Проект ограничения деятельности УПов обрел форму закона

НКО расшифровывается как «некоммерческая организация». Это общественные организации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.

С 3 октября: под понятие «иностранный агент» попадет больше организаций

Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.

Проект ограничения деятельности УПов обрел форму закона Чтобы узнать, есть ли НКО в реестре, нужно воспользоваться поиском

Как стало. Понятие «иностранных агентов» расширили: этот статус могут получить больше НКО. Если организация будет признана иностранным агентом, за ней будет более пристально следить государство.

По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Бенефициар — это физическое лицо, которое:

  • владеет компанией или 25% и более ее капитала;
  • имеет право контролировать ее действия.

При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.

Например, единственный учредитель российской НКО «Альфа» — компания «Бета», зарегистрированная в России. 100% акций «Беты» принадлежат компании «Гамма», тоже зарегистрированной в России. Генри Смит из Лондона владеет 100% компании «Гамма». Получается, что Генри Смит — бенефициарный владелец российской НКО «Альфа». А компания «Альфа» может быть признана иностранным агентом, если будет заниматься политической деятельностью. Проект ограничения деятельности УПов обрел форму закона До 3 октября 2021 года организация «Альфа» — просто НКО, потому что ее финансировала российская компания «Бета». А после 3 октября «Альфа» уже будет считаться иностранным агентом, если занимается политической деятельностью

Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:

  1. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от иностранных организаций или граждан.
  2. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.

Если этого не делать, можно получить штраф.

Проект ограничения деятельности УПов обрел форму закона

С 3 октября: появляется еще один повод, из-за которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента

Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

Например, НКО «Тетра» проводит благотворительный забег при поддержке немецкой неправительственной организации «Центр современности». Эта немецкая организация была признана нежелательной на территории России. Теперь НКО «Тетра» грозит внеплановая проверка.

С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов

Как было. НКО можно было ликвидировать, если:

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или какую-то его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.

С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит

Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.

Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.

По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.

Проект ограничения деятельности УПов обрел форму закона

Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.

С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.

Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.

Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.

Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.

С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение

Как было. Какая-то компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.

Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.

С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам

Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.

Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:

  • среднесписочная численность сотрудников не больше 15 человек за предыдущий год;
  • доходы НКО не больше 120 млн рублей за предыдущий год.

Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.

Проект ограничения деятельности УПов обрел форму закона Порядок выплаты премий прописали в договоре. Значит, можно не составлять положение о премировании

Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.

Деятельность UPOV

UPOV Международный союз по охране новых сортов растений
УПОВ. 34, Chemin des Colombettes, CH-1211 Geneva 20 (Switzerland)
Телефон: (+41-22) 338 91 11, телефакс: (+41 22) 733 03 36
e-mail: upov.mail@wipo.int , интернет: http://www.UPOV.int
Публикация УПОВ N0. 437(R)
Редакция от 12 декабря 2008 г.

ЧТО ТАКОЕ УПОВ, В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЧТО ТАКОЕ УПОВ?

Международный союз по охране новых сортов растений, известный под названием «УПОВ», является межправительственной организацией, штаб-квартира которой расположена в Женеве. Сокращение «УПОВ» является производным от французского названия организации -«Union Internationale pour la protection des obtentions vegetales».

КАКОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ УПОВ?

УПОВ учрежден Международной конвенцией по охране новых сортов растений («Конвенция УПОВ»), которая была подписана в Париже в 1961 г. Конвенция вступила в силу в 1968 г. и пересматривалась в Женеве в 1972 г., 1978 г. и 1991 г. Акт 1991 г. вступил в силу 24 апреля 1998 г.

В ЧЕМ СОСТОИТ ЦЕЛЬ КОНВЕНЦИИ УПОВ?

Цель Конвенции УПОВ состоит в обеспечении признания членами Союза достижений селекционеров, занимающихся выведением новых сортов растений, путем предоставления им права интеллектуальной собственности на основании ряда четко оговоренных принципов.

Для получения охраны новый сорт должен быть: (i) отличным от существующих общеизвестных сортов, (ii) достаточно однородным, (iii) стабильным и (iv) новым в том смысле, что он не должен был являться предметом коммерческого сбыта до определенных дат, установленных путем ссылки на дату подачи заявки на предоставление охраны.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ПРАВА СЕЛЕКЦИОНЕРОВ?

Оба Акта 1978 г. и 1991 г. устанавливают минимальный объем охраны и предоставляют членам возможность учета в своем законодательстве национальных условий.Согласно Акту 1978 г.

минимальный объем права селекционера предусматривает необходимость получения предварительного разрешения владельца для производства в целях коммерческого сбыта, предложения и выставления на продажу семенного материала охраняемого сорта. В Акте 1991 г.

содержатся более подробные положения, регулирующие действия в отношении семенного материала, в связи с которыми необходимо получение разрешения владельца.

В исключительных случаях, но только тогда, когда у владельца не было надлежащей возможности воспользоваться своим правом в связи с семенным материалом, его разрешение может потребоваться в связи с любым из указанных действий, осуществляемых в отношении растительного материала данного сорта.

Подобно всем другим правам интеллектуальной собственности, права селекционера предоставляются на ограниченный срок, по истечении которого сорта, охраняемые такими правами, переходят в область общественного достояния. Исходя из общественных интересов и во избежание возможных злоупотреблений, права селекционеров подлежат контролю.

  • Важно также отметить, что разрешение владельца права селекционера не требуется при использовании выведенного им сорта для исследовательских целей, включая использование для целей выведения других новых сортов.
  • Предназначение УПОВ состоит в содействии и поощрении развития эффективной системы охраны сортов растений в целях выведения новых сортов растений на благо общества.
  • ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМА ОХРАНА НОВЫХ СОРТОВ РАСТЕНИЙ?
  • Новые сорта растений охраняются в целях содействия развитию сельского хозяйства, а также защиты интересов селекционеров.
  • Улучшенные сорта являются необходимым и весьма выгодным в экономическом отношении элементом количественного и качественного расширения производства продуктов питания и получения возобновляемых источников энергии и сырья.
Читайте также:  «Эффективный» инструмент для получения алиментов с должника

Выведение новых сортов растений требует значительных знаний, трудозатрат, материальных ресурсов, денег и времени.

Получение определенных исключительных прав на новый сорт создает лучшие возможности для добившихся успехов селекционеров при компенсации своих расходов и получении дополнительных денежных средств для последующих инвестиций.

Отсутствие охраны прав селекционеров делает эти цели трудно достижимыми, поскольку ничто не мешает третьим лицам заниматься размножением семян или другого семенного материала, выведенного селекционером сорта, и осуществлять коммерческий сбыт без всякого признания его труда.

ЧТО ДАЕТ ЧЛЕНСТВО В УПОВ?

Становясь членом УПОВ, государство или межправительственная организация заявляет о своем намерении охранять права селекционеров на основе принципов, получивших международное признание и поддержку.

Оно предоставляет национальным селекционерам возможность получать правовую охрану на территории других членов и стимулирует иностранных селекционеров к вложению средств в селекцию растений и производство семян на своей территории.

Членство в УПОВ дает государству возможность делиться собственным опытом и использовать опыт других членов, а также вносить свой вклад в развитие мировой селекционной работы. Для достижения этой цели необходимы постоянные усилия по развитию сотрудничества на межправительственном уровне, что подразумевает помощь специализированного Секретариата.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОВ?

Основная деятельность УПОВ заключается в содействии развитию международной гармонизации и сотрудничества, главным образом между государствами-членами Союза, а также в оказании помощи странам в подготовке законодательства в области охраны сортов растений. Для ведения успешной международной торговли требуются однородные и, как минимум, взаимосопоставимые правила.

Уже сам по себе факт, что Конвенция УПОВ определяет основные концепции охраны сортов, которые подлежат обязательному включению в национальные законодательства государств-членов Союза, ведет к большему взаимному соответствию этих законодательств и способствует большему единообразию при практической реализации систем охраны.

Это единообразие усиливается, во-первых, за счет осуществления в рамках УПОВ конкретной деятельности, направленной на разработку рекомендаций, типовых соглашений и бланков, и, во-вторых, за счет роли УПОВ в качестве форума для обмена мнениями и опытом.

В УПОВ разработан подробный свод общих принципов для проведения экспертизы сортов растений на предмет наличия отличимости, однородности и стабильности и приняты более конкретные рекомендации в отношении 230 родов и видов (см. здесь).

Эти нормативные документы постоянно уточняются и их действие распространяется на все большее число родов и видов. Применение этих документов не ограничивается охраной сортов, но также охватывает и другие области, как например, национальный список сортов и сертификация семян.

Наиболее тесное сотрудничество между членами осуществляется в области экспертизы сортов растений.

Оно основано на договоренностях, в соответствии с которыми один член проводит испытание по просьбе других, или один член в качестве основы для принятия решения о предоставлении права селекционера принимает во внимание результаты испытаний, полученные другими.

Путем таких договоренностей члены могут сокращать расходы в связи с практическим применением национальных систем охраны, а селекционеры — при относительно низких затратах — имеют возможность получить правовую охрану в нескольких странах.Члены УПОВ и Секретариат УПОВ поддерживают контакты и оказывают юридическую, административную и техническую помощь правительствам все большего числа государств, проявляющих интерес к деятельности Союза, а также к охране сортов растений. Регулярные контакты поддерживаются также со многими межправительственными и международными неправительственными организациями.

Информация о развитии законодательства в области охраны сортов во всем мире публикуется в Бюллетене «Plant Variety Protection» («Охрана сортов растений») (публикация УПОВ N0. 438(Е)).

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ РУКОВОДСТВО И УПРАВЛЕНИЕ УПОВ?

Совет УПОВ состоит из представителей членов Союза. Каждое государство, являющееся членом Союза, имеет в Совете один голос. В соответствии с Актом 1991 г. для некоторых межправительственных организаций также предусматривается возможность стать членом Союза.

Задачами Совета является обеспечение интересов и содействие развитию УПОВ, а также принятие программы и бюджета Союза. Очередные сессии Совета проводятся один раз в год, в случае необходимости могут созываться чрезвычайные сессии.

Совет учредил ряд комитетов, которые заседают один или два раза в год.

Руководство Секретариатом УПОВ (называемым «Бюро Союза») осуществляет Генеральный секретарь. На основе Соглашения о сотрудничестве, заключенного с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) — специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, — Генеральный директор ВОИС является Генеральным секретарем УПОВ. Генеральному секретарю помогает заместитель.

ГОСУДАРСТВА-ЧЛЕНЫ УПОВ ПО СОСТОЯНИЮ НА 12 ДЕКАБРЯ 2008 г.*

Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческих организаций

  • Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области 
  •  Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческих организаций
  • Начальник отдела по делам некоммерческих оргаизаций 
  • Управления Минюста России по Калужской области

Гордеева Т.В.

Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и рядом федеральных законов.

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников) закреплены Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о НКО).

Согласно пункту 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческими организациями являются юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Исходя из данного определения, главной особенностью некоммерческой организации является то, что основная цель ее деятельности не может заключаться в получении прибыли.

К целям создания некоммерческих организаций, перечисленным в пункте 2 статьи 5 Закона о НКО, относятся: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защита прав, законных интересов граждан и организаций,  разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, иные цели, направленные на достижение общественных благ.

Другой отличительной чертой некоммерческих организаций является то, что полученная ими прибыль не распределяется между участниками. Все доходы такого объединения должны направляться непосредственно на цели, ради которых оно создано. Наличие совокупности рассмотренных признаков позволяет отличить некоммерческие организации от прочих юридических лиц.

Таким образом, действующее законодательство не лишает некоммерческие организации возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, а лишь закрепляет определенные ограничения. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, прежде всего, должна служить достижению целей организации, т.е.

укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, способствовать реализации общественно полезных целей организации.

Кроме того, она должна соответствовать уставным целям некоммерческой организации, не выходя за рамки ее уставной правоспособности. Поэтому  предпринимательская деятельность должна выполнять исключительно вспомогательную функцию, т.е. должна быть подчинена уставным целям.

Если предпринимательская деятельность из вспомогательной превращается в основную, то мы сталкиваемся с превращением некоммерческих организаций в коммерческие.

С целью урегулирования гражданского оборота российское законодательство предъявляет дополнительные условия к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

Статьей 24 Закона о НКО определено, что некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется действующим законодательством.

Законом о НКО установлено ограничение свободы распоряжаться полученной прибылью и некоммерческие организации вправе использовать ее только в соответствии с уставными целями. Федеральнымзаконом от 11 августа 1995 г.

Читайте также:  Большинство трудовых споров в судах связано с формальными нарушениями при увольнении

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон о благотворительной деятельности) предусмотрено, что благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год.

Однако, согласно пункту 3 статьи 16 Закона о благотворительной деятельности, данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона о благотворительной деятельности, имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

Наличие у некоммерческой организации права осуществлять предпринимательскую деятельность не меняет характер такой организации, главной целью создания которой должны оставаться общественно полезные направления.

Однако, несмотря на то, что федеральным  законодательством установлены конкретные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области (далее – Управление) в ходе выполнения возложенных задач выявляются определенные нарушения федерального законодательства.

Следует напомнить, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г.

№ 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» одной из основных задач Минюста России является организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций. При этом Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы. Среди основных задач Управления содержится и осуществление деятельности в сфере государственной регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, а также контроля за их деятельностью. В рамках данного направления деятельности Управление осуществляет государственную функцию по принятию решения о государственной регистрации межрегиональных, региональных и местных некоммерческих организаций. Государственная функция по осуществлению контроля, проводимого Управлением, включает в себя проверку соответствия деятельности межрегиональных, региональных и местных некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также проверку соблюдения ими законодательства Российской Федерации. Именно при выполнении данных функций специалистами Управления выявляются нарушения действующего законодательства.

Одной из проблем является установление соответствия конкретных видов предпринимательской деятельности, осуществляемой некоммерческими организациями, тем видам деятельности, которые предусмотрены Законом о НКО.

Практика показывает, что зачастую некоммерческие организации при представлении документов в Управление для государственной регистрации указывают в заявлении достаточно большое количество видов экономической деятельности (у некоторых организаций это количество достигает 10-20).

В процессе проведения проверки специалистами Управления нередко обнаруживается, что указанные в представленном заявлении виды деятельности не соответствуют целям и предмету деятельности, которые заложены в учредительных документах.

Кроме того, участники некоммерческих организаций должны помнить о тех ограничениях, которые могут быть установлены на предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций отдельных видов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 24 Закона о НКО). Примером ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций могут служить: запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (пункт 4 статьи 12 Закона о благотворительной деятельности).

Таким образом, руководителям некоммерческих организаций следует обращать внимание, прежде всего, на необходимость соблюдения уставных целей данных организации при осуществлении предпринимательской деятельности.

Выполнение этого требования позволит специалистам Управления в ходе контрольных мероприятий признать предпринимательскую деятельность некоммерческих организации соответствующей федеральному законодательству.

Положительным результатом сокращения количества отказов в регистрации некоммерческих организаций будет являться увеличение числа признанных важным элементом гражданского общества некоммерческих организаций. 

Порядок проведения публичных мероприятий и ответственность за его нарушение

Что понимать под термином «публичное мероприятие», какие мероприятия относятся к таковым

Право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в ст. 31 Конституции Российской Федерации.

В целях обеспечения реализации данной нормы принят Федеральный закон от 19.06.

2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ), который определяет правила организации и проведения публичных мероприятий общественно-политической направленности и мероприятий религиозного характера.

  • Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
  • Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
  • О порядке организации публичного мероприятия
  • Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения.

Есть ряд ограничений для организаторов.

Ими, в частности, не могут быть: лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общества и общественного порядка; лица, привлекавшиеся 2 и более раза за определённые административные правонарушения, в т.ч. за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий; общественные объединения, деятельность которых приостановления или запрещена.

Статьей 5 Закона № 54-ФЗ определено, что организатор публичного мероприятия в числе прочего обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном ст.

7 закона, не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия. Для пикетирования группой лиц либо одним участником, но с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, такой срок сокращён до 3 дней до проведения пикета.

Для одиночного пикета без использования конструкций предварительное уведомление не требуется.

  1. Если уведомление не было подано в срок или если в проведении публичного мероприятия было отказано, либо если с органами власти не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия организатор не вправе проводить публичное мероприятие.
  2. В случае несогласия с решением уполномоченого органа оно может быть обжаловано в суд.
  3. О порядке проведения публичного мероприятия.
  4. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников полиции; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортнт   ых средств.
  5. В ходе проведения мероприятия не допускается осуществление экстремистской деятельности, в том числе использование экстремистской символики или атрибутики и распространение соответствующих материалов.
  6. Участники публичных мероприятий не вправе:
  7. — скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
  8. — иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
  9. — находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Уполномоченные представители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и органов полиции вправе потребовать прекращения публичного мероприятия в случае умышленного нарушения организатором требований законодательства, касающихся порядка проведения публичного мероприятия и (или) неисполнения организатором обязанностей, предусмотренных законом. Неисполнение данного требования или неповиновение (сопротивление) такому требованию отдельными участниками публичного мероприятии влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Об ответственности организаторов и участников публичных мероприятий за проведение незаконных мероприятий

За нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в т.ч. за его организацию без подачи уведомления, за участие в таком незаконном мероприятии статьей ст. 20.

2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, которая в зависимости от квалифицирующих признаков влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере до 30 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до 10 суток; на должностных лиц — штраф до 40 тысяч рублей, на юридических лиц — до 200 тысяч рублей.

За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.

1), организацию массовых беспорядков, оказаний вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст.

Читайте также:  «Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

212) УК РФ предусмотрена уголовная ответственность граждан. Максимальные санкции за совершение указанных преступлений установлены соответственно до 5 и до 15 лет лишения свободы.

Прокуратура города Нерюнгри

«Это форма предварительной цензуры»: как поправки о просветительской деятельности отразятся на науке, бизнесе и обществе

18 ноября 2020 года в Госдуму был внесен Проект федерального закона №1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности). На первый взгляд, поправок не так уж много.

В закон об образовании впервые вводится само понятие просветительства — фактически как образовательной деятельности за рамками официальных образовательных программ. Также вводится понятие регулирования такой деятельности — эта обязанность возлагается на правительство. Запрещается использование такой деятельности для разжигания социальной, расовой и иных типов розни.

Наконец, документ запрещает образовательным организациям подписывать какие бы то ни было международные договоры (за исключением договоров об образовании).

Документ вызвал резонанс и активно обсуждается в профессиональном сообществе. Петицию против него подписали — по состоянию на 28 января — более 178 000 человек.

Авторы петиции справедливо апеллируют к тому, что просветительская деятельность чаще всего носит волонтерский характер и любое ее регулирование и лицензирование приведет к ее сворачиванию, так как у просветителей-любителей не будет времени и ресурсов на работу по согласованию.

Кроме того, под широкое определение просветительства могут попадать образовательные сайты, YouTube-каналы, подкасты.

По сути это является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории

Отозвать законопроект призвал президиум РАН. Декларацию против поправок опубликовала газета «Троицкий вариант — Наука» — под ней подписались более 1600 ученых.

Против выступили и создатели, и руководители независимых просветительских проектов России — они написали открытое письмо с требованием отказаться от законопроекта: «Регулирование просветительской деятельности, о котором идет речь, по сути является формой предварительной цензуры, напоминающей о самых мрачных страницах российской истории, и прямо ограничивает свободу слова и дискуссии в нашем обществе». В числе подписавших документ — Михаил Зыгарь (проект «История будущего»), Александр Архангельский  (премия «Просветитель»), Филипп Дзядко (медиапроект Arzamas), Мария Бородецкая (культурная платформа «Синхронизация»), Юрий Сапрыкин (проект «Полка»), Ирина Прохорова (Фонд Михаила Прохорова), Ивар Максутов (медиа «ПостНаука») и другие, всего 17 человек.

«Это Россия за секунду до Путина»: Михаил Зыгарь — о своей новой книге «Все свободны» о выборах 1996 года

Образование vs просветительство

Первое, что смущает, — само помещение проблематики просветительской деятельности в закон об образовании. Этот закон регулирует формальное образование, которое регламентируется и лицензируется.

Просветительство — сфера, которую также называют неформальным образованием, популяризацией науки, научной коммуникацией, — принципиально отличается тем, что это добровольная деятельность, которой занимаются ученые для распространения научного знания и научной культуры.

Ее традиционно описывают в законах о науке, стратегиях развития инноваций и технологий, потому что ее задача состоит именно в повышении восприимчивости общества к науке.

Вот, например, гигантский обзор норм регулирования такой деятельности в Латинской Америке и описание соответствующей системы в ЮАР: везде понятия, близкие к просветительству, увязаны с наукой и инновациями.

Это делается в разных форматах — от очень жестких (в Китае есть отдельный закон о популяризации науки) до очень мягких и низовых (в ЕС это внедрено на уровне норм и правил при выделении финансирования на научные исследования), — но всегда отражает принципиальное отличие такой деятельности от образовательной. Поэтому помещение просветительства в закон об образовании предполагает ликвидацию этой сферы как таковой — если мы планируем лицензировать неформальное образование, оно перестанет отличаться от формального.

Революционный год: главные научные открытия 2020-го

Что не так с «просвещением»

Проблему вызывает и сам термин «просвещение», о чем специалисты по научной коммуникации много говорили еще до возникновения поправок.

Авторы законопроекта явно понимают под ним неформальную образовательную деятельность — это, действительно, одно из значений, которое закрепилось за термином в России в последние десятилетия.

С точки зрения международной практики куда более распространенными являются термины «популяризация науки», «научная коммуникация», «вовлечение в науку», «неформальное научное образование».

Термин «просвещение» ассоциируется только с эпохой Вольтера и может восприниматься как слишком патерналистский и неуважительный по отношению к аудитории.

С другой стороны, у нас есть Министерство просвещения (образовано в 2018 году), которое занимается совсем не популяризацией знаний, а классическим формальным образованием.

Используемая в названии ведомства трактовка термина восходит к 20-м годам XX века, именно тогда в СССР за массовым образованием закрепилось название «просвещение». В результате два совершенно разных понятия называются одним и тем же словом, и эта неопределенность вносит вполне реальную сумятицу.

Новый закон будет напрямую противоречить тому, что приписывается ученым в уже существующих нормах

Получается, что регулировать сферу просвещения как неформального образования, которое ведут в большей степени ученые, приглашает Министерство просвещения, которое не имеет прямого отношения к работе ученых, их деятельность относится к Министерству науки и высшего образования, а его голос в дискуссии об этом законопроекте не слышен. Министерство просвещения, в свою очередь, не видит в законопроекте никакой проблемы, потому что они работают в сфере формального образования, оно лицензируется и регулируется и никаких других «форм жизни» они по роду занятий не знают.

Прояснить или запутать?

На самом деле нормы для реализации просветительской деятельности в российском правовом поле уже существуют. На уровне закона о Российской академии наук ей передана функция популяризации науки.

Стратегия научно-технологического развития (здесь мы полностью соответствуем мировым нормам) предписывает сформировать систему общественной коммуникации науки, обеспечить диалог с обществом и его восприимчивость к инновациям.

Новый закон об образовании будет напрямую противоречить тому, что приписывается ученым в этих уже существующих нормах, так что в противоположность тому, что говорят авторы закона, они не проясняют ситуацию, а лишь запутывают ее.

«38% всей дезинформации о пандемии в мире»: как Трамп в одиночку боролся с наукой

Не только просвещение

Поправки могут серьезно усложнить работу и снизить рентабельность коммерческих просветительских проектов: «На разработку одной программы может уйти год, после чего мы постоянно дорабатываем материал по просьбам слушателей.

Если в этот цикл включать проверки и согласования, на бизнесе это скажется негативно.

Образовательный бизнес и так не самый прибыльный из всех возможных, а любое дополнительное регулирование усложнит работу и снизит качество продукта», — поделилась директор культурной платформы «Синхронизация» Мария Бородецкая.

Наконец, мало кто обратил внимание, что под действие законопроекта попадет не только просветительская деятельность, но и любая работа вузов, связанная с международным взаимодействием.

В случае принятия поправок закупка зарубежных книг университетской библиотекой может осуществляться только после согласования с федеральным органом исполнительной власти, то же касается, например, проведения международного круглого стола и конференций в вузе или заключения договора по международному научному проекту.

И это еще одна правовая коллизия: реализация СНТР (Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации) и Национального проекта науки предполагает широкое международное сотрудничество, в том числе организацию крупных международных научных проектов на территории России.

Каким бы ни был механизм согласования, который должны предложить ко второму чтению Министерство просвещения и Рособрнадзор, понятно, что он вряд ли не сможет вписаться в существующие нормы работы ученых. В этом смысле последствия закона могут быть куда серьезнее, чем вызвавший большой международный резонанс приказ Минобрнауки об ограничении общения с иностранными учеными.

Раньше тоже было нельзя

Наконец, не имеет смысла и пункт, особенно важный для авторов поправок (если судить по сопроводительным документам).

Использование просветительской деятельности запрещается «для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях».

Однако разжигание всех этих типов розни в Российской федерации и так запрещено другими актами и нормами. Таким образом, за нарушение этого запрета есть достаточные основания привлечь к ответственности любого нарушающего, включая просветителя.

В соответствующих актах прописаны и наказания, которые ждут нарушителей — поэтому внесение этого пункта в закон об образовании избыточно и может только послужить источником противоречий. Никакой конструктивной роли оно не несет.

Второе чтение законопроекта запланировано на февраль 2020 года.

О старении, феминитивах и джедаях: лучшие новые книги от российских ученых

О старении, феминитивах и джедаях: лучшие новые книги от российских ученых

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *