Решение контрольного органа в сфере госзакупок по рассмотренным жалобам может сопровождаться предписанием участникам торгов. Рассказываем, что представляет собой этот документ, когда ФАС его оформляет и что делать после получения.
Предписание ФАС — это распоряжение антимонопольной службы, понуждающее к выполнению определенных действий участников контрактной системы. В таком документе, как «Решение», ФАС лишь указывает, выявлены ли нарушения или нет.
В «Предписании» же антимонопольная служба указывает, какие действия необходимо сделать, чтобы устранить нарушения (не выдается только в том случае, когда нарушения не повлияли или не могут повлиять на результаты определения победителя).
Согласно Административному регламенту ФАС, утвержденному Приказом от 19.11.2014 № 727/14, действиями, направленными на устранение нарушений в рамках проведенного заказа, могут быть:
- внесение изменений в извещение и документацию с продлением сроков подачи заявок (исправить некорректное техническое задание, установить требование о наличии у потенциальных участников лицензий, свидетельств и др.);
- отмена протоколов, составленных в ходе выявления победителя;
- осуществление закупки в соответствии с требованиями 44-ФЗ ( установление корректных сроков окончания подачи заявок, даты проведения аукциона и др.).
Форма документа
В документе должна содержаться следующая информация:
- дата и место выдачи;
- состав комиссии;
- сведения о сопутствующем решении;
- наименование, адрес заказчика, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии, оператора электронной площадки;
- указание действий, которые необходимо осуществить с целью устранения нарушений;
- сроки, в течение которых должно быть исполнено требование;
- сроки, в течение которых в контрольный орган должны поступить копии документов и сведения об исполнении.
ФАС направляет документ всем участникам разбирательства, а также публикует его на сайте ЕИС.
Образец предписания
Скачать
Действия по исполнению
После выдачи документа орган, которому его выдали, обязан не только выполнить установленные требования, но и отчитаться в контрольную службу об исполнении. В сроки, установленные антимонопольным органом, виновная организация должна направить уведомление об исполнении предписания ФАС.
Письмо в ФАС об исполнении предписания, образец
Скачать
Как отменить протоколы по предписанию ФАС
Наиболее часто по указанию антимонопольной службы заказчикам предписывается отменить протоколы, составленные в ходе проведения процедуры, или же внести изменения в закупочную документацию согласно выданным заключениям контрольного органа. Приведем инструкции по этим операциям.
Как внести изменения в документацию
На главной странице торгов заказчик выбирает пункт «Изменения по решению контролирующего или судебного органа либо по результатам обязательного общественного обсуждения». Система отобразит страницу с активной вкладкой «Основание».
Далее необходимо выделить пункт «Предписание органа контроля».
Необходимо выбрать указание из реестра результатов контроля. Если же ФАС не опубликовало документ в ЕИС, то заказчик вручную вбивает реквизиты предписания.
Далее заказчику будет доступен функционал, аналогичный при публикации заказа, где необходимо внести соответствующие изменения и прикрепить новые файлы документации.
Как отменить протоколы
На вкладке «Документы закупки» в выпадающем меню протокола выбрать пункт «Отмена по решению контролирующего или судебного органа».
При нажатии на кнопку «Продолжить» отображается форма сведений об отмене протокола.
В общей информации заказа вносятся коррективы и прикрепляется новый экземпляр протокола.
Также немаловажно, что предписание Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия, а неисполнение в срок требований ФАС, в том числе уклонение от выполнения, частичное или несвоевременное исполнение пунктов, влечет за собой административную ответственность и дальнейшее обращение антимонопольной службы в суд с иском о понуждении исправления нарушений. Штраф, согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ, на должностных лиц составляет в размере 50 000 руб.; на юридических лиц — 500 000 руб., а повторное совершение данного правонарушения влечет дисквалификацию сроком на один год.
Правительство утвердило механизм долгосрочного тарифного регулирования
МОСКВА, 11 окт — ПРАЙМ. Правительство России утвердило механизм долгосрочного тарифного регулирования, который позволит регионам определять предельные индексы на несколько лет вперед, сообщает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
«ФАС России является разработчиком принятого постановления правительства РФ. Оно стало одним из первых документов в целях реализации концепции долгосрочного тарифного регулирования.
Теперь регионы, после согласования с ФАС России, имеют возможность определять предельные индексы на несколько лет вперед, вместо их установления на каждый следующий год, что позволит гарантировать эффективность планирования инвестиционной деятельности», — говорится в сообщении.
Это нужно для того, чтобы инвесторы вкладывались в модернизацию и реконструкцию коммунального комплекса, получая долгосрочный тариф, который будет определен исходя из объективных условий осуществления деятельности, поясняет ведомство.
Применение такого механизма совместно с комплексом мероприятий в рамках концепции долгосрочного тарифного регулирования даст возможность до 2030 года увеличить инвестиции в сферу ЖКХ до 1 триллиона рублей. Такой эффект отразится в улучшении качества услуг, бесперебойной работе и надежности коммунальной инфраструктуры, подчеркивает ФАС.
«Стоит отметить, что принятый документ станет для потенциальных инвесторов важным элементом стабильной тарифной политики.
Эта мера будет способствовать привлечению инвестиций в ЖКХ за счет гарантии их возврата и поможет реализовать крупные проекты, направленные, в том числе, и на развитие агломераций.
При этом в документе сохраняются инструменты выстроенной многоуровневой системы защиты граждан от существенных изменений платы за коммунальные услуги», — отметил заместитель руководителя ФАС Виталий Королев.
Согласно постановлению, главы регионов могут уже в этом году запустить работу такого механизма привлечения инвестиций.
При этом определение значений предельных индексов на несколько лет вперед допускается только при наличии четкого обоснования необходимости реализации инвестиционных мероприятий в соответствии с утвержденными схемами тепло- и водоснабжения, водоотведения, обращения с ТКО.
Регионы обязаны регулярно предоставлять отчет о реализации инвестиционных мероприятий, а в случае их неисполнения долгосрочные индексы подлежат отмене.
Прием заявок в ФАС на установление тарифов продлен до 29 июня
В связи с ограничениями, введенными в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, Правительство РФ поддержало инициативу антимонопольного ведомства и одобрило принятие отсрочек в сфере тарифного регулирования
30 апреля 2020 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление об установлении отсрочек при предоставлении тарифно-балансовой документации, проект которого был разработан ФАС России[1].
Действующие правила регулирования тарифов предусматривают предоставление предложений об установлении тарифов и их предельных уровней в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до 1 мая, а в ФАС до 15 мая.
Такие же сроки определены и для опубликования сведений в соответствии со стандартами раскрытия информации. Согласно принятой отсрочке, информацию теперь можно будет предоставить в течение 45 дней от указанной законодательством даты (до 15 июня и 29 июня соответственно).
Однако действие документа не касается сроков установления тарифов регуляторами, они остаются прежними.
- От этих сроков предоставления предложений по тарифно-балансовым решениям зависят сроки принятия решения об утверждении сводного прогнозного баланса и срок направления региональными регулирующими органами предложений по предельным уровням тарифов, перенос которых также предусмотрен Постановлением.
- Принятые Правительством РФ поправки затронут сферы электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и захоронения радиоактивных отходов.
- По словам заместителя руководителя ФАС России Виталия Королева, теперь Федеральной антимонопольной службе предстоит в 10-дневный срок принять соответствующие ведомственные нормативные правовые акты.
«В условиях введенных ограничений это Постановление поможет обезопасить людей и оградить их от лишних контактов, чтобы сохранить здоровье наших граждан во время пандемии», — подчеркнул Виталий Королев.
Напомним, что ФАС России уже перенесла ряд сроков для регулируемых генерирующих компаний – поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), которые ежегодно представляли бухгалтерскую и статистическую отчетность, по итогам 2019 года и за 1 квартал 2020 года, отчеты об использовании инвестиционных ресурсов на 29 мая 2020 г. (письмо ФАС России от 06.04.2020 № ВК/28315/20).
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г.
№ 622 «Об установлении специальных сроков при формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2021 год, государственном регулировании цен (тарифов) и их предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней, устанавливаемых на 2021 год, и раскрытии информации».
Стандарты раскрытия информации
- Консультирование граждан по вопросам раскрытия стандартов информации осуществляет ведущий консультант отдела правовой экспертизы и административно-правового сопровождения агентства по тарифам Приморского края:
- Полторакова Екатерина Вадимовна, телефон: (423) 240-18-60
- Информационное письмо ФАС России от 8 мая 2020 года № ВК/38963/20 «О переносе сроков»
В связи с многочисленными обращениями регулируемых организаций по вопросам раскрытия стандартов информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — стандарты), агентство по тарифам Приморского края (далее — агентство) напоминает о том, что с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2018 № 390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» стандарты подлежат обязательному раскрытию регулируемыми организациями напрямую путем размещения информации в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования — региональные органы регулирования — субъекты регулирования» (далее — ФГИС ЕИАС).
Размещаемая информация аккумулируется в едином источнике на Портале публикации сведений, подлежащих свободному доступу http://ri.eias.ru (далее — Портал раскрытия информации).
На сайте Единой информационной аналитической системы http://eias.ru содержится база знаний, представляющая собой совокупность распределенных по категориям ответов на часто задаваемые вопросы (FAQ) и статей. Вы можете выбрать интересующую вас подкатегорию, в том числе:
Знание#1: ЕИАС Мониторинг. Получение и отправка отчетности Знание#48: ЕИАС Мониторинг. Причина отклонения отчета (ответа) Знание#47: ЕИАС Мониторинг. Настройка подключения к серверу Знание#54: Портал ФГИС ЕИАС. Восстановление логина/пароля Знание#11: Удаленная (дистанционная) поддержка пользователей
При возникновении вопросов по работе модуля «ЕИАС Мониторинг» или при заполнении отчетных форм ФГИС ЕИАС следует обращаться в службу поддержки пользователей ФГИС ЕИАС в форме электронного запроса http://sp.eias.ru/index.php?a=add.
Формы размещения информации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, подлежащей раскрытию в ФГИС ЕИАС, утверждены приказом ФАС России от 13.09.2018 № 1288/18, а также размещены в формате шаблонов на сайте Единой информационной-аналитической системы http://eias.ru в разделе «Отчетные формы (шаблоны)» / «Стандарты раскрытие информации в ЖКХ».
Рекомендуем проверять наличие размещенной информации на Портале раскрытия информации после каждой отправки отчета.
Письмо ФАС России от 27.03.2019 N АГ/24609/19 "О рассмотрении обращения"
- ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
- ПИСЬМО от 27 марта 2019 г. N АГ/24609/19
- О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
- Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение по вопросу подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения и сообщает.
Порядок подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.
2013 N 1314 (далее — Правила).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 Правил технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения являются неотъемлемым приложением к договору о подключении.
В соответствии с пунктом 6 Правил заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
- При представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил, в полном объеме исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.
- Вместе с тем, пунктом 14 Правил установлено, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.
- В соответствии с пунктом 15 Правил в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.
Согласно абзацу 2 пункта 74(1) Правил исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам» (далее — Стандарты раскрытия информации), а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.
Вместе с тем, согласно пункту 81(1) Правил для определения технической возможности газораспределительные организации ежеквартально, не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, направляют в технологически связанные газораспределительные организации и газотранспортную организацию информацию с разбивкой по соответствующим технологически связанным объектам, а в отношении магистральных газопроводов — по каждой точке выхода из газотранспортной системы, с которой имеется технологическая связь:
а) о количестве договоров о подключении и суммарном максимальном часовом расходе газа заявителей, максимальный часовой расход газа которых менее 300 куб. метров (с выделением объемов для бытовых нужд), раздельно по заключенным, расторгнутым договорам о подключении, а также по договорам, по которым осуществлено фактическое присоединение в истекшем квартале;
б) о договорах о подключении заявителей с максимальным часовым расходом газа не менее 300 куб. метров, заключенных, расторгнутых и по которым осуществлено фактическое присоединение в истекшем квартале, с указанием реквизитов договора и максимального часового расхода газа.
Следовательно, основанием для оценки наличия (отсутствия) технической возможности подключения должна быть информация раскрытая газораспределительной организацией в рамках исполнения требований Стандартов раскрытия информации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 82 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры» в пункт 26(21) Основных положений были внесены изменения.
- Согласно абзацу 2 пункта 26(21) Основных положений стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных диапазонами диаметров строящихся газопроводов, протяженностью и типами их прокладки, материалами труб, техническими характеристиками объектов сети газораспределения.
- Таким образом, в настоящее время предусмотрена дифференциация стандартизированных тарифных ставок исходя из диаметров строящихся газопроводов, протяженности, типов их прокладки, материалов труб, технических характеристик объектов сети газораспределения.
- Вместе с тем, при утверждении стандартизированных тарифных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов необходимо руководствоваться нормативным актом имеющим большую юридическую силу, то есть Основными положениями.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» Методических указаний органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливаются плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб.
метров в час (для Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности) или 15 куб.
метров в час (для Заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя, при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
При этом расстояние, предусмотренное подпунктами «а» и «б» пункта 5 Методических указаний, определяется как прямая линия от границы земельного участка заявителя до сети газораспределения ГРО, которая расположена на наименьшем расстоянии от земельного участка заявителя.
За нарушение Правил подключения предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дополнительно сообщаем, что в случае если есть документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушении Правил подключения со стороны ГРО, можно обратиться в Московское областное УФАС России (адрес: 123423, г. Москва, Карамышевская набережная, 44; руководитель — Золотарев Игорь Валерьевич) с соответствующим заявлением и приложением к нему копий подтверждающих документов.
А.Н.ГОЛОМОЛЗИН
Фас и правительство москвы подписали соглашение о развитии цифровых технологий в сфере государственного регулирования цен
В ходе Всероссийской тарифной конференции Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в Ялте 12 октября Правительство Москвы подписало соглашение с ФАС о сотрудничестве по развитию цифровых технологий в сфере государственного регулирования цен.
Подписи под документом поставили заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов и статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский.
В ближайшей перспективе экспертные заключения органов регулирования всей страны будут иметь электронный цифровой формат и загружаться через систему ЕИАС ФАС России.
Это станет важным шагом на пути цифровой трансформации тарифного регулирования, являющейся одной из приоритетных задач антимонопольного ведомства на ближайшие годы.
В целях ускорения процесса цифровизации тарифного регулирования для всей страны ФАС планирует использовать успешную практику Москвы.
«Цифровизация в сфере тарифообразования является одним из стратегических направлений нашей работы, позволяет принимать решения более оперативно и эффективно. Мы давно работаем с коллегами из ФАС, в том числе в рамках единой цифровой платформы ЕИАС, что позволяет нам обмениваться опытом в этом направлении с другими регионами и перенимать лучшие практики. В этом году в Москве также был реализован пилотный проект с применением электронных форм тарифных заявок в тарифных кампаниях в сферах холодного водоснабжения и водоотведения. На базе портала mos.ru нам удалось оцифровать процессы подачи тарифных заявок и заявок на техническое присоединение, создать структурированное хранилище обосновывающих документов организаций и формировать историю о ходе прохождения тарифной кампании», — подчеркнул Владимир Ефимов.
Подписанное соглашение о сотрудничестве позволит Правительству Москвы и ФАС России совместно усовершенствовать механизмы регулирования цен, повысить открытость и прозрачность принятия тарифных решений, а также ускорить процессы цифровизации тарифного регулирования.
«Символично, что соглашение с Правительством Москвы подписано в рамках Всероссийской тарифной конференции. Потому что одно из главных направлений Концепции тарифного регулирования — это цифровизация. То есть темы, которые стали предметом обсуждения, находят свое практическое воплощение. И соглашение — один из первых, но важных шагов в этом направлении», — отметил Сергей Пузыревский.
Успешный опыт Москвы по цифровой трансформации, подходы к созданию соответствующих инструментов и методология обеспечат трансфер этих технологий на федеральный уровень и их включение в создаваемую Единую тарифную платформу, добавил Владимир Ефимов.
Правомерность запросов антимонопольного органа о представлении информации — Choose a Skill
Татьяна Залунина
Опубликовано: журнал «Арсенал предпринимателя» № 6 июнь 2013
Согласно сложившемуся в российском обществе ошибочному стереотипу, сфера государственного контроля, осуществляемого антимонопольными органами, ограничена деятельностью крупных организаций-монополистов.
Этот стереотип является причиной недоумения многих предпринимателей и небольших организаций по поводу получения запросов антимонопольного органа о представлении информации и документов, особенно в том случае, если подобный запрос направлен по методу «веерной рассылки».
Реакция на запрос разная — одни немедленно исполняют запросы, другие сомневаются в их легитимности, мотивируя тем, что малый бизнес не может представлять интереса для антимонопольных органов, потому запрос является «происками врагов и конкурентов».
Автор надеется, что настоящая статья поможет предпринимателям разобраться в этом вопросе и позволит избежать ошибок, влекущих применение мер административной ответственности.
Правовые основания
Полномочия антимонопольных органов.
Как следует из пункта 1 статьи 22 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), одной из основных функций антимонопольного органа[1] является функция по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
[1] Согласно пункту 15 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под антимонопольным органом понимается как федеральный антимонопольный орган, так и его территориальные органы.
В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 07 апреля 2004 г. № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и от 30 июня 2004 г.
№ 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» федеральным антимонопольным органом является ФАС России.
- В целях выполнения этой функции Законом о защите конкуренции антимонопольному органу предоставлен ряд полномочий, в том числе право на получение от хозяйствующих субъектов[1] необходимых документов и информации, а так же объяснений в письменной и устной форме (пункт 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).
- [1] Под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а так же в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
- Обязанности предпринимателей.
- Полномочиям антимонопольного органа на получение документов и информации корреспондирует предусмотренная пунктом 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции обязанность хозяйствующих субъектов представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях (далее — информация).
- Из буквального толкования приведенной выше нормы закона следует, что запрос антимонопольного органа о представлении информации является правомерным в том случае, если в совокупности:
1) является мотивированным, т.е. содержит указание на основание представления информации и —
2) основание представления информации соответствует возложенным на антимонопольный орган полномочиям.
Когда могут направить запрос
Антимонопольный орган вправе запрашивать у хозяйствующего субъекта информацию не только при проведении плановой или внеплановой проверки с целью выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, но и в иных целях, которые и будут выступать основаниями для подобного запроса. В частности, таким основанием может быть проведение антимонопольным органом анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке определенных товаров, а так же осуществление контроля за экономической концентрацией.
Как пояснил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 января 2013 года № 1-П «По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.
8 кодекса РФ об административных правонарушения в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Маслянский хлебоприемный пункт» (далее — Постановление Конституционного Суда РФ № 1-П), направляемые антимонопольным органом субъектам экономической деятельности запросы о представлении информации и документов в целях выявления признаков нарушений антимонопольного законодательства, проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, осуществления контроля за экономической концентрацией, соответствуют полномочиям антимонопольных органов. При этом Конституционный Суд указал на обязанность хозяйствующих субъектов «…представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях, в установленный решениями и предписаниями антимонопольного органа срок (часть 1 статьи 25, статья 36)».
Какую информацию вправе запросить
Что касается состава информации, наделяя антимонопольный орган правом на ее получение, законодатель не устанавливает ограничений ни по видам, ни по объему запрашиваемой у хозяйствующего субъекта информации.
Единственным ограничением является необходимость соответствия основания запроса определенным законом полномочиям антимонопольного органа.
Вместе с тем, полагаем, что такое основание запроса, как проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке товаров определенного вида, предоставляет антимонопольному органу право запросить у хозяйствующего субъекта практически любую информацию, поскольку закон не обязывает антимонопольный орган «раскрывать» перед хозяйствующим субъектов методику проведения анализа и оценки, а так же конкретизировать перечень запрашиваемой информации.
Аналогичный вывод подтверждается многочисленной судебной практикой.
Как отмечают судебные органы[1], антимонопольное законодательство не содержит какие-либо ограничения для антимонопольных органов по срокам, составу и объему запрашиваемых документов, необходимых для осуществления антимонопольным органом его задач и функций, равно как и не содержит указаний о степени мотивированности запросов.
[1]