Трансфертное ценообразование. в каких сделках цены окажутся под контролем фнс россии

Трансфертное ценообразование(ТЦО) – это применяемый для снижения налоговой нагрузки метод регулирования цен в сделках между взаимозависимыми субъектами(группы компаний и т.д.).

Результатом такого ценообразования является трансфертная цена, установленная в сделках между этими субъектами.

В статье мы рассмотрим российское законодательство о трансфертном ценообразовании, узнаем о его особенностях.

Трансфертное ценообразование. В каких сделках цены окажутся  под контролем ФНС России

Суть трансфертного ценообразования

При определении налоговой базы за основу берется цена. Независимые друг от друга контрагенты совершают между собой сделки, используя в качестве ориентира рыночные цены.

Соответственно, налоговая база таких предприятий формируется с учетом цен на рынке.

Но группа компаний, которая зависима между собой, имеет возможность устанавливать внутри своей системы другие цены, которые выгодны  именно ей, а также определять условия сделок.

Независимые участники рынка не имеют права устанавливать другие условия сделок и использовать специфические цены, тогда как взаимосвязанные между собой компании могут использовать принцип трансфертного ценообразования.

Внутри группы компаний товар или прочие активы реализуются по трансфертным ценам, что позволяет минимизировать налогообложение. Зачастую в группу компаний входят не только отечественные, но и зарубежные структуры, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях.

В результате происходит трансфер общей прибыли в пользу предприятий, которые находятся в странах с минимальным налогообложением. Установление трансфертных цен имеет такие плюсы:

  • Между разными филиалами компаний распределяются сферы влияния;
  • Возможность вывести средства, заработанные дочерними компаниями, из государств, которые ввели ограничения на вывод капитала;
  • Искусственное уменьшение стоимости продукции ради захвата большей части рынка.

При этом использовать принципы трансфертного ценообразования могут не только крупные компании, но и малый, а также средний бизнес.

Холдинговые структуры и трансфертное ценообразование в РФ

Группа связанных между собой предприятий реализуют материальные товары или нематериальное имущество по ценам, которые отличаются от рыночных. Этот процесс и называется трансфертным ценообразованием. Яркий пример таких групп компаний – это холдинг.

Английское слово holding означает «владение». Под холдингом подразумевается группа компаний, которая состоит из материнского предприятия и контролируемых «матерью» «дочек». Все они находятся в экономической зависимости друг от друга, ведут согласованную предпринимательскую деятельность, связаны отношениями собственности.

Холдинговые структуры встречаются в основном в крупном бизнесе. В России больше всего холдингов в нефтяной отрасли. Многие холдинги имеют не только отечественные дочерние компании, но и зарубежные представительства. При этом российские дочки подчиняются налоговому законодательству РФ, а зарубежные – законам страны регистрации.

Холдинги используют трансфертные цены, если необходимо перераспределить финансовые ресурсы в рамках структуры и оптимизировать налогообложение. Последний результат достигается, если центр прибыли пользуется теми или иными налоговыми льготами. Этот фактор позволяет снизить налоговую нагрузку на холдинг в целом.

Как регулируется трансфертное ценообразование

Внимание! Дополнительный контроль со стороны ФНС по отношению к трансфертным ценам возможен только для контролируемых сделок!

Чтобы минимизировать злоупотребления с использованием трансфертного ценообразования ФНС России имеют право в некоторых случаях контролировать этот процесс. Под пристальное внимание налоговиков в обязательном порядке попадают сделки, отличающиеся такими особенностями:

  • Заключенные между генеральным директором и его субъектом;
  • Сделки между зависящими друг от друга сторонами;
  • Операции между отечественными и зарубежными фирмами;
  • Сделки между контрагентами, один из которых находится в безналоговой юрисдикции;
  • Доля участия осуществивших операцию между собой сестринских фирм в головной компании составляет 25% и более;
  • Совершенные на внешнем рынке операции, предметом которых являлись товарные категории, прописанные в п. 5 ст. 105.14 НК РФ
  • Операции совершены между двумя предприятиями, у которых один генеральный директор.

Для проверки трансфертного ценообразования могут быть и другие причины. Обычно налоговики уделяют внимание только операциям, стоимость которых превышает 60 млн. рублей.

Налоговая служба пристально анализирует подобные сделки и выясняет, соответствует ли заявленная трансфертная цена объективно сформированным рыночным показателям. Если же в ходе изучения сделок выяснится, что трансфертные сделки проведены не в соответствии с рыночными условиями, то компаниям налоги начисляют в соответствии с рыночными ценами.

Внимание! Проверка трансфертных цен на соответствие рыночным со стороны ФНС – это отдельный вид проверок! Она не может быть предметом камеральных и выездных налоговых проверок!

Правила трансфертного ценообразования в России

Как проверяются трансфертные цены на соответствие рыночным? Контролируемая сделка тщательно анализируется по таким параметрам: принимаемые риски сторон, предмет сделки, ее функции. Выявляются особенности операции, и определяется метод обоснования рыночной цены. Затем, исходя из рыночных цен, определяется доход от сделки и сравнивается с фактическим доходом сторон соглашения.

Налоговая служба сопоставляет рыночные цены с трансфертными и проверят, заплатили ли стороны(в зависимости от их статуса и особенности сферы деятельности) следующие налоги в полном объеме:

  • НДФЛ
  • Налог на прибыль
  • НДПИ
  • НДС
  • Налог на дополнительный доход от добычи сырья углеводородного характера

Если налоговыми выявят занижение цен или завышение размера убытков, то они производят корректировку соответствующих налоговых баз.

Расчет трансфертных цен: методы

В процессе осуществления контроля над трансфертным ценообразованием налоговая служба имеет право использовать такие методы:

  • Сопоставимой рентабельности;
  • Распределения прибыли;
  • Сопоставимых рыночных цен;
  • Если товар передается без переработки другому лицу, используется метод последующей реализации.

Также может использоваться затратные метод, когда сравниваются валовая рентабельность затрат продавца. При этом Налоговый кодекс допускает, что налоговики могут использовать сразу несколько методов для анализа трансфертных цен.

Иногда ни один из вышеперечисленных методов не дает возможность определить, соответствует ли заявленная цена, которая прописана в разовой сделке, рыночной стоимости.

В этом случае цена может быть определена при помощи независимой стороны в соответствии с российским и иностранным законодательством, касающимся оценочной стоимости.

  • Оффшорная компания Бесплатная консультация
  • информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции,
  • подходящей структуре компании.
  • информация от специалиста о налогах и возможных налоговых льготах юрисдикции, подходящей структуре компании.

Какие сделки являются контролируемыми

К контролируемым относятся сделки между взаимосвязанными лицами, а также сделки между независимыми контрагентами, которые приравниваются к контролируемым.

 Стоит помнить, что сделка может быть признана контролируемой в судебном порядке. Как показывает практика, 80% сделок признаются судами контролируемыми. Налоговые органы активно отслеживают и контролируют рыночные цены между взаимосвязанными лицами, доказывая при необходимости получение необоснованной налоговой выгоды через трансфертное ценообразование.

Например, фирма реализует сельскохозяйственную технику по цене явно ниже рыночной, не по объяснимым рыночным причинам, а только для того, чтобы сэкономить на налогах за счет снижения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль. При этом операции осуществляются между взаимозависимыми лицами, которые способны устанавливать собственные условия

Какие сделки могут быть приравнены к контролируемым:

  • С участием не взаимосвязанного лица, то есть посредника. При этом он не выполняет никаких других функций, кроме перепродажи предмета соглашения двум взаимосвязанным друг с другом лицам. Обычно посредник не принимает на себя никаких рисков, не задействует свои активы, а используется для организации формального документооборота.
  • Предметом которых являются такие товары: черные или цветные металлы, нефть, минеральные удобрения, драгоценные камни и металлы.
  • Один или несколько участников сделки находятся в оффшорной зоне. Список оффшорных зон РФ можно посмотреть на сайте Минфина.

Внимание! Сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых не является резидентом РФ, будут признаны контролируемыми в рамках трансфертного ценообразования, если сумма дохода превышает 60 млн. рублей в год!

Сделки между взаимозависимыми российскими резидентами могут быть признаны контролируемыми, если сумма доходов за календарный год составляет один млрд. рублей и более, а также если они отвечают одному из следующих условий:

  • Предметом сделки в рамках трансфертного ценообразования является добытое полезное ископаемое, а одна из сторон платит на него НДПИ;
  • Одна из сторон сделки платит ЕНВД или ЕСХН;
  • Стороны операции, где были использованы трансфертные цены, платят разные ставки налогов на прибыль;
  • Одна из сторон операции применяла инвестиционные налоговые вычеты на прибыль компаний;
  • Одна из сторон не платит налог на прибыль компаний(освобождена на законных основаниях от этих обязанностей);
  • Одна из сторон платит налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Однако и из этих правил есть исключения. Так, межбанковские кредиты или депозиты со сроками до семи календарных дней не будут считаться контролируемыми, как и сделки по предоставлению гарантий между небанковскими российскими организациями и т. д.

Критерии взаимозависимости в рамках трансфертного ценообразования (некоторые примеры):

Взаимозависимые стороны сделок  По каким критериям определяется взаимозависимость Наглядный пример
Компании 1)Директор или не менее половины Совета директоров, правления назначены одним и тем же лицом.2)Одно и то же лицо прямо или косвенно участвует  в каждой из компаний с долей в 25% и более.3)Отмечается косвенное или прямое участие с долей более 2554) Одно и то же лицо имеет полномочия исполнительного органа.5)Половину правления составляют одни и те же лица совместно со своими родственниками. 1)Основатель ООО “Феникс” и ООО “Пламя” Петров И.И. назначил директором первого Пронина С.С., а директором второго Синегина И.В. Соответственно, компании “Феникс” и “Пламя” являются взаимозависимыми лицами.2)Гражданин Фунт Я.С. имеет 25% в компании “ Малинка” и 35% в компании “Калинка”. Эти две компании являются взаимозависимыми субъектами.3) Доля в компании “Спринт” 27%, а в компании “Успех” 30%.Эти две компании считаются взаимозависимыми лицами.4) Зыбин В.С.является директором и ООО “Снегирь” и ООО “ Жар-птица”. Эти два общества с ограниченной ответственностью являются взаимозависимыми лицами.5)Сестры Мухины в количестве четырех человек одновременно входят в правление двух компаний — “Ива” и “Верба”. Эти две компании считаются взаимозависимыми.
Физическое лицо 1)Сделка проходит между одним физическим лицом и его родственниками(супруга, супруг, родители, братья, сестры, опекуны, попечители и т. д.).2)Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу. 1)Сделка между мужем и женой, сыном и отцом, сестрой и братом.2)Директор компании и главный бухгалтер.
Компания и физическое лицо Данное физическое лицо-участник сделки имеет долю в компании от 255 и более Доля участия Меркулова И.И. в компании “Юпитер” 30%. Меркулов и “Юпитер — взаимозависимые стороны.
Читайте также:  Апелляция – засиливание или пересмотр по существу?

Какие сделки не будут дополнительно контролироваться:

  • Если операции осуществляются между представителями консолидированных групп, соответствующих российским законам;
  • Операции между организациями, которые платят налоги в рамках одного региона;
  • Операции между организациями, юридические адреса которых находятся в одном регионе;
  • Одна из сторон сделки не указала в налоговых отчетах убытки, сократившие налоговую нагрузку,  за прошлый период;
  • Стороны операции не пользуются особым режимом налогообложения;
  • Операции между предприятиями, которые не имеют подразделений в других странах.

Нормативные акты предполагают, что стоимость операции между двумя независимыми лицами является изначально рыночной.

Как избежать рисков при трансфертном ценообразовании

Предприниматели, физические лица и компании могут использовать трансфертное ценообразование в своих интересах, но при соблюдении определенных правил. Как не попасть в поле зрения ФНС при ТЦО:

  1. Лица, входящие в одну и ту же аффилированную группу, не должны участвовать в сделках с трансфертными ценами.
  2. Если лицо покупает товары по трансфертным ценами, то ему не рекомендуется покупать эти же самые товары по рыночным ценам.
  3. Если продавец реализует товар по трансфертным ценам, то он не должен одновременно продавать этот же товар по рыночной стоимости.
  4. Размер трансфертной цены на определенный товар(услугу) не должен быть меньше(больше) чем на 20% от актуальной рыночной стоимости товара.

Да, продавец может обосновать низкую трансфертную цену на свой товар или услугу, скидкой. Но для этого ему необходимо соблюсти несколько условий:

  • Товар по трансфертной цене должен отпускаться по предоплате и в большом объеме;
  • Покупатель документально подтвердил свои намерения приобрести существенный объем товара в будущем;
  • Объем приобретения существенно превышает объемы у других покупателей.

Размер скидки должен быть экономически обоснованным, а правила предоставления скидок необходимо прописать в нормативных актах локального типа.

Уведомление о контролируемой сделке

Налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган об осуществленной сделки с использованием трансфертного ценообразования в срок не позднее 20 мая, следующего за календарным годом, в котором состоялась сделка. При этом уведомлять о подобном факте должны обе стороны в независимости от степени расходов или доходов каждой. В бумаге должна содержаться следующая информация:

  • Сведения об участниках сделки;
  • Предмет сделки.
  • Данные о полученных в результате проведения операции доходах.

Подавать документ можно как в бумажном, так и в электронном формате. Форма и формат уведомления утверждены законодательством. Налоговая служба имеет право потребовать и дополнительные документы по сделке. Такая документация предоставляется в произвольной форме.

Какие сведения должна содержать документация компании по сделкам, использующим трансфертное ценообразование:

  • Данные обо всех участниках операции;
  • Чем занимаются участники контролируемых сделок(сфера деятельности);
  • Сведения о расходах и доходах по операции;
  • Данные о сделке: когда поступили платежи, какой метод ценообразования выбран;
  • Какие источники использовались при трансфертном ценообразовании(ссылки);
  • Какие риски несут участники сделки, какие функции выполняют.

Стоит заметить, что за предоставление недостоверных сведений предусматривается штраф в размере 5000 рублей. Штраф за неуплату или неполную уплату налога в результате применения нерыночных цен в сделках – до 40% от суммы неуплаты(но не менее 30 000 рублей). Участники международной группы компаний заплатят 100 000 рублей штрафа за непредставление отчета.

Помощь в сфере трансфертного ценообразования

Чтобы держать руку на пульсе стремительно меняющегося законодательства, лучше воспользоваться услугами профессионалов.

Эксперты нашего портала проанализируют сделки, ранее не попадающие под ТЦО-контроль на предмет налоговых рисков, проведут анализ контрагентов и выявят круг взаимосвязанных лиц, подготовят пакет документов по трансфертному ценообразованию, проконсультируют по всем возникающим вопросам. Пишите нам по электронному адресу info@offshore-pro.info или пользуйтесь формой обратной связи на сайте. 

Трансфертное ценообразование 2021: как избежать налоговых рисков

10.03.2021

Трансфертное ценообразование помогает оптимизировать налоги при распределении прибыли между компаниями, входящими в одну группу. Однако нужно обратить внимание на статью 40 Налогового кодекса РФ, которая предусматривает различные правовые механизмы для борьбы с подобной минимизацией.

Какие сделки признаются контролируемыми

На практике в 80% случаем суды принимают позицию ФНС. Налоговики активно контролируют рыночные цены между взаимозависимыми лицами через доказательство получения необоснованной налоговой выгоды.

Яркий пример: компания продаёт физлицам транспортные средства по цене ниже рыночной, но не по разумным рыночным причинам, а с целью получения налоговой выгоды за счёт снижения налоговой базы по налогу на прибыль и НДС. При этом сделки заключаются между взаимозависимыми лицами, способными повлиять на условия совершаемых сделок.

Другой пример — предоставление заёмных денежных средств на нерыночных условиях, но в силу влияния компании, участвующей на 100% в капитале организации через материнскую компанию.

Если налоговая установит, что цены не соответствую рыночным, компанию могут обязать доплатить налог с учётом исполненной сделки, а также наложить штраф — до 40% от суммы невыплаченного налога.

На что смотрит ФНС

Некоторые сделки могут вызвать повышенный интерес налоговых органов. Вот девять случаев, при которых последует налоговый контроль.

  1. Операция проводится между зависимыми друг от друга сторонами (в том числе с участием стороннего лица).
  2. Операции между предприятиями, где гендиректор один и тот же человек.
  3. Сделки между гендиректором и субъектом.
  4. Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
  5. Операции между российскими организациями и представительствами других стран.
  6. В сделке участвует субъект, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
  7. Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
  8. Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
  9. Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией, если годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.

У ФНС могут возникнуть и другие основания для проверок.

Обратите внимание на поправку в подпункте 2 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ. Под ТЦО контроль будут подпадать сделки с товарами пяти групп:

  1. нефть и нефтепродукты;
  2. цветные металлы;
  3. чёрные металлы;
  4. драгоценные металлы и драгоценные камни;
  5. минеральные удобрения.

Как избежать рисков при ТЦО

Налоговое законодательство не запрещает прибегать к трансфертному ценообразованию в 2021 году, но устанавливает разумные ограничения на такие операции. Нужно следовать шести простым правилам.

  1. В сделках с трансфертными ценами не должны участвовать лица, входящие в одну и ту же группу аффилированных лиц.
  2. Продавец, реализующий определённые виды товаров, работ или услуг по низким трансфертным ценам, не должен продавать эти же товары по рыночным ценам.
  3. Лицо, покупающие определённые товары по высоким трансфертным ценам, не должно приобретать эти же или идентичные товары по рыночным ценам.
  4. Трансфертная цена на определенный вид товаров, работ или услуг в пределах непродолжительного времени не должна колебаться более чем на 20%.
  5. Продавец может обосновать низкую трансфертную цену скидкой. Но для этого нужно выполнить ряд условий:
    • товар отпускается трансфертному покупателю на условиях предоплаты, объём и сроки которой существенны;
    • объёмы покупки существенно превышают объёмы покупок других покупателей;
    • покупатель обязуется приобрести существенный объём товара в будущем.
  6. Продавец может выдвинуть и иные условия, предоставляющие для него существенную экономическую ценность. Чем больше условий будет выполнено, тем больше оснований у продавца предоставить скидку покупателю. Размер скидок должен быть экономически обоснован, а правила предоставления скидок нужно закрепить в локальных нормативных актах.

  7. Покупатель может обосновать высокую цену приобретения следующими обстоятельствами:
    • продавец предоставил существенную отсрочку или рассрочку (в договоре поставки должно содержаться условие о праве покупателя свободно распоряжаться товаром до его полной оплаты — п. 5 ст. 488 ГК РФ);
    • продавец предоставил повышенный гарантийный срок и (или) обязуется доставить товар за свой счёт;
    • продавец по договору берёт на себя иные дополнительные обязанности, которые для покупателя представляют существенную экономическую ценность.
Читайте также:  Экспедитор и перевозчик не уйдут от ответственности

Чем больше условий будет выполнено, тем более обоснованным будет применение высоких трансфертных цен. В локальных нормативных актах покупателя нужно закрепить правила о специальных условиях закупки.

Трансфертное ценообразование: консультация налогового юриста

Многие компании создают международные группы, участниками которых ведут предпринимательскую деятельность на территории нескольких государств.

Когда они заключают сделки друг с другом, то могут установить любую цену, игнорируя те, что сложились на рынке. Это позволяет манипулировать налогооблагаемыми доходами с целью перемещения их в низконалоговые юрисдикции.

При этом партнеры должны соблюдать законодательство о трансфертном ценообразовании.

Что такое трансфертное ценообразование

Под трансфертным ценообразованием понимают установление стоимости товаров, работ и услуг для взаимозависимых лиц на основании индивидуальных цен, отличающихся от рыночных.

Этот способ применяется для того, чтобы максимально снизить налоги компании. Общая прибыль перераспределяется в страну со льготной системой налогообложения. В итоге участник международной группы, работающий на территории России, платит меньше налогов, чем если бы сделки проводились по рыночным ценам.

Трансфертные цены дают следующие преимущества:

  • прибыль, заработанная дочерними филиалами, выводится в государства, где нет ограничений на вывод капитала;
  • искусственное снижение стоимости позволяет захватить большую часть рынка;
  • сферы влияния между различными компаниями распределяются так, как это нужно участникам холдинга.

В итоге совершенно законным путем достигается увеличение прибыли. Минимизация уплаченных налогов с помощью названного способа пользуется популярностью не только у крупных групп компаний, но и у малого и среднего бизнеса.

Прежде, чем использовать трансфертное ценообразование, рекомендуем проконсультироваться с квалифицированным налоговым юристом. Он поможет подготовить необходимые документы. При необходимости заключить с налоговым органом соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

Кто контролирует трансфертное ценообразование

Налоговые органы контролируют сделки, совершаемые взаимозависимыми контрагентами по трансфертным ценам. Это особое направление налогового контроля, которое отличается от обычной налоговой проверки. Процедура предполагает расчет налоговой базы в целях справедливого взимания налогов.

Налогоплательщики должны подавать уведомления о контролируемых сделках в налоговый орган по месту нахождения. Также налоговики вправе истребовать документацию по однородным контрактам.

Между крупными налогоплательщиком и налоговым органом заключается соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

Если организация не отчитывается о сделках с трансфертными ценами, она привлекается к налоговой ответственности. Штраф составляет 5 000 руб. – за непредоставление уведомления, 100 000 руб. – за непредоставление странового отчета.

Поэтому следует своевременно проконсультироваться с налоговым юристом, который поможет определить по каким сделкам нужно отчитаться перед налоговой, и подготовит необходимые документы.

Какие сделки контролирует налоговая

Рассмотрим сделки, попадающие под контроль:

  • совершаемые между контрагентами, которые зависят друг от друга;
  • заключаемые между российскими компаниями и иностранными фирмами;
  • совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (при годовой выручке более 60 млн. руб.);
  • если один из участников сделки находится в зоне со льготным налогообложением;
  • если один из контрагентов попадает под ставку налогообложения 0%;
  • заключаемые с лицом, которое занимается добычей природных ресурсов и перечисляющим НДПИ;
  • совершаемые между дочерними компаниями при условии, что доля участия в головной фирме составляет от 25%;
  • заключаемые между компанией и ее руководителем.
  • Как правило, контроль осуществляется по сделкам стоимостью от 60-100 млн. руб.

В каких случаях сделки не контролируются

НК РФ называет ряд операций, которые не попадают под контроль:

  • если они совершены представителями консолидированных групп в соответствии с российским законодательством;
  • при совершении сделок между предприятиями, зарегистрированными в одном регионе;
  • по соглашениям между фирмами, не имеющими филиалов в других регионах РФ или за границей;
  • если партнеры по сделке платят налог в бюджет одного и того же субъекта РФ;
  • если участники договора не перешли на специальный режим налогообложения.

Полный перечень сделок содержится в статье 104.4 НК РФ.

Если у вас возникли сомнения по поводу критериев отнесения сделок к контролируемым, следует поручить этот вопрос профессиональному налоговому юристу. Он проанализирует документацию и выявит взаимозависимые стороны в договорах.

Этапы подготовки документации по контролируемым сделкам

Для своевременного извещения налогового органа о контролируемых сделках рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:

  1. Налогоплательщик выявляет контролируемые сделки на основании статьи 105.14 НК РФ.
  2. Определяется объем необходимой документации и временные затраты на ее подготовку.
  3. Устанавливаются группы однородных сделок, обладающие схожими характерными свойствами.
  4. Проводится анализ сделок на предмет сопоставимости коммерческих и финансовых условия (статья 105.5 НК РФ).
  5. Описываются взаимозависимые стороны.
  6. Выбирается метод ценообразования.
  7. Проводится поиск сопоставимых сделок и компаний, рассчитывается интервал рентабельности (интервал рыночных цен).
  8. Подготавливается документация по принятому решению.

Для обеспечения стабильности выбранного способа ценообразования следует ежегодно пересматривать и корректировать систему.

Консультация налогового юриста по трансфертному ценообразованию

Для выявления взаимозависимых лиц и контролируемых сделок рекомендуем обратиться к квалифицированному налоговому юристу. Он подскажет, как подготовить уведомление в налоговую инспекцию и внутреннюю документацию, провести анализ трансфертных цен, устранить риски трансфертного ценообразования.

Специалисты компании СКП проводят консультирование по трансфертному ценообразованию. Если вы нуждаетесь в юридической помощи, оставьте заявку через электронную форму или позвоните по телефону. Наши специалисты свяжутся с вами в удобное время.

Методы ТЦО в выездных налоговых проверках

Внутригрупповые сделки, которые вышли из-под контроля Управления ФНС, будут теперь проверяться территориальными налоговыми органами на предмет получения необоснованной налоговой выгоды, и для определения размера доначислений могут применяться методы ТЦО.

Вместе с тем в отношении неконтролируемых сделок нельзя исключать вероятность неприменения налоговыми органами методов ТЦО в соответствии с правилами, предусмотренными Разделом V.1 для контролируемых сделок.

  • Кроме того, в случае доначисления налога на прибыль за счет корректировки цен в неконтролируемых внутрироссийских сделках в рамках проводимых налоговых проверок налогоплательщик не сможет использовать механизм симметричных корректировок, предусмотренный для контролируемых сделок.
  • В то же время, хотя и наличие подготовленной документации по ТЦО само по себе не предполагает «автоматического» освобождения от штрафа при корректировке налоговыми органами цен в неконтролируемых сделках, своевременная подготовка документации (или защитного файла) предоставляет для налогоплательщика возможность заранее проанализировать соответствие цен по сделкам рыночному уровню, аргументировать и задокументировать обоснованную позицию, которая в рамках налоговой проверки может быть представлена на рассмотрение налоговым органам.
  • Обзор судебной практики
  • До настоящего времени судебная практика по рассмотрению дел, связанных с оспариванием цен в неконтролируемых внутригрупповых сделках, складывается неоднозначно – часть споров выигрывает налогоплательщик, часть – налоговые органы.

Успешное применение налоговыми органами метода трансфертного ценообразования с целью определения величины необоснованной налоговой выгоды, а именно, метода сопоставимой рентабельности, можно увидеть в деле № А62-8105/2017 ООО «Богородицкое» (Постановление АС ЦО от 07.02.2019).

Основным видом деятельности налогоплательщика являлась переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов.

Далее общество реализовывало продукцию с наценкой от 0% до 5% исключительно в адрес взаимозависимых лиц, которые, в свою очередь, продавали эту продукцию с наценкой от 32% до 77% независимым покупателям.

Налоговые органы применили метод сопоставимой рентабельности и сравнили фактическую рентабельность налогоплательщика за 2013 и 2014 годы с минимальными значениями рыночных интервалов, определенных исходя из финансовых данных компаний, отобранных с использованием базы данных СПАРК. Суд согласился с подходом налоговых органов и не принял возражения налогоплательщика ни в части правильности выбора метода для анализа, ни в части несопоставимости деятельности отобранных для формирования рыночных интервалов компаний.

Еще одним примером негативной для налогоплательщика практики является дело № А72-1056/2017 ООО «Завод КСП» (Определение ВС от 09.07.2018), где суд признал обоснованным использование метода сопоставимых рыночных цен на основании информации о ценах, примененных предыдущим звеном цепочки поставок.

Расчет интервала рыночных цен был произведен налоговыми органами на основании счетов и счетов-фактур, выставленных производителем материалов (ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат») в адрес торгового посредника ИП Куропаткина А.С.

, у которого ООО «Завод КСП» приобретал основной объем материалов (более 95%) для производства готовой продукции.

При этом доводы налогоплательщика о том, что сделки не могут быть признаны в достаточной мере сопоставимыми (в частности, из-за несопоставимости уровня рынка, а также невозможности в принципе использовать информацию о сделках, не совершенных непосредственно налогоплательщиком), не были признаны судом.

Также интересным в этом деле является то обстоятельство, что в ходе судебного разбирательства судом была проведена оценка сложившейся в регионе практики закупки сопоставимых материалов (в частности, является ли общепринятой закупка материалов у заводов-производителей или у торговых посредников).

Как правило, оспаривание реального функционала посредника(-ов) является одним из наиболее часто используемых налоговыми органами подходов в ходе мероприятий налогового контроля, направленных на выявление необоснованной налоговой выгоды за счет использования нерыночных цен. Показательными делами в данной области являются, в частности, дела ПАО «Газпром» (№ А40-152980/18-140-4116, Решение от 29.10.2018), ООО «Джодас Экспоим»

Читайте также:  Архитектурное решение - предмет арбитражного спора

Трансфертное ценообразование: особенности налоговой проверки сделок между взаимозависимыми лицами

В.Г. Акимова, партнер, руководитель группы налоговой практики «Пепеляев Групп»

Процедура этого контроля прописана в достаточно общей форме, что на практике вызывает множество вопросов о том, что это за проверка, выездная или камеральная, сколько она может продлиться, остались ли какие либо полномочия у территориальных налоговых органов в этой сфере и т. д. Ответить на эти вопросы нужно обязательно, так как анализ судебной практики показывает, что процедурные споры составляют немалую часть споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Наши специалисты – ведущие юристы «Пепеляев Групп» Е.И. Семкина и Н.Р. Хачатрян – попытались в статье дать ответы на эти вопросы.

 

Е.И. Семкина, ведущий юрист «Пепеляев Групп»   

Н.Р. Хачатрян, ведущий юрист «Пепеляев Групп»

Предлагаем читателю практический взгляд на решение ключевых вопросов применения статьи 105.17 НК РФ, посвященной проверке цен в сделках между взаимозависимыми лицами. E.I. Semkina, N.R. KhachatryanTransfer Pricing: Specifics of tax audits of transactions between related partiesOur readers are offered a practical opinion on how to resolve the key issues of applying article 105.17 of the Tax Code dedicated to checking prices used in transactions between related parties.

Налоговые проверки – одна из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Проверка соответствия цен в сделках рыночному уровню цен относится к особой форме налогового контроля полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.

На первый взгляд положения статьи 105.17 НК РФ близки к известным положениям части первой НК РФ о камеральных и выездных налоговых проверках.

Однако законодатель прямо установил, что контроль соответствия цен не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Рассмотрим наиболее существенные особенности статьи 105.17 НК РФ, связанные с ее практическим применением.

Кто и где проводит проверку

Пунктом 1 статьи 105.17 НК РФ установлено, что проверка проводится только ФНС России по месту ее нахождения. Следовательно, при проведении проверки налогоплательщику (независимо от его места нахождения и постановки на учет) необходимо направлять документы и представлять свои интересы в Москве, где находится ФНС России.

В целях реализации положений раздела V.1 НК РФ в апреле 2012 г. была создана Межрегиональная инспекция ФНС России по ценообразованию для целей налогообложения1 (далее – МИ ФНС России по ценам).

Эта инспекция будет подчиняться непосредственно ФНС России и осуществлять функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах в сфере ценообразования и информационному обеспечению деятельности ФНС России.

В соответствии с действующим Положением МИ ФНС России по ценам обрабатывает полученную от налогоплательщиков информацию и доводит до ФНС России и ее территориальных органов в касающейся их части (п. 6.

3 Положения), а также принимает участие в подготовке материалов для проводимых ФНС России проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (п. 6.

8 Положения).

При этом в Положении не указывается на право МИ ФНС России по ценам осуществлять в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц в отличие, например, от других территориальных органов ФНС России2.

Проверку полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами в настоящее время уполномочены проводить только должностные лица ФНС России (абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ), перечень которых устанавливается в решении о проведении проверки.

Таким образом, на МИ ФНС России по ценам возлагаются, по сути, функции сбора и анализа информации, в то время как контрольные функции закреплены непосредственно за ФНС России.

Позиция Минфина России о необходимости контроля над ценами именно на федеральном, а не территориальном уровне3 обусловлена во многом желанием избежать серьезных конфликтов между субъектами РФ, а также нарушений порядка распределения налогов между бюджетами разных уровней и принципа единства налоговой политики в связи с проведением симметричных корректировок.

Основания и ограничения проведения проверки

В Налоговом кодексе РФ закреплен исчерпывающий перечень оснований для проведения проверки. В соответствии с ним ФНС России не может назначить проверку при получении информации о контролируемых сделках из иных источников (например, информации, полученной от Федеральной антимонопольной службы, правоохранительных органов).

Основания проведения проверки (п. 1 ст. 105.17 НК РФ) К основаниям проведения проверки полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами относятся: — уведомление налогоплательщика; — извещение территориального налогового органа о контролируемой сделке; — выявление ФНС России контролируемой сделки в результате повторной выездной проверки.

Решение о назначении проверки может быть принято руководителем (заместителем руководителя) ФНС России не позднее двух лет со дня получения уведомления налогоплательщика или извещения территориального налогового органа (п. 2 ст. 105.17 НК РФ). Однако ни сроки, ни порядок принятия решения о назначении такой проверки при выявлении ФНС России контролируемой сделки в результате повторной выездной проверки законодателем прямо не определены.

Проведение проверки недопустимо в следующих случаях:

  • проведение двух и более проверок в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год;
  • если сделка, по которой налогоплательщик является одной из сторон, была проверена у другой стороны и при этом установлено соответствие условий контролируемой сделки условиям сделок между лицами, не относящимися к взаимозависимым.

По нашему мнению, второе ограничение может быть применено в случае установления при проверке соответствия примененной в сделке цены рыночному уровню.

Остается вопрос: каким образом можно установить факт проведения проверки соответствия цен у контрагента по сделке, если акт проверки составляется только при выявлении занижения суммы налога (п. 9 ст. 105.17 НК РФ)?

Глубина проверки

В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки4 (п. 5 ст. 105.17 НК РФ).

Это положение затрагивает такой актуальный вопрос, как глубина проверки.

В Постановлении от 14.07.2005 № 9-П Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика.

Глубина проверки рассчитывается от момента совершения сделки (п. 5 ст. 105.17 НК РФ), а поскольку налоговое законодательство не содержит понятия «момент совершения сделки», то в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ необходимо обратиться к гражданскому законодательству.

С этим согласен и Минфин России, указавший, что термин «момент совершения сделки» используется Налоговым кодексом РФ в значении, в котором он применяется гражданским законодательством РФ5.

Гражданское законодательство, в свою очередь, определяет момент совершения двусторонней сделки (договора) моментом заключения договора (ст. 154, 433 ГК РФ). Момент заключения договора определяется его условиями и требованиями закона.

Момент заключения договора

Консенсуальные сделки (порождающие права и обязанности с момента достижения их сторонами соглашения) – момент их подписания сторонами (п. 1 ст. 433 ГК РФ).

Реальные сделки (в которых недостаточно одного соглашения между сторонами, а необходимо еще осуществление определенных действий) – например, момент передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК РФ).

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее – Закон № 227-ФЗ) положения частей первой и второй НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ) применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются в соответствии с главой 25 НК РФ со дня вступления в силу указанного Закона, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Минфин России в связи с этим указывает, что в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК РФ после вступления в силу Закона № 227-ФЗ (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора), совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки6.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *