед руководством, вида деятельности компании, объема ресурсов и существующей системы управления.
Функции внутреннего аудита могут выполнять:
- отдельные специалисты в штате (внутренний аудитор или ревизор)
- отдел, служба или департамент внутреннего аудита
- приглашенные эксперты или аудиторские фирмы.
Собственный отдел внутреннего аудита позволяет высшему руководству и собственникам постоянно контролировать деятельность подразделений, оценивать решения менеджеров и удостоверяться в том, что активы приносят прибыль, а не убытки. К тому же штатный внутренний аудитор консультирует руководителей, бухгалтеров и финансистов, что повышает эффективность их работы и снижает риск штрафов при внешних проверках.
Иногда в крупных предприятиях часть функций внутренних аудиторов выполняют ревизионные группы, которые работают при бухгалтериях (следят за операциями в бюджете, обнаруживают неточности в документах). На государственных предприятиях в Украине или России ревизионные проверки может проводить постоянно действующая Счетная палата, а в Казахстане — Счетный комитет.
Если внутренние проверки в компании проводятся от случая к случаю, функции внутреннего аудита могут отдать на аутсорсинг — поручить приглашенному независимому эксперту или обратиться в аудиторско-консалтинговую фирму. Плюс такого подхода в том, что компании не придется постоянно содержать сотрудников СВА. А недостаток — сторонним экспертам потребуется больше времени на погружение во внутренние процессы компании.
Методы внутреннего аудита на примерах
При аудите экономической и хозяйственной деятельности предприятия, СВА используют различные методологические приемы. Выбор методики обычно зависит от поставленных задач от руководства, проблематики и области проверки.
Условно методы внутреннего аудита разделяют на группы по целям, сфере применения и способам проверки.
Вот общая классификация методов внутреннего аудита:
По сфере применения | |
По целевой функции внутреннего аудита |
|
По способу проверки информации, содержащейся в документах |
|
По форме отображения информации в учетных документах | Методы проверки отдельного бухгалтерского документа
Методы проверки фактов хозяйственной деятельности, отраженных в нескольких взаимосвязанных документах
Методы проверки однородных фактов хозяйственной деятельности
|
Разберем, в каких случаях их применяют.
- Общенаучные методы используют при анализе финансово-хозяйственной деятельности и выявлении различных нарушений.
Например, метод индукции и сравнения часто используют при расследовании дел о хищениях. Аудитор сопоставляет данные бухгалтерского учета, учетные записи, выявляет противоречия или нарушения в бухгалтерских записях и документах. А с помощью экономического анализа определяет размер штрафа за нанесенный ущерб компании.
- Во время проведения внутренних проверок СВА может применять и специфические методы, которые бывают общими и частными. Общие приемы используют при документальных проверках (это может быть формальная, нормативная, счетная или встречная проверка документов). А частные методы — при тематических аудитах.
Например, обнаружили недостачу или излишки продукции на складе. В таком случае, изучается достоверность использования материалов, сравниваются данные в балансе и налоговых декларациях, анализируется движение денежных средств и материальных активов с выявлением остатков на определенную дату.
- Когда аудитор работает со стоимостными характеристиками, он может применить выборочные методы сбора информации.
Например, монетарную выборку или PPS (probability proportional to size) аудитор использует, чтобы сократить риск искажений при проверке документов с более высокими показателями. Или использует репрезентативную выборку, если данных слишком много.
- При оценке рисков специалист может использовать метод рейтинга процессов. Наиболее рискованным будет считаться тот процесс, на реализацию которого негативно влияет больше всего факторов.
Кстати, для эффективного управления рисками Институт внутренних аудиторов в исследовании «Риск-ориентированный аудит процессов» рекомендует использовать составление карт процессов, анализ системы управления, рисков и внутреннего контроля. И не забывать про методы работы «в поле». Эти инструменты особенно подходят для международных финансовых организаций и банков, работающих в сложных экономических условиях.
Единой методики проведения аудита не существует. К тому же любая компания может разработать собственную методику аудита, которая будет соответствовать ее целям и специфике деятельности.
Но существует база, на которой строятся все приемы и процедуры в СВА.
Например, общая методология внутреннего аудита описана в Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита и в Международных стандартах аудита.
Таким образом, функции и методы внутреннего аудита позволяют высшему руководству компании контролировать менеджеров, своевременно получать прозрачную информацию о деятельности организации и совершенствовать различные стороны ее деятельности.
Не менее важно, кто эту функцию в компании будет выполнять.
Идеально, если ее возглавит профессионал, который сможет выстроить функцию внутреннего аудита как управленец: наберет команду, выстроит план и методологию работы, наладит коммуникацию с менеджментом и сотрудниками.
А простые проверки превратит в творческий процесс, направленный на решение вопросов управления, экономической политики и стратегических целей компании.
Станьте таким специалистом на курсах внутреннего аудита, обучаясь по собственному графику. Выберите подходящую программу и начните обучение с первого бесплатного занятия! Курсы повышения квалификации для аудиторов Кто выполняет функции внутреннего аудита в вашей компании?
Порядок проведения аудиторской проверки
Аудиторская проверка — комплексная работа, направленная на изучение финансовой и экономической деятельности компании. Выполняется специальным аудиторским органом на базе предоставленных отчетов.
Во время проверки аудитор изучает нюансы бизнес-деятельности, правила внутреннего контроля, главные события за определенный период, выполнение субъектом норм законодательства, правильность инвентаризации остатков и другие нюансы.
Ниже рассмотрим правовые особенности аудиторской проверки, законодательную базу, правила и последствия отказа от таких действий.
Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства.
В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная).
По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.
Бесплатная консультация юриста по аудиторской проверке>>
Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки.
К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО.
При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.
Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:
- Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
- Внутренние кодексы.
- ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
- Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
- Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.
Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.
Виды аудиторских проверок
На практике выделяется два типа аудиторских проверок. Первый (обязательный) проводится по плану, а второй (добровольный) выполняется без привязки к определенной дате по желанию руководства организации.
Обязательный аудит
Такой контроль проводится с периодичностью раз в год для АО разных видов и вне зависимости от результатов работы. Кроме того, ежегодный аудит обязателен для предприятий, разместивших ценные бумаги на торгах. По ФЗ №49 организатор последних без пояснения причин может отказать в доступе активов к продаже, что внесет изменения в необходимость ежегодной аудиторской проверки.
Обязательный аудит также характерен для следующих предприятий:
- кредитные структуры
- управляющие фирмы
- негосударственные ПФ
- политические партии (в зависимости от объемов финансовой деятельности)
- МФО
- страховые и клиринговые фирмы
- БКИ и т. д.
При определении необходимости обязательной аудиторской проверки часто оцениваются финансовые результаты предприятия и отражения бухотчетности. Вне зависимости от ситуации обязательный аудит не применяется по отношению таких субъектов:
- ИП
- внебюджетные фонды (федеральные, муниципальные)
- с/х кооперативы
- унитарные компании
Подробные сведения по отношению к компаниям, подлежащим обязательной аудиторской проверке, приведены ФЗ №307, а также в ряде других законов и кодексов. Указанный перечень не является окончательным. Он периодические корректируется в зависимости от ситуации в экономической и финансовой сфере государства.
Добровольный аудит
Компании, для которых не обязательна аудиторская проверка, вправе провести ее по собственной инициативе. Такой вид аудита называют добровольным, внеочередным или инициативным. Подобные проверки также организуются в АО по просьбе держателей акций, имеющих на руках от 10% и более ценных бумаг.
Распространенные причины добровольного аудиторского контроля:
- проверка работы финансового руководителя, главбуха, управляющих структур
- выполнение требований банков, госструктур, инвесторов, контрагентов
- подготовка компании к сертификации
- привлечение нового главбуха и передача бумаг
- реорганизация бизнеса, подготовка к купле-продаже
Актуальность проведения проверки определяет руководство компании на базе состояния бухучета и ряда других норм. Периодичность проведения добровольного аудита может быть любой, но при выполнении работы соблюдаются стандарты и порядок, действующие на законодательном уровне.
Этапы
Аудиторская проверка — трудоемкий процесс, подразумевающий прохождение нескольких этапов, начиная с подготовки, заканчивая выдачей заключения и его передачей в Росстат. Отдельно рассмотрим шаги обязательного и инициативного аудита:
- Планирование (подготовка). Разрабатываются стратегические и тактические действия по аудиторской проверки, определяется график и программа, формируется группа аудиторов. Анализируются общие данные о деятельности предприятия в хозяйственной и финансовой сфере, а также данные о внешних и внутренних факторах.
- Сбор и анализ информации. На этом шаге изучается первичная документация, регистры бухучета, устав, правильность вычислений, учетная политика предприятия. Полученная информация анализируется с позиции соблюдения требований и норм. Оформляются рекомендации по устранению имеющихся недостатков, оказавших влияние на результаты работы предприятия. Готовые отчеты с указанием ошибок передаются руководителю проверяемой фирмы.
- Создание заключения аудиторской организации. На базе собранных данных формируется итоговый результат проверки касательно финансовой отчетности проверяемого субъекта. Оформляется заключение, которое условно делится на немодифицированное и модифицированное. Первое выдается при соответствии отчетности реальной ситуации в предприятии, а второе при выявлении значительных отклонений и невозможности предоставления доказательств об отсутствии ошибок. Мнение аудитора может быть отрицательным или с оговоркой. Также возможен отказ в его предоставлении.
- Передача заключения аудиторской фирмы в Росстат. С начала 2014-го все проверяемые компании обязаны передавать результаты проверки аудиторов в статистический орган. Они направляются вместе с бухотчетностью, которая требует обязательного контроля. Срок передачи до 10 суток с момента передачи отчета аудиторской фирмы и не позже 31 декабря текущего года.
По статистике предоставление отрицательного заключения или отказ от его передачи является редким случаем. В среднем мнение с оговоркой выражается в 20-25% случаев, негативное заключение выдается в 0,5%. В остальных ситуациях проверяющую компанию ожидает позитивное решение.
По закону аудиторская фирма обязана информировать проверяемый орган о допущенных ошибках. Владелец компании, получив информацию о нарушениях, обязан их устранить или передать проверяющим дополнительные сведения с информацией о причинах таких изменений.
Что ждет за отказ от аудиторской проверки
Организация, подлежащая обязательному аудиту, должна помнить об ответственности за невыполнение такой работы. В определенных обстоятельствах могут наказываться компании, которые проходят добровольную проверку. Выделим основные нарушения и последствия:
- Несвоевременная передача заключения аудиторов в орган статистики. Наказание за такое действие предусмотрено в статье 19.7 КоАП РФ. Нарушение влечет за собой штрафные санкции от 100 до 300 р для граждан, 300-500 р для субъектов при должности, а также 3000-5000 р для юридических лиц. Нарушение может быть умышленным или сделанным по неосторожности.
- Отказ от публикации заключения аудиторов на офсайте АО в Сети в определенный законом период. Наказание за такое нарушение прописано в КоАП (ст. 15.19). В таком случае предприятие наказывается штрафом от 0,7 до 1,0 млн р, а лица при должности — 30-50 т. р.
- Отказ от внесения данных о результатах аудиторской проверки или их несвоевременная передача. Ответственность за такое нарушение предусмотрено в КоАП РФ (ст. 14.25). В зависимости от ситуации размер штрафа составляет от 5 до 50 т. р. При повторном нарушении возможна дисквалификация на период от 1 до 3 лет.
- Отсутствие заключения аудиторов в период, установленный для хранения. Ответственность предусмотрена в КоАП РФ (ст. 15.11). В ней прописано, что такое нарушение влечет за собой штраф в размере от 5 до 10 т. р. При повторном совершении правонарушения штраф увеличивается до 20 т. р.
Уполномоченные органы следят за соблюдением требований законодательства и наказывают провинившиеся компании штрафом или дисквалификацией на определенный период.
Итоги
Аудиторская проверка — неизменный атрибут деятельности компаний, направленный на оценку правильности ведения финансово-хозяйственной деятельности.
По результатам работы формируется заключение с информацией о соответствии данных в документах предприятия действующим нормам и правилам.
Несоблюдение требований законодательства в отношении аудиторской проверки чревато наказанием в виде штрафов или дисквалификации на определенный срок.
Юридическая консультация по проведению аудиторской проверки
Советы по проведению аудиторской проверки на вашей фирме можно получить от наших дежурных юристов. Заполните форму ниже и получите консультацию специалиста бесплатно!
(18
Финансовый аудит — понятие, цель проведения и ключевая значимость для компаний | «Правовест Аудит»
Финансовый аудит — это комплексная проверка экономического и финансового состояния организации, проверка достоверности информации в финансовой отчетности организации, а также анализ и оценка перспектив ее развития, которая может проводиться как специалистами самой организации (внутренний аудит), так и сторонними аудиторскими компаниями по заказу руководства (независимый аудит).
На практике финансовый аудит чаще рассматривается как весьма узкое понятие, обычно включающее в себя классический обязательный аудит финансовой бухгалтерской отчетности.
Основная цель независимой аудиторской проверки — оценка правильности ведения бухгалтерского учета в проверяемой компании, а также проверка достоверности финансовой отчетности.
В ходе аудита финансовой деятельности организации:
Задача проведения аудиторской проверки — проанализировать доходность и эффективность основной, финансовой и инвестиционной деятельности компании. Для выполнения этой задачи необходимы детальные изучение, анализ и оценка информации, представленной в финансовой отчетности организации.
Финансовый аудит — Независимая проверка Проверим правильность и полноту формирования бухгалтерских записей, первичных документов и корректность их оформления, достоверность и правильность формирования бухгалтерской отчетности.Рассчитать стоимость
В нашей стране внутреннему аудиту финансовой отчетности уделяется пока меньше внимания, чем он заслуживает. Внутренний финансовый аудит — вид деятельности организации, который на основе внутренней документации контролирует звенья управления и различные сферы финансовой деятельности компании.
Осуществлением внутреннего финансового аудита занимается специальный отдел, который работает в составе проверяемой компании.
Такая проверка необходима руководству, чтобы иметь возможность изучить и проанализировать реальное состояние дел в их организации.
На основе полученной в ходе финансового аудита информации руководство разрабатывает пути улучшения работы организации. Деятельность внутренних аудиторов носит консультационный характер.
Для объективного анализа финансово-хозяйственной деятельности организации и получения беспристрастного отчета лучше прибегать к услугам сторонних аудиторских фирм.
Лучшим подтверждением надежности и честности компании в современном деловом мире служит заключение независимого аудитора о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, аудиторское заключение необходимо для подтверждения имиджа и деловой репутации компании при заключении договоров и соглашений с партнерами или различными кредитными организациями.
Аудиторское заключение — документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, который содержит выраженное мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
По результатам аудиторского заключения руководитель организации принимает решение о необходимости конкретных действий. Как правило, после принятых мер налоговые органы не налагают штрафы при проведении плановых проверок. Таким образом, компаниям удается избежать значительных финансовых потерь.
Защитите себя и свою компанию уже сейчас «Правовест Аудит» рекомендует начинать первый этап аудита уже сейчас — это позволит навести порядок и устранить риски еще до сдачи годовой отчетности.Рассчитать стоимость аудита
Аудиторские услуги могут осуществлять:
При этом для того, чтобы заниматься аудитом, такие компании и ИП должны быть членами одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудиторские услуги можно будет оказывать с даты внесения сведений о соответствующем юрлице или ИП в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов.
Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА), которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.
- Аудиторское заключение представляется аудиторской организацией, индивидуальным аудитором только лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг — руководству (собственникам) компании. В зависимости от формы деятельности организации это могут быть:
- Независимый финансовый аудит необходим руководителям организаций для объективной оценки эффективности финансовой деятельности и бизнеса.
- Если компания подлежит обязательному аудиту финансовой и бухгалтерской отчетности, получить аудиторское заключение является ее обязанностью.
Аудит становится обязательным при соответствии компании финансовым и иным показателям, перечисленным в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Аудиторское заключение, полученное по результатам обязательного аудита должно быть предоставлено в налоговую в срок не позднее10 рабочих дней с даты выдачи заключения. Но это нужно сделать до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 5 ст. 18 Закона от 06.12.2011 N 402- ФЗ).
Кроме обязательного аудита финансовой отчетности, на практике часто бывают ситуации, при которых проведение финансового аудита компании является желательным:
- Компания, взявшая на себя обязательства по проведению финансового аудита, обеспечивает проверяемой организации следующие услуги:
- По результатам финансового аудита отчетности организации ее руководство получает:
- Таким образом, аудит финансовой деятельности компании позволяет объективно оценить общую финансовую эффективность бизнеса, определить, куда и в каких объемах уходят денежные потоки компании, оптимизировать финансовую деятельность, а также оценить компетентность внутренней финансовой службы, устранить недостатки.
Хотите получить экспертное мнение? Заказав аудит Вы сможете оценить общую финансовую эффективность бизнеса, оптимизировать финансовую деятельность и устранить недостатки.Узнать стоимость аудита
При проведении финансового аудита организации можно выделить основные этапы:
Аудиторское заключение подписывается руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора; индивидуальным аудитором.
Аудит отчетности организации: бухгалтерской, финансовой | Проведение аудита отчетности ООО
Цель аудиторской проверки — выражение мнения о достоверности отчетности и правильности ведения учета в соответствии с законодательством. По итогам проверки специалисты составляют аудиторское заключение.
Для достижения обозначенной цели в ходе проверки нужно выполнить следующие задачи:
- собрать достоверную исходную информацию о финансовой деятельности аудируемого лица;
- опираясь на собранные аудиторские доказательства, сделать выводы о достоверности финансовой отчетности;
- зафиксировать в отдельном документе замечания и рекомендации по их исправлению.
Аудит бухгалтерской отчетности
Аудит бывает обязательным и инициативным.
Обязательный аудит проходят организации согласно законодательству РФ.
Инициативный аудит проводят компании исходя из своих потребностей. Руководитель организации заключает с аудиторской фирмой договор, и в оговоренные сроки аудиторы проводят инициативную проверку. В этом случае можно проверить все участки учета, а можно выбрать отдельные объекты.
В ходе инициативного аудита можно:
- Проверить достоверность финансовой и бухгалтерской отчетности. Это поможет выявить слабые места и ошибки в документации, вовремя скорректировать учет. Безопаснее найти и устранить ошибки до того, как придет налоговый инспектор. Кроме того, с аудиторским заключением на руках проще привлечь инвесторов.
- Проверить знания и квалификацию бухгалтерской службы предприятия. При необходимости направить сотрудников на повышение квалификации, запланировать обучающие семинары.
- Проанализировать налоговые риски и снизить их до минимума.
Также аудит делится на внутренний и внешний. Внутренняя проверка чаще всего проводится штатными аудиторами организации. Внешний аудит осуществляют независимые аудиторские организации с целью объективной оценки состояния учета и отчетности.
Качественный аудит поможет реально оценить работу бухгалтерской службы предприятия, увидеть проблемы в документообороте и учете в целом.
Кто подлежит обязательному аудиту
Обязательный аудит должны проходить организации, которые соответствуют определенным критериям.
В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» выделено шесть критериев:
- Организация имеет форму акционерного общества.
- Ценные бумаги компании допущены к организованным торгам.
- Компания является кредитной организацией, бюро кредитных историй, профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда.
- Выручка компании за предыдущий год превышает 400 млн рублей или валюта баланса свыше 60 млн рублей.
- Организация сдает или публикует консолидированную финансовую отчетность.
- Организация обязана проходить аудит в силу определенных законов. Например, застройщики, государственные корпорации и другие.
Обязательный аудит необходим, если организация соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев.
Порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности
Фиксированных сроков для проведения аудита законом не установлено. Одни организации предпочитают проводить аудит в несколько этапов, другие — приглашают аудиторов после завершения отчетного года.
Не все аудиторы вправе проводить обязательный аудит. Минфин размещает на своем сайте перечень организаций и индивидуальных аудиторов, которым разрешено проводить обязательный аудит. Привлекать к проверке индивидуальных аудиторов запрещено ряду компаний: кредитным и страховым организациям, негосударственным пенсионным фондам и т.д. (ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Порядок проведения аудита зависит от разных факторов. В целом можно выделить следующие этапы работы с аудиторской компанией:
- Анализ задач и определение стоимости аудита.
- Утверждение сроков проверки.
- Формирование группы аудиторов.
- Аудиторская проверка ведения учета и бухгалтерской отчетности.
- Составление отчета и рекомендаций.
- Оформление аудиторского заключения.
- Консультирование заказчика, разъяснение предоставленных рекомендаций.
До подписания договора аудиторы тщательно изучают клиента. Независимые аудиторы смотрят на техническое оснащение и автоматизацию учета на предприятии, оценивают специфику деятельности и квалификацию штатных бухгалтеров, анализируют финансовое состояние, проверяют наличие обязательств и судебных разбирательств.
Далее аудиторская компания разрабатывает план проверки и график с указанием дат. Подбираются специалисты для каждого этапа работ.
Начинается проверка. Для получения доказательств аудиторы выполняют специальные процедуры: пересчет, осмотр, устный опрос сотрудников, подтверждение, инспектирование, изучение документов.
Собрав и проанализировав доказательства, специалист готовит аудиторский отчет и заключение. Аудиторское заключение будет положительным, если не найдено ни одного отрицательного факта. Если обнаружены ошибки и неточности, выдается модифицированное заключение. В некоторых случаях аудитор может оформить отказ в выражении мнения.
Аудиторское заключение передается в налоговую инспекцию. Компания может сдать заключение вместе с отчетностью или отдельно. Крайний срок подачи аудиторского заключения в ФНС — 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом утвержденное заключение нужно сдать в течение десяти дней с момента его подписания.
До 2020 года нужно было представлять отчетность и аудиторское заключение в органы статистики. Сейчас такая обязанность отменена.
Какие документы подлежат проверке
При аудите отчетности специалисты изучают не только годовую бухгалтерскую отчетность, но и различные реестры, договоры, счета, кадровые и прочие сопутствующие документы.
В частности, аудиторы могут запросить:
- первичную документацию для проверки оформления и законности сделки;
- инвентаризационные ведомости;
- документы по созданным резервам;
- договоры;
- учредительные документы;
- выписки банка;
- бухгалтерскую отчетность и декларации;
- оборотно-сальдовые ведомости, анализ и карточки счетов;
- кадровые приказы;
- авансовые отчеты;
- штатное расписание и др.
Аудиторы проверяют не только документы, но и различные расчеты. Например, начисление зарплаты, расчет налогов и пеней, расчет курсовых разниц и материальной выгоды и т.п.
Аудиторская компания оценивает финансовые риски аудируемого лица. Анализирует переплаты и задолженность перед контрагентами и бюджетом. По результатам оценки аудиторы дают рекомендации по устранению ошибок и минимизации рисков.
Типичные ошибки и нарушения
Часть возможных нарушений зависит от специфики деятельности проверяемого лица. К общим и распространенным ошибкам независимо от сферы работы можно отнести:
- неверные расчеты налоговых платежей;
- расхождения отчетных показателей;
- отсутствие разрешительной документации (лицензий, сертификатов, деклараций и прочих разрешительных документов);
- инвентаризационные и арифметические ошибки;
- несоблюдение контрольных соотношений в отчетности или противоречия в разных отчетах (например, выручка от реализации без видимых причин разная в декларациях по НДС и прибыли);
- неверное заполнение реквизитов;
- арифметические ошибки;
- неправильный расчет доходов и расходов;
- свернутое отражение дебиторской и кредиторской задолженности. Задолженность должна быть сформирована в разрезе договоров по каждому контрагенту, чтобы можно было разделить дебиторскую и кредиторскую задолженность;
- уставный капитал по балансу не совпадает с капиталом, заявленным в уставе компании;
- уставный капитал не оплачен или оплачен не полностью;
- отсутствуют первичные документы;
- не начислены положенные резервы;
- нарушается лимит кассы и т.д.
Нарушения по основным средствам:
- не проводятся реальные инвентаризации, в результате фактические остатки имущества и задолженности не совпадают с отраженными в учете;
- не соблюдаются сроки постановки основных средств на учет;
- отсутствует аналитический учет;
- расходы на модернизацию или инвентаризацию учтены неправомерно;
- документооборот разных операций нарушен.
Налоговые нарушения:
- в договоре аренды не указана стоимость объекта аренды. В результате возникают трудности с исчислением имущественных налогов;
- необоснованное занижение налогов;
- НДС принимается к вычету без подтверждающих документов;
- не отражены пени, штрафы по налогам;
- неверное отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам с ИФНС. Организация обязана отражать в отчетности расчеты с бюджетом в суммах, согласованных с ИФНС. Перед составлением баланса нужно провести сверку с налоговой инспекцией и устранить расхождения;
- не отражены (несвоевременно отражены) судебные расходы, неустойки, штрафы. Полученные и уплаченные по суду неустойки и штрафы налогоплательщик обязан отражать во внереализационных доходах или расходах на дату вступления в силу решения суда. Часто информация о судебных разбирательствах поступает в бухгалтерию с задержкой. Несвоевременное отражение доходов приводит к занижению налоговой базы и, как следствие, налога на прибыль.
Ответственность
За непроведение обязательного аудита или непредставление аудиторского заключения предусмотрена ответственность согласно КоАП РФ.
Если не сдать заключение аудиторов в ФНС, компанию ждет наказание в виде штрафа от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За это же нарушение могут наказать должностное лицо, оштрафовав на 300–500 рублей.
Если налоговый инспектор при проверке обнаружит, что в организации отсутствуют заключения аудиторов, должностное лицо может поплатиться штрафом в размере 5 000–10 000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Совершив подобное нарушение повторно, должностное лицо заплатит в два раза больше (10 000–20 000 рублей).
Самые высокие штрафы грозят акционерным обществам. Как известно, АО обязаны публиковать отчетность и аудиторское заключение на специальных интернет-площадках. Контроль публикации возложен на Центральный банк России.
Если обнаружится, что информация не размещена, то юридическое лицо могут оштрафовать. Штраф колеблется от 700 000 до 1 000 000 рублей.
Должностное лицо, допустившее такое нарушение, заплатит от 30 000 до 50 000 рублей или будет дисквалифицировано на срок до двух лет (ст. 15.19 КоАП РФ).
Отдельная ответственность предусмотрена для некоммерческих организаций (НКО).
За непредставление заключения аудиторов на НКО, выполняющую функцию иностранного агента, или на структурное подразделение иностранной неправительственной НКО будет наложен штраф от 100 000 до 300 000 рублей.
Должностные лица таких организаций могут заплатить от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). В данном случае речь идет о несдаче заключения в Минюст.
Срок давности для привлечения к административной ответственности составляет два года с момента совершения административного правонарушения. Уплата штрафа не освобождает от выполнения обязательств. Если организация подлежит обязательному аудиту, его придется пройти и сдать в контролирующие органы соответствующее заключение.
Готовую бухгалтерскую отчетность можно отправить с помощью системы Контур. Экстерн. Также здесь можно заполнить и отправить в контролирующие органы декларации, налоговые и статистические отчеты.
Сервис автоматически проверит контрольные соотношения в формах и укажет на недочеты. Вы сможете отследить прием отчетности. При положительном исходе в системе появится уведомление о приеме.
Если отчет не примут, вы узнаете об этом из уведомления.