Государственная трудовая инспекция (ГИТ) уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки организаций и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения трудового законодательства и законодательства по охране труда.
Инспекторы ГИТ после проведения проверки знакомят работодателя с актом проверки, а в случае выявления в ходе проверки нарушений — с письменным предписанием об их устранении и постановлением о применении административного взыскания. Документы готовятся в двух экземплярах, и один из них с копиями приложений вручается должностному лицу под роспись.
Предписание — документ в тексте которого содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.
Однако работодатель может быть не согласен с актом, предписанием и постановлением. В этом случае у него есть право обжаловать документы, руководствуясь ст. 361 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).
Варианты обжалования, указанные в ст. 361 ТК РФ, правомерны.
- При обжаловании через суд необходимо подать иск в районный суд по месту нахождения инспекции, предварительно уплатив госпошлину.
- При обжаловании в порядке подчиненности жалоба подается на имя руководителя соответствующей инспекции либо на имя главного государственного инспектора труда.
- Работодатель вправе воспользоваться этими вариантами одновременно.
- Предписание ГИТ можно обжаловать по следующим процедурным нарушениям:
- • работодатель не был извещен об оформлении протокола;
- • работодатель или уполномоченное лицо лишено права на объяснения;
- • отсутствует приказ (распоряжение) от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели;
- • приказ о проведении проверки оформлен с нарушениями: нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ;
- • сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.
- Предписание также обжалуется, если работодатель не согласен с выводами инспектора, с его толкованием правовых норм.
Сроки обжалования установлены ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой организация вправе подать возражения на акт и предписание инспектора в 15-дневный срок со дня получения акта проверки.
При обжаловании в суд применяется 10-дневный срок, установленный ч. 2 ст. 357 ТК РФ.
Важно обратить внимание, что сроки на обжалование исчисляются со дня, следующего за днем выдачи (получения) предписания работодателю или его представителю по доверенности (ч. 3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Если работодатель не обжалует акт и предписание ГИТ, то он должен его исполнить в течении 30 дней.
ГОТОВИМ ЖАЛОБУ НА ПРЕДПИСАНИЕ ГИТ В ПОРЯДКЕ ПОДЧИНЕННОСТИ
- Жалоба (пример 1) составляется в свободной форме с указанием следующих сведений:
- • полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба;
- • информация о заявителе (наименование организации, адрес);
• данные представителя работодателя (должность, Ф.И.О.);
- • дата составления документа.
- В тексте самой жалобы указываются:
- • реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания);
- • обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, с подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты;
- • требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.
Заявитель передает в ГИТ жалобу, составленную в 2-х экземплярах, с приложениями (при наличии). Обращение регистрируется, после чего один экземпляр жалобы возвращается работодателю с отметкой о принятии документов.
Текст искового заявления в суд будет идентичен жалобе (см. пример 1), только меняем реквизиты в шапке (пример 2). Если в судебном заседании участвует представитель работодателя, то указываются дополнительные реквизиты.
Как уже упоминалось выше, заявителю необходимо подавать иск в районный суд по месту нахождения (месту фактического расположения) государственного органа, предварительно уплатив пошлину (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).
Дело рассматривается в суде по правилам Кодекса арбитражного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ).
Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование, подтвержденное соответствующими документами (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).
ИСПОЛНЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ
Важно не только вовремя исполнить, но и отчитаться об этом в инспекцию. Обычно на исполнение предписания инспектор отводит максимум 30 дней.
Основная задача работодателя — показать в отчете, что требования ГИТ действительно выполнены. Поэтому важно приложить к отчету документы, подтверждающие исполнение каждого пункта предписания (пример 3).
Свой отчет работодатель вправе направить почтой, по факсу, e-mail или курьерской доставкой. Такие варианты заранее согласовывайте с инспектором.
В случае, если в предписании много рекомендаций и работодатель не успевает выполнить к сроку один или несколько пунктов предписания, то важно правильно подготовить специальное ходатайство. В документе излагается суть просьбы (пример 4). Ходатайство необходимо подать не в последний день срока, а заблаговременно.
И. И. Наделяева, заместитель директора по управлению персоналом
Вс рф: оспаривать предписание гит нужно все-таки по нормам кас рф, а не гпк рф
Законность предписания об устранении нарушений трудового законодательства не может и не должна проверяться в порядке гражданского судопроизводства, отметил Верховный Суд Российской Федерации (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 6 июня 2018 г. № 69-КГ18-1).
На это ВС РФ указал, рассматривая кассационную жалобу работодателя на «отказные» определения городского и регионального судов: суды отказались принимать от работодателя административный иск об оспаривании акта проверки и предписания трудовой инспекции.
В отказе они разъясняли, что спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, и вот почему:
- гражданские права и обязанности, возникают в частности, из актов государственных органов (ст. 8 Гражданского кодекса);
- оспариваемым предписанием на работодателя возложена обязанность привлечь своего работника к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства до истечения указанного в предписании срока;
- оспариваемое предписание ГИТ является ненормативным актом и создает обязанности для конкретных субъектов, а их исполнение может привести к возникновению, изменению и прекращению трудовых прав и обязанностей административного истца и его работника;
- следовательно, этот спор рассматривается в порядке Гражданского процессуального кодекса как спор о признании незаконным акта, исполнение которого приведет к возникновению, изменению и прекращению гражданских прав и обязанностей.
ВС РФ отменил эти определения, указав на следующее:
- к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства , относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику;
- федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе посредством выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;
- реализуя эти полномочия, ГИТ выдала работодателю предписание, неисполнение которого влечет административную ответственность;
- следовательно, оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению административного истца, его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия;
- следовательно, законность предписания подлежит проверке в порядке административного судопроизводства.
В итоге материал по административному исковому заявлению передан в суд первой инстанции на стадию принятия в порядке административного судопроизводства.
Отметим, что причиной некоторой неразберихи с тем, по какой процедуре «правильно» оспаривать предписания ГИТ, отчасти является и сам ВС РФ, который ранее отстаивал прямо противоположную позицию (письмо от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15).
Однако впоследствии вывод был признан неверным, и с тех пор главный судебный орган продолжает придерживаться позиции о «КАС – обжаловании» предписаний ГИТ (определения от 27 сентября 2017 г. № 29-КГ17-5 и от 1 июня 2017 г. № 74-КГ17-6).
Документы по теме:
Трудовой кодекс Российской Федерации
За что, как и когда могут привлечь работодателя к административной ответственности
Комиссарова Т., эксперт журнала
За нарушения в сфере трудового законодательства для работодателей и должностных лиц организации установлена административная ответственность. Одной из основных статей, по которым чаще всего к такой ответственности привлекают, является ст. 5.
27 КоАП РФ – ею предусмотрено наказание именно за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
А поскольку те или иные нарушения наверняка есть в каждой организации, расскажем, за какие из них могут привлечь к ответственности и кого, каков размер штрафов и можно ли их снизить и в какие сроки применение санкций будет законным.
Состав правонарушений по ст. 5.27 КоАП РФ
Этой статьей установлено несколько специальных и один общий состав правонарушений в области трудового законодательства. К специальным относятся:
- фактическое допущение к работе лица, не уполномоченного на это работодателем (ч. 3);
- уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 4);
- невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, других сумм в рамках трудовых отношений (ч. 5).
За все остальные нарушения трудового законодательства к ответственности привлекают по ч. 1.
К сведению:
Ответственность для работодателей установлена и другими статьями КоАП РФ. Например, за нарушения государственных нормативных требований охраны труда работодателей привлекут по ст. 5.27.1, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению – по ст. 5.31, за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки – по ст. 5.34.
В качестве мер ответственности ст. 5.27 КоАП РФ установлены:
- Предупреждение.
- Штраф, налагаемый на должностное лицо.
- Штраф на ИП.
- Штраф на юридическое лицо.
- Дисквалификация должностного лица – лишение физического лица права замещать определенные должности. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 3.11 КоАП РФ).
Отметим, что данной статьей установлена ответственность за повторное правонарушение: повтор является отягчающим обстоятельствам, и санкции за такое нарушение более весомые.
Повторное правонарушение – это аналогичное ранее совершенному нарушение, которое было совершено в течение года со дня вступления в силу постановления о назначении административного наказания за первое нарушение (ст. 4.3, 4.6 КоАП РФ).
Привлекают к административной ответственности за нарушение трудового законодательства инспекторы ГИТ по результатам плановых или внеплановых проверок.
Общие нарушения трудового законодательства
Итак, по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей привлекают за любое нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 3 – 5 ст. 5.27.
К наиболее частым нарушениям трудового законодательства можно отнести:
- отсутствие приказа о приеме на работу или о расторжении трудового договора (ч. 1 ст. 68 и ч. 1 ст. 84.1 ТК РФ);
- нарушение правил ведения и хранения трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225);
- отсутствие письменных согласий работников на расширение зон обслуживания (ст. 60.2 ТК РФ);
- неизвещение в письменной форме каждого сотрудника о выплате заработной платы (ч. 1 ст. 136 ТК РФ);
- выплата заработной платы один раз в месяц или с нарушением срока (ч. 6 ст. 136);
- отсутствие табеля учета рабочего времени (ч. 4 ст. 91 ТК РФ) и графика отпусков (ч. 2 ст. 123 ТК РФ);
- неознакомление работников с приказом о предоставлении отпуска (ч. 3 ст. 123 ТК РФ);
- отсутствие письменных согласий на привлечение к работе в выходные дни (ст. 113, 153 ТК РФ);
- нарушение продолжительности работы при работе по совместительству (ч. 1 ст. 284 ТК РФ).
Санкции за такие нарушения представим в таблице.
Должностное лицо | Юридическое лицо | |
Любое нарушение, не предусмотренное ч. 3, 4 и 6 ст. 5.27 и ст. 5.27.1 КоАП РФ (ч. 1) | Предупреждение или штраф от 1 000 до 5 000 руб. | Штраф от 30 000 до 50 000 руб. |
Повторное нарушение, аналогичное нарушению, предусмотренному ч. 1 (ч. 2) | Штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет | Штраф от 50 000 до 70 000 руб. |
Ответственность за фактическое допущение к работе
В силу ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателей могут привлечь к ответственности за фактическое допущение к работе человека лицом, которое не уполномочено на это работодателем, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключил с допущенным к работе трудовой договор.
По общему правилу основанием возникновения трудовых отношений является трудовой договор, заключенный между работником и работодателем в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Но если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен, а работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя, уполномоченного допускать лиц к работе), то трудовые отношения возникают на основании фактического допущения к работе (ч. 3 ст. 16). В этом случае трудовой договор, не оформленный письменно, считается заключенным и вступает в силу со дня фактического допущения человека к работе (ч. 1 ст. 61, ч. 2 ст. 67 ТК РФ). Тогда работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения к работе.
Если лицо допущено к работе сотрудником, не имеющим на это полномочий, а работодатель (его представитель, уполномоченный на допуск к работе) отказывается заключить трудовой договор с данным лицом, отработанное им время (выполненную работу) необходимо оплатить. Сотрудник, который допустил лицо к работе, не имея на это полномочий, привлекается к административной и материальной ответственности (ч. 1, 2 ст. 67.1 ТК РФ).
То есть привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ могут только сотрудника (должностное лицо), допустившего лицо к работе. Его могут оштрафовать на сумму в размере от 10 000 до 20 000 руб. За повторное нарушение по данной статье должностное лицо может быть уже дисквалифицировано на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 5.27).
Таким образом, чтобы ответственность не наступила, нужно:
- Оформить допуск надлежащим образом. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован, поэтому работодатель может установить его самостоятельно, прописав в локальном нормативном акте. Сначала сотрудник, не уполномоченный на допуск работника (например, начальник отдела), должен написать руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. В ней следует указать причины, по которым необходимо фактически допустить работника к работе, и дату его выхода на работу.
- На основании служебной записки издать приказ о фактическом допуске. С приказом – ознакомить работника под подпись. Приведем пример.
- Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
- «Городская детская больница № 1»
- (ГБУЗ «Городская детская больница № 1»)
- ПРИКАЗ
02.07.2020 № 25
- О фактическом допуске к работе
- В связи с производственной необходимостью
- ПРИКАЗЫВАЮ:
- Допустить к работе в должности санитарки Иванову Марию Михайловну с 03.07.2020.
К вопросу о сроках на обжалование заключения гит по результатам расследования несчастного случая на производстве
Как известно, в некоторых случаях государственные инспекторы труда могут самостоятельно проводить расследование несчастных случаев, например, в случае если работодатель скрыл несчастный случай, несогласии потерпевшего с результатами расследовании комиссии по расследованию несчастного случая и в ряде других случаев, так называемое, дополнительное расследование (статья 229.3 ТК РФ).
По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
На практике возникает вопрос, в какие сроки может быть обжаловано заключение госинпектора труда? Обратимся непосредственно к Трудовому кодексу.
Так статья 231 ТК РФ закрепляет, что разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом — лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.
В свою очередь часть 2 статьи 357 ТК РФ устанавливает специальный десятидневный срок по отношению к трехмесячному сроку, предусмотренному статьей 219 ТК РФ, на обжалование предписания госинспектора труда.
В то же время статья 361 ТК РФ применительно к порядку обжалования решений госинспектора труда отсылает к Федеральному закону от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
«Обжалование решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) ее должностных лиц, принятых в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.»
- Однако в силу подпункта 5 пункта 3 статьи 1 Закона №294-ФЗ положения настоящего федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании несчастных случаев на производстве.
- Как видно, какого-либо специального срока на обжалование заключения госинспектора труда закон не предусматривает.
- В связи с этим в правоприменительной практике существует две позиции относительно определения срока на обжалование заключения госинспектора труда по результатам расследования несчастного случая.
- Первая позиция сводится к тому, что к обжалованию заключения госинспектора труда применяется общий трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, предусмотренный статьей 219 КАС РФ.
- Однако согласно второй позиции к обжалованию заключения госинспектора труда применяется специальный десятидневный срок, предусмотренный частью 2 статьи 357 ТК РФ для обжалования предписания.
- Так указанная правовая позиция нашла своё отражение в следующих судебных актах:
Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 20.07.2017 по делу №33а-1497/2017:
«Учитывая, что предписание выдано государственным инспектором труда на основании составленного им заключения о несчастном случае на производстве, на требование об оспаривании заключения о несчастном случае на производстве также распространяется специальный десятидневный срок обжалования.
Иное толкование норм права относительно сроков обжалования делало бы невозможным действие правового установления о специальном сроке обжалования действий государственного инспектора труда, которые закончились выдачей предписания об устранении нарушений закона, поскольку оспаривание в другом процессе тех же фактических обстоятельств, по которым обратившемуся лицу уже отказано в удовлетворении требований в судебном порядке, недопустимо.»
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 09.07.2018 по делу №2а-450/2018:
«На требование об оспаривании заключения о несчастном случае на производстве также распространяется специальный десятидневный срок обжалования.»
Как обжаловать предписание ГИТ
Практически каждая компания рано или поздно проходит проверку со стороны государственной трудовой инспекции (ГИТ). Эта структура контролирует соблюдение прав трудящихся. По итогам проверки, если обнаружены правонарушения, выносится предписание.
Представляет оно собой документ, в котором изложены требования по исправлению правонарушения. Через определенный срок проводится повторная проверка. В ходе нее выявляют, исправлено ли правонарушение. Однако руководитель может быть не согласен с предписанием.
В этом случае его можно обжаловать.
Вопрос: Правомерно ли оспаривание предписания инспекции труда по нормам КАС РФ?
Посмотреть ответ
Как происходило обжалование ранее
Ранее у судебных органов не было единого мнения по поводу обжалования предписания. Происходило оно на основании ГПК РФ. При этом учитывались нормы производства по делам, касающимся публичных правоотношений. Однако это стало неактуальным после 15 сентября 2015 года. В эту дату в силу вступил КАС. После этого обжалование стало выполняться на основании этого кодекса.
Но разногласия оставались. В частности, одни суды полагали, что обжалование должно производиться на основании КАС, а другие – что процедура проводится на базе ГПК РФ. На протяжении 2015-2016 годов суды не могли прийти к единой позиции.
Какая административная ответственность за неисполнение предписаний государственных инспекций труда?
Ситуация с обжалованием сейчас
Ситуация была разрешена Верховным судом. В частности, было издано определение №75-КГ16-14 от 19 декабря 2016 года. В нем содержатся эти положения:
- Функция трудовой инспекции – это обнаружение нарушений в области труда. Однако у инспекторов нет прав на решение трудовых споров.
- Предписание инспекции – это распорядительная бумага. Поэтому ее обжалование проводится на базе КАС. При этом неважно, касается предписание прав сотрудников или нет.
Как продлить предписание об устранении нарушений трудового законодательства?
То есть сейчас позиция судов является полностью определенной. Правомерность вынесения постановления инспектора устанавливается в административном порядке.
Что это дает работодателю? Административный порядок более выгоден для компании, так как упрощается процесс доказывания своей позиции. В частности, в этом случае работодателю не нужно доказывать незаконность вынесенного решения.
Это трудовая инспекция должна доказывать, что предписание было правомерным и соответствующим всем законам.
Варианты обжалования
Возможность обжалования оговорена в статье 361 ТК РФ. В той же статье прописано, что процедура может проводиться двумя способами:
- Обращение к вышестоящему лицу. В частности, работодателю нужно подать жалобу в адрес руководителя ГИТ, осуществляющей проверку. Если это не поможет, можно направить свои претензии главному инспектору труда страны.
- Через суд. Необходимо подавать иск в суд, предварительно уплатив пошлину.
Способ обжалования работодатель вправе выбрать самостоятельно. Однако если инспектор вынес постановление о приостановке деятельности субъекта, то оспорить его можно только в суде.
Сроки
Сроки обжалования предписаний ГИТ законодательством не определены. Значит, актуальным будет стандартный порядок. Обратиться с жалобой в суд можно в течение 10 дней с момента вынесения предписания. Если оспорить нужно документ об административном нарушении, процедура также проводится в течение 10 дней с даты получения документа. Соответствующий срок оговорен статьей 30.3 КоАП РФ.
Если работодатель направляет жалобу вышестоящему инспектору, она должна быть рассмотрена в течение 30 дней с даты ее подачи. Если по истечении этого срока ответа не направлено, в течение 3 месяцев следует направить иск в суд. Кроме того, если вышестоящий инспектор отказал в обжаловании, работодатель также может направиться в судебный орган.
Составление жалобы
При составлении жалобы нужно указать эти сведения:
- Наименование (ФИО) структуры или лица, которому отправляется документ.
- Адрес и данные работодателя (ФИО, название компании).
- Реквизиты предписания, которое оспаривается.
- Аргументация работодателя. В частности, нужно предоставить доказательства того, что предписание вынесено незаконно.
- Формулировка просьбы. К примеру, просьбой может быть отмена предписания, признание действий ГИТ незаконными.
Жалобу нужно составлять в двух экземплярах. Первый направляется в канцелярию, второй остается при работодателе. На втором экземпляре принимающая сторона проставляет входящий номер.
ВАЖНО! Документ можно направить различными способами. Можно передать его лично, отправить по почте. Во втором случае используется заказное письмо с уведомлением о доставке. Можно также воспользоваться услугой описи содержимого.
Аргументация при обжаловании
Успех обжалования предписания зависит от правильно выстроенной аргументации. Работодатель должен привести конкретные основания оспаривания. Они могут быть следующими:
- Правонарушений, которые выявил инспектор, на самом деле не существует.
- В рамках проверки ГИТ были неверно составлены сопроводительные документы или же проигнорирован порядок контрольных проверок.
Второе направление аргументации более перспективно. Оно актуально даже в том случае, если фактически правонарушение есть.
Проверка ГИТ предполагает составление документов инспекторами. К примеру, если обнаружено административное правонарушение, нужно оформить соответствующий протокол. Процедура предполагает соблюдение определенного порядка.
К примеру, работодателю разъясняются его права и обязанности. Ему предоставляется право на подачу объяснений по найденным нарушениям. Работодатель должен быть ознакомлен с протоколом под роспись.
Если этот порядок был проигнорирован инспектором, нарушитель может воспользоваться этим и составить соответствующую аргументацию.
Предписание ГИТ можно отменить на этих основаниях:
- Работодатель не был извещен об оформлении протокола.
- Лицу не дали право на объяснения.
- Отсутствует распоряжение от ГИТ о проведении проверки, в котором указаны сроки мероприятия, его цели.
- В приказе о проведении проверки нет регистрационного номера, даты издания, подписи представителя ГИТ.
- Сведения, изложенные в служебном удостоверении, не соответствуют сведениям, указанным в приказе.
То есть предписание можно обжаловать на основании любых существенных недочетов со стороны инспектора.
Последствия обжалования
Если работодателю удастся обжаловать предписание, это влечет за собой последствия:
- Не требуется исправлять те правонарушения, которые изложены в предписании.
- Не нужно проходить через повторную проверку, в ходе которой устанавливается исполнение требований инспекции.
Если инспектор обнаружил существенное правонарушение, работодателю выгоднее оспорить его, а не исполнять неправомерные требования ГИТ.
Практика
Как уже говорилось, работодателю можно обжаловать предписание через вышестоящего инспектора или через суд. На практике обычно обращаются прямо в суд. С чем это связано? Дело в том, что при обращении в вышестоящий орган срок, отведенный на решение проблемы через суд, не перестает течь.
Рассмотрим пример. Работодатель направляет заявление на обжалование к вышестоящему инспектору. Ответить ему должны в течение 30 дней. К примеру, лицо получило отказ через 20 дней. В этом случае срок для обращения в суд, равный 10 дням, уже истек.
Однако работодатель может обратиться в суд для оспаривания решения вышестоящего инспектора. Ему потребуется оплатить пошлину на основании пункта 1 статьи 333.19 НК РФ. Иск в суд подается по фактическому адресу ГИТ, которая вынесла постановление.
Обжалование предписания трудовой инспекции — Проверка Труда
После завершения работы ГИТ на предприятии, инспектор оформляет акт с результатами и, при обнаружении нарушений — предписание об их устранении. Если руководитель компании считает, что инспектор ошибается, он может оспорить его выводы в соответствии со ст. 361 Трудового кодекса Российской Федерации.
Обжалование результатов проверки– это непростая процедура, но если вы приняли такое решение, стоит начать ее незамедлительно!
К кому и зачем приходит гит?
Главная задача такого визита – контроль соблюдения трудового законодательства. С этой целью она может проводить проверки – плановые и срочные. При этом расписание такой работы составляется заранее и публикуется в общем доступе. А это значит, что работодатель заблаговременно может узнать, что к нему планируют визит представители инспекции по труду.
Исключение – мероприятие, инициированное в срочном порядке после жалобы работника. О нем руководителя компании могут предупредить буквально накануне или не предупредить вовсе.
Что можно обжаловать?
Два основных документа, на которые стоит обратить внимание руководителю, решившему оспаривать результаты работы инспекторов – это предписание об устранении нарушений и постановление о привлечении к административной ответственности.
Стоит понимать, что предписание – это не просто рекомендации. Это обязательный к исполнению распорядительный документ, в котором прописан объем нарушений и четкие сроки для их устранения.
Если владелец бизнеса или руководитель компании не согласен с фактами, изложенными инспекторами, а также сделанными на их основании выводами, он имеет право сформулировать свои возражения письменно и направить их в адрес трудовой инспекции в течение 15 календарных дней.
К письму нужно присовокупить любые документы, подтверждающие изложенную позицию (ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Руководитель структуры обязан рассмотреть такое обращение, изучить предоставленные доказательства и вынести решение либо об отмене документа, либо о частичном изменении его содержания, либо об отказе в удовлетворении возражений. К сожалению, практика такова, что обращения работодателей по большей части остаются без удовлетворения. В этом случае есть еще один выход – обращение в суд.
Обжалование предписания инспекции по труду в судебном порядкерегламентируетсяглавой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). С иском следует обращаться в суд, к которому территориально относится ваша компания.
Что и как можно обжаловать в суде?
В судебном порядке можно требовать отмены только предписания инспектора. При этом работодатель имеет полное право обратиться одновременно к вышестоящему должностному лицу инспекции. Таким образом, можно одновременно использовать оба механизма отмены документа, не теряя времени.
Важно! При обжаловании у вышестоящего должностного лица, действие документа не приостанавливается. Судья же вправе вынести такое решение до окончания рассмотрения дела.
В ходе судопроизводства будут подвергнуты тщательной проверке:
- Акт, составленный инспекторами.
- Сам текст документа, его суть.
- Возможные нарушения, допущенные со стороны инспектора.
Постановление об административной ответственности также может быть обжаловано руководителю инспекции, главному госинспектору РФ или через суд. Обращаться также стоит в районный орган по месту рассмотрения дела.
- По результатам ее рассмотрения может быть принято решение:
- — Оставить жалобу без удовлетворения, а постановление – без изменений.
- — Удовлетворить жалобу частично: изменить текст постановления.
- — Удовлетворить жалобу полностью: прекратить производство, отменить постановление.
- — Отменить постановление, а дело отправить на повторное рассмотрение.
Любое из принятых решений — не окончательное, оно также может быть обжаловано в законном порядке, в том числе – в вышестоящие инстанции. Суд в том числе имеет право снизить размер назначенного инспектором административного штрафа. Его могут уменьшить даже меньше установленного законодательством минимума.
Пример из судебной практики
- В суд обратился работодатель, которому выписали штраф за нарушение трудового законодательства. Ему был выписан штраф 500 000 рублей. Судья вынес решение, что этот штраф слишком высок и не соответствует целям административного наказания. В итоге штраф составил всего 100 000 рублей.
При рассмотрении этого обращения суд опирался на положения КоАП РФ. Они поясняют, что при определенных обстоятельствах, а также в зависимости от типа правонарушения, финансового положения компании и иных факторов, судья может значительно снизить сумму штрафа. При этом окончательная сумма штрафа не может быть меньше половины минимальной суммы, предусмотренной законом (ст. 4.1 КоАП РФ).
Стоит отметить, что анализ судебной практики позволяет сделать неутешительный для работодателя вывод: процент отмены решений трудовой инспекции крайне мал. К сожалению, эта статистика становится для многих работодателей сигналом к бездействию.
Остались вопросы?
Заполните форму, и наш эксперт свяжется с вами!
Порядок и сроки обжалования
При обращении в суд с такого рода жалобами, стоит руководствоваться положениями Кодекса административного судопроизводства РФ. Стоит отметить, что при определении сроков обращения в суд есть неоднозначность, пока не нашедшая разрешения.
При внесении очередных изменений в КАС, законодатель не исключил из него противоречащих другим действующим актам положений. Таким образом, в Кодексе сохранена норма с трехмесячным сроком обжалования решений (ст.
219 КАС РФ). Тем не менее, в Трудовом Кодексе указано, что если в трудовую инспекцию обращается профсоюз или сам работник, выданное работодателю предписание должно быть обжаловано в десятидневный срок (ч. 2 ст.
357 ТК РФ).
Большинство юристов склонны трактовать эту норму буквально. А значит, успеть представить свои возражения за 10 дней нужно в том случае, речь идет о результатах проверок на основании жалоб сотрудников или иных лиц.
Но есть и мнение, что любые документы такого рода можно обжаловать исключительно в десятидневный срок.
Так как единой судебной позиции по этому поводу не выработано, чтобы минимизировать риски стоит брать за основу минимальный срок обращения – 10 дней со дня получения документа.
В заявлении нужно указать:
- Наименование суда.
- Наименование организации – истца.
- Данные инспекции и конкретного должностного лица, проводившего проверку.
- Реквизиты решения, которое подлежит оспариванию.
- Сведения о том, какие права, свободы и законные интересы истца нарушены в этом документе.
- Законы и нормативные акты, на соответствие которым нужно проверить решение инспектора.
- Перечень подтверждающих документов приложением.
Что будет, если отказаться от обжалования или пропустить сроки?
Если компания не оспорила постановление в срок, оно вступает в силу через 10 дней после вручения. Заплатить штраф в этом случае однозначно придется. На это у руководителя по закону есть 60 дней (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
В случает отказа от уплаты штрафа, его сумма будет взыскана в принудительном порядке, с привлечением судебных приставов. К его сумме прибавится судебный сбор в размере 7%, а также наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неоплаченного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Почему для сопровождения проверки трудовой инспекции и обжалования результатов стоит обратиться к профессиональному подрядчику?
Визит проверяющих на предприятие – это всегда стресс, даже если вы заранее знали о дате и тематике инспекции. Очень важно не относиться к такого рода событиям легкомысленно, а готовиться к ним. Правильно, качественно проведенные подготовительные мероприятия могут предопределить исход проверки, избавить бизнес от санкций, финансовых и репутационных потерь.
Однако практика показывает, что самостоятельная подготовка почти всегда недостаточно эффективна: нужно выделить ответственных из числа специалистов компании и полностью освободить их от выполнения прямых обязанностей.
Кроме того, «своим» сотрудникам сложнее беспристрастно оценить работу предприятия и обнаружить все нарушения и недочеты.
О множестве нарушений, которые выявляют инспекторы, сотрудники, не работавшие в трудовой инспекции, даже никогда и не слышали.
Поручить всю работу по подготовке к проверкам, а при необходимости – обжалованию их результатов команде экспертов, специализирующихся исключительно на трудовом праве! Именно такую возможность дает своим клиентам ООО «Проверка труда».
Мы помогаем бизнесу с честью проходить такого рода испытания и использовать этот опыт для роста и стратегического планирования.
За последние 2 года мы успешно реализовали больше 70 проектов в этой сфере и сэкономили для своих клиентов около 70 млн рублей!
- В числе услуг, которые мы оказываем:
- — Сопровождение плановых и внеплановых проверок.
- — Обжалование их результатов.
- — Представление интересов работодателей при решении трудовых споров.
- — Аудит кадров и охраны труда.
- Наши преимущества:
- Экспертная команда. Наши сотрудники имеют опыт работы в контролирующих структурах.
- Гарантированный результат. Мы избавляем вас от штрафов или максимально снижаем их размер. Если санкции неизбежны или сумма выше ожидаемой, мы снижаем ваши расходы за счет пропорционального уменьшения стоимости наших услуг.
- Профиль на трудовом праве. Мы хорошо разбираемся во всех тонкостях законодательства и следим за его обновлениями.
- Экономия. Размер нашего вознаграждения – не больше 30 % от возможных расходов на оплату штрафа.
- Конфиденциальность и безупречный сервис. Мы ценим вас и бережем ваше время и деньги!
Компания «Проверка труда» — это ваш партнер в деле развития и совершенствования бизнеса. Мы помогаем не только с честью и без убытков проходить любые инспекции, но и анализировать работу предприятия с персоналом, чтобы использовать полученные данные для качественного стратегического планирования.
Вам предстоит проверка и вы хотите подготовиться к ней максимально качественно? Нужна помощь в решении трудового спора? Хотите заказать аудит кадровой документации? Позвоните или напишите нам, чтобы получить консультацию и договориться о встрече с менеджером!
Хотите подробнее узнать о наших услугах?
Оставьте заявку и мы подготовим коммерческое предложение!