От Америки до Сибири или что берут в залог?

90-е годы прошлого века ознаменовались чудовищными потерями для России. Страна утратила мировое лидерство в космической отрасли, промышленности, сельском хозяйстве, политическом и военном влиянии. США, Китай и даже бывшие союзные республики делили некогда могучую державу по частям.

Однако среди потерянных территорий могла быть и Сибирь. Как США хотели выкупить половину России и почему отказались от этой затеи?

От Америки до Сибири или что берут в залог?

Выгодная покупка

Идея купить Сибирь пришла в голову американскому политику Уолтеру Расселу Миду. Проект был составлен в 1992 году, миру он стал известен благодаря статье «Давайте поможем русским и купим Сибирь».

В своем труде исследователь проанализировал политическую ситуацию в России и объяснил, зачем это нужно самим сибирякам. По его мнению, продажа Сибири помогла бы нашей стране решить финансовые проблемы.

Что планировали делать американцы в Сибири?

В Сибири сосредоточено 85% российских запасов свинца и платины, 80% угля, 71% никеля, 89% нефти, 95% газа и многих других полезных ископаемых.

От Америки до Сибири или что берут в залог?

Россия лидирует по запасам газа в мире, причём большинство месторождений находится в Западной Сибири

В 90-е Россия технически не была способна разработать эти месторождения и не могла предоставить жителям Сибири достойные условия жизни

Приблизительная стоимость региона оценивалась в 3 триллиона долларов. Выплачивать эту сумму предлагалось частями по 200 миллиардов в год. При этом половину из этой суммы Россия должна была потратить на покупку американских товаров.

После совершения сделки Сибирь планировалось поделить на 7 штатов. Всё русское население получало американское гражданство, коренные народы Сибири, по типу коренных народов Америки, удостаивались отдельных льгот и пособий.

От Америки до Сибири или что берут в залог?

Сегодня индейцы пользуются широкой автономией, многие получают выплаты от американского правительства

Новые граждане получали право сохранить русский язык, как второй государственный, а также свободно перемещаться по всей территории США, пользоваться всеми благами и возможностями обычного американца.

Как бы на это отреагировали сами сибиряки?

Даже сегодня выгоды, которые сулил Рассел Мид сибирякам, кажутся очень привлекательными. В 90-е года, период экономического кризиса в России, они и вовсе казались сказочными.

По мнению американского политолога, сибиряки страстно мечтали о присоединении к США. Они получали бы дивиденды от добычи полезных ископаемых, по примеру Аляски, и уровень жизни граждан вырос бы в несколько раз.

От Америки до Сибири или что берут в залог?

Аляска – самый большой штат США. Каждый житель ежегодно получает долю от продажи полезных ископаемых (в 2020 году это $992 или 72 тысяч рублей)

Появление американских заводов по добыче и переработке полезных ископаемых, поспособствовало бы развитию инфраструктуры, появлению новых населенных пунктов и рабочих мест. За счет своих ресурсов Сибирские штаты стали бы самыми богатыми и развитыми в США.

Почему американцы так и не купили Сибирь?

Планы Рассела были хороши лишь на бумаге. Едва ли население Сибири безмолвно бы наблюдало, как Россия продает их другой стране. В регионе неизбежно бы вспыхнули сепаратистские восстания. Зачем сибирякам вообще к кому-то присоединяться?

К тому же, 90% населения Сибири – русские. Независимое от России государство было бы очень сложно создать мирным путём. Те же США отделились от Британской империи только путём войны за независимость.

Восстания в Сибири были невыгодны США и еще более невыгодны России. Национальные республики Поволжья и Урала неизбежно последовали бы примеру сибиряков и тоже взялись за оружие.

От Америки до Сибири или что берут в залог?

Карта народов по переписи 2010 года. Если бы Россия продала сибирские регионы, то национальные меньшинства начали бы крупные восстания за отделение от страны

Например, Татарстан и Башкирия чуть было не последовали примеру Чечни, удержать их от необдуманных поступков получилось благодаря предоставлению автономий и огромных уступок со стороны Ельцинской России.

Если бы Россия продала Сибирь, история великой страны на этом бы закончилась. Именно поэтому российское правительство не пошло на это и план Рассела так и не был претворен в жизнь.

А что думаете вы? Стала бы Сибирь второй Аляской или оттуда бы просто вывозились ресурсы? И как изменилась бы история России? 

Различия в колонизации Северной Америки и освоения Сибири

Взаимодействие русских, англичан и французов с коренным населением территорий, попавших в орбиту их экспансии, на практике далеко не всегда соответствовало тем идеальным схемам, которые создавались теоретиками и идеологами экспансии и колониализма, и отвечало тем исходным установкам, которые формулировали власти метрополий. Это было обусловлено множеством причин как «европейского», так и «аборигенного» свойства. В результате взаимодействия представителей двух сообществ часто принимали форму столкновений абсолютно не понимающих друг друга сторон. И те и другие при этом несли моральные и физические потери, однако в итоге безусловно сильнейшая в техническом и военном (хотя и не всегда в количественном) отношении европейская сторона брала верх, а аборигенам приходилось либо принимать навязываемые им правила игры, либо (пока это было возможно) пытаться как-то изолироваться от белых.

От Америки до Сибири или что берут в залог?

В Сибири, русские стремились привести аборигенов в первую очередь в «ясачный платеж» (ясак – налог PapaSilver).

Это подразумевало не только собственно уплату дани, но также принесение присяги-шерти о том, что «иноземцы» признают себя подданными царя, а также выдачу русским заложников-аманатов, которые должны были служить гарантией того, что их соплеменники впредь будут покорны русским и станут регулярно вносить установленный им ясак.

Конечно, русские были не прочь добиться всего этого наиболее легким, мирным и безболезненным путем. В наказах и других официальных документах неоднократно повторялась известная фраза о том, что «приводить по государеву царскую высокую руку» аборигенов и «ясак на государя имать» следует «ласкою, а не жесточью». Аккуратных плательщиков ясака полагалось поощрять подарками и угощением.

По сути, если аборигены отказывались давать ясак, то русские начинали с ними войну, которая в соответствии с местными условиями велась в «партизанском» стиле, в форме стычек, набегов,карательных операций и т. п.

Иногда эти войны оказывались скоротечными — было достаточно одного приступа или просто военной демонстрации, а иногда затягивались на годы и даже десятилетия. Так, когда отряд Петра Бекетова пришел на земли бетунских якутов и пытался донести до них «государево жалованное слово», то получил отказ.

Их князец Ногуй «государское величество ни во что почал ставить и неподобные словеса почал говорить про государское величество». Однако уже после первого столкновения с казаками, князец согласился дать царю ясак176.

В то же время столкновения русских с енисейскими кыргызами продолжались с перерывами около ста лет (с начала XVII до начала XVIII в.), а упорная борьба русских с чукчами шла вплоть до середины XVIII в., причем сломить сопротивление последних силой русским так и не удалось.

В войнах с аборигенами русские (так же как англичане и французы) достаточно часто эффективно использовали в своих интересах вражду отдельных народов, кланов, родов и т. п.

Это, безусловно, облегчало подчинение «иноземцев», с одной стороны, тем, что они были разобщены и действовали, как правило, изолированно друг от друга; а с другой, тем, что у русских подчас появлялись весьма ценные союзники, хорошо знакомые с местными условиями.

Так, некоторые ханты участвовали в походах на ненцев, юкагиры и тунгусы — на коряков, коряки — на чукчей и т. д.

В целом вплоть до начала XVIII в. политика московских властей по отношению к аборигенам, приведенным в ясачный платеж, состояла как бы из нескольких пластов.

Прежде всего официально в ней декларировался патернализм — воеводам предписывалось по отношению к аборигенам «береженье и ласку держать великую, чтоб им в таком дальном месте нужи и тесноты никоторые не было».

Следующим моментом было «невмешательство» во внутренние

дела ясачных «иноземцев». Вплоть до начала XVIII в. власти не стремились без особой необходимости каким-либо образом насильственно нарушать их привычный жизненный уклад, менять чтолибо в их общественном строе, обычаях и традициях.

Следующая характеристика политики и отношения русских к аборигенным сообществам — высокая степень безразличия к разным элементам быта, культуры, верований и прочих этих самых сообществ. Русские в XVII в.

в целом не воспринимали представителей сибирских народов как «дикарей» и соответственно не ставили себя выше их в «цивилизационном» плане. Как отметил еще в начале XX в. В. И.

Иохельсон, русские «довольно умеренно высказывали сознание своего расового превосходства над туземцами, которое у других белых существовало в гораздо более преувеличенном размере. Они в общем не относились презрительно к сибирским туземцам… »

От Америки до Сибири или что берут в залог?

Аборигены регулярно жаловались на то, что русские насильно забирают у них женщин («баб у них емлют силно»).

Исследователи подтверждают, что в 1670-80-е годы 10% всех юкагирских женщин репродуктивного возраста жили среди русских (есть предположение, что в 1640-50-е годы этот показатель мог доходить до 20%).

Однако это также свидетельствует о том, что русские позитивно относились к смешанным союзам (пусть далеко не все они были

«официальными»). Дети от них в большинстве случаев считались русскими, а не «ясачными инородцами» и, как правило, наследовали социальный статус своих отцов (верстались в службу и т. п.).

Естественно, что поведение русских по отношению к «иноземцам» не везде было одинаковым. Наиболее одиозным оно было в самых отдаленных районах —на востоке и севере. Как писал Н. А.

Фирсов, «чем дальше на северо-восток, тем больше разыгрывался произвол служилых людей, направляясь не только против собственности, но и личной свободы, чести и даже жизни инородцев». Действительно, здесь достаточно вспомнить, что на Камчатке в первые десятилетия XVIII в.

русские служилые люди и казаки фактически превратили значительную часть аборигенов в рабов и эксплуатировали их самым жестоким способом.

В Петровскую эпоху в России наряду с утилитарно-практическим интересом к аборигенам Северной Азии появляются первые ростки научного интереса, а также элементарного любопытства.

В частности, сам царь-реформатор неоднократно требовал присылки не только сибирских диковинок, но также «шаманов, которые бы совершенно шаманить умели», и при этом предписывал «велеть, что им к шаманству надобно взять с собою».

Коренные жители Нового Света отнеслись к высадке первых английских и французских колонистов в целом достаточно доброжелательно или, по крайней мере, нейтрально.

Каких-либо попыток воспрепятствовать высадке европейцев или строительству их первых поселений индейцы в большинстве случаев не предпринимали.

В некоторых случаях помощь индейцев в буквальном смысле спасала пионеров от голодной смерти — в частности, такое было несколько раз на заре истории Вирджинии и Нового Плимута.

Однако, вскоре после того как поселенцам удалось «встать на ноги», между ними и «краснокожими» в ряде точек Североамериканского континента стали происходить конфликты и столкновения. Наиболее напряженная ситуация складывалась в английских приатлантических колониях.

В своем большинстве английские поселенцы изначально относились к индейцам, с одной стороны, с презрением и высокомерием, а с другой, с очень большим недоверием, подозрительностью и враждебностью. Эти последние черты они приписывали и отношению индейцев к белым.

Причем дело не менялось даже тогда, когда «краснокожие» вели себя подчеркнуто мирно и дружелюбно.

Большинство английских поселенцев негативно и с отвращением относились к самым разным сторонам жизни индейцев. Это касалось и их верований, их моральных норм, их представлений об одежде, их поведения и т. д. Как отметил У.

Джекобе, индейцев часто описывали как людей развращенных, наделенных животными инстинктами, нечестивых мошенников, которые живут в грязи и едят отвратительную пищу.

Колониальные же власти абстрактно считали, что индейцы в будущем, конечно, должны обратиться в христианство и кардинальным образом изменить свой образ жизни: выучить английский язык, начать носить европейскую одежду, заняться оседлым земледелием, перейти к моногамии и т. д., т.е. по сути, превратиться в англичан.

Пока же индейцы должны были, во-первых, «не мешать» колонистам — ни коим образом не препятствовать их деятельности; во-вторых, помогать им или, лучше сказать, служить для них подспорьем — поставлять нужные англичанам товары (от продовольствия до рабов), безропотно уступать им свои земли, в случае необходимости защищать их от врагов и т. п .

Читайте также:  «Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

От Америки до Сибири или что берут в залог?

Уже эти первые конфликты вскрыли всю сложность и трагизм складывавшейся ситуации.

Вряд ли можно говорить о том, что у английских поселенцев на Атлантическом побережье в тот момент имелся какой-то четкий план уничтожения индейцев, оказавшихся в зонах наиболее интенсивной колонизации, или их вытеснения оттуда.

Однако объективно специфика развития колонизационного процесса в этой части Английской Америки практически не оставляла шансов на то, что «бледнолицым» и «краснокожим» удастся найти какой-либо способ взаимодействия, который позволил бы им сосуществовать в пределах достаточно ограниченной территории. И в Новой Англии и в Вирджинии и в других приатлаитических колониях жителей с каждым десятилетием становилось все больше, соответственно им было нужно все больше земли, свободной от чьего-либо присутствия .

Свою роль в «очищении» земель Североамериканского континента от индейцев играли занесенные европейцами болезни и алкоголь.

Колонисты, особенно новоанглийские пуритане, рассматривали вымирание аборигенов как проявление Божественной воли — «Бог покончил с этим спором [«бедлолицых» и «краснокожих»], наслав на индейцев оспу», а также как знак благоволения небес по отношению к их собственной деятельности.

Однако индейцы вымирали все же не так быстро, как, может быть, хотелось некоторым английским поселенцам и поэтому последним приходилось прибегать к другим способам приобретения земель аборигенов.

Безусловно, англичане были не прочь достичь своих целей мирным путем.

Хотя, как уже отмечалось, они в целом не признавали за индейцами каких-либо юридических прав на занимаемые теми территории, колонисты тем не менее заключали договоры о покупке de facto занимаемых аборигенами земель.

Обычно в этих документах речь шла о том, что то или иное племя уступает или продает англичанам определенную (или неопределенную) территорию за некую плату. Например, 8 февраля 1673 г. небольшой участок земли на берегу р.

Дэлавер (700 акров) был с разрешения губернатора Нью-Джерси куплен у индейцев двумя частными лицами, которые дали за него пол-анкера (15,5 литра) алкоголя, два плаща, два топора, два куска сала, четыре горсти пороха, два ножа и немного краски.

В зонах интенсивной колонизации основной целью политики англичан по отношению к индейцам было обеспечение приобретения их земель или, лучше сказать, «очищения» тех или иных территорий от «краснокожих» (в более мягких или более жестких формах это происходило в Новой Англии, Вирджинии, Каролинах, Мэриленде и т.д.). На южных границах, где англичане столкнулись с испанской и французской конкуренцией, они, с одной стороны, были не прочь

опереться на индейцев, а с другой, стремились не дать сделать этого своим соперникам. В то же время там, где поселенцам требовалась земля — по мере расширения ареала сельскохозяйственной колонизации, неизбежно возникали конфликты по этому поводу.

В Английской Америке в целом количество смешанных браков (или хотя бы временных союзов) белых с индейцами было невелико и отношение к ним было, скорее, негативным. Политика англичан в отношении индейцев варьировалась в зависимости от конкретной ситуации в той или иной колонии.

Однако в ее основе лежало ощущение превосходства, пренебрежения и враждебности.

Большинство рядовых английских поселенцев и большинство представителей колониальной элиты, определявшей эту политику, ставило себя выше «дикарей» и в то же время не считало, что этих «дикарей» можно и / или нужно стремиться какимто образом специально «поднимать» до уровня белого человека.

Безусловно, имеется множество примеров уважительного и доброжелательного отношения англичан к индейцам на уровне как индивидов, так и сообществ (в частности, до середины XVIII в.

весьма достойные отношения с индейцами поддерживала квакерская Пенсильвания), однако в Английской Америке оно все же не было господствующим.

Англичане использовали индейцев — как военных союзников, торговых партнеров и т. п. — в тех случаях, когда это

было им нужно (и иногда это объективно шло на пользу индейцам). Однако в большинстве случаев индейцы рассматривались ими как враждебная сила и ненужная помеха.

Еще одним чрезвычайно негативным следствием появления европейцев стало распространение среди аборигенов европейского алкоголя.

Правда, в Сибири это пришлось уже, в основном, не на рассматриваемый нами период (книга описывает период с 16 до18 века – PapaSilver) , а на более позднее время.

Кроме того, до прихода русских некоторые народы западной и южной Сибири сами умели делать спиртосодержащие напитки и таким образом, были несколько лучше «подготовлены» к знакомству с «огненной водой» русских.

В Северной Америке алкоголь оказывал чрезвычайно сильное деструктивное воздействие на индейское общество. Как и народы Северо-Восточной Сибири, индейцы вообще не были знакомы со спиртными напитками до прихода европейцев. Отсюда — чрезвычайно сильное опьяняющее воздействие спиртных напитков на индейцев.

Именно за это воздействие индейцы и ценили ту «алкогольную продукцию», которые им доставляли европейцы — обычно это был крепкий алкоголь — ром, тафия, бренди и т. п. Известно, что индейцам не нравился их вкус, однако они считали, что благодаря «огненной воде» они получают возможность общаться с духами и потусторонними силами, выйти за пределы собственного сознания и т. п.

Индейцы пили именно для того, чтобы как можно сильнее напиться и полностью потерять контроль над собой.

… значительная часть индейцев быстро пристрастилась к алкоголю и всеми силами старалась его заполучить в максимально возможном количестве. Ради вожделенной «огненной воды» индейцы часто готовы были продавать последнее из имеющегося у них имущества. Стремительная алкоголизация индейских сообществ вызывала тревогу и у части самих индейцев и у некоторых белых.

И те и другие обращали внимание на такие негативные последствия алкоголизации индейцев, как рост смертности (от отравления, от несчастных случаев), упадок «жизненного уровня», моральное разложение, крушение традиционных устоев и т. п. И те и другие неоднократно обращались к властям английских и французских колоний с просьбами запретить продажу спиртного индейцам.

В итоге в 1679 г. светские власти объявили о введении формального запрета на торговлю спиртным в Новой Франции, но только вне пределов французских поселений.

Эта мера носила половинчатый компромиссный характер: с одной стороны, таким образом демонстрировалась поддержка благих устремлений церкви, а с другой, торговцам предоставлялась легальная возможность для ведения своего бизнеса.

В целом следует отдать должное французским священнослужителям, которые весьма упорно боролись с алкоголизацией индейцев.

Что же касается бизнеса, то следует признать, что, несмотря на все периодически возникавшие угрозы небесных и земных кар, он функционировал и был чрезвычайно прибыльным.

При определенной удаче всего за один бочонок бренди можно было выменять такое количество пушнины, которое стоило в 75 раз дороже этого бочонка! В Английской Америке ситуация очевидно была более серьезной, поскольку там алкоголь продавался индейцам без каких-либо

ограничений. Алкоголь использовался англичанами не только как ходовой товар, но и как средство воздействия, на индейцев в нужном для «бледнолицых» ключе. Известно, что многие сделки о так называемой продаже или уступке индейских земель и в колониальный период (да и позднее) нередко заключались вождями под сильным воздействием алкоголя.

Из книги Акимова Ю.Г. «Северная Америка и Сибирь в конце XVI-середине XVIII в.»

Сибирь Северная Америка Освоение сибири Длиннопост Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам:

И проект возможной купли-продажи сибири и дальнего востока после распада ссср!?

От Америки до Сибири или что берут в залог? Друзья! Аппетиты США в отношении российских восточных территорий с каждым годом все больше разгораются! Вот одна из тревожных заметок, опубликованных в Сети:

«Недавно попала мне на глаза статья от еженедельного агентства новостей Weekly World News под названием « Сибирь должна стать частью США». Ниже переведенный текст этой статьи, перевод может быть не 100 % дословный, но суть передается точно. Как говориться, ознакомьтесь и примите к сведению.

СИБИРСКИЕ СЕПАРАТИСТЫ СОГЛАСНЫ ПОЗВОЛИТЬ СОЕДИНЕННЫМ ШТАТАМ АННЕКСИРОВАТЬ ИХ РЕГИОН, ЗАБРАВ ЕГО У РОССИИ. Многие, если не все сибиряки, приходят к выводу, что сибирские регионы с их огромными природными богатствами, живут плохо только потому, что им приходится отдавать большую часть этих своих богатств другим регионам России.

Сибиряки пытались реализовать идею отсоединения от России на протяжении десятилетий, создавая разные политические движение. Это приводило ни к чему на протяжении многих лет, но сейчас движение достигло критической массы и, если все пойдет по плану, то Сибирь станет американской территорией, наподобие Пуэрто-Рико, в течение ближайших шести месяцев.

Для сибирского народа это будет беспроигрышной ситуацией. Те, кто сейчас живут в Сибири, будут чувствовать себя сибиряками, а не русскими. Владимир Киселев, 37-летний житель города Междуреченска, лидер местного политического движения, считает, что Сибирь может избавиться от ига Москвы, как когда-то Русь избавилась от Монголо-Татарского ига. Единственный путь к настоящему процветанию – территория должна стать частью США».

Автор публикации maxoperator призывает нас «принять к сведению» сказанное за океаном!? Не возмущается, не протестует!? Сам, выходит, сибирский сепаратист?

Между тем, Америка от слов давно уже перешла к делу! Так «…в апреле 2004 года российский лидер, выступая в Салехарде (Ямало-Ненецкий АО) в ходе заседания собрания представителей северных территорий, подверг резкой критике идею переселения людей из районов Крайнего Севера в глубь внутренних районов РФ. Понятно, что рекомендованные американцами «маршруты движения» россиян по территории Сибири и Дальнего Востока никак не совпадали с жизненно важными интересами России в данном регионе». И это не одна такая провокация дяди Сэма! Официально проект «Американская Сибирь» был предан гласности на страницах американских газет и журналов в 1994 году. Ушлые американцы плотно взялись за разработку своей версии комплексной программы сотрудничества между разделенными этносами (чукчами, эскимосами, чуванцами и т. д.), проживающими по ту и другую сторону российско-американской границы.

Данная американская программа, безусловно, напрямую связана с ежегодным участием США в этнокультурном и спортивном фестивале «Берингия»* (*Согласно общепринятым географическим обозначениям, Берингия представляет собой территорию, связывающую воедино Северо-Восток Азии и Северо-Запад Северной Америки.

В состав Берингии входят часть Чукотки и Камчатки в России, а также Аляска в США.), проводимом в России на территории Чукотки и Камчатки с 1992 года.

А нынешний бесправный Красноярск?Он…чей в 2019 году!? «…В алюминиевом производстве силу акций в принципе не стоит преувеличивать, уж тем более в такой ситуации: СЛИВКИ СНИМАТЬ И ВЛИЯТЬ НА ВОЕННУЮ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, АВИАСТРОЕНИЕ, СУДОСТРОЕНИЕ БУДУТ ТЕ, КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАВОДАМИ.

В РОССИИ ЭТО ТЕПЕРЬСША. Может, и рано говорить о смене эпох в стране, но тенденция намечена. (Почему, кстати, пятой колонной и национал-предателями называют не кремлевских, не родителей этой истории, а совершенно других людей?).

…Что ж, янки дерзки и нахраписты, они давно положили глаз и на Урал- опорный край державы. Там, с помощью предательского «Ельцин-Центра», тоже разжигается местный сепаратизм, вовсю порочатся Россия и ее нынешнее руководство!? (см. внимательнее Бесогон-ТВ» Никиты Михалкова). Давняя идея заокеанских агрессоров- разделить РФ на ряд «кусков-территорий»- осуществляется не мытьем, так катаньем!

Читайте также:  Директор подписал договор, находясь в отпуске. Без мер предосторожности сделка недействительна

Так сказать, альтернативно и вопреки нашему новейшему гиперзвуковому и прочему вооружению, нацеленному на столицы стран НАТО. А их пронырливые эмиссары уже тут, в сердце самой Восточной Сибири, успешно строят «СИБИРСКИЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ»!?

Други дорогие! НЕ ЁКНУЛО ВАШЕ СЕРДЧИШКО ПРИ ЧТЕНИИ ОПИСАННОГО ОСОБО ТЯЖКОГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА, СОВЕРШЕННОГО НЕ БЕЗ УЧАСТИЯ КОРРУМПИРОВАННЫХ ВЫСОКИХ ЧИНОВНИКОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА МЕДВЕДЕВА, ГОСДУМЫ И ЦЕНТРОБАНКА! Вл.Назаров ************* 1. «СИБИРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ» В ПОЛИТИКЕ США Появление «сибирского направления» в политике США напрямую связано с неожиданным подарком, преподнесенным американцам М.С.Горбачевым накануне развала Советского Союза. Этот первый и последний президент СССР в июне 1990 года принял ничем не мотивированное с точки зрения государственных интересов СССР решение, безвозмездно передав США часть шельфа в Беринговом море общей площадью в 55 тыс. кв. км. Как гласит русская пословица, аппетит, в данном случае аппетит у американцев, действительно пришел во время еды.

Сразу же после ратификации американским Конгрессом нового соглашения между СССР и США о разграничении морского пространства в акватории Тихого океана Институту мировой истории США было дано задание разработать проект возможной купли-продажи Сибири и Дальнего Востока после распада СССР. В основу этого замысла был положен исторический прецедент, когда царское правительство уступило Аляску и Алеутские острова в пользу США во второй половине XIX века.

Возможно, американцам казалось, что сделка по Сибири и Дальнему Востоку вполне реальна. В итоге проект, связанный с гипотетической покупкой Сибири, был представлен администрации США в 1992 году. По оценкам его авторов, стоимость намечаемой сделки должна была составлять 3 трлн. долларов из расчета 1 тыс. долларов за один акр (0,4 га). Под Сибирью американская администрация, как и царские власти в свое время, понимала всю территорию от Уральских гор до Тихого океана.

АЗИАТСКУЮ ЧАСТЬ РОССИИ НАМЕЧАЛОСЬ ОБУСТРОИТЬ, СОЗДАВ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ СЕМЬ НОВЫХ АМЕРИКАНСКИХ ШТАТОВ.

Предполагалось, что покупка Сибири позволит США создать около 2 млн. рабочих мест. Авторы проекта особо подчеркивали, что новые рабочие места будут равномерно распределены по всем североамериканским штатам. Каждый потраченный на покупку Сибири миллиард долларов сразу же обеспечит якобы создание в каждом штате США 20 тыс. новых рабочих мест. Тем самым гарантировалась чуть ли не всеобщая занятость трудового населения США на длительную перспективу. Было также объявлено, что реализация сделки по покупке Сибири планировалась на срок до 20 лет. Согласно представленному администрации США проекту, американская сторона должна была ежегодно выплачивать России около 200 млрд. долларов. Половина суммы переводилась бы наличными, а другую половину денежных средств планировалось покрывать товарами, произведенными в США по заказам российских потребителей.

Официально проект «Американская Сибирь» был предан гласности на страницах американских газет и журналов в 1994 году. При анализе данного документа следует обратить особое внимание на раздел, посвященный будущим правам жителей Сибири и Дальнего Востока в статусе потенциальных граждан США.

Согласно предложениям разработчиков данного документа, население Сибири и Дальнего Востока должно было быть условно разделено на две группы: русскоговорящих славян и собственно «туземцев». Во вторую упомянутую группу должны были войти якуты, буряты, тувинцы, чукчи, эскимосы и другие народы и народности, составляющие коренное население Азиатской части России. Если русские и другие представители славянских народов, проживающие на территории Сибири и Дальнего Востока, должны были получить все права и привилегии граждан США, то коренное население, испокон веков проживавшее в регионе, должно было, по сути дела, разделить судьбу американских индейцев. Составители проекта купли-продажи Сибири и Дальнего Востока ссылались в этой связи на достигнутые почти полтора века назад аналогичные договоренности российской и американской сторон по поводу Русской Америки. Как известно, в третьей статье договора об уступке Россией Аляски и Алеутских островов в пользу США (1867 г.) говорилось, что в отличие от великороссов, коренные жители Русской Америки, или, как их тогда называли, нецивилизованные народы, «будут подчинены тем законам и правилам, которые Соединенные Штаты будут время от времени принимать в отношении коренных племен этой страны». Таким образом, на местные этносы как в прошлом, так и в настоящем, по мнению американских специалистов-юристов, не должны были распространяться привилегии и права граждан США. Однако жизнь внесла коррективы в планы американцев. Многонациональная Россия, несмотря на предсказания ее недругов, не только не распалась в 1990-х годах ХХ века, но и значительно окрепла. Проект «Американская Сибирь» пришлось списать в архив. В НУЛЕВЫЕ ГОДЫ XXI ВЕКА АМЕРИКАНЦЫ РАЗРАБОТАЛИ НОВЫЙ ВАРИАНТ «ОСВОЕНИЯ» СЕВЕРО-ВОСТОКА АЗИАТСКОЙ ЧАСТИ РФ С ПЕРСПЕКТИВОЙ ЕГО ПРЕВРАЩЕНИЯ В КРАЙ ПУСТЫННЫЙ И БЕЗМОЛВНЫЙ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. АДМИНИСТРАЦИЯ США ОФИЦИАЛЬНО ДОВЕЛА ДО СВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОГО РУКОВОДСТВА СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О ГОТОВНОСТИ ВЫДЕЛИТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ(!) РОССИЯН СО ВСЕХ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РФ. В.В.Путин дал достойную отповедь такого рода инициативам США.

В апреле 2004 года российский лидер, выступая в Салехарде (Ямало-Ненецкий АО) в ходе заседания собрания представителей северных территорий, подверг резкой критике идею переселения людей из районов Крайнего Севера в глубь внутренних районов РФ. Понятно, что рекомендованные американцами «маршруты движения» россиян по территории Сибири и Дальнего Востока никак не совпадали с жизненно важными интересами России в данном регионе.

В настоящее время администрация США стремится к тому, чтобы радикальным образом пересмотреть свою политику по отношению к коренным народам Сибири и Дальнего Востока и расположить их к себе. Подтверждением тому служит недавнее введение безвизового режима на поездки в обе стороны для коренных жителей Аляски и Чукотки. Комиссия Берингова пролива со стороны США в июне 2015 года официально выразила свою готовность к выдаче специальных вкладышей в паспорта жителей Аляски. В свою очередь, Россия также провела аналогичную работу, обеспечив соответствующими вкладышами российских граждан — представителей коренного населения Чукотки. Еще раз особо отмечу: право безвизового въезда в регион соседней страны получили только коренные жители. Для поездки им теперь необходимо иметь приглашение родственников с противоположного берега. Под родственниками понимается кровная родня, или, как говорят американцы, члены одного племени или рода. Сородичами объявляются также лица, говорящие на местных диалектах по ту и другую сторону Берингова пролива. Без визы жители Чукотки и Аляски имеют право находиться в установленных регионах не более 90 дней. Таким образом, договор между СССР и США 1989 года о свободном посещении жителями Чукотки и Аляски этих регионов ныне вступил в законную силу, то есть спустя более четверти века со дня его подписания. Решение о безвизовом обмене между коренными жителями Чукотки и Аляски, по всей видимости, для американской администрации примечательно — оно принято в условиях ужесточения санкций США и ЕС против России в связи с украинским кризисом и вхождением Крыма в состав РФ. Американцы плотно взялись за разработку своей версии комплексной программы сотрудничества между разделенными этносами (чукчами, эскимосами, чуванцами и т. д.), проживающими по ту и другую сторону российско-американской границы. Данная американская программа, безусловно, напрямую связана с ежегодным участием США в этнокультурном и спортивном фестивале «Берингия»* (*Согласно общепринятым географическим обозначениям, Берингия представляет собой территорию, связывающую воедино Северо-Восток Азии и Северо-Запад Северной Америки. В состав Берингии входят часть Чукотки и Камчатки в России, а также Аляска в США.), проводимом в России на территории Чукотки и Камчатки с 1992 года.

В последнее время наряду с Россией и США в этих традиционных фестивалях с подачи американцев стали принимать активное участие представители стран — союзников США по блоку НАТО, а также посланцы государств, официально находящихся под защитой Североатлантического альянса. В 2013 году, помимо американцев, жители Чукотки принимали у себя финнов и австралийцев, участвовавших в берингийских спортивных состязаниях. В рамках фестиваля «Берингия-2014 г.» состоялись первые международные арктические игры при участии спортсменов России, США, Дании, Норвегии, Исландии и Канады. В феврале 2016 года фестиваль «Берингия» стартовал уже и на Камчатке. Совместные поездки в гости друг к другу на Чукотку и Аляску, состязания на оленях и в собачьих упряжках, гонки на кожаных байдарах (большие чукотские лодки, при помощи которых береговые чукчи охотятся в океане, метание гарпуна и т. д. завоевывают все большую популярность у коренных этносов по ту и другую сторону Берингова пролива. Однако в обозримом будущем географическое единство Берингии вряд ли обретет какие-либо дополнительные скрепы. В условиях глобализации международных отношений просматриваются на перспективу два полярных проекта развития Сибири и Дальнего Востока. Свои варианты решения насущных проблем предлагают Россия и США. РУКОВОДСТВО РФ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЗАДАЧУ ДАЛЬНЕЙШЕГО ОСВОЕНИЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ПРИ ОПОРЕ КАК НА СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ТАК И ПРИ АКТИВНОМ РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАРТНЕРСТВА И ПРИВЛЕЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОН. ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ЭТИХ НАМЕРЕНИЙ ЯВИЛОСЬ ЕДИНОДУШНОЕ ОДОБРЕНИЕ РОССИЙСКИМИ ПОЛИТИКАМИ — УЧАСТНИКАМИ ВАЛДАЙСКОГО ФОРУМА (2012 Г.) ПРОГРАММНОГО ДОКЛАДА «К ВЕЛИКОМУ ОКЕАНУ, ИЛИ НОВАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ РОССИИ».

Реализуя на практике намеченные цели, российское руководство стало инициатором проведения саммита АТЭС во Владивостоке (2012 г.), Восточного экономического форума (2015 г.) и т. д. Все эти инициативы воочию демонстрируют, что восточный вектор развития России является ее приоритетом не только на ближайшую, но и отдаленную перспективу.

В свою очередь, США пытаются навязать мировому сообществу свое видение перспектив социально-экономического, а возможно, и политического развития обстановки в регионе. Учитывая мировую значимость нефтяных, газовых, золоторудных и иных природных богатств Сибири, американцы пытаются убедить международное бизнес-сообщество в том, что проблемы Сибири и Дальнего Востока должны рассматриваться исключительно сквозь призму новых вызовов и угроз XXI века при непременном участии всех основных игроков на международной арене. НОВОЯВЛЕННЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ КОВБОИ XXI ВЕКА ДОЛЖНЫ ОСОЗНАТЬ, ЧТО ТЕРРИТОРИЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОДОЛЖЕНИЕМ ТЕРРИТОРИЙ «ДИКИХ ПРЕРИЙ», ЗАСЕЛЕННЫХ ОЧЕРЕДНЫМИ ИНДЕЙЦАМИ. РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКАЯ ГРАНИЦА, ПРОХОДЯЩАЯ ПО БЕРИНГОВУ ПРОЛИВУ И АКВАТОРИИ ТИХОГО ОКЕАНА, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕ ПРОСТО ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ, А ЯВЛЯЕТСЯ ЗНАКОВЫМ РУБЕЖОМ МЕЖДУ ДВУМЯ САМОДОСТАТОЧНЫМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ: РОССИЙСКОЙ И ЗАПАДНОЙ. Каждая из них самобытна и отличается своей историей, культурой, менталитетом населения, формой государственного устройства и т. д. Американцам, с учетом их нынешней ставки на развитие прямых контактов с коренными жителями Чукотки и Камчатки, необходимо также уяснить, что они входят в соприкосновение не просто с народами Дальнего Востока. Чукчи, эскимосы, коряки и т. д. наряду с русскими и другими славянскими народами, проживающими в этом регионе, составляют единый российский суперэтнос, одержавший в прошлом не одну победу. Например, в годы Великой Отечественной войны среди представителей 62 народов и народностей Российского многонационального государства, удостоенных звания Героя Советского Союза, были и представители коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, в том числе: буряты — пять человек, якуты — три человека, алтайцы — два человека, хакасы — два человека, а также кумандин, нанаец, тувинец и эвенки.

Разыграть сибирскую карту при опоре на местные этносы никому ныне не под силу, в том числе и американцам. История и судьбы народов Сибири неразрывно связаны и неотделимы от судьбы России.

Читайте также:  Коронавирус и существенное изменение обстоятельств

Юрий Булатов, Декан факультета международных отношений МГИМО МИД России, профессор кафедры всемирной и отечественной истории, доктор исторических наук,****************************** 2.СИБИРСКИЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

У России отжимают контроль над стратегической отраслью: кто владеет Русалом, тот правит регионами русской Азии. История наживы и предательства

«Американская Сибирь»: Как США Сибири судьбу Аляски готовили

«Сибирское направление» в политике США.

Появление «сибирского направления» в политике США напрямую связано с неожиданным подарком, преподнесенным американцам М.С.Горбачевым накануне развала Советского Союза.

Этот первый и последний президент СССР в июне 1990 года принял ничем не мотивированное с точки зрения государственных интересов СССР решение, безвозмездно передав США часть шельфа в Беринговом море общей площадью в 55 тыс. кв. км.

Как гласит русская пословица, аппетит, в данном случае аппетит у американцев, действительно пришел во время еды.

Сразу же после ратификации американским Конгрессом нового соглашения между СССР и США о разграничении морского пространства в акватории Тихого океана Институту мировой истории США было дано задание разработать проект возможной купли-продажи Сибири и Дальнего Востока после распада СССР. В основу этого замысла был положен исторический прецедент, когда царское правительство уступило Аляску и Алеутские острова в пользу США во второй половине XIX века.

Возможно, американцам казалось, что сделка по Сибири и Дальнему Востоку вполне реальна. В итоге проект, связанный с гипотетической покупкой Сибири, был представлен администрации США в 1992 году. По оценкам его авторов, стоимость намечаемой сделки должна была составлять 3 трлн. долларов из расчета 1 тыс. долларов за один акр (0,4 га).

Под Сибирью американская администрация, как и царские власти в свое время, понимала всю территорию от Уральских гор до Тихого океана.

Азиатскую часть России намечалось обустроить, создав на ее территории семь новых американских штатов.

Предполагалось, что покупка Сибири позволит США создать около 2 млн. рабочих мест. Авторы проекта особо подчеркивали, что новые рабочие места будут равномерно распределены по всем североамериканским штатам.

Каждый потраченный на покупку Сибири миллиард долларов сразу же обеспечит якобы создание в каждом штате США 20 тыс. новых рабочих мест. Тем самым гарантировалась чуть ли не всеобщая занятость трудового населения США на длительную перспективу.

Было также объявлено, что реализация сделки по покупке Сибири планировалась на срок до 20 лет. Согласно представленному администрации США проекту, американская сторона должна была ежегодно выплачивать России около 200 млрд. долларов.

Половина суммы переводилась бы наличными, а другую половину денежных средств планировалось покрывать товарами, произведенными в США по заказам российских потребителей.

Официально проект «Американская Сибирь» был предан гласности на страницах американских газет и журналов в 1994 году. При анализе данного документа следует обратить особое внимание на раздел, посвященный будущим правам жителей Сибири и Дальнего Востока в статусе потенциальных граждан США.

Согласно предложениям разработчиков данного документа, население Сибири и Дальнего Востока должно было быть условно разделено на две группы: русскоговорящих славян и собственно «туземцев». Во вторую упомянутую группу должны были войти якуты, буряты, тувинцы, чукчи, эскимосы и другие народы и народности, составляющие коренное население Азиатской части России.

Если русские и другие представители славянских народов, проживающие на территории Сибири и Дальнего Востока, должны были получить все права и привилегии граждан США, то коренное население, испокон веков проживавшее в регионе, должно было, по сути дела, разделить судьбу американских индейцев.

Составители проекта купли-продажи Сибири и Дальнего Востока ссылались в этой связи на достигнутые почти полтора века назад аналогичные договоренности российской и американской сторон по поводу Русской Америки.

Как известно, в третьей статье договора об уступке Россией Аляски и Алеутских островов в пользу США (1867 г.

) говорилось, что в отличие от великороссов, коренные жители Русской Америки, или, как их тогда называли, нецивилизованные народы, «будут подчинены тем законам и правилам, которые Соединенные Штаты будут время от времени принимать в отношении коренных племен этой страны».

Таким образом, на местные этносы как в прошлом, так и в настоящем, по мнению американских специалистов-юристов, не должны были распространяться привилегии и права граждан США.

Однако жизнь внесла коррективы в планы американцев. Многонациональная Россия, несмотря на предсказания ее недругов, не только не распалась в 1990-х годах ХХ века, но и значительно окрепла. Проект «Американская Сибирь» пришлось списать в архив.

В нулевые годы XXI века американцы разработали новый вариант «освоения» Северо-Востока азиатской части РФ с перспективой его превращения в край пустынный и безмолвный в прямом смысле этого слова.

Администрация США официально довела до сведения российского руководства свои предложения о готовности выделить значительные финансовые средства для эвакуации(!) россиян со всех северных территорий РФ.

В.В.Путин дал достойную отповедь такого рода инициативам США.

В апреле 2004 года российский лидер, выступая в Салехарде (Ямало-Ненецкий АО) в ходе заседания собрания представителей северных территорий, подверг резкой критике идею переселения людей из районов Крайнего Севера в глубь внутренних районов РФ. Понятно, что рекомендованные американцами «маршруты движения» россиян по территории Сибири и Дальнего Востока никак не совпадали с жизненно важными интересами России в данном регионе.

В настоящее время администрация США стремится к тому, чтобы радикальным образом пересмотреть свою политику по отношению к коренным народам Сибири и Дальнего Востока и расположить их к себе.

Подтверждением тому служит недавнее введение безвизового режима на поездки в обе стороны для коренных жителей Аляски и Чукотки.

Комиссия Берингова пролива со стороны США в июне 2015 года официально выразила свою готовность к выдаче специальных вкладышей в паспорта жителей Аляски.

В свою очередь, Россия также провела аналогичную работу, обеспечив соответствующими вкладышами российских граждан — представителей коренного населения Чукотки.

Еще раз особо отмечу: право безвизового въезда в регион соседней страны получили только коренные жители. Для поездки им теперь необходимо иметь приглашение родственников с противоположного берега. Под родственниками понимается кровная родня, или, как говорят американцы, члены одного племени или рода.

Сородичами объявляются также лица, говорящие на местных диалектах по ту и другую сторону Берингова пролива.

Без визы жители Чукотки и Аляски имеют право находиться в установленных регионах не более 90 дней.

Таким образом, договор между СССР и США 1989 года о свободном посещении жителями Чукотки и Аляски этих регионов ныне вступил в законную силу, то есть спустя более четверти века со дня его подписания.

Решение о безвизовом обмене между коренными жителями Чукотки и Аляски, по всей видимости, для американской администрации примечательно — оно принято в условиях ужесточения санкций США и ЕС против России в связи с украинским кризисом и вхождением Крыма в состав РФ.

Американцы плотно взялись за разработку своей версии комплексной программы сотрудничества между разделенными этносами (чукчами, эскимосами, чуванцами и т. д.), проживающими по ту и другую сторону российско-американской границы.

Данная американская программа, безусловно, напрямую связана с ежегодным участием США в этнокультурном и спортивном фестивале «Берингия»* (*Согласно общепринятым географическим обозначениям, Берингия представляет собой территорию, связывающую воедино Северо-Восток Азии и Северо-Запад Северной Америки. В состав Берингии входят часть Чукотки и Камчатки в России, а также Аляска в США.), проводимом в России на территории Чукотки и Камчатки с 1992 года.

В последнее время наряду с Россией и США в этих традиционных фестивалях с подачи американцев стали принимать активное участие представители стран — союзников США по блоку НАТО, а также посланцы государств, официально находящихся под защитой Североатлантического альянса.

В 2013 году, помимо американцев, жители Чукотки принимали у себя финнов и австралийцев, участвовавших в берингийских спортивных состязаниях. В рамках фестиваля «Берингия-2014 г.» состоялись первые международные арктические игры при участии спортсменов России, США, Дании, Норвегии, Исландии и Канады.

В феврале 2016 года фестиваль «Берингия» стартовал уже и на Камчатке.

Совместные поездки в гости друг к другу на Чукотку и Аляску, состязания на оленях и в собачьих упряжках, гонки на кожаных байдарах (большие чукотские лодки, при помощи которых береговые чукчи охотятся в океане, метание гарпуна и т. д. завоевывают все большую популярность у коренных этносов по ту и другую сторону Берингова пролива. Однако в обозримом будущем географическое единство Берингии вряд ли обретет какие-либо дополнительные скрепы.

В условиях глобализации международных отношений просматриваются на перспективу два полярных проекта развития Сибири и Дальнего Востока. Свои варианты решения насущных проблем предлагают Россия и США.

Руководство РФ ставит перед собой задачу дальнейшего освоения Сибири и Дальнего Востока при опоре как на собственные силы, так и при активном развитии международного партнерства и привлечении иностранных инвестиций в регион. Подтверждением этих намерений явилось единодушное одобрение российскими политиками — участниками Валдайского форума (2012 г.) программного доклада «К Великому океану, или новая глобализация России».

Реализуя на практике намеченные цели, российское руководство стало инициатором проведения саммита АТЭС во Владивостоке (2012 г.), Восточного экономического форума (2015 г.) и т. д. Все эти инициативы воочию демонстрируют, что восточный вектор развития России является ее приоритетом не только на ближайшую, но и отдаленную перспективу.

В свою очередь, США пытаются навязать мировому сообществу свое видение перспектив социально-экономического, а возможно, и политического развития обстановки в регионе.

Учитывая мировую значимость нефтяных, газовых, золоторудных и иных природных богатств Сибири, американцы пытаются убедить международное бизнес-сообщество в том, что проблемы Сибири и Дальнего Востока должны рассматриваться исключительно сквозь призму новых вызовов и угроз XXI века при непременном участии всех основных игроков на международной арене.

Новоявленные американские ковбои XXI века должны осознать, что территория Сибири и Дальнего Востока не является продолжением территорий «диких прерий», заселенных очередными индейцами.

Российско-американская граница, проходящая по Берингову проливу и акватории Тихого океана, представляет собой не просто границу между двумя государствами, а является знаковым рубежом между двумя самодостаточными цивилизациями: российской и западной.

Каждая из них самобытна и отличается своей историей, культурой, менталитетом населения, формой государственного устройства и т. д.

Американцам, с учетом их нынешней ставки на развитие прямых контактов с коренными жителями Чукотки и Камчатки, необходимо также уяснить, что они входят в соприкосновение не просто с народами Дальнего Востока. Чукчи, эскимосы, коряки и т. д.

наряду с русскими и другими славянскими народами, проживающими в этом регионе, составляют единый российский суперэтнос, одержавший в прошлом не одну победу.

Например, в годы Великой Отечественной войны среди представителей 62 народов и народностей Российского многонационального государства, удостоенных звания Героя Советского Союза, были и представители коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, в том числе: буряты — пять человек, якуты — три человека, алтайцы — два человека, хакасы — два человека, а также кумандин, нанаец, тувинец и эвенки.

Разыграть сибирскую карту при опоре на местные этносы никому ныне не под силу, в том числе и американцам. История и судьбы народов Сибири неразрывно связаны и неотделимы от судьбы России.

Юрий Булатов, Декан факультета международных отношений МГИМО МИД России, профессор кафедры всемирной и отечественной истории, доктор исторических наук

Источник 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *