Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

В экономической, политической и социальной жизни России имеет место тенденция под названием трудовой миграции населения. Для того чтобы детально разобраться в этом, целесообразно рассмотреть определенный объем информации, касающийся данного вопроса.

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.

Россия закрыла все границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.

Исключение составляют иностранные лица:

  • имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
  • водители грузовых международных автомобилей,
  • транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
  • лица, которые едут на похороны,
  • экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
  • сотрудники дипломатических и консульских учреждений.

Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

В этом видео рассказывается о проблемах трудовых мигрантов в России

На данный момент миграция в России подразделяется на два вида:

Они существенно отличаются между собой. Внутренняя миграция – это не что иное, как перемещение трудового населения в пределах России. Государственное законодательство и подзаконные акты являются основанием для осуществления качественного контроля за данным процессом.

Внешняя или международная трудовая миграция – это миграция не внутри государства, а массовый выезд людей за пределы страны или приезд в страну, основной целью которого является устройство на престижную или более высокооплачиваемую работу с возможностью постоянного проживания.

После распада союза темпы миграции в России значительно снизились. Причем стоит заметить, что внешние процессы стали превалировать над внутренними. Волна возвращения русских за период с 1992 по 2000 годы составила примерно 8 миллионов.

На самом деле миграция является вполне естественным процессом. Именно поэтому Россия – страна многонациональная и совсем неудивительным является факт, что в ее городах можно встретить иностранных работников, занятых в разных сферах.

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

Стоит отметить, что Россия занимает лидирующие позиции среди государств, являющихся привлекательными для мигрантов. В этом перечне находится Америка и Канада. Условия для приема граждан в этих странах имеют существенные отличия.

Если в Штатах предусматривается прохождение многочисленных комиссий и проверок, целью которых является утверждение квалификации, то мигрировать в Россию предоставляется возможным как с наличием образования, так и без него. Необязательным является даже владение русским языком.

Данная ситуация считается достаточно непростой, так как Россия получает дешевую рабочую силу, что является экономически выгодным, а мигранты, в свою очередь, остаются довольны, так как повышается уровень их жизни.

По последним статистическим данным, количество иностранцев, мигрировавших в Россию с целью получения постоянного места жительства, составило около 6 млн. человек.

Причем, около 60% из них нелегалы, у которых закончился срок разрешительных документов.

Именно по этой причине в ФСГС появилось много новостей, свидетельствующих о внесении изменений и поправок в миграционное законодательство страны, которые действуют в 2021 году.

В данном видео человек рассказывает о том, как он планировал переезд на ПМЖ в Россию

Актуальность проблемы миграции в России

Миграция в России, как в принципе и международные миграционные процессы, является проблемой, которая имеет под собой ряд веских причин.

Уровень жизни включает в себя следующие понятия: безопасность проживания, качественное медицинское обслуживание, возможность учиться и получить соответствующее образование, наличие собственного жилья, социальную защищенность и возможность наполнить потребительскую корзину.

По данным российского ведомства статистики большая часть русских мигрантов переезжает в более развитые страны, среди которых ведущее место занимают Германия, Финляндия и Штаты.

Ситуация накаляется в том случае, когда часть работников по некоторым специальностям становится невостребованными. Кроме того, имеют место и обратные ситуации, когда в зарубежных компаниях сокращают россиян.

Это может быть связано с введением многочисленных штрафных санкций. По большей части данный аспект касается нефтяной промышленности и машиностроительных предприятий.

Если российский рынок сбыта для таких компаний перекрыт, то они больше не будут нуждаться в обслуживании, что чаще всего заканчивается возвратом специалистов в Россию.

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

На сегодняшний день условия в Российской Федерации как, с экономической точки зрения, так и с политической стороны являются далеко не простыми. Несмотря на это приток мигрантов в Россию с каждым годом увеличивается.

Значительная часть миграционных процессов осуществляется за счет стран СНГ, обеспеченность и уровень жизни которых такой, как и в России. При этом прирост населения в Российской Федерации имеет тенденцию к уменьшению, однако, этот процент сравнительно невысок и равен 15,5%.

Объяснить такое положение вещей можно наличием квалифицированных кадров, выезжающих из страны.

У многих противников миграции возникает закономерный вопрос: появляются ли проблемы из-за мигрантов? Касательно этой темы аналитиками сделан вывод, что миграционный рост ровным счетом не оказывает никакого влияния на размеры заработных плат для коренных жителей России и рост преступности.

Дело в том, что соблюдение законов является основным условием для иностранцев, прибывших в Россию. Их несоблюдение грозит приезжим депортацией. По статистике процент преступлений, совершенных мигрантами мизерный, и кроме того, основная их часть – нарушения условий ГУВМ МВД.

Первопричина миграционных проблем

Начиная с 2016 года, ситуация сложилась таким образом, что нелегалы, приехавшие в Россию, создали в стране некоторые проблемы. Их причиной послужило незнание русского языка и законодательства.

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

Кроме того, увеличилось количество преступлений, совершенных иностранцами на территории страны. Стоит заметить, что их характер ничем не отличается от преступлений, совершенных коренными жителями России. Согласно статистических данных это мошенничество и воровство.

На основании вышесказанного остается сделать вывод, что миграционные процессы оказывают влияние на общественную жизнь России внутри страны, которое обусловлено разницей интересов.

Несмотря на трудности и сложную экономическую и политическую ситуацию в мире, прогноз в данном направлении свидетельствует о том, что как приток иностранцев, так и отток российских граждан за границу будет иметь тенденцию к увеличению.

Более низкий уровень жизни по некоторым странам по сравнению с Россией как раз и явился причиной появления многих желающих получить работу в стране. Именно этим можно объяснить ужесточение контроля и внесение изменений в российское законодательство.

Миграционные новости

Россия входит в категорию стран, для которых миграционный процесс является характерным. Другими словами, мигранты отправляются в страну, преследуя цель устроиться на новое место работы. В соответствии со статистическими данными к числу государств, для граждан которых миграция становится естественным процессом можно отнести:

  • Армению;
  • Узбекистан;
  • Казахстан;
  • Таджикистан.

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

По прогнозам аналитиков, число иностранцев, мигрирующих в Россию, значительно вырастет в 2021 году.

Всем желающим переехать в Россию, а также выехать из нее, настоятельно рекомендуется изучить поправки, внесенные в законодательную базу. Именно в связи с тенденцией роста миграционных процессов увеличились размеры штрафных санкций.

В особо сложных случаях иностранные граждане подвергаются депортации на родину, без возможности повторного выезда на протяжении 10 лет.

Поправки для мигрантов

Как внутренняя, так и внешняя миграция представляет для большинства стран серьезную проблему, причем Россия в данном случае не является исключением. Наплыв переселенцев оказывает влияние на большинство европейских государств. Такое положение вещей можно объяснить ситуацией в Сирии, где территория захвачена террористами, откуда люди стараются уехать при первой возможности.

Читайте также:  Пределы и порядок закрепления трудовой функции в договоре

Конфликтные ситуации нередко приводят к тому, что переселенцы нелегально пересекают границу. И как следствие, отмечают рост преступности, включая торговлю наркотиками и людьми.

Все это привело к необходимости пересмотреть законы, охватывающие соответствующие аспекты.

Наказания за нарушения миграционного режима могут включать в себя не только штрафные санкции и депортацию, но и тюремное заключение.

Внесение поправок в российское законодательство было осуществлено в 2016 году. Они предполагают следующее:

  • предоставление заграничного паспорта, являющегося удостоверением личности;
  • обоснование причин миграции;
  • определение срока на прохождение процедуры регистрации;
  • наличие патента;

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

  • экзамены;
  • мед и соцстрахование;
  • упрощение подготовительной процедуры для студентов.

В январе 2016 года было определено правило, гласящее о том, что иностранцы, проживая в России, не имеют права использовать обычный паспорт. Этот подзаконный акт исключает вероятность исключительных случаев для всех государств. Котирующимся документом, удостоверяющим личность для иностранных мигрантов, проживающих в Р.Ф., считается лишь заграничный документ.

Данные поправки не распространяются на бывших жителей Евразийского союза. Те лица, которые уже находятся в стране имеют возможность оформить необходимый документ в 2021 году.

Дополнительные изменения

Иностранные граждане, желающие приехать в Россию для того, чтобы получить трудоустройство и оформиться на постоянное место жительства, обязаны обосновать цели своего приезда.

При ином раскладе мигранты лишаются прав на официальное трудоустройство с возможностью получить должность. Данная поправка применяется и при безвизовом режиме.

В том случае, когда целью является туристическая поездка, иностранец имеет реальную возможность получить патент и разрешение для устройства на работу.

Регистрационный период по мере приезда в страну составляет 15 дней. За это время необходимо в обязательном порядке встать на учет.

Сначала для этого хотели выделить 7 дней, но после обсуждения было принято решение срок продлить, так как этого времени оказалось недостаточно. А обусловлено это большим наплывом туристов.

В том случае, когда человек не успеет пройти регистрацию, то его нахождение на территории страны будет считаться незаконным.

Изменения были внесены и касательно такого документа, как патент. Стоит отметить, что получить трудоустройство без него не предоставляется возможным. С 2016 года для участников безвизового режима убрали разницу между физическими и юридическими лицами. Для всех видов деятельности достаточно будет одного общего документа. Размер взноса определяется региональными властями. На данный момент для всех категорий граждан данное разрешение выдается сроком на один год.
В качестве обязательного условия предусматривается сдача экзаменов по русскому языку, истории и праву, как правило, это тесты. Перед их сдачей следует уплатить пошлину. Ее размер составляет 3 000 рублей. Обязательна также и страховка. Без медицинского полиса иностранного гражданина не имею права брать на работу. Оцените пост Загрузка…

Трудовая миграция в России

Регулирование трудовой миграции в России и ее контроль в течение долгого времени является существенной проблемой. Для ее решения каждый год в законодательство государства вносятся и утверждаются поправки. Чтобы познакомиться с особенностями, видами трудовой миграции, ее положительными и отрицательными сторонами, для начала необходимо разобрать само определение.

​​Понятие трудовой миграции

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

Международная трудовая миграция подразделяется на иммиграцию и эмиграцию. Под первой классификацией понимается въезд при перемещении населения на территорию конкретного государства. Второй вариант следует рассматривать, как выезд из страны.

Последствия в истории трудовой миграции прослеживаются еще со времен II Мировой войны, когда произошло усиление миграции. Если в 80-х годах число мигрантов, без учета членов семей, составляло около 21 млн, то к началу 2000 года, оно возросло до 70 млн.

По оценке МОТ ежегодно пересекают границы до 1 млн человек. Более 18 млн проживают вне родной страны. Среди них и жители России. Однако стоит отметить, что в 90-е годы прошлого века около 8 млн русских вернулось в Россию.

Это продолжается и в настоящее время, причем мигрантов разных национальностей, в т. ч. иностранцев.

Трудовая глобальная миграция все более разрастается, чему способствуют тенденции развития:

  • зарубежные страны, нуждаясь в профессиональных кадрах, приглашают на работу квалифицированных специалистов, всячески их стимулируя. Происходит отток работников из России за границу и, как следствие, оголение отечественных рабочих мест;
  • отмечается прилив в Россию низкоквалифицированной рабочей силы из восточных стран-соседей РФ. Мигранты выполняют, в основном, малооплачиваемую работу, но, тем не менее, занимают рабочие места, предназначенные для граждан России.

Характеризуя трудовую миграцию современного общества можно выделить уменьшение ее оттока в страны Западной Европы и стабильность миграции в Северную Америку.

Южноевропейские государства все больше привлекают рабочую силу, нежели делятся своей.

Изменения в социальном и экономическом плане, произошедшие в последние годы, приводят к новым потокам миграции в странах Тихоокеанского бассейна, Африканского континента и Азии.

Государства, добывающие нефть привлекают рабочую силу, как правило, из малоразвитых стран. Большое количество населения бегут с Юга, передвигаясь севернее, жители бывшего СССР продолжают мигрировать на Запад. Помимо представленных характеристик международной современной трудовой миграции наблюдается, что персонал высокого уровня становится более мобильный на постоянной и временной основе.

Основные виды трудовой миграции

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективыЧитать так же:  Въезд в Абхазию

Внешней называют миграцию, целью которой является пересечение людьми границ России, причем как въезжая в страну, так и покидая ее пределы.

Чтобы оформить внешнюю миграцию в РФ, нужно прибегнуть к определенным действиям, а именно:

  • собрать документы и указать причину выезда из России в другую страну;
  • определить, какое время планируется провести в указанной стране;
  • получить одобрение на работу и вид на жительство;
  • сдать необходимые экзамены и оформить страховки.

Перемещение мигрантов по городам в территориальных рамках государства является внутренней миграцией. Это обусловлено неодинаковым уровнем образования в разных уголках России, а также рядом иных причин неравномерности распределения по регионам:

  • рабочих мест;
  • уровня зарплаты, а вместе с ним и уровня жизни населения;
  • числа именно специалистов с разной планкой квалификации;
  • развитой экономики.

Причины трудовой миграции

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

Причины внешней и внутренней трудовой миграции разные:

  • экономические, с перспективой карьерного роста;
  • политические, вплоть до военных конфликтов;
  • бытовые и социальные;
  • экологические;
  • идеологические и религиозные и другие.

Стран-доминантов, владеющих огромным количеством всех мировых ресурсов, немного. Именно туда, в промышленно развитые территории, стремятся люди из стран с низким прожиточным уровнем в поисках работы и заработка. Это одно из направлений внешней трудовой миграции по причинам экономического характера. По трем другим направлениям миграция происходит:

  • между развитыми и успешными государствами;
  • среди слабых развивающихся стран;
  • из перспективной страны в развивающуюся (проверить себя, помощь в обучении и т. д.).

Особенности трудовой миграции в России

Законодательство в сфере труда и миграции: изменения и перспективы

В Россию за последнее время мигрировали миллионы жителей стран ближнего зарубежья — Украины и Узбекистана (по 2 млн), а также Таджикистана (около 1 млн).

Закон, принятый в России о трудовой миграции, достаточно лоялен в требованиях к мигрантам постсоветского пространства. А языковой барьер, в отличие от иностранцев, не является острой проблемой.

Контролирует процедуру передвижения мигрантов миграционная служба России, которая вправе вести их учет, привлекать из-за границы, квотировать, распределять по рабочим местам, выдворять по разным причинам из страны и пр.

Регулирование трудовой миграции в РФ

Правовое регулирование международной трудовой миграции



Международные миграционные процессы являются частью современных глобальных процессов в правовой, экономической, политической, культурной и иных сферах. Миграция является проблемой межгосударственного значения, влияющей на процессы формирования взаимоотношений между различными странами и регионами мира.

Трудовая миграция сегодня обусловлена поиском достойной жизни и, следовательно, связана напрямую с возможностью достойной занятости.

По оценкам МОТ 214 миллионов человек — около 3,1 процента населения мира — живут за пределами своих стран происхождения, это в два раза больше, чем 25 лет назад.

Из этих 214 миллионов человек приблизительно 105 миллионов являются экономически активными, а вместе с членами своих семей они составляют почти 90 процентов от общего числа международных мигрантов.

В 2017 г. Международная организация труда (МОТ) представила доклад «Перспективы занятости и социальной защиты в мире в 2016 году, меняющийся характер занятости». [3, с.3]

В докладе затрагиваются страны, где трудящимися являются 84 % всей мировой рабочей силы. Работники трудятся по временным или краткосрочным трудовым договорам, без какого-либо договора, в условиях неофициальной занятости, или вовсе бесплатно работают на семейных предприятиях.

Как правило, работники, которые заняты на условиях неполного рабочего дня, и временные работники, живут в социальной изоляции и бедности.

Ключевыми факторами, из-за которых происходит сдвиг в сфере трудовых отношений и появлении новых форм трудовой деятельности являются новые технологии и изменения в организации труда и производства.

Однако большинству работников сегодня достаточно трудно вписаться в стандартную модель занятости.

Читайте также:  Апелляция – засиливание или пересмотр по существу?

МОТ в своем докладе дает прогноз на дальнейшее увеличение неравенства в доходах. Так, сейчас 10 % наиболее богатых людей получают от 30 до 40 % всех доходов, тогда как 10 % беднейших — лишь от 2 до 7 %.

Текущая проблема приобретает наиболее взрывной характер в странах и регионах, где безработица среди молодежи высока или быстро увеличивается.

В докладе МОТ отмечаются другие тенденции и проблемы, с которыми столкнулся мировой рынок труда, такие как нелегальная трудовая миграция, повсеместное нарушение прав трудовых мигрантов и членов их семей, антимигрантские настроения в принимающих странах.

Правовое регулирование трудовой миграции осуществляется посредством деклараций, конвенций и других актов, принимаемых, прежде всего на уровне Организации Объединенных Наций и ее специализированных организаций.

Международное регулирование, как правило, базируется на конвенциях и других актах системы ООН, на документах континентального и регионального уровня.

Законодательные акты государств в области миграции имеют, как общие признаки, так и нередко принципиальные отличия, в зависимости от различных причин: присоединилась или нет страна к международным актам по вопросам миграции, уровень социально-экономического развития, проблемы безопасности страны, демографическая ситуация государства, состояние рынка труда и т. д. [4, с.42]

К числу основных источников международных стандартов в области миграции следует отнести, прежде всего, так называемые всеобщие, или универсальные, миграционные стандарты. В первую очередь это Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепившая основополагающие положения и права человека с учетом миграционных процессов.

Другим универсальным международным актом является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принятая 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 40/144.

В данном акте устанавливается право иностранца покидать страну; право на свободу перемещения и свободу выбора места жительства в границах государства при условии законного нахождения на данной территории, право супруги иностранца и несовершеннолетних детей сопровождать иностранца, приехать к нему и остаться с ним. [2]

МОТ является важнейшим актором в системе ООН, влияющим на регулирование миграции. По инициативе МОТ был принят ряд конвенций, обязывающих государства-участники соблюдать принцип не дискриминации между гражданами и не гражданами в области трудовых отношений.

В Уставе МОТ определена четкая система контроля над соблюдением государствами-участниками положений, зафиксированных в ее конвенциях. Эта система предусматривает регулярное представление докладов правительствами государств-участников, а также специальные контрольные процедуры, основанные на рассмотрении докладов и жалоб.

Заложенные стандарты на практике исполняются лишь частично.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства государства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция включает статьи, обращенные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут обладать равными правами с гражданами принимающего государства в вопросах, определенных Конвенцией.

Международными стандартами предусматривается также возможность обеспечения для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Можно заметить, что рекомендации дают больше норм, способствующих конвенции. Рекомендации описывают желательную модель, перспективы, вследствие норм больше. В конвенциях регламентированы возможности государств, ратифицировавших конвенцию, нормы отражают действительность, т.

к у каждого государства разные возможности.

Конвенция развития МОТ № 117, принятая в 1962 году, гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения.

Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране.

Согласно Конвенции МОТ № 143, 1975 года, государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению.

Конвенция содержит требования независимо, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального вознаграждения обеспечения, участия государства в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей. [1]

Несмотря на быстрое становление суверенитета новых государств, миграционное пространство бывшего СССР, для большинства населения этих государств является общим.

Регулирование происходит посредством двусторонних и многосторонних договоров между странами участниками Содружества.

Двусторонних соглашений более 100 регулирующие сферы культуры, науки, социально-трудовых отношений, образования, миграции и т. д.

Трудовая миграция в границах СНГ вышла на новый уровень в связи с созданием Евразийского экономического союза, так договор о создании Союза включает в себя целый ряд положений о правилах передвижения и осуществления трудовой деятельности гражданами стран-участниц, а также членами их семей. Под давлением международных договоров ЕАЭС были внесены изменения и в национальные законодательства стран-участниц, касающиеся трудовых мигрантов, по части миграционного учета, заключения трудовых договоров, а также оформления разного рода разрешительных документов. [5, с.18]

Несмотря на крупномасштабные изменения, которые претерпела нормативно-правовая база СНГ в сфере регулирования миграционных потоков, совершенно очевидно, что властные элиты государств Содружества пока не достигли желаемых результатов, а процесс трансформации правовой базы еще не завершен.

Политика поддержки многосторонних координационных механизмов на национальном уровне и через региональные экономические сообщества, а также другие субрегиональные органы, балансирует различные потребности стран-доноров и стран-реципиентов рабочей силы.

Некоторые проблемы правового регулирования трудовой миграции остаются нерешенными, такие как борьба с нелегальной миграцией, жесткие меры, по борьбе с которой не приносят результата, особенно на фоне безвизового въезда.

В решении проблем нелегальной миграции необходим поиск баланса интересов между странами, между государством и бизнес-сообществами, между бизнес-сообществами и правами мигрантов.

Регулирование процессов трудовой миграции сейчас стоит на ступени совершенствования, но проблемы, связанные с миграцией, не исчезнут, поэтому международное сотрудничество в этой сфере будет развиваться. Возможно, что появятся новые интеграционные объединения, которые смогут оперативно решать возникающие вопросы и задачи в сфере миграционных процессов.

Литература:

  1. Конвенция Международной Организации Труда N 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся мигрантам [Электронный ресурс]: Женева, 24 июня 1975 г. // Справочная правовая система «ГАРАНТ» — Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата посещения: 17.10.2019).

Проблемы и перспективы усовершенствования правового регулирования института миграции РФ

Процесс миграции играет значимую роль социально-экономическом и демографическом развитии в развитии России. За последние десятилетия прирост миграции компенсировал в значительной степени более половины естественного сокращения населения.

Согласно Концепции государственной миграционной политики РФ в период до 2015 года, утвержденной в июне 2012 году Президентом РФ « миграционное законодательство России не в полной мере соответствует потребностям и интересам работодателей и населения в целом.

На сегодняшнем этапе законодательство РФ в сфере миграции постепенно приводится в соответствие с международными общепризнанными нормами, проводится последовательная переработка и анализ содержания всех правовых норм с целью выявить и устранить имеющиеся пробелы и противоречия.

Несмотря на положительное направление правовой регламентации отношений в сфере миграции с целью оптимизации эффективного правового регулирования, необходимо признать, что действующее в настоящее время законодательство далеко от совершенства.

Эффективное правовое регулирование в сфере миграции оценивается по ряду критериев:

  • • Степень разработки и согласованности понятийного аппарата;
  • • Полнота правового регулирования порядка передвижения на территории РФ (выезда, въезда, пребывания);
  • • Положение правовой регламентации трудовой миграции;
  • • Четкость правового регулирования порядка привлечения к административной ответственности за нарушение норм миграционного законодательства РФ.

Говоря о степени разработанности и согласованности понятийного аппарата, необходимо отметить, что в современном миграционном законодательстве, действующем в настоящее время не четко определены некоторые существующие правовые категории, что в дальнейшем приводит к неоднозначному толкованию норм права. К примеру, на законодательном уровне не закреплена одна из основных категорий – это понятие «миграция», отсутствует точное толкование понятие о месте пребывания в современном законодательстве, данная неопределенность в вопросе о месте пребывания, по которому иностранец (лицо без гражданства), прибывший на территорию РФ обязан встать на учет, а именно: допустима ли и в каком случае постановка на учет по месту нахождения (адресу) принимающей стороны послужила поводом для обращения с жалобой иностранных граждан США Н.Д. Вордена и П.Д. Олдхэма в Конституционный Суд РФ 3, в главе 2 Федерального закона Российской Федерации от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» не определено понятие приглашающей стороны, не закреплены её обязанности и ответственность в случае приглашения иностранца, цель въезда которого не соответствует заявленной.

Читайте также:  Проверка обернулась конфликтом с ИФНС. Юрист провел четыре арбитражных спора

Обращаясь к вопросу полноты правового регулирования общественных отношений, которые возникают при въезде, пребывания (передвижения) на территории РФ либо выезда иностранных граждан и лиц не имеющие гражданства, следует обратить внимание, что здесь также имеются пробелы в законодательстве.

К примеру, формулировка п.1 ст. 5 ФЗ РФ от 25.07.

2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» на современном этапе не дает возможности однозначно ответить на вопрос – «с какой даты первоначально начинать отсчет пребывания иностранного гражданина по полугодиям, для определения суммарной продолжительности пребывания иностранного гражданина не более 90 дней в период из 180?»,что не способствует единству правоприменительной практики, как следствие и практики привлечения к административной ответственности по ст. 18.8.1.1 КоАП РФ.

Законодательство в сфере миграции в большей мере не регламентирует потоки граждан из государств-участников СНГ с безвизовым въездом или оформление въездных виз по упрощенной системе.

В связи с открытием российско-белорусской границы и отсутствием возможности обмена информацией между ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерацией, так же затруднена оперативность реагирования на въезд иностранных граждан на территорию государств, которым закрыт въезд на территорию одного из государств.

По данной причине отсутствует возможность контроля и учета факта прибытия-убытия иностранных граждан в РФ через границу Республику Беларусь.

В настоящее время актуальным стоит вопрос об административном выдворении в отношении лиц, утративших или не имеющих документы, которые удостоверяют их личность, отсутствие четко сформулированных правовых норм в данной сфере послужило причиной подачи жалобы в Конституционном Суде РФ. Требует особого правового регулирования проблема отсутствия у иностранных граждан, временно прибывшего на территорию РФ, а также отсутствие возможности постановки членов семьи на миграционный учет.

В связи, с возникшей ситуацией на востоке Украины и увеличение потоков иностранных граждан с данного региона требует особого внимания в сфере законодательства складывающаяся ситуация, когда граждане Украины, оформляют свидетельство временного убежища, а в дальнейшем и гражданство РФ в рамках участия в программе переселения соотечественников в упрощенном порядке, и далее обращаются с заявлением в миграционное подразделение о возврате своих заграничных и национальных паспортов, которые были ранее сданы на хранение в результате обращения о предоставлении временного убежища.

В результате, имея на руках паспорт гражданина России, а также гражданина Украины, данная категория лиц использует национальные паспорта обеих стран, что позволяет пользоваться конституционными правами обеих стран, что в результате сказывается на экономическое положение страны, в частности предоставления пособий и социальных гарантий, а также безопасности государственных границ РФ.

Вопросы правовой регламентации трудовой миграции также имеют пробелы в законодательстве РФ. В настоящее время отсутствуют специальные программы регулирования сезонной миграции.

Настоящая система квотирования не дает возможности привлечения иностранных сотрудников на рабочие места в соответствии с возникшей потребностью работодателей.

Еще одним из актуальным вопросов остается вопрос о продлении срока пребывания мигранта государств-членов Договора о Евразийском экономическом союзе, в связи с заключением трудового договора и гражданско-правового договора.

На сегодняшний момент пробелы законодательства позволяют иностранным гражданам Договора о Евразийском экономическом союзе и членам их семей при заключении на неопределенный срок трудового договора неограниченное время пребывать на территории РФ, тем самым проживать на постоянной основе, на территории РФ, не имея статуса постоянно проживающего или временно проживающего иностранного гражданина.

Определенные пробелы имеет также порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере миграции. К примеру, в действующем законодательстве предусматривается ответственность за фиктивную постановку на миграционный учет иностранного гражданина. Под фиктивной постановкой понимается постановка на учет только в жилом помещении.

В результате, организации, которые продают иностранным гражданам «липовые регистрации», где в качестве адреса постановки на миграционный учет указывается адреса организации. Данные организации не могут быть привлечены к административной ответственности.

Так же отсутствует единый подход в части применения административного наказания в качестве выдворения мигрантов, которые совершили правонарушения. В настоящее время гражданин, который нарушил режим пребывания в РФ, может быть в административном порядке выдворен из страны.

В настоящее время, иностранные граждане, которые совершили преступления, не выезжают за пределы России после отбывания наказания.

Отсутствует единый механизм привлечения к ответственности лиц, которые были выдворены из РФ и не имеющие разрешения на въезд на территорию государства, если произошла замена документа, удостоверяющего личность гражданина, с изменением установочных данных. Не предусмотрена также возможность применения в качестве принудительных мер по выполнению решения о нежелательном пребывании на территории РФ к мигрантам, освобожденных из мест лишения свободы.

Проведенный анализ законодательства по предложенным основным характеристикам с приведением конкретных примеров проблем и пробелов в регулировании правового законодательства, свидетельствует о проведении целенаправленной государственной политики, которая будет направлена на формирование эффективного миграционного законодательства, которое будет отвечать современным потребностям населения. Вариантом данного решения видится в принятии Миграционного кодекса Российской Федерации. Необходимо признать, что выдвинутое предложение не ново для юридической правовой доктрины, ведутся дискуссии относительно применения подобного кодифицированного акта. Мнения разделились: одни авторы считают о необходимости принятия миграционного кодекса, другие считают, что принятие данного кодекса преждевременно.

  1. Принятие в сфере миграционного законодательства на федеральном уровне основного правового акта, который бы прописывал основные ключевые принципы управления процессами в сфере миграции на территории Российской Федерации, предоставило бы возможность решить большинство проблем:
  2.  Собрать в единую систему все действующие нормативно правовые акты миграционной сфере;
  3.  Провести переработку содержания нормативно-правовых норм с целью выявить и устранить противоречия и пробелы;
  4.  Дополнить правовое законодательство нормами, которые бы отвечали существующим потребностям правового регулирования;
  5.  Произвести формирования единого понятийного аппарата, который бы исключал неоднозначное толкование норм права.

С учетом большого количества правовых норм многие теоретики делят миграционный кодекс на две части – общую и особенную.

В общей части предлагается изложить основные понятии, принципы миграционной политики государства, а также правовой статус категорий иностранных граждан.

Особенная часть должна включать нормы, которые регламентирует отдельные области правоотношений в сфере миграции, к примеру, внутреннюю миграцию, трудовую деятельность иностранных граждан, временное пребывание и др.

  • Совершенствование законодательства РФ в миграционной сфере с учетом норм международного права:
  • • Развитие международного сотрудничества России в сфере миграции;
  • • Гармонизация законодательства и унификация статистического учета в миграционной сфере в рамках межгосударственных объединений;
  • • Включение задач и мероприятий по реализации миграционной политики РФ в государственные, федеральные и региональные программы;
  • • учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации приоритетных направлений и задач государственной миграционной политики Российской Федерации;
  • • Формирование приоритетных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации для различных типов регионов с учетом складывающееся миграционной ситуации;
  • • Совершенствование системы взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции;
  • • Постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории Российской Федерации миграционных процессов и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития страны, а также последующая корректировка конкретных мер государственной миграционной политики Российской Федерации;
  • • Развитие научных исследований в сфере миграции

Таким образом, правовое регулирование миграционных правоотношений в Российской Федерации в настоящее время сталкивается с рядом проблем, основными среди которых являются существующая неопределенность полномочий федеральных и региональных органов по регулированию миграции и большое количество несистематизированных законов и подзаконных актов. Действующее законодательство, очевидно, подчеркивает роль федеральных органов государственной власти в вопросах регулирования миграции, а также значительную роль органов субъектов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *