В 2010 году прокуратура обещает усилить контроль за выплатой зарплаты

В 2021 году был принят целый ряд государственных мер по усилению контроля за финансами. По отдельности эти меры выглядят довольно логично, но все вместе оставляют отчетливое впечатление «закручивания гаек».

Так, в частности, в январе вступили в силу поправки к федеральному закону ФЗ-115 о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Они расширили перечень операций, которые банки должны держать под контролем: здесь и все операции юридических лиц на суммы свыше 600 тысяч рублей, и операции по сделкам с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей, и почтовые переводы свыше 100 тысяч рублей.

В марте был объявлено, что Федеральная налоговая служба станет следить за покупками граждан, оплаченными банковской картой.

В июле физических и юридических лиц обязали отчитываться за движение средств через иностранные электронные кошельки на сумму свыше 600 тысяч рублей в год, при этом введя запрет на прием таких кошельков в российских магазинах, минуя российские банки, за исключением платежных карт.

А на днях ЦБ представил методические рекомендации для банков, где перечислен целый ряд операций, за которыми надлежит усилить контроль. Среди них и включающие большое число контрагентов — физических лиц (более 10 в день), и короткий промежуток менее 1 минуты между зачислением и снятием денег, и совпадение МАС-адресов и цифровых отпечатков у разных клиентов-физлиц, и т. д.

В 2010 году прокуратура обещает усилить контроль за выплатой зарплаты На пороге нового кризиса: как спасти сбережения?

Если учесть, что в наши дни то и дело ужесточаются все виды контроля, то у многих возникли опасения, что эти меры — часть «одной цепочки», что дает повод усомниться в добрых намерениях властного контролера.

«Привычка посадить любого гражданина на дополнительный крючок у нашей власти присутствует, — отметил экономист Андрей Нечаев. — Но думаю, что в данном случае, поскольку это во многом идет по линии Центрального банка и Министерства финансов и они основные бенефициары 115-го ФЗ, главный мотив все-таки не политический, а финансовый».

«Основной побудительный мотив — это налоги, — подчеркнул Нечаев. — Государство крайне обеспокоено тем, что после долгого периода процветания и профицита бюджета, в этом году уже явно бюджет будет с дефицитом. Прибавьте сюда, хоть и скромные, но дополнительные расходы, связанные с пандемией, плюс предвыборные подачки.

Финансовые власти — им по должности положено — испытывают явное беспокойство за состояние бюджета и ищут, где еще набрать налоги. Поэтому вводятся все время новые налоги и меняются правила их сбора, в том числе, включая налоговую базу.

И — этот дополнительный контроль, который, может быть, сам по себе не выявит какие-то гигантские налоговые недоборы, но создает атмосферу нервозности и страха, принуждая слабонервных налогоплательщиков перейти к уплате налогов».

При этом, как иронически предположил Андрей Нечаев, «если уж Госдеп захочет финансировать оппозицию по-черному, он найдет способ провезти „мешочек долларов“, не пользуясь сложными механизмами обналичивания».

Более критично высказался директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. «Это происходит в русле общей политики: затыкание и замуровывание всех клапанов, которые есть, — отметил он. — И в политике, и в экономике, и в финансах. Государство хочет поставить под свой контроль все, что можно и нельзя, и посмотреть, что из этого получится».

«Эти решения не с экономикой связаны, а с контролем, — подчеркнул Солодков. — Во многом все направлено на то, чтобы вычистить политическую поляну, чтобы ни одного ростка там не осталось. Простым людям до этого дела нет. Пока. А дальше — будет.

Вот власти пытаются взять под контроль переводы через систему быстрых платежей. Вы собрали деньги на день рожденья вашему сотруднику, а у вас после этого взяли и заблокировали счет, да еще без всякого судебного решения.

Идите и разбирайтесь!»

В 2010 году прокуратура обещает усилить контроль за выплатой зарплаты Налоговая хочет знать, что вы ели на завтрак

«Наше государство видит будущее в лице той модели, которую исповедует Китай, — резюмировал Василий Солодков. — С точки зрения нашего государства, оптимальное будущее — это Ухань. Когда все под контролем, и вы не можете перейти из одного квартала в другой, не пройдя соответствующего контроля. Это, может быть, утрировано, но направление ведет туда».

Как заметил в данной связи исполняющий обязанности директора Института Дальнего Востока Алексей Маслов, все же до китайской системы контроля — и особенно финансового — российскому государству очень далеко.

«Дело в том, что в Китае очень много платежных систем: помимо банковских, кредитных и депозитных счетов, еще системы, которые привязаны к электронным платежам, — напомнил китаист. — И самые известные из них — WeChat и несколько других.

У вас возникает акканут, которые привязан к вашему мессенджеру, как в WeChat — туда привязана практически полностью ваша идентичность. Вы WeChat расплачиваетесь, в WeChat переписываетесь, не только между собой, но и с государственными органами, например, отправляете заявки.

И вы же через WeChat можете идентифицировать свою личность, чтобы покупать билеты и т. д. Человека, у которого нет WeChat, не существует в природе».

Поэтому любое действие гражданина КНР, финансовое и нефинансовое, тут же отслеживается. И потом превращается в определенный результат: к этому же привязывается и пресловутый «социальный рейтинг» китайца, который может, в свою очередь, выражаться и в финансовых результатах: например, по какой цене вам будут продавать билеты на самолет.

Кроме того, в КНР в принципе нет негосударственных банков в чистом виде. Все четыре основных банка страны — государственные, формально заявленные как АО. Все остальные банки кредитуются у них. Поэтому в КНР не может быть платежа, не контролируемого государством. И отмывание денег через банки там изначально было невозможно (отмывали, но по-другому, через завышение цены контракта).

Однако различие между РФ и КНР не только в степени развития электронных средств. «Рядовой китаец в принципе такие меры приветствует, — подчеркнул Маслов.

— В Китае государство полностью выполняет свои социальные обязательства, и при этом налоги там не растут, а уменьшаются. У нас же есть представление, что государство нас все время обманывает.

И обмануть его для человека, в свою очередь, считается достоинством».

Леонид Смирнов

Прокурорские проверки работодателей: чаще, активнее, больше (проект)

В 2010 году прокуратура обещает усилить контроль за выплатой зарплаты

Прокуроры усилят надзор за соблюдением трудового законодательства, количество проверок увеличится. Такой вывод можно сделать, изучив проект1 соответствующего приказа Генеральной прокуратуры РФ. Основные тренды прокурорского контроля в данной сфере таковы:

  • активные поиски теневой занятости. При этом работодатели, работающие с частниками по ГПД, тоже рискуют – их будут подозревать в прикрытии фактических трудовых отношений;
  • немедленная организация проверочных мероприятий при проявлении любых социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок, пикетов) по поводу массовых увольнений, сокращении штата, невыплате зарплаты или даже ее снижения. Обо всех таких протестных акциях прокуроров обяжут немедля докладывать «наверх»;
  • обязательное изучение – при проверке фактов невыплаты зарплаты – бухгалтерских документов, а также банковских – как о зачислении средств на банковские счета, так и об их расходовании. Для этих проверок прокурорами будут дополнительно привлекаться специалисты МВД России, ФНС России и региональных органов власти;
  • ревностный контроль за тем, чтобы в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях был прописан порядок индексации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Невыполнение именно этих положений коллективных договоров и локальных нормативных актов будет проверяться в первоочередном порядке. В этом контексте интересна позиция судов, многие из которых не считают само по себе отсутствие у работодателя зафиксированного порядка индексации нарушением (например, определения Московского горсуда от 20 февраля 2018 г. № 33а-1094/2018, Смоленского областного суда от 10 ноября 2015 г. № 33-3972/2015, Краснодарского краевого суда от 20 августа 2015 г. № 33-17420/2015);
  • тщательное изучение муниципальных и региональных актов об оплате труда бюджетников. Уязвимые точки – неповышение зарплат, зарплаты ниже МРОТ («федерального» или из регионального соглашения), отсутствие компенсационных и стимвыплат, а также несоблюдение установленного соотношения между зарплатами руководства и рядовых сотрудников;
  • прокуроры начнут искать работодателей, уклоняющихся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по зарплате;
  • о суммах задолженности по зарплате, которая была погашена в результате активной работы прокурора, прокуратура станет отчитываться «наверх». Следовательно, вырастет важность этого статистического (для прокуратуры) показателя;
  • при прокурорах субъектов РФ будут созданы рабочие группы с участием профсоюзов, региональных властей, надзорных органов, правоохранителей и объединений работодателей. Эти рабочие группы будут «определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан». Ключевые темы тут – своевременность зарплат, охрана труда, защита от безработицы и противодействие профсоюзам.
Читайте также:  Они взыскали убытки от нарушений амз в больших размерах – сможете и вы!

Зато устраивать собственно прокурорские проверки по жалобам на небезопасные условия труда прокурорам будет необязательно – им рекомендовано перенаправлять эти материалы в ГИТ для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.

Кроме того, в проекте Приказа есть еще пара любопытных моментов:

  • во-первых, предписано проверять в порядке Уголовно-процессуального кодекса сообщения о невыплате зарплаты, производственном травматизме, о вымогательстве труда, о рабском труде, о торговле людьми, о необоснованном отказе в приеме на работу или увольнении беременных, молодых матерей и предпенсионеров, а также о преднамеренном банкротстве работодателей, имеющих долги по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества. Любопытно в этом то, что, собственно, проверять такие сообщения в порядке УПК РФ нужно было всегда. Тем не менее, Генеральная прокуратура РФ решилась напомнить своим региональным сотрудникам об этом очевидном правовом алгоритме. Следует ли в связи с этим ожидать увеличения уголовных дел по вышеуказанным составам?
  • во-вторых, прокурорам предписано ориентировать территориальные органы ФСБ и МВД России на проведение ОРМ в целях выявления и пресечения преступлений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате. Однако преступления по этим составам не относятся к подведомственности ФСБ России, и служба не вправе их расследовать. Что, конечно, не запрещает оперсотрудникам ФСБ России проводить оперативные мероприятия. Едва ли можно предположить, что это ведомство будет «распыляться» на проверку увольнения предпенсионера, однако его участие в оперативном сопровождении криминальных банкротств, будет, очевидно, более активным.

______________________________

1 С текстом проекта приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/15/02-19/00088675).

Документы по теме:

Прокурор разъясняет: ответственность за невыплату заработной платы

Надзор за соблюдением федерального законодательства об обеспечении прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд является одним из приоритетных направлений деятельности Гагаринской межрайонной прокуратуры

В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Заработная плата — это денежное вознаграждение, которое работодатель обязан выплачивать работникам за труд по заранее установленным тарифным нормам, ставкам, окладам и сдельным расценкам. Сроки выплаты заработной платы определяются коллективными и трудовыми договорами, но не реже, чем каждые полмесяца.

В соответствии с положениями ст.

136 ТК Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно ст.

22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Действующим законодательством предусмотрена ответственность за невыплату заработной платы, а именно:

Лица, допустившие нарушение трудового законодательства, в том числе задержку выплаты заработной платы, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с ч. 6 ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде

предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В случае повторного совершения указанного правонарушения сумма увеличивается.

Регулирование уголовной ответственности за невыплату заработной платы возложено на ст. 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Частью первой статьи 145.1 УК РФ установлена ответственность за частичную свыше трех месяцев невыплату заработной платы, пенсий, стипендий и иных установленных законом выплат. Таким образом задолженность по указанным выплатам является основанием для уголовной ответственности.

Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Факт полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или за выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, влечет уголовную ответственность по части 2 статьи 145.1 УК РФ.

Перечисленные выше деяния, повлекшие тяжелые последствия (ч. 3 ст. 145.

1 УК РФ) наказываются штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

  • Состав невыплаты будет только в том случае, если невыплата имела место при наличии реальной возможности выплатить заработную плату.
  • Обязательным признаком данного состава преступления является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.
  • Материальная ответственность – предусмотрена статьей 236 ТК РФ в виде уплаты работодателем процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Государство обязано защищать право своих граждан на своевременную оплату труда, поэтому в случае задержек выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных, установленных законом выплат, а также при частичной их выплате, граждане имеют полное право обратиться за помощью в органы прокуратуры или в соответствии со ст. 352 ТК РФ за защитой нарушенных прав работник имеет право обратиться в профсоюзные органы, Государственную инспекцию труда или в суд.

О проверке выполнения законов и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы выплаты заработной платы

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации совместно с работниками аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах проверило деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации по выполнению законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих вопросы выплаты заработной платы.

Проверка показала, что задолженность по выплате заработной платы отмечается во многих организациях различной ведомственной подчиненности и форм собственности.

В целом по стране около 7 миллионов человек не получают заработную плату в установленные сроки. Общая суммарная задолженность по ее выплате, по данным Госкомстата России, на 1 апреля 2003 г. достигла 34,1 млрд.

рублей, в том числе из‑за недофинансирования из бюджетов всех уровней — 4,2 млрд.рублей.

Правительством Российской Федерации и соответствующими органами государственной власти был предпринят ряд мер по обеспечению конституционных прав граждан на своевременное получение заработной платы, норм Трудового кодекса Российской Федерации, других нормативных актов по данному вопросу.

В целях выполнения Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» в 2002 году из федерального бюджета дополнительно направлено субъектам Российской Федерации 10 млрд.

рублей, а также выделены бюджетные ссуды на сумму 14,1 млрд.рублей.

В первом квартале текущего года с целью оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации перечислены дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в сумме 49,9 млрд.рублей (31 % от годовой суммы), а также ссуды в размере 1,6 млрд.рублей. Это позволило ликвидировать задолженность по выплате заработной платы более чем в половине субъектов Российской Федерации.

В то же время финансовая помощь, оказанная из федерального бюджета, не смогла кардинально изменить ситуацию с имеющейся задолженностью по выплате заработной платы в 34 территориях.

Задолженность из‑за недофинансирования из бюджетов всех уровней в течение первого квартала в этих регионах выросла на 15,8 %. Из общего объема бюджетной задолженности 14,5 % приходится на федеральный бюджет и 85,5 % — на бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Особенно неблагополучное положение сложилось с выплатами заработной платы работникам бюджетной сферы в Республике Саха (Якутия) (320,8 млн.рублей), Иркутской (314,3 млн.рублей), Кировской (280,2 млн.рублей), Амурской (166,4 млн.рублей) и других областях.

Читайте также:  Апелляция ФАС: не изобретайте состав, если он поименован в законе!

Несмотря на помощь, оказанную из федерального бюджета, и высокий удельный вес расходов по выплате заработной платы в общей сумме доходов в 12 субъектах Российской Федерации (Курская область — 63,5 %, Кемеровская — 59 %, Кировская — 56,1 %, Оренбургская — 54,6 %, Иркутская — 50,7 %, Республика Карелия — 64,2 %), задолженность продолжает сохраняться. Такое положение приводит к недофинансированию других первоочередных расходов: на жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, сельское хозяйство и другое.

Вместе с тем ряд территорий при наличии задолженности по выплате заработной платы направляют на эти цели менее 40 % доходов консолидированного бюджета (Волгоградская область — 37,3 %, Тверская область — 35,8 %).

Основными причинами отсутствия необходимых средств на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы являются несовершенство межбюджетных отношений, неэффективная работа субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по оздоровлению экономики.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделены крайне ограниченными налогово-бюджетными полномочиями по формированию своих расходов и доходов.

Ставки по налогам устанавливаются федеральным законодательством, а объем поступления налогов из имеющихся источников в местные бюджеты регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Более 80% доходных источников территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов.

При этом если для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации нормативы отчислений являются едиными и достаточно стабильными, то основная часть доходов местных бюджетов, которая образуется в основном за счет финансовой помощи региона, подвержена ежегодным изменениям.

Правительством Российской Федерации в настоящее время проводится работа по подготовке предложений по внесению соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

В 2002 году по отношению к предыдущему году замедлился темп роста собираемости федеральных и региональных налогов соответственно на 11,4 % и 11,1 %. Объем поступлений по местным налогам снизился на 12 %. План по сбору налогов в федеральный бюджет МНС России выполнило на 95 %, в бюджет недопоступило 55,1 млрд.рублей. Не выполнено задание по налогу на прибыль, НДС, по сводной группе акцизов.

Некоторыми организациями не обеспечивается полнота и своевременность перечисления налога на доходы с физических лиц, что также сказывается на исполнении бюджетных обязательств.

Только неперечисление ОАО «Тулаэлектропривод» (Тульская область) в бюджет города налогов на доходы физических лиц привело к образованию задолженности в размере 20 млн.

рублей, которая составляет третью часть недоимки по обязательным налоговым платежам городского бюджета.

Низкоэффективная работа органов местного самоуправления по наполнению местных бюджетов приводит к систематическим задержкам выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. Так, несмотря на то, что муниципальным образованиям Тульской области из областного бюджета в 2002 году на эти цели направлено 1,6 млрд.рублей, или 67 % от потребности, задолженность продолжает сохраняться.

В социальной сфере наибольшая задолженность по выплате заработной платы сложилась перед работниками образования и в настоящее время составляет 650 млн.рублей, однако органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации не принято надлежащих мер по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 28.12.

2001 № 1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования». Субвенции на выплату заработной платы работникам образовательных учреждений муниципальных образований, испытывающих недостаток средств, ими не выделялись.

В этой связи при дефиците средств муниципальные образования вынуждены привлекать ссуды. У ряда муниципальных образований этот долг в несколько раз превышает доходную часть бюджета. Так, муниципальное образование Слободо-Туринский район Свердловской области при поступлении собственных доходов в прошлом году в объеме 14,2 млн.

рублей имеет непогашенные ссуды на сумму 93 млн.рублей.

В Тульской области в 2002 году количество муниципальных образований, имеющих задолженность по ссудам, полученным из областного бюджета, по отношению к 2001 году увеличилось в три раза. Возврат ссуд в объеме 251,8 млн.рублей пролонгирован на нынешний год.

Органами исполнительной власти ряда субъектов Российской Федерации не принимаются меры по отмене необоснованно установленных повышающих коэффициентов, надбавок и дополнительных выплат к заработной плате.

В отдельных регионах (Республика Саха (Якутия), Красноярский и Приморский края, Московская, Вологодская, Кировская, Иркутская, Ульяновская, Камчатская области) региональным законодательством установлены дополнительные надбавки сверх уровня, предусмотренного федеральным законодательством, не обеспеченные необходимым финансированием. Установление дополнительных надбавок в Кировской и Иркутской областях, не подкрепленное достаточными доходными источниками, привело к тому, что в 2002 году задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы по этой причине увеличилась на 151,9 млн.рублей и на 154,4 млн.рублей соответственно.

В ряде муниципальных органов власти при наличии задолженности по оплате труда работников бюджетной сферы допускается перерасход средств за счет дополнительных выплат на содержание органов местного самоуправления. В 2002 году расходы по этой статье в 13 районах Свердловской области почти в два раза превысили плановые назначения.

В некоторых регионах, имеющих задолженность по оплате труда работников бюджетной сферы, уровень заработной платы государственных служащих значительно выше, чем у федеральных. В Мурманской, Оренбургской, Тульской областях он превышает федеральный уровень в 1,5–2 раза.

Несмотря на ограниченность бюджетных средств, выделяемых на оплату труда, допускается их нецелевое и неэффективное использование.

По данным УБЭП ГУВД Свердловской области, с 2000 года по март 2003 года выявлено 65 преступлений, связанных с нарушениями по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, на общую сумму 6,5 млн.рублей, из которых лишь 4,5 млн.рублей возмещены в бюджеты всех уровней.

Средства, поступающие из федерального бюджета, при существующей задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетных организаций необоснованно задерживались финансовым управлением администрации Кировской области на своих лицевых счетах до трех недель.

Кроме того, администрация области в декабре 2002 года оформила кредит в АКБ «Вятка-банк» на сумму 20 млн.

рублей под 21% годовых, который был направлен на выплату зарплаты работникам бюджетных учреждений, в то время как остатки на собственных счетах на конец года составляли более 60 млн.рублей.

Медленно осуществляется переход на казначейское исполнение расходов областных бюджетов субъектов Российской Федерации, что в значительной степени осложняет контроль за использованием средств, выделенных муниципальным образованиям.

В проверенных территориях на казначейское обслуживание не переведены 20 % муниципальных образований Тульской области, около 50 % — Свердловской области, 60 % — Оренбургской области, до настоящего времени не начата эта работа в Кировской области.

Практически не уменьшается суммарная задолженность по выплате заработной платы организаций внебюджетной сферы из‑за отсутствия собственных средств, особенно в производственных отраслях. По состоянию на 1 апреля 2003 г. она составляет 29,9 млрд.рублей, в том числе в отраслях производственной сферы — 26,8 млрд.рублей.

В Свердловской области просроченная задолженность за прошлый год увеличилась на 6,4 % и на начало текущего года превысила один млрд.рублей.

Более чем 205 тысячам человек выплата заработной платы задерживается от одного месяца до двух лет.

Работники МУП «Алапаевские теплосети» не получают зарплату 21 месяц, ОАО «Салдинский металлургический завод» — 17 месяцев, колхоза им.Чапаева Ирбитского района, ОАО «Сантехизделия» г.Первоуральска — 13 месяцев.

В ОАО «Москвич» (г.Москва) задолженность по выплате заработной платы за 2002 год 3827 работникам составляет 89 млн.рублей.

Рост указанной задолженности связан с увеличением числа банкротств. В организациях Свердловской области, по которым завершена процедура банкротства, задолженность по выплате заработной платы составляет 52,8 млн.рублей, в Тульской области только по АО «Туласантехника» и ГП «Тульское авиапредприятие» — 19,1 млн.рублей.

Нарушения Трудового кодекса Российской Федерации, допускаемые работодателями, вызывают обострение социального напряжения.

В связи с невыплатой заработной платы в субъектах Российской Федерации в состоянии забастовки находилось в прошлом году 3,9 тысячи человек, в первом квартале текущего года — 2,3 тысячи.

Результаты проверок Федеральной инспекции труда и Генеральной прокуратуры Российской Федерации показывают, что отсутствие средств на выплату заработной платы приводит и к другим нарушениям трудовых прав работников: принудительным переводам на неполное рабочее время, отправлению в отпуск без сохранения заработной платы или с частичной оплатой, невыплате пособий по временной нетрудоспособности, непредоставлению ежегодных оплачиваемых отпусков и т. п.

Нарушения трудового законодательства привели к значительному росту количества обращений граждан в суды. В течение последних двух лет районными (городскими) и мировыми судьями в Оренбургской области в связи с несвоевременной выплатой заработной платы рассмотрено и удовлетворено 6,3 тыс.

исков граждан, восстановлены права 58,9 тыс.лиц, в их пользу взыскано 624,3 млн.рублей.

Органами прокуратуры Ульяновской области выявлено свыше тысячи нарушений трудового законодательства, возбуждено 340 дел об административных правонарушениях, в суды направлено 459 исков, привлечено к дисциплинарной ответственности 86 должностных лиц.

Несмотря на то, что проблема погашения задолженности по выплате заработной платы остается острой, органами правопорядка не принимаются решительные меры по привлечению к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в невыплате заработной платы. До судебного производства доведено всего несколько дел.

  • На основании изложенного считаем необходимым:
  • — Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по мобилизации ресурсов в консолидированный бюджет и оперативному погашению имеющейся задолженности по выплате заработной платы;
  • — Федеральной инспекции труда и ее территориальным органам усилить контроль за соблюдением законодательства, регламентирующего вопросы оплаты труда в организациях независимо от форм собственности, подчиненности и подведомственности;
  • — предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации усилить прокурорский надзор за соблюдением законодательства по вопросам оплаты труда, обеспечить активное взаимодействие с Федеральной инспекцией труда.
  • * * *

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В. Путину.

По поручению Главы государства информация по результатам проверки направлена в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и принятия соответствующих мер.

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации

Задержка заработной платы: сроки выплат, алгоритм действий при задержке | Правоведус

Как известно, одним из главных инструментов оценки работы сотрудника на предприятии является оплата его труда. В свою очередь, выдача заработной платы является обязанностью каждого работодателя, нарушение которой влечет за собой определенный вид наказаний.

Читайте также:  Особенности регулирования труда по совместительству отдельных категорий работников

Формирование заработной платы

Со стороны закона заработная плата представляет собой меру оплаты труда работника за выполненные трудовые обязанности.

Основанием для выдачи зарплаты является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем, и содержащий в себе условия работы, а также размер оклада, порядок начисления дополнительных выплат (к примеру, сверхурочная работа, премиальные выплаты).
В соответствии с Трудовым кодексом РФ заработная плата работнику делится на 3 части:

  1. Оклад – фиксированная часть зарплаты, которая рассчитывается с учетом отработанных дней в месяце, на основании табеля учета рабочего дня.
  2. Компенсационные выплаты – добавки и премиальные, компенсирующие особенности условий работы (северные надбавки, за сверхурочную работу, оплата выходных и праздничных дней и другое).
  3. Стимулирующие выплаты – мотивационная часть, направленная на повышение производительности труда и компенсирующая увеличение эффективности исполнения своих трудовых обязанностей работником. Стимулирующие выплаты делятся на: 
  • постоянные, зависящие от выполненной работы; 
  • разовые – единовременные выплаты к праздникам, 13-я зарплата, другие. 

Порядок выдачи и размер постоянных стимулирующих выплат, как правило, отмечены в приложении к трудовому договору. Работодатель не имеет права самостоятельно изменить в меньшую сторону размер данной выплаты или вовсе ее исключить из зарплаты.

Важно! Любое неправомерное изменение постоянной части заработной платы, нарушающее законные интересы работника, может быть оспорено в судебном порядке.

В свою очередь отметим, что единоразовая часть выплаты является проявлением доброй воли работодателя, и, соответственно, в случае ее исключения из заработной платы, восстановить даже в суде разовую выплату будет невозможно.

Сроки выплат заработной платы

Порядок выдачи заработной платы работникам регулируется ст. 136 ТК, в соответствии с которой оплата труда должна производиться не реже 2-х раз в месяц с разницей в выдаче платежей не более 15 дней.
Основные ежемесячные выплаты работникам состоят из двух частей:

  • авансовая – рассчитывается на основании фактически отработанного времени, выплачивается в период с 15 по 31 число текущего месяца; 
  • окончательный расчет – оставшаяся часть зарплаты, выплачивается с 1 по 15 число последующего месяца.

Важно! В соответствии с новыми правилами выдачи заработной платы, вступившими в законную силу с 3 октября 2016 г. и действующими по сегодняшний день, завершающая дата расчета с сотрудником – 15 число последующего месяца.

В правилах внутреннего распорядка предприятия должны быть прописаны дни выдачи аванса и завершающего расчета, их соблюдение является обязанностью работодателя.

В случае нарушения сроков выплат одной частей заработной платы, на руководителя предприятия будет наложен штраф в размере 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).

В случае, если день выплаты аванса или завершающего расчета выпадает на выходной или праздничный день, их выдача должна быть произведена в последний рабочий день, до момента их наступления.

При увольнении сотрудника все положенные выплаты, в том числе и отработанная заработная плата, должны быть произведены не позднее последнего рабочего дня. В случае ухода работника в отпуск с последующим увольнением – выплаты осуществляются за день до наступления отпуска.

Важно! В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы № ЗН-4-17/15799 от 29 августа 2016 г. сотруднику-нерезиденту РФ не могут производиться выплаты заработной платы наличными, только через банковский счет.

Просрочка по выплате заработной платы наступает уже на следующий день после установленной даты.

Компенсация за задержку заработной платы

В соответствии со ст. 142 ТК РФ и ст. 5.27 КоАП за каждый день просрочки выплаты заработной платы работнику положено начисление компенсационной выплаты. Согласно ст. 236 ТК РФ размер компенсации составляет 1/150 часть от ставки рефинансирования, установленной ЦБ России за каждый день просрочки, начиная с момента наступления дня выплаты зарплаты.

Важно! Компенсация за задержку заработной платы производится на основании результатов проверок трудовой инспекцией или судебного решения.

Что делать работнику, если задерживают зарплату: алгоритм действий

Уже с первого дня просрочки выдачи заработной платы сотрудник, официально трудоустроенный по трудовому договору, вправе требовать от работодателя выплаты компенсации. Однако, здесь важно понимать, что, если не проявлять самому инициативу, ни о каких дополнительных выплатах можно даже не мечтать.

В первую очередь работнику необходимо обратиться в трудовую инспекцию по месту нахождения организации с письменным заявлением, в котором в свободной форме указать нарушенные права (факт задержки зарплаты, количество дней просрочки, задержанная сумма).

По результатам рассмотрения заявления трудовая инспекция проведет проверку предприятия и вынесет решение в пользу работника, в отношении которого были нарушены права.

Следующим шагом, если обращение в трудовую инспекцию не дало никаких результатов и факт просрочки составил более 15 дней, работник вправе приостановить свою трудовую деятельность до фактической выплаты причитающейся ему заработной платы. О факте остановки деятельности работник должен уведомить работодателя в письменной форме, ссылаясь на положения статьи 142 ТК РФ.

Важно! Правом на приостановление трудовой деятельности, даже в случае просрочки выдачи зарплаты, не обладают: сотрудники государственных органов, работников, чья деятельность связана с обслуживанием опасных видов оборудования и производства, а также с обеспечением жизнедеятельности граждан (сотрудники скорой медицинской помощи, работники электростанций, энергоснабжения), военнослужащие и сотрудники военных и оборонных предприятий, организаций, направленных на безопасность государства, сотрудники, задействованные на поисково-спасательные, противопожарные аварийно-спасательные работы, на ликвидацию стихийных бедствий и борьбы с чрезвычайными ситуациями.

Одновременно с приостановлением трудовой деятельности работник, чьи права были нарушены, вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании с работодателя задолженности по заработной плате и компенсации за каждый день просрочки.

В случае задержки зарплаты более 3-х месяцев, работник вправе обратиться с заявлением в органы прокуратуры. В данном случае действия работодателя, нарушающие права работника, будут рассматриваться по ст. 5.27 КоАП и 145.1 УК РФ.

Задержка заработной платы: ответственность работодателя

Нарушения трудового и финансового права касаемо задержек заработной платы сотрудникам предприятия влекут за собой следующие виды ответственности:
1. Административная (материальная).


Уже с первого дня просрочки зарплаты работодатель несет материальную ответственность.

Кроме того, что работодатель должен будет выплатить пострадавшему работнику компенсацию за каждый день просрочки, ему будет назначен штраф по ст. 5.27 КоАП РФ в размере:

  • от 1000 до 5000 рублей – для ИП; 
  • от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц; 
  • от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц. 

В случае установления факта повторного нарушения ТК РФ касаемо невыплат зарплаты работникам по официальным трудовым договорам штрафные санкции повышаются, их размер составит:

  • от 10 000 до 30 000 – для индивидуальных предпринимателей; 
  • от 20 000 до 30 000 – для должностных лиц; 
  • от 50 000 до 100 000 – для юридических лиц. 

2. Дисциплинарная.
В случае допущения факта задержки зарплаты по вине должностного лица по решению трудовой инспекции оно будет нести дисциплинарную ответственность, предусматривающую отстранение от его должности сроком от 1 до 3-х лет (ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

3. Уголовная.

Неоднократные нарушения трудового законодательства, в частности уклонение от выплат своим сотрудникам заработной платы, пенсионных и иных причитающихся выплат, могут повлечь за собой уголовную ответственность с вынесением следующих видов наказаний:

  • штраф в размере до 500 000 рублей; 
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода, полученного нарушителем в период 3-х последних лет; 
  • лишение права заниматься определенным видом деятельности или занимать определенные должности сроком до 5 лет;
  • принудительные работы сроком до 3-х лет;
  • лишение свободы сроком до 5 лет. 

Важно! Уголовная ответственность возникает в отношении руководителя организации независимо от того, является ли он физическим (ИП) или юридическим лицом (ст. 145.1 УК).

Как защитить свои интересы работникам? Официальное трудоустройство! 

Права и интересы официально трудоустроенных граждан защищены на законодательном уровне, соответственно, любые нарушения со стороны работодателя, в первую очередь, касающиеся своевременных выплат заработной платы, рассматриваются в органах государственного правопорядка и в суде.

В свою очередь, сотрудники, работающие без трудового договора, не могут рассчитывать на гарантированную законом оплату труда и компенсационных выплатах в случае нарушения сроков выдачи зарплаты.

Работодатели, выдающие зарплату «в конверте», стараются избежать уплат налогов и страховых отчислений, уклоняясь от взаимодействия с государством, и, тем самым, не предоставляя своим работникам никаких гарантий на защиту законных прав и интересов.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *