Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

В рамках розничных рынков электрической энергии (далее –РРЭ) реализуется электроэнергия, приобретенная на оптовом рынке электроэнергии и мощности (далее – ОРЭМ), а также электроэнергия генерирующих компаний, не являющихся участниками оптового рынка.

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

В соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – Основные положения) субъектами розничных рынков являются:

Гарантирующий поставщик (далее — ГП) — коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус ГП.

ГП осуществляет энергосбытовую деятельность и обязан в соответствии с федеральным законом «Об электроэнергетике» заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к ней потребителем либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя и в интересах указанного потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

Энергосбытовые, энергоснабжающие организации (далее — ЭСК, ЭСО) — организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. ЭСК (ЭСО) свободны в выборе покупателя (потребителя), с которым они готовы заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)).

  • Исполнители коммунальных услуг — управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский кооператив, в целях оказания потребителям коммунальной услуги.
  • Потребитель — потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
  • Покупатель — покупатель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее продажи, а также исполнитель коммунальных услуг, приобретающий электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальных услуг.
  • Сетевые организации — организации, владеющие объектами электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача электрической энергии потребителям (покупателям).

Производитель электрической энергии (мощности) на РРЭ — собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности), входящего в ЕЭС России, в отношении которого на ОРЭМ не зарегистрированы ГТП и установленная генерирующая мощность которого составляет менее 25 МВт; или установленная мощность равна либо превышает 25 МВт, и на него не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой э/э (мощности) только на оптовом рынке. А также собственник или иной законный владелец объекта по производству электрической энергии (мощности) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах (далее – ТИЭС) и на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и ТИЭС.

Субъекты оперативно-диспетчерского управления (далее – субъекты ОДУ) — организации, осуществляющие комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителя э/э, если эти объекты влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы.

Виды деятельности субъектов РРЭ

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

  1. Более подробная информация о порядке функционирования субъектов розничных рынков в презентации «Основные положения функционирование розничных рынков электрической энергии», размещенной в разделе Презентации.
  2. Потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на РРЭ, могут приобретать электрическую энергию в порядке, определенном Основными положениями, у гарантирующего поставщика, ЭСК (ЭСО), производителей электрической энергии (мощности) на РРЭ.
  3. Варианты покупки электроэнергии потребителем (покупателем) на РРЭ

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

Гарантирующие поставщики

Основные правила функционирования ГП

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

  • Федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС России.
  • Варианты покупки электрической энергии гарантирующим поставщиком
  • Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки
  • Смена гарантирующего поставщика

Смена гарантирующего поставщика осуществляется решением уполномоченного федерального органа или решением уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в случае наступления одного из обстоятельств, указанных в п. 202 Основных положений.

  1. Основания и процесс смены гарантирующего поставщика
  2. Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки
  3. Более подробная информация о порядке смены гарантирующего поставщика в презентации «Порядок смены гарантирующего поставщика», размещенной в разделе Презентации.
  4. Сетевые организации

В состав единой национальной (общероссийской) электрической сети (далее – ЕНЭС России), как правило, включены объекты напряжением свыше 220 кВ и все линии, пересекающие государственную границу Российской Федерации.

К территориальным сетевым организациям (далее –ТСО) относятся сетевые организации, которые владеют используемыми для предоставления услуг по передаче электрической энергии объектами электросетевого хозяйства, не входящими в состав ЕНЭС России.

Основные правила функционирования сетевых организаций

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

Более подробная информация о порядке функционирования сетевых организаций в презентации «Основные положения функционирование розничных рынков электрической энергии» (раздел Презентации).

Более подробная информация о порядке осуществления технологического присоединения к электрическим сетям в презентации «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (раздел Презентации).

Производители электрической энергии на РРЭ

Производители электрической энергии (мощности), не являющиеся субъектами РРЭ, не могут продавать на РРЭ электрическую энергию (мощность), продажа которой в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике возможна только на ОРЭМ.

Производители электрической энергии (мощности), в отношении которых на оптовом рынке не зарегистрированы ГТП и установленная генерирующая мощность объекта по производству электрической энергии (мощности) которых составляет менее 25 МВт или равна (либо превышает) 25 МВт и на которых не распространяется требование законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о реализации производимой электрической энергии (мощности) только на ОРЭМ, продают электроэнергию на РРЭ.

Порядок получения подтверждения о нераспространении требования Федерального закона «Об электроэнергетике» о реализации всей производимой электрической энергии и мощности только на оптовом рынке утвержден в пунктах 31-33(1) Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172.

  • Производители на РРЭ
  • Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки
  • Более подробная информация о порядке функционирования производителей электрической энергии (мощности) на РРЭ в презентации «Основные положения функционирование розничных рынков электрической энергии» (раздел Презентации).
  • Договорная конструкция на розничных рынках
  • Электрическая энергия (мощность) реализуется на РРЭ на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности)
  • Виды договоров, обеспечивающих продажу э/э (мощности) на розничных рынках
  • Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки
  • Договор энергоснабжения
  • По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
  • В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной им для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.
  • Договор купли- продажи электрической энергии (мощности)
  • По договору купли-продажи электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик осуществляет продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) принимает и оплачивает приобретаемую им электрическую энергию (мощность).
  • В договоре купли-продажи (поставки) э/э (мощности) не регулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии потребителю.

В рамках договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия лиц, привлеченных им (ею) для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. За неоказание или ненадлежащее оказание услуг по передаче электрической энергии ответственность перед потребителем (покупателем) несет оказывающая такие услуги сетевая организация.

Формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для потребителей, обслуживаемых гарантирующим поставщиком

На основании пункта 11 Основных положений гарантирующий поставщик разрабатывает формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей и размещает их в центрах очного обслуживания, на своем сайте, а также направляет их в территориальный орган федерального антимонопольного органа. Такие формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) должны быть дифференцированы по ценовым категориям и по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан, для ЭСК (ЭСО), для гарантирующих поставщиков, которые вправе приобретать электрическую энергию (мощность) у другого гарантирующего поставщика на РРЭ. Осуществление разработки, размещения и опубликования разработанных форм договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) производится гарантирующим поставщиков в соответствии с требованиями пункта 33 Основных положений. Более подробная информация о порядке заключения и расторжения договоров в презентации «Основные положения функционирование розничных рынков электрической энергии» (раздел Презентации).

Читайте также:  Наступление срока передачи жилого помещения не должно зависеть от действий застройщика

Закупка электроэнергии: пошаговая инструкция

  • Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:
  • Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.
  • Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:
  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Скачать реестр гарантирующих поставщиков

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

Скачать

Каким способом определить поставщика

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

Поэтому оптимальным вариантом заключения договора на поставку электрической энергии будет подписание контракта с единственным исполнителем, в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если заказчик заключает с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электрической энергии, то для него предусмотрено законодательное право заключить контракт по результатам закупки электроэнергии у единственного поставщика, п. 29 ст. 93 44-ФЗ предписывает делать это в соответствии с планом-графиком закупок. Сумма не должна превышать установленные для учреждения лимиты бюджетных обязательств (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Весь список рекомендуем узнать у поставщика.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн.

после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования субъектов естественных монополий.

Список субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

Скачать

Составить обоснование

В закупке электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика главное, что должен сделать заказчик, — составить грамотное обоснование заключения такого контракта. В документе-обосновании необходимо указать:

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность заказа неконкурентным способом.

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

Скачать

Как рассчитать начальную максимальную цену контракта

Расчет НМЦК производится в соответствии с тарифным методом. ЦК на электроэнергию определяется в соответствии с п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ — на основании регулируемых государством тарифов. Цены должны быть установлены в пределах выделенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Тарифы на электроэнергию постоянно дифференцируются. На расчетную цену заказчика влияет уровень напряжения, выбранная ценовая категория, а также максимально возможная для конкретного потребителя мощность.

Посмотреть действующие тарифы организация-заказчик может на официальном сайте своего гарантирующего поставщика в разделе информации для юридических лиц в подразделах:

  • предельный уровень цен на электрическую энергию и мощность;
  • расчет цен на электрическую энергию.

Каков порядок публикации извещения

Если сомневаетесь нужно ли извещение, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ электроэнергию требует поставлять без этого документа.

Но извещения публикуются в Единой информационной системе, если закупка услуг энергоснабжения осуществляется по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть при заказе у естественных монополий и центрального депозитария. При закупках у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 организация-заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении заказа не позднее 5 дней до момента заключения договора.

Если в договоре энергоснабжения присутствуют сведения, содержащие государственную тайну, то извещение не публикуется. То есть при заключении договора на поставку электроэнергии п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение размещать не требуют.

Пример контракта на поставку

Договор энергоснабжения. Как оплачивать мощность при нескольких точках поставки

Скачать

Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Точки поставки в договоре энергоснабжения: как правильно определить и не взять лишнее

20.08.2021 10:51 20 Августа 2021 в 10:51

С точки зрения процедуры заключения – договора энергоснабжения являются одними из самых сложных. Это связано не только с тем, что сфера электроэнергетики является тяжелой по регулированию, но и со структурой договоров энергоснабжения. Покупатель электроэнергии до заключения договора энергоснабжения должен осуществить технологическое присоединение с территориальной сетевой организацией, а уже затем выходить на договорные отношения с ресурсником. Важной стороной договора энергоснабжения является определение точек поставки, по которым будет осуществляться расчет за коммунальный ресурс в виде электроэнергии.

Точка поставки и почему важно ее определить

Понятие «точка поставки на розничном рынке» раскрывается в п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила № 442).

Точка поставки – это место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, используемое для определения объема взаимных обязательств по расчетам между покупателем и продавцом.

Если говорить еще проще, то энергоснабжающая организация поставляет электричество до точки поставки, которая должна быть оприборена и должна учитывать весь объем коммунального ресурса, который через нее проходит.

Формально точки поставки должны определяться по общедомовому прибору учета, расположенному внутри многоквартирного дома в вводно-распределительном устройстве, также называемом электрощитовой (п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.

2006 № 491), хотя еще несколько лет назад по регионам точки поставки определялись по трансформаторным подстанциям. В п.

2 Правил № 442 также указано, что точки поставки находятся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя (или в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики), т.е. управляющей организации.

Все точки поставки в отношении отдельно взятого многоквартирного дома указываются в приложении к договору энергоснабжения. Поскольку точки поставки являются оприборенными, по ним осуществляется ежемесячный расчет.Несмотря на то, что это прямо не предусмотрено законодательством, практикой наработана следующая классификация точек поставки:1.

Общая, основная или расчетная (в договорах она обозначается как «О» или «Р»). Эта та точка, данные по прибору которой будут выставляться к оплате управляющей организации. Именно поэтому крайне важно вдумчиво анализировать необходимость добровольного взятия на баланс управляющей организации всех предлагаемых ресурсником точек поставки.2.

Минусовая (в договорах она обозначается как «М»). По этим точкам поставки осуществляется вычитание «М» (минусовой) из общего объема «О» (основной). Минусовые точки поставки используются тогда, когда в многоквартирном доме размещено дополнительное оборудование третьих лиц (например, операторов связи или провайдеров), имеющих прямые договора с поставщиком ресурса.

Тогда их объем, потребленный в точке «М» отнимается из общедомового и не идет в КР на СОИ.Кроме того, в качестве минусовой точки поставки часто используются приборы учета нежилых помещений, которые имеют прямые договора с энергоснабжающей организацией, заключаемые в письменной форме. В таком случае все точки поставки нежилых помещений и их потребление электроэнергии также отминусовывается из КР на СОИ и точки поставки «О» (или «Р»).В случае прямых договоров (то есть, выставления квитанций жителям ресурсником), для управляющей организации крайне важным является механизм расчета коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Он рассчитывается путем вычитания из общедомового потребления, которое прошло по точкам «О» (или «Р») всех минусовых точек, включая нежилые помещения. Если пустить эту ситуацию на самотек без внимательной проработки договора энергоснабжения, то управляющая организация рискует взять на баланс к оплате дополнительные объемы коммунальных ресурсов.

Читайте также:  Конфликт в юридической компании: как управлять

Единая программа для ЖКХ

Начисление ЖКУ, бухучет, работа с жильцами, обмен с ГИС ЖКХ

Спорные моменты точек поставки по договорам энергоснабженияДеление точек поставки на «О» (основная) и «М» (минусовая) делает ситуацию преддоговорного спора понятной, но в то же время до известной степени является примитивной, потому что практика точек поставки богаче любой теории. Фактически под точки поставки могут подводиться любые объекты энергоснабжения, и задача управляющей организации состоит в том, чтобы понять, что нужно брать на свой баланс, а что нет. Этот материал не содержит прямых рекомендаций о том, какую точку считать «О», а какую «М», однако ниже будут описаны основные спорные ситуации, возникающие по точкам поставки.1. Щит наружного освещения (ЩНО) как точка поставки, расположенная на трансформаторной подстанции (ТП), в границах земельного участка многоквартирного дома. Ситуация с организацией уличного освещения разбиралась в наших материалах неоднократно и простого готового решения тут нет. Даже если определить границу по точкам поставки в ВРУ многоквартирного дома, сетевая организация и поставщик ресурса могут предложить управляющей организации взять на баланс ЩНО, а если этого сделано не будет, уличное освещение будет обесточено. Более того, такой щит может находиться не только снаружи дома на ТП, но и на внутренних сетях после прибора учета. Но даже в таком случае это не означает, что опоры уличного освещения являются общим имуществом. В одном из решений суд указал, что «На Покупателя не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции № 470 через внешнераспределительное устройство МКД» (Решение Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-14912/2017 от 03.09.2018 г.). Однако выиграть суд – это не то же самое, что «включить свет». Данная проблема связана со слабостью муниципального регулирования и нежеланием муниципальных образований решать эти вопросы. Поэтому вопрос о том, брать ли на себя ЩНО за точку поставки управляющая организация обязана решать самостоятельно.2. Оборудование провайдеров. Тут возможно несколько схем подключения, но обычно провайдеры оприборивают свое оборудование исключительно по требованию управляющей организации и это никак не отражается в договорах энергоснабжения. Если же такое оборудование отражено за минусовую точку поставки, то это означает, что у провайдера есть письменный договор энергоснабжения с поставщиком ресурса.3. Канализационная насосная станция (КНС) является одновременной точкой поставки и по договору энергоснабжения, и по договору холодного водоснабжения и водоотведения. Обычная проблема состоит в том, что КНС строится сразу на группу домов, однако как точка поставки она входит только в один договор на конкретный дом. Если группа домов управляется разными организациями, то обслуживанием КНС силами одной – не будет отвечать принципу справедливости. По аналогичному пути идет и судебная практика: «Канализационные насосные станции (КНС) являются объектами инженерной инфраструктуры и объектами обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, следовательно, выступают объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет» (Решение Арбитражного суда Воронежской области от 15.07.2021 г. по делу № А14-19886/2019, на момент подготовки материала решение направлено на пересмотр кассационной инстанцией). Формально КНС потребляет небольшой объем коммунального ресурса и основной вопрос состоит лишь в организации ее надлежащей коллективной эксплуатацией группой домов. 4. Точка поставки, объединяющая группу нежилых помещений. Этот вопрос является одним из самых спорных и законодательство наряду с судебной практикой – недружественно по отношению к управляющим организациям. Проблема состоит в следующем: большинство домов новой постройки имеют отдельный ввод на несколько нежилых помещений (например, от 2 до 7). Каждое нежилое помещение имеет свой прибор учета, т.к. собственную точку поставки. Точка поставки на группу нежилых помещений обслуживает только группу помещений и не связана с потреблением жилых помещений. Если какое-то нежилое помещение начинает осуществлять безучетное потребление (не обеспечивая контрольный допуск представителей управляющей организации к своему счетчику), то все небалансы по общей точки поставки уходят в КР на СОИ (и оплачиваются, в том числе, собственниками жилых помещений). Таким образом, поставщик ресурса, включая в точки поставки прибор, которым объединена группа нежилых помещений – страхует себя от недосбора и небалансов, которые перекидываются на управляющую организацию.Между тем, есть и обратная практика. Поставщик ресурса обратился в суд на управляющую организацию с иском о взыскании небалансов по нежилым помещениям, которые объединены общей точкой поставки. Суд отказал на том основании, что застройщик одновременно с передачей самих помещений, осуществил передачу части мест общего пользования, используемыми только нежилыми помещениями. Суд указал, что:- в силу правого регулирования, действующего с 01.01.2017, отпуск коммунальных ресурсов в нежилые помещения в МКД осуществляется ресурсоснабжающей организацией напрямую (то есть, минуя исполнителя коммунальной услуги) по договору ресурсоснабжения. Если такой договор не заключен, то объем потребленных нежилым помещением коммунальных ресурсов определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами;- суд первой инстанции верно указал, что расчет размера платы за помещение, в том числе за потребленные нежилым помещением коммунальные услуги, должен производиться исходя из площади самого нежилого помещения, а также исходя из площади, приходящейся на долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение площадью 286,3 кв.м., принадлежащей собственникам помещений первого и второго этажа и переданной им застройщиком по актам приема-передачи (Постановление 11 арбитражного апелляционного суда от 30.07.2021 г. по делу № А49-2982/2020).5. Ряд экзотических ситуаций, когда за точки поставки берутся отдельные объекты благоустройства, например, фонтаны или газовые корректоры. Такое встречается, но редко. Если обслуживание данных объектов заложено в тарифе и отвечает интересам жителей, то препятствий по принятию точки поставки в договоре энергоснабжения, в принципе, нет. Итак, тема точек поставки (как одной из части договора энергоснабжения) является сложной, а правильный разбор этих вопросов существенно снижает для управляющей организации финансовые и эксплуатационные риски.

Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наукСайт: pavelkuznetzov.ru

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи облачного сервиса. Войти

Другие публикации в блоге

Канализационная насосная станция (КНС): обслуживание и обязанные лица

Банкротство управляющей организации ресурсоснабжающей организацией: как защитить свои интересы

Новая судебная практика об обязании управляющей организации организовать место сбора для твердых коммунальных отходов

Аналитика Публикации

Процессы реформирования электроэнергетики привели к разделению единого процесса энергоснабжения на два самостоятельных вида коммерческой деятельности: оказание услуг по передаче электроэнергии и поставка электроэнергии. При этом договор энергоснабжения как правовая форма взаимоотношений между потребителем и поставщиком сохранился, однако содержание такого договора как вида договора купли-продажи претерпело ряд существенных изменений.

До 2003 года передачу энергии по сетям и ее продажу осуществляла по договору энергоснабжения одна организация. Договор содержал обязательства как по продаже энергии (мощности), так и в сфере оказания услуг по ее передаче.

  • В ходе реформирования отрасли законодатель запретил юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии1.
  • Указанный запрет предопределил глобальные реорганизации АО «Энерго» и выделение самостоятельных сетевых и энергосбытовых организаций.
  • Законодатель запретил сетевым организациям заниматься деятельностью по купле-продаже электроэнергии, а значит, и заключать договоры купли-продажи, за исключением отдельных случаев, указанных в законе.
  • Энергоснабжающим организациям, в свою очередь, законодатель запретил заниматься деятельностью по передаче электроэнергии, однако правомочия энергосбытовых организаций определены немного иначе.
  • Как уже было сказано, самостоятельно энергоснабжающая организация оказывать услуги по передаче электроэнергии не может, однако она не лишена возможности, заключая с абонентом договор энергоснабжения, принимать на себя обязательство заключить в интересах потребителя договор с сетевой организацией на оказание услуг по передаче энергии.
  • В пункте 6 Правил функционирования розничных рынков2 установлено, что для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Читайте также:  Слово WEBINAR под защитой как товарный знак

Этим объясняется коренная трансформация предмета договора энергоснабжения. Договор энергоснабжения приобрел признаки смешанного договора, изменились права и обязанности энергосбытовой организации в части оказания услуг по передаче электроэнергии.

Если раньше энергосбытовая организация, заключая договор энергоснабжения, принимала на себя обязательства самостоятельно доставить (транспортировать) электроэнергию до энергопринимающих устройств потребителей, то сейчас энергосбытовая организация принимает на себя обязательства урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии, с соответствующей сетевой организацией.

Иными словами, энергосбытовая организация в целях надлежащего исполнения обязательств, принятых на себя по договору энергоснабжения, действуя от своего имени но за счет потребителя, должна заключить договор с сетевой организацией3.

Энергосбытовые организации заключают один договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах всех своих абонентов. При этом, как правило, для того чтобы доставить электроэнергию до потребителей, необходимо задействовать несколько сетевых организаций.

На практике при заключении вышеуказанных договоров между сбытовой и сетевой компаниями возникает немало споров, которые зачастую разрешаются в судебном или административном порядке.

В настоящей статье будет освещен ряд материальных и процессуальных аспектов споров, возникающих при заключении договоров оказания услуг по передаче электрической энергии между энергосбытовыми и сетевыми организациями.

Прежде чем описывать суть разногласий, следует разобраться в причинах их возникновения. В связи с этим примечателен тот факт, что пик преддоговорных споров между сетевыми и энергосбытовыми организациями приходится на период с 2009 по 2010 годы.

Подобная судебная активность прежде всего связана с рядом изменений законодательства в области тарифного регулирования, которые произошли в течение 2007–2008 годов.

Проблемы перехода на прямые договоры электроснабжения

Защита интересов субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, может быть реализована как путем отдельного технологического присоединения, так и на основании опосредованного присоединения.

Правовые интересы субабонентов, решивших потреблять электрическую энергию на основе прямого договора энергоснабжения, могут быть реализованы не только путем осуществления отдельного технологического присоединения.

На сегодняшний день среди потребителей электрической энергии по-прежнему велика доля тех лиц, кто потребляет ресурс, подаваемый через сети соседних организаций, на основе субабонентских правоотношений.

Само по себе понятие субабонента возникло и существовало еще до реформирования отрасли электроэнергетики. В дореформенный период организации-абоненты присоединяли других, как правило, более мелких потребителей к своим сетям. Подключавшиеся к сетям электроснабжения абонента лица, заключали договоры непосредственно с этим абонентом, в результате чего, с точки зрения правового регулирования, становились субабонентами.

На сегодняшний день, Гражданский кодекс РФ сохраняет возможность реализации схемы субабонентских отношений по снабжению электрической энергией. Ссылка содержится в ст. 545 ГК РФ «Субабонент» (Абонент может подавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации).

Между тем, доля таких правоотношений в течение последнего десятилетия неуклонно снижается. Как правило, это связано с условиями субабонентских договоров и «закручиванием гаек» со стороны абонентов

Сумма затрат, которая закладывается абонентом в действующие субабонентские договоры, начинает существенно превышать издержки, которые субабонент понес бы, имея договорные правоотношения напрямую с гарантирующим поставщиком электрической энергии (энергосбытовой организацией).

Это напрямую влияет на рентабельность деятельности субабонента, особенно в сфере производства (с увеличением издержек на производство единицы продукции – неизбежно увеличивается стоимость этой единицы продукции, а это существенно снижает ее конкурентные преимущества).

В целях оптимизации своих основных издержек, связанных с энергопотреблением, перед субабонентом неизбежно встает вопрос: «Каким образом оформить правоотношения с гарантирующим поставщиком без возможного перебоя в энергоснабжении?».

Ответ на данный вопрос представляется очевидным: «Заключение прямого договора с гарантирующим поставщиком».

Однако, не все здесь так просто.

Заключение договора с гарантирующим поставщиком возможно как на основе нового технологического присоединения, так и на основе уже имеющегося (опосредованного присоединения)

Организация нового технологического присоединения подразумевает, что потребитель должен обратиться в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение своих энергоустановок к электрическим сетям соответствующей сетевой организации.

После заключения договора на технологическое присоединение, получения и выполнения Технических условий как сетевой организацией, так и потребителем, оплаты услуг по технологическому присоединению – стороны подписывают акт о технологическом присоединении. Далее, в соответствии с п.

34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику заявление о заключении договора, а также необходимый пакет документов, в том числе документы о технологическом присоединении.

Недостаток данного метода – в существенных затратах, которые потребитель должен будет понести в виде платы за технологическое присоединение. Исключение может составлять ситуация, когда потребитель присоединяет мощность до 150 кВт., для технологического присоединения которой на основании ст. 23.

2 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлены льготные условия присоединения.

В то же время есть и положительные стороны: из цепочки энергоснабжения полностью исключается абонент, с которым ранее у потребителя существовали субабонентские правоотношения, и сети этого абонента (что исключает риск возникновения дополнительных ситуаций с перебоями в энергоснабжении, вызванными, в том числе, состоянием сетей абонента).

Заключение договора энергоснабжения при наличии опосредованного присоединения зависит, в первую очередь, от наличия всех необходимых документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение. К таким документам относятся: акт об осуществлении технологического присоединения, акт о разграничении границ балансовой принадлежности, акт о разграничении границ эксплуатационной ответственности. Как правило, проблема субабонентов, желающих перейти на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, заключается именно в необходимости предоставить указанные документы (они либо утеряны, либо некорректно оформлены).

При попытке самостоятельного оформления данных документов субабонент сталкивается с активным противодействием абонента, к сетям которого присоединен его участок сетей.

Зачастую такая ситуация связана с желанием абонента сохранить схему субабонентских правоотношений и продолжить зарабатывать на субабоненте, а иногда и с тем, что после оформления прямого договора бывший субабонент перестанет нести свою часть расходов, связанных с содержанием сетей абонента, при этом абонент потеряет рычаги воздействия на субабонента (в соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату).

В такой ситуации представляется возможным использование опции, предусмотренной Правилами технологического присоединения № 861 в разделе VIII «Восстановление и переоформление документов о технологическом присоединении». Для получения документа о технологическом присоединении возможно обратиться в сетевую организацию с заявлением о восстановлении (переоформлении) документов о технологическом присоединении. Сетевая организация в порядке, установленном пп. «а» п. 72 Правил технологического присоединения, должна провести с участием заявителя осмотр принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств с целью определения фактической схемы присоединения данных устройств к электрическим сетям. По итогам осмотра в течение 15 дней со дня получения заявления о переоформлении документов — сетевая организация должна подготовить и направить заявителю технические условия и акт об осуществлении технологического присоединения. Как показывает практика, данный вопрос является проблемным, поскольку сетевая организация, как правило, не заинтересована в выполнении процедуры восстановления документов и может стараться настаивать на выполнении со стороны потребителя нового технологического присоединения (с целью заработать на плате за технологическое присоединение).

Вместе с тем, действия сетевой организации, направленные на воспрепятствование выполнению процедуры восстановления документов, нарушают требования ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и могут быть обжалованы в территориальное управление ФАС России или в суд.

Поскольку вопрос перехода на прямые договоры энергоснабжения с гарантирующим поставщиком является в последнее время достаточно актуальным, но в то же время способен привести к значительным и, возможно, совершенно ненужным затратам, связанным с новым технологическим присоединением, рекомендуем обращаться к специалистам за оказанием необходимой профессиональной помощи

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *