Одно из основных преимуществ оригинальной запасной части – ее качество и соответствие технической документации изготовителя техники гарантируется как производителем компонента (читай – поставщиком конвейера), так и непосредственно самим сборочным заводом (читай – маркой/ брендом). Запасные части, которые реализуются через торговую сеть и через фирменные станции технического обслуживания в упаковке с логотипом производителя техники, проходят обязательный входной контроль. Иными словами, помимо гарантии производителя детали покупатель получает еще одну – от изготовителя машины. Именно за это и идет дополнительная наценка. Именно за эту гарантию и платит тот, кто не хочет терпеть убытки из-за простоя техники по причине выхода ее из строя вследствие установки запасных частей несоответствующего качества.
Однако после окончания срока гарантии на автомобиль или специальную технику владелец машины, как правило, переходит в режим экономии средств.
Вместо дорогих оригинальных он стремится приобретать альтернативные запасные части, потому что экономия может составлять до 50% и более.
Разумеется, мы не имеем в виду контрафакт, которого в периоды кризисов значительно прибавляется, иначе бы разница в стоимости оригинальных и не оригинальных деталей легко перевалила за 100%.
Запчасти с улучшенными свойствами
Но цена альтернативных запчастей не всегда меньше оригинальных. Как такое возможно? Дело в том, что для ряда компаний помимо стандартной линейки оригинальных деталей, которые поступают в запчасти и на сборочный конвейер, производят автокомпоненты с так называемыми «улучшенными» свойствами или характеристиками.
Почему же их, обладающих преимуществом, не поставляют на сборочный конвейер? Ответ прост – они дороже стандартных, а значит, в условиях массового производства приведут к удорожанию продукции, пусть небольшому, но реальному! А сборочные предприятия предпочитают использовать детали, оптимальные по соотношению цена/ качество.
Собирая свою продукцию из компонентов, свойства которых известны, производитель имеет возможность прогнозировать ресурс своей техники, то есть давать гарантию на узлы и агрегаты. А теперь представьте, что в агрегат, обладающий определенным ресурсом, устанавливают деталь, которая по ходимости превосходит все остальные.
Что владельцу машины с того, что при списании узла, агрегата или машины в них помимо изношенных компонентов будет находиться и еще вполне работоспособная деталь? А ведь он за нее заплатил больше, чем за оригинальную, и, значит, вправе рассчитывать на то, что каждый вложенный рубль принесет прибыль. Для получения экономического эффекта все компоненты должны обладать улучшенными свойствами.
Но это уже переход на иной технологический уровень производства.
А зачем вообще нужны запасные части с улучшенными характеристиками и где они дадут экономический эффект? Альтернативные запасные части с улучшенными характеристиками прежде всего будут полезны там, где в конструкции машины имеется некий инженерный просчет, то есть в узле в процессе эксплуатации обнаруживается некая деталь, которая имеет меньший (по отношению к другим деталям) ресурс и чаще выходит из строя. Это может быть вызвано ее работой в жестком режиме (с перегрузкой), выбором более дешевых и доступных материалов или технологий производства. Вот именно для того, чтобы исключить слабое звено из цепи, обеспечить полноценную и безотказную работу техники, и разрабатываются детали с улучшенными свойствами.
Для того чтобы устранить недостаток конструкции, порой не требуется серьезных вмешательств в технологию, бывает достаточно укомплектовать их отдельными улучшенными деталями. Такими, например, могут быть фрикционные накладки тормозных колодок или дисков сцепления.
Современные улучшенные фрикционные материалы способны проработать в узлах до их списания! Как известно, при буксировке тяжелых многоосных тралов реактивные тяги тягача воспринимают колоссальные нагрузки, и именно по этой причине ряд компаний выпускает в запчасти детали, у которых сайлентблоки заменены на улучшенные аналоги, в которых вместо резины применен полиуретан. Однако не следует надеяться, что улучшенный компонент принципиально изменит потребительские свойства всего агрегата. Увы, чудес не бывает, и прибавка в пробеге, равная, скажем, 5%, уже может считаться большим подспорьем.
Идем дальше. Улучшенными свойствами и качествами наделяются только детали, сравнительно быстро выходящие из строя, то есть такие, на которые имеется устойчивый спрос. Блоки цилиндров, картеры коробок передач и мостов и прочие крупные компоненты редко выходят из строя.
По этой причине их зачастую даже нет на складах дилеров, а все поставки осуществляются с центрального склада, и часто не российского, а европейского. К тому же они сложны в производстве, а значит, в качестве альтернативы их никто производить не станет.
Данная тенденция прослеживается и в отношении элементов силовой конструкции, а также обшивки.
А что такое детали с улучшенными свойствами и как их отличить от обычных (оригинальных или аналогов)? Начнем с простого. Любые улучшения отражаются как в сопроводительной документации на автокомпоненты, так и в их маркировке.
Например, если вместо надписи «Long Live», что само по себе уже означает, что перед вами деталь, имеющая увеличенный срок службы, будет надпись «Double Long Live», то это свидетельствует о том, что данная запчасть имеет еще более продолжительный срок службы.
Данную маркировку, например, часто можно встретить на муфтах привода вентиляторов систем охлаждения, ведь от надежной работы вентилятора зависит состояние всего двигателя.
Композиционные материалы уже давно и успешно используются вместо резины в деталях для тяжелой техники, например мощных карьерных самосвалах и «сочлененниках».
Отличить стандартную деталь от усиленной можно по цвету – резина черная, полиуретан цветной (от белого до красного, синего, зеленого и т. д.).
Если машина предназначена для северных районов, то для нее самыми актуальными из улучшенных деталей будут сальники, работающие при экстремально низких температурах. Такие изготавливаются либо из особых сортов резины, либо из композиционных материалов.
Обладать улучшенными свойствами могут и гидроцилиндры самосвалов. Для машин, работающих в особо тяжелых условиях, с высокой цикличностью подъема/ опускания кузова, предлагаются гидроцилиндры, у которых внутренняя рабочая поверхность имеет покрытие хромом. Такой агрегат, установленный на рядовой самосвал, переживет саму машину!
Запчасти-аналоги
Сказанное выше об ассортименте запчастей справедливо и в отношении деталей-аналогов. Никто из их производителей не станет изготавливать не востребованные на рынке запчастей блоки цилиндров двигателей и картеры мостов. Зато производится все, что касается изнашивающейся «начинки» агрегатов, – практически для любой оригинальной детали можно подобрать аналог.
Производители стремятся унифицировать агрегаты с другими моделями. Это означает, что в двигателях внутреннего сгорания, скажем, для комплектации дорожных машин используются идентичные детали цилиндро-поршневой группы: гильзы цилиндров, поршни, кольца, подшипники скольжения. Одним словом, все изнашиваемые детали можно приобрести от альтернативных производителей.
Однако у двух запасных частей – аналога и оригинальной – на деле может оказаться общее происхождение. Не секрет, что, например, детали той же цилиндро-поршневой группы изготавливают несколько крупных компаний и они же являются поставщиками компонентов на сборочные конвейеры. В таком случае, приобретая запчасть-аналог, владелец получает оригинал по более низкой цене.
(Продолжение следует)
Особенности таможенного оформления оборудования и станков
Таможенному оформлению при международной перевозке подлежат все грузы, не предназначенные для личного пользования, в том числе оборудование различного назначения.
Особенности таможенного оформления
Оборудование и станки могут ввозиться физическими и юридическими лицами. В первом случае таможенное оформление максимально упрощенное, но партия должна быть некоммерческого объема.
Таможенная пошлина не уплачивается на груз весом менее 25 кг и стоимостью менее 500 евро. В противном случае она рассчитывается в размере 30% от суммы превышения или в размере 4 евро за каждый кг свыше нормы.
При этом на таможне могут потребовать чеки, разъяснения о том, где приобретался товар и для каких целей.
ВНИМАНИЕ! Мы работаем только с юридическими лицами.
Для юридических лиц процедура таможенного оформления проходит в стандартном режиме. Они могут ввозить оборудование и станки в целях усовершенствования собственного производства и для реализации.
При этом обязательны к уплате таможенные платежи, рассчитываемые в зависимости от классификационного кода ТН ВЭД. Ставка пошлины варьируется от 0 до 10%, НДС составляет 20%.
Пошлина начисляется на каждый килограмм груза.
Документы
Помимо чеков, подтверждающих уплаты пошлины, НДС и других платежей, необходимо предоставить максимально полную информацию о перевозимом оборудовании, в том числе техническую. Могут потребовать представить чертежи и схемы. Также таможенному инспектору подают:
- свидетельство о государственной регистрации;
- накладные;
- контракт ВЭД;
- разрешительные документы;
- счета-фактуры или инвойс;
- данные о производителе и поставщике.
Список может быть расширен с учетом специфики оборудования и страны происхождения. Например, в отношении некоторых стран установлен беспошлинный режим ввоза, если предоставлен сертификат происхождения.
Он оформляет по форме СТ-1, СТ-2 или FORM A, что зависит от конкретной страны происхождения. Таможенное оформление для оборудования и станков, импортируемых из стран Таможенного Союза вовсе не требуется.
А для растаможки медицинского оборудования необходимо регистрационное удостоверение Росздравнадзора.
Главным образом оборудование импортируют из:
- Китая;
- Италии;
- Франции;
- Германии;
- Испании;
- Польши.
Растаможка европейского оборудования обойдется дороже, поскольку оно имеет более высокую стоимость, но оно более высокого качества.
Обратите внимание! Сертификат соответствия ГОСТ РФ требуют на металлорежущие и металлообрабатывающие грузы. Сертификация производится в течение недели. Учитывается ТР ТС РФ 010/2011 «О безопасности машин и оборудования».
Последствия ошибок
Чтобы избежать задержек и форс-мажорных ситуаций на таможне, необходимо заранее уточнить список необходимых документов, грамотно оформить все необходимое и несколько раз проверить. Ошибки, помарки и исправления в документах недопустимы. Задержки нередко возникают из-за несоответствия веса, адресов, наименований в разных документах. в таких случаях проводится таможенный досмотр с целью выяснения достоверной информации или декларанту дается время на устранение несоответствий. Все это сопровождается дополнительными затратами, связанными с увеличением срока хранения груза на СВХ и уплатой штрафов.
Если таможенный инспектор не выявит несоответствий и груз не вызовет подозрений, он будет выпущен под заявленной таможенной процедурой. То же происходит при устранении несоответствий, дооформлении необходимых документов, оплате штрафа. Если декларант не хочет или не может выполнить требования таможни, груз могут конфисковать или запретить его ввоз.
Услуги СБ Карго
Специалисты СБ Карго помогут растаможить:
- станки, используемые в промышленности, а также запасные части для них;
- оборудование, применяемое при строительных и хозяйственных работах;
- медицинское оборудование для лабораторных исследований, диагностики и другое;
- аппараты для научных исследований;
- комплексы, используемые в сфере развлечений;
- торговое оборудование и многое другое.
Причем механизмы могут быть как новыми, так и бывшими в употреблении, ввозиться целиком или частями.
Мы предоставляем полный комплекс услуг по перевозке и таможенному оформлению оборудования и станков:
- подберем транспорт и разработаем маршрут с учетом индивидуальных требований;
- подадим заявку на декларирование от лица клиента;
- соберем нужную документацию;
- поможем пройти сертификацию;
- подберем классификационные коды;
- рассчитаем и уплатим таможенные платежи;
- проведем консультации;
- проконтролируем сохранность и надлежащее хранение груза;
- получим разрешение и заберем груз с таможни, доставив его получателю.
Специалисты СБ Карго также помогут застраховать груз, упаковать его и промаркировать. Если вас интересует дополнительная информация, звоните по телефону +7(499)643-43-06 или отправляйте заявку по электронной почте info@sbcargo.ru.
ВНИМАНИЕ!
Уважаемые клиенты!
Мы работаем только с собственниками грузов и готовой коммерческой документацией на товар. Чтобы получить консультацию, необходимо предоставить: подписанный внешнеторговый контракт, инвойс, упаковочный лист и заключить с нами договор таможенного представительства.
Просьба формировать запросы с корпоративной почты компании. Обращения с почтовых адресов зарегистрированных на бесплатных почтовых сервисах, в соответствии с политикой безопасности компании, попадают в СПАМ.
Закупки оригинальных запчастей до и после гарантии
В статье расскажем про случаи, когда можно не указывать слова «или эквивалент» при закупках запчастей и расходных материалов. А также, как быть, если гарантийный срок уже истек, и правомерно ли закупать только оригинальные запчасти в этом случае.
Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.
Формулировка «или эквивалент» в закупках ЗЧРМ по 44-ФЗ
Если в описании объекта закупки («техническом задании») указан товарный знак закупаемого товара, он должен сопровождаться словами «или эквивалент» (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Заказчику следует излагать потребности в товарах так, чтобы требованиям технического задания соответствовала продукция как минимум двух производителей.
Иначе вместе с законом о контрактной системе будет нарушен также и закон о защите конкуренции, который запрещает создавать преимущественное положение отдельным хозяйствующим субъектам в конкурентных закупках (ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).
Тем не менее, иногда заказчик вправе указывать товарный знак без слов «или эквивалент». Соответствующие случаи перечислены в последнем предложении п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
К их числу относится закупка запасных частей и расходных материалов (далее — ЗЧРМ) «к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование».
Какой смысл в том, чтобы указывать в описании объекта закупки товарный знак закупаемых ЗЧРМ без слов «или эквивалент»? Правильно, чтобы получить т.н. оригинальные ЗЧРМ.
Оригинальными признаются ЗЧРМ, произведенные изготовителями машин и оборудования, для которых эти ЗЧРМ предназначаются.
Как правило, производители техники рекомендуют использовать в своих устройствах лишь ЗЧРМ, произведенные под тем же товарным знаком, что и сама техника — иными словами, оригинальные ЗЧРМ.
Закупка запчастей для техники не на гарантии
Принято считать, что оригинальные ЗЧРМ могут закупаться лишь к такой технике, которая находится на гарантийном обслуживании. Это обусловлено тем, что поломка оборудования из-за использования неоригинальных ЗЧРМ не будет считаться гарантийным случаем (т.е. использование оригинальных ЗЧРМ — условие гарантийного обслуживания).
Но как быть, если гарантийный срок уже истек? Правомерна ли закупка оригинальных ЗЧРМ и в этом случае?
Правоприменительная практика отвечает на этот вопрос утвердительно.
Пример Заказчик обжаловал в суд решение Сахалинского УФАС России от 20.02.2015 по делу № 53/15. Антимонопольный орган посчитал, что заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, закупая оригинальные картриджи Brother LG-1100HY-BK без указания слов «или эквивалент».
Суд изучил руководство пользователя многофункционального устройства DCP-6690CW фирмы Brother. Из него следовало, что это устройство предназначено для работы с чернилами определенного типа и будет работать с оптимальной производительностью и надежностью только при использовании оригинальных чернильных картриджей Brother.
Компания Brother не рекомендует использовать картриджи других производителей или заправлять использованные картриджи чернилами из других источников. Условия гарантии не предусматривают устранения повреждений печатающей головки или других деталей устройства, вызванных использованием чернил или картриджей других производителей.
Оценив данную информацию, суд согласился, что для работы имеющегося у заказчика устройства необходимы оригинальные картриджи фирмы Brother, а не какая-либо совместимая продукция других производителей.
По мнению антимонопольного органа, в таком случае заказчику следовало указать, что приобретаемый товар должен быть совместим с имеющимся у него оборудованием, и представить доказательства, что гарантийный срок на технику, для которой закупаются картриджи, на момент рассмотрения жалобы не истек.
Но суд отклонил этот довод со ссылкой на то, что ст. 33 Закона № 44-ФЗ такого требования не содержит. Напротив, указанная норма наделяет заказчика правом указывать производителя необходимых товаров, если закупаются ЗЧРМ к машинам и оборудованию (постановление Пятого ААС от 05.08.
2015 № 05АП-6479/2015 по делу № А59-1187/2015).
Находится техника заказчика на гарантийном обслуживании или нет — не имеет никакого значения. Достаточным правовым основанием для закупки оригинальных ЗЧРМ признается простая ссылка заказчика на последнее предложение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Помимо указанного вывода, приведенное судебное постановление интересно еще двумя другими смелыми утверждениями:
- закупка оригинальных ЗЧРМ — сама по себе уважительная причина, чтобы указывать товарный знак таких ЗЧРМ без слов «или эквивалент». Не нужно специально обосновывать потребность в совместимости приобретаемой продукции с уже имеющимися у заказчика товарами;
- закупка оригинальных ЗЧРМ — тот случай, когда Закон № 44-ФЗ разрешает указывать производителя необходимой продукции.
Далеко не каждый правоприменитель согласен с этими утверждениями. Разберемся по порядку.
1. Действительно, иногда отсутствие слов «или эквивалент» при указании товарного знака необходимых ЗЧРМ само по себе признается достаточным, чтобы считать требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ исполненными.
Пример Заказчик указал в описании объекта закупки конкретные значения товарных кодов производителей картриджей, которые при должной и необходимой квалификации, осмотрительности и добросовестности возможно было соотнести только с производителями оригинальных картриджей, соответствующих гарантийным и технологическим требованиям.
Антимонопольный орган не доказал, что в техническом задании нет показателей, позволяющих определить соответствие предлагаемых товаров условиям закупки.
Доводы о необъективности условий аукциона и незаконности отсутствия слов «или эквивалент» при указании товарных знаков в описании объекта закупки не подтвердились (постановление ФАС Поволжского округа от 19.
02.2015 № Ф06-20456/2013 по делу № А65-14066/2014).
Однако встречаются суждения о том, что отсутствие слов «или эквивалент» при указании товарного знака в техническом задании всё-таки нужно обосновывать.
Пример Заказчик вправе не включать в описание объекта закупки слова «или эквивалент» после указания на товарный знак в следующих исключительных случаях:
- несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечить взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
- в случае закупок ЗЧРМ к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не включив в описание объекта закупки слова «или эквивалент», заказчик был обязан указать на какое-либо из этих исключений. В частности, указать, что товар не подлежит замене на эквивалент, поскольку расходные материалы (картриджи) приобретаются к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Однако техническая документация на используемые машины и оборудование ни в УФАС, ни в суд представлена не была. Поэтому суды поддержали вывод антимонопольного органа о наличии в действиях заказчика нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Довод о том, что заказчик не обязан указывать при описании объекта закупки причины закупки оригинальных ЗЧРМ, был отклонен (Постановление Пятого ААС от 18.02.2016 № 05АП-112/2016 по делу № А59-3664/2015. См. также постановление Девятнадцатого ААС от 19.08.
2016 № 19АП-4426/2016 по делу № А14-10260/2015).
Рекомендуем заказчикам включать в описание закупаемых ЗЧРМ обоснование запрета на поставку эквивалентных товаров.
2. Что касается требования об указании участниками закупки оригинальных ЗЧРМ производителя таких ЗЧРМ, то его правомерность вызывает сомнения.
Во-первых, согласно ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке требований к производителю товара (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара).
Во-вторых, установленные Законом № 44-ФЗ требования к содержанию заявок на участие в закупках не обязывают участников закупок указывать наименование производителя предлагаемого товара (см., например, решения Московского УФАС России от 17.12.2015 по делу № 2-57-11875/77-15, Удмуртского УФАС России от 26.04.2016 по делу № АШ 07-06/2016-75 З и др.).
Как уже говорилось, оригинальные ЗЧРМ — это ЗЧРМ, изготовленные теми же компаниями, которые произвели машины и оборудование, используемые заказчиком.
Вместе с тем, описание объекта закупки «оригинальный тонер-картридж KyoceraТК-350» будет считаться корректным («оригинальный» как характеристика товара), а требование «расходные материалы для МФУ Kyocera FS-3040MFP+ должны быть изготовлены компанией Kyocera» — нет (см.
, например, постановление Мордовского УФАС России от 28.10.2016 № 772 по делу № 592). Хотя иногда требование о том, чтобы у поставляемых ЗЧРМ был конкретный производитель, воспринимается территориальными органами ФАС России адекватно (см.
решение Московского УФАС России от 31.08.2015 по делу № 2-57-7369/77-15), рекомендуем заказчикам заменять его требованием оригинальности необходимых ЗЧРМ.
Торговать репликами известных брендов — это законно?
???? ???? ⌚ ???? Не все поверят, но реплика бренда и контрафакт — это одно и то же. По российским законам торговать контрафактом запрещено.
Что не так с репликами брендов
Репликой называют копию оригинальной вещи с логотипом. Другие названия из народа — паль, неавторизированный товар, фейк. Реплика отличается от оригинала тем, что её изготовил не владелец бренда. На вещи нет оригинальной маркировки, к ней не приложен сертификат подлинности. Принято считать, что реплика не уступает оригиналу по качеству.
К примеру, есть футбольные мячи Adidas Telstar. Китайцы скопировали дизайн и поставляют похожие мячи с логотипом. Это реплика бренда.
Торговля репликами — не подпольный бизнес. Копии брендовых кроссовок и телефонов открыто выставляют в оффлайн и онлайн. Продавцы честно пишут, что товар не оригинальный. Покупатели тоже в курсе — им это и надо, потому что дешевле. Найти поставщика из Китая легко. Такая открытость даёт ложное ощущение, что торговля происходит по закону. Но на самом деле нет.
Юридически реплика бренда — это контрафакт. То есть подделка, на которую нанесли известный логотип. Качество подделки роли не играет. Торговля репликами так же незаконна, как пиратский сайт сериалов. А честное признание в описании товара не снимает с продавца ответственности.
Почему продавать реплики незаконно
Бренд, или товарный знак — это средство индивидуализации товара. У бренда есть правообладатель — компания, которая придумала и запустила товар в продажу.
Правообладатель может сколько угодно зарабатывать на товарах с фирменным логотипом. А все остальные — только по лицензионному договору или договору коммерческой концессии с ним.
Это касается российских и зарубежных брендов и следует из ст. 1477, 1479 и 1484 ГК РФ.
Например, правообладатель товарного знака кедов Converse — американская компания Конверс Инк. Все магазины могут торговать их кедами только по договору с ним.
Подделки товаров с фирменным или похожим логотипом — это контрафакт по ст. 1515 ГК РФ. Если продавец не в курсе, что закупил у поставщиков не оригинальную продукцию, это не снимает ответственность. Перепродажа контрафакта тоже нелегальна.
Статья: как избежать закупки контрафакта и фальсификата
Контрафакт отлавливает полиция и таможня при ввозе в страну. Полицейские приходят в магазин по жалобе бренда и под видом покупателей делают контрольную закупку. Кассовый чек становится доказательством продажи контрафакта.
Жалобы от зарубежных брендов в России подают их официальные представительства или наёмные юристы. Конечно, не все бренды охотятся за фейковыми магазинами, и добраться до каждого просто нереально. Поэтому для продавца реплик вопрос ответственности — дело везения.
Что будет за торговлю репликами
Продавец контрафакта рискует заплатить компенсацию бренду, штраф государству и даже получить судимость. Интернет-магазины и аккаунты блокируют по жалобам брендов. При этом на компенсацию, штраф и блокировку продавец может попасть одновременно. Теперь обо всём подробно.
Компенсация бренду
Владелец бренда может подать в суд на продавца и отсудить компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽ или в размере двойной цены товара. Конкретную сумму определяет суд. Это мера из ст. 1515 ГК РФ.
Например, российское представительство компании Harman International Industries отсудило у предпринимателя из Кемерово 100 000 ₽ за торговлю копиями наушников JBL и Harman. Сам товар конфисковали — дело № А27-3922/2020.
Административный штраф государству
Торговля подделками нарушает права потребителей и владельцев бренда одновременно. Вдруг покупатель думает, что за 10 000 ₽ покупает оригинальный iPhone? А владелец бренда упускает прибыль.
Полиция и таможня отслеживает и конфискует контрафакт. Дальше на продавца заводят административное дело по ст. 14.10 КоАП РФ.
Штрафы за контрафакт такие:
От 5 000 до 10 000 ₽ | От 10 000 до 50 000 ₽ | От 50 000 до 200 000 ₽ |
Предпринимателя из Санкт-Петербурга оштрафовали на 50 000 ₽. Он торговал копиями Tommy Hilfiger и кучей других известных марок. Лицензионного договора с брендами не было. Полиция нашла магазин в ходе рейда — дело № А56-52736/2017.
Компанию из Екатеринбурга задержали на таможне при ввозе из Китая копий кроссовок Adidas. Лицензий от Adidas AG не оказалось. Аргумент, что на оригинальных кроссовках три полосы, а на их четыре, не помог. Обошлось предупреждением, но всю партию обуви забрали и уничтожили — дело № А60-1019/2020.
Блокировка интернет-магазина и аккаунта
По жалобе владельца товарного знака суд может запретить работу интернет-магазина по ст. 1252 ГК РФ. А Инстаграм блокирует продавцов по жалобе бренда значительно быстрее и без суда.
Уголовная ответственность
Если владелец бренда докажет, что потерял больше 250 000 ₽, продавцу грозит уголовное дело по ст. 180 УК РФ. Наказание — от штрафа в 100 000 ₽ до четырёх лет тюрьмы.
Что меняется, если скопирован дизайн, но нет логотипа бренда
Аналоги известных товаров — немного другая, но тоже небезопасная история для магазинов. В этом случае копируют дизайн вещи, но чужой или похожий логотип не шлёпают. Поэтому под контрафакт такие товары обычно не попадают.
К примеру, есть оригинальный конструктор LEGO. И есть его многочисленные аналоги. Они копируют форму деталей и собранных моделей. Но сами конструкторы называются по-другому, и к логотипу сложно придраться.
Уникальный дизайн товара охраняется законом — ст. 1259 ГК РФ. Запускать в производство и продавать вещь может только правообладатель. А все остальные — только по лицензии или коммерческой концессии.
За кражу дизайна правообладатель может тоже взыскать через суд компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Для этого в суд приносят договоры на разработку моделей и оригинальные эскизы. Бренды одежды и обуви в курсе проблемы с аналогами и обычно хранят подобные документы.
Одна предпринимательница смогла отсудить у сети магазинов 600 000 ₽ за полное копирование дизайна носков с лисами — дело № А40-183373/2018.
Статья актуальна на 28.01.2021
Как закупить оригинальные «расходники» и запчасти по 44-ФЗ | Контур.Закупки
В ходе закупочной деятельности госзаказчикам довольно часто приходится приобретать расходные материалы и запчасти для техники, например. Иногда при этом можно не указывать фразу «или эквивалент». О том, когда именно — расскажем в этой статье. Также рассмотрим вопрос правомерности закупки оригинальных запчастей после окончания гарантийного срока.
Оригинальные запчасти — требование производителя
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 закона 44-ФЗ, в техническом задании допустимо указывать товарный знак объекта исключительно в сопровождении выражения «или эквивалент». В целях недопущения нарушения закона о конкуренции нужно описывать товар таким образом, чтобы под описание подходили модели разных производителей, как минимум двух.
Но есть случаи, когда можно указывать товарный знак без давления «или эквивалент». Все они перечислены в конце пункта 1 части 1 статьи 33 закона. Среди прочего, такое разрешено заказчику при закупке запчастей и «расходников», которые должны применяться в соответствии с технической документацией используемой техники.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Как правило, все производители техники указывают в своей документации необходимость использования оригинальных запчастей и расходных материалов. Оригинальные — это те, которые обычно производятся под тем же товарным знаком и рекомендуются для данной модели технического средства. Поэтому желание заказчиков получить оригинальную запчасть вполне понятно.
Если техника на гарантии
Когда гарантия на техническое средство действует, то с закупкой оригинальных запчастей обычно не возникает проблем.
Ведь производители в качестве одного из условий действия гарантии называют применение оригинальных запчастей и «расходников».
Если же установить «неродную» деталь, и техника выйдет из строя, то такой случай производитель, скорее всего, не признает гарантийным, а значит, не будет производить ремонт или замену бесплатно.
Когда гарантия кончилась
А можно ли закупать оригинальные запчасти после окончания гарантийного срока? Что говорит об этом судебная практика? Рассмотрим на примерах.
Заказчик с Сахалина заявил к закупке картридж для принтера Brother LG-1100HY-BK и не указал «или эквивалент». Местное управление ФАС посчитало это нарушением закона 44-ФЗ. Однако заказчик обратился в суд и выиграл дело (постановление Пятого ААС от 05.08.2015 № 05АП-6479/2015 по делу № А59-1187/2015).
В технической документации к принтеру было указано, что его оптимальная производительность и надежность достигаются при использовании оригинальных чернил определенного типа.
Суд учел, что производитель не рекомендует применять картриджи других фирм, равно как и заправлять «родной» картридж посторонними чернилами. Более того, согласно условиям гарантии, повреждение печатающей головки не признавалось гарантийным случаем при подобной эксплуатации.
Поэтому суд пришел к выводу, что заказчику требовался именно оригинальный картридж фирмы Brother.
УФАС пыталась настаивать на следующем: заказчик должен был указать в документации, что приобретаемый товар должен быть совместим с имеющимся оборудованием, а также доказать, что на принтер действует гарантийный срок. Однако суд указал, что такого требования в законе 44-ФЗ нет. Наоборот, по мнению суда, статья 33 закона дает заказчику право указывать производителя при закупке запчастей и расходных материалов к технике.
Таким образом, суд подтвердил, что не имеет никакого значения, находится ли техника на гарантии или нет.
Спорные выводы в пользу заказчика
Суд в упомянутом выше постановлении пришел еще к двум выводам. Первый из них — если производится закупка запчастей или «расходников», то это само по себе является причиной для указания товарного знака без добавки «или эквивалент». Другими словами, специально обосновывать потребность в совместимости техники и ее запчасти необходимости нет.
Это довольно смелое утверждение, и в судебной практике были противоположные решения на этот счет. Так, в соответствии с постановлением Пятого ААС от 18.02.2016 № 05АП-112/2016 по делу № А59-3664/2015, заказчик может не включать в описание объекта закупки фразу «или эквивалент» лишь в исключительных случаях. А именно:
- если аналогичные товары под другими товарными знаками несовместимы с тем, который уже использует заказчик;
- если закупаются запчасти и расходные материалы к оборудованию в соответствии с его технической документацией.
Раз заказчик не включил в техническое задание слова «или эквивалент», он должен был указать на одно из этих двух исключений. Например, что товар не подлежит замене, поскольку «расходник» предназначается для имеющегося оборудования.
Однако в случае, рассмотренном в упомянутом постановлении Арбитражного суда, заказчик не представил документацию на используемую технику ни в местное УФАС, ни в суд.
В результате суд встал на сторону антимонопольного органа, который увидел в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Так что для надежности все-таки следует включать в описание объекта закупки обоснование того, почему невозможно применение эквивалентных товаров.
И второй вывод который следует из постановления Пятого ААС от 05.08.2015 № 05АП-6479/2015 — закупка оригинальных «расходников» и запчастей является тем самым случаем, когда закон 44-ФЗ разрешает указывать производителя. Опираться на этот вывод рискованно, ведь запрет на включение в документацию требований к производителю прямо установлен частью 3 статьи 33 закона.
Рекомендации специалистов
Специалисты рекомендуют заказчикам формулировать требования к производителю через использование термина «оригинальный».
Например, можно указать, что объектом закупки является «оригинальный картридж Brother LG-1100HY-BK».
Такое описание в большинстве случаев должно восприниматься ФАС адекватно (с учетом того, что производители техники рекомендуют применять оригинальные расходные материалы).
Если же в описании объекта закупки указать, что закупаются «расходные материалы для устройства Brother DCP-6690CW, которые должны быть изготовлены фирмой Brother», то это может вызвать вопросы контролирующих органов.
Безусловно, в практике ФАС и судов есть примеры, когда и в таком случае действия заказчика были признаны правомерными.
Однако для надежности прямого указания на производителя лучше избегать, заменив его требованием оригинальности.
Как правильно внести изменения в конструкцию машины?
Происходит следующее: сотрудники ГИБДД останавливают автомобили, которые выделяются на дороге, и обнаруживают в них изменения, которые установил владелец и которых не было в автомобиле с завода. Далее выписывают штраф по ст. 12.5 ч. 1 — 500 рублей — и постановление на повторное прохождение техосмотра. В противном случае автомобиль автоматически снимается с регистрации через 10 дней.
Все было бы хорошо, если бы это касалось исключительно автомобилей, которые после модификаций несут угрозу безопасности на дороге, например с установленным газовым оборудованием. Но под наказание попадают автомобили, у которых:
- заменена подвеска: занижена или установлена пневмоподвеска;
- заменен воздушный фильтр на нештатный;
- заменены диски на произведенные не заводом-изготовителем автомобиля;
- установлен спойлер или другие декоративные элементы на кузове.
Я хочу купить зимние нештатные колеса, но теперь не могу оценить степень законности их использования.
Каким регламентом в данном случае пользуются сотрудники ГИБДД? Законно ли это?
Буду благодарен за ответ письмом или в вашем журнале!
Антон Б.
Расскажу, как это сделать.
Закон не запрещает вносить любые изменения в конструкцию машины. Штрафуют владельцев таких машин не за сам факт внесения изменений. Эта норма прописана в ч. 1 ст. 12.5 КоАП: в этой статье написано о несоблюдении определенных условий при эксплуатации автомобиля. Вносить любые изменения своими силами или на СТО закон не запрещает.
Эти требования связаны с безопасностью дорожного движения. Газобаллонное оборудование, установленное вашим знакомым слесарем в гараже, может взорваться, прикрученный на саморезы к кузову нештатный бампер может отвалиться, машина на нештатной резине может непредсказуемо повести себя на дороге. Как себя поведет нештатная подвеска — вообще никто не знает, она может развалиться на ходу.
Есть два пути.
За все это придется заплатить госпошлину. Через портал госуслуг это обойдется в 350 рублей за внесение изменений в ПТС. Еще 500 рублей нужно будет заплатить за новое свидетельство о регистрации транспортного средства.
Второй путь более простой, но более затратный. Нужно найти станцию техобслуживания, которая сотрудничает с аккредитованными лабораториями. Эта станция техобслуживания не только выполнит сами работы, но и узаконит все изменения. Единого реестра таких СТО не существует — искать придется самостоятельно.
Итак, если вы хотите внести изменения в конструкцию автомобиля, вот последовательность шагов:
- Оцениваем экономическую целесообразность вносимых изменений. Если это принесет ощутимую прибыль или тяга к эстетике победила — переходим к следующему шагу.
- Находим организацию, готовую взяться за оформление изменений. Проводим предварительную техническую экспертизу.
- Обращаемся в ГИБДД, получаем разрешение на внесение изменений.
- Устанавливаем оборудование на автомашину.
- Проходим техосмотр.
- Снова проходим экспертизу.
- Платим госпошлину, идем в ГИБДД, получаем новое свидетельство о регистрации транспортного средства и запись в паспорте транспортного средства о том, какие изменения были внесены.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.