Минтруд выразил позицию по отдельным вопросам труда работников в период пандемии

Сейчас корректировка трудового законодательства, как указывает Минтруд в записке, — это длительный процесс, требующий участия органов исполнительной и законодательной власти, сторон социального партнерства (профсоюзов и работодателей).

Речь идет, например, о необходимости введения временного порядка вахтового метода работы на непрерывных производствах, пояснили РБК в Минтруде.

«Чтобы избежать массового заражения на добывающих предприятиях непрерывного цикла, на геологоразведке и на ряде других объектов стратегически значимых отраслей, необходимо вводить режим обсервации (периода медицинского наблюдения. — РБК) для прибывающих на вахту сотрудников.

Сейчас нормативной базы, которая позволяла бы оплачивать сотруднику такую обсервацию, нет», — пояснили в министерстве. С учетом эпидемии возникает угроза непрерывности производства, а чтобы предотвратить это, необходимо увеличить продолжительность вахты на три месяца по согласованию с сотрудником.

«Необходимые особые условия регулирования трудовых отношений в первую очередь продиктованы стратегическими интересами работника.

Крайне важно сегодня сохранить рабочие места, создать условия для того, чтобы компании по возможности продолжали свою деятельность», — подчеркивают в Минтруде.

Принятие таких временных порядков будет проходить по согласованию с социальными партнерами — профсоюзами и работодателями, уточнили в министерстве.

Законопроект Минтруда внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют представители профсоюзов и работодателей.

РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службе Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве на момент публикации комментарий не предоставили.

Минтруд не первый раз разрабатывает законопроекты об особом порядке регулирования трудовых отношений в период борьбы с коронавирусом.

В марте министерство предлагало наделить правительство правом определять срок уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации в условиях эпидемии.

Конкретные сроки, за которые нужно уведомлять сотрудника, в законопроекте не были определены, но согласно одной из версий проекта (с ней ознакомился РБК) в случае эпидемии министерство предлагало установить вместо двухмесячного двухнедельный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении. Правительство не поддержало законопроект из-за потенциальных рисков для работников и предложило Минтруду не вносить его на согласование, сообщили источники РБК.

За упрощенный порядок увольнений в период кризиса выступали российские бизнес-объединения.

В начале апреля четверка крупнейших российских бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП) направила премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором попросила на период острой фазы кризиса сократить срок предупреждения работников о предстоящем увольнении и период выплаты средней зарплаты работникам в случае, если они не трудоустроились. Одновременно бизнес предложил заморозить или снизить материальную ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства при увольнении или невыплате зарплаты. Ни одна из указанных инициатив не вошла в антикризисную программу правительства по поддержке бизнеса.

Профсоюзы против

Федерация независимых профсоюзов России выступила против законопроекта Минтруда о временном праве правительства регулировать трудовые отношения, подчеркнув, что в Трудовом кодексе уже содержатся особенности правового регулирования трудовых отношений во время чрезвычайных ситуаций.

Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать.

Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.

Строгое регулирование трудового законодательства обусловлено его особой ролью для социально-экономических интересов граждан, подчеркивает зампредседателя ФНПР Александр Шершуков.

«Мы очень хорошо знаем такой механизм предоставления временных чрезвычайных полномочий. Потом скажут: «Такой механизм хорошо себя зарекомендовал» — и закрепят его на постоянной основе.

Не нужно, ссылаясь на экстренную ситуацию, пытаться существенно изменить давно устоявшиеся практики», — сказал он в комментарии профсоюзному изданию «Солидарность».

Подготовленный правительством законопроект фактически отменяет действующие законодательные нормы регулирования социально-трудовой сферы, говорится в совместном обращении Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта. «Возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы в первую очередь связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании трудовых отношений», — считают представители профсоюзов.

Под видом чрезвычайных мер и «революционной целесообразности» чиновники пытаются получить как можно больше полномочий, не задумываясь о том, что их действия — грубое нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, предусматривающего принцип разделения властей, сообщил РБК руководитель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е.Кутафина Никита Лютов. Реализация законопроекта позволит правительству иметь возможность подзаконными актами регулировать то, что должно регулироваться трудовым законодательством, считает он.

Практически ни одна российская компания не избежит сокращений персонала из-за экономических последствий борьбы с коронавирусом, показал опрос ЦСР среди 1,4 тыс. предприятий в период с 10 по 17 апреля.

Более трети компаний (38%) отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

Пандемия коронавируса, карантинные ограничения и девальвация рубля вследствие обвала цен на нефть привели к снижению спроса в экономике, из-за сокращения прибыли компании вынуждены оптимизировать штат сотрудников и урезать зарплаты.

Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК предупредил о росте безработицы в три раза — с 2,5 млн до 8 млн человек к концу года.

Реальные доходы россиян могут упасть на 17,5% во втором квартале, а по итогам года сокращение составит 6,5%, спрогнозировал Институт исследований ВЭБ.РФ.

В базовом сценарии рейтингового агентства АКРА безработица возрастет до 6,7% и вернется на докризисный уровень только в 2022 году, реальные доходы населения упадут на 6,4%.

Правительство повысило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) и намерено выплачивать безработным родителям дополнительно 3 тыс. руб. на ребенка до трех лет.

Однако эксперты считают, что этого недостаточно: необходимо максимально упростить регистрацию безработных и выплату самого пособия, а также увеличить его размер хотя бы на 25%, назвав это, например, «временной субсидией из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции», предлагают в Центре трудовых исследований ВШЭ.

Минтруд выразил позицию по отдельным вопросам труда работников в период пандемии Минтруд выразил позицию по отдельным вопросам труда работников в период пандемии

Минтруд и Роструд ответили на Рекомендации СПЧ по защите трудовых прав в период пандемии коронавируса

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело рекомендации Совета по результатам анализа наиболее частых нарушений трудовых прав граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции от 23 апреля 2020 г.

№ А4-9-560, поступившие письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № П12-24870, и сообщает.

В целях урегулирования трудовых отношений в связи с необходимостью экстренного реагирования в условиях ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 и в других случаях, в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части вносится поправка в Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», согласно которой Правительству Российской Федерации предоставляется право в 2020 году принимать решения, предусматривающие установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В указанных целях Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 28 апреля 2020 г.

№ 601 Временные правила работы вахтовым методом в связи с реализацией мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и невозможностью соблюдения в связи с этим продолжительности вахты, учетного периода рабочего времени работника при работе вахтовым методом, а также графика работы на вахте допускается их изменение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при выполнении определенных условий. Указанные правила действуют по 31 декабря 2020 г.

Кроме того подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году», которым в частности, предлагается установить временные положения, предусматривающие: — возможность перехода работников на удаленный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору; — сокращение сроков предупреждения об изменении определенных сторонами условий трудового договора; — сокращение сроков предупреждения об изменении графиков сменности; — порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (внесении в них изменений); — увеличение срока перевода работника без его согласия на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя и другие особенности, — позволяющие экстренно реагировать в условиях ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 — продление срока уведомления работника об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности. В целях оперативной передачи сведений о трудовой деятельности работника для постановки на учет в качестве безработного при оформлении или расторжении трудовых отношений в режиме онлайн (не позднее следующего рабочего дня) в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяющий гражданам не представлять трудовые книжки при обращении в центры занятости принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ). В соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности порядка и сроков предоставления страхователями с 1 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о трудовой деятельности. Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» (далее – постановление № 590), в соответствии с которым страхователь представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него зарегистрированных лицах не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), подтверждающих оформление трудовых отношений, при наступлении всех кадровых событий. Что касается оплаты труда в период нерабочих дней, то Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294 (далее – Указы) установлены нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля и 6-8 мая 2020 г. с сохранением за работниками заработной платы. Таким образом, наличие в календарном месяце (март, апрель, май 2020 г.) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам. В этих целях работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Работникам организаций, на которые не распространяется действие указов, оплата производится в обычном, а не повышенном размере, так как нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням. Аналогичная позиция судов по оплате труда в нерабочие дни, установленные Указами, отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г.). Сообщаем, что рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., одобренные на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26 марта 2020 г., размещены по электронному адресу:

Читайте также:  О некоторых нюансах оформления командировок

http://static.government.ru/media/files/1rCRXQFzANZQKsZ0OJAuTaXma9xzMqa4.pdf;

Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и дополнения к ним:

https://rosmintrud.ru/labour/relationship/379

https://rosmintrud.ru/labour/relationship/380

О результатах рассмотрения предложений и принимаемых мерах по вопросам установления приоритетности рассмотрения жалоб в период распространения коронавирусной инфекции в части принуждения работников к уходу в неоплачиваемый отпуск, уменьшения заработной платы работников, принуждения работников к труду в нарушение положений указов Президента Российской Федерации, массовых увольнений и сокращений работников, недостаточного обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, невыполнения рекомендаций Роспотребнадзора о профилактике распространения коронавируса на рабочих местах, несовершенства процедуры постановки на учет в качестве безработного направляем информацию Роструда (письмо 18 мая 2020 г. № 771-Пр).

  • Информационная справка по принимаемым Рострудом мерам соблюдения трудового законодательства в условиях пандемии
  • коронавируса
  • По предложениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет) Роструд информирует.

1. Рекомендация Совета Роструду — «Установить, что в нынешней  эпидемиологической и экономической ситуации жалобы граждан на нарушение трудовых и социальных прав, а также жалобы на нарушения в сфере охраны труда имеют приоритет по сравнению с жалобами на другие нарушения законодательства и подлежат рассмотрению в максимально короткие сроки».

Роструд ответил на все вопросы, возникающие у сотрудников компаний в связи пандемией

Допускается ли снижение оплаты труда за нерабочие дни

Наличие в марте и апреле нерабочих дней — не основание для снижения зарплаты сотрудникам

Как оплачивается труд персонала компаний, продолжающих работу в эпидемию

В обычно размере. Повышенная оплата труда не производится, так как объявленные президентом нерабочие дни не является выходными или праздниками

В каком размере оплачиваются нерабочие дни: только оклад или вся сумма зарплаты

Оплата труда производится в сумме, которую сотрудник получил бы, если бы отработал эти дни полностью

В какие сроки платить зарплату за нерабочие дни

В общем порядке — не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена

Как предоставляется отпуск в апреле

Если в этот период сотрудник находится в отпуске, то отпуск на эти дни не продлевается; По желанию работника в апреле ему может быть предоставлен отпуск

Как вести табель учета рабочего времени

Наниматели вправе самостоятельно определить код для отражения в табеле нерабочего периода с учетом того, что он оплачиваемый

Является ли нарушением оплата простоя не по вине работодателя в большем размере

Законодательство не запрещает оплачивать простой в размере, большем, чем установлено ст.157 ТК РФ.

Что делать, если наниматель принуждает работать в апреле под угрозой увольнения или сокращения зарплаты

Необходимо заявить в инспекцию труда. Работодателю направят предостережение и проведут проверку. Если факты подтвердятся, выдадут предписание за неисполнение которого штраф составит:

Для должностных лиц – от 1 до 20 тыс. рублей; Для ИП – от 1 до 5 тыс. рублей; Для юрлиц – от 30 до 50 тыс. рублей.

Можно ли уволить в период нерабочих дней

Прекратить трудовые отношение с работником организации, на которую распространяется режим нерабочих дней, в этот период нельзя

Можно ли ликвидировать предприятие в нерабочие дни

Нет. Ликвидация требует оформления ряда документов и совершения определенных действий, что невозможно сделать в нерабочий период

Нужно ли отстранять сотрудников 65+, если предприятие продолжает работать

Да. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2020 N 402 утверждены Временные правила оформления больничных лицам 65+. На время самоизоляции им будут платить пособие. Пособие не предоставляется лицам 65+, переведенным на дистанционную работу

Может ли компания не выплатить зарплату, сославшись на форс-мажор

Законодательство не предусматривает оснований для невыплаты зарплаты сотруднику, за исключением болезни, когда платят пособие, отстранения от работы по вине работника, длительного прогула

Можно ли уменьшить зарплату, если работа ведется в удаленном режиме

Нет, если сотрудник трудится полное время и выполняет весь объем работы

Кто оплачивает больничный лицу, находящемуся на официальном карантине

Можно ли отправить персонал в отпуск за свой счет

Такой отпуск предоставляется только по просьбе самих сотрудников на основании поданного заявления. Давление со стороны нанимателя не допускается

Что делать, если работодатель вынуждает писать заявление на увольнение, потому что не сможет платить зарплату из-за режима нерабочих дней

Увольнение можно признать незаконным в судебном порядке. Работнику нужно доказать, что заявление написано под давлением

Пандемия как вызов традиционным формам занятости

Пандемия Covid-19 и введение ограничительных мер привели к появлению новых, ранее не известных трудовому праву механизмов работы в условиях самоизоляции (в первую очередь –удаленной работе вне офиса для работников с ранее не дистанционными и не урегулированными трудовым законодательством условиями труда в период введенного указами президента режима «нерабочих дней»1). Тем самым выявились противоречия между реальными процессами в сфере труда в период эпидемии и российским трудовым правом – в частности, установленными им формами занятости и рабочего времени.

Катализатор «удаленки»

Трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удаленный режим работы.

Так, для уведомления о переходе на «удаленку» работодатели использовали разные способы – электронные письма, устные сообщения, приказы руководства компаний, реже – ознакомление работников с приказом о новом режиме работы и крайне редко – рекомендованный большинством юристов по трудовому праву способ: дополнительное соглашение к трудовому договору, устанавливающее режим удаленной работы и местонахождение удаленного рабочего места. Но даже такое допсоглашение, как выяснилось, невозможно заключить в электронном виде, поскольку это также не предусмотрено действующим законодательством.

Подчеркнем, ТК РФ в принципе не регулирует так называемую «временную удаленную занятость», поскольку ст. 72.1 и 72.2 регламентируют только вопросы перемещения и временного перевода работников в случаях, под которые пандемия и режим «нерабочих дней» не подпадают.

Стала очевидной проблема – положения трудового законодательства не позволяют работнику временно работать удаленно: в ТК закреплена возможность заключения либо традиционного трудового договора (ст. 57), либо трудового договора о дистанционной работе, не подразумевающего нахождение рабочего места в офисе (гл. 49.1).

До пандемии широко использовалась временная удаленная занятость, основанная преимущественно на устных договоренностях руководителя и его подчиненного о том, что последний некоторое время работает вне офиса (например, из дома).

Причины могли быть разные: работнику нужно посидеть с ребенком, не разболеться, в силу характера производственных задач их эффективнее решать из дома и т.д.

Судебной практике известны ситуации, когда недобросовестные работодатели в конфликтной ситуации фиксировали временную «удаленку» как прогул, а недобросовестные работники, в свою очередь, пытались убедить суд, что работали из дома с ведома работодателя, хотя такой договоренности не было.

«Общероссийский народный фронт» в 2019 г. подготовил законопроект, предусматривающий совмещение офисной и удаленной работы, но он остался невостребованным. Пандемия Covid-19 «заставила» перейти на «удаленку» огромное число работающих граждан, включая госслужащих. В связи с этим полагаем необходимым безотлагательно вернуться к рассмотрению указанного законопроекта и его оценке экспертами.

Итак, пандемия сформировала общественный запрос на законодательное регулирование временной удаленной занятости, поскольку в законодательстве не оказалось правового механизма взаимодействия работника и работодателя в периоды самоизоляции, когда трудовые обязанности выполняются из дома.

Читайте также:  Суд признал доплаты на жилье материальной помощью

Недостатки правовых норм о дистанционном труде

Пандемия также актуализировала вопрос оценки гл. 49.1 ТК РФ о дистанционном труде, а также практики ее применения. Предусмотренный Кодексом трудовой договор о дистанционной работе в период самоизоляции оказался не соответствующим реалиям, что подтверждает необходимость переработки соответствующих норм ТК РФ.

До эпидемии дистанционные условия труда, предусмотренные гл. 49.1 ТК РФ, не получили широкого распространения: по данным Росстата, в 2019 г. из 67,1 млн занятых лишь 30 тыс. работали по трудовому договору такого типа. Это ничтожно мало по сравнению с масштабами дистанционной и платформенной занятости, а также фриланса с использованием интернет-технологий.

При этом параллельно с гл. 49.1 ТК РФ о дистанционном труде действует гл. 49 об особенностях регулирования труда надомников (по сути, рудимент советского КЗоТ). Полагаем, нормы о дистанционном труде должны стать более гибкими и их следует объединить с положениями о работе на дому.

Что касается судебной практики, связанной с дистанционной работой, то на уровне Верховного Суда РФ она пока не сформировалась в силу «молодого возраста» гл. 49.1 ТК РФ.

При этом региональные суды общей юрисдикции занимают единую позицию: дистанционный характер работы должен быть прямо обусловлен в трудовом договоре по правилам гл. 49.1, а не определен работником самостоятельно.

Последние порой использовали довод о дистанционном характере работы с целью восстановления после увольнения за прогул, но проиграли суды из-за того, что данный вопрос не был решен с работодателем в письменной форме.

Например, Мосгорсуд исходит из того, что «работающими дистанционно» признаются работники, заключившие соответствующий трудовой договор по правилам гл. 49.1 ТК РФ, – т.е. выбравшие такой режим не сами себе, а только если он предусмотрен в трудовом договоре, иначе любое отсутствие на работе может быть квалифицировано как прогул3.

Таким образом, неурегулированность правовых отношений по временной удаленной и полностью дистанционной занятости остро проявилась в период пандемии, потребовав внесения в законодательство изменений, о чем уже заявили представители обеих палат Федерального Собрания. Так, 16 апреля первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев анонсировал разработку законопроекта по регулированию и защите прав работников, которые трудятся удаленно, а также спрогнозировал расширение дистанционных форм работы.

Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко также выступила за скорейшее законодательное урегулирование новых форм организации рабочего времени и занятости, указав, что законодательство не позволяет сотруднику сочетать стационарную и дистанционную работу, и предложила исправить данное положение (в том числе применительно к госслужбе).

Внедрение электронного кадрового документооборота необходимо ускорить

На наш взгляд, для правовой регламентации временной удаленной и дистанционной работы важное значение имеет правовой механизм электронного кадрового документооборота, который позволит работникам и работодателям, а также органам власти в социально-трудовой сфере взаимодействовать без использования бумажных носителей. К сожалению, внедрение электронного документооборота в трудовых отношениях «пробуксовывает» по срокам, хотя многие работодатели давно просят Минтруд России ускорить этот процесс.

Принят закон о цифровизации сведений о трудовой деятельностиИз трех входящих в пакет поправок законопроектов Госдума приняла два, отложив рассмотрение включения в КоАП положения об административной ответственности работодателей на весеннюю сессию

Полностью поддерживаем идеи законодателя о внедрении электронного кадрового документооборота, в том числе введение в действие поправок в ТК РФ (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ), устанавливающих режим передачи работодателем сведений о работниках и их стаже в Пенсионный фонд РФ в электронном формате и вводящих с 2021 г. электронные трудовые книжки.

Однако нельзя не обратить внимание, что законодатель предпочел провести эту работу в два этапа: первый – внедрение электронных трудовых книжек и сведений о стаже, второй – переход к ведению всего кадрового документооборота в электронном виде (приказы по кадрам, табели учета рабочего времени, документы, регламентирующие принятие и ознакомление работников с локальными нормативными актами – правилами внутреннего трудового распорядка, положениями об оплате труда, о защите персональных данных и т.п.).

Второй этап связан с принятием Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, связанных с работой». Данным документом установлен переход по 31 марта 2021 г. в порядке эксперимента на электронный документооборот выборочно.

Но даже при удачном эксперименте с 2021 г. создается правовой вакуум, поскольку трудовые книжки станут электронными, а приказы по кадрам и локальные нормативные акты по-прежнему останутся бумажными.

Это неизбежно усложнит работу кадровых служб и взаимодействие работников и работодателей.

Полагаем, решить проблему можно будет, досрочно признав эксперимент успешным или сократив срок его проведения (внесением поправок в Закон № 122-ФЗ).

В Трудовой кодекс предлагается ввести положения о юридически значимых сообщенияхВ Госдуму внесен законопроект, регулирующий вопросы коммуникации между работодателем и работником с использованием электронных и иных технических средств

Считаем необходимым также скорейшее принятие внесенного в июне 2019 г.

проекта поправок в ТК (законопроект № 736455-7), которым предлагается закрепить в Кодексе нормы о возможности передачи в электронном виде юридически значимых сообщений (уведомлений, заявлений и т.д.

) между участниками трудовых отношений, разрешить заключение трудового договора с помощью электронных и иных технических средств.

Если бы к началу введения ограничительных мер законопроект уже был принят и действовал, вопрос о том, как заключить допсоглашение об удаленной работе, не возник – это могло быть сделано в электронной форме посредством электронной цифровой подписи. Надеемся, что названный законопроект будет принят и синхронизирован по срокам с внедрением электронного кадрового документооборота и введением в действие электронных трудовых книжек.

Изменение технологий госуправления

На наш взгляд, требует общественного обсуждения и вопрос о совершенствовании организации государственных функций, поскольку массовый перевод государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу, быстрота принятия управленческих решений в период пандемии (соответственно, сокращение бюрократических процедур и задействованного для их выполнения персонала) демонстрируют потенциал для оптимизации численности госслужащих и повышения эффективности оказания госуслуг.

Используемые в настоящее время технологии дистанционных совещаний и мероприятий, полагаем, продолжат применяться и по завершении пандемии. Даже депутаты Госдумы начали вести дистанционный прием избирателей из регионов. Данная форма работы – существенная экономия времени и средств государственного бюджета, затрачиваемых на проведение мероприятий и командировочные расходы.

В целом пандемия Covid-19 демонстрирует резервы для оптимизации расходов предприятий и организаций всех форм собственности. Закрытые на карантин МФЦ и госучреждения открыли возможности для предоставления госуслуг в дистанционном формате.

Вероятно, все эти перемены потребуют корректировки законодательства о госслужбе и работе органов государственной власти. Дистанционные заседания Госдумы – это также вопрос отдаленного будущего, когда пригодятся технологии виртуальной реальности, создающие эффект присутствия в одном зале с коллегами.

Другой стороной изменения технологий госуправления в период эпидемии и режима самоизоляции стал быстрый переход органов власти к предоставлению в электронном виде госуслуг, что ранее требовало личного присутствия гражданина. Данный процесс затронул и сферу управления трудом и социальной защитой, но требует закрепления на законодательном уровне в «посткоронавирусный» период.

Подводя итог, выделим три правовые тенденции, характеризующие влияние пандемии на совершенствование законодательства в сфере трудовых отношений.

Первая: трансформация законодательных механизмов дистанционного труда и временной удаленной занятости. Учитывая массовость применения данных форм, решение по этому вопросу необходимо принимать в срочном порядке.

Отметим также, что возможность гибко распоряжаться рабочим временем, четырехдневная рабочая неделя по согласованию работника и работодателя, о которой еще несколько месяцев назад говорили как об отдаленной перспективе, – одномоментно для миллионов россиян стали реальностью. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости изменения трудового законодательства в сторону большей гибкости.

Вторая: внедрение электронного документооборота в трудовые отношения и его одновременная интеграция в электронные сервисы ПФР, Фонда социального страхования, государственной инспекции труда и т.п.

Третья: модернизация законодательных способов регулирования удаленного взаимодействия в социально-трудовой сфере органов власти и граждан, а также работодателей: в частности, выдача электронных листков нетрудоспособности, дистанционная регистрация в качестве безработного, подача документов в электронном формате для получения социальных пособий, удаленное взаимодействие с государственной инспекцией труда.

1 Указы Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 и от 2 апреля 2020 г. № 239.

2 См., например, Апелляционное определение Мосгорсуда от 30 августа 2019 г. по делу № 33-36168/2019.

Конфликт интересов: как пандемия меняет трудовые отношения — Сфера

Меры поддержки бизнеса и работников – необходимы, на этом сходятся и профсоюзы, и государство, и представители предпринимателей.

Однако в вопросе о том, какие меры в данном случае необходимы, как минимум две стороны не могут пока прийти к пониманию.

Недавно четыре ведущих бизнес-объединения (РСПП, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и «Деловая Россия») предложили государству целый комплекс мер поддержки бизнеса в условиях пандемии.

Читайте также:  Ювенальное восстановительное правосудие: зарубежный опыт

«Для предприятий, которые продолжают деятельность, это стимулирование спроса через ускоренное размещение госзаказа, активизация инвестиций государственных программ и снижение фискальной нагрузки.

Стимулирование компании к сохранению рабочих мест – это субсидирование не менее двух третей заработной платы работников тех компаний, которые относятся к отраслям, в наибольшей степени пострадавшим от кризиса, связанного с коронавирусом.

Это и сокращение операционных издержек, освобождение от уплаты налоговых платежей и субсидирование платежей за аренду, лизинг и кредиты.

Четыре объединения предложили на время вынужденного простоя выплатить индивидуальным предпринимателям без наемных работников ежемесячное пособие в размере не ниже одного МРОТ и распространить режим самозанятости на все регионы России.

Они также предложили разрешить финансировать часть мероприятий по обеспечению безопасности работников в связи с коронавирусом за счет средств страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые направляются на предупредительные меры», – перечислила эффективные меры поддержки управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП, член Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Марина Москвина на сессии «Перезагрузка трудовых отношений. Поиск баланса интересов работодателя и работника в новых условиях».

Предприниматели предлагают эти меры распространить на период не менее шести месяцев, чтобы не ставить бизнес в жесткие условия сразу по окончании карантина.

Современные отношения работников и работодателей в целом нуждаются в совершенствовании, считает Марина Москвина.

Расширение перечня ситуаций, когда возможен срочный договор, полномочии по увольнению работника и градация размера выходного пособия в зависимости от стажа – эти и другие изменения в трудовом законодательстве сторона предпринимателей считает наиболее актуальными. 

Предложенные «большой четверкой» меры оказались неприятным сюрпризом для профсоюзов.

Федерация независимых профсоюзов России, по словам заместителя председателя ФНПР, члена РКТ Нины Кузьминой, ранее обращалась к этим крупнейшим объединениям работодателей с предложением совместно разработать меры поддержки и  предложить их государству, однако ответа не получила. Текущую помощь бизнесу специалист предлагает работодателям искать в налоговом или бюджетном законодательстве, а не пытаться изменить трудовое.

«Предложения ревизии трудового законодательства звучат в кризисной ситуации в первую очередь. В то время как дефицит достойного труда и есть причина всех кризисов, что констатирует и МОТ. Не исключение и текущая ситуация.

Система общественного здравоохранения с трудом держится, общество и государство расплачиваются за оптимизацию медицины, проведенную некоторое время назад. Профсоюзы предупреждали об этом.

Нам нужен новый социальный контракт, с универсальной системой обеспечения зарплат, а также строгое отслеживание трудового законодательства и прекращение попыток его ревизии», – подчеркнула Нина Кузьмина.

Опыт предыдущих многочисленных кризисов показывает, что меры должны быть масштабные, отметила директор Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Кулаева. Затормозить падение доходов может как поддержка предприятий, так и сохранение занятости, защита работников. Ключевую роль в этом процессе, по мнению специалиста, будет играть социальный диалог.

«Президент Франции Эмманюэль Макрон в сложившихся условиях отложил реализацию пенсионной реформы, чтобы вернуть профсоюзы в социальный диалог.

Один из ярких примеров: крупный скандинавский концерн оценил, сколько рабочего времени им нужно сохранить, чтобы сделать полученные заказы на 2008-2009 год. Оказалось, только 60%, но государство, работодатель и работники нашли компромисс.

Концерн сохраняет всех работников на условиях 80% зарплаты. Сотрудников это не устраивало — потеря 20% дохода, работодателя – тоже, так как им нужно было только 60% рабочего времени. Решили, что оставшиеся 20% смены работники будут заняты изучением технологий и образованием.

На этих условиях они прошли кризис, а когда он закончился, то предприятие показало  невероятный рост, потому что им удалось сохранить персонал», – рассказывает Ольга Кулаева. 

Сложности удаленного режима

Федеральная служба по труду и занятости РФ с момента введения режима самоизоляци зафиксировала семикратный рост числа обращений на телефонную линию и электронный сервис.

Причем, как отметил руководитель службы Михаил Иванков, многие вопросы связаны не с фактом нарушения, а с непонятной ситуацией, в которую попали люди.

Коронавирус стал катализатором для внедрения новых механизмов и пересмотра принципов работы.

Неоднократно специалисты отмечали, что наиболее незащищенными оказались те, кто трудоустроен неформально. Однако вопрос о том, в каком количестве должна выплачиваться заработная плата в условиях пандемии и самоизоляции также является проблемой.

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Николай Гладков отметил, что режим простоя и неполного времени поднимает сложный вопрос вторичных ставок и окладов. Эта проблема обсуждается в Конституционном Суде РФ начиная в конца 2000-х.

Решения КС, напоминает специалист, обязательны на всей территории РФ для всех субъектов, органов исполнительной судебной власти, предприятий и так далее.

Безопасность работников потребовала от Минтруда активного вмешательства.

Так, одной из важных мер стал гибкий режим рабочего времени, который позволяет избегать скопления людей в начале и конце дня (например, на проходной), предусматривает смены и дистанцирование на рабочем месте.

Остро в такой ситуации встает и проблема оформления пособий по безработице. Вовремя в этой связи оказался принят, по мнению заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Всеволода Вуколова, закон об электронных трудовых книжках.

«Закон буквально в первом квартале дал результат. В этой ситуации, когда предприятия закрываются, приостанавливают свою работу, часть работников высвобождаются и становятся безработными.

У них нет возможности приехать на предприятие, чтобы получить трудовую книжку. Мы планировали, что электронная трудовая книжка заработает с 1 января 2021 года, но она начала работать уже сейчас.

Это позволило работникам в дистанционном режиме оформлять на портале «Работа в России» пособие по безработице», – рассказал Всеволод Вуколов. 

Однако, как отметила Марина Москвина, еще не полностью урегулированы сфера электронных документов и использование электронных подписей. Фактически бизнесмены в этот переходный и сложный период вынуждены вести двойную документацию — в бумажном и электронном виде.

При этом если после выхода из кризиса число сотрудников на удаленной работе возрастет (по сравнению с цифрами до начала пандемии), тогда государство, по мнению председателя Фонда социального страхования РФ Андрея Кигима, столкнется с такими вопросами как возможность слежки за человеком на рабочем месте (частные разговоры, нахождение у компьютера и так далее). Специалист уверен, что конфликт между работодателем и гражданином в этой части должен быть обязательно разрешен.

«Дальше интересный вопрос о балансе права на защиту частной жизни, в том числе защиты  от все более развивающихся систем слежения.

С одной стороны, работники, которые предоставили дополнительную информацию о себе, сталкиваются с тем, что находятся в зоне риска с токи зрения потери работы, например из-за генетической дискриминации труда.

С другой стороны риски, которые связаны с этими работниками для окружающих важны», – отметил заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения МГЮА имени О.Е. Кутафина Никита Лютов на сессии «Сфера труда и социальная защита в поствирусный период: поиск новых места и роли».

Запрос на повышение роли государства

Опыт пандемии показал, что хуже с ситуацией справляются страны, где система здравоохранения основывалась на рыночных принципах.

Там наблюдается отход от теории сервисного государства, по словам главного финансового уполномоченного Юрия Воронина, и наоборот — запрос общества на власть, которая берет на себя больше функций.

Речь в этом аспекте не ограничивается только сферой здравоохранения.

«С учетом того масштаба проблемы, который прогнозируется с точки зрения безработицы, преодолеть его способна специальная выстроенная государственная система занятости.

Но это вопрос дискуссионный: как нам предстоит в ближайшее время после победы над пандемией выстраивать систему социальной защиты? Будет это инструмент страхования, как он будет ограничен и чем будет дополнен: базовым доходом, адресной помощью или иной формой?», – отметил Юрий Воронин.

Минимальная гарантия государства – несомненно будет иметь место в будущем, уверен Андрей Кигим, в том числе и выплаты сверх заработной платы. «Думаю, что система частного и государственного страхования останется.

Для государств, которые смогут ее сохранить, это будет означать, что они конкурентоспособны, что у них есть творческий потенциал людей, мотивированных именно в этих странах развивать будущие государственные стартапы.

То есть организации, способные защитить страны от пандемии и нищеты», – предрек специалист.

Надеется, что роль государства в финансировании и социального сравнивания увеличится, и Никита Лютов. Он отметил, что в качестве одной из мер поддержки бизнеса могли бы быть выплаты в Фонд социального страхования государством за предпринимателей в тех случаях, когда последние не справляются по объективным причинам.

Базовый подход, основанный на праве на жизнь, по мнению профессора кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова, в будущем должен быть полностью обеспечен государством. Однако люди, чьи доходы и запросы выше, должны иметь возможность получить большие гарантии в случае кризиса.

Профессор поделился, что совместно с Андреем Кигимом они вынашивают идею социальной матрицы жизненного цикла человека, которая сейчас как никогда будет востребована. Идея заключается в том, чтобы провести анализ и выяснить, какие лакуны в матрице закрыты и каким образом – с помощью государственной, страховой, самозащиты, или частное страхование.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *