Сейчас корректировка трудового законодательства, как указывает Минтруд в записке, — это длительный процесс, требующий участия органов исполнительной и законодательной власти, сторон социального партнерства (профсоюзов и работодателей).
Речь идет, например, о необходимости введения временного порядка вахтового метода работы на непрерывных производствах, пояснили РБК в Минтруде.
«Чтобы избежать массового заражения на добывающих предприятиях непрерывного цикла, на геологоразведке и на ряде других объектов стратегически значимых отраслей, необходимо вводить режим обсервации (периода медицинского наблюдения. — РБК) для прибывающих на вахту сотрудников.
Сейчас нормативной базы, которая позволяла бы оплачивать сотруднику такую обсервацию, нет», — пояснили в министерстве. С учетом эпидемии возникает угроза непрерывности производства, а чтобы предотвратить это, необходимо увеличить продолжительность вахты на три месяца по согласованию с сотрудником.
«Необходимые особые условия регулирования трудовых отношений в первую очередь продиктованы стратегическими интересами работника.
Крайне важно сегодня сохранить рабочие места, создать условия для того, чтобы компании по возможности продолжали свою деятельность», — подчеркивают в Минтруде.
Принятие таких временных порядков будет проходить по согласованию с социальными партнерами — профсоюзами и работодателями, уточнили в министерстве.
Законопроект Минтруда внесен на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений. РТК — координационный орган правительства, в котором участвуют представители профсоюзов и работодателей.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства. В пресс-службе Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве на момент публикации комментарий не предоставили.
Минтруд не первый раз разрабатывает законопроекты об особом порядке регулирования трудовых отношений в период борьбы с коронавирусом.
В марте министерство предлагало наделить правительство правом определять срок уведомления работника о предстоящем увольнении по сокращению штата или в связи с ликвидацией организации в условиях эпидемии.
Конкретные сроки, за которые нужно уведомлять сотрудника, в законопроекте не были определены, но согласно одной из версий проекта (с ней ознакомился РБК) в случае эпидемии министерство предлагало установить вместо двухмесячного двухнедельный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении. Правительство не поддержало законопроект из-за потенциальных рисков для работников и предложило Минтруду не вносить его на согласование, сообщили источники РБК.
За упрощенный порядок увольнений в период кризиса выступали российские бизнес-объединения.
В начале апреля четверка крупнейших российских бизнес-ассоциаций (РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и ТПП) направила премьер-министру Михаилу Мишустину совместное обращение, в котором попросила на период острой фазы кризиса сократить срок предупреждения работников о предстоящем увольнении и период выплаты средней зарплаты работникам в случае, если они не трудоустроились. Одновременно бизнес предложил заморозить или снизить материальную ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства при увольнении или невыплате зарплаты. Ни одна из указанных инициатив не вошла в антикризисную программу правительства по поддержке бизнеса.
Профсоюзы против
Федерация независимых профсоюзов России выступила против законопроекта Минтруда о временном праве правительства регулировать трудовые отношения, подчеркнув, что в Трудовом кодексе уже содержатся особенности правового регулирования трудовых отношений во время чрезвычайных ситуаций.
Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами осуществляется в первую очередь Трудовым кодексом. Федеральные законы, указы президента, постановления правительства и все подзаконные акты должны ему соответствовать.
Внесение изменений в Трудовой кодекс, приостановление действия его положений должно осуществляться отдельными федеральными законами.
Строгое регулирование трудового законодательства обусловлено его особой ролью для социально-экономических интересов граждан, подчеркивает зампредседателя ФНПР Александр Шершуков.
«Мы очень хорошо знаем такой механизм предоставления временных чрезвычайных полномочий. Потом скажут: «Такой механизм хорошо себя зарекомендовал» — и закрепят его на постоянной основе.
Не нужно, ссылаясь на экстренную ситуацию, пытаться существенно изменить давно устоявшиеся практики», — сказал он в комментарии профсоюзному изданию «Солидарность».
Подготовленный правительством законопроект фактически отменяет действующие законодательные нормы регулирования социально-трудовой сферы, говорится в совместном обращении Конфедерации труда России и Федерации профсоюзов работников морского транспорта. «Возникающие на сегодняшний день в трудовых отношениях проблемы в первую очередь связаны с массовым нарушением прав работников, а не с наличием пробелов в регулировании трудовых отношений», — считают представители профсоюзов.
Под видом чрезвычайных мер и «революционной целесообразности» чиновники пытаются получить как можно больше полномочий, не задумываясь о том, что их действия — грубое нарушение основ конституционного строя Российской Федерации, предусматривающего принцип разделения властей, сообщил РБК руководитель кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА им. О.Е.Кутафина Никита Лютов. Реализация законопроекта позволит правительству иметь возможность подзаконными актами регулировать то, что должно регулироваться трудовым законодательством, считает он.
Практически ни одна российская компания не избежит сокращений персонала из-за экономических последствий борьбы с коронавирусом, показал опрос ЦСР среди 1,4 тыс. предприятий в период с 10 по 17 апреля.
Более трети компаний (38%) отправили сотрудников в неоплачиваемые отпуска.
Пандемия коронавируса, карантинные ограничения и девальвация рубля вследствие обвала цен на нефть привели к снижению спроса в экономике, из-за сокращения прибыли компании вынуждены оптимизировать штат сотрудников и урезать зарплаты.
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин в интервью РБК предупредил о росте безработицы в три раза — с 2,5 млн до 8 млн человек к концу года.
Реальные доходы россиян могут упасть на 17,5% во втором квартале, а по итогам года сокращение составит 6,5%, спрогнозировал Институт исследований ВЭБ.РФ.
В базовом сценарии рейтингового агентства АКРА безработица возрастет до 6,7% и вернется на докризисный уровень только в 2022 году, реальные доходы населения упадут на 6,4%.
Правительство повысило максимальный размер пособия по безработице до уровня МРОТ (12,13 тыс. руб.) и намерено выплачивать безработным родителям дополнительно 3 тыс. руб. на ребенка до трех лет.
Однако эксперты считают, что этого недостаточно: необходимо максимально упростить регистрацию безработных и выплату самого пособия, а также увеличить его размер хотя бы на 25%, назвав это, например, «временной субсидией из-за потери дохода вследствие вынужденной самоизоляции», предлагают в Центре трудовых исследований ВШЭ.
Онлайн Инспекция — Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров (кроме особенностей заключения и расторжения трудового договора)
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.
рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
- Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
- Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
- Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда.
Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
- — регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
- — данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
- — сведения о своей должности и периоде работы;
- — сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
— фотоматериалы.
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
- — коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
- — недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
- — не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
- — не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
- — не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Спасибо за внимание и понимание!
Комментарии к СТ 348.10 ТК РФ
Статья 348.10 ТК РФ. Дополнительные гарантии и компенсации спортсменам, тренерам
1. Особенность регулирования труда спортсменов и тренеров, закрепленные в новой для ТК главе, — дальнейшее расширение нормативной дифференциации условий труда работников. Основу такой дифференциации составляют нормы, частично ограничивающие применение общих правил по соответствующим вопросам (ст. ст. 348.8, 348.9 и др.) либо предусматривающие дополнительные правила.
Комментируемая статья относится к нормам-дополнениям. Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных в разд. VII ТК РФ, которые распространяются и на спортсменов, тренеров, эта категория работников имеет право на дополнительные гарантии и компенсации.
Цель таких гарантий и компенсаций — создать спортсменам и тренерам наиболее благоприятные условия для профессиональной деятельности, а также, учитывая вероятность травматизма при проведении учебно-тренировочных мероприятий и спортивных соревнований, предусмотреть для них действенную социальную помощь.
Исходя из содержания комментируемой статьи можно выделить следующие дополнительные гарантии и компенсации, предоставленные спортсменам и тренерам: по материально-техническому обеспечению, по отпускам, по оплате труда, в области социального обеспечения.
Материально-техническое обеспечение.
Работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать спортсменов, тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, а также поддерживать указанную экипировку, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использования. Если спортсмены и тренеры включены в состав спортивных сборных команд Российской Федерации, то их материально-техническое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета. К финансированию спортивных сборных команд России привлекаются также средства: из бюджета Олимпийского комитета, федераций по видам спорта; от меценатов, спонсоров; от хозяйственной и коммерческой деятельности в соответствии с уставами организаций, а также от иных не запрещенных законодательством источников финансирования.
Отпуска. Помимо ежегодного основного отпуска продолжительностью 28 календарных дней спортсмены и тренеры имеют право на ежегодный дополнительный отпуск.
Продолжительность этого отпуска определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.
Дополнительный отпуск, предоставляемый спортсменам, тренерам, относится к дополнительным отпускам за особый характер работы. Они учитывают особенности выполняемой ими трудовой функции.
Минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного в комментируемой статье, — четыре календарных дня.
Оплата труда. Невключение работодателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании не является основанием для снижения ему заработной платы. Причины невключения в заявку на участие в соревнование могут быть различны.
В одних случаях они зависят от спортсмена, в других объясняются низкими спортивными результатами, не отвечающими требованиям, установленным организатором спортивного соревнования. Содержание трудовой функции спортсмена предполагает его участие в проведении тренировочных мероприятий, в спортивных соревнованиях.
Однако специфика спорта такова, что не всегда спортсмен к началу соревнования достигает результата, который дает ему право участвовать в таком соревновании. Поэтому законодатель не считает неучастие спортсмена в соревновании простоем и не предусматривает снижения заработка. Он получает заработную плату в полном объеме.
В период неучастия в спортивном соревновании спортсмен продолжает участвовать в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям. Организовать такое участие — обязанность работодателя.
Важным стимулирующим фактором для достижения выдающихся спортивных достижений являются премии спортсменам и тренерам за призовые места на чемпионатах мира и Олимпийских играх, а также выплата стипендий Президента РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.
2002 N 692 спортсменам — членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам, чемпионам Олимпийских игр, входившим в состав сборных команд СССР и (или) Российской Федерации, выплачивается ежемесячно стипендия в размере 15 тыс. руб.
Социальное обеспечение. Спортсмены, получившие травму при исполнении обязанностей по трудовому договору, имеют право на социальную защиту.
Согласно Закону о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний им предоставляются различные выплаты, призванные возместить вред, причиненный жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей. К числу этих выплат относится пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка работника.
Это пособие выплачивается за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ.
Однако в тех случаях, когда средний заработок превышает максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год, утраченный спортсменом заработок в связи со спортивной травмой полностью не возмещается.
Поэтому при снижении среднего заработка комментируемая статья обязывает работодателя производить спортсмену за счет собственных средств доплату к пособию по временной нетрудоспособности до размера его среднего заработка. Если на спортсмена распространяется дополнительное страхование, то доплата до среднего заработка производится при условии, что страховые выплаты по этому страхованию не компенсируют спортсмену разницу между размером пособия по временной нетрудоспособности и размером его среднего заработка.
2. Помимо дополнительных гарантий и компенсаций, предоставляемых спортсменам и тренерам на федеральном уровне, коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, трудовым договором могут быть предусмотрены и иные гарантии и компенсации.
По содержанию они могут касаться различных вопросов, исключая те, которые огранивают права или снижают уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
- Комментируемая статья содержит лишь примерный перечень дополнительных гарантий и компенсаций, которые могут быть предусмотрены договорами социального партнерства, локальными нормативными актами, трудовыми договорами. К ним относятся условия:
- — о проведении восстановительных мероприятий в целях улучшения здоровья спортсмена;
- — о гарантиях спортсмену в случае его спортивной дисквалификации;
- — о размерах и порядке выплаты дополнительных компенсаций в связи с переводом на работу в другую местность;
- — о предоставлении питания за счет работодателя;
- — о социально-бытовом обслуживании;
- — об обеспечении спортсмена, тренера и членов их семей жилым помещением на период действия трудового договора;
- — о компенсации транспортных расходов;
- — о дополнительном медицинском обслуживании;
- — о дополнительных денежных выплатах спортсмену в случаях возникновения временной нетрудоспособности или полной утраты трудоспособности в период действия трудового договора;
- — об оплате работодателем обучения спортсмена в образовательном учреждении;
- — о дополнительном пенсионном страховании.
Статья 348.10 ТК РФ. Дополнительные гарантии и компенсации спортсменам, тренерам (действующая редакция)
Работодатель обязан за счет собственных средств обеспечивать спортсменов, тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности, а также поддерживать указанные экипировку, оборудование, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использования. Материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации за счет средств федерального бюджета осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Спортсменам, тренерам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, но не менее четырех календарных дней.
Работодатель обязан в период временной нетрудоспособности спортсмена, вызванной спортивной травмой, полученной им при исполнении обязанностей по трудовому договору, за счет собственных средств производить ему доплату к пособию по временной нетрудоспособности до размера среднего заработка в случае, когда размер указанного пособия ниже среднего заработка спортсмена и разница между размером указанного пособия и размером среднего заработка не покрывается страховыми выплатами по дополнительному страхованию спортсмена, осуществляемому работодателем.
Невключение работодателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании, в том числе в связи с тем, что спортсмен не отвечает требованиям, установленным организатором спортивного соревнования, не является основанием для снижения заработной платы спортсмена. В указанных случаях работодатель обязан обеспечить участие спортсмена в тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям.
- Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами могут предусматриваться условия о дополнительных гарантиях и компенсациях спортсменам, тренерам, в том числе:
- о проведении восстановительных мероприятий в целях улучшения здоровья спортсмена;
- о гарантиях спортсмену в случае его спортивной дисквалификации;
- о размерах и порядке выплаты дополнительных компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность;
- о предоставлении питания за счет работодателя;
- о социально-бытовом обслуживании;
- об обеспечении спортсмена, тренера и членов их семей жилым помещением на период действия трудового договора;
- о компенсации транспортных расходов;
- о дополнительном медицинском обеспечении;
- о дополнительных денежных выплатах спортсмену в случаях возникновения временной нетрудоспособности или полной утраты трудоспособности в период действия трудового договора;
- об оплате работодателем обучения спортсмена в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- о дополнительном пенсионном страховании.
Трудовой кодекс РФ. Глава 54.1. Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров
(введена Федеральным законом от 28.02.2008 N 13-ФЗ)
Статья 348.1. Общие положения
Положения настоящей главы регулируют трудовые отношения с работниками, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта (далее — спортсмены), а также с работниками, трудовая функция которых состоит в проведении со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов (далее — тренеры).
(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 16-ФЗ)
- В качестве работодателей могут выступать лица, определенные частями третьей и четвертой статьи 20 настоящего Кодекса, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
- Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателями в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Кодекса с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, и мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
- Особенности регулирования труда спортсменов, тренеров, которые в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом, а также случаи и порядок установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы трудового права, определяются настоящей главой.
- Особенности режима рабочего времени спортсменов, тренеров, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Статья 348.2. Особенности заключения трудовых договоров со спортсменами, с тренерами
По соглашению сторон со спортсменами могут заключаться как трудовые договоры на неопределенный срок, так и срочные трудовые договоры.
Срочные трудовые договоры могут заключаться по соглашению сторон с тренерами, принимаемыми на работу в целях проведения со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных сборных команд.
(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 16-ФЗ)
Помимо условий, установленных частью второй статьи 57 настоящего Кодекса, обязательными для включения в трудовой договор со спортсменом являются условия об:
обязанности работодателя обеспечить проведение тренировочных мероприятий и участие спортсмена в спортивных соревнованиях под руководством тренера (тренеров);
(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 16-ФЗ)
- обязанности спортсмена соблюдать спортивный режим, установленный работодателем, и выполнять планы подготовки к спортивным соревнованиям;
- обязанности спортсмена принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию работодателя;
- обязанности спортсмена соблюдать общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями, проходить допинг-контроль;
- обязанности спортсмена предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля;
- обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхования в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования.
Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров
Необходимость законодательного закрепления среди норм ТК особенностей регулирования труда спортсменов и тренеров обусловлена по меньшей мере двумя факторами. Первый обосновывается трансформацией спортивной деятельности из любительской сферы в профессиональную.
Сегодня труд спортсмена является таким же, как труд шахтера, учителя, водителя и других категорий работников.
Однако трудовая функция спортсмена зачастую основана на использовании запредельных возможностей человеческого организма, что, безусловно, требует и соответствующего правового регулирования.
Второй фактор обусловлен особой значимостью спортивных достижений, приобретающих в настоящее время критерии государственной важности и придающих особый спортивный статус государству.
Именно этим объясняется огромное внимание, проявляемое к спортсменам со стороны Президента РФ, Правительства РФ и иных государственных органов.
В настоящее время многие спортсмены не только награждены государственными наградами, но и удостоены высокого звания «Героя России» (Карелин А. А., Лазутина Л. Е.).
Среди других факторов следует указать на недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой, несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране, недостаточное количество профессиональных тренерских кадров, утрата традиций российского спорта высших достижений и др.
Федеральный закон от 01.12.
2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в некоторой степени акцентировал внимание государства на названных особо значимых спортивных событиях и участии в них спортивных команд России. Однако этот правовой акт в большей степени явился регулятором отношений, связанных с подготовкой города Сочи к предстоящим зимним Олимпийским играм, и в меньшей степени урегулировал трудовую деятельность спортсменов. Указанный пробел был восполнен дополнением ТК специальной гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». Таким образом, трудовая деятельность спортсменов приобрела достаточный уровень правового регулирования и стала одним из элементов предмета трудового права. названной главы ТК во многом идентично содержанию системы трудового права и представляет собой совокупность общей и особенной части, установленных нами в учебных целях.
Общая часть гл. 54.1 определяет субъектов рассматриваемых трудовых отношений, к которым традиционно относятся работник и работодатель. В качестве работников могут выступать спортсмены и тренеры.
Так, под категорией «спортсмен» понимается работник, трудовая функция которого состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в спортивных соревнованиях по определенным виду или видам спорта.
В качестве тренера может выступать работник, трудовая функция которого заключается в проведении со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществлении руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов.
В качестве работодателей могут выступать лица, определенные ч. 3, 4 ст. 20 ТК, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Особенности регулирования труда указанных категорий работников, наряду с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя осуществляются и с учетом норм, утвержденных общероссийскими спортивными федерациями, а также мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Однако особенности регулирования труда спортсменов, тренеров, которые в соответствии со ст. 252 ТК могут устанавливаться исключительно ТК, а также случаи и порядок установления таких особенностей другими актами, содержащими нормы трудового права, определяются нормами рассматриваемой главы. В то же время особенности режима рабочего времени спортсменов, тренеров, привлечения их к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также особенности оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Специальная часть гл. 54.1 включает в себя следующие разделы: 1) трудовой договор со спортсменом, тренером; 2) особенности регулирования труда отдельных категорий спортсменов и тренеров; 3) гарантии и компенсации.
Особенности раздела «трудовой договор» проявляются в специфике заключения такого соглашения, его условиях, динамики, причин для отстранения от работы, а также основания расторжения трудового договора.
Так, специфика заключения трудового договора проявляется в основаниях заключения срочного трудового договора.
Договор этого вида может заключаться по соглашению сторон с тренерами, принимаемыми на работу в целях проведения со спортсменами учебно-тренировочных мероприятий и осуществления руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов в профессиональном спорте, а также с тренерами спортивных сборных команд.
Наряду с обязательными условиями трудового договора (ч. 2 ст. 57 ТК), подобным правовым статусом обладают условия об:
- 1) обязанности работодателя обеспечить проведение учебно-тренировочных мероприятий и участие спортсмена в спортивных соревнованиях под руководством тренера (тренеров);
- 2) обязанности спортсмена соблюдать спортивный режим, установленный работодателем, и выполнять планы подготовки к спортивным соревнованиям;
- 2) обязанности спортсмена принимать участие в спортивных соревнованиях только по указанию работодателя;
- 3) обязанности спортсмена соблюдать общероссийские антидопинговые правила и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями, проходить допинг-контроль;
- 4) обязанности спортсмена предоставлять информацию о своем местонахождении в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами в целях проведения допинг-контроля;
- 5) обеспечении работодателем страхования жизни и здоровья спортсмена, а также медицинского страхования в целях получения спортсменом дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования с указанием условий этих видов страхования.
Кроме того, обязательным для включения в трудовой договор с тренером является условие о его обязанности принимать меры по предупреждению нарушения спортсменом (спортсменами) общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.
Среди дополнительных условий трудового договора следует отметить условия об обязанности спортсмена, тренера использовать в рабочее время спортивную экипировку, предоставленную работодателем, об обязанности спортсмена, тренера соблюдать положения (регламенты) о спортивных соревнованиях в части, непосредственно связанной с трудовой деятельностью спортсмена, тренера и др.
Обязательным элементом заключения трудового договора со спортсменом является прохождение предварительного медицинского осмотра. В дальнейшем такие осмотры приобретают периодический характер и финансируются за счет средств работодателя.
Динамика трудового договора проявляется в специфике временного перевода спортсмена к другому работодателю.
Так, в случаях, когда работодатель не имеет возможности обеспечить участие спортсмена в спортивных соревнованиях, допускается по согласованию между работодателями временный перевод спортсмена с его письменного согласия к другому работодателю на срок, не превышающий одного года.
На период такого перевода условия первоначально заключенного трудового договора приостанавливаются. Однако при этом течение срока действия первоначально заключенного трудового договора не прерывается, а по истечении срока перевода первоначально заключенный трудовой договор действует в полном объеме.
Особенности отстранения спортсмена от работы заключаются в его отстранении от участия в спортивных соревнованиях при наличии следующих оснований:
- 1) спортивной дисквалификации спортсмена;
- 2) требования общероссийской спортивной федерации по соответствующим виду или видам спорта, предъявленного в соответствии с нормами, утвержденными этой федерацией.
Другая особенность рассматриваемого отстранения заключается в том, что в этот период работодатель обеспечивает участие спортсмена в учебно-тренировочных и других мероприятиях по подготовке к спортивным соревнованиям с сохранением за ним части заработка в размере, определяемом трудовым договором. В этом случае оплата производится как оплата труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей (ст. 155 ТК).
Специфика расторжения трудового договора заключается в наличии дополнительных оснований его прекращения.
Так, помимо оснований, предусмотренных ТК и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора со спортсменом могут быть спортивная дисквалификация на срок шесть и более месяцев, а также нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации.
Среди других особенностей расторжения трудового договора со спортсменом, с тренером следует отметить удлиненный (по отношению к ст. 80 ТК) срок предупреждения работодателя об увольнении по собственному желанию – не позднее чем за один месяц, за исключением случаев, когда трудовой договор заключен на срок менее четырех месяцев.
Кроме того, в трудовом договоре со спортсменом может быть предусмотрено условие об обязанности спортсмена произвести в пользу работодателя денежную выплату в случае расторжения трудового договора по инициативе спортсмена (по собственному желанию) без уважительных причин.
Указанные нормы действуют и в том случае, если расторжение трудового договора вызвано инициативой работодателя по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК).
Представляется, что перспективы таких выплат носят справедливый характер, поскольку размеры различного рода денежных выплат, связанных с затратами на трудовую деятельность спортсмена, могут достигать существенных размеров.
Особенности регулирования труда отдельных категорий спортсменов и тренеров связаны с характером исполнения трудовой функции (постоянно или по совместительству), возрастом спортсмена и его половым признакам.
Например, спортсмен, тренер имеют право работать по совместительству у другого работодателя в качестве спортсмена или тренера только с разрешения работодателя по основному месту работы. Кроме того, в период временного перевода спортсмена к другому работодателю (ст. 348.
4 ТК) разрешение на работу по совместительству необходимо получить как у работодателя по месту временной работы, так и у работодателя, с которым первоначально заключен трудовой договор.
Положения об особенностях регулирования труда спортсменов в возрасте до 18 лет, предусмотренные ТК, применяются с учетом норм гл. 54.1 ТК.
Продолжительность ежедневной работы для спортсменов указанного возраста может устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени, установленной ч. 1 ст. 92 ТК.
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни спортсменов, не достигших возраста 18 лет, допускаются в случаях и порядке, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Однако во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение таким спортсменом предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, если это необходимо в соответствии с планом подготовки спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Дополнительным основанием для заключения трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет, является прохождение предварительного медицинского осмотра (обследования), порядок проведения которого определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).
В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы спортсмена и другие условия, в которых он может выполнять работу без ущерба для своего здоровья и нравственного развития.
Особенности регулирования труда женщин-спортсменов заключаются в том, что во время участия в спортивных мероприятиях допускается превышение женщиной-спортсменом предельно допустимых норм нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных в соответствии ТК. Однако такие нормы становятся законными в том случае, если это необходимо в соответствии с планом подготовки женщины-спортсмена к спортивным соревнованиям и применяемые нагрузки не запрещены ей по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Гарантии и компенсации спортсменам и тренерам являются дополнительными по отношению к подобным категориям трудового права, действующим в отношении всех работников.
Так, например, гарантии, связанные с направлением спортсменов, тренеров в спортивные сборные команды РФ, заключаются в том, что в период их отсутствия на рабочем месте в связи с проездом к месту расположения спортивной сборной команды и обратно, а также в связи с участием в спортивных мероприятиях в составе команды, за такими работниками сохраняется место работы (должность) и средний заработок. В свою очередь содержанием компенсаций будет являться возмещение расходов по проезду указанных работников к месту расположения спортивной команды и обратно, а также других расходов, связанных с их участием в спортивных мероприятиях в составе указанной команды.
Среди других гарантий и компенсаций следует отметить обязанность работодателя за счет собственных средств обеспечивать спортсменов, тренеров спортивной экипировкой, спортивным оборудованием и инвентарем, другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления их трудовой деятельности. Кроме того, работодатель обязан поддерживать указанные экипировку, оборудование, инвентарь и средства в состоянии, пригодном для использования.
Спортсменам, тренерам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективными договорами, локальными нормативными актами, трудовыми договорами, но не менее четырех календарных дней.
Профессиональная спортивная деятельность обусловлена возросшей степенью получения различного рода спортивных травм.
Поэтому если период временной нетрудоспособности спортсмена вызван получением такой травмы, работодатель обязан за счет собственных средств производить ему доплату к пособию по временной нетрудоспособности до размера среднего заработка в случае, когда размер указанного пособия ниже среднего заработка спортсмена и разница между размером указанного пособия и размером среднего заработка не покрывается страховыми выплатами по дополнительному страхованию спортсмена, осуществляемому работодателем.
Важное значение имеют гарантии, связанные с поддержанием должного размера заработной платы спортсмена.
Так, невключение работодателем спортсмена в заявку на участие в спортивном соревновании, в том числе в связи с тем, что спортсмен не отвечает требованиям, установленным организатором спортивного соревнования, не является основанием для снижения его заработной платы.
В указанных случаях работодатель обязан обеспечить участие спортсмена в учебно-тренировочных и других мероприятиях но подготовке к спортивным соревнованиям.
Коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами могут предусматриваться условия о дополнительных гарантиях и компенсациях спортсменам и тренерам.
Это могут быть условия о гарантиях спортсмену в случае его спортивной дисквалификации, о размерах и порядке выплаты дополнительных компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность, о предоставлении питания за счет работодателя, социально-бытовом обслуживании и др.