Особенности регулирования труда медицинских работников

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому.

Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

  • Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.
  • Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.
  • Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.

ЭУП

  • Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  • Документы, предъявляемые при приеме: на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления диплома или иного документа об образовании или профессиональной подготовке либо их надлежаще заверенных копий, а при приеме на тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда – справку о характере и условиях труда по основному месту работы.
  • Особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Руководитель организации может занимать оплачиваемые должности в других организациях только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).Руководитель организации не может входить в состав органов, осуществляющих функции надзора и контроля в данной организации.

  1. Не допускается работа по совместительству лиц в возрасте до 18 лет, на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями, а также в других случаях, установленных федеральными законами.
  2. Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого работодателем для лиц, работающих по совместительству, не может превышать 4 часов в день и 16 часов в неделю.
  3. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Лицам, работающим по совместительству, ежегодные оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе. Если на работе по совместительству работник не отработал 6 месяцев, то отпуск предоставляется авансом.

Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска работника меньше, чем продолжительность отпуска по основному месту работы, то работодатель по просьбе работника предоставляет ему отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности.

Гарантии и компенсации, связанные с ликвидацией, сокращением –только по основному месту работы.

Другие гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ другими законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Предусмотрено дополнительное прекращение трудового договора для совместителей.

Статья 350. Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников

СТ 350 ТК РФ.

Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Медицинским работникам организаций здравоохранения, проживающим и работающим в сельской местности и в поселках городского типа, продолжительность работы по совместительству может увеличиваться по решению Правительства Российской Федерации, принятому с учетом мнения соответствующего общероссийского профессионального союза и общероссийского объединения работодателей.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска устанавливается Правительством Российской Федерации.

В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме медицинским работникам медицинских организаций с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.

Дежурство на дому — пребывание медицинского работника медицинской организации дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

При учете времени, фактически отработанного медицинским работником медицинской организации, время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому.

Общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период.

Особенности режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Должности руководителей, заместителей руководителей медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления, руководителей филиалов медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от срока действия трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

  • Учредитель имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, до достижения им возраста семидесяти лет по представлению общего собрания (конференции) работников указанной медицинской организации.
  • Руководитель медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, имеет право продлить срок пребывания в должности работника, занимающего должность заместителя руководителя указанной медицинской организации или должность руководителя филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, до достижения им возраста семидесяти лет в порядке, установленном уставом медицинской организации.
  • Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем, заместителем руководителя медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, руководителем филиала медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, является достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии с настоящей статьей.
Читайте также:  Заём бес правил» - о неконституционности субординации внутригрупповых (внутрикорпоративных) займов в банкротстве

Комментарий к Ст. 350 Трудового кодекса РФ

1. Медицинская деятельность обладает существенной спецификой. В первую очередь она предполагает повышенную степень ответственности медицинских работников за жизнь и здоровье своих пациентов.

Вместе с тем эта деятельность сопряжена с высокой степенью риска для жизни и здоровья самих работников здравоохранения, так как они подвергаются воздействию вредных производственных факторов (химических, физических, биологических и др.), а также контактируют с больными, а значит, присутствует риск заражения различными заболеваниями.

Сказанное обусловливает необходимость особого подхода к регулированию труда медицинских работников, который должен выражаться: а) в предъявлении повышенных требований к квалификации медицинских работников и установлении особого порядка допуска их к работе; б) установлении специфики реализации отдельных трудовых прав медицинских работников; в) установлении особых условий их труда, позволяющих минимизировать профессиональный риск и компенсировать воздействие вредных производственных факторов; г) предоставлении медицинским работникам дополнительных льгот, направленных на стимулирование их работы в сфере охраны здоровья населения.

2. Понятие «медицинский работник» определено в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ему медицинским работником признается физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Номенклатура должностей медицинских работников утверждена Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1183н.

До 1 января 2016 г.

право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (форма, условия и порядок выдачи сертификата специалиста утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н).

Лица, получившие медицинское образование, но не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к медицинской деятельности только после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (профессиональной переподготовки) и при наличии сертификата специалиста, а лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, — после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получения сертификата специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ч. 1 ст. 100 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

С 1 января 2016 г. обязательным условием для осуществления медицинской деятельности будет наличие у медицинского работника не сертификата специалиста, а свидетельства об аккредитации специалиста, которое будет выдаваться после прохождения процедуры аккредитации, т.е.

определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности.

Аккредитация специалиста будет осуществляться по окончании освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. ч. 1 и 3 ст. 69 указанного Закона).

3. В связи с особым характером работы и условиями ее выполнения медицинским работникам устанавливается сокращенное рабочее время, продолжительность которого не может превышать 39 час. в неделю (ч. 1 ст. 350 ТК РФ).

Для отдельных категорий медицинских работников максимальная продолжительность рабочего времени составляет 36, 33, 30 и 24 час. в неделю.

Перечни должностей и (или) специальностей таких работников утверждены Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. N 101.

При работе по совместительству (в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии) продолжительность рабочего времени медицинских работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору не может превышать:

по общему правилу — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной для данной категории медицинских работников продолжительности рабочей недели;

для медицинских работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 час. в неделю, — 16 час. работы в неделю;

для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, при этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов РФ или органов местного самоуправления, — в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления;

для младшего медицинского и фармацевтического персонала — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (подп. «а» и «б» п. 1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»).

Продолжительность работы по совместительству медицинских работников, проживающих и работающих в организациях здравоохранения в сельской местности и в поселках городского типа может быть увеличена до 8 час. в день и 39 час.

в неделю (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2002 г.

N 813 «О продолжительности работы по совместительству в организациях здравоохранения медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности и в поселках городского типа»).

4. Для отдельных категорий медицинских работников законодательство устанавливает ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого составляет:

от 14 до 35 календарных дней — для медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека (Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников»);

от 6 до 30 рабочих дней — для медицинских работников, должности которых предусмотрены Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22;

3 дня — для врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) за непрерывную работу в этих должностях свыше трех лет (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1998 г.

Читайте также:  КС РФ, ВС РФ: невозможность установить размер реального ущерба или упущенной выгоды не является основанием для отказа во взыскании

N 1588 «Об установлении врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) ежегодного дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска за непрерывную работу в этих должностях»).

5. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает возможность установления медицинским работникам медицинских организаций такой особой формы исполнения трудовых обязанностей, как дежурство на дому, которое предполагает пребывание медицинского работника дома в ожидании вызова на работу (для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме).

Поскольку ч.

4 комментируемой статьи допускает дежурства на дому только с согласия медицинского работника, сама возможность их установления должна быть предусмотрена либо в трудовом договоре (если соответствующее условие согласовано сторонами при его заключении), либо в дополнительном соглашении к трудовому договору (если необходимость в дежурствах возникла после его заключения). При этом конкретные дни дежурства медицинского работника на дому определяются графиком, порядок и сроки утверждения которого устанавливаются локальными нормативными актами медицинских организаций.

Часть 6 комментируемой статьи устанавливает особые правила учета времени дежурства на дому: каждый час дежурства на дому учитывается как 30 мин. рабочего времени.

При составлении графика работы и планировании дежурств медицинских работников на дому на определенный календарный период работодатель должен учитывать, что общая продолжительность рабочего времени конкретного медицинского работника с учетом времени дежурства на дому не должна превышать норму его рабочего времени за соответствующий период.

В развитие ч. 7 комментируемой статьи Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 апреля 2014 г. N 148н утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и учета рабочего времени при осуществлении медицинскими работниками медицинских организаций дежурств на дому.

В соответствии с названным Положением медицинским работникам, осуществляющим дежурство на дому, правилами внутреннего трудового распорядка устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Время начала и окончания дежурства на дому определяется графиком работы, утверждаемым работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В случае вызова на работу медицинского работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитываются в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно. При этом время дежурства на дому в учетном периоде корректируется таким образом, чтобы общая продолжительность рабочего времени медицинского работника медицинской организации с учетом времени дежурства на дому, учитываемого в размере 1/2 часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому, не превышала норму рабочего времени медицинского работника медицинской организации за соответствующий период. Порядок учета времени следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно устанавливается локальным нормативным актом по согласованию с представительным органом работников (п. п. 2 и 3 названного Положения).

6.

Помимо особенностей регулирования труда медицинских работников, предусмотренных комментируемой статьей, ТК РФ устанавливает запрет проведения забастовок и приостановления работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней на станциях скорой и неотложной помощи, а также запрет на забастовки в больницах, если их проведение создает угрозу жизни и здоровью людей (ч. 2 ст. 142, ч. 1 ст. 413).

Другой комментарий к Статье 350 ТК РФ

Правовое регулирование труда медицинских работников



  • В статье представлены основные аспекты, регулирующие трудовую деятельность работников медицинских учреждений (трудовой договор, режим рабочего времени, оплата труда, дисциплина труда), а также проблемы, возникающие у медицинского работника при исполнении своих должностных обязанностей.
  • Ключевые слова: трудовой договор, режим рабочего времени, отпуск, размер оплаты труда, трудовой стаж.
  • The article presents the main aspects regulating the labor activity of employees of medical institutions (labor contract, working hours, wages, labor discipline), as well as problems that arise with the medical worker in the performance of his duties.
  • Keywords: labor contract, working hours, leave, salary, length of service.

Российское здравоохранение представляет собой одну из важнейших отраслей социальной сферы, насчитывающей десятки тысяч медицинских учреждений и имеющую приблизительно 657,6 тыс. врачей и 1, 69 млн. средних медицинских работников. Каков же их правовой статус?

К настоящему времени Трудовой кодекс РФ претерпел ряд существенных изменений. Специфика правового статуса медицинского работника обусловлена как общими нормами, так и специальными нормативными актами, посвященными различным аспектам их деятельности.

Помимо общих положений Трудового кодекса РФ [1], на медицинских работников распространяются положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ [2], посвященные занятию медицинской деятельностью, а также ряда других подзаконных нормативных правовых актов.

Каковы же условия, предъявляемые к медработнику и его трудоустройству? Основным документом, регламентирующим работу медика, является заключаемый с работодателем трудовой договор. В соответствии с п. 1 ст.

69 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

  1. 1) создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
  2. 2) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  3. 3) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
  4. 4) прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
  5. 5) стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
  6. 6) создание профессиональных некоммерческих организаций;
  7. 7) страхование риска своей профессиональной ответственности.

В отличие от общего правила, при определении рода деятельности врача явно недостаточно указать только его должность (ординатор, зав. отделением, главврач и т. д.) [3]. Также необходимо и подчеркнуть его узкую специализацию (терапевт, хирург, эндокринолог и т. д.).

При этом для большинства врачей достижение соглашения о приеме на работу в конкретное учреждение здравоохранения по определенной специальности означает также возникновение у них дополнительных обязанностей.

Поэтому соглашение может не содержать указание на выполнение медицинским работником различных дополнительных обязанностей [4].

Также при заключении трудового договора необходимо конкретизировать наименование структурного подразделения медицинской организации, так как подобная конкретизация в договоре зачастую связана с выполнением трудовой функции и изменениями в условиях труда (например, в продолжительности рабочего дня, длительности отпуска).

Одним из средств проверки деловых и профессиональных качеств медицинского работника является испытание, которое может быть установлено только при заключении трудового договора и которое указывается в трудовом договоре и приказе о приеме на работу (ст. 70 ТК РФ).

Читайте также:  Фраза об отсутствии претензий не свидетельствует о прощении долга

Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев. При неудовлетворительном результате испытания увольнение производится на основании ст. 71 ТК РФ, т. е.

до истечения срока испытания и с обязательным предупреждением работника об этом в письменной форме за три дня до увольнения с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и расторжение с ним трудового договора производится на общих основаниях.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» [5] для медицинских работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности от 36 до 24 часов.

Немаловажно также рассмотреть вопрос работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.

Трудовым законодательством предусмотрены два варианта: сверхурочная работа (осуществляется по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечь работника к сверхурочным работам работодатель вправе только в законодательно установленных случаях, четкий список которых казан в ч. 2 ст. 99 ТК РФ, при этом требуется письменное согласие работника. Если же работник привлекается к таким работам в связи с иными обстоятельствами, работодателю необходимо получить помимо письменного согласия работника еще и одобрение выборного профсоюзного органа данной организации (ч. 3 ст. 99 ТК РФ).

Оплата сверхурочной работы производится за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным или трудовым договором.

При расчете и начислении заработной платы медицинским работникам следует руководствуется Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г.

№ 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» [6].

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.

  • Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются к основному персоналу учреждения, к которому относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
  • Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
  • Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
  • Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера.

Медицинским работникам в соответствие со ст.114 ТК РФ работодатель обязан предоставить ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Стаж работы, дающий право на ежегодные оплачиваемы отпуска исчисляется в соответствии с положениями ст. 121 ТК РФ.

Особенности трудовых отношений с медицинскими работниками — Стоматологическая ассоциация Санкт-Петербурга

  • Особенности регулирования труда медицинских работников >>>
  • Прием на работу медицинских работников >>>
  • Рабочее время медицинских работников >>>
  • Каким категориям медицинских работников и на какой срок предоставляются дополнительные отпуска >>>
  • Присвоение квалификационных категорий медицинским работникам >>>
  • Как оплачивается труд медицинских работников >>>
  • Прекращение трудового договора с медицинскими работниками >>>
  • ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
  • 1. Право на занятие медицинской деятельностью лиц, получивших образование в РФ >>>
  • 2. Допуск к медицинской деятельности отдельных категорий лиц, получивших образование в РФ или не завершивших его получение в РФ >>>
  • 3. Допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших подготовку в иностранных государствах >>>
  • 4. Повышение квалификации, переподготовка и стажировка медицинских работников >>>
  • 5. Врачебная тайна >>>
  • Особенности регулирования труда медицинских работников связаны с характером их профессиональной деятельности.

Основным законодательным актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны здоровья, является Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 323-ФЗ).

Существуют государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения.

Государственная система здравоохранения включает следующие структуры (ч. 3 ст. 29 Закона N 323-ФЗ):

  1. — федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российскую академию медицинских наук;
  2. — органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;
  3. — подведомственные вышеуказанным органам медицинские и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Главным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) (п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608). Ранее таким органом было Минздравсоцразвития России.

  • Минздрав России контролирует и координирует деятельность (п. 2 указанного Положения):
  • — Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения;
  • — Федерального медико-биологического агентства;
  • — федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий.
  • Минздрав России также координирует деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

К муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, а также подведомственные им медицинские и фармацевтические организации (ч. 4 ст. 29 Закона N 323-ФЗ).

Государственные и муниципальные учреждения здравоохранения должны соответствовать Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.

Частную систему здравоохранения составляют медицинские, фармацевтические и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья (ч. 5 ст. 29 Закона N 323-ФЗ). Услуги в таких организациях оказываются на возмездной основе за счет личных средств граждан или за счет средств предприятий, страховых компаний, учреждений и организаций в соответствии с заключенными договорами.

1. Право на занятие медицинской деятельностью лиц, получивших образование в РФ

Заниматься медицинской деятельностью в России вправе, в частности, лица, получившие медицинское или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста. Это следует из ч. 1 ст. 69 Закона N 323-ФЗ.

Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, а также форма такого свидетельства и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 69 Закона N 323-ФЗ). В настоящее время действует Положение об аккредитации специалистов, утвержденное Приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *