Право на выбор врача: проблема реализации

Право на выбор врача: проблема реализации

“Врач должен уважать право пациента на выбор врача… По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию с другим врачом. Врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями”. Кодекс врачебной этики Российской Федерации

Условия реализации права пациента на выбор врача

Как правило, заболев, человек обращается за медицинской помощью в поликлинику по месту жительства, к врачу, обслуживающему соответствующий участок. Это связано с тем, что в настоящее время в России действует участково-территориальный принцип медицинского амбулаторно-поликлинического обслуживания населения.

Право на выбор врача: проблема реализации

Однако, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы) предоставляют пациенту более широкие возможности для реализации его права на получение медицинской помощи. Так, пациент может воспользоваться нормой, изложенной в п. 2 ст.

30 Основ, где говорится, что “пациент имеет право на выбор врача, в т. ч.

врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования”.

Правовая культура граждан с каждым днем растет, и пациенты все чаще интересуются своими правами и активно их реализуют. Поэтому работникам ЛПУ нужно быть готовым к таким вопросам, как: может ли пациент перейти на медицинское обслуживание к другому врачу и имеет ли пациент право проконсультироваться у специалистов в другом ЛПУ.

Право на выбор врача: проблема реализации

Подробнее…

Что необходимо предпринять врачу при возникновении таких вопросов у пациента, каковы условия для смены лечащего врача и какие при этом должны быть оформлены документы?

Необходимо учесть, что право выбора пациентом ЛПУ и врача не является безусловным и абсолютным.

Для того чтобы избежать конфликтных ситуаций, необоснованных обвинений в неоказании медицинской помощи и необоснованных жалоб в вышестоящие органы, медицинскому учреждению целесообразно разъяснить пациентам суть и условия реализации их прав.

Желательно заранее подготовить информацию по данному вопросу, в т. ч.: какими документами закреплено право пациента на выбор ЛПУ и врача, где с ними можно ознакомиться, как осуществляется реализация этого права.

Как правило, порядок и условия реализации рассматриваемого права описаны в договорах обязательного и добровольного медицинского страхования, имеющихся в самом ЛПУ или страховой компании, с которой заключен договор страхования. Помимо этого, они закреплены в нормативно-правовых актах субъектов РФ, регламентирующих работу системы обязательного медицинского страхования.

Право выбора лечащего врача с учетом его согласия предоставляется на основании личного письменного заявления пациента на имя руководителя медицинской организации. Желательно, чтобы просьба была мотивирована. Примерный образец такого заявления может выглядеть следующим образом:

Право на самостоятельный выбор лечащего врача ограничено существенной оговоркой: пациент имеет право обратиться за консультацией к другому врачу только с согласия последнего. Законодатель специально предусмотрел это ограничение, и причин этому несколько.

Право на выбор врача: проблема реализации

  • Во-первых, к более квалифицированному врачу может пожелать прикрепиться большее число пациентов, чем он в состоянии обслужить. Таким образом, из-за высокой загрузки врач не сможет уделить пациентам необходимое количество времени и эффективно выполнять свои обязанности, что, в свою очередь, приведет к снижению качества оказываемой медицинской помощи.
  • Во-вторых, представляется нецелесообразным прикрепление к врачу пациентов, проживающих на территории различных участков, значительно удаленных друг от друга. В этом случае потребуется значительно большее время на то, чтобы посетить пациентов на дому, что приведет к уменьшению времени непосредственной работы с больным. При этом также может пострадать качество оказываемой им помощи.
  • В-третьих, территориальный принцип медицинского обслуживания подразумевает распределение бюджетных финансовых средств пропорционально количеству населения, проживающему на обслуживаемой ЛПУ территории. Прикрепление пациентов, проживающих на одной территории, к разным ЛПУ может привести к дисбалансу финансирования медицинских учреждений.

Право на выбор врача: проблема реализации

Подробнее…

Поэтому руководитель ЛПУ, рассмотрев заявление пациента с просьбой о смене лечащего врача, принимает решение, исходя из возможностей вверенного ему учреждения.

Он вправе отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нормы индивидуальной нагрузки врача, выбранного больным, на территориальный принцип прикрепления населения к ЛПУ, а также предложить возможные варианты решения конкретной проблемы.

Чтобы поменять ЛПУ , гражданину необходимо обратиться с заявлением в страховую организацию, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования. Есть возможность выбрать и стационарное медицинское учреждение для госпитализации – это осуществляется по желанию пациента и на основании выданного лечащим врачом направления на плановое медицинское лечение.

Цитируем документ

Может ли пациент сам выбрать поликлинику и участкового врача?

Право на выбор врача: проблема реализации

Если у вас есть вопросы по медицинскому праву, задайте их медицинскому юристу. Для этого в х к этой статье:

  • кратко изложите основные факты;
  • максимально конкретизируйте вопрос к специалисту; 
  • укажите, какого результата хотели бы достичь в этой проблемной ситуации.

Ответы вы найдёте в следующем выпуске рубрики «Спросите юриста».

Вопрос: Добрый день! Слышала, что по полису ОМС можно выбрать любую медицинскую организацию и любого врача, к которому прикреплён. Но в поликлинике у каждого свой участковый терапевт. Можно ли ходить к другому доктору, не к участковому?

Да, действительно, российское законодательство позволяет пациенту выбрать медицинскую организацию и врача не только при оказании ему платных медицинских услуг, но и при получении медицинской помощи по полису обязательного медицинского страхования.

Однако действовать при таком выборе нужно в строгом соответствии с Порядком выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждённым Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 406н.

Данный приказ легко найти в Интернете, поскольку он является одним из самых востребованных среди пациентов. 

Согласно данному Порядку пациент может выбрать медицинскую организацию для оказания ему первичной медико-санитарной помощи (поликлинику) не чаще одного раза в год, за исключением случаев изменения его места жительства.

Если гражданин меняет место жительства, то смена поликлиники может произойти и до истечения года после прежнего выбора.

При этом пациенту не обязательно выбирать поликлинику по территориальному принципу, то есть согласно регистрации по месту жительства в паспорте либо месту фактического проживания. 

Однако если гражданин не живёт на территории обслуживания соответствующей поликлиники, то участковый врач-терапевт не будет оказывать ему медицинскую помощь на дому. Для оказания такой медицинской помощи в неотложной форме ему придётся обращаться в поликлинику, которая обслуживает территорию, где он фактически проживает или временно находится в настоящее время. 

Что касается выбора участкового врача-терапевта, то этот выбор пациент также может осуществить самостоятельно, при этом ему должна быть предоставлена информация обо всех участковых врачах-терапевтах, которые работают в выбранной им поликлинике. Однако надо учитывать, что согласно ст. 21 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» пациент имеет право на выбор врача с учётом его согласия.

Врач может отказаться от обслуживания дополнительного пациента, если на его участке уже превышен норматив по количеству прикреплённых для обслуживания пациентов или по другой уважительной причине. В то же время, если такой причины нет, пациент должен быть принят на обслуживание на данном участке. 

Кроме того, немаловажно знать, что в соответствии со статьями 21 и 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» пациент имеет право требовать замены врача также не чаще одного раза в год. При этом руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача.

Для реализации своего права на выбор поликлиники, выбор или замену участкового врача-терапевта гражданину необходимо обратиться к руководителю медицинской организации с соответствующим письменным заявлением. 

_____________________________________________________________________

Вопрос: Знаю, что медицинская карта амбулаторного больного должна храниться в медицинской организации, к которой он прикреплён. Но так как часто теряют медицинскую карту в поликлинике, возникает вопрос: можно ли хранить её дома? Или нужно делать копию?

Вопрос о возможности получения пациентом своей медицинской карты и хранения её дома долгое время был камнем преткновения в отношениях между пациентами и медицинской организацией.

Последняя всегда считала медицинскую карту больного своей «собственностью», которая может и должна храниться в регистратуре, а при прекращении медицинского обслуживания – в архиве поликлиники.

Такой подход поддерживался письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04 апреля 2005 года № 734/МЗ-14 «О порядке хранения амбулаторной карты». 

Однако поскольку данное письмо не является нормативным правовым актом, у юристов оставались вопросы к правомерности его применения. 

В настоящее время проблема решена, но не в пользу пациента, желающего хранить амбулаторную карту дома. Согласно п.

3 Порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них, утверждённых Приказом Министерства здравоохранения РФ от 31.07.

2020 года № 789н, оригинал медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, ему на руки не выдаётся. 

При соответствующем обращении пациенту выдаётся копия или выписка из неё. Таким образом, если вы опасаетесь, что медицинская карта вместе с содержащейся в ней ценной для вас информацией будет утеряна (что на самом деле нередко случается), лучшим вариантом будет написать письменное заявление на имя главного врача поликлиники о выдаче вам заверенной копии медицинской карты. 

Эта копия во всех случаях (кроме, пожалуй, производства судебно-медицинской экспертизы и в некоторых ситуациях – медико-социальной экспертизы) является полноценной заменой оригиналу медицинской карты. Запросы на получение такой копии можно делать регулярно, например, раз в год, по мере появления в медицинской карте новой информации об оказании вам медицинской помощи.

На ваши вопросы отвечала Людмила Плеханова

Фото depositphotos.com

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Право пациента на выбор врача и медицинской организации | ФГБУЗ МСЧ № 135 ФМБА России

Одним из основных прав пациента при оказании ему медицинской помощи является его право на выбор врача и медицинской организации. Указанному праву и порядку воплощения его в жизнь посвящена статья 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее — № 323-ФЗ).

Оговоримся сразу, что статья 21 указанного Закона регламентирует порядок выбора врача и медицинской организации только при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Здесь необходимо пояснение к получению “платной” медицинской помощи, оказываемой пациентам в рамках гражданско-правовых договоров оказания платных медицинских услуг: когда мы идем в коммерческие клиники и платим за оказываемую нам медицинскую помощь, врача мы выбираем в силу самого гражданско-правового принципа свободы договора и добровольности его заключения. Таким образом, получается, что право на выбор врача и медицинской организации у пациента есть в любом случае, однако при получении бесплатной медицинской помощи такое его право ограничивается соответствующими нормативами, а именно: статьей 21 ФЗ № 323 и рядом подзаконных нормативных актов, о которых речь пойдет ниже.

Напоследок нам представляется, что все-таки статью 21 ФЗ № 323 следовало бы изложить в другой редакции, предполагающей за пациентом право выбора врача и медицинской организации не только при получении бесплатной медицинской помощи, но и при получении платных медицинских услуг.

Порядок выбора гражданином медицинской организации

Читайте также:  Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности

Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Порядок) утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2012 г. № 406н.

Однако данный Порядок регулирует отношения, связанные с выбором гражданином медицинской организации для оказания медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин.

Порядок выбора гражданином медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утвержден приказом Минздрава России от 21 декабря 2012 г. № 1342н.
Для выбора медицинской организации (далее – МО), оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя обращается в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением о выборе МО, которое содержит следующие сведения:

  • Наименование и фактический адрес МО, фамилия и инициалы ее руководителя;
  • Информация о гражданине (фамилия, имя, отчество (при наличии); пол; дата рождения; место рождения; гражданство; данные документа, подтверждающего личность заявителя или его ребенка; место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника); место регистрации; дата регистрации; контактная информация);
  • Номер полиса обязательного медицинского страхования гражданина;
  • Наименование страховой МО, выбранной гражданином;
    • Наименование и фактический адрес МО, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.Далее рассмотрим действия МО после получения ею заявления:
    • В течение двух рабочих дней направляет письмо посредством почтовой связи, электронной связи о подтверждении информации, указанной в заявлении, в МО, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
    • В течение двух рабочих дней после подтверждения медицинской организацией, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина (его представителя) в письменной или устной форме (лично или посредством почтовой связи, телефонной связи, электронной связи) о принятии гражданина на медицинское обслуживание.
    • В течение трех рабочих дней после информирования гражданина о принятии его на медицинское обслуживание МО, принявшая заявление, направляет в МО, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, и в страховую МО, выбранную гражданином, уведомление о принятии гражданина на медицинское обслуживание.

    После получения указанного выше уведомления, медицинская организация, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления, в течение трех рабочих дней снимает гражданина с медицинского обслуживания и направляет заверенную медицинской организацией копию медицинской документации гражданина в медицинскую организацию, принявшую заявление. Таким образом, завершается процесс открепления пациента от одной медицинской организации и прикрепления его к другой.
    Следовательно, гражданин не может обслуживаться одновременно в нескольких медицинских организациях на территории РФ.

    Если он подает заявление о прикреплении к какой-либо медицинской организации за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает гражданин, он будет принудительно откреплен от первичного места прикрепления (обслуживания). Следует отметить, что вышеуказанный Порядок установлен при оказании первичной медико – санитарной помощи.

    В случае же выбора медицинской организации при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи, выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление (пункт 12 Порядка от 21.12.

    2012 № 1342н), о чем будет подробнее сказано ниже.

    Право пациента на выбор врача

    Право пациента на выбор врача реализуется в соответствии со статьями 21 и 70 Закона № 323-ФЗ.

    Согласно части 1 статьи 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача.

    В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 407.

    Согласно указанному приказу пациент в целях замены врача обращается к руководителю медицинской организации (ее подразделения) с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача.

    Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляется с учетом его согласия.

    Также отметим, что в соответствии с этой же статьей 70 Закона № 323-ФЗ лечащий врач по согласованию с руководителем организации имеет право отказаться от наблюдения и лечения пациента за исключением ряда случаев.

    Особенности выбора медицинской организации отдельными категориями лиц

    Законом 323-ФЗ установлено, что отдельные категории граждан осуществляют выбор МО в особом порядке.

    Так, граждане, проживающие в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, выбирают медицинскую организацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2012 г. № 770.
    Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляют выбор врача и МО с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 25 Закона № 323-ФЗ, а задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста — с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьей 26 Закона № 323-ФЗ.Частота выбора медицинской организации
    Частью 2 статьи 21 Закона № 323-ФЗ установлено, что для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

    Частота выбора врача

    В выбранной медицинской организации пациент осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

    Оказание специализированной медицинской помощи

    Выбор МО при оказании специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медицинской помощи.

    При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.

    Юрисконсульт ФГБУЗ МСЧ № 135 ФМБА России Н.Л. Рузавина

    О реализации прав на бесплатную медицинскую помощь

    Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь согласно части 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.

    Это право реализуется через Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – Программа государственных гарантий).

    Эта программа ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. 

    В рамках Программы государственных гарантий бесплатно предоставляются:

    • первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
    • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
    • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
    • Гражданин Российской Федерации вправе ознакомиться с содержанием территориальной программы государственных гарантий в учреждении здравоохранения, страховой медицинской организации, органе управления здравоохранением или территориальном фонде обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.
    • При оказании медицинской помощи в условиях больничных учреждений, а также скорой и неотложной медицинской помощи гражданам бесплатно предоставляются жизненно необходимые лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с установленными территориальными программами.
    • Платные медицинские услуги населению могут оказываться государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», но замещение бесплатной медицинской помощи платными медицинскими услугами недопустимо.
    • Нарушениями прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи считаются:
    • незаконное взимание врачами и средним медицинским персоналом медицинских организаций денежных средств за оказание медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий;
    • незаконное взимание денежных средств в кассу медицинских организаций за оказание за плату медицинской помощи (предоставление услуг), предусмотренной Программой государственных гарантий;
    • взимание денежных средств за предоставление платных медицинских услуг, не предусмотренных Программой государственных гарантий, на осуществление которых у медицинской организации не имеется специального разрешения соответствующего органа управления здравоохранением;
    • незаконное взимание денежных средств за выдачу направлений на лечение, рецептов на отпуск лекарственных средств;
    • приобретение за счет средств пациентов лекарственных средств и изделий медицинского назначения из утвержденного территориальной программой государственных гарантий перечня жизненно необходимых лекарственные средства и изделий медицинского назначения;
    • несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий

    В случае нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации вы вправе обращаться:

    • к руководителю учреждения здравоохранения;
    • в страховую медицинскую организацию (в страховых случаях).

    Если результаты рассмотрения вас не удовлетворил, вы можете обратиться в соответствующий орган управления здравоохранением (муниципального образования, субъекта Российской Федерации) по подчиненности учреждения здравоохранения, а также в территориальные фонды обязательного медицинского страхования или в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Если и здесь результаты рассмотрения вас не удовлетворили, вы вправе обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    В случаях нарушения прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в федеральных государственных учреждениях здравоохранения гражданин вправе сразу обращаться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, а также в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Печать

    Права пациента

    (В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

    Права граждан РФ в сфере охраны здоровья

    Статья 18. Право на охрану здоровья

    • 1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
    • 2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

    Статья 19. Право на медицинскую помощь

    • 1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
    • 2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
    Читайте также:  О досрочном прекращении судебной экспертизы

    Пациент – физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

    Пациент имеет право на (статья 19):

    • 1. Выбор врача и выбор медицинской организации;
    • 2. Профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
    • 3. Получение консультаций врачей-специалистов
    • 4. Облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
    • 5. Получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
    • 6. получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
    • 7. Защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
    • 8. Отказ от медицинского вмешательства;
    • 9. Возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
    • 10. Допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
    • 11. Допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

    Статья 21. Выбор врача и медицинской организации При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

    Статья 20.

    Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

    • Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
    • Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
    • 1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
    • 2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
    • 3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

    Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья | Hbp-group

    Согласно Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ каждый человек имеет право на охрану здоровья.

    Право на охрану здоровья обеспечивается не только охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, но и оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

    При этом каждый человек имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой госу­дарственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в т. ч. в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

    Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с граж­данами России. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Постановлением Правительства РФ № 546 от 01.09.2005. «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражда­нам на территории РФ».

    Международная практика выработала следующие принципы подхода к правам пациентов и реализации этих прав:

    • основополагающая ценность жизни (право на жизнь — основополагающее);
    • тесная взаимосвязь физического и духовного здоровья;
    • обеспечение безопасности жизни и здоровья;
    • психическая и физическая целостность человека;
    • уважение достоинства человека;
    • неприкосновенность человека и его личной жизни;
    • индивидуальность и выбор;
    • признание пациента в качестве равноправного участника при принятии решения о медицинском вмешательстве;
    • регулирование прав и обязанностей пациента, условий ограничения его прав в целях здоровья и интересов самого пациента и других лиц;
    • регулирование прав пациента механизмами их обеспечения и защиты;
    • утверждение принципа взаимного доверия во взаимоотношениях пациента и медицинского работника;
    • оперативное и объективное рассмотрение фактов нарушения прав пациентов и ответственности за наруше­ние прав;
    • контроль и независимая экспертиза качества медицинской и лекарственной помощи.

    В России в настоящее время права пациентов реализуются самими пациентами, достигшими 15-летнего возраста (больные наркоманией — 16-летнего возраста), а в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, или лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, — их родителями или иными законными представителями. Ответственность за реализацию прав пациентов, не достигших 15-летнего возраста или признанных судом недееспособными и не имеющих законных представителей, возлагается на администрацию учреждения здравоохранения или социального обслуживания, где они находятся, или которое оказывает им помощь.

    Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья…», пациент имеет право на:

    • выбор врача и выбор медицинской организации. Это же положение находим в пунктах 4 и 5 ст. 16 Ф3 № 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страхова­нии в РФ»;
    • профилактику, диагностику, лече­ние, медицинскую реабилитацию;
    • получение консультаций врачей-специалистов;
    • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
    • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
    • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
    • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
    • отказ от медицинского вмешательства;
    • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
    • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
    • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

    Действительно, люди имеют право выбирать врача, там, где имеется такая возможность, и нередко склонны обращаться за консультациями к специалистам, имеющим ученые степени и звания, или к более опытным врачам, равно как к спе­циалистам с более высоким социальным статусом.

    Но иногда при таких консультациях роль и возможности лечащего врача явно занижаются, в первую очередь, недоверчивым отношением пациента к своему врачу.

    Комплекс объективных диагностических данных, собранных лечащим врачом, игнорируется, что может негативно сказываться на дальнейших взаимоотношениях «врач-больной».

    Консультант, пренебрегающий данными и мнением лечащего врача консультируемого пациента, тем более пренебрежительно относящегося к коллегам из-за собственных экономических или социальных соображений, совершает серьезную деонтологическую ошибку, способную принести больному существенный вред.

    Профилактика — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредных влияний на здоровье человека факторов среды его обитания.

    Лига защитников пациентов — 7.1. Ограничения права на выбор врача и медицинской организации

    • Права пациентов
    • Права инвалидов
    • Вопросы врачей
    • Вопросы пациентов

    7.1.  Ограничения права на выбор врача и медицинской организации

    В предыдущем издании этой книги я писал, что «право свободного выбора врача и лечебно-профилактического учреждения – одно из основных прав пациента, реализующих принцип доступности медицинской помощи».

    Однако наблюдения за реальностью и ее оценки позволили мне переосмыслить значение этого права.

    Прежде всего, я задался вопросом, как мы выбираем? Ведь объективной информации о работе медорганизаций нет.

    Но какой тогда может быть выбор? Более того, я понял, что качественный выбор не возможен, хотя бы потому, что практически невозможно создание рейтинга медорганизаций, в частности, потому что эти организации весьма различны по десяткам параметров, включая профили, кадры, количеству пациентов за год и т.п.

    Нельзя сравнивать друг с другом психиатрическую лечебницу и роддом, и даже роддома, где рожает 100 человек в год и 3 тысячи, или роддома физиологические и специализированные (кардиологические, инфекционные и т.п.). А если мы сравним ЦРБ с другой такой же, то в этом не будет никакого смысла, потому что люди не поедут за двести километров в эту другую ЦРБ.

    Но сейчас нет и рейтингов, хотя Президентом РФ такая задача поставлена, но пока я думаю, что от этого может быть больше вреда, чем пользы, хотя сам долгое время выступал за создание таких рейтингов. Впрочем, поиск решений на государственном уровне только начался, и, возможно, будет найдено и что-то полезное.

    Теперь, если задаться главным вопросом – почему мы выбираем, то возникает логическая цепь, которая многое ставит на свои места. Мы выбираем, потому что не доверяем врачу.

    То есть, предположив или даже имея доказательства того, что ваш врач плохой, вы просто уходите от него в поисках другого, а этот … остается работать.

    А есть ли у вас гарантия, что тот, к кому вы пошли, хорош? Нет, конечно, и вы с каждым новым выбором только лишь все больше сомневаетесь и все больше не верите медицине. Что же происходит? Право выбора разрушает систему здравоохранения недоверием и бессмысленной тратой ресурсов.

    А для чего мы выбираем? Чтобы найти того врача, который окажет нам помощь, соответствующую современным стандартам качества.

    Но свобода выбора не может решить эту проблему, она разрешается совершенно другой, сложной совокупностью решений, в которой каждый врач должен оказать помощь в соответствии со стандартами.

    Этим западная медицина отличается от нашей: мы ищем врачей, а там каждый врач делает то, что должен.

    Как вы видите, акценты выстраиваются совсем иные, и право выбора врача оказывается не таким уж безусловно важным. Важнее добиться, чтобы каждый врач работал хорошо.

    Но соглашусь с тем, что сегодня в России, когда качество помощи далеко от стандартов, возможность выбора врача и организации может спасти жизнь, но тут выясняется, что в законе все стало совсем не просто, и если в прежних Основах право выбора было обусловлено только договорами ОМС и ДМС, то сейчас я считаю, что такого права почти что нет.

    Итак  :

    При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ч.1 ст.21 Основ).

    Читайте также:  Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников: анализ практики Ростовской области

    Согласно этой норме утвержден Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.

    2012 N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», который совершенно поверхностен и не разрешает коллизий, как, например, даже ту, что указана в этой же норме, а именно: как получить согласие врача, и почему он должен быть заинтересован в том, чтобы больше работать? Согласие врача – это первый барьер в вашем выборе.

    Разбираем Закон дальше.

    Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

    В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации (ч.2  ст.21 Основ).

    Авторы закона не учли здесь другой закон – «Об обязательном медицинском страховании», согласно которому еще нужно предъявлять полис ОМС, чтобы получить помощь, а, выбирая страховую медицинскую организацию, гражданин выбирает тот круг медицинских организаций, в которые он сможет обратиться за оказанием медицинской помощи, поскольку только с ними у страховой компании имеются отношения. Тогда, с одной стороны, его право выбора ограничено перечнем медицинских организаций, с которыми есть договор у страховой медицинской организации, но с другой стороны, гражданин имеет право пойти от обратного – выбрать медицинское учреждение, которое ему нравится, а после заключить договор (получить полис) с соответствующей страховой компанией, у которой с данным лечебно-профилактическим учреждением существует договоренность об оказании медицинской помощи застрахованным лицам. На все это уйдет время и здоровье.

    Более остро проблема возникнет, когда гражданину понадобится медицинская помощь, например, в другом регионе, а у страховой организации, которая выдала гражданину полис, нет договоров ни с одним медицинским учреждением данного города, и, следовательно, полис в данном случае не применим. В этой ситуации гражданин не сможет воспользоваться услугами ЛПУ данного города, если только оказание медицинской помощи в данной ситуации не будет носить экстренного характера.

    Помимо проблем с ОМС, впервые за 18 лет в законе упоминается территориально-участковый принцип. Здесь нужно понимать, что среди обязанностей поликлиники имеется обязанность осуществлять лечение на дому в некоторых ситуациях, включая и оказание неотложной помощи (не путайте со скорой).

    И, конечно, ЛПУ не очень интересно брать к себе пациентов с другого конца города, потому что к ним долго добираться. Но главное состоит в том, что принятие пациентов с другого участка, фактически ставит главного врача перед вопросом: почему он нарушил закон, приняв пациента с другого участка? Можно ведь и так прочитать это «право выбора».

    Не много найдется главных врачей, которые на это пойдут.

    Так же и для врача не много радости, если он согласится взять к себе на лечение пациента с другого конца города. И вот, если он в какой-то ситуации, получив вызов от такого пациента, не выполнит свою должностную инструкцию, то ему может быть предъявлено уголовное обвинение о неоказании помощи больному.

    • Тогда совокупность участкового принципа и необходимость получения согласия врача фактически нивелируют право выбора пациентом врача и медицинской организации.
    • Выбор один раз в год в ситуации, когда врач, например, хамит или не может поставить диагноз пневмония, может привести пациента к летальному исходу.
    • При исследовании права выбора следует учесть и нормы ст. 70 Основ, которая гласит:

    Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача.

    В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.70 Основ).

    Отсюда ясно, что обращение к главному врачу при необходимости выбора просто необходимо, и важно, что он должен содействовать в этом пациенту. 

    Это был разбор права «выбора» в участковой системе первичной помощи. Что же в специализированной? 

    Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:

    1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

    2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 статьи 21 Основ, с учетом порядков оказания медицинской помощи. (ч.3  ст.21 Основ).

    С направлением врача все понятно, но действительно ли самостоятельное обращение дает возможность обращаться к специалистам напрямую? Зачем тогда направление? Тут, как всегда, «бес скрывается в деталях».

    Ч.2 ст. 21 мы уже разобрали, и если применить ее нормы — участкового принципа и выбор один раз в год, то ясно, что выбрать и специализированную организацию трудно. 

    Кроме того, этот подпункт 2 ч. 3 ст. 21 Основ нужно читать в сочетании с п.4 ч. 5 ст. 84 Основ, где сказано:

    Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

    при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Основ.

    Я не знаю, что в этом видят авторы закона, а я вижу клубок ограничений и противоречий, который может разрешаться главврачом так, как надо ему. А как ему надо, понять не трудно, — полагаю, нет сомнений в том, что право у пациентов есть, но только за деньги.

    И весь этот, так называемый, «выбор» не может восприниматься иначе, как еще один элемент выдавливания пациентов из бесплатной в платную систему здравоохранения.

    Тут возникает еще одна проблема, которой раньше в законе не было:

    Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача. (ч.3 ст.70 Основ).

    Понятно, что поскольку главному врачу головная боль не нужна, он только в исключительных случаях будет использовать свой административный ресурс, и допускать у себя в организации такую демократию со стороны врачей: хочу лечу, – не хочу — не лечу! Но, с другой стороны, эта норма выглядит, как право лечащего врача, а не право администратора. Последний, конечно, имеет право согласования, но и у него должны быть основания для возражений, если врач решил воспользоваться своим правом. В общем, это еще одна неоднозначная новелла, которая порождает больше вопросов, чем решений.

    Дальше все в том же духе :

    Для получения специализированной медицинской помощи (это уже не первичная – прим авт.) в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.

    В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч.4 ст.21 Основ).

    «Выбор по направлению врача» —  это удивительно и плохо понятно! Дальше тоже туманно: врач должен проинформировать о возможности выбора, но вот про сам выбор все же не сказано.

    Спасает от неоднозначности эту норму закона Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, где сказано, что на основании информации, предоставленной врачом гражданину о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.

    Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания (ч.5 ст.21 Основ).

    На начало 2013 года указанные требования к срокам федеральными нормативными актами не установлены, но они имеются во многих территориальных программах государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

    При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6 ст.21 Основ).

    На начало 2013 года такой порядок не принят.

    С учетом действия закона «Об обязательном медицинском страховании», согласно которому для получения медицинской помощи необходимо предъявить полис ОМС той страховой компании, у которой с ЛПУ, куда вы обратились, есть договор, а взаиморасчеты между ТФОМС субъектов РФ производятся не очень-то и просто, — мне не кажется, что этот порядок будет простым и легким для человека. Чтобы он был простым и легким нужно менять всю систему финансирования и организации медицинской помощи.

    При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. (ч.7 ст.21 Основ).

    Квалификация врача, конечно, имеет значение, но жизни пациентам может спасти информация о количестве жалоб на врача, о судебных исках и уголовных делах.

    Следует признать так же и то, что такая информация не прибавит доверия системе здравоохранения, а фактор доверия здесь является важнейшим.

    Обществу предстоит решить для себя, готово ли оно действительно знать многое о работе врачей? Или все же не все? В любом случае, это сложный, динамичный процесс формирования общественного мнения о медицине. 

    Обобщая исследование права на выбор врача и медицинской организации, приходиться сделать вывод о том, что есть множество барьеров в его реализации, и, тем не менее, если вам нужна медицинская помощь и вы хотите доверять врачу, который вас лечит, пробуйте воспользоваться своим правом, каким бы беззащитным оно не выглядело.

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *