Кулинария Кулинария Основные принципы здорового питания детей (Часть 1)
Что главное в питании ребенка? Продукты должны быть качественными. Это не значит — дорогими. Это значит — как можно более натуральными. Большинство из нас живет в городах, но даже в городе можно постараться приблизить питание ребенка к природному. Например, поискать натуральное молоко, яйца, чаще использовать овощи и фрукты с дачи.
добавить статью Видео Видео Безмолвный крик. Фильм об абортах.
Изображение 12-недельного ребенка появляется на ультразвуковом экране. Мы видим, каким образом совершается аборт на сроке беременности в 12 недель. А сейчас мы увидим фильм — впервые сделанную в реальном ультразвуковом изображении запись аборта.
добавить Вопрос специалисту Вопрос специалисту
Nataslav Здравствуйте, Екатерина!Помогите разобраться в ситуации: Я замужем второй раз уже почти 5 лет.Есть общий ребенок(два года).У мужа и сына от первого брака(11 лет) совершенно испортились отношения — нев…
Бурмистрова Екатерина Извините за нескорый ответ. Приступаю к консультированию только с 20.10.2010 по техническим причинам.
Ваша семья в терминах семейных психологов называется «смешанной» — это такие семьи, где есть далее…
Задайте свой вопрос Книги Книги Роды без страха, Грантли Дик-Рид
Страх перед предстоящими родами всегда беспокоил будущих мам. Зачастую этому способствовала и сама медицина, утверждавшая, что роды без боли невозможны.
Выдающийся английский врач Грентли Дик-Рид доказал, что это не так. Его открытие стало настоящей революцией в медицине.
Для безболезненных родов важны не только физическая подготовка организма, но и правильный психологический и эмоциональный настрой будущих мам.
добавить Последние комментарии
10 причин перестать заваливать ребёнка игрушками
«У него горы игрушек». «Просит новые, а в старые не играет». «Что подарить ребёнку, если у него всё есть?» Такие вопросы сегодня звучат часто, и не только из уст миллионеров. Плохо это или не очень? Что с этим делать? Размышляет наш постоянный автор и мама троих детей Ксения Букша.
1. Чем больше игрушек, тем меньше радости
Несколько лет назад на YouTube были страшно популярны ролики, в которых дети бесконечно распаковывали подарки. Игрушка радует в момент её получения, а потом сразу забрасывается. Окей, но ведь это всё равно радость? На ребёнка денег не жалко, почему я должен его ограничивать? Пусть ненужных игрушек будет много — не беда.
Всё так. Но есть проблема. Когда мозг человека привыкает к постоянной сильной стимуляции определенным удовлетворителем, он становится к нему менее восприимчив. Поэтому сто двадцатая игрушка уже не даёт той чистой радости даже в момент покупки. Скорее механизм будет похож на действие наркотика: ребенок ноет, клянчит… Ему покупают игрушку — и он перестаёт. Ненадолго.
2. Любимая кукла — это полезно
Когда игрушек очень много, постоянно появляются новые, а их покупка — это обыденность, меньше вероятность, что у ребёнка появятся среди них по-настоящему любимые. Между тем выбирать и привязываться к объектам, иметь любимую куклу, которую называешь по имени, любимый конструктор, в который не надоедает играть разными способами, полезно для ребёнка.
Это момент воспитания чувств, это хорошо влияет на его способность принимать решения и формировать привязанности
Совершенно не обязательно ребёнок будет спать с мишкой или относиться к кукле как к живой, но очень хорошо, если у него есть некий постоянный игрушечный мир, в котором машинки, звери, куклы имеют свои имена и характеры. Родители могут в этом помочь. Конечно, если детская завалена всевозможными объектами, от которых разбегаются глаза, создать такой мир будет труднее.
3. Производители заставляют родителей покупать всё больше
Куча игрушек на полу, по которым дети ходят ногами, выгодна только одной стороне — их производителям и продавцам. Дети предпочитают вещи с любимыми героями, игрушки и наборы на темы любимых мультиков. Ещё один крючок — игрушки-наборы: купишь что-то одно, а потом бесконечно докупаешь детали, обновления, новые серии, — ребенок подсел. «Собери их все!» Иногда ими вообще не играют, а только владеют. Рекордсмены по бесполезности — игрушки, которые можно использовать только одним способом, например игрушечные щипцы для волос или огромная кухня, в которую поиграют от силы раза два, а занимает она целый угол.
Не поддаемся на уловки и крючки. Бардака в квартире будет намного меньше, а денег у вас в кармане и воображения у ребёнка — больше, если отдать предпочтение универсальным игрушкам.
Конструктор (да хоть бы и лего), из которого можно строить не только по инструкции. Обыкновенный пупс, который не требует бесконечного количества памперсов, бутылочек и запчастей.
У моих детей, например, есть десять наборов игры «Дженга»: из одинаковых брусочков можно строить просто потрясающие архитектурные сооружения.
Ну а самое универсальное — это пластилин, краски, цветная бумага и скотч.
4. Ребёнку можно отказывать
Я не вожу маленьких детей в торговые центры. Потому что они будут клянчить — это закон. И родительское сердце будет разрываться. Зачем провоцировать слезы? А вот лет с пяти, наоборот, стоит приучать ребёнка к тому, что прилавки могут ломиться от всякой всячины, но мы не обязаны всё это покупать.
Можно начать с супермаркета, там проще договориться: покупаем через раз и только какую-то мелочь; покупаем то, что выбрал родитель; покупаем то, чего хочет ребёнок, но через два раза на третий… Главное — развить самоконтроль.
Дети импульсивны, не бойтесь подавить их желания. Они не перестанут хотеть. Зато не будут ныть и клянчить, когда им объявляешь, что сегодня мы идем в торговый центр только за варежками. И ни за чем больше.
5. Одноразовая ерунда бывает очень милой
Наклейки, маски, очки с глазами на пружинках, светящиеся вертолётики… Единственное, что можно сказать против них, — они пластиковые и наносят вред окружающей среде. Это да. Но зато они дают ребёнку ту самую моментальную радость — а потом быстро приходят в негодность, и их не жалко выбросить.
Дешёвые, яркие и броские штуковины — то, что свойственно детству и очень ему нужно. Конечно, ерунду тоже не стоит скупать тоннами. Но если вы чувствуете, что хотите порадовать ребёнка, — намного проще купить мяч-раскидайчик или вертушку с разноцветными крутящимися цветками. Потому что они для того и созданы: быстро порадовать и отправиться на помойку.
6. Игрушки бывают и для понтов
Когда ребёнок становится постарше, он может начать хотеть игрушки и наборы «как у подруги». С человеком старше 6–7 лет уже можно порассуждать про разницу между жаждой обладания и желанием пользоваться. Чаще всего становится ясно, что без подруги, сам, ребёнок в этот набор играть не будет. Или что можно взять желанную вещь на время.
У школьников (и даже детсадовцев) вещи становятся поводом для общения. Это совсем не ужасно, но стоит это осознавать. Для чего тебе эта штука: для престижа, чтобы показать в классе? Потому что она есть у всех — или потому, что нравится именно тебе? Хороший повод поговорить о важных вещах.
7. Родственников можно нейтрализовать
«Я со всем согласен, но они же дарят!» — прекрасно, если у нас есть родственники и друзья, готовые вложить деньги в счастье нашего отпрыска. Таких милых людей можно подготовить и заранее управлять их дарением.
Сегодня есть крутые и очень интересные игрушки, которые действительно будят воображение, развивают и нравятся. Можно дарить и вовсе не игрушки. Подкиньте родне идей о подарках, перенаправьте их пыл на книжки, театры и тому подобное.
8. Две трети убрать, в остальное играть
Когда мне было семь (в 1990 году), у меня было примерно два десятка игрушек. В основном небольшие плюшевые, пластиковые и деревянные зверюшки, да еще пара пупсиков, которые с ними дружили. Жили зверюшки в большой картонной коробке, поставленной на бок, и жизнь их была увлекательной и полной приключений. В ней даже выбирали президента — им стал, что закономерно, деревянный котик с головой и лапками на резинках (может ли кто-то стать популярнее котика?!).
Если ваша квартира завалена игрушками, попробуйте договориться с ребёнком и убрать примерно две трети (точная цифра зависит от ваших предпочтений, от того, насколько всё запущено и сколько свободного места у вас есть). Выбирайте оставшееся по принципу «Во что ребенок действительно играет?» Что он помнит и любит? Что нравится лично вам?
Если ребёнок вообще не умеет играть (что не редкость в наше время), здорово было бы потратить несколько вечеров на то, чтобы научить его ролевым и другим играм. Сначала попробуйте сами.
Дело того стоит: для дошкольника и младшего школьника свободная игра — лучшая развивающая активность. (Правда, я стараюсь, чтобы дети играли без меня.
Потому что я уже взрослая и у меня полно своих дел! Но научить, показать и вдохновить — на это я готова.)
Ненужные игрушки со временем можно выкинуть или передарить. Только не дарите их детям в детских домах: им нужно совсем другое.
9. Родители тоже дети
У меня есть собственный ящичек с игрушками. Там лежит маленький деревянный волчок, сложнейшая головоломка из деревянных ящериц, устройство, с помощью которого можно вычерчивать на бумаге сложные узоры, спиннер, лизун и еще парочка предметов.
Не стесняйтесь! Если вам нравится какая-то игрушка, купите её себе. А ребенку давайте поиграть по праздникам. Это поможет вам удержаться от того, чтобы бесконечно баловать его.
10. Порядок на полке — мир в душе
Ребёнок до трёх лет не может удержать в поле внимания больше нескольких игрушек. В этом возрасте их может быть совсем мало. Кукла-пупс (нужна и мальчику, и девочке) или большая плюшевая игрушка: кормить, укладывать спать, лечить, водить гулять. Несколько предметов обихода (например, кастрюлька, игрушечные овощи и нож). Мяч, пирамидка, волчок. Какой-нибудь звучащий предмет. Вот и всё.
После четырёх ребенок уже в силах вместе с мамой или даже самостоятельно навести порядок в своем уголке. Игрушек может стать намного больше. Но покупать их только потому, что они продаются, — если вдуматься, очень странная идея.
Меньше — лучше: как игрушки стали угрожать нашему будущему
Родители знают: если в доме есть ребенок, количество игрушек растет в геометрической прогрессии.
Подарки родных и друзей, импульсивные онлайн-покупки «умных» котят, которыми восхищаются мамы инстаграма, и, наконец, охапка «скрепышей», врученная кассиром в супермаркете… Но идет ли все это разнообразие на пользу маленькому потребителю? У каких игрушек есть шанс задержаться в детской надолго? И как быстро половина ярких приобретений окажется на помойке? Разбирался корреспондент «Росбалта».
Одноразовое развлечение
По данным исследования Greenpeace России, проведенного несколько лет назад, за год россияне сметают с прилавков около 370 млн игрушек. И все бы ничего, если они служат ребенку долго, но, увы — большинство быстро оказываются на свалке.
Опрос Greenpeace показал, что 67% родителей покупают игрушки несколько раз в месяц, при этом 54% детей увлечены новой игрушкой не дольше двух недель. Кроме того, больше 40% опрошенных недовольны низким качеством игрушек и их недолговечностью. Когда игрушка приходит в негодность, три четверти родителей избавляются от нее.
Полиэтиленовый пакет может пролежать в земле от 400 до 1000 лет, а игрушки делают из намного более плотного пластика — который будет разлагаться в природе очень долго.
На полигонах же, куда они неминуемо попадают, высок риск самовозгораний из-за газов, образующихся в органических отходах.
И когда пластиковые игрушки вместе с остальным мусором начинают гореть, вся таблица Менделеева попадает в воздух, а с ним — в наши легкие.
Услышим ли мы еще про Грету Тунберг?
Игрушечные отходы представляют опасность не только для людей, но и для морских обитателей и птиц, которые вылавливают части кукол и конструктора в океане.
Так, в последнем отчете из экспедиции на Землю Франца-Иосифа замдиректора по научной работе ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» Мирослав Бабушкин приводит данные о составе мусора в прибрежных водах. 5% найденного микропластика — это части детских игрушек.
Огромное количество игрушек — острая проблема для экологии, в том числе потому, что современные дети с малого возраста становятся представителями общества потребления, требуя от родителей «еще и еще».
«Игрушка — первая собственность ребенка, ее он может обменять, выбросить или починить. Но ориентироваться он будет, прежде всего, на подсказки родителей. Нужно уже в этом возрасте объяснить ему, что такое бережное и экологичное отношение к вещам», — уверена Полина Кособокова, экоконсультант, автор сервиса по обмену и дарению детских игрушек «Неваляшка-шеринг».
Очевидно, что сфера игрушек — лишь малая часть мировой экономики, заточенной на непрерывное производство и сбыт чрезмерного количества товаров. А значит, пока критерием успешности стран остается уровень ВВП, люди будут покупать и выбрасывать все больше вещей — в числе которых машинки, пупсы и плюшевые зайцы.
От игры — к переработке
Что же можно сделать с ненужной игрушкой, чтобы она как можно дольше не попадала на свалку? Один из вариантов — переработка. Увы, с использованием игровых товаров как вторресурсов большие проблемы во всем мире.
«Если бутилированная вода во всех странах выпускается в таре одного типа, то игрушки — это индивидуальная история, — объясняет Полина Кособокова.
— Производители используют разные материалы и не ставят на кукол треугольники с маркировкой, которая могла бы подсказать переработчикам, к какому типу пластика они относятся.
А еще большинство игрушек состоит из множества деталей, переработать такое крайне сложно, и никто не берется».
Невидимая угроза вокруг нас
Несколько лет назад Полина пыталась отдавать пластиковые игрушки на переработку петербургскому производителю полимерпесчаной плитки, и он забрал около 300 кг. Однако в производство пошло не все: например, игрушки с резким химическим запахом сразу отсеяли.
«Мы запускали петицию, чтобы производители ледянок и лопаток для песка, которые производят из цельного куска пластика, наносили маркировки типа пластика на свои товары. Я общалась с менеджерами производителей игрушек, просила связать меня с технологами, но мои предложения они лишь приняли к сведению», — говорит Кособокова.
Впрочем, за рубежом производств по переработке игрушек тоже не очень много. Одно из них вдохновляет: бельгийская фирма производит детскую мебель из пластиковых игрушек.
Но чтобы такие проекты появлялись чаще, необходима тотальная унификация материалов, из которых делаются детские товары.
Однако уговорить производителя создавать их из того же материала, что их конкурент — задачка не из легких.
Поиграл — передай другому
С переработкой все сложно, а значит, стоит рассмотреть другие варианты. Например, починить игрушку — приделать машине колесо или привинтить роботу ногу. А еще можно дать надоевшей игрушке место в жизни другого ребенка. Самое простое — передать ее вместе с остальными «по наследству»: родственникам, друзьям или соседям с детьми.
«В Германии совершенно нормально, если ребенок ставит коробку со своими игрушками перед дверью сверстника. В стране популярны блошиные рынки, маленькие магазинчики с б/у товарами, это никому зазорным не кажется. А российские родители часто попадают в ловушку, полагая, что детям нужно только самое лучшее, и это лучшее — новое», — отмечает Кособокова.
Если знакомых с детьми в окружении нет, можно воспользоваться одним из онлайн-сервисов, работающих по принципу «отдам даром».
Это легко сделать как в локальном интернет-сообществе, так и на крупных сайтах объявлений.
К примеру, петербургский проект «Неваляшка-шеринг» — это площадка на базе группы в соцсетях, на которой можно отдать игрушку даром или за символическую плату в виде банана или пачки сахара.
Почему россияне не хотят сортировать мусор?
Надоевшие игрушки можно сдать на благотворительность — в специальный контейнер на улице или в социальный магазин. Можно напрямую обратиться в благотворительный фонд, церковь или детдом.
Но важно заранее внимательно изучить требования к принимаемым вещам и актуальные потребности. И увы, по-настоящему хорошую игрушку найти непросто.
Токсичные отношения
Так, за девять месяцев этого года Роспотребнадзор исследовал 1507 проб детских игрушек. Из них почти 20% не соответствовали критериям качества и были произведены в Китае. Среди нарушений — не только отсутствие информации о сроке годности и условиях хранения товара, но и более опасные дефекты.
Это уровень издаваемого звука, напряжения электростатического и электромагнитного полей и интенсивность инфракрасного излучения. 1,2% изделий выделяли вредные химические вещества, а 2,9% оказались токсичными.
В то же время специалисты Greenpeace сообщают: только половина опрошенных родителей выясняет, содержатся ли в игрушках токсичные вещества.
«Товары из пластика могут содержать токсичные вещества, которые загрязняют окружающую среду на многие десятилетия и угрожают здоровью ребенка. Так игрушки превращаются из символа любви к детям в угрозу для их будущего», — отмечает Нина Лесихина, руководитель проекта Greenpeace России.
Именно поэтому первое, на что стоит обратить внимание — игрушка не должна быть хлипкой и источать химический запах. Перед покупкой стоит потрогать ее — краска не должна стираться.
На ней не должно быть зазубрин и острых краев.
На упаковке должна присутствовать надпись на русском языке и без опечаток — если ее нет, игрушка явно нелегальная, и принципы безопасности при ее создании вряд ли соблюдали.
Рецепт идеальной игрушки
Как же выглядит идеальная игрушка, которая не только понравится ребенку, но и не нанесет ущерба экологии? Она должна быть безопасной, качественной, долговечной и, наконец, интересовать ребенка как можно дольше.
Культ ребенка обернется бунтом
«Игрушка происходит от слова „игра“, но в детских магазинах мы видим подмену понятий. Так, развитие получила тема коллекционирования — мы постоянно слышим призывы собрать всю серию игрушек.
В итоге кайф от игры подменяется кайфом от коллекционирования, а игрушки в квартире множатся… По тому же принципу на кассах стали выдавать „скрепышей“, но будет ли ребенок с ними играть — непонятно», — говорит Полина Кособокова.
Увлекаться чересчур сложными игрушками тоже не стоит — в противовес маркетологам, призывающим приобретать развивающие «умные» игрушки, психологи отмечают: песни, огоньки и буйство красок только глушат фантазию детей. Кроме того, в них обычно заложен сценарий, который быстро надоедает.
«Я бы также избегала электроники — это постоянная замена батареек и громкие звуки, раздражающие родителей. Сейчас модно покупать роботизированных котят — но механизм зашит внутри, игрушку невозможно ни постирать, ни поменять батарейки. Непрактично», — объясняет Полина Кособокова.
Детей, как правило, увлекают простые и универсальные игрушки, которые можно использовать в разных ситуациях. Так, для малышей до двух лет хороши кубики и пирамидки, для тех, кто постарше — надежный конструктор от проверенного производителя, который можно пересобирать бесконечно. Куклы должны быть качественные, универсальные, без аксессуаров — это дает разгуляться детской фантазии.
«А еще стоит понаблюдать, что интересно вашему ребенку. Иногда мальчику начинают покупать машинки, а они ему изначально не интересны. А родители просто приобретают то, во что недоиграли в детстве», — говорит Кособокова.
Так или иначе, самым разумным и безопасным — и для ребенка, и для экологии — будет отказ от покупок игрушек в огромных количествах и тщательный подход к их выбору. Кстати, в уже известном исследовании Greenpeace 90% родителей отметили, что их дети с удовольствием играют с бытовыми предметами, а 72% регулярно общаются с детьми, обходясь без игрушек. Повод задуматься, не так ли?
Анжела Новосельцева
«Росбалт» представляет проект «О мусоре — начистоту!», призванный напомнить, что проблема грамотной утилизации отходов касается любого из нас, и каждый может внести свой вклад в ее решение. И от того, какие ответы мы найдем сегодня, будет зависеть качество нашей жизни завтра.
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Как поделить игрушки без ссор или 6 конфликтных ситуаций на детской площадке
Детская площадка — это место, где ребенок может вдоволь порезвиться, выплеснуть переполняющую его энергию. Здесь же происходит его социализация: малыш учится общаться со сверстниками, сталкивается с проблемами и конфликтами, которые нужно решать.
1. Посторонние критикую вас как маму
Наверное, вам знакома такая ситуация: ребенок беззаботно прыгает по лужам, смеется, а вокруг собирается кружок из других мам и бабушек. Они вовсю обсуждают, как плохо вы воспитываете свое чадо.
Закономерная реакция на такое поведение незнакомых людей — дать им отпор: «Кто дал право посторонним делать мне замечания, тем более в присутствии ребенка?». Сдержать этот порыв сложно, ведь окружающие действительно несправедливы — они понятия не имеют, какая вы мама. Однако спорить в данном случае бесполезно. Вы только растратите свои нервы, но каждый останется при своем мнении.
Лучшее решение — игнорировать чужие высказывания. Не обращайте внимания на то, что говорят незнакомые вам люди, особенно если их придирки ничем не обоснованы.
2. Кто-то сделал замечание вашему ребенку
Возможна и такая ситуация: вы с малышом возвращаетесь домой с прогулки — довольные и веселые, но испачканные. Если вдруг вам встретится какая-нибудь Анна Ивановна из соседнего подъезда, она поспешит сделать замечание ребенку: «Почему же ты такой грязнуля? Посмотри, как ты запачкался! А одежду-то придется стирать твоей маме!».
Вам нужно помнить, что малыши болезненно реагируют на критику из уст чужих людей. В таких ситуациях мама всегда должна заступаться за своего карапуза. Иначе, не ощущая поддержки с вашей стороны, он замкнется и станет неуверенным в себе.
Малыш не должен винить себя за то, что маме придется стирать вещи, которые он испачкал на прогулке.
Если кто-то делает ему подобные замечания, ваша задача — защитить его, дать ему почувствовать, что вы на его стороне.
Повернитесь к ребенку и скажите ему спокойным тоном: «Хорошо мы с тобой погуляли, да? Теперь нужно помыться и постирать одежду, но мы же с тобой счастливые и отдохнувшие, поэтому справимся с этой работой!».
3. Ваш малыш отнял игрушку у другого ребенка
Если на детской площадке вы заметили, что ваш малыш пытается забрать у кого-то игрушку, не спешите его ругать. Конфликт можно решить мирным путем:
- Тактика выжидания. Спокойно объясните ребенку, что он берет чужую игрушку, которой еще хочет играть ее хозяин. Попросите малыша немного подождать. Возможно, чуть позже хозяин игрушки поделится ей или захочет поиграть вместе;
- Обмен игрушками. Если ваш ребенок согласится на этот вариант, пусть он предложит хозяину понравившейся игрушки несколько своих на выбор.
4. Ваш ребенок плачет и не может вернуть свои игрушки
Кто-то из малышей на детской площадке может отобрать игрушку у вашего ребенка. Даже если он заплакал и прибежал к вам с жалобами, не торопитесь вмешиваться. Лучше воспользуйтесь такими советами:
- Поговорите с ребенком. Скажите ему, что понимаете, как он сам хотел поиграть с игрушкой, и предложите вместе попросить вернуть ее. Еще один вариант: объясните ребенку, что другой ребенок взял его игрушку на время, скоро он ее отдаст. Чтобы отвлечь малыша, предложите ему покачаться на качелях или покататься с горки;
- Если ваше чадо не соглашается ждать, возьмитесь за руки и вместе подойдите к обидчику. Вежливо попросите ребенка отдать игрушку вашему сыну или дочке;
- Если просьба не подействовала, предложите детям поменяться игрушками на время. Если они не согласны, мягко заберите игрушку из рук малыша.
Соблюдая эти рекомендации, вы научите ребенка решать конфликты мирным путем.
5. Ваш малыш злится, потому что у него отобрали игрушку
Если другой ребенок забрал игрушку у вашего малыша, он может попытаться вернуть ее силой. Осознание того, что такое собственность, приходит лишь в трехлетнем возрасте. До этого малышу кажется, что игрушку отбирают у него навсегда.
Ваши действия в такой ситуации должны быть следующими:
- Не позволяйте детям применять силу по отношению друг к другу;
- Скажите своему ребенку, что понимаете, как ему неприятно, но обижать другого малыша тоже нельзя;
- Предложите детям обменяться игрушками. Расскажите, что так будет интереснее вместе играть;
- Не принуждайте малыша отдавать игрушки и не давите на него;
- Если ваш ребенок не согласен делиться, поговорите с другим малышом. Извинитесь перед ним и скажите, что ваш ребенок пока не может дать ему свою машинку, так как сам не наигрался.
6. Ваш ребенок взял чужую игрушку, которой никто не играл
Дети берут на прогулку разные игрушки. Потом они забывают о них, отвлекаясь на другие занятия. Если ваш кроха подошел к куче брошенных игрушек и попытался взять одну из них, вам стоит повести себя так:
- Если малыш берет игрушку ваших знакомых, попросите у них разрешение взять ее. Своего ребенка предупредите, что потом игрушку нужно будет положить на место или отдать в руки хозяину;
- Если вы не знаете, чья это игрушка, громко спросите об этом. Если вы так и не нашли хозяина, скажите ребенку, что брать чужое без разрешения нельзя, и попросите вернуть игрушку на место;
- Если ваш малыш не может отказаться от игрушки и уже готов заплакать, а хозяин так и не объявился, предложите поискать его вместе. Походите по детской площадке, поспрашивайте. Даже если не найдете хозяина игрушки, ребенок хоть немного с ней поиграет, а потом положит на место.
Читаем также:
Дмитрий Карпачев: конфликты на детской площадке. Как научить ребенка реагировать на конфликты
Вам также может понравиться
Почему не надо учить ребенка делиться игрушками. Как правильно разрешать конфликты в песочнице
Есть у меня точка зрения, категорически не совпадающая с «общественным мнением», доставшимся нам с советских времен. Однажды, подняв её в своем блоге, я несколько недель не могла разобрать поток гневных сообщений.
Снежный ком негодования переходил в лавину злости и разочарования многих моих подписчиков. «Люба, что за бред вы несёте. Так мы вырастим совершенно безучастное и жестокое общество». Шаблон не хотел вот так просто разрываться. Сопротивление было очень мощным. На меня сыпались разочарования и обвинения.
Но… до поры до времени. Нужное зерно уже было посеяно в мозгу. Пусть даже изначально в формате несогласия. Особый кайф был читать сообщения от этих людей спустя какое-то время. Когда зерно уже проросло (а рано или поздно оно неизбежно прорастает).
«Люба! Как вы были правы! Каюсь. Спасибо! Вы подарили мне новые отношения с детьми. Да и с собой тоже».
Итак, что же это за страшное убеждение?
Я совершенно уверена, что делиться не нужно
В любой компании, и уж точно на каждой детской площадке, все взрослые щеголяют одной и той же фразой: «Нужно делиться». Мы выросли с этим шаблоном и употребляем его настолько молниеносно, что даже не успеваем задуматься. А кому нужно? Почему нужно? Для чего?
Нужно нашей низкой самооценке? Потому что смотри: я всё отдам, я — хорошая (для других). Я добрая. Отдам. Всё отдам, потому что не жадина. Потому что не люблю себя и мне вообще ничего не принадлежит.
Отдам всё, лишь бы общество вдруг про меня чего такого не подумало. Даже если я и не хочу отдавать, даже если я и правда такая, как оно подумает, — я всё равно отдам. Пусть подумает так, как принято думать о нормальных людях.
Вы уловили суть этого абсурда?
Как часто на детской площадке молниеносно взрослыми решается вопрос — забрать силой у своего ребенка его игрушку, лишь бы какой-нибудь посторонний папа Васи не сказал, что ваш ребёнок, например, жадина. В переводе — что вы воспитали жадину. В ещё более детальном переводе, что вы — хреновая мать.
Нет! Подождите, не думайте так. Я крутая мать. Сейчас я применю силу и всё отберу. «Держи, очень важный для меня посторонний Вася. Играй. А ты не реви, как жадина, мой неважный родной ребёнок».
Фу… Премия «родитель года» — ваша. Ура! Или не ура?
Ты не должна ни с кем делиться, если ты этого не хочешь
Так я всегда говорила, говорю и буду говорить своим детям.
Хотеть делиться — это круто. Делиться от ощущения безысходности — полный провал. Вы ведь видите разницу?
Я обожаю наблюдать за этими процессами выбора в голове у своих детей. Быть доброй и участливой не по инструкции, а из личного желания. Делиться и получать от этого удовольствие, а не чувствовать себя ущербным и униженным.
Ребёнок, который растет не под лозунгом «нужно делиться», ощущает гораздо больше, чем просто спокойствие за сохранность своей игрушки. Он ощущает уважение к себе. Свободу своего выбора. Вообще возможность выбора в целом. Ощущение защищенности от внешних спонтанных событий и факторов, от чужих желаний.
Я не должен любому человеку по его первому запросу и прихоти отдавать дорогую для себя вещь. И пусть этой вещью будет сломанная машинка, ободранная кукла или мягкая игрушка, которой сто тысяч лет. Кто вообще определяет эту ценность, кроме него самого?
В мире ценностей маленького ребёнка нет айфонов и золотых часов. Его мир привязанностей состоит из лопаток и резиновых уточек. Зачем же тогда вы орёте, что «это всего лишь старая вонючая машинка, не будь жадиной и дай ты эту ерунду поиграть Васе». Не обесценивайте его эмоции и дорогие ему предметы.
«Отдай, какая тебе разница». Пусть он сам решит, есть ему разница или нет. А если она есть — дайте ему право на это мнение. Почему кто-то «должен делиться», если он не хочет.
Как убивается умение слушать себя
Но давайте, может быть, поработаем не на благо чужих людей, а для своего близкого человека. Понравьтесь ему. А лучше даже — понравьтесь себе. В роли мамы, которая уважает интересы своего ребёнка.
Ведь он на вас смотрит. Он в вас верит. Он максимально зависим от вас и от ваших решений. Вы для него целая вселенная.
И когда твоя вселенная унижает тебя и обесценивает на корню ради посторонних эмоций — это очень грустно. Невыносимо.
В каждой ситуации первое, что делает ребёнок, — ищет глазами маму. Ждёт её реакцию, поддержку. А поддержка так грубо и неожиданно уходит на другое поле.
И всё это даже глубже, чем история про «делиться». Она очень близка к тем самым ощущениям, связанным с любовью к себе. Эти странные шаблоны проросли в нас и напрочь отрубили дороги к своему «я».
Имею ли я право решать сам или нет? Могу ли я послушать себя в ситуации, когда забирают мою любимую вещь? Имею ли какое-то значение? Кому принадлежит право выбора? Почему не мне? Насколько тогда вообще ценно моё мнение?
Способность слышать себя, то самое «а как мне», которого безуспешно добиваются от нас, взрослых, психологи — рождается или убивается в том числе в этих детских ситуациях. Когда ты ничего не решаешь, когда «тебя не спрашивали».
Громче всех на площадке слышно именно родителей: «Ты чё, жадина?» — кричим мы, как бы выгораживая себя перед окружающими (мол, я-то не такой).
Но подумайте, даже если все вокруг решат, что ваш ребёнок «жадина», разве планета от этого остановится? Ваш ребёнок лично для вас станет хуже?
Сомневаюсь. Если кто-то на площадке хочет отобрать игрушку у моего ребёнка — я наблюдаю. Если вижу, что присоединяются взрослые и начинают давить этими любимыми идиотские фразами — подхожу и спокойно, но чётко говорю свою позицию: «Не хочешь — не делись. Ты никому ничего не должна. Никого не слушай и решай сама».
Ни с кем не споря и никому ничего не объясняя, я обращаюсь только к своему ребёнку. Просто подтверждаю, что я её поддерживаю. Показывая свою позицию кричащей на неё бабушке через свою поддержку, а не через спор с этой самой бабушкой. На её установки мне абсолютно всё равно.
Вы должны быть поддержкой своему ребёнку. Только вы и только сейчас растите в нём личность. Сильную, уверенную в себе личность. Или забитую жертву, обязанную всем и всюду.
Это невозможно крутое ощущение, которое я несу с собой уже 32 года моей жизни. За моей спиной стена из моих взрослых. Родителей, которые в меня верят и в первую очередь поддержат именно меня, а не дешёвый авторитет общественности.
Я всегда знала, что, если меня обвинят в самых страшных пусть даже на 100 % очевидных грехах, мама никогда не поверит вслепую, а всегда сначала выслушает меня.
Это очень крутая опора — понимание, что твоё мнение и видение ситуации важно для твоего взрослого.
Как донести до ребёнка, что в любых ситуациях и на всю жизнь ты — его опора?
Просто стать ею. Всегда. Везде. И при любых обстоятельствах.
Если будешь себя плохо вести…
«Я сейчас заберу тебя у мамы, если будешь себя плохо вести», — комментарии незнакомцев, от которых даже некоторые мамы впадают в ступор.
«Люб, а что отвечать в такие моменты?» Как что? В идеале не нужно отвечать незнакомцу вообще. Он тут как бы ни при чём, даже если он решил иначе. Объясняться с ним вы не должны.
Но вы должны чётко сказать своему ребёнку (так чётко, чтобы посторонние педагоги-помощники тоже слышали), что даже если он себя будет суперотвратительно вести — никакой левый дядька ни за что на свете его у вас не заберёт. Это просто факт. А если только кто-то пошевелит пальцем — сразу же уедет в полицию.
Я знала, что меня никогда и ни за что на свете не заберут даже внезапно высадившиеся на землю инопланетяне. И боялась бы в этой ситуации я разве что за них.
Ощущение тыла. Уверенность в том, что тебя любят не только в определённых ситуациях. Что тебя примут, даже если ты ошиблась. Это то, что на 100% помогало мне по жизни. Где бы я ни находилась. Прекрасное ощущение.
Как все-таки научить ребенка делиться?
Знаете, в чём парадокс? Ксения — мой первый ребёнок, который рос в этой теории «не должна делиться, если не хочешь» — просто обожает отдавать. Дарить. Отламывать шоколадки. Снимать с себя кофту, если кто-то замёрз. Меняться игрушками, если кто-то рядом грустит или просит.
Потому что она получает от этого истинное удовольствие. Она делает свой выбор, а не действует из-под палки. Фраза «нужно делиться» порождает только комплексы, а не искреннюю доброту и щедрость.
У моего ребёнка нет никакого внутреннего протеста, ей не хочется защищаться и защищать своё имущество/игрушки/еду. Она совершенное спокойна. Она уверена, что за неё никто не решит силой или обесценивающей фразой.
И как же приятно наблюдать за этими откровенными благими поступками своего маленького человека. Поступками от души, а не «по инструкции».
Чем меньше, тем лучше: 14 причин не покупать детям много игрушек
Внимательные родители следят за количеством игрушек в комнате ребенка. В те времена, когда комнаты наших детей заполнены игрушками буквально до потолка, мыслящие родители стараются сократить количество игрушек, в которые играют дети.
Замечали ли вы, что внимание ребенка и способность играть в игрушки напрямую зависят от их количества? Чтобы ребенок действительно в них играл, и чтобы эти игры приносили ему радость и пользу, родители должны понять, что небольшое количество игрушек для ребенка намного лучше, и именно оно окажет позитивное влияние на его будущее.
1. Дети будут более креативными
Слишком большое количество игрушек тормозит творческое развитие ребенка. Детям нет необходимости изобретать, придумывать, когда рядом с ними находится гора игрушек. В Германии в детских садах был проведен следующий эксперимент: в группах на три месяца убрали все игрушки.
Поначалу детям было очень скучно, и они не знали, чем себя занять. Однако спустя некоторое время дети стали больше общаться друг с другом и в буквальном смысле изобретать, используя для своих игр подручные и окружающие их предметы. Супруг одной из моих подруг жил в детстве на Севере.
Игрушек не было совсем. Единственное, что было у ребенка в большом количестве, – это спичечные коробки. В течение нескольких лет ребенок играл только в них, создавая модели и придумывая сюжеты.
В итоге, он не только успешен в своей профессиональной жизни, он также пишет красивую музыку и планирует выпустить свой альбом.
2. Дети развивают способность концентрации внимания
Для того, чтобы сохранить внимание, в зоне видимости ребенка должно быть не более пяти предметов. Окружая себя большим количеством ярких, разнообразных игрушек, внимание рассеивается и, более того, ребенок не учится его концентрировать, что очень важно для его будущей жизни. Обладая большим количеством игрушек, дети перестают их ценить.
Причем каждая новая игрушка ценна для ребенка все меньше и меньше, и, поиграв в нее день-два, ребенок начинает просить новую, чтобы снова испытать радость от владения новой вещью. Производители игрушек подпитывают в детях это желание, формируя из них потребителей.
Только родители могут повлиять на этот процесс, осознав важность игрушек и их количества для будущего ребенка.
3. Развиваются социальные навыки ребенка
Дети с меньшим количеством игрушек способны гораздо лучше налаживать связи с другими детьми и взрослыми. В первую очередь потому, что они учатся реальному общению. Исследования показали, что дети, способные создавать дружеские отношения в детстве, становятся гораздо более успешными в своей взрослой жизни.
4. Дети становятся более заботливыми к тем вещам, которые они используют
Ребенок, у которого большое количество игрушек, перестает их ценить. Он уверен, что, если сломается одна, на смену придет новая.
В этом есть значимый воспитательный характер игрушки, формирующий отношение к миру.
Ребенка обязательно нужно учить бережному отношению к своим игрушкам и вещам, чтобы, повзрослев, он не перенес это потребительское отношение на реальные человеческие отношения.
5. В детях развивается любовь к чтению, письму и искусству
Известны случаи, когда в семьях не было ни игрушек, ни телевизоров. В таких семьях вырастали читающие и творческие личности. Меньшее количество игрушек заставляет детей искать другие интересные для себя занятия.
Очень часто ими становятся книги и творчество. Дети, любящие книги, вырастают эрудированными и с богатым воображением.
Искусство приобщает детей к миру прекрасного, к миру настоящих эмоций и чувств, делая их более уравновешенными и созидательными.
6. Дети становятся более изобретательными
Изобретательность, способность быть находчивым развиваются в том случае, если у ребенка нет готовых ответов на те вопросы, которые встают перед ним. Редкая игрушка на сегодняшний день удовлетворяет данным требованиям. Механические игрушки не способствуют развитию творческого мышления. Возможность развить в ребенке потенциал исследователя – всецело в руках родителей.
7. Дети меньше спорят и больше договариваются
Это может показаться нелогичным. Ведь для многих родителей очевидно, что чем больше у детей игрушек, тем меньше они спорят и ругаются со своими братьями и сестрами. Однако зачастую это не так.
Каждая новая игрушка способствует обособлению ребенка от братьев и сестер, созданию своей «территории».
Большее количество игрушек вызывает больше споров, в то время как меньшее количество игрушек способствует тому, что дети учатся договариваться между собой, делиться и играть вместе.
8. Дети учатся быть настойчивыми
Когда у ребенка под рукой большое количество игрушек, он сдается гораздо быстрее. Если игрушка вызывает какую-либо сложность, он откажется от нее в пользу другой, более простой игрушки, которая лежит рядом с ним.
Или же в подобных ситуациях дети чаще обращаются к родителям за помощью вместо того, чтобы самому дойти до решения.
Когда игрушек мало, ребенок будет стараться разобраться с игрушкой сам, тем самым он будет учиться настойчивости, терпению и навыкам доводить дело до конца самостоятельно.
9. Дети становятся менее эгоистичными
Дети, получающие все по первому требованию, верят, что они могут получить все, что захотят. Такое мышление очень быстро приводит к нездоровому образу жизни.
10. Дети становятся более здоровыми
Потребление в вещах зачастую переходит в неконтролируемое потребление пищи, тем самым развивая привычку питаться неправильно. Сдержанность же в игрушках воспитывает сдержанность ребенка и в других сферах его жизни. Кроме того, дети, не имеющие комнаты, заваленной игрушками, чаще предпочитают играть на свежем воздухе, с большим удовольствием вовлекаясь в активные игры на природе.
11. Дети учатся находить удовлетворение за пределами магазина игрушек
Истинная радость и удовлетворенность никогда не будут найдены на прилавках магазина игрушек.
Дети, которые выросли в семье с мыслью о том, что любые желания и удовольствия могут быть куплены за деньги, превратятся во взрослых, которые не смогут найти удовлетворения от жизни.
Наоборот, дети должны вырасти с убеждением, что истинное удовольствие и радость находятся во взаимоотношениях с людьми, в том, что представляет вечную ценность, – дружба, любовь, семья.
12. Дети будут жить в более чистом и аккуратном доме
Родителям известно, что игрушки никогда не живут только лишь в комнате ребенка, они заполоняют собой всю квартиру. Логично предположить, что меньшее количество игрушек будет способствовать тому, что в доме будет порядок и чистота.
13. У ребенка не будет «бесполезных» игрушек
Игрушки нужны не только для того, чтобы в них играть. Психологи утверждают, что игрушка обладает особой ролью в формировании личности будущего ребенка. Она помогает ему понять мир, в котором он живет, сформировать мнение о себе и окружающих его людях.
Игрушка способна сформировать или существенно повлиять на ценности ребенка и таким образом определить в некоторой степени его будущее. Поэтому мудрые родители обращают внимание на то, в какие игрушки играют их дети, тщательно выбирают игрушку, находясь в детском магазине, обращая внимание на возраст, внешний вид, материалы, практическую и интеллектуальную ценность игрушки.
Будем честны: далеко не все игрушки обладают такой ценностью. Но чем реже родители покупают игрушки, тем больше внимания уделяют этому аспекту.
14. Ребенок вновь научится радоваться подаркам
«Что подарить ребенку, у которого все есть?» — один из самых распространенных вопросов на родительских форумах. Действительно, большинство детей уже просто нечем удивить.
Они больше не радуются подаркам так, как это было в нашем детстве и детстве наших мам и бабушек, когда игрушки дарили только по праздникам. Если вы покупаете игрушки так же, как хлеб и молоко, — это перестает быть событием.
И игра в такую игрушку перестает быть событием тоже. Покупая меньше игрушек, вы вернете ребенку возможность радоваться подаркам по-настоящему.
«Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука, книга «После трех уже поздно».
Я не против игрушек. Но я за те возможности, которые жизнь предоставляет ребенку, – быть творческим, изобретательным, находчивым, целеустремленным и настойчивым. Только такие дети вырастают во взрослых, способных менять жизнь к лучшему. Поэтому зайдите сегодня в комнату ребенка и незаметно для него уберите большую часть игрушек. Уверяю вас, вы не пожалеете об этом.
Если у вашего ребенка много игрушек, воспользуйтесь этим простым советом психологов: обратите внимание на те игрушки, в которые ребенок играет прямо сейчас. Эти игрушки оставьте в поле зрения чада. Остальные спрячьте.
Время от времени, видя, что ребенок теряет интерес к тем игрушкам, в которые он играет, убирайте надоевшие игрушки и предлагайте ему другие из «тайника». Так вы отсеете то, что ребенку совсем не нужно, что было куплено напрасно и только занимает место в детской.
От этих игрушек можно избавиться, например, отнеся их в детский садик.