Основные нормативные акты
Нормативная правовая база электроэнергетики состоит из множества актов разной юридической силы, принимаемых в соответствии и во исполнение основного закона отрасли – Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (ДОП) не является нормативным актом, однако его условия обязательны для всех субъектов оптового рынка. Заключение этого договора — один из обязательных этапов получения статуса субъекта оптового рынка.
Сторонами по договору являются организации коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка с одной стороны, и субъект оптового рынка – с другой. Регламенты оптового рынка и стандартные формы договоров, заключаемых на оптовом рынке, – приложения к договору.
Как и ДОП, они разрабатываются и утверждаются Ассоциацией «НП Совет рынка».
Регулирование
Система государственного регулирования и контроля в электроэнергетике представляет собой набор полномочий Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь, Министерства энергетики и Федеральной антимонопольной службы) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Основные полномочия закреплены в главе 5 федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Структура отрасли
Субъекты
Субъекты электроэнергетики — это компании, которые производят, передают, покупают и продают электрическую, тепловую энергию и мощность, а также организации, которые осуществляют оперативно-диспетчерское управление энергосистемой, организацию торговли электрической энергией и мощностью (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
В электроэнергетике сочетаются монопольные (передача, системное управление) и конкурентные (выработка и сбыт) виды деятельности.
Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электрической энергии и мощности на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо конечным потребителям. Сбытовые организации приобретают электрическую энергию и мощность на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям.
Потребители электрической энергии — это лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Крупные потребители (например, промышленные предприятия) могут приобретать электрическую энергию непосредственно на оптовом рынке (ОРЭМ).
Остальные потребители покупают электрическую энергию у энергосбытовых компаний, в том числе гарантирующих поставщиков, а также у производителей электрической энергии, работающих на розничном рынке.
К организациям технологической инфраструктуры относятся: организация, осуществляющая диспетчерское управление (АО «СО ЕЭС»), организация, управляющая единой национальной электрической сетью (ПАО «ФСК ЕЭС»), и межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).
К организациям коммерческой инфраструктуры относятся совет рынка — объединение всех субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии (Ассоциация «НП Совет рынка»), коммерческий оператор оптового рынка (АО «АТС») и организация финансовых расчетов (АО «ЦФР»).
Диспетчерское управление
Оперативно-диспетчерское управление в Единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (АО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы.
Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой. Также Системный оператор контролирует очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.
Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен на электроэнергию оптовом рынке электроэнергии и мощности, осуществляет процедуру выбора состава включенного генерирующего оборудования (ВСВГО), проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями фактических объемов производства и потребления электроэнергии от плановых.
Тариф на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике ежегодно утверждаются приказом ФАС России.
100 процентов голосующих акций АО «СО ЕЭС» принадлежит государству.
Сетевая инфраструктура
Сетевые организации осуществляют передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям.
Деятельность сетевых организаций является естественно-монопольной и регулируется государством.
Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям, включая утверждение органами исполнительной власти условий типовых договоров и порядка их заключения.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор на оказание услуг по передаче является публичным и обязательным для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг.
Основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг при исполнении договора на передачу электрической энергии устанавливаются Правилами недискриминационного доступа (постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861).
Система тарифов на услуги по передаче электрической энергии основана на следующих двух главных принципах:
Каскадный принцип: часть необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на высоком уровне напряжения учитывается вместе с НВВ сетевых организаций на среднем напряжении при формировании тарифа на среднем уровне напряжения и так далее по цепочке до низкого уровня напряжения. Соответственно, для потребителя услуг по передаче тариф включает расходы по оплате услуг по передаче всей «вышестоящей» сетевой инфраструктуры, с использованием которой осуществлялась (могла осуществляться) передача электроэнергии для этого потребителя;
Принцип единых («котловых») тарифов. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в одном регионе на одном классе напряжения (а также в иных сопоставимых условиях) должны быть равны, вне зависимости от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.
Коммерческая инфраструктура
Совет рынка создан для организации на началах саморегулирования эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью.
Основные функции совета рынка: ведение реестра субъектов оптового рынка; принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка; разработка и внесение изменений в ДОП, регламенты оптового рынка, стандартные формы договоров на оптовом рынке; разрешение споров в соответствии с правилами оптового рынка; формирование общей позиции субъектов рынка по проектам нормативных правовых актов; мониторинг и контроль за соблюдением правил оптового рынка и ДОП; мониторинг ценовой ситуации на рынках; сопровождение программы поддержки генерации, основанной на использовании возобновляемых источников энергии; участие в работе региональных органов регулирования тарифов.
Регулирование рынка через коллегиальные решения представителей всех категорий участников в рамках постоянно действующего органа – Наблюдательного совета
Коммерческий оператор (АО «АТС») отвечает за организацию торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности: определение объемов и стоимости по договорам участников ОРЭМ, допуск к торговой системе, организацию коммерческого учета, расчет цен и объемов по итогам конкурентного отбора на сутки вперед, определение составляющих цен на электрическую энергию и мощность, обязательных для применения гарантирующими поставщиками (ГП) при продаже электроэнергии на розничных рынках.
Тарифы на услуги коммерческого оператора ежегодно утверждаются ФАС России.
Акционерное общество «Центр финансовых расчетов» (АО «ЦФР») также относится к организациям коммерческой инфраструктуры. Акции распределены между Ассоциацией «НП Совет рынка» и АО «АТС».
Компания выступает на оптовом рынке унифицированной стороной по сделкам и заключает на оптовом рынке от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией и мощностью в соответствии со стандартными формами и (или) предварительными условиями, предусмотренными Договором о присоединении, участвует в проведении финансовых расчетов участников оптового рынка, формирует и направляет на исполнение в кредитную организацию расчетные документы на оплату электрической энергии (мощности), услуг, штрафных санкций и осуществляет контроль за их исполнением. Плата за услугу АО «ЦФР» утверждается Наблюдательным советом совета рынка.
Рынок
На территории Российской Федерации действует двухуровневый рынок электрической энергии и мощности.
Крупные производители электрической энергии и крупные покупатели участвуют в отношениях по купле-продаже электрической энергии и мощности на оптовом рынке электрической энергии и мощности Российской Федерации (ОРЭМ). На оптовом рынке обращаются два отдельных товара – электрическая энергия и мощность.
Производители и покупатели электрической энергии, не участвующие в торговле на оптовом рынке, являются субъектами розничных рынков электрической энергии. На розничном рынке обращается один товар – электрическая энергия.
Территория Российской Федерации с точки зрения особенностей функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности разделена на ценовые зоны, неценовые зоны и технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы.
В ценовых зонах оптового рынка электрическая энергия и мощность реализуются с использованием существующих рыночных механизмов. В них законодательно установлен запрет на совмещение естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными.
Организации и их аффилированные лица не имеют права совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии в границах одной ценовой зоны оптового рынка (ст. 6 Федерального закона от 26.03.
2003 №36-ФЗ). Таким образом, генерирующая компания, например, может владеть сбытовыми организациями, но не имеет права владеть сетями.
Однако совмещение функций сетевой и энергосбытовой организации допускается, если на сетевую компанию решением Минэнерго России возлагается исполнение функций гарантирующего поставщика до проведения конкурса и выбора нового гарантирующего поставщика.
В неценовых зонах оптового рынка (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам и по регулируемым ценам (тарифам).
В технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, ввиду отсутствия или ограничения конкуренции, реализация электроэнергии и мощности осуществляется только по регулируемым ценам (тарифам). Требование об обеспечении разделения по видам деятельности на них не распространяются. Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах осуществляется без участия системного оператора субъектами оперативно-диспетчерского управления, функционирующими в пределах этих систем.
Лицензирование энергосбытовой деятельности в электроэнергетике: укрепление монополизма ГП или переход к полноценному конкурентному рынку?
- 23 декабря 2016 года Правительством России в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»и отдельные законодательные акты Российской Федерации,
- связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности».
Предлагается с 01.07.2017 ввести обязательное лицензирование энергосбытовой деятельности.
- Получить лицензию потребуется всем гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям и территориальным сетевым организациям, исполняющим функции гарантирующего поставщика.
- Всего законопроектом предлагается ввести четыре вида лицензий:
- 1) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка; 2) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях неценовых зон оптового рынка; 3) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;
- 4) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности территориальными сетевыми организациями в целях исполнения функций гарантирующего поставщика.
- Лицензионные требования предлагается установить «открытым» списком, предоставив возможность Правительству России расширить перечень лицензионных требований, указанных в законопроекте.
- При этом сам законопроект содержит достаточно лояльный к субъектам рынка перечень лицензионных требований, среди которых например, отсутствие судимости у руководителя лица, подающего заявку на лицензирование, отсутствие факта введения каких-либо процедур банкротства в течение одного года, предшествующего дате получения лицензирующим органом заявления о получении лицензии, отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц информации о нахождении соискателя лицензии в процессе ликвидации.
- Исходя из логики законопроекта, перечень лицензионных требований должен быть расширен Правительством России в первую очередь в части установления требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдению финансовой дисциплины.
- В пояснительной записке к законопроекту указывается, что его цель — стимулирование энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.
Законопроект внесен на фоне уходе с рынка одного из самых нетипичных гарантирующих поставщиков электроэнергии — АО «Оборонэнергосбыт» (единственного поставщика Минобороны России, действовашего по всей территории Российской Федерации и с 01.01.2017 лишенного статуса гарантирующего поставщика также по всей территории России).
Лишение статуса ГП АО «Оборонэнергосбыт» было связано с исключением данной организации из перечня субъектов оптового рынка электрической энергии (такое исключение могло произойти в связи с неисполнением обязательств по оплате закупленной электроэнергии). На данный момент в АСГМ рассматривается дело № А40-205533/2015 о признании АО «Оборонэнергосбыт» банкротом, но пока ни одно из поступивших заявлений кредиторов не привело к введению в отношении данного поставщика наблюдения.
Наибольшее влияние законопроект при его утверждении окажет на энергосбытовую деятельность на розничных рынках электрической энергии.
Главный вопрос, связанный с появлением данного законопроекта, как мне представляется, звучит следующим образом:
«Какое стратегическое направление развития розничных рынков электрической энергии выбрано государством? Монополизация или развитие конкуренции?».
- Российский розничный рынок оборота электрической энергии, несмотря на определенные шаги в сторону развития на нем конкуренции, остается монополистическим.
- Вряд ли ошибусь, если предположу, что во всех регионах Российской Федерации есть гарантирующий поставщик, занимающий доминирующее положение на соответствующем региональном рынке.
- Серьезных драйверов для развития конкуренции на розничных рынках электрической энергии действующее законодательство не содержит.
Министр энергетики России разъяснил инициативу о лицензировании энергосбытовой деятельности
6 июня Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак встретился с депутатами фракции «Единая Россия».
Открывая мероприятие, первый заместитель руководителя фракции Андрей Исаев напомнил, что необходимость встречи возникла в связи с поручением Председателя Государственной Думы Вячеслава Володина тщательно проработать при подготовке во второму чтению законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности», вызвавший ряд нареканий в ходе рассмотрения его в первом чтении.
Министр энергетики отметил, что законопроект направлен на введение системы контроля над надлежащим выполнением субъектами электроэнергетики своих обязанностей, в том числе по обеспечению качественного и своевременного обслуживания потребителей.
«Достигнуть этих целей можно путём введения дополнительного метода государственного регулирования – лицензирования энергосбытовой деятельности», — подчеркнул министр. По его словам, энергосбытовую деятельность можно приравнять к финансовой, например, к деятельности управляющих компаний.
От нее зависит безопасность энергообеспечения потребителей, надежность работы электроэнергетической отрасли.
По мнению разработчиков законопроекта, введение лицензирования позволит повысить платежную дисциплину энергосбытовых компаний перед остальными участниками оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности, исключит мошенничество в энергосбыте.
Кроме того, по словам А.
Новака, в последние годы в электроэнергетике отмечается значительный рост задолженности гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний перед электросетевыми компаниями и другими участниками розничных рынков электроэнергии. А принятый в ноябре 2015 года закон об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов не до конца решил проблемы, задолженность продолжает расти.
Депутатов при обсуждении законопроекта поднимали вопросы рисков от усиления административной и финансовой нагрузки как на энергосбытовые компании, которым придется получать лицензии, так и на потребителей энергии. Однако, по мнению министра, этого не стоит опасаться.
«Разовая оплата госпошлины будет составлять от 30 до 50 тысяч рублей. Отмечу, что какая‑либо дополнительная нагрузка на потребителя в силу повышения тарифов на электроэнергию отсутствует.
Что касается уполномоченного органа, которому будут отданы функции лицензирования, то, по мнению министерства, это должна быть Федеральная антимонопольная служба. Вопрос сейчас согласовывается в Правительстве», заявил А.Новак.
Министр подчеркнул, что лицензирование энергосбытовой деятельности необходимо для дальнейшего развития розничного рынка электроэнергии, сегодня практически не развитого.
Результатом реформы электроэнергетики стало создание полноценного оптового рынка электроэнергии, привлечение инвестиций в генерацию, развитие электросетевого комплекса.
Розничный рынок и энергосбытовая деятельность – те сферы, которые сегодня нуждаются в наиболее пристальном внимании, совершенствовании законодательного обеспечения и установлении рыночных «правил игры».
Иначе, по мнению председателя Комитета по энергетике Павла Завального, завершение реформы электроэнергетики в интересах потребителя невозможно. Это подтвердили и прошедшие весной в Госдуме парламентские слушания, посвященные подведению итогов реформирования отрасли.
Следующие парламентские слушания запланированы Комитетом по энергетике на 19 июня и будут посвящены практике реализации принятого в шестом созыве закона об усилении дисциплины платежей за энергоресурсы.
Депутаты и эксперты обсудят дополнительные механизмы, которые, по словам П.Завального, «помогут умерить аппетиты энергосбытовых компаний, исключить мошенничество и недобросовестность в этом секторе».
Вячеслав Кравченко в интервью интернет-изданию "Переток.ру" рассказал о новом законопроекте о лицензировании деятельности сбытовых компаний в сфере электроэнергетики | Министерство энергетики
Сбытам и потребителям добавят финансовой дисциплины
Александр Садовников
09.01.2017
Проблема многомиллиардных долгов сбытовых компаний в денежном выражении затмевает все остальные нерешённые вопросы оптового и розничного рынка электроэнергии. В негативном ключе на эту тему высказывались даже президент РФ Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев.
Огромная задолженность сбытовиков логично подтолкнула регуляторов отрасли к введению более жёсткого нормативного регулирования их деятельности. Рассказать о сути нового законопроекта о лицензировании деятельности сбытовых компаний в сфере электроэнергетики, который уже внесён в Госдуму, мы попросили заместителя министра энергетики РФ Вячеслава Кравченко.
Также он прокомментировал прорабатываемые механизмы по стимулированию процессов инвестирования и модернизации генерирующего оборудования и некоторые итоги года.
̶ Вячеслав Михайлович, Министерство энергетики РФ готовит законопроект о лицензировании деятельности сбытовых компаний в сфере электроэнергетики, предполагающий лишение лицензий за нецелевое использование средств и нарушение платёжной дисциплины. Документ, безусловно, актуальный для отрасли, и о нём совсем недавно упоминал глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. Его планируется принять уже в начале следующего года. В чём его основные положения?
̶ Проект направлен на совершенствование законодательства РФ, регулирующего деятельность энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков. Он преследует цели стимулирования данных организаций к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг по передаче электрической энергии. Законопроектом предлагается установить, что энергосбытовая деятельность осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, который также будет осуществлять и функции лицензионного контроля. Скажу сразу, что пока вопрос об определении данного органа остаётся предметом дискуссии. Документ также определит основные лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности и предоставит Правительству РФ полномочия по установлению дополнительных лицензионных требований. В том числе требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдения финансовой дисциплины энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков. При этом законопроект даёт возможность установления дифференцированных лицензионных требований для осуществления энергосбытовой деятельности в ценовых и неценовых зонах оптового рынка и в изолированных энергорайонах, а также для территориальных сетевых организаций, осуществляющих функции гарантирующего поставщика. Отмечу, что к основным лицензионным требованиям, предлагаемым к закреплению на уровне закона, предлагается отнести регистрацию энергосбытовой организации на территории Российской Федерации, отсутствие судимости и фактов привлечения к административной ответственности по отдельным составам правонарушений у руководства лицензируемой организации, соблюдение ею требований по обязательному раскрытию информации, отсутствие начатой процедуры банкротства, соблюдение показателей финансовой устойчивости. Кроме того, законопроектом предлагается установление административной ответственности за осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, а равно и за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания лицензирующего органа. Проект закона содержит переходные положения, которые позволяют обеспечить возможность применения положений законопроекта в полном объеме с 1 июля 2017 года (переходный период). Разработка и принятие данного законопроекта являются одними из важных этапов решения комплексной задачи улучшения платёжной дисциплины в сфере электроэнергетики, на которую неоднократно обращало особое внимание руководство страны.
̶ Вы говорили о том, что на уровне «Совета рынка» принято решение об осуществлении контроля и мониторинга за целевым использованием денежных средств сбытовых компаний. Как будет осуществляться мониторинг?
̶ Такое решение было обеспечено внесением изменений в договор о присоединении к торговой системе оптового рынка в части представления финансовой информации гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями. Это позволит контролировать финансовые потоки гарантирующих поставщиков. Данные изменения утверждены протоколом заседания Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка» от 22 ноября 2016 года № 21/2016. Для мониторинга будут использоваться данные финансово-экономической информации, предоставляемые участниками оптового рынка в организации коммерческой инфраструктуры. На основании этих первичных данных АО «ЦФР» будет осуществлять ежемесячный расчёт индикаторов, характеризующих положение гарантирующего поставщика или энергосбытовой организации.
̶ Можете назвать наиболее важные из этих индикаторов?
̶ Во-первых, это индикаторы, характеризующие состояние расчётов участника оптового рынка на розничном рынке электрической энергии (мощности) (скорость оборачиваемости задолженности за услуги по передаче электроэнергии, скорость оборачиваемости задолженности потребителей – субъектов розничных рынков); во-вторых, индикаторы, характеризующие финансовое состояние участника оптового рынка (оборачиваемость кредиторской задолженности – отражает динамику погашения участником оптового рынка своей задолженности перед поставщиками и подрядчиками; доля просроченной кредиторской задолженности в общей кредиторской задолженности; коэффициент финансовой независимости – отражает удельный вес собственного капитала; краткосрочный долг/EBITDA – отношение долга (краткосрочного) к прибыли до вычета налога на прибыль, уплаты процентов и амортизации материальных и нематериальных активов); в-третьих, индикаторы, характеризующие риск нецелевого использования денежных средств участника оптового рынка (риск нецелевого использования денежных средств за счёт инвестиционной деятельности – отражает информацию о платежах по инвестиционным операциям, риск нецелевого использования денежных средств за счёт финансовой деятельности – информацию о платежах по финансовым операциям, не являющимся возвратом кредитов и займов на покрытие кассовых разрывов при осуществлении энергосбытовой деятельности). По результатам проведения указанного мониторинга ЦФР уведомляет гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации, не соответствующие рекомендуемым значениям хотя бы одного из индикаторов, путём размещения уведомлений. Также он направляет перечень гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций, не соответствующих рекомендуемым значениям, в Комиссию при Наблюдательном совете «НП Совет рынка» по платежам на оптовом рынке. Она, в свою очередь, рассматривает представленные материалы и представляет информацию об итогах рассмотрения ситуации по каждой из «проблемных» организаций в Минэнерго России и в Наблюдательный совет «НП Совет рынка». После чего будут приниматься оперативные меры реагирования.
̶ Минэнерго внесло в Правительство РФ постановление о порядке синхронизации расчётов между сетями и гарантирующими поставщиками. Как будет осуществляться синхронизация?
̶ В настоящее время в соответствии с действующим законодательством все потребители, кроме населения, оплачивают гарантирующим поставщикам потреблённую электроэнергию в три этапа: 30% суммы – до 10-го числа месяца поставки; 40% – до 25-го числа месяца поставки; окончательный расчёт – до 18-го числа месяца, следующего за расчётным. В свою очередь гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации должны оплатить услуги по передаче электроэнергии до 15-го числа месяца, следующего за расчётным. Проектом постановления предлагается изменить этот порядок по аналогии с расчётами на оптовом и розничных рынках между производителями и покупателями электрической энергии (мощности). То есть обязать гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации рассчитываться с сетевыми компаниями по тому же графику, по которому потребители (кроме населения) рассчитываются с ними, но сдвинув его на несколько дней, необходимых для проведения расчётов.
̶ Часто звучит тема злоупотреблений при расчётах. В чём сейчас состоят эти злоупотребления?
̶ Как правило, сначала гарантирующие поставщики и энергосбытовые организации полностью оплачивают приобретённую электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке, где предусмотрены высокие пени, и только потом оплачивают услуги по передаче электрической энергии сетевым компаниям. В результате у сетевых компаний накапливается дебиторская задолженность за услуги по передаче электроэнергии.
̶ Предусматривается, что данный законопроект должен снизить количество взаимных претензий между сетями, сбытовыми компаниями и гарантирующими поставщиками. В чём конкретно суть взаимных претензий?
̶ Действующим законодательством предусмотрен лишь окончательный срок оплаты гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями услуг по передаче электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон. В судах рассматривается большое количество споров об урегулировании условий договоров по срокам оплаты, а также огромное количество дел по искам сетевых компаний о взыскании с гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций задолженности или неосновательного обогащения за услуги по передаче электрической энергии.
̶ Какова сейчас ситуация с развитием и модернизаций генерации? Что там – позитивная динамика, стагнация?
̶ Сейчас у нас есть избыток мощностей, и говорить об их развитии, наверное, неправильно. На ближайшую перспективу стоит задача по выводу неэффективных мощностей и модернизации существующих. Стагнации нет, так как у нас колоссальные резервы. Что касается модернизации и обсуждения, которое мы вокруг неё ведём, по нашему предположению, в период 2025–2030 годов нам надо будет войти в строительство новых мощностей, поскольку по нашим, даже консервативным, прогнозам роста до 1 процента в этот интервал времени будет идти процесс выбывания мощностей. В эти оставшиеся примерно десять лет наша задача ̶ создать эффективный механизм по компенсации выбывающих мощностей. Этот вопрос вместе с коллегами из энергетического сообщества мы сейчас активно обсуждаем и видим в качестве источника инвестирования деньги, которые сейчас есть в так называемых тепловых ДПМах. Мы предлагаем эти деньги сохранить в отрасли и направить на строительство новых мощностей и на модернизацию. В качестве инструментов здесь рассматривается достаточно большой набор. В первую очередь это так называемый ДПМ-штрих. Хотя к данной программе мы относимся очень осторожно. Второй инструмент – совершенствование модели конкурентного отбора мощности. Предполагается возможное изменение кривой спроса, чтобы создать условия для модернизации, то есть имеется в виду изменение цены. Она должна быть такова, чтобы компаниям было выгодно строить новые мощности и проводить модернизацию. Ещё один механизм, который мы обсуждаем с генераторами, – это «новые мощности в обмен на старые». То есть выводишь старые мощности и вводишь новые в меньшем объёме. Здесь предусматривается возможность сохранения на определённый период выручки за поставляемую мощность. Дискуссию по этим механизмам мы закончим в течение следующего года и предложим один или несколько механизмов для реализации задачи обновления.
̶ Авария на Рефтинской ГРЭС показала, что мощности генерации в пиковый момент может не хватить. С одной стороны, у генераторов есть опасения как бы не построить лишнего, а с другой ̶ генераторы упираются в дефицит мощности. Где здесь баланс?
̶̶ В целом у нас нет дефицита мощности, но есть уязвимые места по выпадениям дефицита у отдельных станций и блоков. Надо понимать, что если задаться целью резервировать вообще всё, то возникнет очень большая финансовая нагрузка на генераторов. Здесь стоит другая задача ̶ поддерживать всю генерацию в надлежащем состоянии, снижать аварийность и резервироваться с помощью сетевых перетоков. Процесс этот очень тонкий, и мы его пытаемся решить в рамках разработки новых СПРов – схем программ развития, генеральных схем и т. д. Здесь я, к сожалению, не могу назвать идеальных схем решения. Наше электрохозяйство – система технологически очень сложная, и время от времени будут возникать подобные проблемы. Но повторю, это вовсе не значит, что нам нужно резервирование на все случаи жизни. Вопрос в адекватной цене. Крайние варианты такие: либо очень надёжно, но чрезвычайно дорого, либо подешевле, но с определёнными рисками. Баланс между двумя крайностями найти очень сложно. Вывод здесь такой: не всегда правильно любой ценой обеспечивать 100%-ную надёжность энергоснабжения потребителя. Поэтому могут быть кратковременные ограничения и отключения.
- ̶ Каковы у Минэнерго на следующий год планы развития сетей и сбытов?
- ̶ Каков прогноз ведомства на энергопотребление на 2017 год?
- ̶ Хватает ли для процессов инвестирования в генерацию законодательного обеспечения? Недавно в Совете Федерации состоялся на эту тему круглый стол…
̶ Сети находятся в жёстких тарифных ограничениях. Задача у них традиционная – это исполнение инвестиционной программы, надёжное и бесперебойное энергоснабжение потребителей, снижение числа аварий. Разумеется, есть инвестпроекты, которые необходимо реализовывать. У сбытов задача одна – обеспечить высокую собираемость платежей от потребителей и вовремя расплатиться с оптовым рынком и сетями, то есть не нарушать платёжную дисциплину. ̶ Предполагаем, что динамика будет положительная – примерно плюс один процент к показателям 2016 года. Очень хотелось бы, чтобы этот прогноз был обусловлен не погодными факторами, а ростом промышленного производства. Для нас это стало бы самым приятным фактом, так как наблюдаемый в текущем году прирост формируется в основном за счёт погоды. Жаркое лето – это включение вентиляторов, кондиционеров, а рано наступившая зима ̶ это раньше обычного включённое отопление.
̶ Под механизмы, которые я назвал, безусловно, надо писать нормативные акты. В дискуссии по их разработке будет участвовать всё энергосообщество.
Ссылка на интервью:
http://www.peretok.ru/articles/strategy/14816/
Энергосбытам прощают лицензии
Как выяснил “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин хочет отменить наиболее спорную инициативу Минэнерго по лицензированию энергосбытовой деятельности.
Новый механизм должен был заработать 1 июля, с рынка могли уйти крупные должники перед оптовым рынком и сетевым комплексом. Однако лицензирование потеряло актуальность, полагают участники рынка, поскольку оно не вписывается в «регуляторную гильотину».
Отмена механизма, считают эксперты, повысит конкуренцию, но при этом ускорит накопление долгов, объем которых уже превышает 200 млрд руб.
Новое правительство хочет в срочном порядке отказаться от спорной инициативы Минэнерго по зачистке розничного рынка от недобросовестных энергосбытовых компаний.
По данным “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэнерго и Минюсту внести в правительство проекты нормативных правовых актов в части отмены введения лицензирования энергосбытовой деятельности (документ от 14 марта 2020 года есть у “Ъ”).
составлял долг гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний перед оптовым энергорынком на конец февраля
Минэнерго много лет продвигало введение лицензий после громких скандалов с банкротством сбытов. Закон о лицензировании был принят еще в 2017 году и должен был убрать с рынка злостных неплательщиков, имеющих долги перед сетевым комплексом и оптовым энергорынком.
Но его вступление в силу постоянно откладывалось. Согласно последним изменениям, энергосбытовые компании (ЭСК) и гарантирующие поставщики (ГП) должны получить лицензии до 1 июля.
Процесс должен был начаться с января, однако затормозился, поскольку правительство так и не утвердило проект постановления, в котором детально определен процесс лицензирования.
Участники рынка опасались, что не успеют пройти процедуру лицензирования, и называли 20 марта крайним сроком для начала процесса оформления документов. При этом за работу без лицензии или с нарушениями в документах предусмотрены штрафы до 500 тыс. руб. для юридических лиц.
Между тем долги ГП и ЭСК продолжают расти. По данным ЦФР на конец февраля, их задолженность на оптовом энергорынке превысила 101 млрд руб. На конец ноября 2019 года долги ГП и ЭСК перед «Россетями» составляли 76,6 млрд руб., а перед другими сетевыми организациями — 24,6 млрд руб.
Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев сообщил “Ъ”, что принятие нормы по лицензированию может ограничить конкуренцию.
«Система лицензирования является административными барьером в первую очередь для энергосбытовых компаний, которая приведет к росту издержек и ухудшению конкурентной среды»,— говорит он.
В аппарате Михаила Мишустина, в Минэнерго и в «Совете рынка» (регулятор энергорынков) не ответили на запрос “Ъ”.
«Цели и задачи лицензирования энергосбытовой деятельности (контроль платежной дисциплины и контроль качества обслуживания потребителей) достижимы в рамках существующей системы контроля»,— сказала “Ъ” председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая.
ГП и так зарегулированы в части взаимоотношений с потребителями, к ним уже сейчас применяются наиболее жесткие требования в части соблюдения финансовой дисциплины.
Госпожа Невмержицкая напоминает, что в случае накопления задолженности за период свыше двух месяцев сбыты лишаются статуса субъекта оптового энергорынка, что обеспечивает защиту интересов производителей энергии и сетевых компаний.
Отмену лицензирования поддерживает и промышленность. В «Сообществе потребителей энергии» сообщили “Ъ”, что лицензирование избыточно, а деятельность сбытовых компаний уже в достаточной мере регламентирована. Например, для решения проблемы неплатежей существует система предоставления финансовых гарантий.
При этом компании, входящие в Ассоциацию ГП и ЭСК, уже были готовы к лицензированию.
Так, гендиректор «Атомэнергосбыта» (входит в «Росатом») Петр Конюшенко сообщил “Ъ”, что компания даже заинтересована в лицензировании, во многом из-за того что «оно позволило бы не допускать недобросовестные энергосбытовые компании работать с потребителями, а это, в свою очередь, защитило бы и клиентов, и других участников энергорынка».
Представители «РусГидро» и «Т Плюс», владеющие сбытовым бизнесом, сообщили, что тоже готовы к лицензированию с 1 июля, но будут следовать решениям правительства. В «Интер РАО» и в «Русэнергосбыте» (основной поставщик ОАО РЖД) не ответили на запрос “Ъ”.
Сбытовой бизнес трудно проходил экономические спады, накапливая задолженность перед оптовым рынком, теряя игроков в банкротстве, испытывая сложности покрытия кассовых разрывов в условиях резкого роста ставок кредитования, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».
По его мнению, лицензирование было направлено против слабых игроков, снижая риски взрывного роста неплатежей и сохранения средств всех участников энергорынка.
«Обратной стороной этого процесса был резкий рост ограниченного количества игроков, часто аффилированных с государством,— это энергосбыты «Интер РАО», «Росатома» и т. д.
Отмена лицензирования приведет к остановке процесса укрупнения сбытов и повышению конкуренции, но одновременно может и вызывать ускорение роста задолженности и неплатежей в энергосистеме»,— считает Владимир Скляр.
Полина Смертина, Татьяна Дятел