Газ – это залог семейного комфорта. «Голубое» топливо не только помогает приготовить пищу, но и обеспечивает квартиру или дом горячей водой и теплом. Но не стоит забывать, что природный газ чрезвычайно взрывоопасен.
Регулярно по новостям можно услышать про новые аварии в разных уголках страны. Неудивительно, что наше правительство озаботилось этой проблемой, поэтому в последние годы были приняты законы, строго регулирующие эту сферу.
Сегодня получить штрафы за газ можно даже за бездействие, причем суммы достаточно высоки.
В этой статье мы расскажем, какие штрафы за газ бывают, как их избежать, и какая ответственность определена по закону. Чтобы не попасть на уловки газовщиков, нужно обязательно знать свои права и обязанности.
Все нарушения можно условно разделить на 2 группы:
- нарушение учета и оплаты потребления газа – все что связано с финансами и потреблением;
- нарушение правил безопасности при использовании «голубого» топлива – все что связано с использованием газового оборудования.
Давайте подробнее разберем нюансы каждой из категорий, определимся с размерами штрафов и выясним, как их избежать.
Данную категорию полностью контролирует статья 9.23 КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях).
Лица, ответственные за контроль состояние внутридомового (УК, ТСЖ или частные лица) и внутриквартирного газового оборудования (собственники квартир), могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа за несоблюдение требований к качеству, сроку и периодичности выполнений работ по техническому обслуживанию.
Определены следующие суммы:
- физические лица – от 1 до 2 тысяч рублей;
- должностные лица – от 5 до 20 тысяч рублей;
- юридические лица – от 40 до 100 тысяч рублей.
Это яркий пример того, как не только действие, но и бездействие может привести к наказанию. Административная ответственность также предполагается за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании со специализированной организацией.
Поэтому, чтобы избежать штрафов, вовремя заключите договор на техническое обслуживание ВДГО (если вы представляете УК или владеете частным домом) или ВКГО (если владелец квартиры), и требуйте от подрядчика своевременного выполнения полного комплекса работ по закону.
Если к вам в квартиру стучат сотрудники специализированной организации для проведения плановых работ по обслуживанию и ремонту газового оборудования, а вы их не пускаете в квартиру, тогда также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- физические лица – от 1 до 2 тысяч рублей;
- должностные лица – от 5 до 20 тысяч рублей;
- юридические лица – от 40 до 100 тысяч рублей.
Стоит помнить, что штраф накладывается, только если вы были предварительно уведомлены о проведении работ. Если уведомления не было, а газовщики ломятся в квартиру, вы имеете полное право их не впускать. Разумеется, кроме критических ситуаций, когда есть вероятность возникновения взрыва.
Если газовое оборудование (например, плита или котел) в результате проведенной проверки были признаны неисправными (работают с перебоями или вышел срок службы прибора), то вы обязательно должны их заменить. За уклонение от выполнения данного требования также установлены штрафные санкции:
- физические лица – от 1 до 2 тысяч рублей;
- должностные лица – от 5 до 20 тысяч рублей;
- юридические лица – от 40 до 100 тысяч рублей.
Обязательно стоит помнить, что если срок службы закончился, но газовое оборудование работает без нареканий, тогда после проведенной проверки и с согласия газовой службы им можно пользоваться еще год. Затем его вновь нужно проверить.
Если в случае вышеуказанных действий или бездействий произошла авария или возникла угроза здоровью людей, тогда все штрафы кратно возрастут:
- физические лица – от 10 до 30 тысяч рублей;
- должностные лица – от 50 до 100 тысяч рублей;
- юридические лица – от 100 до 400 тысяч рублей.
Кроме того, вы также обязаны будете возместить материальную компенсацию все жертвам произошедшей трагедии.
Не допускайте подобных прецедентов, относитесь ко состоянию своего газового оборудования с полной ответственностью! Опасность не в штрафах, а в угрозе вашему здоровью и окружающих, помните об этом!
При повторных административных нарушениях штрафы также возрастают:
- физические лица – от 2 до 5 тысяч рублей;
- должностные лица – от 10 до 40 тысяч рублей или дисквалификация на строй от года до трех лет;
- юридические лица – от 100 до 400 тысяч рублей или приостановка деятельности на срок до 90 суток.
Стоит также помнить, что наказание может быть по нескольким статьям сразу, так что штрафы просто будут просуммированы.
Здесь собраны штрафы за неправильный учет потребленного газа или же его оплата. В этом случае действует не только КоАП, но и Уголовный кодекс.
Подсчитано, что газовщики ежегодно теряют до 6% прибыли из-за кражи газа населением. Вот почему правительство регулярно повышает штрафы за незаконное подключение к газопроводам.
Не стоит думать, что это касается только случаев подключения к магистральному газопроводу. Если вы самостоятельно подключили плиту, заменили котел или счетчик, перенесли газовые трубы – эти деяния также будут расценены, как незаконное подключение. Если вам отключили газ, а вы подключили его самостоятельно – это тоже нарушение.
В данном случае необходимо руководствоваться статьей 7.19 КоАП РФ. Подобные правонарушения влекут наложение административной ответственности в виде штрафа:
Гражданин | от 10 до 15 тысяч рублей | От 15 до 30 тысяч рублей |
Должностное лицо | от 35 до 80 тысяч рублей или дисквалификация на срок от года до двух лет | От 80 до 200 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет |
Юридическое лицо | от 100 до 200 тысяч рублей | От 200 до 300 тысяч рублей |
Наказание за незаконное подключение к газопроводу, если вы уже были осуждены за административное правонарушение, регулирует статья 215.3 УК РФ: от штрафа на 80 тысяч рублей до лишения свободы на срок до двух лет. Если при ваших действиях был поврежден газопровод, то штраф может возрасти до 500 тысяч рублей.
А теперь главное: если будет доказан факт незаконного потребления газа, то помимо вышеуказанных штрафов вам предстоит также полностью возместить всю стоимость израсходованного «голубого» топлива.
Наказание регулирует статья 158 Уголовного кодекса РФ. В пункте 3 сказано, что подобная кража наказывается штрафом от 100 до 500 тысяч рублей, либо лишением свободы до шести лет со штрафом до 80 тысяч рублей (если ущерб превысил 250 тысяч рублей).
Если будет доказана кража в особо крупном размере (более чем на миллион рублей), тогда могут наказать лишением свободы на срок до 10 лет со штрафом до миллиона рублей.
Помните, что для закона нет разницы, где была обнаружена кража: в частном доме или квартире. Наказание будет одинаково суровым.
Если контролерами будет обнаружено несоблюдение должного уровня безопасности, то наложить штраф может газовая служба, с обязательным письменным уведомлением.
Самовольное подключение к газопроводам могут зафиксировать только сотрудники полиции, а определять наказание может только суд. Поэтому не стоит слушать различных мошенников, которые запугивают и предлагают «решить вопрос на месте».
Кроме того, если вы не согласны с предъявленными обвинениями, то их всегда можно оспорить в соответствующей инстанции.
Стоит помнить, что штрафы внушительных размеров в первую очередь нужны, чтобы вразумить собственников, напомнить об ответственном подходе к безопасности всего газового оборудования. Газ обеспечивает нас всех комфортом, но чрезвычайно опасен.
Поэтому не стоит пренебрегать установленными правилами и нормами, обязательно проводите регулярное техническое обслуживание вашего газового оборудования и не бойтесь обращаться в газовую службу по любым вопросам, которые связаны с безопасностью.
Штраф за отходы. Изменения в КоАП РФ 2019 г.-2020 г
Время на чтение: 21 минута
Все кто познакомился с новой редакцией статьи 8.2 КоАП РФ я думаю были немного в шоке. Штраф за отходы: кто будет платить, за что и сколько?
Если раньше инспектор приходил на предприятие и находил несколько нарушений в области обращения с отходами ( например: отсутствие паспортов на отходы + отсутствие журнала учета отходов + превышение нормативов образования отходов и лимитов на их размещении) — все эти нарушения попадали под состав одной статьи — 8.2. КоАП РФ со штрафом на юридическое лицо в минимальном размере 100,0 тысяч рублей.
Теперь статья 8.2. КоАП РФ разбита на части — и каждое из написанных в примере нарушений является составом отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ и соответственно, предприятие получит за эти нарушения не один общий штраф за отходы, а 3 штрафа в размере: 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. + 200,0 тыс. руб. Итого получается 600 тыс. рублей.
С такими штрафными санкциями я думаю всё большему количеству предприятий станет выгоднее нанимать на работу эколога (хотя бы на полставки).
Штрафы за отходы животноводства — читаем здесь.
А теперь пройдемся по новым частям статьи 8.2. КоАП РФ:
Часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за общие нарушения по отходам
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.
3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 1 статьи 8.2. КоАП РФ
Если мы в консультанте нажимаем на слово «требование», то оно выводит на на ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды». Значит при нарушении требований этой статьи должна применяться часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ. По этой части штраф за отходы — в минимальном размере
Часть 1 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» довольна общая часть, гласит:
Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
часть 1 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Практически подходит под все виды нарушений в области обращения с отходами, по которым нет отдельной части статьи 8.2. КоАП РФ.
Часть 2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» :
Запрещаются:- сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;- размещение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;-захоронение отходов I — IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;- ввоз отходов I — IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания;- ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
— захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
часть 2 статьи 8.51 ФЗ «Об охране окружающей среды»
Самое часто встречаемое нарушение из перечисленных — это сброс отходов. Но за сброс отходов подготовлена отдельная часть статьи 8.2. КоАП РФ.
Таким образом часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ может быть применена:
Часть 2 статьи 8.2. КоАП РФ
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 2 статьи 8.2 КоАП РФ
Таким образом, если вы повторно совершили административное правонарушение, за которое предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 8.2 — сумма штрафа увеличивается в 2 раза.
Часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ — штраф за отходы (сброс отходов)
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 3 статьи 8.2. КоАП РФ
Если совершенное правонарушение повлекло причинение вреда здоровью людей или окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание, то применяется часть 3 статьи 8.2 КоАП РФ.
Безусловно в данном случае речь идет о сбросе отходов, а также может идти речь о несоблюдении мест накопления ТКО.
Поскольку именно эти нарушения могут создавать угрозу причинения вреда здоровью людей или окружающей среде.
Если за совершенное правонарушение предусмотрено уголовное наказание, то тогда + к уголовному наказанию добавится расчет ущерба, причиненного почвам ( а это не один миллион рублей).
Часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за размещение отходов
Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.
3 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
часть 4 статьи 8.2. КоАП РФ
Размещение отходов — это их хранение и захоронение.
хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Следовательно, штраф за отходы по части 4 статьи 8.2. КоАП РФ применим только для специализированных объектов , предназначенных для хранения и (или) захоронения отходов.
Часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ
Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до шести тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 5 статьи 8.2. КоАП РФ
Ужесточение наказания, связанного с повторным несоблюдением требований при размещении отходов на специализированных полигонах.
Часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ
Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ
В случае несоблюдения требований при размещении отходов на специализированных полигонах, которые повлекли причинение здоровью людей и окружающей среде и если за совершенное правонарушение не предусмотрено уголовное наказание — применяется часть 6 статьи 8.2. КоАП РФ.
Часть 7 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательствомРоссийской Федерации, -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 7 статьи 8.2 КоАП РФ
Указанная статья будет применять к предприятиям 1, 2 категории ОНВОС, в обязанность которых входит разработка проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение. Штраф за отходы увеличен в 2 раза. Под эту часть статьи 8.2.
КоАП РФ могут попасть прежде всего предприятия, относящиеся к категории малого и среднего бизнеса, поскольку до 01.01.2019 года у них не было обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
И, как правило, такие предприятия очень редко следят за изменениями экологического законодательства.
Часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за превышение лимитов отходов
Превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 8 статьи 8.2. КоАП РФ
Указанная часть статьи 8.2. также будет применяться только к объектам 1 и 2 категории ОНВОС. Наказывать будут только за превышение лимитов на размещение отходов, следовательно превышение нормативов образования отходов будет нарушением, за которое предусмотрена ответственность частью 1 статьи 8.2. КоАП РФ.
Часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие паспортов отходов
Неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ
Если в ходе проведения проверки (плановой или внеплановой) выяснится, что у вас образуется отход, который присутствует в ФККО, а паспорта на отход (если он относится к 1- 4 классу опасности) или результатов биотестирования (если он относится к 5-у классу опасности) у вашего предприятия нет, то ваше нарушение попадает под часть 9 статьи 8.2. КоАП РФ.
Что тут можно сделать чтобы избежать штрафа за отсутствие паспорта отходов?
В ходе проверки быстро разработать паспорта на отходы, провести биотестирование — и к окончанию проверки предоставить результаты в надзорный орган. Тогда вас не смогут привлечь за указанное нарушения, так как ни в одном законе, НПА не зафиксирован срок (дата) разработки паспортов и проведения биотестирования.
Часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ — штраф за отсутствие журнала учета отходов и его недостоверное ведение
Неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 10 статьи 8.2. КоАП РФ
Данная статьи может быть применена к предприятиям 1-4 категории ОНВОС, в случае если они не ведут учет в области обращения с отходами или ведут недостоверный учет в области обращения с отходами.
Часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ
Неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 11 статьи 8.2. КоАП РФ
Относится только к предприятиям, эксплуатирующим объекты размещения отходов.
Часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ
Неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
часть 12 статьи 8.2. КоАП РФ
Аналогично — только для предприятий, эксплуатирующих объекты размещения отходов.
В общем штраф за отходы — это теперь дорогостоящее удовольствие как для юридиеского лица, так и для должностного…
Лисичникова Людмила
Оспорить штраф за экологические нарушения — Сам себе адвокат
Штраф от Росприроднадзора за экологические нарушения рискует получить не только производственная компания, но и даже офисная
Если сотрудник Росприроднадзора нашел нарушения и назначил штраф или приостановление деятельности, имеются поводы, для проверки состава экологических правонарушений.
Проверяющие путают состав правонарушения и штрафуют компанию по другой статье. Если вы столкнулись с такими нарушениями со стороны контролирующего органа, нужно заявить об этом в суде. Суд отменит постановление и прекратит производство по делу, если госорган неправильно квалифицировал правонарушение компании.
Если компания не внесет в срок плату за негативное воздействие на окружающую среду, ее оштрафуют на сумму от 50 до 100 тыс. руб. по статье 8.41 КоАП
Например, компания утилизировала различные виды отходов — спецодежду, отходы минеральных масел, обтирочные материалы. Ответственным за сбор и транспортировку опасных отходов был начальник отдела инженерных сооружений.
Инспектор Росприроднадзора выявил, что компания вела деятельность по сбору отходов 1-4-го классов опасности без лицензии, и оштрафовал начальника отдела инженерных сооружений по статье 8.2 КоАП.
Норма предусматривает штраф за нарушение норм обращения с опасными отходами производства.
Начальник отдела обжаловал постановление, суд его отменил. Во-первых, отсутствие лицензии образует состав административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП. Во-вторых, проверяющие не отразили в протоколе, какие конкретно нормативные акты в сфере экологии нарушил начальник отдела.
В другом деле компанию оштрафовали за то, что при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду она применила понижающий коэффициент к базовым нормативам платы.
Росприроднадзор в постановлении указал, что компания умышленно исказила информацию об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, и оштрафовал ее на сумму 40 тыс. руб. по статье 8.
5 КоАП — за искажение экологической информации.
Компания подала жалобу. В суде она заявила, что расчет платы за негативное воздействие содержит сведения о размере платы. Это не информация о состоянии окружающей среды. Поэтому неточность расчета нельзя квалифицировать как сокрытие или искажение экологической информации.
У проверяющих на выбор 10 статей КоАП, чтобы оштрафовать компанию за экологические нарушения
Суд согласился: неточность расчета не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусматривает статья 8.5 КоАП. Проверяющие вменили компании неверный расчет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду. По их мнению, компания заплатила не в полном объеме. Это образует состав административного правонарушения по статье 8.41 КоАП.
Внести плату за негативное воздействие на окружающую среду надо не позднее 1 марта года, который следует за отчетным периодом. Отчетный период — календарный год
В третьем деле также произошла путаница в квалификации правонарушения. Предприниматель размещал на земельном участке опилки. При этом он не вел учет отходов, не представлял отчетность об утилизации и размещении отходов. Предпринимателя привлекли к административной ответственности по статье 8.2 КоАП и приостановили деятельность на 60 суток.
Предприниматель обжаловал постановление и просил переквалифицировать его действия по непредставлению отчетов об отходах производства на статью 8.5 КоАП. Районный суд признал его вину.
Верховный суд постановление отменил и направил дело на новое рассмотрение. Пришел к выводу, что из постановления не ясно, какие конкретно действия образуют состав правонарушения. Районный суд не проверил доводы и доказательства предпринимателя, что опилки можно использовать в виде сырья для дальнейшего производства продукции.
Сотрудники Росприроднадзора не доказали вину компании
Выясните, есть ли вина компании или должностного лица в нарушении, которое приписывает проверяющий. Суд отменит постановление, если Росприроднадзор не докажет вину компании, предпринимателя или должностного лица.
Пример: предприниматель арендовал ангар-склад, чтобы размещать там отходы 1-4-го классов опасности. При этом на территории производственной базы арендодателя располагались еще объекты — стационарные источники выброса вредных веществ в атмосферу. Росприроднадзор установил нормативы предельно допустимых выбросов этих веществ по всем объектам. Арендодатель получил разрешение на выбросы.
Проверяющие отметили, что предприниматель задокументировал не все источники загрязнения атмосферы. В итоге исказил информацию в части выбросов вредных веществ. Кроме того, для арендатора — предпринимателя утвердили разрешение на выброс вредных веществ в воздух, проект и нормативы, но без учета ангар-склада. В итоге предпринимателя оштрафовали по статье 8.1 КоАП.
Суд установил, что арендодатель получил разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу.
По условиям договора именно арендодатель вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду и проводит контроль по нормативам выбросов, а не арендатор — предприниматель.
Доказательств того, что предприниматель превысил нормативы по загрязнению среды, госорган не представил. Раз нормативы не превысили, нет необходимости корректировать данные инвентаризации.
Росприроднадзор не смог доказать вину арендатора. В результате суд удовлетворил требования предпринимателя. Если арендодатель по договору обязан получить разрешение на выброс вредных веществ в воздух, то штрафовать арендатора за отсутствие документа нельзя.
В другом деле проверяющие оштрафовали компанию по статье 8.41 КоАП за то, что она не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В суде компания доказала, что офисные помещения относятся к 4-й категории объектов, которые наносят минимальный вред окружающей среде.7ФЗ Компания продавала различные товары. Арендовала офис площадью 46 кв. м.
В процессе офисной деятельности в компании образуются неопасные отходы от офисных и бытовых помещений.
Суд отменил штраф. У компании нет объектов негативного воздействия на окружающую среду.
Чиновники провели проверку без оснований
Посмотрите, есть ли компания в графике проверок на текущий год. Если Росприроднадзор пришел с ревизией вне плана, в суде можно признать проверку незаконной.
Пример: проверяющие оштрафовали компанию по статье 8.1 КоАП за то, что она загрязняла подземные воды вредными веществами. Компания не знала, что к ней придут с проверкой, поскольку в ежегодном плане проверок она не значилась. Компания обжаловала постановление.
Суд удовлетворил жалобу компании. Суд установил, что Росприроднадзор грубо нарушил правила организации и проведения проверки.
Во-первых, не было оснований для проведения проверки — компанию не включили в ежегодный план проверок.
Во-вторых, компания относилась к субъектам малого предпринимательства, срок проведения проверки в отношении которых не может превышать 50 часов в год. Между тем проверка длилась 20 рабочих дней и 14 часов.
Если в собственности компании есть объект, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, его необходимо зарегистрировать в Росприроднадзоре.
Посмотрите сводный план проверок на plan.genproc.gov.ru. Проверьте, грозят ли вам плановые проверки и когда именно придут инспекторы.
Специалист был заинтересован в разрешении дела, но самоотвод не заявил
Проверьте, правомочны ли специалисты Росприроднадзора проводить проверку. В частности, если недавно в компании проводила ревизию прокуратура и в состав комиссии входил сотрудник из Росприроднадзора, то рассматривать экологическое дело этот специалист не вправе. Он должен заявить самоотвод.
Пример: проверку в компании проводили специалисты прокуратуры и инспектор по экологии. По результатам проверки составили акт, в котором расписались все проверяющие. Затем компанию привлекли к административной ответственности по статье 8.
2 КоАП. Постановление вынес инспектор, который участвовал в проверке в качестве специалиста. В документе инспектор сослался на свое объяснение как специалиста и акт проверки, который ранее подписал совместно со специалистами прокуратуры.
Компания оспорила штраф в суде. Суд согласился: инспектор не мог рассматривать дело об административном правонарушении и должен был заявить самоотвод. Раньше инспектор принимал участие в проверке в качестве специалиста, фиксировал обстоятельства правонарушения. Инспектор был заинтересован в разрешении административного дела, поэтому штраф выписывать был не вправе.
Новые штрафы за неуплату экологического сбора
Материал подготовлен: Зульфией Абзаловой, ведущим экспертом департамента бухгалтерских услуг;
Еленой Мишкиной, руководителем группы развития департамента бухгалтерских услуг, «Бейкер Тилли Рус»
Для справки
-
Плательщиками экологического сбора являются компании:
- Производители и/или импортеры товаров (упаковки) входящие в Перечень товаров (упаковки), подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, при этом производитель/импортер не утилизирует отходы от использования таких товаров (упаковки);
- Компании обязавшиеся утилизировать отходы от использования таких товаров (упаковки), но не выполнившие нормативы утилизации в отчетном году.
Основание: п. п. 1, 7 ст. 24.2, п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 2 Правил взимания экологического сбора.
-
Порядок расчета экологического сбора:
- Для производителей и импортеров, не осуществляющих утилизацию товаров (упаковки) самостоятельно:
(Ставка экологического сбора) * (Масса товаров (упаковки) выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за предыдущий отчетный период) * (Норматив утилизации отходов, установленный на отчетный период)
- Для производителей и импортеров, которые самостоятельно утилизируют отходы, но не выполнили установленных нормативов:
Ставка экологического сбора * (Количество отходов, подлежащих утилизации за отчетный период, исходя из норматива — Количество утилизированных отходов за отчетный год).
Основание: п. 6;7 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 6;8 Правил взимания экологического сбора.
-
Декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ необходимо отправить не позднее 1-го апреля года следующим за отчетным.
- Производитель — в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров;
- Импортер – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Основание
Штраф за неуплату экологического сбора с 2020 года
Как и любой обязательный платёж, сумму экологического сбора обязанные лица должны вносить в бюджет в установленный законом срок. С 2019 года в КоАП РФ появился штраф за неуплату экологического сбора. С 2020 года она начинает действовать.
На основании п. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» экологический сбор уплачивают производители и импортёры по каждой группе товаров или группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 этого ФЗ.
При этом срок внесения экологического сбора – до 15 апреля года, идущего за отчетным периодом.
Новая ответственность
Административную ответственность за неуплату экологического сбора с 2020 года устанавливает новая статья 8.41.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Её в середине 2019 года сюда внёс Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ.
С учётом установленного законом срока уплаты экологического сбора, проверяющие начнут применять её уже с середины апреля 2020 года.
Само нарушение заключается в неуплате до 15 апреля сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров обязанными лицами. То есть производителями и импортерами товаров, которые самостоятельную не утилизируют отходы от использования товаров.
Ответственность за просрочку сбора предусмотрена только в виде административного штрафа. Его суммы внушительны и различаются в зависимости от статуса нарушителя:
Должностные лица | 5000-7000 рублей |
ИП | 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 250 000 рублей |
Организации | 3-кратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров/группе упаковки товаров, но не менее 500 000 рублей |
С учётом немых сумм, желательно не допускать просрочек уплаты экологического сбора.
Отметим, что Законом № 141-ФЗ также в КоАП РФ добавлена ст. 8.5.1, которая устанавливает ответственность за:
- несдачу или несвоевременную сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров/упаковки товаров, включенных в перечень подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год;
- сдачу отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или указанных деклараций в неполном объеме либо с недостоверными сведениями.
Штрафы за эти нарушения несколько ниже, но тоже не маленькие.
Также см. «Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в 2020 году».