ГРУЗ СДАЛ! ГРУЗ ПРИНЯЛ? Почти детективная история

Сразу хочу сказать, история не о том, как что-то потеряли, или перепутали терминалы, сроки и прочее! Все гораздо интереснее, и необычнее. До этого я даже не мог предположил в здравом уме, что такое может произойти с нашей компанией.

Заранее извиняюсь за длинный текст, но иначе эту историю не рассказать. Думаю она будет полезна, и предостережет кого-то в бедующем! Надеюсь хотя бы.

Значит история началась как обычно. Есть у нас контрагент, подразделение крупного оператор связи из большой пятерки( назовем их Отправитель). Мы выкупаем у них разного рода оборудование, и заказываем забор груза и перевозку через ДЛ, так как сами они не доставляют до терминала.

7 апреля через форму сайта была оформлена заявка на перевозку. Заявка принята, согласованы дата и условия.

8 апреля груз забирают у Отправителя, нам выставляют счет на оплату. Мы его тут же оплачиваем. Цена вопроса около 3000р.

12 апреля груз доставляют в город получателя. Уведомляют нас о прибытие.

14 апреля повторно уведомляют, что заберите груз он ждет на терминале…Пока все стандартно и вполне обычно, но тут начинается самое интересное развитие событий!

В этот же день приезжаем за грузом, на терминал в г.Екатеринбурге, на Черняховского. ( центральный и крупнейший в городе) Предъявляем документы, но в выдаче груза отказано!

Мы абсолютно не понимая, что происходит спрашиваем о причинах…В ответ получаем, что у Отправителя имеется задолженность перед ДЛ за прошлые какие-то его перевозки! На наш резонный вопрос, а мы то какого лешего тут? Нам сообщают, что есть такой закон ( но о нем позже), нам закон не предъявляют, просто ссылаются на него в разговоре, что есть там пункт, подпункт и прочее.

Начинаются разборки на месте, отправляют к директору филиала, там нам опять в устной форме что-то бормочут про закон, и что в договоре якобы есть такой пункт, что они могут не отдавать если есть задолженность.

Все наши аргументы, что Заявка была с нашей стороны, оплата была с нашей стороны, да ВСЕ действия, в том числе и по заключению нашего договора с ДЛ были с нашей стороны, и каким образом сейчас мы свое законное не можем получить? Груз не отдают! Стоим на своем, но все бесполезно, говорят разбирайтесь где-то там в Москве.

Просим письменный отказ, и получаем опять отказ! Типо пишите претензию через форму сайт! ( самое интересное, что через форму сайта «претензии» ДЛ не давал оформить претензию, сообщая что нашей накладной нет в системе! Совпадение? Не думаю)

ГРУЗ СДАЛ! ГРУЗ ПРИНЯЛ? Почти детективная история ГРУЗ СДАЛ! ГРУЗ ПРИНЯЛ? Почти детективная история

Дальше возникает резонный вопрос, а вернее нас ставят в известность, что хранение груза будет платное! Мы же его не забираем, а ДЛ его хранит у себя!

То есть, Вы понимаете абсурд происходящего?? МЫ первоначально заплатили за товар! заплатили за перевозку! А теперь должны платить за хранение товара, который готовы забрать в указанные сроки, но нам его не выдают!

На все уговоры и разговоры в офисе, нас отправляют на горячие линии, в почты и к черту на кулички, учить и читать закон! А еще что мы согласились с формой договора на их сайте.

На Южном Урале перевозчик «по ошибке» отдал груз почти на 1 млн неизвестному лицу

ГРУЗ СДАЛ! ГРУЗ ПРИНЯЛ? Почти детективная историяhttps://www.znak.com/2016-08-09/na_yuzhnom_urale_perevozchik_po_oshibke_otdal_gruz_pochti_na_1_mln_neizvestnomu_licu

2016.08.09

В Челябинской области бизнесмен из Миасса Александр Санаров вынужден судиться с транспортной компанией, которая «по ошибке» передала его груз стоимостью более 900 тыс. рублей неизвестному лицу. Заседание арбитражного суда назначено на 23 августа, сообщили Znak.com в юридической компании «Гаврюшкин и Партнёры». 

Индивидуальный предприниматель Александр Санаров 12 января 2016 года заключил с ООО «Первая экспедиционная компания» договор, согласно которому ПЭК должна была доставить груз в виде автозапчастей из Челябинска в Ярославль.

Отправителем и получателем груза по договору значился сам Санаров, который планировал открыть фирму в Ярославле. Однако, отслеживая на сайте экспедиционной компании движение груза, мужчина неожиданно обнаружил, что он уже выдан.

 

Перевозчик сообщил, что груз получил гражданин Гордийчук, предъявивший копию паспорта Санарова и рукописную доверенность. Бизнесмен никакой доверенности не выдавал и передавать запчасти другому лицу не просил.

Тем не менее «Первая экспедиционная компания» вину не признала, указав, что экспедитор не несёт ответственности за выдачу груза по подложному документу, если из документа явно не следует, что он поддельный.

 

Между тем представленная ответчиком доверенность, а также копия паспорта Санарова, полученная от гражданина Гордийчука, содержат целый ряд неточных сведений.

Так, в доверенности сказано, что она была составлена в городе Ярославле, хотя туда отправитель груза так и не прибыл. Не соответствует истине дата выдачи паспорта Санарова в доверенности и в копии документа, подписи отличаются от его настоящей.

Кроме того, в копии паспорта другая дата рождения Санарова, неверное место регистрации, а на фото другой человек. 

«Довод ответчика о том, что он не может нести ответственность за утрату груза, в корне противоречит нормам действующего законодательства, — считает ведущий юрисконсульт юридической компании «Гаврюшкин и Партнёры» Ануш Арутюнян.

— В поручении экспедитору и складской накладной указаны грузоотправитель и грузополучатель, коими является Санаров. Каких-либо поручений передавать груз какому-либо иному лицу истец не давал.

Ответчик не был лишён возможности позвонить Санарову по двум номерам телефона, указанным в поручении экспедитору и складской накладной, и уточнить, действительно ли за грузом явилось уполномоченное им лицо.

Ответчик мог направить истцу телеграмму, мог направить на его адрес заказное письмо и любым другим способом связаться и уточнить информацию о получателе груза. Данных действий ответчик не предпринял в силу своей небрежности. Бездействие ответчика обстоятельством непреодолимой силы, которое он не мог предотвратить, не является». 

По мнению юриста, экспедиторы нарушили пункт 1 статьи 401 ГК РФ («Основания ответственности за нарушение обязательства»), не приняв все меры для надлежащего исполнения своих обязательств. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Как отбить груз у похитителей. Детективная история пользователя АТИ 5 июля 2021

У пользователя АТИ похитили груз. Он не стал дожидаться помощи полиции, взял поиски в свои руки и вышел на мошенников.

Мужчина рассказал как это было — получилась детективная история на грани с боевиком, не хватало только погонь с перестрелками. Узнайте, как орудуют мошенники, и как на них выходят по горячим следам.

Нашему герою нужно было перевезти груз из Казани в Краснодар. Он нашел на АТИ фирму ООО «Консалт-ВЭД», которая согласилась взять груз. То ли сроки поджимали, то ли просто забыли, но с юридической стороны ничего не проверили. С этого момента «приключения» начались.

«Мы загрузили авто на складе, машина выехала и, как говорится, ничто не предвещало…»

Через 2 дня после отгрузки представитель ООО «Консалт-ВЭД» позвонил по телефону. Рассказал, что началась какая-то забастовка, кто-то поджигает машины дальнобойщиков, а потому фирма решила не лезть на рожон — переждать 1-2 дня и продолжить перевозку. Звучало странно, но запас по времени был, потому согласились.

Еще через 3 дня ООО «Консалт-ВЭД» перестали выходить на связь. Большинство после этого идут в полицию, суд, а кто-то даже к астрологам, и начинается нескончаемая чехарда. Но в этот раз все было иначе.

Наш герой стал искать в интернете информацию об ООО «Консалт-ВЭД». Быстро выяснилось, что генеральный директор фирмы, Солдатенков В.А., числится руководителем в 547 и учредителем в 381 фирмах. Очевидно, груз отдали подставной компании.

Обратились в полицию. Там сказали, что дело долгое и муторное. Шансы таяли с каждым часом, нужно было что-то предпринимать.

Благо запомнили номер автомобиля, который был на погрузке. По номеру нашли телефон водителя и позвонили ему. Водитель рассказал, что пока он ехал, руководство ООО «Консалт-ВЭД» указало ему изменить маршрут — вместо Казани ехать в город Кинель Самарской области. Туда он и направился.

Прямо на трассе, не доезжая до города, водителя ждали 2 КамАЗа и бригада грузчиков. Фуру перегрузили в КамАЗы, с водителем рассчитались. Повезло, что водитель на всякий случай записал номер одного из автомобилей А955УЕ 163RUS.

АУЕ — буквы в номере одного из автомобилей, похитивших груз

По номеру автомобиля выяснили, что он принадлежит некому Кузнецову, уроженцу города Кинель.

Позвонили ему и прямо спросили, перевозил ли он на своем КамАЗе мешки с неизвестным грузом.

По голосу было понятно, водитель испугался — от прямых ответов уклонялся, выдумывал оправдания, в конце концов перешел на крик и бросил трубку. Дальше — интереснее.

Через 15 минут перезвонил мужчина, который представился как «Михалыч, бывший сотрудник ФСБ». Сказал, что груз лежит у него, и он его охраняет. Мол, привезли ему на хранение и кинули. «Бывший сотрудник ФСБ» был согласен, чтобы за грузом приехали в город Кинель.

На следующий день прибыли в город Кинель и обнаружили груз на складе. Похитители не ожидали, что их найдут, испугались и сами отдали товар.

«Сами мы не местные, ничего не знаем, и вообще мы ваш груз охраняли от злых бандитов», — оправдывались на складе

Груз вернули. Но все это, благодаря быстрой реакции, а также водителю, который записал номер КамАЗа. А всего этого могло бы не случиться, проверь владелец юридическую информацию о перевозчике перед тем как отдать ему груз.

Наша история произошла 4 года назад. С тех пор рисков при грузоперевозках не стало меньше. Мы хотим помочь вам их избежать и для этого проводим бесплатный вебинар по безопасности.

Читайте также:  Отказы в ускорении рассмотрения дела – из-за ошибок в заявлении

22 июля пройдет первый бесплатный вебинар для грузовладельцев от старшего юриста ATI.SU. Он рассмотрит юридические аспекты грузоперевозок и риски грузоотправителей, а также ответит на ваши вопросы.

Вы получите консультацию профессионального юриста — узнаете о самых распространенных ошибках, которые приводят к утрате грузов, и поймете как их избежать.

Вебинар бесплатный и пройдет на нашем Youtube-канале. Чтобы принять участие — зарегистрируйтесь.

Регистрация 

Источник: pikabu

«Такой груз я не везу»: можно ли найти управу на зарвавшихся грузоотправителей?

О недобросовестном поведении некоторых грузоотправителей рассказывает координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. 

Когда на загрузке происходит пересортица отгружаемых товаров (вместо макарон грузят гречку, вместо тушенки – рыбные консервы, вместо микроволновок – стиральные машинки), ничего страшного в этом нет.

Главное, чтобы всё это было отражено в транспортной накладной.

Однако всё чаще и чаще происходят ситуации, когда предлагаемый к перевозке груз сильно отличается от того, что грузят по факту: больше габариты, вес, или вообще это опасный груз под видом обычного.

Говорить о том, что это ошибка кладовщика или менеджера не приходится: чаще всего это результат четкой, осознанной позиции грузоотправителя.

Впарить перевозчику негабарит, нагрузить в полтора раза больше груза чем было заявлено или загрузить опасный груз под видом обычного – это почти норма. Почему? Да потому что так дешевле.

Ничего страшного и в этом случае не произойдет, если водитель на загрузке увидит и раскроет все манипуляции грузоотправителя. Перевозчик имеет полное право отказаться от такой перевозки с очень простой формулировкой: грузоотправитель намеренно сообщил недостоверные сведения о существенных характеристиках перевозимого груза – будь то его габариты, вес или категория (опасный/не опасный).

Николай Синявин, автоперевозчик, Краснодарский край:

— Стали грузить химию, ADR-9. Я говорю: ребята, для её перевозки нужен ДОПОГ, и цена другая совершенно! Мне отвечают: ой-ой-ой, там вторая погрузка, может прикроешь? Я приезжаю на вторую погрузку, та же самая история. Говорю, ребята, я такой груз не повезу. Они мотивируют свои действия каким-то постановлением 2007 года, якобы этот груз относится к 9 классу и не требует специального разрешения на передвижения. Я говорю: вы хоть мозг включите! Это спецразрешение на движение, а не на перевозку, а перевозка осуществляется при наличии ДОПОГ! А они просто дурака включают и всё…

И ладно бы речь шла о каких-то разовых ситуациях: чем дальше, тем больше. Со стороны грузоотправителей недостоверная информация о существенных характеристиках предлагаемого к перевозке груза стала носить системный характер. И с их точки зрения всё понятно: машин много, грузов мало, будешь упираться – пошел нафиг за ворота, найдутся другие.

Николай Синявин, автоперевозчик, Краснодарский край:

— Ситуация повторяется один в один. Присылают заявку, товары народного потребления, 10 тонн. Приезжаю, иду подписывать документы – а там удобрения. Спрашиваю: ДОПОГ нужен? Нет, это минеральные удобрения. Начинают грузить: ADR-9, ADR-8. Я говорю: барышня, это как называется, вы грузите мне опасный груз! И всё повторяется! Так же падают на заднюю точку, кричит что я дурак…Меня послали куда подальше, порвали документы. Сказали: тебя здесь не было и звать тебя никак. Машину с ДОПОГ им месяц искать, а груз нужно отправлять – вот они и идут на такие ухищрения. Машину пригнал, хочешь вези, хочешь – нет, а сколько денег ты потратил и что ты сделал, им глубоко плевать. 

Им – плевать, а нам писать претензию:

При погрузке выяснилось, что предъявленный к перевозке груз относится к категории опасных грузов ADR-9. В связи с предоставлением недостоверных данных, касающихся существенных характеристик перевозимого груза, пользуясь правом, предоставленным мне Гражданским кодексом РФ, Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом требую разрешить конфликтную ситуацию в досудебном (претензионном) порядке.

Алгоритм уже накатан: снова претензия, и хорошо, что у Николая была возможность передать эту претензию не на склад, а непосредственно в головную контору этой фирмы. Это правильный вариант. 

Ни для кого не секрет, что менеджеры среднего звена часто используют автотранспорт для отмывания «сэкономленных» денег, поэтому информация о том, что происходит у них на складах, для учредителей и руководства компаний порой бывает крайне неожиданной – чем и надо пользоваться.

Отчего-то мне кажется что деньги на перевозку удобрений, которые считаются опасным грузом, эти ребята получают в полном объеме, но до водителя они не доходят. Получается, что складские менеджер подставляют интересы всего производства.

Ведь машина, вышедшая без должного оформления груза и не имеющая должных разрешений, так или иначе может быть поставлена на штрафстоянку. И если натравить гаишников и транспортников на такой объект… 

не думаю, что руководители производства будут в восторге от того, что результаты суточной смены предприятий зависнут на штрафстоянке. Стало быть, надо показать что шкурные интересы менеджеров идут вразрез с интересами всего предприятия.

Врут эти ребята, когда говорят о том, что 9 класс опасности не требует ДОПОГ! Единственное, что там присутствует – чуть менее жесткие требования к транспортному средству.

Не такие жесткие, как к топливу, пороху, радиоактивным материалам.

Но, тем не менее, требования к автомобилю существуют, и перевозка 9 класса опасности требует от водителя наличия удостоверения ДОПОГ, ведь никаких поблажек на перевозку опасных грузов – даже в нынешний коронавирусный период – нет.

Борис Савельев, доцент Сибирского государственного автодорожного университета, эксперт по перевозке опасных грузов.

— К машине действительно требований немного. Необходимо, чтобы было устройство ограничения скорости. Но в наличии должна быть вся необходимая комплектация – пустая табличка, огнетушители, противооткатные устройства… Если водитель везёт груз в контейнерах, мешках, канистрах, флягах или бочках, тогда табличка должна быть пустая. А если он везёт навалом или насыпью, то маркировка посложнее – машину надо маркировать так же, как цистерну. Удостоверение с базовым курсом в любом случае необходимо.

На видеосъёмке (11:15) виден хвост машин, который стоит перед воротами предприятия. Полагаю, что все они спокойно загрузятся, подотрут сопли и потащат груз. Не стройте никаких иллюзий по поводу водительской солидарности: её уже давно не существуют. 

Грузят опасные грузы по цене обычных, повизгивают и с радостью тащат их в ущерб своему кошельку, защищая шкурные интересы даже не грузоотправителей, а их вороватых менеджеров.

Положа руку на сердце: что бы я сделал? Сдал бы их всех. Ближайшим территориальным транспортникам либо ГИБДД. Так бы и сказал: из этих ворот выезжают машины, перевозящие опасные грузы без разрешения. Я понимаю, что перевозчики попадут под удар, но прикрутить хвосты вот этим грузоотправителям, которые за счет перевозчиков крысят свои деньги, я считаю – святое дело. 

https://kaspiko.ru/ https://kaspiko.ru/

Грузоперевозки: 4 случая, когда перевозчик рискует потерять деньги

???? Предприниматель, который возит грузы за деньги, — профессионал своего дела. Это логика законов о грузоперевозках.

Перевозчик отвечает за груз в пути, подбирает грузовик и оформляет накладные. Кто именно заказал перевозку — конечный клиент или экспедиторская компания, обычно не играет роли.

Мы разобрали самые частые проблемы перевозчиков с заказчиками и постарались дать базовые советы.

???? Ответы нашли в законах и разъяснениях Верховного Суда из:

— Обзора судебной практики от 20.12.2017

— Постановления Пленума № 26 от 26.06.2018

1. Потеря груза 

В чём риск. В пути водитель с грузом попал в аварию, и машина загорелась. С ночной стоянки груз украли. Вместо получателя груз забрали мошенники с поддельной доверенностью. В общем, груза больше нет, заказчик его не получил.

Что говорит закон. Перевозчик отвечает за груз с момента погрузки у отправителя до выгрузки получателю. Если в пути груз пропал, перевозчик возмещает заказчику его стоимость. Вдобавок возвращает плату за перевозку. Правило — из ст. 796 ГК РФ, ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Груз считают потерянным, если его не нашли после погрузки в течение 10 дней — когда везли внутри региона, и 30 дней — когда везли в другой регион. Дальше заказчик может требовать возмещение и не соглашаться ещё подождать и поискать.

Перевозчик отвечает за потерю груза даже без вины. Перевозчик — профессионал. Он в курсе, что в дороге случаются ДТП, кражи и пожары. Груз в пути всегда под его контролем. Платить придётся даже за воров и мошенников — п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017. 

Понятно, что невозможно контролировать природные явления. Если коробки смыла волна или сожгла молния, перевозчик не платит. Но с него доказательства, что виновата стихия. Например, подойдёт акт МЧС о пожаре.

Если заказчик застраховал груз и получил выплату, право требовать деньги за потерю переходит к страховой компании — п. 27 Постановления Пленума № 26. 

Как быть. Перевозчик может застраховать груз от ДТП, грабежа и стихийного бедствия в пути. Расходы на эвакуацию машины после аварии страховые часто тоже относят к страховым рискам.

Если в аварии пострадала только машина, а сам груз не довезли и вернули отправителю, стоит сделать отметку в транспортной накладной или составить акт возврата. Иначе есть риск заплатить как за потерю, такое было — дело № А19-16190/2017.

2. Повреждение груза 

В чём риск. Груз не довезли целым или свежим. Мебель промокла от дождя, протёкшего через тент, краска разлилась от тряски, фрукты сгнили от жары. Получатель отказывается принимать груз.

Что говорит закон. Забота перевозчика — безопасно погрузить и перевезти груз. Машина должна быть исправной и подходить по размеру и температуре под груз клиента — ст. 791 ГК РФ. За порчу груза перевозчик компенсирует заказчику его стоимость или частичный ремонт. Плату за перевозку возвращает — ст. 796 ГК РФ. 

Читайте также:  Об электронной подписи в работе юристов

При погрузке перевозчик проверяет состояние груза. Если видно, что упаковка порвана или фрукты несвежие, в транспортную накладную записывают замечание. То есть перевозчик доставляет груз в том состоянии, в каком забрал в пункте отбытия.

Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым и не испортил кузов — ст. 10 Устава автомобильного транспорта. 

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если перевозчик продал упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на него — п. 1  Обзора судебной практики от 20.12.2017.

В целом перевозчик не отвечает за порчу груза в четырёх случаях из п. 23 Постановления Пленума № 26:

  1. Груз испортился из-за непреодолимой силы. Например, газель с роялем обстреляли террористы.

  2. Власти запретили движение по автомобильным дорогам. Водитель потратил лишний день на объезд, и продукты испортились.

  3. Отправитель плохо упаковал груз или не предупредил об особенностях. 

  4. Произошла естественная убыль массы груза.

Вот пример, когда груз в дороге испортился по вине отправителя. 

Предприниматель перевозил палеты с пивом по заявке экспедитора. В заявке было единственное требование к транспорту — изотермический фургон.

При выгрузке оказалось, что пиво подморожено из-за температуры -5 градусов в кузове, вместо нужной плюсовой. Пива пропало на 66 000 ₽. Экспедитор подал в суд на перевозчика.

Но суд сказал, что виноват заказчик, потому что не предупредил о тонкостях температурного режима для груза — дело № А82-5345/20194.

Как быть. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

Статья: как оформить договор перевозки грузов

3. Доставка с опозданием

В чём риск. Водитель не рассчитал и привёз груз позже на пару суток. Теперь заказчик хочет вычесть из оплаты штраф за просрочку.

Что говорит закон. Про срок доставки договариваются и записывают его в заявку заказчика. Время прибытия грузовика под загрузку пишут там же.

За каждые сутки просрочки перевозчик платит штраф 9 % от стоимости перевозки, но не больше этой стоимости. По договору штраф бывает больше или меньше — ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Плюсом к штрафу перевозчик компенсирует заказчику убытки. Например, оплачивает неустойку, которую поставщик заплатил своему покупателю за просрочку. Сурово, но перевозчика наказывают дважды — п. 24 Постановления Пленума № 26.

Часто причина опоздания — задержка выезда машины. Виноватых определяют так. Если водитель приехал на неподходящем под груз фургоне и понадобилось время на замену, то в задержке виноват перевозчик, он платит штраф.

Если заказчик опоздал на погрузку, то уже он платит штраф 25 % от стоимости перевозки. То же самое — если машину не вовремя разгрузили. Размер штрафа по договору может быть другой — ст.

35 Устава автомобильного транспорта.

Штрафы не начисляют, если доставка сорвалась из-за урагана, войны, теракта или ограничения проезда по дороге — ст. 794 ГК РФ.

Как быть. Если погрузка или разгрузка задерживается по вине заказчика, водитель делает отметку в транспортной накладной. Это спасёт в споре о штрафах и убытках за просрочку.

Статья: как оформить путевой лист для водителя

4. Заказчик не оплачивает перевозку

В чём риск. Груз приехал вовремя, у заказчика нет претензий. Перевозчик отправил счёт на оплату. Время идёт, но денег от заказчика нет.

Что говорит закон. Заказчик обязан заплатить в сроки из договора или заявки. За задержку насчитывают проценты по ключевой ставке или больше — если в договоре есть такой пункт. Перевозчик вправе не отдавать груз, пока ему не заплатят. Это правило из ст. 790 ГК РФ, но в договоре его иногда отменяют.

Если перевозку заказала экспедиторская компания, она и платит перевозчику. Требовать долг с конечного клиента нельзя, он здесь ни при чём — п. 28 Постановление Пленума № 26.

У перевозчика есть один год, чтобы подать в суд на заказчика. До суда заказчику отправляют претензию и ждут ответа 30 дней.

Как быть. Перевозчику нужно принести в суд документы, которые подтверждают перевозку груза из пункта А в пункт Б. Поэтому важно составлять заявки и накладные, брать у получателей копии доверенностей.

Заявка заказчика говорит о том, что он заказал услугу. Транспортная накладная с подписями получателя подтверждает, что груз довезли. Доверенность на работника получателя исключит, что груз выдали мошеннику. 

Без подписи получателя в транспортной накладной бывают проблемы. Заказчик может отрицать, что груз довезли и отказаться платить. Но доказать перевозку можно другими документами, где стоит подпись заказчика — актом сверки, актом оказанных услуг, гарантийным письмом или даже перепиской с заказчиком — п. 20 Постановление Пленума № 26.

Статья актуальна на 04.02.2021

Вс решал, кто заплатит потребителю за утрату груза — новости право.ру

Ольга Перепелицына* в июле 2018-го купила в магазине кровельных материалов «Сотдел» сэндвич-панели за 65 580 руб. с доставкой из Московской области в Петербург. Экспедитором по поручению продавца выступила транспортная компания «ПЭК» — как говорится на ее сайте, один из крупнейших грузоперевозчиков. Стройматериалы застраховали за 50 руб. на сумму 3000 руб.

В этом сюжете

«ПЭК» принял панели (как написано в расписке, без упаковки) 8 августа и должен был доставить их 11-го. Но вышло не так. Часть груза оказалась «повреждена, впоследствии утрачена, а после нахождения утилизирована без ведома грузополучателя», говорится в материалах дела. Оставшиеся панели Перепелицына тоже не получила.

Осенью 2018-го страховая компания выплатила ей возмещение в размере 3 000 руб., но это клиентку, конечно, не устроило. Она послала в «ПЭК» претензию с требованием возместить ущерб за порчу панелей. Обращение осталось без ответа, и Перепелицына отправилась в суд.

Там она потребовала возместить убытки в размере 65 850 руб., неустойку 65 580 руб., компенсацию морального вреда 15 000 руб., судебные расходы 20 000 руб. и штраф.

Кировский районный суд Санкт-Петербурга оставил иск без удовлетворения. Он пришёл к выводу, что между сторонами сложились отношения в области транспортно-экспедиционной деятельности.

Лицо, которое составило заявку на сайте «ПЭК», отвечает за то, что указало объявленную стоимость груза в 3000 руб., а требования свыше этой суммы необоснованные.  И поскольку ущерб в пределах 3000 руб.

уже компенсирован, суд отказал истице. Такого же мнения оказались апелляция и кассация.

Правильная квалификация

Иначе рассудил ВС. Он напомнил, что суд не связан правовой квалификацией от истца, а должен иметь свое мнение о том, какое требование заявлено и какие нормы следует применить. Здесь Перепелицыну ошибочно приняли за сторону договора транспортной экспедиции. Тогда как документы говорят о другом.

Согласно договору купли-продажи, стройматериалы должны быть доставлены в место, которое укажет клиент. В платежном поручении Перепелицына указана как покупатель и грузополучатель, «Сотдел» — поставщик, «ПЭК» — грузоотправитель.

А согласно провозным документам, «ПЭК» оказывает услуги на основании поручения «Сотдела» третьему лицу – Перепелицыной.

Наконец, суд не выяснил, кто внес данные в электронную заявку (поручение экспедитору) на сайте «ПЭК» и кто объявил ценность груза, застрахованного на соответствующую сумму, отметил ВС.

Отдельно коллегия под председательством Сергея Асташова остановилась на вопросе компенсации морального вреда. «Основанием для нее является сам факт нарушения прав потребителей, а возмещение материального ущерба не освобождает от ответственности за моральный вред», — написали судьи в определении № 78-КГ20-71-КЗ.

При новом рассмотрении ВС дал указание Санкт-Петербургскому городскому суду суд дать правильную квалификацию отношений между магазином, покупателем и транспортной компанией.

Судя по всему, нижестоящие суды просто невнимательно изучили материалы дела. Ответчика надо заменить на «Сотдел», говорит Михаил Волков из Юридического бюро Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря
.

Ведь истец не должен выступать стороной договора транспортной экспедиции, который заключен во исполнение договора розничной купли-продажи. Получается, что «Сотдел» в полном объеме несет ответственность за причиненный ущерб, поясняет Волков.

А если есть соответствующие основания, продавец может, в свою очередь, взыскать убытки с экспедитора.

Но вероятно, что размер ответственности в этом случае окажется как раз ограничен страховой суммой. В апреле экономколлегия рассмотрела арбитражный спор и признала приоритет объявленной стоимости над реальной ценой груза, если это отвечает условиям договора (см. «ВС признал приоритет объявленной ценности груза над суммой ущерба»).

* — Имя и фамилия изменены редактором.

Перевозка грузов автотранспортом

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Читайте также:  Об ответственности за неподачу заявления о банкротстве

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).

Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика).

Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст.

785 ГК РФ подтверждает заключение договора перевозки). Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п.

11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
  • Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
  • Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
  • Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
  • Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силойЧто МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Нарушение условий договора контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Непреодолимая сила.

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Нарушение условий договор контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.

Другие основания для привлечения к ответственности участников перевозки.

Основание Участник перевозки Размер ответственности
невывоз груза (п. 1 ст. 34 УАТ) перевозчик 20% провозной платы + убытки
несвоевременное предоставление транспортного средства для перевозки груза (п. 3 ст. 34 УАТ) перевозчик 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки
просрочка доставки груза (п. 11 ст. 34 УАТ) перевозчик 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (ограничено размером провозной платы) + убытки
непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТ) грузоотправитель 20% провозной платы + убытки
неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза (п. 3 ст. 35 УАТ) грузоотправитель 20% провозной платы + убытки
задержка (простой) транспортных средств, поданных под погрузку/выгрузку (п. 4 ст. 35 УАТ) грузоотправитель / грузополучатель 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки

В договоре перевозки стороны могут предусмотреть иной размер ответственности за любое из указанных нарушений. Но имейте в виду, что если договор «умолчал» о другом размере ответственности по одному из оснований, то будут действовать положения закона.

Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.

Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* Наказание для водителя Наказание для перевозчика Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб.
2-10% / до 10 см 1 000 – 1 500 руб. 100 000 – 150 000 руб. 250 000 – 400 000
10-20% / 10-20 см 3 000 – 4 000 руб. 250 000 – 300 000 руб. 250 000 – 400 000
20-50% / 20-50 см 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав 350 000 – 400 000 руб. 250 000 – 400 000
>50% / >50 см 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав 400 000 – 500 000 руб. 250 000 – 400 000

*допустимые значения определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

За каждое единичное нарушение к ответственности будут привлечены водитель, перевозчик и грузоотправитель.

Последний вправе при рассмотрении административного материала представить документы, подтверждающие, что погрузку осуществил не он (к примеру, есть договор со специализированной организацией или погрузку осуществлял перевозчик собственными силами).

Во всех остальных случаях после уплаты штрафа перевозчик/грузоотправитель могут предпринять попытку взыскать убытки (размер штрафа) с контрагента по договору перевозки.

К убыткам могут быть отнесены и суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда дорогам РФ на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».

Каким образом снизить штраф:

  • найти процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении или контрольном взвешивании;
  • доказать, что осуществляло погрузку груза иное лицо;
  • оплатить штраф в течение 20 дней со скидкой 50% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ);
  • собрать доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица (п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Итак, все проблемы грузоотправителей и перевозчиков возникают из-за неправильного или легкомысленного оформления документов: договора, заявки на перевозку, транспортной и товарной накладной.

Просчитывайте возможные последствия заранее. Проверяйте свой документооборот в перевозках. Для грамотного и безрискового выстраивания отношений с участниками автоперевозок обращайтесь к квалифицированным юристам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *