Прогноз непогоды. Обязано ли предприятие выполнять все предписания экологов?

C 14 по 21 ноября будет проходить Всероссийский экологический диктант, принять участие в котором смогут не только граждане РФ, а и за границей. Формат проведения на офлайн площадках и онлайн через сайт экодиктант.рус.

Прогноз непогоды. Обязано ли предприятие выполнять все предписания экологов?

Каждый год 15 ноября отмечается Всемирный день вторичной переработки отходов. Всероссийский экодиктант в прошлом году прошли более 200 тыс участников. Основная его задача формирование экологической культуры, а также популяризацию экологических знаний.

Вопросы и наши ответы на экологический диктант 2021

Прогноз непогоды. Обязано ли предприятие выполнять все предписания экологов?

Категория старше 18 лет не эколог

Вопрос 1. В какой части атмосферы Земли находится озоновый слой?

  • А) мезосфера
  • Б) стратосфера
  • В) тропосфера
  • Г) ионосфера

Вопрос 2. Какие лампы при использовании и утилизации оказывают наименьшее отрицательное влияние на окружающую среду?

  • А) лампы накаливания
  • В) галогеновые
  • Г) люминесцентные
  • Б) светодиодные

Вопрос 3. Может ли применение азотных удобрений нанести вред окружающей среде? Выберите все правильные варианты ответа

  • А) нет, не может, так как в результате внесения азотных удобрений растения быстро наращивают вегетативную биомассу, что является важным условием для развития экосистемы
  • Б) да, может, так как в результате использования азотных удобрений в атмосферу выделяются различные соединения азота, часть из которых является парниковыми газами
  • В) нет, не может, так как внесение азотных удобрений компенсирует истощение почв, вызванное их сельскохозяйственным использованием
  • Г) да, может, так как азотные удобрения являются источником нитратов, которые загрязняют грунтовые воды, способствуют эвтрофикации водоемов, снижают качество питьевой воды

Вопрос 4. Что относится к биологическим методам защиты растений в лесном хозяйстве?

  • А) обработка деревьев пестицидами
  • Б) сбор вредителей вручную
  • В) применение световых ловушек
  • Г) использование муравьёв

Вопрос 5. Какой наиболее оптимальный способ достижения целей зеленой энергетики?

  • А) автономное развитие возобновляемой энергетики
  • Б) развитие атомной энергетики
  • В) развитие угольной энергетики
  • Г) комплексное развитие возобновляемой энергетики параллельно с работой тепловых электростанций на первичных углеводородах или атомной энергии

Вопрос 6. Как называется один из методов оценки состояния окружающей среды?

  • А) биоиндикация
  • Б) ремедиация
  • В) вакцинация
  • Г) рекультивация
  • Д) аридизация

Вопрос 7. Какое из перечисленных растений, растущих в водоемах, является индикатором загрязнения воды?

  • А) кувшинка
  • Б) рогоз
  • В) сине-зеленые водоросли
  • Г) рдест
  • Д) кубышка
  • Е) ряска

Вопрос 8. Каким образом каждый человек может внести свой действенный вклад в сохранение водных ресурсов? Выберите все правильные варианты ответа

  • А) закрывать кран, если не используется вода (при чистке зубов, намыливании тарелок при мытье посуды)
  • Б) не принимать ванну, а пользоваться душем с экономной лейкой
  • В) использовать стиральную машину только при полной загрузке
  • Г) не купаться в пресных водоемах
  • Д) следить за отсутствием течей в водопроводной системе
  • Е) меньше заниматься спортом, чтобы снизить жажду
  • Ж) использовать смывные бачки с двумя режимами расхода воды
  • З) отказаться от потребления первых блюд (супы, бульоны) в пользу вторых блюд (рыба, стейки)
  • И) установить регуляторы подачи теплоносителя в батареи отопления

Вопрос 9. Как понимается устойчивое развитие международным сообществом?

  • А) способ существования в настоящем, нацеленный на удовлетворение текущих потребностей при сохранении окружающей среды и ресурсов, без ущерба для будущих поколений
  • Б) договор между странами в области военного потенциала
  • В) освоение других планет с целью увеличения жизненного пространства
  • Г) создание высокоуглеродного общества

Вопрос 10. Почему автомобили, работающие на газе, считаются более экологичными, чем автомобили, работающие на жидком топливе?

  • А) в процессе сгорания газомоторного топлива в атмосферу выделяется меньше вредных веществ, чем при сгорании жидкого автомобильного топлива
  • Б) автомобиль, работающий на газе, потребляет меньше топлива, чем дизельные и бензиновые автомобили
  • В) автомобилю, работающему на газе, в несколько раз реже требуется техническое обслуживание, по сравнению с дизельными и бензиновыми автомобилями
  • Г) содержание автомобиля, работающего на газе, обходится дешевле, чем содержание автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями

Вопрос 11. Какие воды более защищены от антропогенного загрязнения?

  • А) паводковые
  • Б) артезианские
  • В) поверхностные
  • Г) грунтовые

Вопрос 12. Какое вещество не относится к группе химических канцерогенов?

  • А) бенз-(а)-пирен
  • Б) диоксины
  • В) винилхлорид
  • Г) углекислый газ

Вопрос 13. Какую роль играют заповедники в охране биосферы Земли?

  • А) выращивание и размножение культурных растений
  • Б) сокращение численности комаров
  • В) сохранение редких и исчезающих видов флоры и фауны
  • Г) повышение плодородия почвы

Вопрос 14. Что разрешено делать в заповеднике?

  • А) охотиться
  • Б) вырубать деревья
  • В) ловить рыбу
  • Г) собирать плоды, ягоды и грибы
  • Д) наблюдать и изучать природу
  • Е) заниматься сельским хозяйством

Вопрос 15. Чем можно объяснить то, что лиственные растения более устойчивы к загрязнению воздуха, чем хвойные?

  • А) за время обитания в городах лиственные растения сумели приспособиться к повышенному загрязнению воздуха
  • Б) покровные ткани листьев препятствуют поступлению в них газов
  • В) лиственные растения ежегодно осенью освобождаются от накопленных в листьях загрязняющих веществ
  • Г) лиственные растения накапливают вредные вещества в корнях, а затем выделяют их в почву

Вопрос 16. Какая средняя температура в Арктике?

  • А) -10°С
  • Б) +1°С
  • В) -34°С
  • Г) +10°С

Вопрос 17. Какая страна занимает первое место по площади охраняемых природных территорий?

  • А) Германия
  • Б) Австралия
  • В) Канада
  • Г) Россия
  • Д) США

Вопрос 18. Что можно узнать, изучив образцы льда, взятые на анализы после бурения на станции «Восток» в Антарктиде?

  • А) восстановить сведения о животном мире прошлого
  • Б) восстановить сведения о растительном мире прошлого
  • В) восстановить сведения о полезных ископаемых прошлого
  • Г) восстановить сведения о составе атмосферы прошлого

Вопрос 19. Как называется река, берущая свое начало в Монголии и образующая обширную дельту при впадении в озеро Байкал?

  • А) Ангара
  • Б) Селенга
  • В) Баргузин
  • Г) Турка
  • Д) Снежная

Вопрос 20. Какие источники энергии относятся к неисчерпаемым? Выберите все правильные варианты ответа

  • А) ветер
  • Б) приливы и отливы
  • В) нефть
  • Г) природный газ
  • Д) солнце
  • Е) каменный уголь
  • Ж) отходы животноводства

Вопрос 21. Какой материк, по прогнозам ученых, пострадает меньше всего в связи с увеличением уровня мирового океана и затоплением большей части земного шара?

  • А) Северная Америка
  • Б) Африка
  • В) Южная Америка
  • Г) Евразия
  • Д) Австралия

Вопрос 22. Как называется устройство по приёму использованной тары?

  • А) банкомат
  • Б) фандомат
  • В) автомат
  • Г) дезинфектор
  • Д) аппарат

Вопрос 23. С чем связано повышенное выделение тепла в городе? Выберите все правильные варианты ответа

  • А) работа автотранспорта
  • Б) наличие национальных парков
  • В) наличие заказников и памятников природы
  • Г) работа отопительных и вентиляционных систем
  • Д) работа промышленных объектов

Вопрос 24. С чем связано удельное потребление тепловой энергии (в расчете на одного абонента или одного жителя)?

  • А) с климатическими особенностями страны
  • Б) с интенсивным освоением природных ресурсов
  • В) с неравномерным распределением населения в городах
  • Г) с негативным воздействием источников получения энергии на окружающую среду

Вопрос 25. Что приводит к уменьшению потребления энергии? Выберите все правильные варианты ответа

  • А) установка холодильника в самое прохладное место кухни — желательно возле наружной стены, но ни в коем случае не рядом с плитой
  • Б) привычка не оставлять оборудование в режиме ожидания — использовать кнопки включения / выключения на самом оборудовании или выключать их из розетки
  • В) покупка товаров зарубежных производителей
  • Г) заготовка дров в лесу
  • Д) привычка применять посуду с плоским дном, которое равно диаметру конфорки или чуть его превосходит
  • Е) замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие, а также привычка не пренебрегать естественным освещением

Опрос вашего уровня знаний

( 20

Что проверяет Росприроднадзор на предприятии? — статья

17 января 2020 | Просмотров 4104

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.

В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:

  • геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
  • использованием и охраной водных объектов;
  • континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
  • исключительной экономической зоной России;
  • охраной озера Байкал и т. д.

Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой.

Читайте также:  Споры о восстановлении на работе: анализ судебной практики

Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры.

Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:

  • истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
  • приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;
  • обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;
  • обращение граждан о нарушении прав потребителя.

Порядок проведения проверки отражен на схеме:

Прогноз непогоды. Обязано ли предприятие выполнять все предписания экологов?

  • Что проверит Росприроднадзор
  • Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:
  1. Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
  2. Документы о назначении на должность руководителя.
  3. Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
  4. Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
  5. Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и обучения по экологической безопасности.
  6. Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
  7. Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
  8. Госотчетность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
  9. Первичная отчетная документация по охране атмосферного воздуха:
  10. журнал учета стационарных источников и их характеристик;
  11. журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха;
  12. журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
  13. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
  14. Разрешение на выбросы стационарными источниками.
  15. Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
  16. Паспорта на газоочистные установки.
  17. Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
  18. Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
  19. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
  20. Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
  21. Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
  22. Паспорта опасных отходов.
  23. Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
  24. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
  25. Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.

Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.

Как подготовиться к проверке

К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.

После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.

К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки.

Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют.

Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:

  • с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты;
  • четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений;
  • дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д.
  1. Запомните, чего не следует делать при проверке:
  1. Оправдываться в нарушениях и лгать.
  2. Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки.
  3. Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
  4. Отказываться от подписания акта проверки. Это довольно бессмысленно, лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
  5. Поддаваться на провокацию и грубость проверяющего.

Комментарий эксперта SRG-ECO

Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.

Запомните главное

  1. Росприроднадзор проверяет всех природопользователей. Плановую проверку назначают не чаще одного раза в три года.
  2. Проверять могут только то, что соответствует цели проверки, обозначенной в распоряжении о проверке.
  3. Подготовиться к проверке поможет экологический аудит. Он выявит, какой документации недостает и соответствует ли деятельность предприятия экологическим нормам.
  4. Перед проверкой стоит попытаться устранить как можно больше имеющихся нарушений самостоятельно или с помощью сторонней организации, которая оказывает такие услуги.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году

  • Доброго времени суток!
  • Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
  • Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

  1. Основная глава КоАП РФ  за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
  3. Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г.

состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)
  • А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
  • Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
  • Напомню содержание статей:
  • Статья 8.13 часть 1
    Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
  • Статья 8.14 часть 1
    Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

Нарушение
Ответственность
Статья
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  10 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  3 000 до 6 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  1 000 до 2 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  20 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  3 000 до 4 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  4 000 до 5 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  10 000 до 20 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей  или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения Для должностных лиц – штраф от  40 000 до 50 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Для должностных лиц – штраф от  1 000 до 2 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду Для должностных лиц – штраф от  3 000 до 6 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  8 000 до 12 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ
  1. Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
  2. Свитова Елена
Читайте также:  Заявление об увольнении по собственному желанию: форма и способы предупреждения работодателя

Обучение по экологической безопасности с выдачей удостоверения Прогноз непогоды. Обязано ли предприятие выполнять все предписания экологов?

Только задумайтесь, кому нужны вечно болеющие работники?! Правильно, никому. Ни работодателю, который надеется получить максимум прибыли в кратчайшие сроки, ни […]

Прогноз непогоды: обязано ли предприятие выполнять все предписания экологов?

Улучшением экологической обстановки озабочены и жители, и общественники, и гос. органы. Однако иногда постановления и предписания экологов вызывают возмущение предпринимателей и недоумение юристов.

Сергей Гаврюшкин, управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры»:

— Улучшением экологической обстановки сейчас озабочены и жители, и общественники, и государственные органы. Однако иногда постановления и предписания экологов вызывают возмущение предпринимателей и недоумение юристов.

Так, одному из миасских предприятий было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Областное министерство экологии обязало компанию заключить договор на получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях и осуществлять в такие дни мероприятия по снижению выбросов вредных веществ.

Руководство компании посчитало это предписание незаконным и обратилось в Арбитражный суд Челябинской области.

По мнению директора компании, действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на предоставление информации о наступлении НМУ, а значит, незаключение такого договора требований законодательства об охране атмосферного воздуха не нарушает.

К тому же для возложения на предприятие дополнительной финансовой нагрузки нет экономических и законных обоснований. А нагрузка значительная. Согласно проекту договора стоимость расчета комплекса НМУ составляет около 7600 руб., а стоимость ежемесячных услуг – около 9500 руб.

Вместе с тем, согласно постановлению губернатора Челябинской области от 25.08.

2005 № 343 «Об утверждении порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ» для защиты населения в такие периоды на министерство экологии Челябинской области возложена обязанность размещать на сайте прогнозы периодов НМУ и передавать информацию органам государственной власти и местного самоуправления. Причем информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды предоставляется органам государственной власти либо бесплатно, либо затраты на ее передачу компенсируются за счет федерального бюджета. Об этом говорится в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в постановлении правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».

Согласно действующему законодательству все природопользователи вправе ознакомиться с информацией о НМУ бесплатно в сети Интернет, и нигде в законе не сказано, что ее нужно обязательно получать непосредственно у Центра государственной метеорологической службы. Поэтому заявитель посчитал, что оспариваемым постановлением министерство неправомерно возлагает на общество обязанность самостоятельно получать прогнозы НМУ за плату.

Однако доводы заявителя суд не принял, указав в своем решении, что в перечень городов, по которым министерство предоставляет прогнозы НМУ по ЦГМС, размещая их на своем сайте, Миасс не входит, а значит, официальный сайт министерства не может быть отнесен к источникам информации о НМУ на территории Миасса.

В связи с этим суд решил, что общество обязано предпринять все зависящие от него меры по получению информации о прогнозируемых НМУ, в том числе путем заключения соответствующего договора.

А оспариваемый акт, по мнению суда, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Общество такое решение Арбитражного суда не устроило, и оно подало на него апелляционную жалобу.

«Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд полагает, что общество обязано предпринять все зависящие от него меры по получению информации о прогнозируемых НМУ, в том числе путем заключения соответствующего договора, — пишет представитель общества. – Однако действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на предоставление информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий».

  • Представитель общества также посчитал, что суд не мотивировал свой вывод о необходимости заключить договор на получение прогнозов НМУ, не указал, какие именно требования законодательства нарушены и переложил бремя расходов, которые по закону должны нести органы власти, на общество.
  • К тому же, по мнению представителя общества, выборочный характер предоставления министерством прогнозов НМУ через ЦГМС по городам Челябинской области не дает права министерству возлагать обязанность по заключению договоров на лиц, находящихся в городах (в том числе в Миассе), не попавших в перечень, утвержденный правительством Челябинской области.
  • Однако суд и эти доводы заявителя не принял и оставил решение в силе.
  • Колонка написана специально для DK.RU
Читайте также:  Особенности оформления трудовых и гражданско-правовых отношений с руководителем ооо

Вопросы и ответы — Эколог в курсе

Бабикова Юлия Аркадиевна

Вопрос:

Проект ПДВ и разрешение действуют до 2024 года. За это время некоторые источники выбросов перестают функционировать. Стоит ли переоформлять проект ПДВ для III категории НВОС?

Ответ:

Да, в данном случае можно переоформить нормативы выбросов, если изменились технологические процессы предприятия, в том числе в случае вывода из эксплуатации оборудования.

При этом для объектов III категории предусмотрена необходимость расчета нормативов допустимых выбросов только для веществ I, II класса опасности. Более подробно — в обосновании.

Обоснование:

Хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать в том числе проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).

В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), должны:

— рассчитать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности, включенных Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (п. 1, 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ));

— представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).

Следовательно, если в выбросах отсутствуют вещества I, II класса опасности, рассчитывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) не требуется — только представлять отчетность о выбросах.

Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.

Тем не менее Минприроды России полагает достаточным представление указанной отчетности в виде отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) (Письмо Минприроды России от 23.12.2019 № 12-29/32272 «О представлении отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух»).

При исчислении платы за НВОС лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории НВОС, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, за исключением веществ I, II классов опасности, для которых рассчитываются НДВ (п. 11_1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).

Расчет НДВ осуществляется в соответствии с требованиями:

— Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее — Методы расчета), утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273;

— Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055;

— Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.

НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте III категории НВОС, самостоятельно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам (п. 10 Положения).

  • Кроме того, для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение (объекты I и II категории НВОС), НДВ подлежат изменению в следующих случаях (п. 11 Положения):
  • — изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • — два превышения (и более) более чем на 25% показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам ПЭК или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10% суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых принимаются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
  • То есть даже в случае уменьшения количества источников выбросов необходимо внести изменения в НДВ.
  • Тем не менее процедура внесения изменений в действующие НДВ не предусмотрена.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что в случае изменения технологических процессов предприятия, в том числе при выводе оборудования из эксплуатации, необходимо разработать новые НДВ, если в состав выбросов входят вещества I, II класса опасности.

Также сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (п. 6 ст. 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (об исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Больше консультаций вы найдете в разделе «Экология в вопросах и ответах».

Читать весь ответ

Улитин Михаил Михайлович

  1. Вопрос:
  2. С какого момента отход считается образованным?
  3. Ответ:
  4. Законодательством не определен момент образования отходов.
  5. Считаем, что моментом образования отхода является факт его непосредственного образования при:
  6. — производстве;
  7. — выполнении работ;
  8. — оказании услуг.
  9. С точки зрения проверочных мероприятий фактом образования будет являться отражение отхода в учетной документации.

Обоснование:

Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).

  • Для отнесения материальных объектов к отходам производства и потребления хозяйствующему субъекту необходимо определить, что именно в процессе осуществления его деятельности является:
  • — производством;
  • — выполнением работ;
  • — оказанием услуг.
  • Соответственно, отход является результатом производства, выполнения работ, оказания услуг.

Хозяйствующему субъекту необходимо вести учет отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ)

Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – это такие условия, которые являются помехой для рассеивания и влияют на накопление загрязняющих веществ (ЗВ) в воздухе. НМУ кратковременны, но оказывают значительное негативное влияние на качество атмосферного воздуха и, конечно, на здоровье населения.

27 июня 2020 года в силу вступили новые требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных явлений (НМУ).

Давайте рассмотрим то, какие изменения касаемо НМУ произошли. Ранее разработка и согласование мероприятий при НМУ были частью проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ). Проект ПДВ должны были разрабатывать все юр. лица и ИП, которые имеют источники выбросов ЗВ.

Кому нужен план мероприятий при НМУ

План мероприятий обязаны разрабатывать все юрлица и ИП, которые имеют источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Требование относится как к предприятиям федерального, так и регионального значения.

Заказать план мероприятий при НМУ

Что принято считать неблагоприятными метеорологическими условиями:

  • Штиль;
  • Слабый ветер;
  • Ветер неблагоприятного направления;
  • Туман;
  • Инверсия.

Согласно ст.19 Федерального закона №96, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов. Данные мероприятия должны быть предварительно согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно Федеральному закону № 96 документ нужен был для утверждения нормативов и получения разрешения на выбросы. При составлении плана мероприятий хозяйствующие субъекты могли руководствоваться РД 52.04.52-85.

План мероприятий при НМУ согласовывался в органах исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Срок рассмотрения достигал до 30 рабочих дней.

Приказом Минприроды России от 28.11.

2019 № 811 “Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий” устанавливается, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах НВОС 1, 2 и 3 категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.

Штрафы за отсутствие плана при неблагоприятных метеорологических условиях

  • 1000-2000 руб. – штрафы для граждан
  • 2000-5000 руб. – для должностных лиц
  • 20000-100000 руб. – для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)

В качестве меры пресечения госинспектор может выписать предписание о приостановке выбросов ЗВ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.

Законодательное основание для разработки плана

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (редакция, действующая с 1 января 2020 года) «Об охране окружающей среды»;
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ (с изменениями на 26 июля 2019 года) «Об охране атмосферного воздуха»;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *