Защита права на труд средствами государственного надзора и контроля

Цели: ознакомившись с данной темой, Вы будете:

  1. Иметь представление о способах защиты трудовых прав работников и об органах контроля за соблюдением норм трудового права, их целях.
  2. Разбираться в структуре и компетенции действующих как государственных, так и общественных форм контроля в сфере труда.
  3. Знать виды и меру ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –т это обязанность государства.

Статья 45 Конституции РФ провозглашает государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, гарантируя каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законами.

Защита права на труд средствами государственного надзора и контроля

11.2. Понятие и цели надзора, контроля за соблюдением норм трудового права

Надзор и контроль в сфере труда – это деятельность компетентных органов, направленная на защиту прав граждан в сфере труда. Общие положения представлены в табл. 1.

Цели надзора и контроля
  • Предотвратить принятие незаконных решений, нарушающих права и законные интересы работающих, или выявить уже допущенные нарушения;
  • восстановить нарушенные права;
  • привлечь к ответственности виновных.
Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)» направлен на то, чтобы при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного надзора (контроля) права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были защищены. Положения данного закона устанавливают:

  • порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
  • права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
  • обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при таких мероприятиях.

Основные принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

  1. Презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя; следовательно, доказывать наличие нарушений законодательства работодателем, злоупотребление правом и другие подобные обстоятельства обязан орган надзора.

В обязанности же работодателя входит:

  • обеспечение беспрепятственного допуска должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • предоставление указанным органам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий.
  1. Соблюдение международных договоров РФ.
  2. Открытостость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора).
  3. Установление обязательных требований федеральными законами и нормативными правовыми актами.
  4. Проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора).
  5. Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора).
  6. Периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю.
  7. Возможность обжалования действий (бездействия) должностных органов государственного контроля.
  8. Устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной.

11.3. Система и компетенция органов надзора и контроля за соблюдением норм трудового права

Государственный надзор и контроль за соблюдением норм трудового права (ст. 353 ТК РФ) проводят
Надзор Контроль
  • Органы федеральной инспекции труда и другие федеральные инспекции:
    • за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    • во всех организациях;
    • на всей территории РФ.

Федеральная инспекция труда – единая централизованная система государственных органов. Положение о федеральной инспекции труда утверждено Правительством Российской Федерации (ст.353-364 ТК РФ). Федеральная служба по труду и занятости (п. 4 Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости». Права и обязанности инспекторов труда – ст. 357–358 ТК РФ.

  • Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2002 -1 «О прокуратуре в РФ» и в соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 06июля 2000 г. № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях всех форм собственности»:

-за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:
    • внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
    • в подведомственных организациях
Специально уполномоченные органы – федеральные надзоры наряду с федеральной инспекции труда:

    • за соблюдением правил по безопасному ведению работ;
    • в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» определены система и полномочия специальных служб по техническому надзору, атомному, санитарно-эпидемиологическому, энергетическому надзору и др.

Профсоюзные комитеты имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства. Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах
Судебный надзор и контроль Суды РФ (Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции) при решении дел в соответствии со своей подведомственностью осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на предмет соответствия Конституции РФ федеральных нормативно-правовых актов, а также решают вопросы о законности правоприменительных актов работодателя при рассмотрении индивидуально-трудовых споров

Схема контроля профсоюзов

Защита права на труд средствами государственного надзора и контроля

11.4. Ответственность за нарушение трудового законодательства

Трудовым законодательством предусмотрена ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение трудового законодательства.

  • Административная – в виде штрафа, размер и порядок наложения которого устанавливается законодательством РФ и субъектов РФ.

Например, за нарушение законодательства о труде и охране труда: административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ, повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет ( ст. 5.27 КоАП РФ).

  • Гражданско-правовая (имущественная) — за вред, причиненный жизни и здоровью работника ( гл. 59 ГК РФ).
  • Уголовная – за нарушение правил охраны труда наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы, иного дохода за период 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Деяния, повлекшие смерть человека,- лишением права свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового (ст. 143 УК РФ).

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей до 3 лет, – штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период 18 месяцев (ст. 145 УК РФ).

  • Дисциплинарная ответственность должностного лица.

Версия для печати

Перейти к версии для печати
Название работы Аннотация

Презентации

Название презентации Аннотация

Тьюторы

Защита трудовых прав

Защита права на труд средствами государственного надзора и контроляКаждому человеку гарантируется защита трудовых прав. Так реализуется конституционное право на труд. Одному человеку для этого требуются активные действия, другому достаточно гарантий, установленных законодательно.

Трудовой кодекс в основном наполнен нормами, содержащими условия и требования, необходимые для охраны труда и защиты прав работника. Поэтому защита трудовых прав сторон трудового соглашения – это первоочередная обязанность государства, которая осуществляется различными способами.

Способы защиты трудовых прав

Согласно трудовому законодательству основными способами защиты прав работников являются:

  • государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства;
  • защита трудовых прав профессиональными союзами;
  • самостоятельная защита работниками своих трудовых прав;
  • защита трудовых прав в судебных органах.

Допускаются и иные, не запрещенные законом, способы защиты трудовых прав. Но приведенный выше перечень достаточен для грамотного поведения в трудовых отношениях.

Защита трудовых прав государственными органами

Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.

Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти.

К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее.

Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.

Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.

Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.

Трудовая инспекция

Государственная инспекция труда является государственным органом, контролирующим соблюдение трудового законодательства. Отделы трудовой инспекции работают во всех регионах и доступны для всех граждан, нуждающихся в защите трудовых прав.

Трудовая инспекция работает по жалобам граждан. К функциям инспекции относится контроль за выполнением законодательства о труде. Реализовать защиту трудовых прав инспекция может путем:

  • проведения проверок
  • выполнения обследований
  • выдачи предписаний
  • составления протоколов об административных правонарушениях
  • наложения штрафов

Трудовая инспекция может контролировать только те трудовые отношения, которые продолжают действие. Споры по увольнению или нарушения в бывших трудовых отношениях в ее компетенцию не входят.

Наиболее эффективно обращение в трудовую инспекцию с жалобами на действия индивидуальных предпринимателей. Главное, чтобы трудовой договор был оформлен надлежащим образом.

Защита трудовых прав профсоюзами

Профсоюзы отстаивают права и интересы членов профсоюзов по индивидуальным вопросам трудовых отношений, а при защите коллективных прав – независимо от членства в профсоюзе при наделении полномочиями на представление интересов.

Для защиты прав работника профсоюзы имеют такие права:

  • выступать с предложениями в принятии законов и прочих нормативно-правовых актов относительно социально-трудовой сферы соответствующими государственными органами власти;
  • представлять мнение по проектам таких актов;
  • принимать участие в согласовании с работодателями размеров оплаты труда, систем оплаты и норм труда;
  • беспрепятственно посещать рабочие места членов профсоюзов.

Кроме того, выступая в качестве защитников интересов, профсоюзы:

  • участвуют в разработке государственных программ занятости;
  • осуществляют контроль в сфере занятости населения;
  • оценивают действия работодателя при расторжении трудового договора по его инициативе и в определенных случаях соглашаются на прекращение соглашения;
  • осуществляют контроль по соблюдению законодательства.

Необходимо обратить внимание, что для осуществления контроля по соблюдению трудового законодательства профсоюзы имеют право привлекать государственные контролирующие органы.

На основании законодательства профсоюзы имеют право требовать от работодателя устранить нарушения. Причем в семидневный срок с момента получения требования работодатель должен проинформировать профсоюз о результатах устранения нарушений.

Самостоятельная защита трудовых прав

Самозащита трудовых прав – это активные действия трудящихся, направленные на охрану своей жизни, здоровья и трудовых прав, с обращением в государственные органы контроля (надзора) по соблюдению трудового законодательства или без него.

Фактически, Трудовой кодекс определяет только один способ самозащиты – отказ от выполнения работ. Однако не следует путать такой способ защиты с забастовкой, так как он осуществляется с целью защиты индивидуальных трудовых прав.

Выделяют основные методы самостоятельной защиты:

  • отказ выполнять работу, непредусмотренную трудовым договором;
  • отказ от выполнения опасной работы;
  • прочие случаи отказа, предусмотренные трудовым законодательством РФ (отказ от командировки, перенесения ежегодного отпуска и тому подобное);
  • приостановление работы при несвоевременной выплате зарплаты.

Самозащита прав не требует официального оформления и привлечения государственных надзирательных органов. К тому же, допускается использование самозащиты с другим способом защиты прав одновременно.

Используя право на самостоятельную защиту, работник не может привлекаться к административной либо дисциплинарной ответственности.

Защита трудовых прав в судебных органах

С целью восстановления нарушенных прав сотрудник может обратиться в суд. На сегодняшний день этот способ защиты прав является самым эффективным. Ведь решение суда по гражданскому делу является обязательным для исполнения. Однако сроки обращения в суд ограничены 3 месяцами, а по увольнениям 1 месяцем.

Кроме судебных органов, в зависимости от нарушенного права, работник вправе обратиться в комиссию по социально-трудовым отношениям, по трудовым спорам и в трудовой арбитраж

На самом деле законодательство предоставляет значительные возможности по защите трудовых прав. К сожалению, значительная часть работников не знает и не понимает, как лучше воспользоваться предоставленными возможностями.

Хотя практически любая проблема в трудовых отношениях может быть решена в пользу работника. Об этом свидетельствует судебная практика по искам о восстановлении на работе, о взыскании заработной платы и т.п.

Труднее с доказательственной базой по искам о заключении трудового договора, об установлении факта трудовых отношений.

Защита трудовых прав полностью зависит от активных действий и инициативы работника.

Правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами государственного надзора и контроля

В Конституции Российской Федерации провозглашено: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ч. 3 ст. 37). В развитие этого конституционного положения, в ст. 220 Трудового кодекса РФ указано, что «государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда».

К сожалению, приходится констатировать то, что применительно к охране трудовых прав граждан полностью относится негативная оценка, данная Президентом РФ В.В.

Путиным в своем выступлении на координационном совещании правоохранительных органов Российской Федерации.

В частности, он заявил, что «у нас существует большой разрыв между конституционными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации».

Действительно, анализ судебной практики свидетельствует о том, что гарантированный Конституцией уровень охраны труда работников в целом по России остается очень низким, а состояние законности в этой сфере – явно неудовлетворительным.

Материалы проверок органов государственного контроля и прокурорского надзора говорят о том, что многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм.

Действующее трудовое законодательство четко устанавливает обязанности работодателя по соблюдению требований охраны труда.

Анализируя содержание ст. 212 Трудового кодекса, можно сделать вывод о том, что основная обязанность работодателя – обеспечение безопасных условий и охраны труда в широком смысле, то есть в правовом, социально-экономическом, организационно-техническом и медицинском понимании.

Таким образом, законодатель возложил на работодателя весьма широкий, но вместе с тем предметно-конкретный перечень служебных обязанностей, призванных обеспечить безопасные условия труда каждому работнику.

И материалы прокурорского надзора подтверждают, что там, где работодатель добросовестно, со знанием дела относится к выполнению своих обязанностей, там практически случаи производственного травматизма сведены к нулю.

В то же время недобросовестное, а порой преступно-халатное отношение работодателей к выполнению своих обязанностей до сих пор имеет широкое распространение в большинстве регионов страны. В этом основная причина многочисленных несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.

К числу наиболее существенных и распространенных нарушений законодательства, регламентирующего обязанности работодателей, можно отнести нижеследующие:

— в нарушение требований ст. 226 ТК РФ имеет место недостаточное финансирование мероприятий по улучшению условий охраны труда. На многих предприятиях, особенно с малой численностью работающих, средства на указанные цели выделяются работодателями в незначительном количестве либо не выделяются вовсе;

— не соблюдаются положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об осно­вах охраны труда в РФ» в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда;

  • — в нарушение требований ст. 217 и 218 ТК РФ во многих организациях не создаются службы охраны труда и комитеты по охране труда;
  • — в нарушение ст. 212 и 225 ТК РФ работодателями ряда организаций не обеспечивается проведение обучения и профессиональной подготовки в области охраны труда;
  • — вопреки требованиям ст. 41 ТК РФ на ряде предприятий не включаются в коллективные договоры с работодателем обязательства по улучшению условий и охраны труда работников, а нередко даже включаются условия, ухудшающие по сравнению с трудовым законодательством;

— в нарушение п. 1 ст. 212 ТК РФ не обеспечивается безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

Защита права на труд средствами государственного надзора и контроля

— в нарушение ст. 223 ТК РФ не обеспечивается санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников.

Кроме того, во многих регионах работодателями не соблюдаются требования ст. 228 ТК РФ, регламентирующей порядок учета и расследования несчастных случаев на производстве. В результате этого в регионах получила широкое распространение противоправная практика укрытия несчастных случаев с целью избегания ответственности, предусмотренной законом.

Таким образом, анализ материалов прокурорского надзора свидетельствует о том, что на предприятиях всех организационно-правовых форм работодателями допускаются самые различные нарушения законов об охране труда, правил по технике безопасности и зачастую не принимается должных мер по предупреждению несчастных случаев на производстве.

Важнейшими способами обеспечения исполнения трудового законодательства являются надзор и контроль. Каждый из этих способов имеет определенные особенности.

Контроль осуществляется, прежде всего, государственными органами в процессе руководства нижестоящими органами, а также подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями.

Надзор осуществляется специальными органами (как правило, инспекциями) в отношении не подчиненных им органов и организаций.

В числе особых форм взаимодействия выделяются именно контрольные и надзорные полномочия. Государственный контроль и надзор в сфере охраны труда осуществляется целым рядом органов и инспекций.

В Трудовом кодексе РФ отдельная специальная глава посвящена вопросам государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Согласно Трудовому кодексу РФ (ч. 4 ст. 353) – «государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом».

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

  • Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 09.05.2005 N 45-ФЗ;

  1. направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  2. выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  3. запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;

принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарий к ст. 357 TК РФ

Закрепленные настоящей статьей основные права государственных инспекторов труда исходят из положений Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947 г.), предусматривающей необходимость предоставления инспекторам труда соответствующих полномочий для эффективного осуществления функций инспекционной службы.

Судебная практика по статье 357 TК РФ

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 29.11.2006

Вопрос 1: Какой из сроков — установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или ч. 2 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации — подлежит применению при оспаривании работодателем в суд предписания государственного инспектора труда?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст.

357 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Система органов, осуществляющих защиту трудовых прав

Категория: Трудовое право.

Действующее законодательство предлагает достаточно широкий выбор способов защиты прав и законных интересов, нарушенных в ходе применения наемного труда. В основе их классификации лежит субъект, наделенный полномочиями осуществлять защиту. Так, в соответствии со ст.

325 ТК, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства ведут соответствующие государственные органы. Функцию общественной защиты трудовых прав работников выполняют профсоюзы в формах, определенных ТК.

Самозащиту работники реализуют самостоятельно, то есть без участия каких-либо юрисдикционных органов (по этой причине в данном разделе этот аспект не рассматривается). 

По утверждению ряда специалистов, следует обратить внимание на то, что защита трудовых прав и рассмотрение трудовых споров в соответствии с ТК не одно и тоже. По смыслу ст. 352 в ней перечислены не все, а только основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

В связи с этим не совсем логичным представляется отсутствие в указанном выше перечне такой формы защиты прав и законных интересов субъектов трудовых правоотношений, как разрешение трудовых споров.

Вместе с тем процедура разрешения коллективных трудовых споров, равно как и процесс рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, на наш взгляд так же является формой защиты.

Многообразие способов защиты обуславливает проблему выбора защищающей инстанции. Для правильного выбора, на наш взгляд, необходимо знать общую организацию и полномочия указанных органов.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства закреплен ТК (гл. 57)  в качестве одного из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Так, под надзорно-контрольной деятельностью понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения.

Статья 353 ТК устанавливает систему органов надзора и контроля, закрепляя в качестве ее составных элементов федеральные надзоры, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и органы прокуратуры.

Органы государственного надзора и контроля по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности предусмотрены ч. 2 ст. 353 ТК, среди них  наряду с органами федеральной инспекции труда названы федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности (ст. 366 – 369 ТК).

Указанные органы занимаются особым кругом вопросов, связанных с охраной труда, здоровья и безопасностью труда работающих в соответствующей отрасли народного хозяйства. Их можно условно разделить на две категории.

Первую составляют федеральные надзоры, занимающие самостоятельное положение в структуре органов исполнительной власти: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России).

Ко второй относятся надзорно-контрольные органы, входящие в систему министерств на правах структурных подразделений: органы, состоящие в Министерстве промышленности и энергетики РФ, которые занимаются вопросами энергетического надзора, и Министерство здравоохранения и социального развития РФ, ведающее вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в стране.

Для выполнения задач и осуществления своих функций государственные надзоры наделены определенным кругом полномочий, в том числе властных.

Например, Госатомнадзор России вправе: выдавать руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; выдавать тем же лицам предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности.

Должностным лицам всех государственных надзоров Российской Федерации предоставлено право наложения денежного штрафа на руководителей организаций (их заместителей) за административные правонарушения в соответствующей области народнохозяйственной деятельности в порядке и размерах, установленных КоАП. Правовой статус надзорно-контрольных органов устанавливается Правительством РФ.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях в соответствии с ч. 3 ст.

353 ТК осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

К ним, в частности, относится Правительство РФ, которое контролирует работу федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению и полномочиям РФ по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации, осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Федерации. Федеральные министры контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств.

Органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный контроль в соответствии с законодательством РФ. Так, в соответствии со ст.

20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131), органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия (в том числе государственный контроль в подведомственных органам местного самоуправления организациях), если федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции издадут обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий не изменяет их правовую природу, т.е. не превращает их в государственные надзорно-контрольные органы, поэтому их следовало бы исключить из текста ст. 353 ТК.

Принимая в то же время во внимание, что органы местного самоуправления в установленных случаях могут осуществлять полномочия по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства в подведомственных им организациях, было бы желательно главу 57 дополнить статьей, соответствующей по содержанию ст. 20 ФЗ № 131.

Среди органов государственного надзора кроме указанных, ТК выделяет органы прокуратуры. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Общественный контроль за соблюдением трудового законодательства предусмотрен главой 58 ТК. В статьях 370 — 378 ТК закреплены права и полномочия профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде.

В определенной мере права профсоюзов конкретизированы Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно ст.

19 названного закона, профессиональные союзы и состоящие в их ведении инспекции труда осуществляют общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, где работают члены данного профсоюза.

Общественный контроль за состоянием охраны труда в организациях осуществляют уполномоченные (доверенные) лица профессиональных союзов. Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц закреплены в ст. 370 ТК. Защитная функция профсоюзов не ограничивается проведением проверок соблюдения законодательства о труде. Согласно ст.

371 ТК, работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных законом. Например, ч. 5 ст. 73 предоставляет работодателю право, с учетом мнения выборного профсоюзного органа, в целях сохранения рабочих мест при массовом увольнении работников вводить режим неполного рабочего времени на срок до 6 месяцев.

Статьей 99 ТК допускается привлечение к сверхурочным работам по инициативе работодателя с письменного согласия работника и в некоторых случаях с учетом мнения представительного органа работников.

Дополнительно к установленным ТК, в коллективные договоры, локальные нормативные акты организаций могут включаться иные случаи, когда при вынесении решений работодатель обязан учитывать мнение профсоюзного органа, как это предусмотрено ст. 372 ТК.

Защитная функция профсоюзов реализуется также и в форме обязательного участия их выборного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (ст. 373 ТК).

Например, его участие обязательно при решении вопросов: о возможном сокращении численности или штата работников (ч. 1 ст.

82 ТК); об увольнении работников, являющихся членами профсоюза, в связи с сокращением численности или штата организации, из-за недостаточной квалификации или вследствие неоднократного неисполнения такими работниками без уважительных причин трудовых обязанностей (ч. 2 ст. 82 ТК).

Указанные органы, обладая широкими возможностями, не являются органами уполномоченными разрешать трудовые споры. В случае конфликта прав профсоюзы, инспекции труда выполняют вспомогательные функции.

Например, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению трудовых споров (кроме судов) государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению (ст. 357 ТК).

Обобщая можно сделать вывод, что защита прав с помощью профсоюзов и надзорных органов занимает промежуточную позицию между непосредственными переговорами с работодателем и трудовым спором. Органы уполномоченные решать трудовые споры по подведомственности можно разделить на две группы: разрешающие коллективные споры; разрешающие индивидуальные споры.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются КТС и судами. Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных споров, возникающих в организациях, за исключением споров, предусмотренных ст. 391 ТК.

Суды рассматривают (в общем порядке) индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, в том числе, когда они не согласны с решением КТС либо когда работник обращается в суд, минуя КТС, а также по заявлению прокурора, если решение не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Рассмотрение коллективного спора начинается с работы примирительной комиссии, в состав которой входят представители работников и работодателя на равноправной основе.

К помощи посредника прибегают в ситуации, когда процедура рассмотрения коллективного трудового спора в примирительной комиссии не привела к решению вопроса по существу, но стороны заинтересованы в продолжение примирительных процедур.

Главная функция посредника оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Отдельно нужно сказать о службе по урегулированию коллективных трудовых споров. Эта служба самостоятельно не занимается разрешением коллективных трудовых споров. В ее функции входит содействие в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Таким образом, органы по разрешению трудовых споров четко определены ТК, а сами трудовые споры имеют конкретную подведомственность. Судам подведомственны все индивидуальные трудовые споры.

Что касается рассмотрения коллективных трудовых споров в суде, то важно подчеркнуть, что данные споры разрешаются согласно ТК только посредством примирительных процедур, и суд рассматривает дела только о признании забастовок незаконными.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод о том, что органы, уполномоченные государством на защиту прав работника, условно делятся на две большие группы. К первой относятся все органы, осуществляющие контроль и надзор, ко второй органы разрешающие трудовые споры.

Таким образом, органы надзора и контроля обеспечивают соблюдение трудового законодательства, и их деятельность имеет предупредительный или контрольный характер. В их полномочия входит рассмотрение вопросов, в которых присутствует явное и бесспорное нарушение закона и требуется лишь восстановление нарушенного права.

Вопросы о конфликте прав, в связи с определенной ограниченностью полномочий надзорных органов не могут быть ими разрешены и  рассматриваются судами.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *