Проект правил по охране труда при работе в движении при тумане и в движении в условиях сильного дождя

Проект правил по охране труда при работе в движении при тумане и в движении в условиях сильного дождя

  • Недостаточная видимость понимается как временное положение, вызванное погодой или другими явлениями (туман, дождь, снегопад, метель, сумерки, дым, пыль, брызги воды и грязи, слепящее солнце), когда расстояние, на котором рассматриваемый объект возможно отличить от фона, составляет менее 300 метров.
  • Эти погодные условия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения.
  • 1. Во время дождя
  • 2. В условиях тумана
  • 3. Слепящее солнце
  • 4. Другие погодные явления

Во время дождя

Основная опасность при движении в дождь — ухудшение сцепления колес с дорогой. Коэффициент сцепления на мокрых дорогах уменьшается в 1,5–2 раза, что ухудшает устойчивость автомобиля, а главное — резко увеличивается тормозной путь. Особенно опасны асфальтобетонные дороги, покрытые грязью или мокрыми опавшими листьями, когда сцепление шин с дорогой еще больше уменьшается.

Опасен только что начавшийся дождь, который делает покрытие дороги очень скользким, так как пыль, мельчайшие частицы авторезины, частицы сажи и масла из выхлопных труб автомобилей смачиваются и растекаются по дороге, создавая на ней очень скользкую, как мыло, пленку.

В начале дождя надо быть особенно осторожным, обязательно снижать скорость, избегать обгонов, резкого вращения рулевого колеса и резкого торможения. По мере того как дождь усиливается и продолжается, грязная пленка смывается дождем и при продолжительном дожде коэффициент сцепления с дорогой вновь увеличивается.

Бетонное и асфальтовое покрытия с обработанной специально шероховатой поверхностью, вымытые дождем, имеют коэффициент сцепления, близкий к коэффициенту сухого покрытия.

После прекращения дождя, по мере того как грязь высыхает, она вначале превращается в грязную скользкую пленку, и коэффициент сцепления также уменьшается. Снова надо быть осторожным до высыхания дороги. Грязь превращается в пыль, и коэффициент сцепления восстанавливается.

Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя показана на рис. 1

Проект правил по охране труда при работе в движении при тумане и в движении в условиях сильного дождя

Рис 1. Зависимость коэффициента сцепления с дорогой от продолжительности дождя:

  • время t0 — t1 — начало дождя;
  • время t1 — t2 — продолжительность дождя;
  • время t2 — t3 — время высыхания дороги.

При движении на большой скорости по мокрой дороге у легковых автомобилей наблюдается между шинами и дорогой образование водяного клина — гидроскольжение или так называемое аквапланирование.

При движении по мокрой дороге с малой скоростью колеса вгоняют влагу в пазы рисунка протектора шины и выдавливают ее через шероховатости покрытия дороги, шины касаются более сухой поверхности дороги. Если вы едете за автомобилем во время дождя, то видите сразу за автомобилем сухой след от колес.

При большой скорости движения и большом количестве воды на дороге колеса не успевают выдавливать влагу, и тогда под ними остается вода, колеса всплывают над поверхностью дороги. Признаком появления водяного клина является внезапная легкость в управлении рулевым колесом.

Малая глубина рисунка протектора, менее указанного выше, низкое давление воздуха в шинах и гладкое дорожное покрытие асфальтированной дороги способствуют появлению аквапланирования даже при небольших скоростях движения, так как колесо не успевает выдавить воду из-под себя.

Бороться с этим явлением можно лишь снижением скорости. В этой ситуации следует применять торможение двигателем, т. е. плавно уменьшить нажатие на педаль газа. При этом надо стараться не использовать рабочие тормоза, так как вода снижает их эффективность.

Брызги грязной воды и жидкой грязи из-под колес встречных и обгоняющих транспортных средств могут мгновенно залить лобовое стекло, и какое-то время вы ничего впереди не увидите.

Не теряйтесь в этой ситуации и, главное, резко не тормозите, немедленно включите омыватель и стеклоочиститель с большой частотой движения. Не вращайте рулевым колесом и плавно уменьшите нажатие на педаль газа.

Через несколько секунд обзорность восстановится.

Надо учесть, когда вы проезжаете лужи на большой скорости, то возможны следующие неприятности:

  • обрызгаете грязью и даже окатите водой с ног до головы пешеходов;
  • вода из-под колес вашего автомобиля попадет на переднее стекло и уменьшит обзорность;
  • вода также попадет в подкапотное пространство, а попадание даже нескольких капель воды на катушку зажигания, распределитель или провода может заглушить двигатель;
  • попадание воды в воздухозаборник может привести к поломке двигателя;
  • под водой могут быть разные опасности: ямы, камни и т. д.;
  • намокнут тормозные колодки и могут отказать тормоза.
  • если колеса с одной стороны автомобиля попадут в лужу, то автомобиль может занести, так как величина сцепления шин с дорогой с разных сторон будет неодинаковой.

Дождь изменяет вид дорожного покрытия. Светлое и матовое в сухом состоянии, асфальтобетонное покрытие становится темным и блестящим, причем заметить на такой дороге темное препятствие очень трудно.

Движение в этих условиях, даже если нет никаких препятствий, утомительно.

У водителя создается впечатление, что он устремляется в темную бездну, пересекаемую блестками дождевых капель, сверкающих в свете фар.

На мокром дорожном покрытии белая дорожная разметка становится почти невидимой днем и совершенно незаметна ночью.

Обязанность водителя — настолько усилить осторожность во время дождя, чтобы она восполнила плохую видимость, и вести автомобиль плавно, без резкого изменения направления, выбирать скорость, соответствующую видимости, можно также включить передние и задние противотуманные фонари, боковое стекло поднять до упора.

В условиях тумана

Управление автомобилем в условиях тумана требует еще большего опыта, чем в дождь. Иногда туман бывает таким сильным и создает такую большую опасность, что необходимо прервать поездку и терпеливо ждать перемены погоды. Туман создает опасные дорожные условия. В аварии во время тумана участвуют десятки автомобилей, гибнет и получает увечья большое количество людей.

Туман сильно уменьшает зону видимости, способствует обману зрения, затрудняет ориентирование. Он искажает восприятие скорости транспортных средств и расстояние до предметов.

Вам кажется, что предмет далеко (например, свет фар встречного автомобиля), а на самом деле он близко. Скорость автомобиля вам кажется маленькой, а на самом деле он движется быстро. Туман искажает окраску цвета предмета, кроме красного.

Поэтому сигнал светофора красный, чтобы его хорошо было видно в любую погоду, поэтому красные автомобили считаются менее опасными.

Туман влияет на психику человека: плохая видимость, постоянное напряжение, внезапное появление из тумана другого транспортного средства, которое, казалось, было далеко, — вызывают сильное нервное напряжение у водителя.

Он нервничает и допускает неверные действия по управлению автомобилем. Глаза быстро устают и снижают способность водителя реагировать на изменения дорожной ситуации. Фары совсем не освещают дорогу, их свет только врезается в туман яркими ослепляющими пучками.

В тумане можно ошибиться в выборе дороги, ориентиры закрыты туманом, перекрестков не видно.

В тумане следует:

  • уменьшить скорость движения, она не должна превышать половины расстояния видимости в метрах. Так, при видимости 20 м она должна быть не более 10 км/ч;
  • быть готовым остановиться в пределах той видимости дороги;
  • следует ехать при ближнем свете фар, который лучше освещает дорогу, чем дальний;
  • при движении с дальним светом разъезд с встречным транспортом произвести без переключения на ближний, так как ослепление в тумане исключено;
  • при наличии противотуманных фар при сильном тумане включить их совместно с ближним светом. Они имеют низкий и широкий пучок света желтого цвета, который лучше проникает через туман, чем белый свет обычных фар;
  • если видимость дороги менее 50 м, они могут включаться самостоятельно;
  • задние противотуманные фонари включать совместно с габаритными огнями;
  • включить стеклоочистители;
  • при запотевании стекол включить систему отопления и вентиляции салона, а также электрообогреватель заднего стекла;
  • при очень сильном тумане можно пытаться разглядеть дорогу перед автомобилем, высунув голову в окно двери;
  • периодически надо сверять свою скорость по спидометру;
  • для улучшения видимости в тумане наклониться над рулевым колесом и приблизить глаза к переднему стеклу. Такое положение весьма утомительно, но периодически им надо пользоваться;
  • при наличии разметки занять центральное положение между линиями разметки, разделяющей полосы;
  • ориентироваться на дороге также можно и по тротуару, обочине и особенно по сплошной белой линии разметки, обозначающей край проезжей части;
  • окно двери водителя лучше держать открытым и прислушиваться к шуму других транспортных средств;
  • периодически использовать звуковой сигнал, особенно на загородной дороге.

В тумане не следует:

  • приближаться слишком близко к автомобилю впереди;
  • использовать задние фонари переднего автомобиля в качестве ориентира, у вас будет ложное представление о расстоянии и его скорости;
  • смотреть в одно место перед автомобилем — глаза быстро устанут, будут слезиться и зрение ослабеет;
  • ставить автомобиль на стоянку в пределах дороги;
  • двигаться слишком близко к осевой, при этом можете создать опасную ситуацию;
  • пытаться проскочить полосу тумана в низине на дороге. Именно на этом участке могут быть скрыты туманом предметы и люди;
  • пытаться обогнать впереди идущий транспорт — это рискованно и опасно.

Не столько туман угрожает безопасности движения, сколько техника вашего вождения, используемая в условиях тумана.

Слепящее солнце

Светящее в глаза летнее солнце утомляет зрение и снижает концентрацию внимания, уменьшает обзорность. Вечером, утром и зимой, когда солнце находится низко над горизонтом, свет падает почти параллельно дороге, нагрузка на глаза значительно возрастает. Двигаться против солнца не только тяжело, но иногда и опасно.

Дорога сильно блестит, отражая лучи солнца, а транспортные средства кажутся контрастно черными. Силуэты людей теряются на дороге в блеске солнечного диска, так как зрачки наших глаз сужаются, ограничивая количество пропускаемого в глаза света. За счет этого ухудшается видимость предметов, находящихся в тени.

Если дорога периодически проходит через тень, отбрасываемую придорожными объектами, то в момент попадания в тень водитель испытывает внезапное снижение видимости. Это связано с тем, что зрачки наших глаз требуют определенного времени для приспособления к резкой смене интенсивности света.

Управление автомобилем при движении против низкого солнца, как при полном его свете, так и на затемненных участках требует значительного усиления внимания. Кроме того, при движении против солнца заметно бледнеют цвета светофоров, стоп-сигналы и указатели поворотов транспорта. Вследствие этого они не привлекают ваше внимание в должной мере. А это сказывается на безопасности.

При солнце, светящем сзади, еще труднее различать сигналы светофора, а все задние фонари транспортного средства блестят отраженным светом солнца и не позволяют определить, какой фонарь горит, а какой нет. В этом случае нужно двигаться так, чтобы тень от вашего автомобиля падала на транспортное средство впереди. Тогда вам будет гораздо легче наблюдать за его задними фонарями.

Низкое солнце, светящее сбоку, водителем переносится легче, хотя также доставляет неприятности, образуя сильные контрасты теней на проезжей части.

Во всех этих случаях нужно использовать противосолнечный козырек, восстанавливающий видимость дороги. Однако не рекомендуется пользоваться темными очками, так как они ограничивают яркость освещенных участков дороги и одновременно снижают видимость мест и предметов, находящихся в тени и из-за этого недостаточно заметных.

Другие погодные явления.

Читайте также:  О поручительстве как основании для субсидиарной ответственности

Дорога становится особенно опасной во время первого снегопада (фото 1), ко­гда на проезжей части появляется утрамбованный снег и первый лед. В это время резко увеличивается число наездов на пешеходов, потому что водите­ли и пешеходы еще не успели приспособиться к изменившимся условиям движения.

Проект правил по охране труда при работе в движении при тумане и в движении в условиях сильного дождя

Фото 1. Снегопад.

Из-за применяемых реагентов на дорогах образуется грязевое месиво, летящее из-под колес впереди идущих автомобилей прямо на лобовые стекла едущих сзади. Результат — резкое ухудшение обзорности. Постоянно включенные стеклоочистители и огромный расход стеклоомывающей жидкости плохо помогают.

Ухудшается видимость, растет число аварий. И это справедливо для всех автомобилей без исключения.

В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость. Видимость на дороге играет важную роль, так как более 90 % информации, необходимой для безопасности движения, человек получает через зрение. Глаза человека устроены так, что им надо время, чтобы привыкнуть к темноте. Но все равно ночное зрение значительно хуже дневного.

При плохом освещении, в сумерках, водители не очень хорошо различают, что делается на доро­ге, к тому же, глаза плохо различают цвета. Например, красный цвет кажется темным и даже черным. Зеленый цвет выглядит светлее, чем красный. При приближении к светофору его сигналы кажутся поначалу белыми, и лишь позднее мы начинаем различать цвета.

Прежде всего, становится, виден зеле­ный, затем — желтый и красный.

Хуже всего ехать в полутьме, когда только начинает рассветать или темнеть. На шоссе с трудом можно различить препятствия. В сумерках, когда длинные тени мешают различать отдельные предметы, поможет дальний свет, хотя он и кажется недостаточно интенсивным. Его не хватит для полного освещения шоссе, но он позволит заметить препятствие, неожиданно возникшее перед автомобилем.

Время реакции водителя на препятствие, возникающее на дороге в условиях пониженной видимости, увеличивается в среднем на 0,6…0,7 с и более, что объясняется необходимостью затрат времени на распознавание этого препятствия.

Ночью хоть фары помогают видеть, а в сумерках свет фар очень плохо освещает дорогу. В это время ничто не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдительности.

Азбука безопасности. Правила безопасного поведения при тумане

Cкачай приложение МЧС России Правительство Российской Федерации
Проект правил по охране труда при работе в движении при тумане и в движении в условиях сильного дождя Скачать оригинал

  • При тумане возникают такие факторы опасности как снижение видимости, затруднение движения транспорта, увеличение вероятности дорожно-транспортных происшествий.
  • Чтобы максимально обезопасить себя во время тумана, необходимо соблюдать следующие правила:
  • — пешеходам быть предельно внимательными при переходе улиц и дорог;
  • — водителям транспортных средств снизить скорость движения и строго соблюдать правила дорожного движения, отказаться от лишних перестроений, обгонов, опережений.

Следует помнить, что для автомобилистов туман является одной из наиболее серьёзных опасностей. Это природное явление значительно ограничивает видимость вокруг автомобиля, что напрямую влечёт увеличение количества столкновений, наездов и прочих дорожно-транспортных происшествий. Все предметы в тумане воспринимаются расположенными намного дальше, чем есть на самом деле. Кроме очевидных негативных факторов, которые таит в себе туман, есть и дополнительные. Учитывая, что туман как явление представляет собой мельчайшую водяную пыль, на ветровом стекле движущегося в тумане автомобиля постепенно скапливается влага, создающая дополнительные препятствия обзору, поэтому при движении в тумане стоит включить дворники ветрового стекла и обогрев заднего.

Если туман не рассеивается на протяжении длительного времени, особенно в ночное время суток, стоит периодически останавливаться для отдыха и снятия нервного напряжения. Ни в коем случае нельзя пытаться как можно быстрее преодолеть местность, покрытую туманом, вопреки усталости, надежнее и безопаснее переждать туман, съехав с дороги.

Специалисты Главного управления МЧС России по Амурской области рекомендуют по возможности воздержаться от поездки в тумане.

Следуйте советам специалистов. Наша Азбука поможет сделать вашу жизнь безопаснее! В случае возникновения нештатных ситуаций звоните:

  1. — «101» — для набора со всех операторов мобильной связи;
  2. — «01» — со стационарных телефонов;
  3. — «112» — единый телефон вызова экстренных оперативных служб.

Проект правил по охране труда при работе в движении при тумане и в движении в условиях сильного дождя

Особенности управления автомобилем в тумане! — DRIVE2

Проект правил по охране труда при работе в движении при тумане и в движении в условиях сильного дождя

Неблагоприятные атмосферные условия значительным образом влияют на безопасность дорожного движения. И речь идёт не только о холодном периоде года, когда на дорогах возникает гололедица или идёт снег, образующий дорожные завалы и препятствующий нормальному движению.

Одной из наиболее серьёзных опасностей для автомобилистов является туман. Это природное явление значительно ограничивает видимость вокруг автомобиля, что напрямую влечёт увеличение количества столкновений, наездов и прочих дорожно-транспортных происшествий.

Статистика дорожных происшествий указывает на то, что более трети всех самых серьёзных автомобильных аварий происходит именно в условиях резкого снижения видимости, вызванного туманом. В условиях тумана стаж вождения и технические возможности даже самых передовых марок автомобилей сводятся к минимуму.

Всё дело в том, что в тумане человеческий глаз теряет способность точно рассчитывать расстояние до впередиидущего автомобиля, а также иного препятствия.

Все предметы в тумане воспринимаются расположенными намного дальше, чем это есть на самом деле.

В связи с чем, на первые роли выходит, то, каким образом водитель будет вести себя в таких сложных погодных условиях, его благоразумие, рассудительность и ответственность.

— Основные правила для безопасной езды в тумане:

Чтобы максимально обезопасить себя и других участников дорожного движения от возможных очень печальных последствий дорожных происшествий, обусловленных туманом, следует запомнить несколько правил и рекомендаций, и руководствоваться ими при езде в условиях ограниченной видимости.

Главное и самое надёжное правило, касающееся езды в туманную погоду, заключается в том, что при наличии возможности воздержаться от поездки в тумане, и лучше всего использовать такую возможность. Лучше максимально подстраховаться и отложить запланированные дела, чем попасть в беду.

Если же возможности отложить поездку нет, стоит помнить, что основным залогом безопасной езды в условиях тумана является значительное снижение скоростного режима.

Если вы попали в туман внезапно, уже совершая свой маршрут, помните, что к месту назначения вы в любом случае прибудете с опозданием.

Поэтому, попав в туман, выбирайте ту скорость движения, при которой вы наверняка сможете адекватно среагировать на возникшее препятствие, успев затормозить или совершить иной манёвр.

В условиях плохой видимости скорость может составлять, как 20, так и 5 км/ч. Вообще, существует «золотое» неписаное правило установления скоростного режима езды в тумане: показатель скорости автомобиля должен быть меньше половины показателя расстояния видимости.

Так, к примеру, если видимость не превышает двадцати метров, то скорость движения автомобиля в таких условиях не должна быть более десяти километров в час.

А, если туман слишком густой и видимость на дороге не превышает двух метров, настоятельно рекомендуется прекратить движение и остановиться.

Лучше подождать, пока столь плотный туман рассеется, потеряв при этом немного времени, чем впоследствии жалеть об опрометчивом решении ехать вслепую.

Останавливаясь на шоссе, нужно постепенно прижиматься к правой обочине дороги. Ориентируйтесь по расположенным вдоль обочины предметам – деревьям, домам, заборам. Самым лучшим вариантом будет съезд с полотна дороги подальше на обочину. При этом обязательным условием будет включение габаритных огней или аварийной сигнализацию, вне зависимости от времени суток.

— Обязательно обозначьте себя:

Требование о включении габаритных огней, фар ближнего света или противотуманных фар, при движении в условиях тумана является одним из основных.

А вот включать дальний свет фар категорически запрещается — в этом случае перед автомобилем возникает плотный световой занавес, не только препятствующий остаткам видимости, но отражающий свет фар, ослепляя тем самым водителя.

В подавляющем большинстве случаев, туман не ложится на землю, повисая над её поверхностью в нескольких сантиметрах, в связи с чем, правильно настроенные противотуманные фары будут самым эффективным способом осветить дорогу и обозначить свой автомобиль.

— Маневры в условиях плохой видимости:

Совершать манёвры, которые в обычных условиях езды были бы абсолютно нормальными, не рекомендуется, как не рекомендуется проявлять и другие признаки «лихачества». Лучше избегать всевозможных внезапных маневров – обгонов, перестроений, опережений. Двигаясь в тумане, очень сложно адекватно оценить движения других автомобилей.

Ведь поэтому и правила дорожного движения запрещают обгон во время тумана. В случае если обгон или опережение обусловлено реальной необходимостью, следует заранее предупредить любым доступным и понятным способом о предстоящем манёвре водителя, едущего впереди автомобиля.

Не стоит доверять задним огням идущего впереди авто – дистанцию стоит держать ощутимо больше, чем в обычных условиях.

Те, кто продолжает в тумане ехать, как ни в чем не бывало, показывают не своё мужество и мастерство, а безрассудность. Водитель, обгоняющий без явной на то причины, играет с опасной неизвестностью. Помните, что водителей — специалистов по движению в условиях плохой видимости не существует.

Также стоит избегать и неожиданного торможения. При необходимости остановиться, нужно постепенно снижать скорость и после остановки включить аварийную сигнализацию. Кстати, в условиях тумана значительно искажается не только восприятие расстояния до предметов, но и их цвета.

Поэтому, в тумане, как никогда актуальна поговорка про «семь раз отмерь, один отрежь». В данном случае, она говорит о том, что лучше лишний раз удостовериться в истинности сигнала светофора, чем двигаться, бросив в его сторону поверхностный взгляд.

Кроме того, желательно ориентироваться не по задним огням попутной машины, а по дорожному полотну.

Во время тумана лучше опустить стёкла автомобиля. Так будет гораздо больше шансов услышать нужные звуки с дороги. В условиях плохой видимости водители нередко используют сигнал клаксона. Для лучшего ориентира в пространстве, стоит периодически отвечать звуковым сигналом своего автомобиля другим участником движения – это обеспечит лучший ориентир в пространстве.

Читайте также:  Как будем судить – по закону или по совести?

— Дополнительные негативные факторы езды в тумане:

Учитывая, что туман представляет собой мельчайшую водяную пыль, на ветровом стекле движущегося в тумане автомобиля постепенно скапливается влага, создающая дополнительные препятствия обзору.

Поэтому, при движении в тумане, стоит включить дворники ветрового и обогрев заднего стекла. Не забывайте и об эффекте аквапланирования, который может быть спровоцирован водянистой плёнкой от густого тумана на дорожном покрытии.

В таких условиях тормозной путь значительно увеличивается.

Водитель, управляющий автомобилем в условиях недостаточной видимости, практически всё время движения вынужден пребывать в состоянии высокого эмоционального напряжения и повышенной опасности.

Такое состояние провоцирует быструю утомляемость и резкое снижение внимания.

Чтобы отсрочить переутомление, не стоит смотреть длительное время непосредственно на дорогу перед автомобилем, кроме того, это поможет не потерять ориентацию на затуманенной дороге.

Если туман не рассеивается на протяжении длительного времени, особенно в ночное время суток, стоит периодически останавливаться для отдыха и снятия нервного напряжения. Ни в коем случае нельзя пытаться как можно быстрее преодолеть местность, покрытую туманом, вопреки усталости, надежнее и безопаснее переждать туман, съехав с дороги.

Новые правила по охране труда на 2021 год обзор НПА

Минтруд разом обнулил все существующие правила по охране труда, действие которых распространялось на разные сферы деятельности. Разберемся, что теперь делать специалистам по ОТ, как строить работу и какие документы пересмотреть. Бонус — актуальные версии НПА.

Что изменилось в правилах по охране труда в 2021 году

Начало 2021 года запомнилось рядом событий в области охраны труда. Сначала утратили силу более сотни нормативных актов, а теперь и порядка 113 правил по охране труда разом превратились всего в 40.

Все это настолько взбудоражило специалистов по ОТ, что многие до сих пор пребывают в некотором шоке.

Чтобы развеять сомнения и опасения специалистов и руководителей компаний, чиновники дали по этому вопросу свои разъяснения.

Игорь Викторович Цирин, советник генерального директора ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Резкое сокращение НПА связано с тем, что некоторые из правил по охране труда объединили и в целом упростили, но не сделали менее строгими. Из обновленных правил убрали все конкретные цифры по выдаче СИЗ, гендерные и возрастные ограничения.

Теперь нет и дублирования информации со ссылками на частоту проведения медосмотров, СОУТ и многое другое.

То есть, чуть ли не из многотомных мануалов они превратились в легкие инструкции, который каждый работодатель может адаптировать в соответствии с классом опасности на производстве и наличием других негативных факторов.

Теперь специалистам по охране труда придется изучить все нормативно-правовые документы, благо, их количество сократили, а затем собрать те правила, которые будут на 100% соответствовать специфике и требованиям организации. Но и это еще не все! Нужно пересмотреть кучу документов.

При этом сам Игорь Цирин считает, что именно индивидуальный подход поможет сократить уровень травматизма на производстве. Он также подчеркивает значимость получения обратной связи от специалистов по охране труда.

К слову, эксперт приводит существенные доводы в пользу оптимизации и модернизации системы охраны труда.

Например, в ходе пересмотра правил и норм при работах на высоте удалось сократить частоту травматизма с 420 случаев до 365 в год буквально за 6 лет.

В принципе, даже такая динамика считается положительной, а все трудности, с которыми сейчас столкнутся специалисты по ОТ, носят лишь временный характер. Правда, как отмечает Цирин, времени на подготовку не так много. Поэтому поспешите с изучением новых правил по охране труда и их адаптацией, а также начинайте приводить все соответствующие документы в порядок.

Новые правила по охране труда: таблица

Скачать утвержденные правила Утверждающий документ и период действия
Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене Приказ Минтруда России от 13.10.2020 г. № 721н. Действует с 1 сентября 2021 г. по 1 сентября 2026 г.
Правила при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов

Безопасность при движении в тумане: восприятие и разница

Автомобиль относится к транспортным средствам повышенной опасности. Большое значение качество и безопасность вождения оказывают погодные явления. При недостаточной видимости в условиях снежной метели, проливного дождя, яркого солнца и густого тумана даже на идеальной трассе опытный автомобилист может попасть в неприятную ситуацию.

Часто осенью, в утренние часы, на горных дорогах или поздно вечером можно столкнуться с образованием на дорогах туманного облака. Такое атмосферное явление может образовываться рядом с природными водоемами. Оно существенно ограничивает видимость, тем самым значительно повышая риск возникновения различных ДТП.

По статистике, большую часть аварий в условиях тумана составляют столкновения с впереди идущей машиной. При этом упрекнуть водителей в том, что они не соблюдали необходимое расстояние – нельзя. Они следовали всем установленным мерам безопасности при движении в условиях тумана, но избежать ДТП не удавалось.

Почему это происходит, в чем кроется опасность этого природного явления для участников дорожного движения, и какие рекомендации существуют для благополучного преодоления туманного участка шоссе, рассмотрим в данной статье.

Почему опасен туман

При таком атмосферном явлении в воздухе скапливается много воды. Она состоит из многочисленных частиц водяного пара. При холодной погоде оно может не рассеиваться до нескольких суток.

При движении в тумане искажается восприятие многих предметов, цветов, трудно различить ориентиры и дорожные знаки. Они кажутся гораздо дальше, чем есть на самом деле. Водителям следует знать, что все цвета также искажаются. Желтый сигнал светофора будет восприниматься с красноватым оттенком, а зеленый станет желтым. Единственное, доверять можно красному цвету, он остается неизменным.

Эту информацию необходимо использовать при переезде перекрестка, регулируемым светофором. Именно на таких участках происходят больше всего столкновений. Зачастую он носят цепной характер, то есть в аварию попадают сразу несколько автомобилей, следующих друг за другом.

Еще одной опасностью для водителей является запотевание окон, которое возникает из-за разности температур внутри салона и снаружи, а также оседания капель воды на стеклах. Это делает ситуацию еще более опасной.

Кроме того, необходимо учитывать, что свет от передних фар при взаимодействии с туманным облаком рассеивается в обратном направлении, то есть к водителю. Это явление в лучшем случае создаст перед лобовым стеклом молочно-белую завесу, а в худшем – ослепит водителя.

Безопасность при движении в тумане

Правила безопасности при движении в тумане

О возникновении густого тумана на трассах метеорологическая служба сообщает заранее. Это дает возможность отменить поездку или более тщательно к ней подготовиться.

Следующие рекомендации помогут благополучно достичь пункта назначения, если вы попали в туманную область:

  1. Старайтесь придерживаться правой стороны дороги. Ориентиром могут служить линии разметки (если их видно) либо граница соприкосновения дорожного полотна с обочиной.
  2. Включая передние фары, используйте ближний свет. Учитывая, что при движении в тумане расстояние между машинами трудно определить точно, то дальним светом вы можете просто ослепить других автомобилистов. Кроме того, ближний свет разрешается использовать совместно с противотуманными фарами.
  3. Включайте стеклоочистители во избежание скопления конденсата
  4. Для того чтобы уменьшить запотевание стекол воспользуйтесь системой вентиляции или отопления салона.
  5. Используйте слух. Иногда именно на слух можно определить насколько далеко от вас двигаются другие автомобилисты. Для этого держите окно приоткрытым.
  6. Движение в тумане по ПДД предусматривает максимальное снижение скорости и запрет на обгоны. Скорость должна равняться ровно половине того расстояния, что вы способны разглядеть. Если видимость составляет 50 м, то двигаться вам нужно со скоростью не более 25 кмч.
  7. При снабжении автомобиля противотуманными фарами, они могут автоматически включаться в ситуации, с видимостью менее 50 м.
  8. Следите за показаниями спидометра
  9. Для уточнения наличия впереди транспорта используйте время от времени звуковой и(или) световой сигнал. Особенно это актуально для загородных трасс.
  10. При видимой дорожной разметке займите центральное положение

Действия при попадании в туман

Помимо советов существует и ряд запрещающих приемов, к которым прибегать в условиях тумана не следует. Для определения расстояния не полагайтесь только на свет задних фар впереди идущего автомобиля. Помните, что свет может рассеиваться, а туман зрительно отдаляет все предметы, поэтому у вас возникнет искаженная информация.

Не подъезжайте близко к осевой разделительной линии. Это может привести к созданию аварийной ситуации. Запрещены обгоны и резкие торможения. Не смотрите в течение долгого времени в одну и ту же точку. Напряжение глаз приведет к их усталости, снижению зрения и слезотечению.

Основные рекомендации к технике вождения

Меры безопасности при тумане на дороге предусматривают и некоторые особенности вождения. Само атмосферное явление не так опасно, как излишняя вера в собственный опыт и способность справиться с любой ситуацией.

Читайте также:  В России создаются объединения работодателей нового поколения

Старайтесь не допускать резкого торможения и внезапных остановок. Если возникла необходимость остановиться, то делайте это плавно. Для предупреждения, следующих сзади вас, автомобилистов нажмите несколько раз на тормоз. Перед этим включите указатель поворота (правый).

На эту тему ▼

Опасность гололеда

При совершении объезда транспорта рекомендуется лично убедиться, что этому действию ничего не будет препятствовать. Обгон в тумане запрещен, даже если вы уверенны, что на дороге никого нет.

В дневное время для расширения видимой части дороги целесообразнее будет использовать более сильные основные фары. Использование специальных противотуманных фар сделает ваш автомобиль более заметным для других водителей.

Существует еще одна особенность при движении в условиях тумана, о которой многие автомобилисты забывают, или не придают значения. Она заключается в том, что дорожное покрытие становится влажным и скользким из-за оседания водяного пара. Это делает более слабым сцепление колес с поверхностью асфальта.

В ночное время или в осенние холодные дни влага на дороге может замерзать и образуется наледь. В такой ситуации следует соблюдать максимальную осторожность и собранность. Не отвлекайтесь от движения и следите за тем, как ведет себя машина. Если у вас небольшой опыт вождения, то в таких условиях лучше переждать плохие погодные условия на стоянке.

Движение в тумане по горным дорогам

Особенности управления автомобилем в тумане

Частыми спутниками горной дороги являются туманы, которые могут возникать внезапно и стоять достаточно долгое время. Этому способствует резкое изменение температуры в горной местности.

Очень важно перед поездкой в горы провести полную и тщательную проверку технического состояния транспортного средства. Особое внимание уделить нужно работе двигателя. Подготовить систему охлаждения. Следует позаботиться и о наличии таких дополнительных аксессуаров, как лопата, трос, антибликовый автомобильный козырек или щитки, солнцезащитные очки для водителя.

Скорость регулируйте в зависимости от состояния и извилистости дороги. На крутых участках используйте минимальную скорость. При ухудшении видимости включайте противотуманные фары. Езда накатом на серпантине запрещена, особенно если вы вынуждены двигаться в тумане.

При подъезде к высокому участку подавайте звуковые сигналы встречным машинам. В темное время можно присоединить и световое оповещение. У горных дорог для остановок создаются специальные площадки, остановки делайте только на них.

 Плакат в учебный класс или для проведения занятий доступен по кнопке Скачать 

Тема 3. Особенности управления транспортным средством в сложных дорожных условиях. — Курсы повышения квалификации водителей автотранспортных средств

Тема 2.3. Особенности управления автомобилем в сложных дорожных
условиях

К сложным дорожным условиям относятся: 

  • опасные метеорологические условия; 
  •  горные дорога; 
  • грунтовые дороги, броды; 
  •  автозимники и ледовые переправы; 
  • темное время суток. 

    Опасные метеорологические условия

  •     Основными сложными метеорологическими явлениями при перевозках
    автомобильным транспортом являются: гололедица, метель, туман, пыльная
    буря, мгла, сильные снегопады, сильные дожди, град и сильный штормовой
    ветер. 
  •     В случае возникновения названных опасных условий гидрометеослужба
    в установленном порядке оповещает ГИБДД, автотранспортные и дорожные
    организации (передается, так называемое, «штормовое оповещение»). 
  •     Автотранспортные организации, получив оповещение, принимают меры
    безопасности: снижаются скорости движения, изменяются маршруты,
    расписания, проводятся инструктажи водителей, выделяются дежурные
    автомобили техпомощи. 

    Водитель, столкнувшись с опасным метеорологическим явлением на
маршруте движения, должен принять все меры безопасности, снизить
скорость, увеличить дистанцию, а при необходимости — прекратить движение
и эвакуировать пассажиров. Водитель должен принять меры по оповещению
автотранспортной организации о возникшем опасном метеорологическом
явлении на маршруте движения. 

    Гололедица — стекловидный, снеговидный лед на поверхности земли.
Образуется вследствие замерзания жидких осадков (часто переохлажденных)
— дождя, мороси, капели, густого тумана и мокрого снега, а также талой воды
в слое снега.

     К гололедице относится также и снежный накат, т.е. уплотнение и
обледенение снега в результате движения автотранспорта.

     Основные приемы управления автомобилем в условиях гололедицы
направлены на то, чтобы: 

  • трогаться с места плавно, без пробуксовки колес; 
  • тормозить плавно, не выключая сцепления, при необходимости
    переходить на пониженную передачу, избегая любых резких изменений
    оборотов двигателя, т.к. последнее может привести к заносу задней оси
    автомобиля; 
  • переключения передач производить быстро, но плавно, по
    возможности сокращая время, в течение которого автомобиль движется на
    нейтральной передаче;
  • если необходимо тронуться с места в начале обледенелого подъема,
    то переключать с 1-й на 2-ю передачу (или со 2-й на 3-ю) следует при
    несколько большей скорости и при больших оборотах двигателя, чем на сухом
    покрытии. Более длительное движение на пониженной передаче обеспечивает
    увеличение оборотов двигателя, создает запас мощности, что в сочетании с
    плавным разгоном позволяет избежать опасных пробуксовываний колес; 
  • при пробуксовывании при трогании с места следует попробовать
    «раскачать» автомобиль. Нельзя резко «газовать», это не приведет к успеху. 

    Хороший эффект в условиях гололеда дает применение шипов
противоскольжения, которые изготавливаются из твердой стали. (В летнее
время шипы практически не дают эффекта, но разрушающе действуют на
дорожное покрытие). 

    Сильный снегопад — интенсивный снегопад может снижать видимость и
вызывать заносы на дорогах, затрудняющие движение автотранспорта.
        Снегопад вызывает не только снижение видимости, но и быстрое и
существенное изменение сцепления колес с дорогой.

Это изменение опасно
еще и потому, что водитель, настроившись на определенные условия
торможения, может не заметить и не учесть резкого изменения условий при
начавшемся снегопаде. Опытные водители в снегопад избегают резких
торможений, т.к. снег может скрывать обледенелые участки.

Опасно резко
тормозить в снегопад на неровном покрытии, особенно на булыжной
мостовой, на рельсах. 

    Перечислим еще некоторые опасности, подстерегающие водителя во
время снегопада: 

  • 1. Размягченная обочина, скрытая снегом (яри температуре воздуха
    выше 0°), наезд на нее чреват заносом и опрокидыванием; 
  • 2. Неровности, выбоины на проезжей части, рельсы, булыжное покрытие
    на трамвайных путях;
  •  3. Обледенение ветрового стекла, наружных зеркал заднего вида, фар и
    подфарников — водителю следует время от времени останавливать автомобиль
    для удаления льда и налипшего снега (например при помощи пластмассового
    скребка). Следует помнить об ухудшении видимости стоп-сигнала автомобиля
    лидера из-за обмерзания сигнальных огней; 
  • 4. Особую осторожность следует соблюдать при следовании за
    автомобилем с шипованными колесами (табличка «шипы» или знак «Ш») —
    такие автомобили имеют тормозной путь в 1,5 — 1,6 раза меньше, поэтому
    дистанцию следует увеличить; 
  • 5. В условиях снегопада ухудшается видимость светофоров, знаков,
    разметки; налипший снег, наледь на ветвях деревьев может привести к тому,
    что некоторые знаки будут практически незаметны для водителя; 
  • 6. Главная опасность в условиях снегопада связана с неумением выбрать
    безопасную скорость и дистанцию; 
  • 7. Большое внимание следует уделить исправности воздухообог-рева и
    стеклоочистителя автомобиля. 

    Сильный дождь может снижать видимость, создать задержки в
движении. Кроме того, сильные дожди могут привести к размыву полотна
дороги и повреждению дорожных знаков. 

    Рассмотрим основные опасности, возникающие во время дождя.
                Запотевание остекления автомобиля возникает даже при небольшом
дожде. Видимость резко снижается, водитель вынужден отвлекаться от
управления для протирки стекол. В темное время суток водитель может не
сразу заметить, что стекла запотели, вместе с тем видимость падает до
опасного предела. 

    Для того, чтобы стекла «отпотели», водители приоткрывают боковое
стекло, при этом возникает опасность получить порцию воды в лицо из-под
колеса встречного автомобиля. 

    Во время дождя происходит загрязнение остекления, фар, подфарников,
стоп-сигналов водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами
встречных автомобилей и особенно лидирующих. Когда дождь прошел,
водитель выключает стеклоочистители, однако непосредственно после дождя
загрязнение стекол происходит еще быстрее, чем во время дождя. 

    Водитель должен помнить о том, что загрязнение фар и подфарников,
стоп-сигналов может привести к почти полной потере видимости сигналов.
После дождя нужно остановиться и протереть фары и фонари. Если этого не
сделано, то высохнув, грязная вода образует почти непрозрачную корку на
фарах, подфарниках.

Поэтому возникает опасность, что световые сигналы
будут незаметны другим водителям.
            Скользкая дорога. Во время дождя происходит снижение коэффициента
сцепления колес с дорогой.

Такая водно-грязевая пленка, в особенности
грязевые потоки, комья, попадающие на дорогу, могут привести к сложным
ситуациям на поворотах, при торможениях, при движении с повышенной
скоростью.

     Ведущие колеса при движении автомобиля с ускорением или
замедлением обеспечивают прямолинейное движение при одинаковых
сцепных качествах с дорогой, однако на скользком покрытии очень часто
могут возникать различия в скользкости покрытия под ведущими колесами
(правым и левым), в этих случаях происходят заносы, т.е. автомобиль
испытывает боковое скольжение. 

    Аквапланирование — опасное явление, заключающееся в отрыве одного
или большего числа колес от дороги вследствие возникновения, так
называемой, «водяной подушки» между протектором и дорогой.

Аквапланирование приводит к потери управляемости автомобиля на короткое
время, однако этого времени бывает достаточно для совершения ДТП.

Другими проявлениями аквапланирования могут быть кратковременная потеря эффективности торможения и самое опасное — боковое скольжение со
сносом передней оси.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *