- Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.
- Норму права любой правовой отрасли всегда характеризуют несколько присущих ей признаков:
- 1) норма права — это всегда первичная клетка любой правовой отрасли;
- 2) норма права это правило, которое всегда либо установлено, либо санкционировано государством;
- 3) это правило всегда носит общий характер, оно не персонифицировано и рассчитано на многократное применение;
- 4) нарушение этого правила влечет за собой юридическую ответственность;
- 5) норма любой отрасли права всегда несет на себе отпечаток общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли.
- Подобные признаки в полной мере присущи и таможенно-правовым нормам и поэтому понятие «таможенно-правовая норма» можно сформулировать как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
Любая правовая норма отличается единством, целостностью и неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е. специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов.
Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три самостоятельных элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза таможенно-правовой нормы содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства (события либо действия), при наличии которых эта норма вступает в действие.
Диспозиция («сердцевина» нормы) указывает на конкретное правило поведения, которым должны руководствоваться субъекты таможенного права, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе.
Ну а санкция это вид и мера возможного неблагоприятного последствия, угрожающего нарушителям установленного данной нормой правила.
Элементы структуры таможенно-правовых норм не могут быть изолированы друг от друга, они тесно взаимосвязаны и вытекают один из другого. Гипотеза нормы обязательно связана с диспозицией, а диспозиция — с санкцией, и наоборот.
Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности — нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей.
Как уже отмечалось объединяющим признаком, позволяющим именовать нормы этих отраслей одновременно и таможенно-правовыми нормами, является их направленность на предмет регулирования таможенного права, т. е.
на регулирование совокупности общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.
Таможенно-правовые нормы различны также и по своей предметной направленности. Исходя из этого, они делятся на материальные нормы и нормы процессуальные.
Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений.
В них находит свое отражение тот правовой режим, в рамках которого должны действовать участники таможенно-правовых отношений.
А процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав и обязанностей участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.
Например, нормы, закрепляющие права и обязанности таможенных органов и их должностных лиц по таможенному оформлению и таможенному контролю перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, являются материальными таможенно-правовыми нормами. А нормы, регламентирующие порядок и условия производства таможенного оформления и таможенного контроля таких товаров и транспортных средств — процессуальными нормами таможенного права.
Помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения и по техническим приемам установления правил поведения.
По степени общности содержания таможенно-правовые нормы делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретные нормы.
Нормы-принципы не содержат явных признаков норм права, а являются результатом нормативных обобщений и выражают социальную направленность всех норм таможенного права как отрасли.
Общие нормы, в отличие от норм-принципов — это общие правила поведения в сфере таможенного дела, конкретизированные в других нормах.
А вот нормы, непосредственно регулирующие те или иные общественные отношения в сфере таможенного дела именуются уже конкретными таможенно-правовыми нормами.
Например, положение ч. 1 ст. 2 ТК РФ является нормой-принципом таможенного права, в соответствии с которым все нормы таможенного права России направлены на достижение целей единой таможенной политики страны, являющейся составной частью ее внешней и внутренней политики; положение ст.
137 ТК РФ, содержащее понятие предварительных операций, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды предварительных операций, а вот нормы главы 23 ТК РФ являются уже конкретными таможенно-правовыми нормами, поскольку непосредственно регулируют порядок и условия временного хранения товаров, являющегося одной из разновидностей предварительных операций.
По характеру предписываемых правил поведения нормы таможенного права можно условно разделить на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы таможенного права устанавливают права субъектов совершать определенные действия или воздержаться от них по своему усмотрению, т. е.
дают возможность субъектам самим выбирать наилучший вариант поведения в данных конкретных условиях — в рамках нормы. Примером может служить ст.
25 ТК РФ, дающая право лицу, перемещающему товары и транспортные средства, в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его.
Обязывающие нормы таможенного права предписывают обязанность совершения субъектом таможенного права действий, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Так, например, нормой ч. 1 ст. 39 ТК РФ предусмотрен перечень мер, которые обязан предпринять перевозчик находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств в случае аварии или действия непреодолимой силы.
Запрещающие таможенно-правовые нормы предписывают субъекту таможенного права воздержаться от содержащихся в норме действий, т. е. являются косвенным указанием на правило поведения. Примером могут служить нормы главы 39 ТК РФ, устанавливающие виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения.
По техническим приемам установления правил поведения таможенно-правовые нормы можно подразделить на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные нормы содержат описание правила поведения в статье, в которой она излагается. Таких норм в таможенном праве большинство.
Бланкетными принято считать нормы, которые не содержат определенных правил поведения, а делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Например — ст.
26 ТК РФ: «Товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом».
Норма явно бланкетная, поскольку самого правила не содержит, а отсылка сформулирована в самом общем виде.
В отличие от бланкетных отсылочные нормы, наоборот, содержат ссылку на конкретное правило поведения, содержащееся в той или иной прямо обозначенной статье нормативно-правового акта. Например, ч. 1 ст. 88 ТК РФ («При переработке товаров вне таможенной территории могут осуществляться операции, указанные в части первой статьи 59 настоящего Кодекса») носит явный отсылочный характер.
Теперь о действии норм таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Основополагающим для таможенного права является положение ст. 5 ТК РФ, согласно которому в таможенном деле применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации.
При незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу России таким днем, т. е. днем принятия таможенной декларации считается день фактического перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а при невозможности его определить — день обнаружения таможенного правонарушения.
Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени.
Существует еще дополнительный критерий, характеризующий действие таможенно-правовых норм во времени — это срок их действия.
В зависимости от этого их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия (таких норм большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом) и на нормы с указанием срока их действия (например, так называемые «сезонные пошлины» вводятся на определенный срок, по истечении которого нормы, их вводившие считаются утратившими силу).
По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории России (таких норм большинство) и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, нормы Приказа ГТК России от 28 августа 1996 г. № 521 действуют лишь в пределах Особой экономической зоны в Калининградской области).
Действие же норм таможенного права России по кругу, лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия.
Иными словами — нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории (например, на ли, поместивших товар под таможенный режим временного вывоза).
Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе. Например, в определенной части нормы таможенного права не распространяются на лиц, обладающих различного рода иммунитетами, под которыми в таможенном праве понимаются изъятия отдельных лиц и их имущества из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов России.
Таможенное право в вопросах и ответах
В.Т. Батычко
Таможенное право в вопросах и ответах
Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.- Сущность и социальное назначение любой правовой отрасли раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание этой отрасли.
- Томоженно-правовую норму можно определить как установленное или санкционированное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере таможенного дела, и неисполнение либо нарушение которого влечет за собой ответственность, установленную и обеспечиваемую государством.
- Структура таможенно-правовых норм традиционна и содержит три элемента гипотезу, диспозицию и санкцию.
Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различной правоотраслевой принадлежности — нормами конституционного, административного, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального права и ряда других отраслей. Объединяющим признаком, позволяющим именовать все эти нормы таможенно-правовыми нормами, является их направленность на предмет регулирования таможенного права, т.
е. на регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в связи и по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Наполненные единым юридическим содержанием, таможенно-правовые нормы не равны по своей юридической силе и подразделяются на конституционные нормы, нормы законов и нормы подзаконного характера.
Таможенно-правовые нормы различны по своей предметной направленности.
По этому критерию они подразделяются на материальные нормы и нормы процессуальные Материальные таможенно-правовые нормы (их большинство) закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов таможенно-правовых отношений.
Процессуальные таможенно-правовые нормы определяют порядок и условия реализации прав, обязанностей и ответственности участников таможенно-правовых отношений, установленных нормами материального таможенного права.
Помимо юридической силы и предметной направленности, таможенно-правовые нормы можно классифицировать по степени общности их содержания, по характеру предписываемых правил поведения, по техническим приемам установления правил поведения и другим критериям.
Действие таможенно-правовых норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Основополагающим для таможенного права является положение ст. 4 ТК РФ, согласно которому акты таможенного законодательства и иные правовые акты применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они улучшают положение лиц, если это прямо предусмотрено в федеральными законами или международными договорами.
Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования.
Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечение одного месяца, за исключением случаев, если соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты или Таможенным кодексом РФ установлен специальный порядок введение в действие указанных запретов.
Таков основной критерий действия таможенно-правовых норм во времени, хотя, конечно же, их можно было бы поделить на нормы без указания срока действия, т. е. до их официальной отмены компетентным органом (таких норм большинство), и на нормы с указанием срока их действия (например, сезонные пошлины вводятся на определенный срок).
По действию таможенно-правовых норм в пространстве их можно поделить на нормы, действующие в пределах всей таможенной территории Российской Федерации (таких норм большинство), и на нормы, действие которых распространяется лишь на определенные территориальные образования (например, на Особую экономическую зону в Калининградской области).
Действие норм таможенного права России по кругу лиц предопределено, по существу, территориальным аспектом их действия.
Иными словами, нормы таможенного права распространяется на всех лиц, находящихся на той части таможенной территории России, где они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящихся за пределами этой территории. Исключение составляют лишь случаи, прямо оговоренные в законе.
Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница
Читать
Арбитражный процесс: Учебник
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.В. Ярков
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор В.В. Ярков
7-е издание, переработанное и дополненное
Допущено Учебно-методическим советом по образованию в области юриспруденции Уральского федерального округа на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный юридический университет» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (40.03.01 – бакалавр, 40.04.01 – магистр, 40.05.01 – Юрист (Правовое обеспечение национальной безопасности), 40.05.02 – Юрист (Правоохранительная деятельность), 40.05.03 – Судебный эксперт (Судебная экспертиза), 40.05.04 – Юрист (Судебная и прокурорская деятельность)
Учебник подготовлен коллективом кафедры гражданского процесса Уральского государственного юридического университета. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮУ, заслуженный деятель науки РФ В.В. Ярков.
Рецензенты:
С.В. Никитин — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского, арбитражного и административного процессуального права, проректор по учебной и воспитательной работе Российского государственного университета правосудия, заслуженный юрист РФ;
С.Ф. Афанасьев – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой арбитражного процесса Саратовской государственной академии права
Авторский коллектив
Абсалямов А.В. – доктор юридических наук, профессор, судья, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в отставке – глава 14;
Абушенко Д.Б. – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ, член научно-консультативного совета при Арбитражном суде Уральского округа – глава 9;
Брановицкий К.Л. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ, магистр права (LLM Киль / ФРГ) – глава 8;
Дегтярев С.Л. – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ – глава 7, § 6 главы 15;
Загайнова С.К. – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского процесса и директор Центра медиации УрГЮУ, член научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ – глава 16, § 7 главы 15;
Кузнецов Е.Н. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ – § 2 главы 15, глава 20;
Ренц И.Г. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ, доктор права (Университет Париж-XII Вальде-Марн / Франция) – глава 21;
Раздьяконов Е.С. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ – § 4 главы 15;
Решетникова И.В. – доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского процесса УрГЮУ, судья, Председатель Арбитражного суда Уральского округа, заслуженный юрист РФ – главы 4, 23;
Скуратовский М.Л. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ, судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Свердловской области в отставке, заслуженный юрист РФ – главы 10–13, § 3 главы 15, глава 19;
Тарасов И.Н. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ – глава 6 (в соавторстве с В.В. Ярковым);
Тимофеев Ю.А. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ, судья Свердловского областного суда в отставке – главы 17, 18;
Чудиновская Н.А. – кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ, адвокат – § 1 главы 15;
Ярков В.В. – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса УрГЮУ, заслуженный деятель науки РФ, член научно-консультативных советов при Верховном Суде РФ и Арбитражном суде Уральского округа – Предисловие, главы 1–3, 5, 6 (в соавторстве с И.Н. Тарасовым), § 5 главы 15, глава 22.
Указатель сокращений
- АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
- ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации
- ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
- НК – Налоговый кодекс Российской Федерации
- КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
- УК – Уголовный кодекс Российской Федерации
ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации Закон о банкротстве – Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
Закон о государственной тайне
Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.
Действие нормативных правовых актов во времени
Действие нормативного акта во времени обусловлено:
-
- вступлением его в силу и
- утратой силы.
Варианты вступления нормативных правовых актов в действие:
-
- истечение определенного срока после его официального опубликования;
- момент их принятия или официального опубликования;
- указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте (в специально принятом по этому поводу акте);
- нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.
Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу», а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, – по истечении 7 дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.
В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.
В-четвертых, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно:
-
- если в самом законе об этом сказано;
- если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативного правового акта — это способность нормативного правового акта порождать те юридические последствия, которые в нем предусмотрены. Эта способность имеет свои пределы.
Пределы действия нормативного правового акта обычно устанавливаются по трем основным измерениям: времени, пространстве (территории), кругу лиц.
Иногда добавляют и четвертое измерение — определенную сферу общественных отношений, которую регулируют содержащиеся в нормативном правовом акте нормы права, и в этом случае говорят о предметном действии нормативных правовых актов.
Действие во времени
Временные пределы действия нормативных правовых актов определяются моментом обретения ими юридической силы (вступления их в силу) и моментом утраты юридической силы. Практика выработала ряд способов определения этих моментов.
В России они вступают в силу одним из следующих способов:
- 1) с момента, указанного в самом нормативном правовом акте (по истечении определенного времени с момента опубликования);
- 2) с момента, указанного в ином нормативном правовом акте (в случае, когда принимается отдельный специальный нормативный правовой акт о введении в действие закона);
- 3) в результате указания в тексте нормативного правового акта на конкретную календарную дату, с которой нормативный правовой акт вступает в силу;
- 4) в результате указания на обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (с момента подписания, с момента опубликования и т.д.);
- 5) в результате применения общих правил вступления нормативных правовых актов в силу (в Российской Федерации нормативные правовые акты высших представительных органов вступают в силу но истечении 10 дней со дня их официального опубликования, нормативные правовые акты высших органов исполнительной власти — по истечении 7 дней со дня их официального опубликования);
- 6) с момента наступления определенных событий (чрезвычайной ситуации, военного положения).
Срок вступления в юридическую силу может быть указан или в самом нормативном правовом акте, или в специально сопутствующем документе.
Нормативный правовой акт может вступать в юридическую силу поэтапно. В этом случае этапы введения в действие тех или иных глав, разделов, статей обозначаются определенными сроками либо связываются с наступлением определенных условий.
Нормативные акты утрачивают силу:
- 1) по истечении срока, указанного в самом нормативном правовом акте (самоотмена);
- 2) в силу прямого указания специально принятого нормативного правового акта или указания государственного органа об отмене конкретного акта (прямая отмена);
- 3) в связи с изданием нового нормативного правового акта такой же или большей юридической силы и регулирующего те же общественные отношения (косвенная отмена);
- 4) на основании изменения обстановки, исчезновения общественных отношений, на регулирование которых были рассчитаны те или иные нормативные правовые акты (казуальная отмена).
Разновидностью утраты силы нормативным правовым актом является приостановление его действия.
Действие нормативного правового акта во времени происходит в соответствии с тремя специальными правилами (принципами):
- — прямого действия (действия вперед);
- — обратного действия (действия назад);
- — переживания закона.
Для принципа прямого действия характерно следующее:
- 1) акт действует вперед, т.е. распространяет свою юридическую силу на те общественные отношения, которые возникли после введения его в действие;
- 2) это общее правило действия нормативных актов во времени, т.е. типичный, основной вариант действия нормативного правового акта;
- 3) многовариантность введения нормативного правового акта в действие.
Различают перспективное действие — нормы права распространяются
только на те правовые отношения, которые возникают после вступления ее в действие, и проспективное действие — нормы права распространяются на правоотношения, возникшие раньше, чем нормативный правовой акт получил юридическую силу, но в части тех прав и обязанностей участников правоотношения, которые возникли после вступления его в силу.
Принцип действия назад. Действие нормативного правового акта на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу, в правоведении называется обратной силой.
Обратная сила нормативного правового акта (ретроактивность) — это
распространение действия нового нормативного правового акта на отношения и порождаемые ими правовые последствия, которые возникли до наделения их юридической силой.
Обратное действие закона — исключение, каждый случай его должен быть оговорен в законе. По общему правилу нормативный правовой акт не распространяет свое действие на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу. Этот принцип знало еще римское право, и выражается он формулой «закон обратной силы не имеет».
По степени завершенности наступивших последствий в соответствии с прежним нормативным правовым актом различают: ревизионную обратную силу и простую обратную силу.
Ревизионная обратная сила — это распространение действия нормативного правового акта на факты, юридические последствия которых уже наступили. В связи с чем происходит пересмотр этих юридических последствий. Например, при декриминализации деяния осужденное лицо подлежи г освобождению от отбывания наказания.
Простая обратная сила нормативного правового акта пересмотра завершенных юридических последствий нс предполагает. Например, увеличение в 2009 г. суммы имущественного налогового вычета при приобретении недвижимости и предание этой норме обратной силы (распространение на сделки, совершенные в 2008 г.
) не распространяется на тех, кто уже воспользовался этим вычетом.
Обратную силу закон может получить только в двух случаях:
- — при прямом указании об этом в самом нормативном правовом акте;
- — если вновь принятый нормативный правовой акт улучшает положение субъекта права или устраняет его ответственность.
- Нормативный правовой акт никогда не может быть наделен обратной силой, если он вводит ответственность или иным образом ухудшает положение субъекта права.
- Явлением, противоположным обратной силе, является переживание нормативного правового акта.
- Переживание закона (ультраактивность) — это продолжение распространения на общественные отношения регулятивного воздействия норм права после официальной утраты ими юридической силы.
То есть старый, уже юридически отмененный документ, в какой-то мере остается действовать и в дальнейшем. Он как бы «переживает» отведенный ему срок. Такая ситуация возможна в тех случаях, когда регулируемые прежним нормативным правовым актом правоотношения являются длящимися и продолжают существовать после принятия нового акта (семейные, трудовые, пенсионные и т.д.).
Действие нормы права в пространстве характеризуется сочетанием двух принципов: территориального и экстерриториального.
Территориальный принцип заключается в применении нормы на той территории государства, властями которого норма была принята.
Этот принцип тесно связан с государственным суверенитетом: власть государства распространяется на территорию государства и ограничивается этой территорией.
Соответственно, территориальный принцип господствует в отраслях законодательства, регулирующих управленческие и охранительные отношения: в конституционном, административном, уголовном, процессуальном законодательстве.
Территориальное действие нормативных актов определяется двумя факторами:
- — положением во властной иерархии (территориальной компетенцией) государственного органа, издавшего нормативный правовой акт, и
- — территорией государства.
Территориальная компетенция государственного органа, издавшего нормативный правовой акт, предполагает, что:
- 1) акты центральных органов власти действуют на всей территории государства;
- 2) нормативные акты административно-территориальных единиц и местных органов власти имеют силу на подведомственной им территории.
В федеративных государствах территориальные пределы действия нормативных актов обусловлены внутриполитическим и территориальным устройством. В качестве общего правила нормативные акты, принятые органами власти субъектов РФ, действуют на их территории, акты органов власти местного самоуправления — на территории муниципального образования.
Однако распространено и другое положение: юридические акты, принятые государственными органами одних административных и политических единиц, признаются в качестве таковых на территории других. Столкновение нормативных актов равноправных (однопорядковых) органов решаются на основе коллизионных норм, установленных федеральными властями.
Экстерриториальное действие нормативного правового акта — это распространение действия акта одного государства на соответствующую территорию другого государства.
В общем виде экстерриториальность обусловлена нахождением на территории одного государства дипломатических представительств другого государства. В соответствии с нормами международного права на территорию таких представительств распространяется суверенитет «государства-флага».
Также экстерриториальный принцип характеризуется тем, что:
- 1) всегда применяется в порядке исключения в силу особого закрепления в нормах международного права или национального законодательства, основанного на взаимной договоренности государств;
- 2) его развитие обусловлено развитием международных связей прежде всего в экономике и культуре;
- 3) широкое применение данный принцип находит в международном частном нраве, он используется также в гражданском, торговом, семейном, международном публичном праве;
- 4) выступает в форме иммунитета дипломатических и консульских представителей, а также возможно применение актов уголовно-правового характера на территории другого государства, где совершено преступление, независимо от того, где задержан и привлечен к ответственности преступник.
Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории, где распространяется юридическая сила этого акта. Однако из этого правила имеются исключения:
- 1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах, обладать избирательным правом);
- 2) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по законодательству государства пребывания;
- 3) некоторые нормативные правовые акты распространяют свое действие и на граждан (подданных) государства, которые находятся за его пределами (например, законодательство о гражданстве, уголовное законодательство).
Граждане России в случае совершения преступления за границей несут ответственность по российским законам; если они понесли наказание на территории другого государства, то российский суд может его смягчить или освободить от него полностью.
Критерии и основания действия актов по кругу лиц различны: по принадлежности лица к государству (гражданству, подданству), по признаку пола, по возрастному цензу, по профессиональной принадлежности (военнослужащие, судьи и т.п.), иные основания (например, инвалидность).
С действием нормативных правовых актов по круг}' лиц тесно связано понятие «иммунитет». Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.
Иммунитет (англ, immunity, от лат. immunitas — освобождение от чего- либо) — общеправовой термин, означающий освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых предписаний. Это особый вид привилегии.
Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом — правовой неприкосновенностью. Целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных и иных официальных обязанностей.
Круг лиц, на которых распространен иммунитет, определен в нормах международного права, конституциях и законах государства.
В международном нраве известны, в частности: иммунитет государства, иммунитет военных кораблей, иммунитет дипломатический, иммунитет морских государственных торговых судов. В национальном различается иммунитет парламентский (депутатский), иммунитет президентский и иммунитет судейский. В финансовом праве известно понятие налогового иммунитета.
Для действия нормативного правового акта по предмету характерно ограничение его сферой и спецификой регулируемых общественных отношений (предметом правового регулирования), волевым характером общественных отношений и внешней выраженностью. Действие нормативного правового акта по предмету правового регулирования может быть: общим, отраслевым, специальным.
Общее действие. Неограниченное действие по предмету действия имеют нормы конституции. Они распространяются на все без исключения отношения, которые существуют в обществе в области государственной юрисдикции. В первую очередь это относится к общим конституционным принципам, конституционным нормам о правах и свободах человека.
Отраслевое действие. Действие отраслевых законов ограничено предметом регулирования данной отрасли права. Так, гражданское законодательство распространяется на все имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административное законодательство — на управленческие, властноорганизирующие отношения.
Специальное действие.
В рамках той или иной отрасли в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положения по тому или иному кругу общественных отношений (например, по подрядным отношениям) и в то же время предусмотрены особые, специальные нормы (например, по подряду в строительстве), рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действуют в первую очередь специальные нормы.
В предмет правового регулирования входят только волевые общественные отношения, что исключает действие актов в отношении событий или других состояний, в которых не может участвовать воля человека. Такого рода обстоятельства могут выступать только в качестве юридических фактов или последствий, но повлиять на их ход нормы права не в состоянии.
Предметное действие нормативного правового акта по характеру выражения ограничено внешнеобъективированными деяниями в форме действия или бездействия. Законодатель исключает привлечение к ответственности за образ мыслей, чувства, эмоции, считая такую практику реакционной. Он исходит из формулы: «Помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, не являюсь его объектом».
Теория государства и права. Курс лекций
Любой нормативный правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия акта, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативным правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.
Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Опубликование этих актов производится в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система».
Публикация нормативных правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях.
Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания. Это считается официальным опубликованием их текстов.
Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после первого их опубликования в официальных изданиях.
Иные акты Президента РФ вступают в силу со дня их подписания.
Названные сроки вступления нормативных правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Президент издает указы и распоряжения.
Президентские указы, носящие нормативный характер, могут восполнять пробелы в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Президент РФ вправе вносить в Государственную Думу РФ акты в плане реализации своей законодательной инициативы.
Но Президент не может принимать акты законодательного характера, т.е. заменять своим указом закон. Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ.
Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановления, а акты по текущим или другим оперативным вопросам деятельности издаются в форме распоряжения.
Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование.
Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию.
Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.
Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.
Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции).
Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе, или если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа.
Таким образом, нормативные правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу нормативные правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».
Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативных правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию.
В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории.
При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.
Отдельные федеральные нормативные правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.).
Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом.
Действие нормативных правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.
Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами).
Принцип территориального применения нормативных правовых актов означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов Федерации — на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления — на территории, управляемой этими органами.
Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта.
Однако есть исключения из общего правила, когда действие нормативных правовых актов по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом, — военнослужащих, прокуроров, полиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.
В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативных правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы — в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это, в свою очередь, предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В то же время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих — на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.