C 14 по 21 ноября будет проходить Всероссийский экологический диктант, принять участие в котором смогут не только граждане РФ, а и за границей. Формат проведения на офлайн площадках и онлайн через сайт экодиктант.рус.
Каждый год 15 ноября отмечается Всемирный день вторичной переработки отходов. Всероссийский экодиктант в прошлом году прошли более 200 тыс участников. Основная его задача формирование экологической культуры, а также популяризацию экологических знаний.
Вопросы и наши ответы на экологический диктант 2021
Категория старше 18 лет не эколог
Вопрос 1. В какой части атмосферы Земли находится озоновый слой?
- А) мезосфера
- Б) стратосфера
- В) тропосфера
- Г) ионосфера
Вопрос 2. Какие лампы при использовании и утилизации оказывают наименьшее отрицательное влияние на окружающую среду?
- А) лампы накаливания
- В) галогеновые
- Г) люминесцентные
- Б) светодиодные
Вопрос 3. Может ли применение азотных удобрений нанести вред окружающей среде? Выберите все правильные варианты ответа
- А) нет, не может, так как в результате внесения азотных удобрений растения быстро наращивают вегетативную биомассу, что является важным условием для развития экосистемы
- Б) да, может, так как в результате использования азотных удобрений в атмосферу выделяются различные соединения азота, часть из которых является парниковыми газами
- В) нет, не может, так как внесение азотных удобрений компенсирует истощение почв, вызванное их сельскохозяйственным использованием
- Г) да, может, так как азотные удобрения являются источником нитратов, которые загрязняют грунтовые воды, способствуют эвтрофикации водоемов, снижают качество питьевой воды
Вопрос 4. Что относится к биологическим методам защиты растений в лесном хозяйстве?
- А) обработка деревьев пестицидами
- Б) сбор вредителей вручную
- В) применение световых ловушек
- Г) использование муравьёв
Вопрос 5. Какой наиболее оптимальный способ достижения целей зеленой энергетики?
- А) автономное развитие возобновляемой энергетики
- Б) развитие атомной энергетики
- В) развитие угольной энергетики
- Г) комплексное развитие возобновляемой энергетики параллельно с работой тепловых электростанций на первичных углеводородах или атомной энергии
Вопрос 6. Как называется один из методов оценки состояния окружающей среды?
- А) биоиндикация
- Б) ремедиация
- В) вакцинация
- Г) рекультивация
- Д) аридизация
Вопрос 7. Какое из перечисленных растений, растущих в водоемах, является индикатором загрязнения воды?
- А) кувшинка
- Б) рогоз
- В) сине-зеленые водоросли
- Г) рдест
- Д) кубышка
- Е) ряска
Вопрос 8. Каким образом каждый человек может внести свой действенный вклад в сохранение водных ресурсов? Выберите все правильные варианты ответа
- А) закрывать кран, если не используется вода (при чистке зубов, намыливании тарелок при мытье посуды)
- Б) не принимать ванну, а пользоваться душем с экономной лейкой
- В) использовать стиральную машину только при полной загрузке
- Г) не купаться в пресных водоемах
- Д) следить за отсутствием течей в водопроводной системе
- Е) меньше заниматься спортом, чтобы снизить жажду
- Ж) использовать смывные бачки с двумя режимами расхода воды
- З) отказаться от потребления первых блюд (супы, бульоны) в пользу вторых блюд (рыба, стейки)
- И) установить регуляторы подачи теплоносителя в батареи отопления
Вопрос 9. Как понимается устойчивое развитие международным сообществом?
- А) способ существования в настоящем, нацеленный на удовлетворение текущих потребностей при сохранении окружающей среды и ресурсов, без ущерба для будущих поколений
- Б) договор между странами в области военного потенциала
- В) освоение других планет с целью увеличения жизненного пространства
- Г) создание высокоуглеродного общества
Вопрос 10. Почему автомобили, работающие на газе, считаются более экологичными, чем автомобили, работающие на жидком топливе?
- А) в процессе сгорания газомоторного топлива в атмосферу выделяется меньше вредных веществ, чем при сгорании жидкого автомобильного топлива
- Б) автомобиль, работающий на газе, потребляет меньше топлива, чем дизельные и бензиновые автомобили
- В) автомобилю, работающему на газе, в несколько раз реже требуется техническое обслуживание, по сравнению с дизельными и бензиновыми автомобилями
- Г) содержание автомобиля, работающего на газе, обходится дешевле, чем содержание автомобилей с дизельными и бензиновыми двигателями
Вопрос 11. Какие воды более защищены от антропогенного загрязнения?
- А) паводковые
- Б) артезианские
- В) поверхностные
- Г) грунтовые
Вопрос 12. Какое вещество не относится к группе химических канцерогенов?
- А) бенз-(а)-пирен
- Б) диоксины
- В) винилхлорид
- Г) углекислый газ
Вопрос 13. Какую роль играют заповедники в охране биосферы Земли?
- А) выращивание и размножение культурных растений
- Б) сокращение численности комаров
- В) сохранение редких и исчезающих видов флоры и фауны
- Г) повышение плодородия почвы
Вопрос 14. Что разрешено делать в заповеднике?
- А) охотиться
- Б) вырубать деревья
- В) ловить рыбу
- Г) собирать плоды, ягоды и грибы
- Д) наблюдать и изучать природу
- Е) заниматься сельским хозяйством
Вопрос 15. Чем можно объяснить то, что лиственные растения более устойчивы к загрязнению воздуха, чем хвойные?
- А) за время обитания в городах лиственные растения сумели приспособиться к повышенному загрязнению воздуха
- Б) покровные ткани листьев препятствуют поступлению в них газов
- В) лиственные растения ежегодно осенью освобождаются от накопленных в листьях загрязняющих веществ
- Г) лиственные растения накапливают вредные вещества в корнях, а затем выделяют их в почву
Вопрос 16. Какая средняя температура в Арктике?
- А) -10°С
- Б) +1°С
- В) -34°С
- Г) +10°С
Вопрос 17. Какая страна занимает первое место по площади охраняемых природных территорий?
- А) Германия
- Б) Австралия
- В) Канада
- Г) Россия
- Д) США
Вопрос 18. Что можно узнать, изучив образцы льда, взятые на анализы после бурения на станции «Восток» в Антарктиде?
- А) восстановить сведения о животном мире прошлого
- Б) восстановить сведения о растительном мире прошлого
- В) восстановить сведения о полезных ископаемых прошлого
- Г) восстановить сведения о составе атмосферы прошлого
Вопрос 19. Как называется река, берущая свое начало в Монголии и образующая обширную дельту при впадении в озеро Байкал?
- А) Ангара
- Б) Селенга
- В) Баргузин
- Г) Турка
- Д) Снежная
Вопрос 20. Какие источники энергии относятся к неисчерпаемым? Выберите все правильные варианты ответа
- А) ветер
- Б) приливы и отливы
- В) нефть
- Г) природный газ
- Д) солнце
- Е) каменный уголь
- Ж) отходы животноводства
Вопрос 21. Какой материк, по прогнозам ученых, пострадает меньше всего в связи с увеличением уровня мирового океана и затоплением большей части земного шара?
- А) Северная Америка
- Б) Африка
- В) Южная Америка
- Г) Евразия
- Д) Австралия
Вопрос 22. Как называется устройство по приёму использованной тары?
- А) банкомат
- Б) фандомат
- В) автомат
- Г) дезинфектор
- Д) аппарат
Вопрос 23. С чем связано повышенное выделение тепла в городе? Выберите все правильные варианты ответа
- А) работа автотранспорта
- Б) наличие национальных парков
- В) наличие заказников и памятников природы
- Г) работа отопительных и вентиляционных систем
- Д) работа промышленных объектов
Вопрос 24. С чем связано удельное потребление тепловой энергии (в расчете на одного абонента или одного жителя)?
- А) с климатическими особенностями страны
- Б) с интенсивным освоением природных ресурсов
- В) с неравномерным распределением населения в городах
- Г) с негативным воздействием источников получения энергии на окружающую среду
Вопрос 25. Что приводит к уменьшению потребления энергии? Выберите все правильные варианты ответа
- А) установка холодильника в самое прохладное место кухни — желательно возле наружной стены, но ни в коем случае не рядом с плитой
- Б) привычка не оставлять оборудование в режиме ожидания — использовать кнопки включения / выключения на самом оборудовании или выключать их из розетки
- В) покупка товаров зарубежных производителей
- Г) заготовка дров в лесу
- Д) привычка применять посуду с плоским дном, которое равно диаметру конфорки или чуть его превосходит
- Е) замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие, а также привычка не пренебрегать естественным освещением
Опрос вашего уровня знаний
( 20
Что проверяет Росприроднадзор на предприятии? — статья
17 января 2020 | Просмотров 4104
Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.
В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:
- геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
- использованием и охраной водных объектов;
- континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
- исключительной экономической зоной России;
- охраной озера Байкал и т. д.
Предприятия, оказывающие воздействие на перечисленные объекты, рано или поздно столкнутся с проверкой Росприроднадзора. Она может быть плановой и внеплановой.
Перед началом нового года Росприроднадзор разрабатывает план контрольных мероприятий. Ознакомиться с ним можно на сайте Росприроднадзора или Генпрокуратуры.
Плановой проверки стоит ждать один раз в три года, а внеплановая проверка может проводиться чаще по следующим основаниям:
- истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;
- приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;
- обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;
- обращение граждан о нарушении прав потребителя.
Порядок проведения проверки отражен на схеме:
- Что проверит Росприроднадзор
- Какие документы Росприроднадзор запросит для проверки, зависит от вида деятельности предприятия и степени его воздействия на окружающую среду. Обязательно потребуются:
- Учредительные и регистрационные документы организации (устав, свидетельство о госрегистрации, о постановке на учет в налоговой и т. д.).
- Документы о назначении на должность руководителя.
- Доверенность на представление интересов организации при проверке, в том числе с правом подписания протоколов о нарушениях.
- Приказы о назначении на должность лиц, ответственных за выполнение требований природоохранного законодательства.
- Документы, подтверждающие прохождение руководителями и специалистами подготовки в области охраны окружающей среды и обучения по экологической безопасности.
- Планы природоохранных мероприятий за последние два года.
- Квартальные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежные поручения.
- Госотчетность по формам № 2-тп (воздух) и 2-тп (отходы).
- Первичная отчетная документация по охране атмосферного воздуха:
- журнал учета стационарных источников и их характеристик;
- журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха;
- журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок.
- Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу.
- Разрешение на выбросы стационарными источниками.
- Справка о наличии на балансе предприятия стационарных источников выбросов и об использовании газоочистных установок.
- Паспорта на газоочистные установки.
- Справка о наличии на балансе предприятия передвижных источников выбросов в атмосферный воздух, о количестве израсходованного топлива за последние два года.
- Договоры с аккредитованной лабораторией на проведение производственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ, эффективностью установок очистки газа.
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документы об утверждении этих нормативов и лимитов.
- Отчетность об образовании, обезвреживании и размещении отходов.
- Два последних технических отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.
- Паспорта опасных отходов.
- Документы по учету движения отходов и договоры на передачу отходов другим организациям (акты приема-передачи отходов, лицензия организации на деятельность по сбору, использованию и размещению опасных отходов).
- Порядок производственного контроля в области обращения с отходами.
- Приказы о назначении ответственных лиц за обращение с отходами и т. д.
Документы, которые организация изготавливает самостоятельно (приказы, инструкции и т. д.), представляются в виде оригиналов, заверенных подписью руководителя и печатью. С остальных документов делают копии и заверяют подписью руководителя и печатью.
Как подготовиться к проверке
К плановой проверке можно подготовиться заранее. Лучше всего провести независимый экологический аудит. Он поможет выявить, какой документации в области охраны окружающей среды недостает и соответствует ли деятельность предприятия нормам и правилам обращения с отходами, охране атмосферного воздуха и поверхностных и сточных вод.
После аудита нужно подготовить список недостающих документов и план мероприятий по устранению существующих нарушений. Выполнять план мероприятий можно самостоятельно или прибегнуть к помощи сторонней организации, которая поможет подготовить отчетные документы по экологии.
К внеплановой проверке подготовиться гораздо сложнее. О ней работодателя должны уведомить не менее чем за 24 ч до начала проверки.
Если деятельность организации причиняет вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, то о внеплановой проверке работодателя не уведомляют.
Когда на подготовку недостающих документов нет времени, стоит, как минимум, уведомить всех сотрудников о предстоящей проверке. Напомните персоналу, что:
- с инспектором нужно вести себя дружелюбно и открыто, без суеты;
- четко отвечать на поставленные вопросы только о своем подразделении и только проверенные факты – без предположений;
- дополнительные документы и письменные объяснения представлять только по согласованию с руководством и т. д.
- Запомните, чего не следует делать при проверке:
- Оправдываться в нарушениях и лгать.
- Перечить инспектору, пытаясь доказать его неправоту. Если вам кажется, что проверка проводится с нарушениями, пометьте это себе, чтобы оспорить результаты проверки.
- Оставлять проверяющего наедине с сотрудниками или клиентами.
- Отказываться от подписания акта проверки. Это довольно бессмысленно, лучше сделать в акте пометку о том, что вы не согласны с результатами проверки.
- Поддаваться на провокацию и грубость проверяющего.
Комментарий эксперта SRG-ECO
Проверка должна проводиться согласно ее цели, обозначенной в распоряжении о проверке. Если под видом внеплановой проверки по ранее выданному предписанию фактически проводится повторная проверка и выявляются новые нарушения, то вы вправе оспорить результаты такой проверки.
Запомните главное
- Росприроднадзор проверяет всех природопользователей. Плановую проверку назначают не чаще одного раза в три года.
- Проверять могут только то, что соответствует цели проверки, обозначенной в распоряжении о проверке.
- Подготовиться к проверке поможет экологический аудит. Он выявит, какой документации недостает и соответствует ли деятельность предприятия экологическим нормам.
- Перед проверкой стоит попытаться устранить как можно больше имеющихся нарушений самостоятельно или с помощью сторонней организации, которая оказывает такие услуги.
Источник: Охрана труда: просто и понятно
Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году
- Доброго времени суток!
- Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
- Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Штрафы за нарушение экологического законодательства
- Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
- Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
- Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.
Увеличение размера штрафов
Считаю своим долгом сообщить, что
22 ноября 2018 г.
состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).
Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:
- в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
- в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)
- А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
- Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
- Напомню содержание статей:
- Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления - Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Давность привлечения к административной ответственности
Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.
При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).
Таблица штрафов
Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.
А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Ст.8.2 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей. |
Ст.8.5 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. |
ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования | Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей. |
ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах | Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей. Для должностных лиц – штраф от 4 000 до 5 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. |
ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения | Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух | Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду | Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей |
ст. 8.41 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности | Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей. |
ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ |
- Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
- Свитова Елена
Обучение по экологической безопасности с выдачей удостоверения
Только задумайтесь, кому нужны вечно болеющие работники?! Правильно, никому. Ни работодателю, который надеется получить максимум прибыли в кратчайшие сроки, ни […]
Прогноз непогоды: обязано ли предприятие выполнять все предписания экологов?
Улучшением экологической обстановки озабочены и жители, и общественники, и гос. органы. Однако иногда постановления и предписания экологов вызывают возмущение предпринимателей и недоумение юристов.
Сергей Гаврюшкин, управляющий партнер юридической компании «Гаврюшкин и партнеры»:
— Улучшением экологической обстановки сейчас озабочены и жители, и общественники, и государственные органы. Однако иногда постановления и предписания экологов вызывают возмущение предпринимателей и недоумение юристов.
Так, одному из миасских предприятий было выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Областное министерство экологии обязало компанию заключить договор на получение прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях и осуществлять в такие дни мероприятия по снижению выбросов вредных веществ.
Руководство компании посчитало это предписание незаконным и обратилось в Арбитражный суд Челябинской области.
По мнению директора компании, действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на предоставление информации о наступлении НМУ, а значит, незаключение такого договора требований законодательства об охране атмосферного воздуха не нарушает.
К тому же для возложения на предприятие дополнительной финансовой нагрузки нет экономических и законных обоснований. А нагрузка значительная. Согласно проекту договора стоимость расчета комплекса НМУ составляет около 7600 руб., а стоимость ежемесячных услуг – около 9500 руб.
Вместе с тем, согласно постановлению губернатора Челябинской области от 25.08.
2005 № 343 «Об утверждении порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ» для защиты населения в такие периоды на министерство экологии Челябинской области возложена обязанность размещать на сайте прогнозы периодов НМУ и передавать информацию органам государственной власти и местного самоуправления. Причем информация в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды предоставляется органам государственной власти либо бесплатно, либо затраты на ее передачу компенсируются за счет федерального бюджета. Об этом говорится в федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и в постановлении правительства РФ от 15 ноября 1997 года № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды».
Согласно действующему законодательству все природопользователи вправе ознакомиться с информацией о НМУ бесплатно в сети Интернет, и нигде в законе не сказано, что ее нужно обязательно получать непосредственно у Центра государственной метеорологической службы. Поэтому заявитель посчитал, что оспариваемым постановлением министерство неправомерно возлагает на общество обязанность самостоятельно получать прогнозы НМУ за плату.
Однако доводы заявителя суд не принял, указав в своем решении, что в перечень городов, по которым министерство предоставляет прогнозы НМУ по ЦГМС, размещая их на своем сайте, Миасс не входит, а значит, официальный сайт министерства не может быть отнесен к источникам информации о НМУ на территории Миасса.
В связи с этим суд решил, что общество обязано предпринять все зависящие от него меры по получению информации о прогнозируемых НМУ, в том числе путем заключения соответствующего договора.
А оспариваемый акт, по мнению суда, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Общество такое решение Арбитражного суда не устроило, и оно подало на него апелляционную жалобу.
«Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд полагает, что общество обязано предпринять все зависящие от него меры по получению информации о прогнозируемых НМУ, в том числе путем заключения соответствующего договора, — пишет представитель общества. – Однако действующим законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на предоставление информации о наступлении неблагоприятных метеорологических условий».
- Представитель общества также посчитал, что суд не мотивировал свой вывод о необходимости заключить договор на получение прогнозов НМУ, не указал, какие именно требования законодательства нарушены и переложил бремя расходов, которые по закону должны нести органы власти, на общество.
- К тому же, по мнению представителя общества, выборочный характер предоставления министерством прогнозов НМУ через ЦГМС по городам Челябинской области не дает права министерству возлагать обязанность по заключению договоров на лиц, находящихся в городах (в том числе в Миассе), не попавших в перечень, утвержденный правительством Челябинской области.
- Однако суд и эти доводы заявителя не принял и оставил решение в силе.
- Колонка написана специально для DK.RU
Вопросы и ответы — Эколог в курсе
Бабикова Юлия Аркадиевна
Вопрос:
Проект ПДВ и разрешение действуют до 2024 года. За это время некоторые источники выбросов перестают функционировать. Стоит ли переоформлять проект ПДВ для III категории НВОС?
Ответ:
Да, в данном случае можно переоформить нормативы выбросов, если изменились технологические процессы предприятия, в том числе в случае вывода из эксплуатации оборудования.
При этом для объектов III категории предусмотрена необходимость расчета нормативов допустимых выбросов только для веществ I, II класса опасности. Более подробно — в обосновании.
Обоснование:
Хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать в том числе проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее — Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ)).
В настоящее время хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС), должны:
— рассчитать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности, включенных Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (далее — Перечень), утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (п. 1, 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ));
— представить отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 11 ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ).
Следовательно, если в выбросах отсутствуют вещества I, II класса опасности, рассчитывать нормативы допустимых выбросов (далее — НДВ) не требуется — только представлять отчетность о выбросах.
Форма отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух в настоящий момент на уровне федерального законодательства не утверждена.
Тем не менее Минприроды России полагает достаточным представление указанной отчетности в виде отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее — ПЭК) и статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по форме № 2-ТП (воздух) (Письмо Минприроды России от 23.12.2019 № 12-29/32272 «О представлении отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух»).
При исчислении платы за НВОС лицами, осуществляющими деятельность на объектах III категории НВОС, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах НДВ, за исключением веществ I, II классов опасности, для которых рассчитываются НДВ (п. 11_1 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255).
Расчет НДВ осуществляется в соответствии с требованиями:
— Методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (далее — Методы расчета), утвержденных Приказом Минприроды России от 06.06.2017 № 273;
— Положения о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055;
— Методики разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 № 581.
НДВ утверждаются хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на объекте III категории НВОС, самостоятельно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии НДВ санитарным правилам (п. 10 Положения).
- Кроме того, для объектов, за исключением объектов, получающих комплексное экологическое разрешение (объекты I и II категории НВОС), НДВ подлежат изменению в следующих случаях (п. 11 Положения):
- — изменения на объекте технологических процессов и (или) режимов работы технологического оборудования и установок очистки газа, включая ввод в эксплуатацию (вывод из эксплуатации) технологического оборудования, осуществляющего выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- — два превышения (и более) более чем на 25% показателей максимальных разовых выбросов по конкретному веществу на объекте, установленных по результатам ПЭК или государственного экологического надзора, или изменения более чем на 10% суммарных годовых (валовых) показателей выбросов от объекта либо возникновения в выбросах от объекта ранее не учтенных выбросов веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых принимаются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
- То есть даже в случае уменьшения количества источников выбросов необходимо внести изменения в НДВ.
- Тем не менее процедура внесения изменений в действующие НДВ не предусмотрена.
- Таким образом, можно сделать вывод, что в случае изменения технологических процессов предприятия, в том числе при выводе оборудования из эксплуатации, необходимо разработать новые НДВ, если в состав выбросов входят вещества I, II класса опасности.
Также сведения об объектах, оказывающих НВОС, подлежат актуализации в связи с представлением хозяйствующими субъектами в том числе сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды (п. 6 ст. 69_2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).
При актуализации учетных сведений об объекте на основании поступивших сведений может быть изменена категория объекта в зависимости от НВОС и (или) может быть принято решение о включении (об исключении) объекта в перечень (из перечня) объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору (п. 29 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).
Больше консультаций вы найдете в разделе «Экология в вопросах и ответах».
Читать весь ответ
Улитин Михаил Михайлович
- Вопрос:
- С какого момента отход считается образованным?
- Ответ:
- Законодательством не определен момент образования отходов.
- Считаем, что моментом образования отхода является факт его непосредственного образования при:
- — производстве;
- — выполнении работ;
- — оказании услуг.
- С точки зрения проверочных мероприятий фактом образования будет являться отражение отхода в учетной документации.
Обоснование:
Отходы производства и потребления — это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).
- Для отнесения материальных объектов к отходам производства и потребления хозяйствующему субъекту необходимо определить, что именно в процессе осуществления его деятельности является:
- — производством;
- — выполнением работ;
- — оказанием услуг.
- Соответственно, отход является результатом производства, выполнения работ, оказания услуг.
Хозяйствующему субъекту необходимо вести учет отходов (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ)
Неблагоприятные метеорологические условия (НМУ) – это такие условия, которые являются помехой для рассеивания и влияют на накопление загрязняющих веществ (ЗВ) в воздухе. НМУ кратковременны, но оказывают значительное негативное влияние на качество атмосферного воздуха и, конечно, на здоровье населения.
27 июня 2020 года в силу вступили новые требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных явлений (НМУ).
Давайте рассмотрим то, какие изменения касаемо НМУ произошли. Ранее разработка и согласование мероприятий при НМУ были частью проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ). Проект ПДВ должны были разрабатывать все юр. лица и ИП, которые имеют источники выбросов ЗВ.
Кому нужен план мероприятий при НМУ
План мероприятий обязаны разрабатывать все юрлица и ИП, которые имеют источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Требование относится как к предприятиям федерального, так и регионального значения.
Заказать план мероприятий при НМУ
Что принято считать неблагоприятными метеорологическими условиями:
- Штиль;
- Слабый ветер;
- Ветер неблагоприятного направления;
- Туман;
- Инверсия.
Согласно ст.19 Федерального закона №96, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов. Данные мероприятия должны быть предварительно согласованы с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Согласно Федеральному закону № 96 документ нужен был для утверждения нормативов и получения разрешения на выбросы. При составлении плана мероприятий хозяйствующие субъекты могли руководствоваться РД 52.04.52-85.
План мероприятий при НМУ согласовывался в органах исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Срок рассмотрения достигал до 30 рабочих дней.
Приказом Минприроды России от 28.11.
2019 № 811 “Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий” устанавливается, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах НВОС 1, 2 и 3 категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Штрафы за отсутствие плана при неблагоприятных метеорологических условиях
- 1000-2000 руб. – штрафы для граждан
- 2000-5000 руб. – для должностных лиц
- 20000-100000 руб. – для юридических лиц (КоАП РФ, Статья 8.1.)
В качестве меры пресечения госинспектор может выписать предписание о приостановке выбросов ЗВ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий.
Законодательное основание для разработки плана
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (редакция, действующая с 1 января 2020 года) «Об охране окружающей среды»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ (с изменениями на 26 июля 2019 года) «Об охране атмосферного воздуха»;