Принято считать, что история медицинского страхования берет свое начало в 18-м веке – начале 19-го века. В этот период произошло зарождение некоторых элементов социального медстрахования – обществ по взаимной помощи, которые создавались самими тружениками заводов и фабрик без привлечения средств работодателей. Рассмотрим тему подробнее.
Дореволюционный этап – с 1861-го по 1917-й годы
В 1861-м году началось своего рода историческое развитие медицинского страхования РФ, когда был утвержден 1-й юридически-правовой акт в этой области.
Согласно данному нормативному документу, при казенных горных фабриках создавались товарищества, а при них – вспомогательные больничные кассы, которые обязаны были выплачивать труженикам финансовые выплаты при страховом событии – болезни или нетрудоспособности.
В 1866-м году состоялось принятие еще одного НПА. В соответствии с его положениями, при всех промышленных предприятиях должны были функционировать медучреждения. К клиникам предъявлялось требование по количеству коек – 1 койка из расчета на 100 работников предприятия.
Также история медицинского страхования во временной период до Революции включает в себя такую контрольную дату, как 1903-й год, когда был выпущен нормативный документ, обязывающий работодателей нести ответственность за вред здоровью вследствие несчастного происшествия на производстве, причиненный сотрудникам, при исполнении ими трудовых обязанностей. Если потерпевший получал травму или инвалидность, ему полагалось пособие, а в случае смерти – выплаты получали члены семьи.
Последний дореволюционный этап становления системы в истории – 1912-й год, когда был утвержден законодательно-юридический акт, предусматривающий оказание медпомощи рабочим в 4-х видах:
- первая помощь при внезапно наступивших болезнях и несчастных происшествиях;
- амбулаторное лечение;
- помощь в дородовой период;
- коечное (стационарное) лечение.
Советский период
Временное Правительство, действовавшее до создания СССР, приняло следующие изменения:
- предоставление правомочия больничным кассам консолидироваться;
- расширение перечня застрахованных лиц;
- осуществление управления кассами силами рабочих, без привлечения работодателей.
Развитие, наблюдавшееся в период с 1917-го по 1921-й годы
Советской властью было предпринято несколько попыток реформировать действующую систему, приведя ее в соответствие с режимом социализма.
Реформы начались с введения так называемого “полного соцстрахования” в октябре 1917-го года, в рамках которого предусматривалось:
- распространение страховки на абсолютно весь рабочий персонал, без наличия каких-либо изъятий;
- распространение страховки на все случаи потери способности к труду, что означало право на выплаты не только при болезни, но и материнстве, сиротстве, вдовстве и др.;
- несение всех денежных трат на медстрахование предприятиями-работодателями и государством.
Другие ключевые даты в истории системы:
- октябрь 2018-го года – принятие декрета о замене термина “Соцстрахование” на “Соцобеспечение”;
- февраль 1919-го года – подписание декрета, положения которого регламентировали трансфер всей лечебной части ранее существовавших больничных касс в ведение Народного Комиссариата по Здравоохранению.
Итоги начальных реформирований Советского Правительства были крайне положительными. В частности, снизилась тенденция роста заболеваемости туберкулезом, сифилисом. Уменьшилась также подростковая и младенческая смертность.
Развитие системы в период НЭП – с 1921 по 1929 годы
В 1921-м в СССР была объявлена обновленная экономическая политика, обусловившая вновь переход от соцобеспечения к принципам соцстрахования.
В частности, в ноябре 1921-го был утвержден соответствующий декрет, регламентировавший страхование тружеников на случай временной или постоянной утраты способности трудиться. Теперь бюджет системы наполнялся за счет страховых взносов, ставки которых варьировались в зависимости от конкретного работодателя.
Следующая ключевая дата в истории – это март 1926-го года, когда медицинское страхование было отделено от социального путем образования отдельных операционных фондов, занимающихся аккумулированием средств по соответствующим направлениям:
- фонды в ведении органов соцстрахования;
- фонды по предоставлению медицинской поддержки, находившиеся в ведении здравоохранительных ведомств.
С 1929-го по 1991-й годы
Как только закончился период НЭП, страховую медицину вновь ликвидировали. На смену ей пришел новый принцип – “всеобщность, бесплатность и государственность системы здравоохранения”. Все необходимые траты на лечение застрахованных физлиц оплачивались из бюджета государства.
В 60-х годах 20-го века начала наблюдаться стагнация всей системы в целом. Это произошло из-за того, что финансирование шло по остаточному принципу.
К началу 90-х годов ситуация стала катастрофической – денег из бюджета не хватало на организацию качественной медпомощи, врачам платили одинаковую зарплату вне зависимости от их квалификации и стажа.
Поэтому бюджетную систему охраны здоровья пришлось заменить на бюджетно-страховую медицину сразу после распада Советского Союза.
Страхование в современной России – с 1991-го года и по наши дни
История в условиях современности началась в 1991-м, когда был принят НПА “О медстраховании граждан в РСФСР”. В соответствии с его нормами в РФ разрешалось осуществлять страхование в двух формах – обязательное и добровольное. В связи с этим, в нашей стране стала действовать характерная для многих иностранных государственностей система:
- гарантированно положенный минимум медуслуг предоставлялся в рамках ОМС;
- все, что сверх этого – по программе ДМС.
Далее развитие шло следующим образом:
- 27-го ноября 1992-го был принят закон “О страховании”;
- 1992-й год – создание Росстрахнадзора – органа, ныне упраздненного;
- 1992-1996 – этап совершенствования системы в целом за счет роста страхового рынка.
Закон № 1499-1 действовал вплоть до конца 2010-го года (с многократно вносившимися в него изменениями), пока не был принят новый ФЗ № 326 от 29-го ноября 2010-го года, который с незначительными поправками действует и по настоящий момент, определяя главные принципы политики государства в сфере медицинского страхования России.
Развитие добровольного медицинского страхования
ДМС в РФ зародилось и начало формироваться не так давно, поэтому в его истории не настолько много этапов и ключевых дат, как в истории ОМС.
Началом истории принято считать 1991-й год, когда был выпущен Закон РФ о медицинском страховании № 1499-1. В нем впервые было закреплено нормативное положение о том, что такое ДМС – это страхование, которое обеспечивает физлицам получение медуслуг сверх тех, которые регламентированы программами ОМС.
1-й этап в истории продлился вплоть до 1993-го. В те времена основные принципы добровольно осуществляемого страхования были нижеследующими:
- закрепление застрахованного физлица к выбранной больнице (или к нескольким больницам);
- оплата по факту оказанных медуслуг;
- возврат непотраченного на оплату медицинских услуг денежного взноса;
- понятие “страховая сумма”, как таковое, отсутствовало – предел ответственности СК был ограничен суммой взноса за вычетом трат на осуществление страх. операций.
На 2-м этапе, который начался в год учреждения ФОМС – фонда обязательного медицинского страхования, обязательно распространяющегося на всех граждан России:
- уже появилась страховая сумма;
- возврат ранее уплаченного страхового взноса стал невозможным.
Внимание! На третьем этапе (после 1998-го года) ДМС постепенно стало интегрироваться в систему ОМС.
Состояние ДМС в наше время
Физлицо обладает правомочием получить безвозмездную медицинскую помощь, предоставление которой производится на условиях базовой и региональной программ ОМС. Если требуется лечение, не включенное в эти программы, потребуется его оплатить.
Важно! Чтобы не платить за невключенные в программы ОМС виды услуг, нужно приобрести полис ДМС.
Перечень и условия ДМС зависят от конкретного страховщика, но в основном предлагаются следующие:
- базовая программа – предполагает оплату оказанной в амбулаториях медпомощи;
- стандартная – все услуги базового продукта + оплата стоматологии;
- оптимальная – все услуги “стандарта” + еще и оплата экстренной помощи, оказанной в стационарных условиях;
- премиальная – все услуги “оптимума” + еще и компенсация стоимости лекарств, выписанных по рецепту врача;
- платиновая – покрываются все виды расходов.
Существуют также дополнительные программы ДМС, например, предусматривающие оплату медпомощи:
- в случае ДТП;
- при простудных заболеваниях и гриппе;
- при укусе клеща.
Также есть программы, в рамках которых компенсируется стоимость онлайн-консультаций врача. Есть специальные страховые продукты для беременных женщин, для детей. Кроме этого, можно купить полис, в рамках которого будут скомпенсированы услуги по профилактическому медобследованию (диспансеризации).
- Например, СК Ингосстрах предлагает несколько программ для взрослых:
- А также дополнительные возможности:
- Подробнее о страховании ДМС в СК Ингосстрах читайте по этой ссылке.
Итак, обязательное медицинское страхование насчитывает многолетнюю историю – с 1861-го года и по настоящее время. А вот история ДМС не такая обширная, но все же заслуживает внимания.
Все интересующие вопросы по ОМС и ДМС можно задать в режиме онлайн нашему дежурному юристу в чат.
Желаете подискутировать с кем-либо на представленную тематику? Тогда можно оставить комментарий в конце поста.
Также не забываем делать репосты, ставить лайки, оценки и читать другие полезные материалы на нашем сайте.
История развития медицинского страхования в России
Страхование здоровья является одной из важнейших форм социальной защиты населения, задачей которой выступает финансовое обеспечение высококачественной медицинской помощи для нуждающихся в ней граждан. Для того чтобы лучше понять особенности современной ситуации в этой сфере, необходимо проанализировать историю развития данного явления.
Каковы основные этапы становления и формирования медицинского страхования в Российской Империи, Советской России, в Советском Союзе? Какие факторы оказали основное влияние на развитие системы медицины в России? Каковы самые важные события и законы, повлиявшие на систему медицинского страхования в России? Ответим на эти вопросы в настоящей статье.
Развитие медицинского страхования в России до 1991 года
Первые упоминания о законодательных актах, связанных с внедрением элементов медицинского страхования, датируются серединой 19 века. В 1861 году был издан закон, по которому при горных предприятиях создавались так называемые вспомогательные кассы, чей бюджет базировался на основе взносов рабочих.
При наступлении определенных обстоятельств, к которым относились и болезни, участник своеобразного фонда получал фиксированное пособие, которое должно было облегчить период его нетрудоспособности.
Впоследствии кассы взаимопомощи стали создаваться повсеместно на большинстве крупных производств и заводов, зачастую даже без посредничества работодателей, однако в общем и целом уровень доступности медицинской помощи в этот период был неудовлетворительным.
Новый этап развития в рассматриваемой сфере начался в 1912 году, когда в государстве был создан специальный Совет по делам страхования.
Благодаря его активной деятельности по всей территории России стали открываться страховые товарищества, обеспечивавшие оплату лечения работника при особо тяжелых заболеваниях и несчастных случаях.
Действовали данные организации вплоть до революции, однако с узакониванием монополии государства во всех отраслях, в том числе и в здравоохранении, они лишились своей легитимности.
С приходом к власти советское правительство преобразовало институт страхования в институт социального обеспечения. Он распространялся на всех граждан и любые случаи временной потери трудоспособности.
Для финансирования создавались специальные фонды, денежные средства в которые поступали от уплаты обязательных взносов предприятий и дотаций из государственного бюджета.
Система здравоохранения была полностью бесплатной, а потому надобность в каких-либо дополнительных механизмах страхования отсутствовала.
Постсоветский период
После распада Советского Союза система медицинского страхования вновь была восстановлена.
В 1991 году правительство приняло закон № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в РФ», однако действовать он начал только в 1993, поскольку на тот момент практически полностью отсутствовала соответствующая структурно-организационная база для ввода обновленной страховой системы. Также было объявлено о создании федерального и территориальных фондов ОМС, которые должны были взять на себя часть функций, касающихся контроля за работой медицинских учреждений.
Из-за тяжелой экономической и политической ситуации внедрение медицинского страхования осуществлялось неравномерно и с большим количеством трудностей.
Не было введено четкого разграничения полномочий между органами, управляющими системой здравоохранения, и фондами ОМС, из-за чего возникало множество разногласий между упомянутыми организациями, а проводимые ими мероприятия нередко дублировали друг друга.
Обязанности по финансированию программ ОМС были возложены на предприятия и работодателей, которые должны были в обязательном порядке отчислять 3,6% от всего фонда заработной платы на медицинское страхование своих сотрудников. За неработающее население отчисления производили местные органы исполнительной власти.
Современное положение ОМС
С течением времени в ходе своего становления и развития система ОМС была внедрена во все регионы РФ.
Кроме того, с накоплением опыта окончательно оформилась законодательная база в данной сфере, согласно которой субъектами ОМС в стране выступают: граждане, страхователи, страховые организации и медицинские учреждения.
Договорами об ОМС охвачено более 131 миллиона граждан (90% от общего населения) и 10 тысяч медицинских учреждений.
Можно говорить о том, что становление системы страхования, основы которой были задуманы еще в 90-ых, вступило в свою завершающую стадию, однако далеко не все поставленные тогда задачи удалось выполнить. Одной из главных проблем сложившегося механизма стала экономическая несбалансированность ОМС на фоне постоянно сокращающегося государственного финансирования. Выявились и другие проблемы, связанные с неэффективностью государственного контроля над институтом страхования.
В 2011 году вступила в силу новая редакция закона «Об ОМС в РФ», которая подразумевает ряд постепенных структурных преобразований и повышение экономической заинтересованности всех субъектов ОМС, что в конечном итоге должно отразиться на качестве оказываемой медицинской помощи.
Развитие добровольного страхования
В отличие от ОМС, которое по своей сути одна из составляющих государственной программы, направленной на социальную защиту граждан, добровольное медицинское страхование (ДМС) можно отнести к сугубо коммерческой деятельности. ДМС оформлялось по личному усмотрению гражданина и было востребовано в 90-ые, поскольку предоставляло куда более надежные гарантии оказания высококачественной помощи в случае болезни.
В период с 1991 по 1998 года ДМС практически никак не регулировалось законодательством и было представлено в форме обычного заключения договора между страхователем и страховщиком.
По этому соглашению страховой компании уплачивался фиксированный взнос, а она в свою очередь устанавливала лимит ответственности, в пределах которого оплачивались медицинские услуги в заранее оговоренном учреждении здравоохранения.
После 1998 года ДМС постепенно интегрировалось в общую систему медицинского страхования и использовалось по большей части как дополнение к ОМС. Его основной задачей стало возмещение расходов на дорогое лечение и дополнительный сервис, которые не покрывает стандартный полис ОМС.
Заключение
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв.
, когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. История медицинского страхования в современной России насчитывает уже почти 30 лет.
С 1993 года медицинское страхование существует в двух формах: обязательное и добровольное.
История развития медицинского страхования в России
Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права — «Русской правдой» (Х-ХI вв.).
В нем, в частности, приводились нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства.
Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина — 40 гривен.
Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII — начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи.
Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи — предшественников больничных касс.
Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.
Согласно Кошкину И.В. развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.
1 этап — с марта 1861 по июнь 1903 года.
В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России.
В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах — вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в кассу установленные взносы (в пределах 2-3 процентов заработной платы). В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.
Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.
2 этап — с июня 1903 — по июнь 1912 года.
Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г.
Закон «О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».
По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.
3 этап — с июня 1912 по июль 1917 года.
В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев.В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г.
в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913 г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях.
- По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:
- а) первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях;
- б) амбулаторное лечение;
- в) родовспоможение;
- г) больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
- 4 этап — с июля 1917 по октябрь 1917 года.
После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:
- а) расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных);
- б) предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
- в) повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
- г) полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей;
- д) временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной Думой в 1912 г.
- 5 этап — с октября 1917 по ноябрь 1921 года.
- Советская власть начала свою деятельность по реформе социального
страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России «полного социального страхования».
Основные положения Декларации были следующие: распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту; распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы); возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство; возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы;
Проводимые Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального страхования на началах полной централизации.
Логическим продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918 г., которым было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся». В новом Положении термин «страхование» был заменен на термин «обеспечение».
Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала «социалистической» и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения.
Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало.
19.02.1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет «О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения», в результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату Здравоохранения и его отделам на местах.
Таким образом, этим Декретом кассовая медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.
6 этап — с ноября 1921 по 1929 год.
C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.
15.11.1921 г. издается Декрет «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом», в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности.
Для организации социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы, ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.
Впервые этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров №19 ст. 124 от 23.03.1926 г.
из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды: Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.
Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.
- 7 этап — с 1929 по июнь 1991 года.
- Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.
- 8 этап — с июня 1991 года по настоящее время.
Лишь с принятием Закона РСФСР «О медицинском страховании граждан в РСФСР» 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
Проанализируем современное состояние системы медицинского страхования в Российской Федерации как одну из основных социально-ориентированных программ. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи — предшественников больничных касс.
Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.
Добровольное медицинское страхование (ДМС), развиваясь как часть личного коммерческого страхования, имеет общую с ним историю.
В 1835 году в России началось личное страхование, было создано частное акционерное страховое общество «Жизнь», которое до 1847 года имело монополию на личное страхование.
В современном ДМС получают распространение дифференцированные программы страхования, в которые по выбору страхователей могут включаться такие элементы, как профилактическое страхование, страхование с целью реабилитации, стойкой и временной нетрудоспособности, страхование жизни.
Причиной появления медицинского страхования в России стало быстрое развитие промышленности в ее западных районах. Чем сложнее становилось производство, тем больше ценились обученные кадры. Тратить деньги на персонал стало выгодно.
В 1858 году в Риге при фабрике «П.Х. Розенкранц» появилась первая больничная касса, которая пополнялась за счет средств владельца и самих рабочих. Страховка выплачивалась в случае болезни или смерти. Позже подобные кассы появились на многих фабриках империи.
В 1912 году российская Дума приняла первый закон о социальном и медицинском страховании рабочих и членов их семей. В то время страховой системой было охвачено всего 2% населения России.
Распространить практику больничных касс на весь рабочий класс в 1917 году попыталось Временное правительство, а затем и Совнарком.
Параллельно сформировалась новая «советская медицина», подчинявшаяся народному комиссариату здравоохранения.
С окончанием НЭПа в 1929 году страховая медицина была ликвидирована и утверждена единая — «всеобщая и бесплатная». С 60-х годов система стала буксовать: остаточный принцип финансирования охраны здоровья приносил свои плоды.
В начале 90-х ситуация переросла в критическую: денег из бюджета катастрофически не хватало, и никто не мог ответить, сколько их нужно и почему врачи получают одинаковую зарплату за неодинаковую работу. Тогда в России вспомнили о медицинском страховании.
Бюджетная модель здравоохранения уступила место бюджетно-страховой медицине.
Таблица 1.1. Этапы становления российского страхового рынка
Страховой рынок | Государственное регулирование страхового рынка | ||
I этап | 1988-1991 гг. | Этап демонополизации страхования в СССР | Деятельность Минфина РСФСР. |
II этап | 1992-1995 гг. | Этап экстенсивного роста страхового рынка Российской Федерации | Создание национальной системы государственного регулирования с центром — Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью. |
III этап | 1996 — август 1998 г. | Этап перераспределения страховых полей | Преобразование системы государственного регулирования: развитие страхового законодательства, реорганизация органов надзора (передача функций Минфину РФ), приоритет регулирования допуска страховщиков на рынок. |
IV этап | Сент. 1998 г. — наст. вр. | Этап адаптации к новым экономическим условиям | Начало переориентации на преимущественное регулирование финансовой устойчивости страховщиков. |
V этап | (в ближайшем будущем) — допуск иностранных страховщиков и интеграция в международную систему регулирования |
Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи
- В случае какого-либо происшествия, как правило, оказать первую помощь могут очевидцы происшествия – обычные люди, имеющие право ее оказывать. В большинстве случаев, они имеют минимальную подготовку и не обладают необходимым оснащением. Тем не менее, очевидцы происшествия могут выполнить простые действия, тем самым устранив непосредственную опасность для жизни пострадавших.
- Далее к ним могут присоединиться водители транспортных средств или работники организаций и предприятий, изучавшие приемы оказания первой помощи во время соответствующей подготовки. У них имеется аптечка первой помощи (автомобильная) или аптечка для оказания первой помощи работникам, которые можно использовать для более эффективных действий.
- Сотрудники органов внутренних дел и пожарно-спасательных подразделений обязаны оказывать первую помощь и имеют соответствующее оснащение. При прибытии на место происшествия они должны приступить к оказанию первой помощи сменив других участников оказания первой помощи. В большинстве случаев первая помощь должна заканчиваться передачей пострадавших прибывшей бригаде скорой медицинской помощи, которая, продолжая оказание помощи в пути, доставляет пострадавшего в лечебное учреждение.
- Таким образом, оказание первой помощи в большинстве случаев занимает небольшой промежуток времени (иногда всего несколько минут) до прибытия на место происшествия более квалифицированного сотрудника. Но без оказания первой помощи в этот короткий промежуток времени пострадавший может потерять шанс выжить в экстренной ситуации, либо у него разовьются тяжелые нарушения в организме, которые негативно повлияют на процесс дальнейшего лечения.
- В настоящее время первая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизни и здоровья, оказываемых до оказания медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, участниками оказания первой помощи. Цель ее состоит в устранении явлений, угрожающих жизни, а также – в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.
- В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи», первая помощь оказывается при следующих состояниях: 1. Отсутствие сознания. 2. Остановка дыхания и кровообращения. 3. Наружные кровотечения. 4. Инородные тела верхних дыхательных путей. 5. Травмы различных областей тела. 6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. 7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур. 8. Отравления.
- Определение угрожающих факторов для собственной жизни и здоровья; определение угрожающих факторов для жизни и здоровья пострадавшего; устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья; прекращение действия повреждающих факторов на пострадавшего; оценка количества пострадавших; извлечение пострадавшего из транспортного средства или других труднодоступных мест; перемещение пострадавшего.
- Вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
- Определение наличия сознания у пострадавшего.
- Запрокидывание головы с подъемом подбородка; выдвижение нижней челюсти; определение наличия дыхания с помощью слуха, зрения и осязания; определение наличия кровообращения, проверка пульса на магистральных артериях.
- Давление руками на грудину пострадавшего; искусственное дыхание «Рот ко рту»; искусственное дыхание «Рот к носу»;
- Придание устойчивого бокового положения; запрокидывание головы с подъемом подбородка; выдвижение нижней челюсти.
- Обзорный осмотр пострадавшего на наличие кровотечений; пальцевое прижатие артерии; наложение жгута; максимальное сгибание конечности в суставе; прямое давление на рану; наложение давящей повязки.
- Проведение осмотра головы; проведение осмотра шеи; проведение осмотра груди; проведение осмотра спины; проведение осмотра живота и таза; проведение осмотра конечностей; наложение повязок при травмах различных областей тела, в том числе окклюзионной (герметизирующей) при ранении грудной клетки; проведение иммобилизации (с помощью подручных средств, аутоиммобилизация, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи); фиксация шейного отдела позвоночника (вручную, подручными средствами, с использованием медицинских изделий (в соответствии с утвержденными требованиями к комплектации медицинскими изделиями аптечек (укладок, наборов, комплектов) для оказания первой помощи); прекращение воздействия опасных химических веществ на пострадавшего (промывание желудка путем приема воды и вызывания рвоты, удаление с поврежденной поверхности и промывание поврежденной поверхности проточной водой); местное охлаждение при травмах, термических ожогах и иных воздействиях высоких температур или теплового излучения; термоизоляция при отморожениях и других эффектах воздействия низких температур.
- Придание пострадавшему оптимального положения тела.
- Контроль состояния пострадавшего (сознание, дыхание, кровообращение) и оказание психологической поддержки.
- Передача пострадавшего бригаде скорой медицинской помощи, другим специальным службам, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом.
История развития законодательства, регулирующего сферу оказания медицинских услуг
Сохрякова, А. В. История развития законодательства, регулирующего сферу оказания медицинских услуг / А. В. Сохрякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 304-306. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71000/ (дата обращения: 20.11.2021).
Медицинские услуги оформились как понятие и вошли в привычную для нас жизнь по меркам истории относительно недавно, а вот возникновение и их становление происходило довольно длительный период времени.
Если поделить историю развития медицинских услуг на этапы, то можно проследить, что развивалось и менялось данное направление вместе с развитием и становлением государства. Ученые-историки предлагают различные подходы по структурированию этапов развития сферы оказания медицинских услуг.
На наш взгляд, предложенная нами структура более точно описывает становление законодательства, регулирующего сферу оказания медицинских услуг.
Первым этапом, на котором формировалась медицина, был этап Древней Руси. Основные принципы правового регулирования медицинской деятельности были заложены в X—XI веках, тогда появились первые источники русского права.
Главными документами того времени была «Русская правда», а также «Церковный устав» князя Владимира Святославовича, в нем были определены места оказания медицинской помощи. С X—XIII века начинает развиваться народная медицина, она существует как вид ремесла. Люди, которые осуществляли данную деятельность, назывались врачевателями, лечить было их призваньем.
Следует отметить, что в первую очередь регулировалась именно ответственность врача за ненадлежащее выполнение своих обязанностей, а не само осуществление медицинской деятельности. Позже, уже при правлении Ивана IV медицина получает новый виток развития, связано это с тем, что на Руси возникла и активно действовала приказная система.
В 1584 году был создан Аптекарский приказ, который объединил в себе регламентацию оказания медицинской помощи, каким образом должна быть организована фармацевтическая деятельность, а так же правила проведения лицензирования медицинской деятельности.
Дополнительно данный документ регулировал судебную деятельность, которая проводилась в отношении врачей, а так же судебные экспертизы, которые выполнялись для установления степени утраты здоровья. Этот этап можно считать основным в развитии и становлении медицинской деятельности.
Следующим этапом развития законодательства, регулирующего отношения в области медицины можно считать XVIII век — время правления Петра I, а так же начало XIX века.
Следует отметить, что коренным образом изменились все сферы государственной и общественной жизни державы, медицина не была исключением.
В частности, в этот период набирает обороты профессиональная подготовка медицинских кадров, создается система гарантий по обеспечению медицинской помощью флота и армии, появляются государственные медицинские учреждения, а также положено начало организации помощи некоторым слоям населения. В. Е.
Негодов считает, что «социальная значимость доступного медицинского обслуживания была осознана российским законодательством еще в конце XVIII века и привела к созданию приказов общего призрения и медицинских учреждений, которые безвозмездно оказывали медицинскую помощь малоимущим гражданам» [1].
В нормативно-правовых актах того времени, регулировалась не только профессиональная деятельность врачей, но так же учитывались личные качества врача.
В Морском уставе Петра I упоминалось: «Ежели лекарь своим небрежением и явным презорством к больным поступит, отчего им бедство случится, то оной яко злотворец наказан будет, якобы своими руками его убил, или какой уд отсек».
В культуру и повседневную жизнь проникали европейские ценности, для работы и обмена опытом привлекались иностранные врачи, для них, в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей, была предусмотрена высылка за пределы российского государства и более строгие наказания. В 1707 г.
была создана Канцелярия Главной аптеки, которая осуществляла регулирование фармацевтической и медицинской деятельности. Позже этот орган был переименован в Медицинскую коллегию. Далее было решено вместо Медицинской коллегии, создать медицинский департамент. С 1857 г.
существовал законодательный акт, под названием Единый врачебный устав, он регулировал медицинскую деятельность вплоть до 1917 года. Данный этап помог российскому государству обрести удачный вариант организации здравоохранения, который в свою очередь обеспечил доступность медицины практически всем слоям населения, чего ранее не существовало.
После революции 1917 г. вся система здравоохранения, в том числе и нормативно-правовые акты претерпели значительные изменения. Теперь данная система была полностью сконцентрирована в руках государства. Все медицинские учреждения стали государственными, частные же прекратили свое существование. В 1936 г.
5 декабря принимается Конституция СССР, в которой декларировалось право каждого гражданина на бесплатную медицину [2].
Позже, в 1969 году принимается закон «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», в котором говорилось, о том, что «охрана здоровья народа — одна из важнейших задач Советского государства» [3].
Через некоторое время в законодательстве понятие о защите права граждан на охрану здоровья было раскрыто подробнее. В соответствии с Конституцией 1977 года, гражданам гарантировалась бесплатная и квалифицированная медицинская помощь, которая оказывалась государственными медицинскими учреждениями [2].
Кроме этого, граждане СССР имели право на профилактические мероприятия, которые были призваны поддерживать и восстанавливать здоровье, предупреждать развитие заболеваний. На этом этапе следует отметить, что при подобном строе, который отрицал все частное, понятие медицинской услуги отсутствовало.
Но надо отдать должное, что именно в СССР сложилась российская правовая медицинская система.
Уже с 1991 г. начинает меняться вся политико-экономическая и социальная система. В данный период был принят Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [5].
В нем были отражены равные возможности граждан в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, а также была предусмотрена ответственность медицинской организации за объем и качество предоставленной услуги.
После распада СССР в России полностью изменилась экономическая система, вместе с этим и изменились институты, связанные с медициной, что повлекло за собой создание многоступенчатой системы нормативно-правовых актов, которые регулируют оказание медицинской помощи и услуг.
В современной России основой регулирования медицинской деятельности является Конституция Российской Федерации, в ней указано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. На базе Конституции РФ 21 ноября 2011 года был принят Федеральный закон № 323, в нем отражены правовые основы охраны здоровья граждан [6].
В систему актов, которые регулируют оказание медицинской помощи, входит Закон РФ от 07.02.1992 года № N 2300–1, он гарантирует потребителю качественное оказание медицинских услуг [7].
Если характеризовать современный этап развития законодательства в области здравоохранения в России, нужно отметить, что на сегодняшний день данная отрасль обеспечивает права граждан на охрану здоровья и качественные медицинские услуги, действующим законодательством. Но все же в регулировании некоторых отношений существуют пробелы. Так, с 1 января 2011 г.
утратил силу Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и фактически на сегодняшний день добровольное медицинское страхование осталось без нормативно-правового акта законодательного уровня.
Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», выступает регулятором только обязательного медицинского страхования, а добровольное страхование в этом документе отсутствует как объект.
Из этого следует, что данные правоотношения урегулированы только общими нормами гражданского права, а так же Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Из-за отсутствия унифицированного законодательства, которое всецело могло бы регулировать данные отношения, судебная практика не имеет единообразия, что может повлечь за собой нарушения прав граждан. В связи с этим, нам представляется возможным создание отдельного нормативно-правового акта, который бы учел в себе специфику правоотношений, связанных добровольным медицинским страхованием.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что современное законодательство в сфере здравоохранения получало свое развитие постепенно, с учетом таких обстоятельств как время, экономического и политического строя и необходимости регламентации отношений, в сфере здравоохранения.
Литература:
- Негодов В. Е. Правовое регулирование организации и управления процессами модернизации здравоохранения в Российской Федерации: автореф. дис…. канд. юрид. наук. — М., 2012. — 24 с.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: закон СССР от 12 декабря 1969 г. N 4589-VII. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».