«Амбивалентность», «ригидность», «катарсис». Если ты хочешь выражать свои мысли и чувства не на уровне школьника, то придется разобраться в значении некоторых психологических терминов. К тому же это отличный способ расширить свой словарный запас и при удобном случае блеснуть умом в разговоре.
1. Эмпатия
Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.
2. Прокрастинация
«Сделаю это завтра — никуда не денется», «доделаю тогда, когда у меня будет на это настроение», «это нужно мне не срочно, так что можно и подождать» — вот она, прокрастинация, или откладывание дел на потом. То самое состояние, когда ты понимаешь, что тебе обязательно нужно сделать что-то, но браться за работу ты не хочешь. И заставить себя практически невозможно.
При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.
6 триггеров прокрастинации, и что с ними делать
Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.
Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.
4. Амбивалентность
Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.
5. Инсайт
Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.
6. Конформизм/нонконформизм
Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих.
Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека.
Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.
Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.
5 причин, по которым твое мнение не воспринимают всерьез
7. Катарсис
По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.
8. Ригидность
Под термином «ригидность» понимают неспособность человека изменить свои устои и привычки, даже если этого требует сложившаяся ситуация. Новое просто не воспринимается индивидом. Самый распространенный пример — отказ поменять свою точку зрения, даже ввиду появления новых фактов, опровергающих ее. В общем, ригидный человек — это своего рода заложник стереотипов и штампов.
В современном мире это одно из самых важных качеств человека. Ассертивность — сдержанное и уважительное отстаивание своих интересов без ущемления при этом прав окружающих.
К примеру, продавец-консультант подходит к человеку в магазине и предлагает свои услуги, в которых тот не нуждается. Грубо будет ответить: «Я разберусь сам! Оставьте меня».
Ассертивный ответ: «Спасибо за предложение, но мне не нужна ваша помощь».
10. Обсессия
Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.
11. Локус контроля
Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.
Почему мужику нельзя уходить от ответственности
12. Интроспекция
Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.
Закон о QR-кодах для всех россиян отложили — и возможно, вообще не примут. Почему? И как это отразится на эпидемии ковида? — Meduza
Перейти к материалам
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.
Введение по всей России обязательных QR-кодов на авиа- и железнодорожном транспорте, а также при посещении массовых мероприятий, магазинов, кафе и ресторанов неожиданно забуксовало.
Госдума неделю назад получила от правительства соответствующие законопроекты, собиралась начать их рассмотрение на этой неделе и быстро принять, но перенесла сроки на месяц. Теперь планируется, что комитеты Госдумы обстоятельно поработают над текстом проектов, и, если надо, внесут в них правки.
Причина, как сообщило руководство Госдумы, — обращения недовольных граждан и вообще «чувствительность темы».
В декабре ситуация с эпидемией в стране может существенно измениться: в большинстве регионов уже заметно снижение заболеваемости, а потому вопрос о насильственном стимулировании вакцинации за месяц может потерять остроту. В таких условиях нет уверенности, что у федеральных властей хватит воли на то, чтобы взять на себя ответственность за очевидно непопулярное решение.
Почему введение QR-кодов решили затормозить?
Это точно неизвестно. События развивались так.
- На совещании у президента Владимира Путина в конце октября (когда казалось, что новая вспышка заболеваемости по всей стране еще далека от завершения) было решено, что федеральные власти возьмут на себя часть ответственности за введение обязательных QR-кодов. До этого решение об ограничениях самостоятельно принимали власти регионов. В поручениях президента по итогам совещания было сказано, что список мест, куда нельзя будет попасть без QR-кода, теперь будет устанавливать правительство.
- Правительство подошло к вопросу творчески. Ссылаясь на поручение президента, федеральные чиновники написали законопроекты, согласно которым регионы лишаются возможности самостоятельно принимать решения о QR-кодах, а их использование до 1 июня 2022 года станет обязательным на всей территории страны. В список мест, куда нельзя будет попасть без предъявления кода, неожиданно попали самолеты и поезда.
- Законопроектами был установлен «переходный период» до 1 февраля, когда граждане, не болевшие коронавирусом и не сделавшие зарегистрированную в России прививку от него, смогут посещать общественные места и перемещаться по стране при предъявлении справки о свежем (72 часа) отрицательном анализе на коронавирус.
- Госдума сначала отреагировала на законопроекты позитивно: руководители профильных комитетов сообщили, что проекты крайне важны для борьбы с эпидемией, а потому будут рассмотрены (и приняты) в самые сжатые сроки.
- Новость о внесении законопроектов вызвала волну протестов: митинги с требованием отказаться от решения прошли в десятках городов (там, где властям не удалось им воспрепятствовать).
- Совет Госдумы 15 ноября решил, что законопроекты нуждаются в широком общественном обсуждении и доработке. Комитеты Госдумы начнут рассматривать проекты только 14 декабря (после сбора предложений граждан).
Как могут доработать законопроекты?
Есть два варианта.
- Правительство уже работает над тем, чтобы сертификаты о перенесенной болезни выдавали всем, у кого есть антитела к коронавирусу, но нет прививки. Это связано с тем, что чиновники, по сути, признали: QR-коды, свидетельствующие о перенесенной болезни, несовершенны. Они выдаются не по любому факту заболевания, а только по тем случаям, которые попали в Федеральный регистр зараженных — закрытую базу данных для чиновников. Как выяснила «Медуза» этим летом, туда записывают менее 10% реально перенесших заболевание. Выдача QR-кодов по антителам может увеличить число тех, кому он положен, на десятки миллионов человек. Точное число переболевших в России неизвестно, но, например, самое точное в стране исследование Европейского университета показывает, что в Санкт-Петербурге в октябре 2021 года антитела были у 78% непривитых граждан, а среди всего населения (включая привитых) — у 83%. В итоге, QR-коды, вероятно, сможет получить значительное большинство жителей страны. Доработка, очевидно, пользуется популярностью у россиян, свидетельствуют опросы.
- Существует вероятность, что обязательные QR-коды вообще не будут введены: относительно точные и оперативные показатели распространения вируса — данные о госпитализациях в нескольких регионах страны и о поисковых запросах в интернете по всей стране, которые могут быть связаны с заболеваниями, показывают, что в первые недели ноября вспышка эпидемии стала быстро затухать. Возможно, к 14 декабря, когда Госдума вернется к рассмотрению законопроектов, эпидемическая ситуация в большинстве регионов будет вполне спокойной. При этом власти могут учесть социально-политическую остроту вопроса (митинги противников QR-кодов не прекратились и после того, как Госдума перенесла обсуждение). В этом случае всю ответственность за введение ограничений могут оставить властям регионов.
А QR-коды вообще нужны? Они помогают в борьбе с эпидемией?
Такая форма ограничений (QR-коды вводят все больше стран и городов мира) может влиять на эпидемию двумя путями.
- Непосредственно: предполагается, что зараженные вирусом (которых больше среди непривитых) станут меньше контактировать с теми, кого они могут заразить (вероятность заразиться также выше у непривитых). Это, теоретически, приведет к сокращению коэффициента передачи вируса Rt (грубо говоря, это число показывает, сколько в данное время и в данном месте в среднем может заразить людей каждый зараженный, пока не выздоровеет или не умрет). Если число будет меньше единицы, вспышка эпидемии пойдет на спад. Однако есть сомнение, что QR-коды будут достаточно эффективны в этой роли «заменителя карантина». Даже полный запрет на работу общественных пространств и на проведение массовых мероприятий часто не может остановить вспышку, если их не сопроводить другими ограничениями (важнейшее из них — закрытие школ и вузов). То есть толк от QR-кодов будет, но небольшой. При этом ограничения на перелеты и поездки между городами не помогут остановить распространение вируса между регионами: очень заразный вариант дельта уже распространился и утвердился почти во всех регионах страны.
- Второй путь влияния ограничений на эпидемию честно называют сами чиновники правительства. Так, вице-премьер Татьяна Голикова объяснила, что QR-коды нужны, чтобы подтолкнуть людей к вакцинации и страна достигла целевого уровня в 80% вакцинированных. Только так, по ее словам, можно будет снизить смертность от коронавируса в России, которая этой осенью стала сверхвысокой. То есть закрытие общественных мест для невакцинированных нужно рассматривать именно как поражение в правах, которое должно заставить их сделать прививку, а не как меру по непосредственной защите населения от носителей вируса.
Как мера принуждения обязательное использование QR-кодов относительно хорошо показало себя в России этим летом: так, короткий период действия режима с QR-кодами в Москве и других регионах в июне и июле привел к резкому всплеску количества вакцинаций. Как только меры были отменены (из-за «стабилизации обстановки»), темпы вакцинации сразу упали.
Однако у принуждения к вакцинации есть и минусы (помимо того, что оно вызывает острую социальное и политическое напряжение). Пример Москвы этим летом показывает, что принуждение хорошо работает для трудоспособного населения.
Люди средних лет, как следует из данных федерального регистра, которые смогла изучить «Медуза», в основном и бросились в пункты вакцинации после того, как были введены QR-коды, а для сотрудников части предприятий вакцинация стала обязательной.
До этого доля вакцинированных среди этих людей была ниже, чем среди пожилых. После введения ограничений эта доля у трудоспособных резко выросла (и составила примерно 45%), а у пожилых изменилась мало.
Теперь, по данным московского правительства, ситуация с вакцинацией пожилых очень плохая: в сентябре была привита только треть людей старше 60 лет.
Между тем, именно защита пожилых больше всего влияет на уровень госпитализаций и смертность. Если не будут привиты группы риска, вспышки эпидемии с высокой смертностью, вероятно, могут возникать и дальше — даже в том случае, если иммунитет к вирусу (появившийся с помощью вакцинации или в результате заражения) будут иметь почти все представители средней возрастной группы.
Еще одна проблема: не все официально вакцинированные, имеющие право на получение QR-кода, являются «безопасными» и «защищенными». Речь идет о тех, кто купил справку о вакцинации вместо самой прививки, и о тех, кто привился вакцинами с сомнительной эффективностью (в частности, вакциной «ЭпиВак»).
В сумме таких людей может быть несколько миллионов — или даже десятков миллионов. И никто, — в том числе и власти, — не знают, сколько именно людей получили (или еще получат) фальшивые QR-коды.
При этом в случае принятия закона об обязательном использовании кодов спрос на фальшивые справки о вакцинации может возрасти.
Эффект Даннинга-Крюгера. Почему невежды считают себя экспертами
«Дурак думает, что он мудр, но мудрец знает, что он дурак», — писал Шекспир в пьесе «Как вам это понравится». И знаете, эта строка прекрасно заключает в себе дух эффекта Даннинга-Крюгера.
Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивный уклон, впервые подчеркнутый Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером в исследовании 1999 года «Неквалифицированный и не подозревающий об этом»: как трудности с распознаванием собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам». Он представляет собой предвзятость в оценке наших собственных способностей, которая проистекает из нашей ограниченной перспективы. Когда у нас плохое или несуществующее понимание какой либо темы, мы буквально слишком мало знаем о ней, чтобы понять, насколько мало мы знаем.
Это исследование зародилось после проделок Макартура Уилера, одного преступника, который средь бела дня решил ограбить два сберегательных банка в Питтсбурге. Уилер имел при себе пистолет, но даже не собирался скрывать свое лицо под маской. Это позволило полиции получить его изображение с камер видеонаблюдения и произвести арест. Однако имелась в этом деле одна интересная деталь.
- Когда полиция пришла к нему домой, мистер Уилер был явно удивлен и смущен.
- «Но я носил сок», — оправдывался он, прежде чем офицеры вывели его.
- Лимонный сок
В какой-то момент своей жизни мистер Уилер узнал, что лимонный сок можно использовать как «невидимые чернила». Запишите что-нибудь на листе бумаги, используя лимонный сок, и вы ничего не увидите пока не нагреете его. Поэтому, он намазал лицо этим соком и пошел грабить банк, уверенный, что камеры не смогут раскрыть его личность, пока он не приблизится к каким-либо источникам тепла.
Однако стоит отметить, что мистер Уилер не был настолько наивен и не полагался на слепую веру. Он действительно проверил свою теорию, сделав селфи с помощью камеры Polaroid (во всех нас есть начинающий ученый). По какой-то причине, возможно, фотобумага была повреждена (мы точно не знаем почему), но камера вернула чистое изображение.
Как бы там ни было, но новость об этом случае облетела весь мир, все смеялись, а мистера Уилера отвезли в тюрьму. Однако полиция пришла к выводу, что он не сумасшедший и не принимал наркотики, он действительно верил, что его план сработает. Во время своего общения с полицией он не мог поверить, что невежество подвело его.
В то время Дэвид Даннинг работал психологом в Корнелльском университете, и странная история привлекла его внимание. Заручившись поддержкой Джастина Крюгера, одного из его аспирантов, он решил понять, как мистер Уилер мог быть настолько уверен в плане, который был явно глупым.
Теория, которую они разработали, заключается в том, что почти все мы считаем, что наши способности в определенных областях выше среднего, и что большинство людей оценивают наши навыки гораздо лучше, чем они есть на самом деле.
Это «иллюзия уверенности», которая лежит в основе эффекта Даннинга-Крюгера.
Мы все невежественны
Иногда мы не можем осознать свою некомпетентность. Это случается, когда «навыки, которые нам необходимы для получения правильного ответа, — это именно те навыки, которые нам необходимы, чтобы распознать, что такое правильный ответ». — пишет Даннинг в «Самооценка: препятствия и обходные пути к познанию себя».
В своем первом исследовании, которое они провели в 1999 году, ученые задали студентам в Корнелле ряд вопросов о грамматике, логике и юморе (вопросы использовались для оценки реальных навыков учащихся), а затем попросили каждого оценить общий балл, который они получат, и как это соотносится с баллами других участников.
Исследователи обнаружили, что ученики с самым низким рейтингом последовательно и существенно переоценивают свои способности. Студенты в нижнем квартиле (самые низкие 25% по баллам) считали, что они в среднем превосходили две трети других студентов (то есть, что они занимали верхние 33% по баллам).
Последующее исследование, проведенное авторами на стрельбище, показало аналогичные результаты. Даннинг и Крюгер использовали аналогичную методологию, задавая вопросы о безопасности оружия и оценивая, насколько хорошо «любители пострелять» выполняют тестовое задание.
Те, кто правильно отвечал на наименьшее количество вопросов, также очень сильно преувеличивали свое мастерство владения огнестрельным оружием. Другое исследование показало, что 80% водителей оценивают свои навыки как выше среднего, что буквально невозможно математически.
Это не характерно только для технических навыков, оно в равной степени проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Мы тем же самым образом склонны оценивать нашу собственную относительную популярность в обществе.
Недооценка собственной компетентности
В своем первом исследовании Даннинг и Крюгер также обнаружили, что учащиеся, набравшие высший квартиль (25%), обычно недооценивают свою собственную компетентность. И хотя они гораздо лучше понимают, где они находятся, им кажется, что если задача ясна и проста для них, она должна быть таковой и для всех остальных.
- То есть, если мы возмем по человеку из этих двух групп (из попавших в низшие и высшие 25%), то увидим, что они оба участвуют в «иллюзии уверенности» — с одной стороны, эта уверенность в себе, с другой, уверенность во всех остальных.
- Обратная связь
- Хотя все мы, похоже, одинаково склонны вводить себя в заблуждение, но есть еще один интересный ньюанс между теми, кто имеет уверенность относительно себя и теми, кто испытывает уверенность во всех остальных.
В ходе своих исследований Даннинг и Крюгер обнаружили, что хорошие ученики лучше прогнозируют свою успеваемость на будущих экзаменах, если им дать точную обратную связь о баллах, полученных ими в настоящее время, и их относительном рейтинге в классе. Учащиеся с самыми низкими показателями не изменили свои прогнозы даже после получения четкой и неоднократной обратной связи о том, что у них плохие показатели. Они просто настаивали на том, что их предположения верны.
Эффект Даннинг-Крюгера не провал с нашей стороны, это просто продукт нашего субъективного понимания мира. Во всяком случае, это служит предостережением против предположения, что мы всегда правы, и подчеркивает важность непредвзятости и критического взгляда на свои способности.
Источник
Права родителей в школе
В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные.
Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники.
Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.
Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.
Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.
Распространите знания! Отправьте статью тем, кому она пригодится
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем.
Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать.
При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями.
А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.
Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу.
Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов.
Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.
Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.
Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт.
Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем.
Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.
Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.
Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.
См. также:
Основание: статья 43 Конституции РФ.
Зачем.
С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия.
Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.
Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.
Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.
Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.
Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор.
Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.
См. также:
Как экономить, меньше тратить и больше зарабатыватьРассказываем в нашей бесплатной рассылке. Подпишитесь, чтобы получать на почту лучшие статьи дважды в неделю
Основание: статья 34 закона об образовании.
Зачем.
В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей. Для родителей это бесплатно. При этом любая школа может ввести платные услуги — с ценами, которые утверждает местная администрация. Список и стоимость услуг публикуются на сайте школы.
Иногда родителям навязывают дополнительные занятия по отдельным предметам или обучение за рамками школьной программы. А еще проводят олимпиады, где нужно платить за участие и бланки. Все платные занятия — только добровольно.
Обязательную программу вам обязаны обеспечить за счет бюджета, дополнительные занятия — по желанию. Если учителю нужно набрать учеников в секцию робототехники или на факультатив по английскому, он не может заставить родителей платить или снизить ребенку оценку из-за отказа.
Как реализовать. Если с вас требуют деньги за какие-то занятия, сразу проверьте на сайте школы, что это за услуга и сколько она стоит. Если не хотите платить, имеете право. Но тогда и посещать занятия ребенок не сможет. Бесплатно — только основная образовательная программа.
Если с вас требуют деньги и навязывают услуги, жалуйтесь в департамент образования, Рособрнадзор или прокуратуру. Хотя чаще всего хватает ссылки на статью 5.57 КоАП РФ — там о штрафах за нарушение прав в школе.
См. также:
Основание: статья 17 закона об образовании.
Зачем.
Родители обязаны сделать так, чтобы у ребенка было среднее образование. Но они не обязаны отдавать его в школу. Учиться можно и дома: это форма обучения, предусмотренная законом. Так может учиться вообще любой ребенок. Главное — проходить промежуточную аттестацию.
Семейное обучение — это не то же, что домашнее обучение, когда учителя приходят на дом к больному ребенку. Семейное обучение — это выбор родителей и их ответственность.
Как реализовать. Если решили перейти на семейное обучение, сообщите об этом школе. Вам дадут бланки заявлений, помогут составить план аттестации и консультаций с учителями.
Оцените свои возможности: учиться дома — это не значит не учиться совсем. Семейное обучение требует даже больше организации, дисциплины и сил, чем обычное школьное.
Но это ваше право, а еще — возможность сэкономить деньги на форме, учебниках и нуждах класса.
Промежуточная аттестация в школе будет бесплатной. Раньше родителям давали компенсацию за семейное обучение, но с 2013 года ее не платят.
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем.
В официальных документах школы можно найти много интересного: кто участвует в управлении, чем еще кроме учебы может заниматься школа, есть ли продленка и летний лагерь, может ли внутри работать платное кафе, какие обязанности у директора и за что его можно уволить. Еще в уставе написано, как ученики могут влиять на важные вопросы и что происходит с деньгами родителей.
Кроме устава есть лицензия, приказы и разные положения. Например, есть официальное положение о школьной форме, пропускном режиме и работе библиотеки.
Школа обязательно публикует отчеты о том, как тратит деньги и использует имущество. Если в школе была проверка, должен быть отчет о результатах и нарушениях.
Все это публикуется в открытом доступе и регулярно обновляется. В любых непонятных ситуациях нужно смотреть документы.
Как реализовать. Зайдите на сайт любой школы. Все документы должны быть там: отсканированные, с печатями и обязательно в актуальной редакции. Изучить документы можно еще до зачисления ребенка в школу. Например, чтобы узнать, есть ли там продленка, и найти требования к школьной форме.
- Если на сайте школы нет документов, пожалуйтесь в департамент образования — скорее всего, документы появятся в течение дня, с этим сейчас строго.
- Если в процессе обучения возникнет спорный вопрос, попросите показать документ, который его регулирует.
- Основание: статья 38 закона об образовании.
Зачем.
Школа может прописать в уставе или официальном положении требования к школьной форме: цвету, фасону, правилам ношения. Но школа не может обязать родителей покупать школьную форму в определенном магазине, отшивать в одном определенном ателье или закупать централизованно.
Это же касается обуви, канцелярских принадлежностей и любых других вещей, которые должны обеспечить родители. При выборе моделей школа должна учитывать мнение родителей.
Как реализовать. Еще до зачисления в школу проверьте устав на сайте. Если в школе есть требования к форме, это должно быть указано в уставе. Потом найдите на сайте или запросите в администрации документ, в котором описаны модели.
Узнайте, где школа предлагает покупать форму — именно предлагает, а не требует. По закону школа имеет право проводить централизованные закупки, это может обойтись дешевле.
Но это должно быть совместным решением родителей, после чего школа объявляет торги или закупает форму другим способом, который предусмотрен законом.
Но не наоборот: нельзя сначала объявить торги, закупить форму, а потом заставить родителей выкупить ее.
Принимая решение о покупке, просите показать не только фотографии моделей, но и пошитые образцы: часто поставщики шьют форму из ткани, которая колется, быстро закатывается и вытягивается.
Если вы не хотите покупать форму у конкретного поставщика, то не обязаны это делать. Можете сшить форму сами или купить в любом магазине подходящую по описанию модель.
Если на собрании вам говорят, что покупать школьную форму нужно в конкретном месте, напомните школьной администрации, что в законах нет такого требования.
Если в школьных документах указан поставщик, это нарушение — такое условие недействительно.
Узнайте, кому и какие компенсации положены при покупке формы. Обычно ее бесплатно выдают многодетным и малообеспеченным семьям. Или родителям платят компенсацию в фиксированном размере — условия и суммы зависят от региона.
См. также:
Основание: статья 12 закона об образовании.
Зачем.
Российские школы работают не по одной образовательной программе. Есть общие стандарты, но количество часов, темы уроков, план обучения в разных школах могут отличаться. Как и чему будут учить детей в конкретной школе, написано в образовательной программе — это официальный документ, который утверждает департамент образования. Любой родитель может заранее сравнить программы в разных школах.
В программе описано, какие будут темы уроков по истории, что проходят по химии и сколько часов английского языка в неделю в 7 классе.
Как реализовать. Основные и дополнительные образовательные программы обязательно размещаются на сайте школ. Если хотите сравнить, просто находите нужный раздел и читаете. У каждой программы есть короткое описание.
В том же разделе есть график учебы с датами каникул — можно спланировать отпуск. Еще школы публикуют учебный план с детальной разбивкой по неделям и количеству уроков.
Там рассчитана даже нагрузка по времени выполнения домашнего задания в зависимости от класса.
См. также:
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем.
Если ребенок не пройдет аттестацию или не усвоит предмет, у него могут быть проблемы с переводом в другой класс и зачислением в вуз. Чтобы понять, по каким предметам нужно дополнительно заниматься, стоит ли нанимать репетитора или проще поменять школу, нужно интересоваться оценками за отдельные задания и по предметам в целом по итогам четверти или года. Учителя часто говорят, что журнал — это собственность учителя, и не показывают его детям.
Но родителям показать обязаны. Причем посмотреть оценки и узнать, как учится ребенок, может и мать, и отец. Для этого не нужно спрашивать разрешения второго родителя.
Как реализовать. Попросите учителя выставлять текущие оценки по каждому предмету в дневник. Иногда это делают раз в две недели. Можно на отдельном листе. Еще оценками можно интересоваться индивидуально: просто прийти и посмотреть журнал.
Но предварительно стоит согласовать это с классным руководителем. Иногда плохие оценки у всего класса говорят о том, что нужно сменить учителя: родители идут к директору, классу меняют учителя по конкретному предмету — в результате экономия на репетиторах.
См. также:
- Сколько зарабатывают люди без высшего образования
- Как накопить на обучение
Основание: статья 34 закона об образовании.
Зачем.
Несовершеннолетние дети еще не могут реализовать свои права и защитить интересы. Ребенок не может давать согласие на медицинское обследование, обработку персональных данных и решать, сдавать ли деньги на ремонт школы. За него это делают родители или законные представители. Если ребенка обидят в школе, заявление на обидчиков напишут родители. Если ребенку ставят двойки по физкультуре за то, что он не ходит в секцию, разбираться тоже будут родители.
Еще родители могут писать жалобы на нарушение прав детей, а сами дети не могут.
Как реализовать. Если в школе нарушают права ребенка на доступное образование, охрану здоровья или отдых, пишите жалобы: директору, в департамент образования, в прокуратуру. Каждую жалобу обязаны рассмотреть и отреагировать на нее.
Если детей во время каникул заставляют красить забор, делают им прививки и задают слишком много домашних заданий, это хоть и не касается родителей напрямую, но повод для жалобы или даже суда.
Родители могут использовать любые законные способы для защиты прав детей.
См. также:
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем.
Никто не может обследовать или тестировать ребенка без согласия родителей. Если детей обследовали врачи или с ними работали психологи, родители могут запросить результаты. Это поможет вовремя сориентироваться, чтобы получить помощь: коррекционное обучение, консультации психолога или медицинскую реабилитацию.
Как реализовать. Если в школе проводили обследование, напишите заявление, чтобы вам предоставили результаты. Иногда достаточно сходить к школьному психологу или медсестре: о результатах расскажут и без заявления. Если не хотите, чтобы ребенка проверяли, не давайте согласия. Или придите в школу, чтобы с ребенком беседовали при вас: имеете право.
Основание: статья 44 закона об образовании.
Зачем.
Родители могут влиять на решения в школе: сколько платить за охрану, разделять ли один класс на два, каким семьям оказывать материальную поддержку, как распределить стипендии между детьми, на что потратить спонсорскую помощь. Можно просто соглашаться с суммами сборов и режимом обучения, а можно войти в состав родительского комитета или управляющего совета и влиять на решения.
Как реализовать. Узнайте, как родители могут принимать участие в управлении школой. Информация есть в уставе, а устав — на сайте школы. Попробуйте войти в состав управляющего органа лично или уточните, кто из родителей туда ходит. Следите за общешкольными родительскими собраниями, изучайте классные и школьные отчеты.
См. также:
- Как работает родительский комитет
Это права, которые гарантированы родителям законом об образовании. Еще есть права, установленные на местном уровне и даже в конкретной школе. Например, право на бесплатное питание для многодетных семей или бесплатную школьную форму. Основной источник информации о правах и возможностях в конкретной школе — ее официальный сайт.