Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ

Этой статьёй мы хотим обратить ваше внимание на проблему уважительного отношения друг к другу. Уверены, никто из нас не заслуживает грубости в свой адрес, а если кто-то считает иначе, для него предусмотрены положения КоАП РФ. Поговорим о привлечении к административной ответственности за оскорбления.

Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФДолжен ли житель извиниться перед УО за ложные сведения в жалобе

Честь и достоинство – немного о нравственных категориях

Слухи о том, что работники сферы ЖКХ при общении с жителями за словом в карман не лезут и порой эти слова бывают нецензурными, не рождаются на пустом месте. Но отметим и другую сторону: чтобы работать в нашей отрасли, нужно быть стрессоустойчивым, ведь и собственники попадаются разные.

Обсудим, что считается оскорблением, кто возбуждает подобные административные дела, почему такие процессы считаются одними из самых сложных. Рассмотрим случаи, когда потерпевшей стороной были жители домов или сотрудники управляющих организаций.

Первым же делом определимся с понятиями. Суды считают оскорблением унижение чести и достоинства другого лица. Честь – это нравственная категория, созвучная с благородством и честностью. Это положительная социально-нравственная оценка человека со стороны общества. Честь формируется самим человеком, его поведением и отношением к другим людям.

Достоинство личности – также положительное понятие, характеризует высокие моральные качества человека. Предполагает определённую оценку потерпевшего собственных качеств. Одновременно достоинство личности предполагает обязанность человека уважать других, их права и свободы.

Оскорбление проявляется в действии: словесно, жестами и физически человек в неприличной форме унижает честь и достоинство другого человека.

Сложности правовой квалификации оскорбления

До 8 декабря 2011 года за оскорбление можно было получить уголовное наказание по ст. 130 УК РФ. Но Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ декриминализировал эту статью и дополнил КоАП РФ статьей 5.61. Теперь оскорбление – разновидность административного правонарушения.

Правовая квалификация оскорбления – сложное дело. Ведь, как мы уже разобрали выше, речь идёт о категориях нравственности. В подобных случаях суды рассматривают субъективные оценочные суждения, а бремя доказывания правдивости порочащих истца сведений лежит на ответчике.

Согласно ст. 28.4 КоАП РФ, возбуждать административные производства по ст. 5.61 КоАП РФ уполномочен только прокурор. Не все ссоры становятся основанием для прокурорского реагирования. Определяющее значение будет иметь не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.

Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФРабота с жалобами жителей домов и их влияние на качество работы УО

Когда прокурор возбуждает производство по делу об оскорблении

Решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении прокурор принимает, только если для этого есть поводы, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ. Сразу заметим, что один из таких поводов – наличие сведений, подтверждающих оскорбление.

Иными словами, нельзя просто взять и обвинить человека в том, что он вас оскорбил, необходимо предоставить подтверждение. Если обращения граждан ничем не подтверждаются и отрицаются ответчиком, то по результатам проверки прокурор вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ст. ст. 1.5, 26.2, 28.1 КоАП РФ).

Для квалификации оскорбления прокурору необходимо установить следующие моменты:

  1. Оскорбление направлено персонально против одного или нескольких лиц.

Оскорбительные высказывания и жесты в адрес персонально неопределённой группы лиц по признакам профессии, национальности, рода деятельности не образуют состав оскорбления. Но иногда их могут квалифицировать как возбуждение ненависти или вражды по ст. 282 УК РФ или дискриминацию по ст. 5.62 КоАП РФ.

  1. Действия субъекта отражают негативные качества потерпевшего.

При этом отрицательная оценка производственной деятельности работника не является оскорблением. При оскорблении, в отличие от клеветы, виновный сообщает не о конкретных фактах о потерпевшем, а даёт оценку его личным качествам.

  1. Действия субъекта выражены в неприличной форме.

Без этого условия нельзя квалифицировать нарушение как оскорбление по ст. 5.61 КоАП РФ. Самое главное, на что обращает внимание прокурор: не личное восприятие деяния потерпевшим, а то, выражалось ли оно в неприличной форме.

Что такое неприличная форма

Неприличной считают циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам и правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком. Чтобы установить, выражался ли жест или высказывание в неприличной форме, учитываются сложившиеся в обществе представления о (об)

  • этикете;
  • этнической, профессиональной и других характеристиках сторон конфликта;
  • характере их взаимоотношений.

Оскорбление всегда характеризуется умышленной формой вины. Словесно, жестами или физически унижая другого человека, субъект осознаёт общественную опасность этих действий.

Субъектом оскорбления может быть любое физическое вменяемое лицо не младше 16 лет.

Административная ответственность за оскорбление для УО и жителей МКД

Оскорбления сотрудниками УО жителей и жителями сотрудников управляющих организаций квалифицируют по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ. Вот какие штрафы могут грозить по этой статье:

  • на граждан – от 1 000 до 3 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, в публично демонстрирующемся произведении или СМИ наступит ответственность по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ – штраф:

  • на граждан –  от 3 000 до 5 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

Руководитель одной управляющей компании из Саратовской области на приёме граждан обругала одного из жителей МКД «оскорбительными неприличными выражениями, унижающими честь и человеческое достоинство».

Житель предоставил доказательства, прокуратура провела проверку и возбудила дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.61 КоАП РФ. Руководителя УО оштрафовали на 15 000 рублей.

Ещё один руководитель УО оскорбил жителя дома на общем собрании собственников. Это смогли доказать другие собственники, поэтому директора привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 1 000 рублей.

А вот пример, когда за оскорбление сотрудника управляющей компании оштрафовали жителя многоквартирного дома. Женщина нахамила руководителю УО во время телефонного разговора, а затем в офисе компании в присутствии посторонних лиц.

Прокуратура установила в действиях жительницы МКД признаки оскорбления и возбудила административное дело по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ. Мировой суд признал женщину виновной и назначил штраф в размере 2 000 рублей.

В городе Сосногорске прокуратура провела проверку по обращению работников управляющей организации. Они жаловались на размещённые в соцсети «ВКонтакте» оскорбления в их адрес: девушка сняла видео, на котором двое сотрудников УО сваривали мусорные контейнеры. Их действия она сопровождала оскорбительными ми.

Прокуратура возбудила в отношении неё производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ – оскорбление в публичном выступлении. Мировой суд признал девушку виновной и назначил ей наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.

Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФКак отработать жалобу жителя МКД на ошибку вашего коллеги

В заключение

Сегодня мы с вами подняли сложную тему, в которой по каждому конкретному делу нужно разбираться отдельно и обстоятельно. Будьте вежливы, помните, что все мы люди и можем ошибаться. Не оскорбляйте других, а если грубят вам, помните:

  1. Дела об оскорблениях возбуждает прокуратура.
  2. Оцениваться будут не ваше субъективное недовольство на действия другого лица, а доказательства. Подготовьте их.
  3. Административное наказание назначается по ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ, за публичное оскорбление – по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ.
  4. Оскорбление не нужно путать с клеветой, для неё предусмотрено другое наказание.

Управляющие организации чаще стали общаться с жителями домов в мессенджерах и мобильных приложениях. К сожалению, и там нет защиты от негативно настроенных жителей, не стесняющихся в выражениях. Напишите в х к этой статье, было бы вам интересно также обсудить вопрос возмещения морального вреда за смс, носящие оскорбительный характер.

Читайте также:  О защите участниками общества своих прав в деле о банкротстве

Статья 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда»

Ст. 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда»    + наши комментарии.

Обзор судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ

Обязанность работодателя обеспечить условия труда, закреплена на государственном уровне.

Несоблюдение законодательства в области охраны труда грозит работодателю штрафными санкциями. Они прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Статья 5.27.1. “Нарушение государственных нормативных требований охраны труда Российской Федерации”.

Данная статья содержит 5 пунктов. Рассмотрим их более подробно.

Пункт 1 статьи 5.27.1

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей.
  • КОММЕНТАРИИ:
  • Сюда, в том числе, относятся и нарушения, связанные с правильным оформлением и ведением документации по охране труда. Для того чтобы разобраться, кто и в каком случае может понести ответственность по данной статье, условно разделим законодательную базу, связанную с охраной труда на две части:
  • 1) Обязательная для всех без исключения
  • 2) Отраслевая

Обязательная — регулирует общие вопросы, связанные с соблюдением прав сотрудника и созданием условий работы без риска для его жизни и здоровья. В первую очередь базовым документом тут является Трудовой Кодекс Российской Федерации, в котором и охране труда посвящена целая глава (ТК РФ. Глава 10. Охрана труда).

Отраслевая — напрямую связана со сферой деятельности организации. Очевидно, что для офисов требования будут одни, а для крупных промышленных предприятий уже совсем другие.

При их разработке рассматривалось огромное количество факторов, с учетом которых они и были составлены.

Стоит отметить, что зачастую деятельность организации охватывает разные области, а, следовательно, требуется соблюдение требований для каждой из них.

Нарушение каждого такого требования, чревато штрафом. Теоретически, его размер не ограничен, так как суммы за каждое вывяленное нарушение могут суммироваться. Таким образом, чем сильнее проигнорированы нормативы к сфере деятельности Вашей организации, и чем меньше внимания уделено вопросам охраны труда, тем выше сумма штрафа.

Пункт 2 статьи 5.27.1

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц от 60 000 до 80 000 рублей.

КОММЕНТАРИИ:

Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) — комплекс мероприятий, направленных на выявление вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, воздействующих на сотрудника в процессе выполнения им своих трудовых обязанностей.

Проводится она с целью оценки отклонения фактического значения этих факторов от нормативных государственных требований.  Соответственно, чем больше это отклонение, тем хуже условия труда.

Процедура проведения СОУТ регулируется Федеральным законом N 426-ФЗ  «О специальной оценке условий труда»

  1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
  2. 1 класс условий труда (оптимальные) — воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни их воздействия не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека.
  3. 2 класс условий труда (допустимые) — воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
  4. 3 класс условий труда (вредные) — уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
  • подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
  • подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 класс условий труда (опасные) — уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Начиная с 3 класса, то есть “вредных” условий труда, работнику, согласно законодательству, полагаются дополнительные выплаты. Чем хуже условия труда, тем выше размер доплаты “за вредность”.  Именно для установления размера этих выплат проводится СОУТ.

Главным заблуждением руководителей различных организаций является то, что они считают проведение СОУТ актуальным только для промышленных предприятий и крупных производств. В особенности это касается компаний, работа которых протекает по большей части в офисах.

Рассуждают они по принципу “ну у нас ведь не завод, какая тут может быть вредность?”. Однако, суть в том, что отсутствие этих самых вредных условий труда необходимо документально обосновать.

Материалы СОУТ как раз-таки и являются подтверждением отсутствия вредности на рабочих местах сотрудников.

Пункт 3 статьи 5.27.1

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 15 000 до до 25 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

КОММЕНТАРИИ:

Этот пункт охватывает три важных мероприятия по охране труда

Читайте также:  Как вернуть деньги за фитнес-услуги в период пандемии

1) Обучение руководящего состава организации и непосредственно самих сотрудников, выполняющих работы. Работник не может приступать к своим обязанностям, не ознакомившись с правилами техники безопасности по виду выполняемых им работ, а, также требованиями к использованию оборудования и материалов.

Их незнание может привести к травме, смерти или развитию профессионального заболевания.  Доведением этих требований до сотрудников и проверкой полученных знаний занимается человек, имеющий соответствующую квалификацию, которая подтверждается удостоверением по соответствующему направлению охраны труда.

Данное мероприятие регулируется Постановлением Минтруда России, Минобразования России N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». В нем подробно расписаны все требования. Касающиеся данной процедуры.

2)  Перед тем, как принять сотрудника в штат организации, работодатель должен убедиться, что состояние здоровья позволяет ему выполнять свои трудовые обязанности. Для этого организуется предварительный медосмотр.  Если в ходе его проведения выявляются медицинские противопоказания, то сотрудник к работам не допускается.

Если же, какие-либо ограничения отсутствуют, то он может приступить к работе. В дальнейшем состояние его здоровья отслеживается посредством проведения периодических медицинских осмотров. Для различных работ и профессий периодичность их проведения разная. В том числе, в некоторых случаях, помимо вышеуказанных, дополнительно требуется проведение медосмотров перед началом каждой смены.

  Данные процедуры контролируются Приказом Минздравсоцразвития России N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

3) Для определенного перечня профессий и видов работ помимо медосмотров дополнительно требуется психиатрическое освидетельствование. Данная процедура регулируется двумя документами:

Пункт 4 статьи 5.27.1

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 000 до 30 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей

КОММЕНТАРИИ:

При выполнении своих обязанностей, в зависимости от вида работ и условий труда на рабочем месте, сотрудники должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ).

Задача СИЗ снизить уровни воздействия вредных условий труда на состояние организма работника, а, также, предотвратить получение возможных травм или снизить их тяжесть в случае, если травма все-таки получена.

Нормы и правила выдачи СИЗ регулируются двумя документами:

В том числе, для крупных отраслей промышленности существуют свои дополнительные приказы, регулирующие нормы обеспечения сотрудников СИЗ.

Пункт 5 статьи 5.27.1

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа

  • на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

КОММЕНТАРИИ:

По итогам любых выявленных нарушений, Государственная инспекция всегда труда выписывает постановление, обязывающее работодателя исправить недостатки в определенный срок и отчитаться об их выполнении.

Если это не сделать, то помимо более высокого штрафа, в случае повторного нарушения, виновнику может грозит приостановка деятельности.

Сюда же стоит добавить, что некоторые виды штрафов, указанных выше, могут суммироваться по каждому сотруднику.

В том числе, в зависимости от последствий, к которым привели нарушения требований охраны труда, возможно привлечение к ответственности по Уголовному кодексу Российской Федерации». Статье 143. “Нарушение требований охраны труда”, согласно которой виновные лица могут понести наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет, а также возможно лишение права занимать определенные должности.

Таким образом, невыполнение требований охраны труда ставит под угрозу не только жизни и здоровье сотрудников организации, но и грозит ей колоссальными убытками. Сумма штрафов зачастую в несколько раз выше расходов, которые требуются организации для проведения всех необходимых предприятий. Соответствие охраны труда всем нормативным требованиям и законодательным актам всегда.

Подробнее о государственных нормативных требованиях охраны труда читайте здесь: https://beltrud.ru/gosudarstvennye-normativnye-trebovaniya-ohrany-truda/

Оцените пожалуйста сайт или материал!

(1

Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки) по одной и той же статье КоАП одновременно юридическое лицо и его директора?

ООО «НТВП «Кедр — Консультант» » Услуги » Консультации юристов » Проблемы хоз. субъектов — деятельность, создание, ликвидация, долги » Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки) по одной и той же статье КоАП одновременно юридическое лицо и его директора?

Распечатать

Вопрос:

В отношении юридического лица (ООО) была проведена внеплановая выездная проверка Управлением Федеральной Службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по факту не выполнения п.п.5-10 Предписания.

Постановлением мирового судьи ООО привлечено к административной ответственности по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, назначено административное .наказание в виде взыскания штрафа за не выполнение п.п.5-10 Предписания.

Постановлением по делу об административном правонарушении Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору к административной ответственности привлечен директор ООО по ч.8 ст.19.5 КоАП РФ за нарушение пп.7,8,9,10 Предписания и назначено административное наказание в виде взыскания штрафа.

Правомерно ли привлекать к ответственности по факту одной проверки по одной и той же статье КоАП (части статьи разные) одновременно юридическое лицо и его генерального директора?

Ответ:

В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности.

Обобщение судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.5.35.1 КоАП РФ, рассмотренных за 6 месяцев 2020 года

по результатам изучения судебной практики рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Целью настоящего изучения судебной практики является анализ соблюдения мировым судьей законодательства при рассмотрении дел указанной категории, формирование единообразной судебной практики, что должно способствовать повышению качества отправления правосудия.

Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, а также на нетрудоспособных совершеннолетних детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 мая 2015 года указал, что право детей на особую заботу и помощь со стороны их родителей провозглашено Всеобщей декларацией прав человека, а также Конвенцией о правах ребенка.

Читайте также:  Увольнение работника: мировое соглашение вместо собственного желания

В статье 27 Конвенции о правах ребенка установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка.

Родитель или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.

Конституцией Российской Федерации (статья 38) закреплено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

  • Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы содержания несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, является Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ), которым закреплено право каждого ребенка на заботу и получение содержания от своих родителей (статьи 54, 60), а также установлена корреспондирующая этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (статья 80) и нетрудоспособных, нуждающихся в помощи совершеннолетних детей (статья 85 СК РФ).
  • В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы определены меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия, основными принципами и элементами которого являются, в частности, незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку.
  • Статьей 80 СК РФ установлена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.35.

1 КоАП РФ, неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест.

Порядок привлечения к административной ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ за оскорбление

Оскорбление является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в унижении чести и достоинства лица в неприличной форме (циничной, противоречащей установленным правилам поведения, требованиям общечеловеческой морали).

Стоит обратить внимание, что оскорбление будет являться таковым только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о конкретном человеке и при этом виновный осознает, что наносит оскорбление другому лицу и желает это совершить.

Согласно п. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Указанное положение распространяется в том числе и на лиц, совершивших оскорбление.

  • Санкцией рассматриваемой статьи установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан — от 1 до 3 тысяч рублей, на должностных лиц — от 10 до 30 тысяч, на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
  • Штрафы за оскорбление личности в публичном выступлении, публично демонстрируемом произведении или СМИ более суровы, для граждан — в размере от 3 до 5 тысяч рублей; должностных лиц — от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.
  • Дело об административном правонарушении за оскорбление возбуждается прокурором, а рассматривается мировым судьёй.

Для привлечения за оскорбление личности необходимо обратиться с заявлением в орган прокуратуры и представить доказательства оскорбления (например, указать очевидцев произошедшего, предоставить записи телефонных переговоров и камер видеонаблюдения, распечатки смс-сообщений, интернет-страниц и т.п.).

  1. Однако заявителю следует помнить, что срок давности привлечения лица к административной ответственности за совершение данного правонарушения составляет 3 месяца.
  2. В случае, если прокурором факт оскорбления будет установлен по истечении 3-хмесячного срока со дня совершения административного правонарушения производство по делу не может быть начато.
  3. Информация подготовлена Мещанской межрайонной прокуратурой г. Москвы 

Версия для печати

Ответственность по ст. 5.27.1 КоАП

Ответственность по ст. 5.27.1 КоАП: какие доводы помогут оспорить нарушения в сфере охраны труда

Есть ли состав нарушения, не истек ли срок давности, можно ли считать нарушение малозначительным — на эти вопросы должен ответить юрист, оценивая перспективы обжалования штрафа. Поможем найти ответы, опираясь на судебную практику последних лет.

Нарушены требования охраны труда (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП)

Истек срок давности Со дня нарушения прошло более одного года (ст. 4.5п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП)
Нет состава нарушения Наказали за то, что работников не обеспечили средствами индивидуальной защиты За такое нарушение должны были наказать не по ч. 1, а по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Поскольку по ч. 4 штрафы выше, то при обжаловании постановления суд не будет переквалифицировать нарушение, а отменит постановление о штрафе и прекратит производство по делу. Постановление Саратовского областного судаРешение Свердловского областного суда
Нарушение малозначительное

Не проведена спецоценка или нарушен порядок ее проведения (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП)

Истек срок давности Со дня нарушения порядка проведения спецоценки прошло более одного года (ст. 4.5п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП). Не являются длящимися следующие нарушения порядка проведения спецоценки:
Нет состава нарушения С момента ввода нового рабочего места, на котором не проведена спецоценка, не прошло одного года ч. 2 ст. 17 Закона о спецоценкеРешение Пензенского областного судаРешение Верховного суда Республики Калмыкия

Работники не прошли обучение по охране труда, медосмотр, психиатрическое освидетельствование (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП)

Истек срок давности Со дня нарушения прошло более одного года (ст. 4.5п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП). Нарушение длящимся не является. Срок исчисляется со дня совершения нарушения, а не со дня, когда его обнаружили проверяющие. Решение Приморского краевого суда Отметим, что в практике судов есть и противоположный подход.
По результатам одной проверки вынесено несколько постановлений Наказать проверяемого можно только однократно независимо от количества работников, в отношении которых допущено нарушение. Решение Московского городского суда
Нет вины Нельзя штрафовать госучреждение, если оно запрашивало финансирование на мероприятия по соблюдению трудового законодательства, но не получило его. Решение Псковского областного суда
Нет состава нарушения Не является нарушением тот факт, что работник прошел обучение в сфере охраны труда и проверку знаний в период отпуска. Отзывать работника из отпуска для такого обучения и проверки не обязательно. Постановление Краснодарского краевого суда
Нарушение малозначительное Работник не прошел обязательное психиатрическое обследование, но сделал это сразу после выявления нарушения. По результатам обследования работник признан пригодным к выполнению обязанностей. Постановление Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 73-АД17-3Решение Костромского областного суда

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *