Мысль о том, что у человека есть права и что они нуждаются в защите, возникла не вчера. Основным стимулом к её развитию послужили последствия двух мировых войн. Жертвы, понесённые многими народами, были настолько велики, что всерьёз заставили задуматься о будущем человечества.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека.
Тридцать её статей содержат тот минимум прав, которым должен обладать каждый человек «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения». Впрочем, о Всеобщей декларации и других международных документах в области защиты прав человека мы будем говорить отдельно. Сейчас же проследим историю развития этой идеи.
Начнём с того, что действенная защита прав человека невозможна без признания равенства людей в своих правах. По крайней мере, в некоторых из них. Когда и кто впервые высказал эту мысль, мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Она присутствует, например, в принципе талиона. Помните? «Око за око, зуб за зуб»: мера наказания должна соответствовать вреду, причинённому преступлением.
Принцип талиона присутствует практически во всех памятниках обычного права.
Логично предположить, что такая трактовка справедливости в отношениях между людьми была присуща всем первобытным народам. Этнографы отмечают весьма своеобразные формы талиона. Скажем, в Эфиопии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на правонарушителя. Ну, а уж дальше как боги рассудят.
Кстати, идея равенства перед богами или судьбой также настолько древняя, что не представляется возможным определить, когда именно она возникла. Способ выбора решения (или человека) из нескольких возможных путём жребия основан именно на этой идее.
Что же касается первых писаных законов, то они достаточно последовательно придерживались этого принципа — равенства в ответственности.
Чёткая фиксация наказаний (пусть даже очень жестоких) за определённые проступки значительно ограничивала возможность произвола властей. И в какой-то степени обеспечивала свободу человека.
Ведь свобода — возможность делать произвольный выбор. А как его сделать, если не представляешь последствий тех или иных своих действий.
Вы уже, конечно, знаете о Законах Хаммурапи. Это самый древний (из дошедших до нас) кодекс правовых норм. Но не самые первые законы в истории человечества.
Задолго до вавилонского царя Хаммурапи, в конце XXIV века до нашей эры, лугалем (царём) шумерского города-государства Лагаш был избран Уруинимгина.
Востоковеды называют его первым известным нам социальным реформатором в истории. Рассказ обо всех реформах Уруинимгины и дискуссии о степени их прогрессивности оставим историкам. Отметим другое: в законах, принятых в его правление, мы впервые встречаем слово «свобода». Уруинимгина заявлял, что восстановил «свободу в Лагаше».
В частности, было восстановлено самоуправление общин: «Начиная с северной границы области вплоть до моря чиновники суда не вызывали больше людей».
Знатным лицам запрещалось захватывать дома и скот свободных общинников, рядовых воинов и вдов. Законы Уруинимгины охраняли граждан не только от воровства и убийств, но и от обмана чиновников при взимании налогов.
Карался также сговор торговцев по установлению высоких цен.
Но всё же более осознанно к идее прав человека стали подходить мыслители и законодатели Древней Греции. Не будем повторять всё то, о чём мы говорили, изучая законодательство Спарты и Афин.
Обратим внимание вот на какую вещь: мы с вами сейчас говорим о правах человека.
То есть имеем в виду, что посредством законов государство должно защищать права не только своих граждан, но всех людей, которые находятся на его территории.
Сейчас трудно представить, что эта идея кому-то могла казаться революционной. Разумеется, грабить и убивать иностранных подданных закон запрещает так же, как и своих сограждан.
Но на самом деле в сфере прав и свобод люди очень долго делились на «своих» и «чужих». У «чужаков» никаких прав не было. В обществознании есть такой термин — трайбализм. Он происходит от латинского слова tribus — «племя».
Трайбализм — форма групповой обособленности, основанная на представлении об исключительности своего племени, этноса, о его доминирующей роли в прошлом и настоящем. Обычным следствием трайбализма является враждебность по отношению к другим группам — племенам, народам.
И отказ от признания того, что у них могут быть (и должны быть) такие же права.
Трайбализм естественен для замкнутых обществ. Любой чужак может рассматриваться как потенциальная угроза. Расширение связей между народами эту замкнутость разрушало. Прежде всего речь шла о торговых связях.
Они приносили выгоду обеим сторонам, в них были заинтересованы. А значит, нужно было защитить тех, кто их осуществлял, — торговцев.
Купец стал первым чужаком, чья имущественная и личная безопасность стала защищаться местными нормами.
Хотя, конечно, в античном сознании, как древнегреческом, так и древнеримском, идея прав гражданина преобладала над идеей прав человека. Метеки (переселенцы) в Древней Аттике были лично свободными людьми, но не пользовались гражданскими правами независимо от длительности проживания.
Афинское гражданство не приобреталось по факту рождения. Гражданами становились лишь дети граждан. Метеки не имели также права приобретать в собственность недвижимое имущество, в первую очередь землю.
Не могли обращаться к властям за защитой своих прав. Это мог делать только их покровитель, избранный из числа афинских граждан.
Если такого представителя избрано не было, метеки наказывались лишением имущества.
Необходимость уравнения в правах многонационального и придерживающегося разных религий населения вплотную вставала перед великими завоевателями древности.
С именем одного из них связывают первую в истории декларацию прав человека. По крайней мере, именно так этот документ в шестидесятых годах XX века назвал Мохаммед Реза Пехлеви, последний шах Ирана.
Правда, далеко не все историки и политологи с ним согласны.
Но не будем более интриговать — речь идёт о Манифесте Кира. Его ещё называют «цилиндром Кира», из-за внешнего вида этого исторического документа.
Кир Второй Великий — персидский царь, правивший в середине VI века до нашей эры. Став вождём племён персов, Кир возглавил восстание против мидийского царя. Мидия тогда властвовала и над персами, и над Урарту, и над частью Месопотамии.
Амбиции Кира не ограничивались лишь этой территорией. В 539 году до нашей эры напора его армии не выдержал Вавилон, затем последовали и другие завоевания. Но именно после подчинения Вавилонского царства и был создан «цилиндр Кира».
Значительная часть клинописного текста, размещённого на нём, была посвящена обоснованию «правильности» захвата Вавилона. В общем, всё как обычно. Вавилонский царь Набонид причинил много обид верховному богу Мардуку, и тот сам нашёл Кира, чтобы внушить ему мысль избавить народ Вавилона от этого никуда не годного правителя.
И народ, тоже осознававший необходимость этого, мирно, без сопротивления встречал нового царя-освободителя. Но среди всех этих велеречивых заявлений есть несколько важных для нас вещей.
Обещание отменить рабство и провозглашение свободы вероисповедания: «Я объявляю, что буду уважать традиции, обычаи и религии народов моей империи».
Первым среди мыслителей древности чётко сформулировал идею естественности прав человека Домиций Ульпиан.
По происхождению он был финикийцем, что не помешало его карьерному росту на государственной службе в Римской империи. Но во всемирную историю он вошёл как выдающийся юрист.
Вспомним, что в 426 году его правовым сочинениям была придана обязательная юридическая сила.
Из богатейшего наследия Ульпиана сейчас приведём лишь одну мысль: «Что касается цивильного (то есть гражданского) права, рабы считаются никем; не так, однако, в естественном праве, поскольку по естественному праву все люди равны».
В феодальном обществе средневековой Европы свобода была крайне ограничена. Такое общество можно назвать обществом всеобщей зависимости. Сословная иерархия исключала равенство перед законом.
Внеэкономическое принуждение большей части населения — крепостных крестьян — практически лишало их свободы. Всевластие монархов порождало произвол и систематическое насилие.
Пожалуй, только религия утверждала некоторое равенство людей.
В том смысле, что каждый должен будет лично, независимо от своего социального или иного положения в земной жизни, нести ответственность во время Страшного суда. И Божьи заповеди, в отличие от средневековых законов, были одинаковы для всех.
Но именно в это время были сделаны первые попытки встроить в государственную власть сословное представительство, ограничить права монарха, ввести для него правила, которым он обязан был следовать. С самой удачной из этих попыток вы хорошо знакомы. Да, речь идёт о Великой хартии вольностей 1215 года.
Она требовала от королевских чиновников неукоснительного исполнения правовых норм. Монарх не должен был назначать судьями, шерифами, констеблями лиц, не знающих законов. Хартия провозглашала неприкосновенность имущества, назначение наказаний только по приговору суда, право подданных свободно покидать страну и возвращаться обратно.
«Второй великой хартией» в Англии называют петицию о праве 1628 года. Это был документ, представленный королю Карлу Первому от имени обеих палат английского парламента.
Во время Тридцатилетней войны монарх решил своей волей (без одобрения парламента) ввести принудительные займы (по сути, новые налоги) для поддержания прохудившейся государственной казны. Отказывающихся «одалживать» деньги государству отправляли в тюрьму.
Палата о́бщин, которую Карл Первый вынужден был собрать после очередной военной неудачи, стала в оппозицию к королю. Несмотря на все угрозы, она заявила, что монарх нарушает права нации, и требовала, чтобы «ничья злая воля не осмеливалась нападать на них».
Противостояние Карла Первого с парламентом завершилось Английской буржуазной революцией. Король, не желавший следовать законам, закончил свою жизнь на эшафоте. А парламент в 1679 году принял Хабеас корпус акт. Согласно этому документу граждане, подвергшиеся задержанию или аресту, могли требовать, чтобы суд немедленно проверил законность этих действий.
А Билль о правах, принятый в 1689 году, вводил свободу слова и дебатов, подачи петиций королю, запрещал монарху изменять законы, устанавливать налоги. Виновные в преступлениях не должны были подвергаться жестоким и необычным наказаниям. Устанавливались также правила участия присяжных в судебных заседаниях.
Все эти документы сыграли важнейшую роль в становлении прав человека. В них не просто перечислялись некоторые права, а закладывались процедуры, которые могли гарантировать их реализацию и защиту. Они ограничивали государственную власть в её действиях против личности. Подумайте над вопросом: почему именно в Англии раньше, чем в других странах, были приняты подобные законы?
Дело, начатое в метрополии, продолжалось в её заморских владениях. Правда, не во всех. В тех, где большинство населения составляли английские колонисты.
Права человека (белого и свободного) защищали Законы и свободы Массачусетса, Хартия Пенсильвании, Декларация прав Вирджинии и другие подобные документы.
Их логическим завершением после образования США и принятия Конституции этого нового государства стал Билль о правах 1791 года — десять конституционных поправок, которые перечисляли основные незыблемые права граждан Соединённых Штатов.
Ещё одним важнейшим документом стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Французская революция закрепила традицию внесения прав человека в публичное законодательство. В XIX веке положения о правах личности были включены в швейцарскую, бельгийскую, итальянскую, датскую, австро-венгерскую, испанскую конституции.
А в 1864 году была принята первая Женевская конвенция об охране и облегчении участи раненых и больных воинов во время военных действий. Она стала первой серьёзной попыткой установления единых для всех государств стандартов международного права.
Выделим основные этапы развития идеи прав человека с древности до начала XX века.
Права и свободы граждан РФ: основные права, свободы и обязанности человека — личные (гражданские), экономические, социальные
Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции. Положения этой главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
Кроме того, права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной государствами-членами Совета Европы, в том числе Россией в 1998 году.
Вот одна из классификаций основных прав и свобод граждан:
- личные (гражданские),
- политические,
- экономические,
- социальные,
- культурные.
Чем отличаются права от свобод
Право — юридическая возможность человека иметь или делать что-либо. Свобода — отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии.
При этом различаются ещё и права и свободы человека и права и свободы гражданина. Давайте разберёмся, в чём разница между правовым статусом человека и гражданина.
Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина
Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.
Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы.
Например, право на жизнь, право достоинство личности.
Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться.
Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.
Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучаются права человека и гражданина
Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».
- ✅Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека).
- А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.
- ✅Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина).
Классификация прав и свобод граждан Российской Федерации
Конституционные права и свободы граждан России делятся на несколько категорий в зависимости от сферы жизнедеятельности.
Рассмотрим, что подразумевает под собой каждая категория, и приведём примеры соответствующих статей Конституции.
Личные (гражданские) права и свободы
Это права, которые принадлежат человеку как биосоциодуховному существу:
- право на жизнь (статья 20),
- право на достоинство (статья 21, часть 1),
- право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22),
- право на неприкосновенность частной жизни (статья 23),
- право на тайну переписки, телефонных переговоров (статья 23).
Экономические права и свободы
Это права, которые включают в себя возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности:
- свобода предпринимательской деятельности (статья 34),
- право на частную собственность (статья 35, 36),
- право наследования (статья 35, часть 4),
- свобода труда, право на труд в нормальных условиях (статья 37),
- право на защиту от безработицы (статья 37),
- право на отдых (статья 37).
Политические права и свободы
Это права, которые позволяют личности участвовать в политической жизни общества:
- право на информацию (статья 29),
- право на собрания, митинги, демонстрации, шествия (статья 31),
- право на участие в управлении делами государства (статья 32),
- право избирать и быть избранным (статья 32, часть 2),
- право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).
Социальные права и свободы
Это права, которые подразумевают притязания на достойный уровень жизни и благосостояние:
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41),
- право на благоприятную окружающую среду (статья 42),
- право на образование (статья 43).
Культурные права и свободы
Это права и свободы, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности:
- право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (статья 44),
- свобода творчества (статья 44).
Защита прав и свобод граждан в России
Последняя редакция Статьи 45 Конституции РФ гласит:
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Охрана прав и свобод граждан осуществляется благодаря гарантиям в Конституции. Под государственной защитой прав и свобод понимаются направленные усилия всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной.
Охрана — это установление общего правового режима, а защита — те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.
Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).
Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый вправе защищать свои права и свободы в случае их нарушения, в том числе в суде и с помощью квалифицированных юристов. Закреплена презумпция невиновности — до тех пор, пока вина не доказана в судебном порядке, человек считается невиновным (ст. 49). Кроме того, никто не обязан свидетельствовать против себя и близких (ст. 51).
Кроме того, в Российской Федерации существуют различные неправительственные организации, которые занимаются защитой прав человека — например, общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, комитет за гражданские права и другие.
Ещё в статье 46 Конституции РФ предусмотрено право на защиту прав и свобод в межгосударственных органах в случае их ограничения. Исчерпав внутренние средства правовой защиты, можно подать жалобу в другие инстанции — например, в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Порядок подачи жалобы закреплён в статье 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Это не исчерпывающий перечень способов защиты своих прав. Но главным гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент.
Резюме
Основные права и свободы человека и основные права и свободы гражданина РФ закреплены в Конституции. Они делятся на несколько категорий: личные, экономические, политические, социальные и культурные.
Помимо этого, есть гарантии прав и свобод человека и гражданина. Основные гарантии обеспечения прав и свобод граждан связаны с защитой. Это значит, что вы сможете получить юридическую помощь, будете считаться невиновным, пока вина не доказана в судебном порядке, и не обязаны давать показания против себя и близких.
История развития прав человека
Права человека формировались из многократно повторяющихся актов деятельности людей, повторяющихся связей и устойчивых форм отношений. Это был поиск способов взаимодействия индивидов как с государством, так и между собой.
К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить исторически. Современный каталог прав человека, зафиксированный в международных документах, – результат длительного исторического пути.
Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание сущности и общепризнанный набор прав и свобод человека. Так, античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.
В первобытном обществе существовали определенные нормы поведения человека, которые носят название «мононормы», поскольку они еще не могут быть подразделены на нормы морали, религии и права.
Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство».
Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия которых строго регламентировались.
Формы рабовладельческого государства были разнообразны и определялись разным соотношением сил между группировками господствующего класса (военная, бюрократическая, религиозная).
Своеобразной формой рабовладельческого государства была деспотия.
Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека.
Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.
Мыслители того времени стали задумываться над взаимоотношениями личности и государства. Так, Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?
В VI веке до н.э. архонт Солон разработал Конституцию (Закон XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.
На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д.
Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением.
Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.
В эпоху Средневековья возникают попытки ограничения прав монарха, соединения монархии с сословным правительством, стремление определить для владычества монарха правила, которым он должен следовать. В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.
В ней содержались статьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.
В эпоху Просвещения были сделаны самые важные шаги для становления прав человека.
Одним из достижений в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек.
Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».
Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это сочетается с всеобщей свободой.
«Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой» (Иак., 1, 25).
Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.).
Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.
Так, голландский философ Спиноза утверждал, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.
Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание.
Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны.
Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения.
Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.
Другой ведущий представитель школы естественного права голландский юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».
Английский философ и политический мыслитель Т. Гоббс полагал, что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, – лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.
Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.
Учение естественного права было развито американскими общественными деятелями Т Джефферсоном и Т. Пейном. Ими была подготовлена Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.
Права человека, которые сложились в период буржуазных революций, в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие.
Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, – все это способствовало представлению о праве как первооснове общества.
И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.
В XIX и XX веках ряд проблем прав человека привлек широкое внимание общественности и стал рассматриваться на международном уровне и оформляться в письменном виде. К этому периоду относится принятие первых международных соглашений, относящихся к правам человека.
В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами.
Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами.
Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.
После Первой мировой войны была создана Лига Наций, межправительственная организация, которая пыталась защищать основные положения прав человека.
Но лишь после всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм.
Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации прав человека.
Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин».
Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы.
Заключение
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми (являясь авторитарными, тоталитарными, а также лишенными каких-либо четких характеристик).
В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизованного подхода.
Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав.
Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода.
Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающее притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской цивилизации.
- Принцип верховенства права означает следующее:
- – все органы и представители власти обязаны действовать в соответствии с Конституцией и законами страны;
- – вооруженные силы, полиция и спецслужбы подотчетны гражданским органам власти;
- – существует прозрачная процедура обсуждения и принятия законов;
- – все законы и административные постановления публикуются (без этого они не имеют юридической силы);
- – существуют эффективные средства обжалования административных решений;
- – человеку всегда предоставляется информация о действиях власти, затрагивающих его интересы;
- – существует независимая судебная власть;
- – имеются четко и полно сформулированные гарантии в области уголовного судопроизводства и др.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще оправдательный вид приговора.
В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно проводить судебную реформу и реформу законодательства.
Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не снимает основного вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса.
У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор судей зависел от интересов государства. Однако, сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю шкалу ценностей.
Список используемой литературы
1. Анлреева И.А и др. Основы государства и права. – М.: изд. Юрист, 2004.
2. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б.: Права человека. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2006.
3. Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. – М.: изд. Норма, 2007.
4. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М.: изд. Норма, 2001.
5. Лившиц Р.З. Теория права. – М.: изд. Юрист, 2004.
6. Утяшев М.М., Утяшева Л.М. Права человека в современной России: Учебник для ВУЗов и средних учебных заведений. Уфа, 2003.
Нормативные акты:
Конституция РФ 1993 г.
Комментарий к Конституции РФ. /Под ред. Б.Н. Топорнина. – М.: изд. Юридическая литература, 2004.
Эволюция конституционных прав и свобод человека и гражданина
Ключевые слова: ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА; ЭТАП; КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ; КОНСТИТУЦИЯ; HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS; STAGE; CONSTITUTIONALISM; CONSTITUTION.
Аннотация: В данной статье рассматриваются эволюционные изменения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Концепция прав и свобод человека в современном виде — итог длительного исторического развития. Это развитие можно разделить на определенные этапы.
Первоначальный этап был ознаменован победой революций XVII-XVIII вв. (антифеодальных) и установлением демократического конституционного государства. Оно в свою очередь отказалось от абсолютизма и провозгласило свободу личности. На данном этапе конституциями и другими правовыми актами были закреплены свобода слова, неприкосновенность личности, право избирать и быть избранным и прочее.
Права человека, являются продуктом определенного типа социальных отношений. [1] Главным стало установление высшего приоритета свободы и необходимость закрепить её в конкретном порядке — конституционно-правовом.
Огромное значение в истории получил закон, который был принят в 1679 году английским парламентом, под названием «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями».
Им был введен приказ «Хабеас корпус», означающий указание компетентным органам в тех случаях, когда нет основания для нахождения под стражей, необходимо освободить арестанта или отпустить его под залог вплоть до рассмотрения судом его дела.
[2] Также устанавливалось, что отныне любой арестованный человек при аресте имеет право требовать предстать перед судом, а суд в свою очередь должен решить вопрос о его непосредственном отправлении в место заключения или об его освобождении в двухдневный срок. Все демократические конституции и по сей день закрепляют данную гарантию в том или ином виде.
Второй этап наступил с возникновением тоталитарного государства в XX веке, отвергнувшего экономические и политические права, индивидуальную свободу, и провозгласило социалистические ценности, а вместе с ними и большой спектр социальных прав и свобод. Обстановка борьбы, которая возникла в мире этих двух систем, принудила западные страны также конституционно закрепить эти свободы и права.
Одновременно с этим в 60-х гг. в СССР и ряде стран Восточной Европы складывалось демократическое общественное мнение, формировалось диссидентское движение, которое требовало осуществления личных и политических прав, а также требовало отказаться от методов тоталитаризма.
В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла ряд документов о правах человека. Самым важным документом был – Всеобщая декларация прав человека.
Впервые в человеческой истории были сформулированы, определены и рекомендованы для принятия во всех странах мира основные свободы и права человека, рассматриваемые во всём мире как образцы и стандарты для соответствующих национальных юридических документов. Декларация объявляла всех людей свободными и равными в своих правах и достоинстве.
Она провозгласила ряд прав человека, которые можно разделить на две группы: 1) гражданские и политические права; 2) социальные, культурные и экономические права.
Последний, третий этап охарактеризован крахом тоталитаризма в СССР и странах Восточной Европы и становлением в них демократической государственности. Высшей ценностью признаются права и свободы в их полном объеме, а их защита становится обязательством государства.
В новых демократических государствах создаются конституционные суды, а также вводятся судебные гарантии для защиты прав и свобод человека.
Практически всеми государствами мира признаётся международно-правовая защита прав человека, что приводит национальные правовые институты к единообразной системе.
При давлении объединённого мирового общественного мнения, многие стран постепенно искореняют расизм, апартеид, ограничения свободы печати, избирательные цензы. В список прав и свобод дописываются права национальных меньшинств, права на благоприятную окружающую среду, права на информацию, и прочее.
В России путь становления и развития института прав и свобод человека и гражданина был долгим, сложным и противоречивым. Россия последней из европейских государств подписала указ об отмене крепостного права лишь в 1861 году. В конце XIX – начале ХХ вв.
у России не было своих прочных буржуазно-демократических традиций в утверждении и развитии идей прав и свобод человека.
В России были сторонники и представители естественно-правовой доктрины, но в политико-правовой системе государства либеральные ценности прав и свобод человека не отражались должным образом. [4]
Зарождение конституционализма в нашей стране началось при принятии Конституции РСФСР в 1918 году. 2 декабря 1917 года опубликовали «Декларацию прав народов России», которая законодательно закрепила проводимую Советской властью национальную политику.
Для укрепления власти пролетариата, правопорядка, успешного воплощения социальных идей необходимо было создать основной закон – Конституцию. [3] 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов утвердили первую советскую Конституцию. В основу Конституции (по предложению В. И.
Ленина) была положена «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».
Равные права признавались «за гражданами независимо от их национальной и расовой принадлежности», а «допущение каких – либо привилегий» или преимуществ на этом основании, а также какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия» объявлялось противоречащим основному закону страны.
Новая Конституция создавала классовую, пролетарскую демократию — демократию для трудящихся. Необходимость Конституции 1918 года заключалась в создании правовой базы для дальнейшего законотворчества.
Но самым существенным оказалось её воздействие также и на сферу политических и социальных преобразований в стране: была подвергнута пересмотру старая система общественных отношений, определив новые принципы и социальные ценности. [5]
В 1924 году была принята новая Конституция СССР. По своему содержанию она отличалась от предшествующих и последующих Советских Конституций. Главное, что основное внимание она уделила конституционному закреплению образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов СССР и всех союзных республик.
Конституция СССР 1936 года закрепила более полный перечень личных, социально-экономических и политических прав граждан.
В ней провозглашались такие права граждан, как право на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, и потере трудоспособности, право на отдых, право на образование.
Конституция закрепила социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие мужчин и женщин.
Впервые вопрос о разработке и принятии новой Конституции СССР был поднят Никитой Сергеевичем Хрущёвым на внеочередном XVII съезде КПСС. Это обосновывалось тем, что советское государство переросло из государства пролетариата в общенародное государство и 7 октября 1977 год Верховный Совет СССР единогласным решением утвердил Конституцию СССР.
Конституция СССР 1977 года отличалась от Конституции СССР 1936 года тем, что существенно расширяла свободы и права граждан. В ней впервые предусматривалось право граждан иметь возможность обжаловать действия любого должностного лица в суде. Равноправие граждан СССР теперь обеспечивалось во всех областях жизни: экономической, политической, социальной и культурной.
Вплоть до начала 90-х годов конституционные нормы о правах и обязанностях личности в условиях антидемократических режимов носили сугубо декларативный характер. Ситуация изменилась лишь к концу 80-х годов XX века, когда началась так называемая перестройка.
22 ноября 1991 года российский парламент принимает Декларацию прав и свобод человека и гражданина, повлекшая за собой передел и полное обновление раздела II Конституции Российской Федерации 1978 года «Государство и личность». Это позволило привести конституционное законодательство России в соответствие со стандартами прав и свобод человека общепризнанными международным сообществом.
Закрепленные в Конституции РФ 1993 года основы правового статуса личности отражают абсолютно новую концепцию прав человека, взаимоотношений человека и государства в сравнении с той, которая была в российских и союзных конституциях советского периода. Действующая Конституция России закрепляет свободы и права человека и гражданина в соответствии с международными стандартами и общепризнанными нормами.
Список литературы
- Багдасаров В. Ю. Права человека в Российской империи: Вопросы истории отечественной мысли / В. Ю. Багдасаров. — Ставрополь, 1996. — С. 8.
- Дорсен Н. Природа и пределы гражданских свобод в США // Права человека накануне XXI века. Российско-американский диалог. / Н. Дорсен. — М., 1994. — С. 273.
- Ковалев М. И. Генетика человека и его права. / М. И. Ковалев. — 1994. — С. 22.
- Козулин А. И. Об источниках прав человека. / А. И. Козулина. — 1994.- С. 144.
- В. А. Карташкин. Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для высш. воен. учеб. заведений / В. А. Карташкин. — М.: 2001. — С. 5.