ФАС – про отмену торгов из-за отзыва финансирования

Отмена извещения о проведении электронного аукциона 44-ФЗ — это процедура аннулирования определения поставщика и информирование участников об этом. Это делают до окончания приема заявок, но есть и исключения из этого правила.

Причины отмены электронного аукциона 44-ФЗ по решению заказчика чаще всего такие:

  1. Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
  2. Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
  3. Отсутствие необходимости в поставке, в оказании услуг.
  4. Предписание антимонопольного органа.
  5. Результаты общественного обсуждения.
  6. Форс-мажорные обстоятельства.

В 44-ФЗ нет закрытого перечня случаев для отмены аукционных процедур. Гоcзаказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он определяет разумность дальнейшего проведения процедуры и решает, отказываться от нее или нет, самостоятельно.

В условиях активного распространения коронавируса в Москве, с 13 по 19 апреля С.С. Собянин указом №42-УМ от 10.04.2020 приостановил в Москве проведение госзакупок, но с исключениями. По-прежнему проводят неотложные закупки. Пока ведомства только планируют разъяснить моменты, относящиеся к неотложным закупкам и перечню госзаказчиков, которых касается это исключение.

В какие сроки

Ст. 36 44-ФЗ устанавливает общие требования к порядку и срокам аннулирования: возможна отмена определения поставщика электронного аукциона не менее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок.

Если при проведении электронного аукциона у заказчика возникла потребность отменить проведение аукциона, при этом срок подачи заявок уже закончился, то он вправе это сделать, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы, то есть в чрезвычайных и непредотвратимых ситуациях (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

А можно ли отменить аукцион по 44-ФЗ после окончания срока подачи заявок, если причина не попадает под условия чрезвычайности, — нет, это запрещено.

Как отменить: пошаговая инструкция для заказчика

Вот инструкция, как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ по решению заказчика в 2020 году.

Шаг 1. Определить необходимость отказа от проведения процедуры и зафиксировать причину, по которой проведение закупки нецелесообразно.

Шаг 2. Убедиться, что сроки позволяют это сделать (до конца приема заявок осталось не менее пяти дней). Если срок не позволяет отменить, то есть заказчики, которые сначала изменяют закупку, указывая разумную причину для этого. В ч.

6 ст. 63 указано, что решение о внесении изменений принимается не позднее чем за 2 дня до даты окончания подачи заявок. А срок подачи заявок продлевается не менее чем на семь дней — этого времени вполне достаточно, чтобы отменить закупку.

Шаг 3. Утвердить приказ об отмене аукциона по 44-ФЗ по решению заказчика (если такой документ составляется) и составить решение о заказе на основании этого приказа. Некоторые принимают только решение без предварительного приказа.

Шаг 4. Опубликовать извещение об отказе от проведения в ЕИС. Это делают в день принятия решения. А электронные площадки незамедлительно информируют поставщиков, которые уже подали заявки. Заказчики не открывают доступ к электронным предложениям, которые участники подали на процедуру, после публикации отменяющего документа в ЕИС.

Шаг 5. Исправить сведения в план-графике. Заказчик обязан сделать это не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения.

Пример приказа об отмене

ФАС – про отмену торгов из-за отзыва финансирования

Как отменить в личном кабинете: пошаговая инструкция для заказчика

Вот пошаговая инструкция, как отменить электронный аукцион в ЕИС по 44-ФЗ.

Шаг 1. Зайдите в личном кабинете на вкладку «Документы закупки».

Шаг 2. Выберите «Отменить» в блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

ФАС – про отмену торгов из-за отзыва финансирования

Шаг 3. Заполните форму.

Шаг 4. Прикрепите составленный файл извещения и нажмите кнопку «Разместить».

ФАС – про отмену торгов из-за отзыва финансирования

Ответственность

При отказе от проведения аукционных процедур заказчик не несет ответственности перед участниками, за исключением случаев, когда из-за незаконной отмены закупки причинены убытки потенциальному поставщику: это, к примеру, аннулирование закупки в последний день подачи заявок, то есть с нарушением сроков.

Антимонопольная служба грозит жалобщикам пошлиной

ФАС – про отмену торгов из-за отзыва финансирования

За жалобы, из-за которых срываются торги во исполнение национальных проектов, может быть ­выписан штраф / Евгений Разумный / Ведомости

Госзакупки, необходимые для исполнения национальных проектов, часто срываются – из-за жалобщиков.

«От таких действий [жалобщиков] – миллионные, если не миллиардные убытки», – посетовал в июле председатель правительства России Дмитрий Медведев и поручил ввести ответственность за это вплоть до уголовной.

Готовить предложения было поручено Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минфину – вместе с Генпрокуратурой и МВД.

На 12 национальных проектов и Комплексный план развития магистральной инфраструктуры государство планирует потратить 18,2 трлн руб.

за шесть лет (общая стоимость национальных проектов – 25,7 трлн, правительство планирует привлечь частный капитал).

На национальные проекты деньги пока тратятся медленно: по данным Счетной палаты, из запланированных на 2019 г. 1,7 трлн – всего 559 млрд руб. (32,4%).

Чтобы дело шло быстрее, говорил отвечающий за нацпроект «Экология» (Счетная палата сообщает, что он исполнен на 11,6%) министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин «Ведомостям», нужно убрать с торгов тех, у которых только ручка в кармане, кто демпингует и потом, после победы на торгах, говорит, что не хватило денег закончить проект.

«Мы пришли к выводу, что нужно ввести плату за необоснованные жалобы, поданные профессиональными жалобщиками», – рассказал «Ведомостям» замруководителя ФАС Михаил Евраев: брать плату с тех, чья жалоба признана необоснованной. Размер платы обсуждается, вероятно, это доля от начальной цены контракта, полагает Евраев: так ФАС планирует уменьшить количество торгов, приостановленных из-за жалоб.

В 2018 г. ФАС получила 83 385 жалоб на госзакупки, 44% признано обоснованными. В первом полугодии 2019 г. поступило 39 305 жалоб, обоснованными признано 34%.

«Никто не срывает торги из любви к искусству. Это либо попытка договориться между собой или с заказчиком о цене контракта, либо вымогательство отката за отзыв жалобы, – объясняет начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев.

– Плата за подачу необоснованной жалобы будет хорошей профилактической мерой для таких злоупотреблений и решит проблему на 70–80%». Остальные нарушения, по его словам, уже будут подпадать под внесенные ФАС в правительство поправки в Уголовный кодекс, усиливающие ответственность за картель.

Поправки предполагают ведение реестра участников картелей и запрет для них на участие в торгах, обмен данными с правоохранительными органами, штраф в двукратном размере за повторный картель, рассказал Евраев.

А если компания профессионально занимается жалобами и вымогает у других участников торгов деньги, это уже Уголовный кодекс и служба готова взаимодействовать с правоохранительными органами, чтобы пресекать это, говорит Тенишев. Уже установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере закупок, за подкуп и за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок, напоминает Евраев.

Минфин планирует включить защиту от злоупотреблений правом обжалования в законопроект об оптимизации госзакупок, сообщила директор департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова: будут учтены и предложения регионов.

ФАС готовит и другие изменения – поправки в Кодекс об административных правонарушениях, расширяющие ответственность за нарушения на госзакупках и закупках госкомпаний для банков.

К крупным контрактам ФАС предложит допускать только квалифицированных участников закупок, у которых есть опыт исполнения таких контрактов, рассказал Евраев: «Это позволит качественно и в срок исполнять взятые обязательства по контракту».

Жалобы – один из немногих способов предотвратить нарушения, допущенные на торгах во исполнение национальных проектов, поэтому серьезно ограничивать их нельзя, предупреждает партнер компании «Ценовые и контрактные решения» Евгений Вдовин. Но сейчас ФАС захлебывается в потоке жалоб на мелкие торги, поэтому не всегда может уделить должное внимание торгам крупным, несущим основные риски неэффективности, считает он.

Истинные причины демпинга и срыва выполнения контрактов – неограниченное количество участников и неоправданно низкий порог торгов, продолжает Вдовин. Чтобы исправить ситуацию, полагает он, нужно поднять порог торгов до 5–10 млн руб., а более дешевые закупки, которых подавляющее большинство, проводить по текущим рыночным ценам или по экономически обоснованным сметам.

Предварительные торги или квалификационный отбор для крупных госзакупок, по мнению Вдовина, действительно могли бы улучшить результативность торгов. Но главное – нужно контролировать фактические результаты контрактов. «Это отсечет заведомо недобросовестных участников и предотвратит демпинг», – заключает эксперт.

ФАС – про отмену торгов из-за отзыва финансирования

Что делать госзаказчику, если финансирование отозвали из-за коронавируса, и другие разъяснения ФАС

Антимонопольная служба разъяснила: что делать госзаказчику, если финансирование отозвали из-за коронавируса, по каким критериям формировать лот некоторых госзакупок, как закупить работы по строительству «под ключ» по Закону N 223-ФЗ. Подробнее об этом в нашем обзоре.

Читайте также:  Участие в электронном аукционе. Пошаговая инструкция для заключения госконтракта

Как поступить госзаказчику, если финансирование отозвали из-за коронавируса

Заказчик может отменить госзакупку после размещения извещения в ЕИС:

  • конкурс и аукцион – не меньше чем за пять календарных дней до даты окончания подачи заявок;
  • запрос котировок – не меньше чем за два календарных дня до даты окончания подачи заявок.

ФАС указала: если у заказчика было отозвано финансирование из-за перераспределения средств на мероприятия для борьбы с коронавирусом, то отмена закупки за пределами срока не будет нарушением.

Терорганы ФАС будут учитывать это при рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок и устанавливать причинно-следственную связь между отзывом финансирования и отменой закупки с нарушением срока. Если связь обнаружится, то предписание выдавать не будут. Состава административного правонарушения также в этом случае нет.

По каким критериям формировать лоты некоторых госзакупок

Описание объекта закупки не должно ограничивать количество участников. ФАС выделила критерии, нарушение которых в совокупности означает, что лот закупки сформирован неправильно.

При закупке работ по содержанию и ремонту городских автодорог такими критериями являются:

  • НМЦК одного лота не выше 1 млрд руб. для города с численностью населения не более 1 млн;
  • НМЦК одного лота не выше 1,5 млрд руб. для города с численностью населения более 1 млн;
  • срок исполнения обязательств по контракту не менее 6 месяцев.

При закупке работ по содержанию и ремонту региональных автодорог критерии зависят от зоны их выполнения, а также статуса города. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга такими критериями будут:

  • НМЦК одного лота не выше 3 млрд руб.;
  • срок исполнения обязательств по контракту не менее 6 месяцев.

При закупке модульных фельдшерско-акушерских и ветеринарных пунктов такими критериями считаются:

  • НМЦК одного лота не выше 500 млн руб.;
  • в один лот не должна включаться поставка пунктов более чем в одном субъекте РФ.

Как закупить работы по строительству «под ключ» по Закону N 223-ФЗ

В Законе N 223-ФЗ не установлен порядок проведения закупок, предметом которых одновременно являются работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства, а также поставка оборудования.

Ведомство указало, что в этом случае для формирования объекта закупки можно применять п. п. 55–57 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, если это не будет противоречить положению о закупке.

Онлайн-версия>>>

Отмена аукциона 44-ФЗ: причины, порядок, последствия

Из этой статьи вы узнаете:

  • Причины отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика
  • Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ
  • Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

Отмена аукциона по 44-ФЗ не является нарушением, если соблюдены сроки и требования к процедуре, которые указаны в данном нормативном акте. Обычно торги отменяют до того, как закончился период приема заявок, но из такого порядка возможны исключения.

Не всегда проведение аукциона происходит согласно установленным нормам. В таких случаях участники имеют право обратиться в ФАС или суд, чтобы отменить результаты торгов. В нашей статье мы расскажем, как правильно отменить аукцион и каких ошибок следует избегать, чтобы не получить проблем с контролирующими органами.

Причины отмены аукциона по 44-ФЗ

Если заказчик заинтересован приобрести товар или услугу по самой низкой цене, то он проводит электронный аукцион. Но в ходе процедуры иногда могут сложиться условия, по которым ее продолжение оказывается невозможным. Поэтому возникает необходимость отмены аукциона заказчиком по 44-ФЗ.

В вышеуказанном законе предусмотрена такая возможность. При этом заказчик обязан соблюсти порядок самой процедуры и ее сроки.

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ означает, что организованная заказчиком закупка ТРУ прекращается, а всем участникам, приславшим заявки, направляются уведомления о данном факте.

Организатор может отменить любую конкурентную процедуру за исключением запроса предложений. Порядок отмены аукциона предусмотрен в ст. 36 44-ФЗ.

Возможности заказчика прервать процедуру выбора поставщика ограничены в основном временными рамками. Если проводится электронный аукцион, то его отмена возможна не позже 5 дней до даты, которая указана в извещении в качестве последнего дня приема заявок. Для запроса котировок этот срок сокращается до 2 дней.

В ч. 3 ст. 36 ФЗ-44 прописано, что заказчик, решив отменить электронный аукцион, публикует соответствующее решение в Единой информационной системе и направляет извещения всем участникам торгов. Только в этом случае закупка будет считаться отмененной. Дополнительной, но необязательной мерой является размещение объявлений об отмене аукциона по 44-ФЗ в Интернете.

Конечно, могут быть и другие основания, результатом которых становится отмена электронного аукциона. 44-ФЗ не устанавливает никаких жестких требований по данному вопросу, заказчик на свое усмотрение принимает подобные решения.

Напомним, что отменить электронный аукцион по 44-ФЗ можно не позже чем за 5 дней до окончательной даты приема заявок. Хотя надо отметить, что в условиях обстоятельств непреодолимой силы этот срок может быть сокращен.

Перечень подобных обстоятельств также регламентирован законом – он содержится в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ. К таковым, например, можно отнести аварийные и чрезвычайные события, которые люди не имеют возможности предотвратить. Это стихийные бедствия, аварии, вооруженные конфликты, забастовки и т. д.

У заказчика есть еще один выход, помимо форс-мажора, уложиться в срок для отмены аукциона по 44-ФЗ и остаться при этом в правовом поле.

Если до окончания приема заявок остается меньше 5 дней, то можно объявить о необходимости внести корректировки в закупку по уважительной причине и на этом основании перенести на 7 и больше дней дату подачи заявок.

После такого продления появится достаточно времени для отмены процедуры на законном основании.

При необходимости отменить закупку заказчик сначала оформляет решение письменно, а потом издает соответствующий приказ. Оба этих документа должны быть направлены всем заинтересованным лицам, а также опубликованы в свободном доступе.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика

Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:

  1. Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
  2. Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
  3. Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
  4. Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
  5. Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.

Для того чтобы разместить информацию об отмене электронного аукциона по 44-ФЗ в Единой информационной системе, нужно выполнить следующие действия:

  1. На сайте ЕИС зайти в личный кабинет и перейти в раздел «Документы закупки».
  2. В блоке «Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)» нажать на строку «Отменить».
  3. Внести информацию в появившуюся форму.
  4. Загрузить оформленный заранее файл извещения, закончить процедуру нажатием кнопки «Разместить».

Сроки и последствия отмены аукциона по 44-ФЗ

Законом предусмотрены минимальные сроки для отмены электронного аукциона и электронного конкурса – 5 дней до окончательной даты приема заявок. Для запроса котировок этот срок составляет 2 дня.

Также законом установлен еще один временной промежуток – оператору электронной площадки дается один час после размещения заказчиком извещения об отмене электронного аукциона на то, чтобы вернуть заявки всем участникам.

Только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы решение об отмене аукциона заказчиком по 44-ФЗ может быть принято позже указанного пятидневного срока.

Характеристика подобных обстоятельств дается в статье 401 Гражданского кодекса РФ. Имеются в виду события, которые нельзя предотвратить и избежать.

Подобный форс-мажор позволяет заказчику принять решение об отмене аукциона по 44-ФЗ на любом этапе процедуры, пока не подписан контракт.

Читайте также:  Бездокументарные переговоры с работником, или Как опасно терять подлинники

Поставщики извещаются об отмене закупки, одновременно с этим оператор электронной площадки разблокирует их средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, и возвращает владельцам.

Потенциальные поставщики, которым довелось участвовать в отмененном аукционе, нередко задаются вопросом о возможности взыскания компенсации с заказчика за собственные потраченные впустую время и усилия. В законе не предусмотрена никакая ответственность заказчика за отмену процедуры, если он при этом в точности выполнил регламент и уложился в сроки.

Безусловно, подразумевается, что закупка не состоялась по объективной причине. Если же в действиях организатора аукциона имеются признаки недобросовестности, то участники процедуры имеют право обращаться с жалобой в контролирующие органы и суд, требуя возмещения убытков.

Отмена аукциона по 44-ФЗ через суд или ФАС

К сожалению, в ходе практической реализации государственных закупок нередко имеют место всевозможные нарушения прав потенциальных поставщиков. Заказчик может необоснованно не принять заявку, не допустить участника к торгам.

Экономические агенты, чьи права были нарушены, вправе отстаивать свои интересы в суде.

Если суд признает обоснованность претензий истца, то будет вынесено решение о признании закупки недействительной на основании ст. 449 Гражданского кодекса РФ.

Поэтому заказчику очень важно корректно действовать при необходимости отмены аукциона по 44-ФЗ, а также при принятии решения недопуска участников к торгам.

Закупка может быть отменена при следующих нарушениях:

  • Предметом сделки являлась реализация госимущества, при этом был нарушен срок приема предложений.
  • Заявка участника не была принята без объективной причины.
  • Победитель конкурентной процедуры установлен с нарушением правил.

Если участник считает, что в ходе аукциона были нарушены его права, то он может для защиты собственных интересов обращаться в любую контролирующую инстанцию.

В законе 44-ФЗ данные функции возложены в первую очередь на антимонопольную службу, а также на общественные организации и объединения юридических лиц.

Участники могут обращаться в любую указанную инстанцию либо в суд в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44 и обжаловать решение заказчика.

Претензии могут быть предъявлены к действиям или бездействию заказчика, уполномоченного им органа, закупочной комиссии либо отдельных ее членов, должностных лиц организатора закупки, оператора электронной торговой площадки.

В ст. 99 закона 44-ФЗ указано, куда может обращаться с жалобой участник закупки. Прежде всего, это региональное управление Федеральной антимонопольной службы. Если его специалисты выносят решение, с которым участник не согласен, то у него остается право подавать исковое заявление в суд.

По факту допущенных нарушений при определении победителя конкурентной процедуры потенциальные поставщики могут оспаривать решение заказчика и его должностных лиц, закупочной комиссии, отдельных ее членов, оператора электронной торговой площадки. Заявление подается не позже 10-го дня после размещения в ЕИС любого из документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения признанного несостоявшимся аукциона.

Если участник усматривает нарушения своих прав в содержании закупочной документации, подавать жалобу он может до даты окончания приема заявок. Если неправомерные действия (бездействие) заказчика по отношению к участнику последовали после указанного числа, то обращаться в контролирующие органы имеют право лишь те субъекты, заявка которых была принята.

Если нарушение правил со стороны заказчика происходит на этапе оценки вторых частей заявок вплоть до заключения контракта, то направлять жалобу участники могут лишь до того момента, пока не будет подписан договор. Если этот срок пропущен, то оспаривать действия заказчика, его должностных лиц, закупочной комиссии либо ее членов, оператора электронной торговой площадки можно только в суде.

Если участник закупки обращался с жалобой в ФАС, но решение его не устроило, что у него есть право отстаивать свои интересы в арбитражном суде. Исковое заявление должно быть подано на протяжении трех месяцев после вынесения решения ФАС.

При этом нужно указать те же самые основания для отмены решения ФАС, которые были обозначены в заявлении, поданном ранее в антимонопольную службу.

То есть фактически сутью требований, направляемых в суд, является признание неправомочными выводов ФАС по закупке, а не обжалование действий заказчика.

Что делать госзаказчику, если финансирование отозвали из-за коронавируса, и другие разъяснения ФАС

Антимонопольная служба разъяснила: что делать госзаказчику, если финансирование отозвали из-за коронавируса, по каким критериям формировать лот некоторых госзакупок, как закупить работы по строительству «под ключ» по Закону N 223-ФЗ. Подробнее об этом в нашем обзоре.

Как поступить госзаказчику, если финансирование отозвали из-за коронавируса

Заказчик может отменить госзакупку после размещения извещения в ЕИС:

  • конкурс и аукцион – не меньше чем за пять календарных дней до даты окончания подачи заявок;
  • запрос котировок – не меньше чем за два календарных дня до даты окончания подачи заявок.

ФАС указала: если у заказчика было отозвано финансирование из-за перераспределения средств на мероприятия для борьбы с коронавирусом, то отмена закупки за пределами срока не будет нарушением.

Терорганы ФАС будут учитывать это при рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок и устанавливать причинно-следственную связь между отзывом финансирования и отменой закупки с нарушением срока. Если связь обнаружится, то предписание выдавать не будут. Состава административного правонарушения также в этом случае нет.

По каким критериям формировать лоты некоторых госзакупок

Описание объекта закупки не должно ограничивать количество участников. ФАС выделила критерии, нарушение которых в совокупности означает, что лот закупки сформирован неправильно.

При закупке работ по содержанию и ремонту городских автодорог такими критериями являются:

  • НМЦК одного лота не выше 1 млрд руб. для города с численностью населения не более 1 млн;
  • НМЦК одного лота не выше 1,5 млрд руб. для города с численностью населения более 1 млн;
  • срок исполнения обязательств по контракту не менее 6 месяцев.

При закупке работ по содержанию и ремонту региональных автодорог критерии зависят от зоны их выполнения, а также статуса города. Например, для Москвы и Санкт-Петербурга такими критериями будут:

  • НМЦК одного лота не выше 3 млрд руб.;
  • срок исполнения обязательств по контракту не менее 6 месяцев.

При закупке модульных фельдшерско-акушерских и ветеринарных пунктов такими критериями считаются:

  • НМЦК одного лота не выше 500 млн руб.;
  • в один лот не должна включаться поставка пунктов более чем в одном субъекте РФ.

Как закупить работы по строительству «под ключ» по Закону N 223-ФЗ

В Законе N 223-ФЗ не установлен порядок проведения закупок, предметом которых одновременно являются работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, строительству, реконструкции и (или) капремонту объекта капстроительства, а также поставка оборудования.

Ведомство указало, что в этом случае для формирования объекта закупки можно применять п. п. 55–57 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, если это не будет противоречить положению о закупке.

Документ:

Закупки по 44-ФЗ И 223-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ И 223-ФЗ

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.05.2020 N АКПИ20-161

Верховный Суд РФ признал не действующим со дня принятия пункт 3 письма ФАС России от 24 сентября 2019 г. N РП/83261/19 «Об отдельных вопросах применения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалоб на обязательные в силу законодательства Российской Федерации торги» Далее — Письмо).

Пункт 3 Письма содержит разъяснения полномочий антимонопольного органа по приостановлению процедуры проведения торгов в рамках рассмотрения жалоб. В частности, в нем изложено, что в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г.

 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию уведомление о поступлении жалобы и приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Согласно части 18 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 этой статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Часть 19 статьи 18.

1 Федерального закона «О защите конкуренции» указывает, что в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 данной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Учитывая изложенное, при принятии к рассмотрению жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.

Верховный Суд РФ, признавая указанный пункт 3 Письма не действующим указал, в частности, что Федеральным законом «О защите конкуренции» обязательное приостановление торгов обусловлено фактом принятия жалобы к рассмотрению антимонопольным органом и направлением соответствующего уведомления заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей (часть 11 статьи 18.1).

Данным Федеральным законом определен и период приостановления торгов — со дня направления уведомления до дня рассмотрения жалобы по существу (часть 18 статьи 18.1).

Читайте также:  «в конфликте всегда больше ресурсов у работодателя, чем у работника»

Федеральный закон «О защите конкуренции» не содержит предписаний, что при рассмотрении антимонопольным органом жалобы в порядке, предусмотренном его статьей 18.1, полномочия антимонопольного органа ограничиваются возможностью приостановления торгов только в части заключения договора.

Подобное разъяснение ФАС России основано на ошибочном толковании приведенных в пункте 3 Письма норм, в том числе части 19 статьи 18.

1 Федерального закона «О защите конкуренции», содержание которой вопреки доводам административного ответчика не предусматривает каких-либо полномочий антимонопольного органа, а определяет сформулированную как запрет обязанность организатора торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Этой же нормой определена ничтожность договора, заключенного с нарушением такого требования.

Учитывая установленные обстоятельства, пункт 3 Письма подлежит признанию не действующим со дня принятия оспариваемого акта.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Вернуться к списку новостей

Блокирование и разблокирование тендерных процедур ФАСом

ЗАКАЗАТЬ ЖАЛОБУ В ФАСЗашита Ваших законных интересов

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

Особенности блокирования/разблокирования тендерных процедур ФАСом после поступления жалоб (44-ФЗ, 223-ФЗ)

Любой участник закупки имеет право обжаловать действие/бездействие заказчика тендерной процедуры в ФАСе, арбитражном суде, а также прокуратуре.

Поскольку алгоритмы подачи жалоб изложены на сайтах соответствующих органов, приводить их в данной статье нет необходимости.

Автор ограничился в данной статье рассмотрением двух важнейших операций, предпринимаемых ФАСом в рамках реагирования на жалобы участников: приостановки процесса определения поставщика и его возобновления.

При поступлении от участника жалобы в ФАС она регистрируется канцелярией этой федеральной службы (если соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию жалобы и подписана ЭЦП), после чего ФАС направляет в ЕАИС информацию о жалобе.

Также информация направляется на ЭТП, где проводится обжалуемая процедура, причем в письме ФАС требует приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения договора (контракта).

Это особенно актуально, когда жалоба подана в последний день регламентного срока (не более 5 дней со дня публикации обжалуемого участником протокола).

Ведь после того как контракт будет подписан ФАС потеряет свои полномочия в отношении обжалуемой процедуры и решения вынести не может.

Как только процедура будет заблокирована в ЕАИС появится соответствующее уведомление, выделенное красным шрифтом

Информация о приостановке процедуры также будет отображаться и на соответствующей ЭТП. Тогда только участник, подавший жалобу может вздохнуть с облегчением: его труд не пропал зря: заказчик уже не сможет заключить контракт, проигнорировав жалобу.

Может ли ФАС проигнорировать жалобу, поданную по всем правилам и в срок? Законным способом не может, по крайней мере сразу. Случаи, когда жалоба оставляется без рассмотрения, составляют в процентном отношении 10-12% всех жалоб.

Но принять решение об оставлении жалобы без рассмотрения ФАС может только в течении двух рабочих дней с момента регистрации и при наличии какой-то уважительной причины (например, если участник не укажет в жалобе номер своей заявки).

Если они истекли и участнику не пришло письмо об оставлении жалобы без рассмотрения, он может вздохнуть с облегчением: его жалоба, по крайней мере, будет рассмотрена по существу.

По факту рассмотрения жалобы комиссия ФАС выносит решение. В зависимости от того, что решила комиссия, она может выдать заказчику обязательное к исполнению предписание. Далее возможны варианты.

  • — заказчик исполнил предписание в полном объеме.
  • — заказчик частично исполнил предписание, то есть исполнил, но не надлежащим образом.
  • — заказчик вообще не исполнил предписание или сразу обратился в арбитражный суд.

Последний вариант наблюдается весьма редко, поскольку прежде чем обжаловать предписание заказчик должен его сначала исполнить, а уже суд отменит, если сочтет доводы заказчика убедительными. Так что заказчик может быть оштрафован на внушительную сумму.

Закон 44-ФЗ в рамках которого выдается предписание не предполагает его автоматической приостановки в случае обращения заказчика в суд. С другой стороны, при обращении в суд, если только он примет к рассмотрению заявление действие предписания автоматически останавливается, в соответствии с ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ.

Такую позицию занимают некоторые суды и решения по подобным делам бывают разные. А вот предписание, выданное по устранению нарушений в процедуре, проводимой в соответствии с законом 223-ФЗ заказчик может, не исполняя обжаловать в суде. Тут уже нет коллизии – действует только ч. 2 ст. 152 закона 135-ФЗ.

Исполнение ненадлежащим образом заказчику может сойти с рук, но, если кто-то из участников снова пожалуется, комиссия ФАС обязательно заставит заказчика выполнить предписание в полном объеме.

При точном исполнении предписания (заказчик еще должен уложиться в срок, предписанный ФАС) ФАС уведомляет ЕАИС, а также присылает на ЭТП письмо о разблокировании процедуры. Получив такое письмо оператор ЭТП разблокирует в течение одного дня процедуру и заказчик

Разблокирование процедуры осуществляется не сразу. Сначала заказчик должен отчитаться перед ФАСом, что исполнил предписание, выслав туда соответствующие материалы.

Только после этого ФАС отправит письмо о разблокировании оператору ЕАИС, а также уведомит ЭТП. Получив уведомление ЭТП разблокирует процедуру, и только тогда заказчик сможет заключить контракт (договор) с победителем.

А если ФАС такое письмо не отправит? Cколь долго процедура может оставаться заблокированной? Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Предписание об устранении нарушений изготавливается ФАСом одновременно с решением.

В предписании указывается, согласно, административному регламенту фас два срока: срок исполнения самого предписания и срок отчетности перед фасом о его исполнении.

На практике это правило почти никогда не исполняется: в предписании указывается один срок, не позднее которого заказчик должен успеть выполнить предписание и отчитаться о его выполнении. Допустим, что заказчик выполнил все, что требовало предписание, отправил материалы в ФАС, отправил также туда письмо с просьбой об ускорении разблокирования, но нет ни ответа, ни привета.

Этому бездействию можно найти объяснение.

Ведь в ФАСе за блокирование/разблокирование конкретных процедур отвечают выделенные-специалисты.

Этот специалист может уйти в отпуск, заболеть, умереть или погибнуть, наконец. И как тогда добиться разблокирования процедуры, если письмо о разблокировании не приходит и телефон выделенного специалиста не отвечает? А в подразделениях (или филиалах) ждут с нетерпением поставки товаров, исполнения работ, оказания услуг.

Да и победитель бесится. Он уже не верит, что договор (контракт) когда-либо будет заключен, не знает закупать ли ему товар для поставки или нет; начинать ли исполнение работ (указание услуг) под честное слово заказчика.

А если еще окажется, что заказчик не выполнил предписание ФАС должным образом, победитель может беспокоиться, что тогда контракт вообще будет аннулирован. На самом деле этого не произойдет.

Если предписание ФАС не предполагало отмену процедуры, а устранение нарушений, то даже при повторном неисполнении предписания она не будет отменена. Но в этом случае заказчик не минует суда, а руководитель его организации будет дисквалифицирован сроком на один год.

Поскольку от бездействия ФАС в случае ее запаздывания с разблокированием процедуры страдают и заказчик, и победитель им целесообразно действовать сообща, хотя могут добиться успеха, действуя и независимо друг от друга

Они могут написать коллективную жалобу в прокуратуру (на ФАС можно подавать жалобу только в генеральную прокуратуру) в суд или в центральный аппарат (ФАС России). Генеральная прокуратура, скорее всего передаст жалобу в ФАС России, ФАС России постарается замять дело, поскольку проштрафилось его подразделение. И процесс разблокирования не ускорится.

Подача жалобы на бездействие ФАС в арбитражный суд – вероятнее всего окажется самой эффективной. Заказчику не следует забывать, что если он пожалуется куда-либо на свою территориальную ФАС, то отношения с ней будут надолго испорчены. Да и победителю тоже, если он часто участвует в процедурах, проводимых заказчиками того же города, где проводилась обжалуемая процедура.

Поэтому в случае если подписание контракта затянется по вине ФАС, автор советует проявить терпение. Даже если с момента публикации решения и предписания истек установленный законом срок – один месяц. Рано или поздно ответственный специалист появится на работе и разблокирование процедуры состоится.

А срок действия договора (контракта) будет продлен с учетом дней просрочки и победитель успеет его исполнить.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *