Cогласно действующему законодательству экспедитор несет ответственность за повреждение груза в процессе осуществления им транспортно-экспедиционной деятельности.
В целях защиты Вашей компании от незапланированных расходов, связанных с необходимостью возмещения причиненного ущерба грузовладельцу, АО «СК «ПАРИ» может предоставить страховую защиту экспедитору, организующему перевозки грузов как по территории России, так и в международном сообщении.
Ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) всего груза или его части в результате:
- кражи с квалифицирующим признаком «с незаконным проникновением в помещение или иное хранилище»;
- грабежа, разбойного нападения;
- ДТП по вине перевозчика;
- подмочки;
- ненадлежащей укладки, укрытия, крепления и увязки груза в транспортном средстве;
- нарушения температурного режима перевозки и хранения груза, связанного с перерывом в работе холодильной установки в результате ее остановки, вызванного пожаром или взрывом, аварией или механической поломкой холодильной установки или транспортного средства.
Вы можете получить предложение по страхованию ответственности экспедитора, связавшись с нашими специалистами по телефону, либо воспользовавшись формой обратной связи. Для удобства и более точного расчета заполните анкету — заявление.
- Возможна ли рассрочка при оформлении договора страхования гражданской ответственности экспедитора? Возможна, если размер страховой премии по договору составляет не менее 90 тыс. рублей.
- В какие сроки и каким способом необходимо уведомить Страховщика о наступлении страхового случая? Страхователь обязан незамедлительно, но в любом случае не позднее 24-х часов, с момента, когда он узнал о факте причинения вреда, известить об этом Страховщика любым доступным способом (по телефону, факсу, электронной почте), позволяющим зафиксировать прием сообщения. Диспетчерская служба АО «СК «Пари» работает круглосуточно.
- Кому выплачивается страховое возмещение? Страховое возмещение выплачивается грузовладельцу. В случае если Страхователь по согласованию со Страховщиком возместил причиненный ущерб, страховое возмещение может быть выплачено Страхователю.
- Какая территория покрывается страхованием? Ответственность может быть застрахована при организации перевозок груза по всему миру. Исходя из потребностей Страхователя, в договоре страхования указывается конкретная территория страхования.
- В какие сроки выплачивается страховое возмещение? Страховое возмещение выплачивается Выгодоприобретателю или Страхователю, возместившему ущерб по согласованию со Страховщиком, в течение 30 рабочих дней со дня предоставления последнего из необходимых документов.
- На какой срок может быть заключен договор страхования гражданской ответственности экспедитора? Договор страхования гражданской ответственности экспедитора может быть заключен на срок от 6 до 12 месяцев.
Страховая компания «ПАРИ» использует«cookie» файлыдля персонализации сервисов и удобства пользования веб-сайтом. Мы серьезно относимся к защите персональных данных — ознакомьтесьс условиями и принципами их обработки.
Если вы не хотите использовать файлы «cookie», измените настройки браузера
Косырев Дмитрий
Начальник отдела страхования ответственности экспедиторов и перевозчиков
Не платят за перевозку? Как удержать груз по закону и без последствий – Автомобильные грузоперевозки – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Если грузовладелец не оплачивает услуги перевозчика, последний может удержать его груз до полного погашения задолженности. Но есть нюансы, о которых необходимо знать, чтобы удержание не признали неправомерным.
Оказание возмездных услуг очевидно предполагает оплату таких услуг. Однако на практике не все заказчики оплачивают услуги перевозчиков и экспедиторов в оговоренный срок по различным причинам. Не желая утрачивать партнерские отношения с заказчиками, экспедиторы и перевозчики продолжают перевозить грузы «в долг», наращивая дебиторскую задолженность.
Действующим законодательством предусмотрена возможность удержания имущества должника в качестве гаранта оплаты оказанных, но не оплаченных услуг. Такое право есть и у перевозчика, и у экспедитора, но с некоторыми особенностями. О существовании такого права в теории известно всем участникам процесса, но с практикой возникают сложности.
Во-первых, желая удержать груз в счет оплаты услуг, необходимо определиться с характером сложившихся между сторонами правоотношений, а именно кто перед нами – экспедитор или перевозчик.
Экспедитор вправе удержать груз в случае, если это право прямо предусмотрено договором, а перевозчик наделяется такой возможностью в случае отсутствия в договоре соответствующего запрета.
Иными словами, если в договоре перевозки установлен запрет на удержание, а в договоре транспортной экспедиции прямо не указано, что экспедитор вправе удержать груз – удержание будет неправомерно, а действия перевозчика и экспедитора могут быть квалифицированы по ряду статей кодекса об административных правонарушениях или уголовного кодекса.
Во-вторых, удержание груза возможно только в счет оплаты уже возникшего обязательства.
Как это ни странно, в судебной практике довольно часто встречаются случаи, когда груз удерживается в счет оплаты перевозки, обязательство по оплате, которой на момент удержания еще не наступило.
Нельзя удерживать груз в счет оплаты перевозки, заключенной на условиях пост оплаты, так как обязательство заказчика оплатить возникнет только после выполнения ряда условий, как минимум – по факту передачи груза уполномоченному лицу в месте назначения.
donwork.ru
В-третьих, не рекомендуется удерживать грузы, не принадлежащие должнику. В случае, если владелец не задолжал перевозчику, то удержание его груза вероятнее всего будет расценено судом неправомерным.
Для удержания имущества необходимо чтобы это имущество принадлежало должнику на праве, которое позволяет им распоряжаться по своему усмотрению (на праве собственности, например).
Вероятность того, что удержание возымеет нужное действие на должника, не являющегося владельцем, конечно есть (в ситуации, когда груз удерживает фактический перевозчик, а претензии по факту утраты груза предъявляются грузовладельцем к экспедитору, состоящему с ним в договорных отношениях) задолженность будет погашена, груз доставлен и ситуация разрешится вполне мирным путем.
Но в обратной ситуации перевозчик не будет иметь прав на реализацию фактически чужого имущества, зато может оказаться ответчиком по делу об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
По факту удержания груза необходимо уведомить грузовладельца о месте хранения груза, факте и основаниях удержания.
В противном случае у собственника будут все основания считать груз утраченным по истечению максимально возможного срока доставки, предусмотренного договором или действующим законодательством (статья 14 УАТ).
Не стоит забывать и о соразмерности задолженности и удержанного имущества, а также о сроках годности, условиях хранения такого имущества. Механизм удержания направлен на стимуляцию погашения существующей задолженности, но не стоит злоупотреблять своими правами и помнить об обязанностях и добросовестности.
В случае, если в результате действий перевозчика имущество будет испорчено (например, по причине истечения срока годности, о котором перевозчику было достоверно известно), ответственность за такую порчу будет нести перевозчик – соответствующие прецеденты в судебной практике имеются.
Принимая решение об удержании груза, рекомендуется получить консультацию у квалифицированного специалиста, который поможет скоординировать действия и не допустить ошибок.
Компания «Независимое агентство сюрвея и аджастинга» обеспечивает комплексное сопровождение проблемных ситуаций, возникающих в логистике.
В зависимости от момента и целей привлечения в качестве независимого эксперта, мы оказываем услуги по инспекционному осмотру груза (сюрвей), урегулированию убытков (лосс аджастинг), судебному представительству по защите нарушенных прав заказчика.
Урегулирование любых, даже самых сложных ситуаций, возможно при профессиональном подходе, умении реагировать быстро и своевременно, надлежащем документальном оформлении причиненного убытка и соблюдении правильной последовательности действий.
© ООО «НАСА» — Независимое агентство сюрвея и аджастинга
Отдельные вопросы ограничения ответственности перевозчика и экспедитора
- Вопрос разграничения понятий «экспедитор» и «перевозчик» является проблемным для понимания не только для грузовладельцев, но и зачастую для самих перевозчиков.
- Между тем правильная правовая оценка договора и вытекающих из него правоотношений может усугубить или наоборот усилить позицию сторон, в случае возникновения спорной ситуации.
- Различия между транспортной экспедицией и перевозкой достаточно существенны, законодатель подчеркнул важность каждого из этих институтов, уделив им по отдельной главе Гражданского кодекса.
- Не вдаваясь в определения гражданского законодательства — в наиболее общем понимании, перевозка — это перемещение груза исполнителем из пункта «А» в пункт «Б» от своего имени, чаще всего собственным транспортом и без посредников.
Транспортно-экспедиционная деятельность предполагает организацию перемещения груза из пункта «А» в пункт «Б», а также оказание дополнительных услуг, необходимых для такого перемещения и непосредственно с ним связанным (например, упаковка груза, разработка кратчайшего маршрута, страхование, таможенное оформление груза и т.д.).
На первый взгляд при выборе грузовладельцем вида договора, оба варианта имеют право на существование и особых различий не имеют (рассматривается ситуация при прочих равных, т.е.
без учета наличия или отсутствия действующего договора страхования и/или страхового полиса, собственного автопарка и многолетней деловой репутации и т.п.
), ведь для него основной целью является перемещение груза по заданному маршруту в целости и сохранности.
Проблемы могут возникнуть в случаях повреждения груза, его полной (или частичной) утраты, нарушения экспедитором/перевозчиком сроков исполнения принятых на себя договорных обязательств.
Как показывает анализ судебной практики, оппоненты довольно часто дают неправильную правовую оценку заключенному договору, в исковых заявлениях в части обоснования требований и возражений нередко происходит «смешение» понятий ответственности и обязанностей перевозчика и экспедитора.
Рассматривая вопрос в чем же разница между экспедитором и перевозчиком и почему необходимо эту разницу понимать, остановимся на вопросе ответственности перевозчика и экспедитора за происшествия с грузом в период его транспортировки.
Действующее законодательство, регулирующее деятельность перевозчиков, ограничивает их ответственность возмещением реального ущерба, возможность взыскания с перевозчика упущенной выгоды законом не предусмотрена.
В зависимости от сложившейся ситуации, перевозчик обязан будет возместить полную стоимость груза в случаях его утраты или существенного повреждения (при невозможности дальнейшей эксплуатации по прямому назначению), или, если повреждения не столь значительны, возместить сумму в денежном эквиваленте равной стоимости, на которую понизилась объявленная или действительная стоимость груза. Помимо выплаты указанного возмещения, перевозчик обязан осуществить возврат полученного вознаграждения полностью или частично (в зависимости от того, утрачен груз или получил повреждения в процессе транспортировки), эта обязанность закреплена законодательно. Ответственность перевозчика, таким образом, установлена достаточно конкретно, избежать которую получается в единичных случаях, связанных чаще всего с отсутствием документального подтверждения факта принятия груза к перевозке.
Ситуация с экспедитором немного сложнее. Экспедитор по сути своей деятельности больше напоминает агента-посредника, который отвечает за организацию перемещения груза. В случае его повреждения/утраты или порчи ситуация может развернуться в разных направлениях.
С одной стороны, экспедитору не запрещено осуществлять перевозку собственными силами при наличии на то технической возможности. Но даже в случае привлечения третьих лиц, несмотря на то, что экспедитор фактически не осуществляет перевозку, он остается ответственным перед грузовладельцем, так как в данном случае не происходит замены лица в обязательстве.
Более того, обязанность доказывать, что повреждение или полная утрата груза произошли не по вине экспедитора, возложена именно на него, а не на грузовладельца, о чем часто забывают в ходе судебных разбирательств. В отличие от перевозчика, на экспедитора возложена обязанность возмещения убытков в виде упущенной выгоды (п.4 ст. 7 87-ФЗ).
Однако при возникновении имущественных потерь и наличии твердого намерения взыскать с экспедитора упущенную выгоду, следует помнить о том, что грузовладельцу необходимо будет доказать факт причинения убытков и их размер, а также причинно-следственную связь между действиями экспедитора и наступившими убытками, в противном случае в удовлетворении подобных требований вполне вероятно будет отказано.
На практике процент удовлетворения требований, предъявляемых к экспедитору в судебном порядке и связанных с возникновением упущенной выгоды — не высок, это объясняется прежде всего слабой доказательной базой, предъявляемой сторонами для обоснования размера своих потерь, поэтому для этих целей рекомендуется привлекать специализированную организацию на ранних стадиях возникновения убытка.
Также следует помнить, что Гражданским кодексом Российской Федерации (а именно статьей 803) предусмотрено, что экспедитор будет нести ответственность перед своим клиентом, определенную по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик, в случае, если экспедитор докажет, что нарушил принятые на себя обязательства по причине ненадлежащего исполнения договора перевозки. В таком случае о возмещении упущенной выгоды речь уже не идет.
С другой стороны, довольно распространена ситуация освобождения экспедитора от ответственности, что подтверждается сложившейся судебной практикой. Происходит это по различным причинам, например, в договоре транспортной экспедиции может не оказаться гарантий осуществления сохранной перевозки, а услуги экспедитора будут расценены исключительно как посреднические.
Экспедитор будет нести ответственность за происшествия с грузом с момента его приемки и до выдачи грузополучателю в случаях, когда он каким-либо образом поручился за исполнение договора перевозки.
Действия экспедитора не будут расцениваться как ручательство, если: экспедитор письменно согласовал с грузовладельцем кандидатуры перевозчиков (предлагая грузовладельцу определенный выбор транспортных компаний), не выдавал от своего имени транспортных документов, подтверждающих принятие груза для последующего осуществления перевозки (транспортную накладную или экспедиторскую расписку), не выступал доверенным лицом грузовладельца (а организовывал оформление доверенности на представителя перевозчика), свое вознаграждение выделил отдельно от стоимости услуг фактического перевозчика.
Конечно каждый случай необходимо оценивать в совокупности с представленными документами с учётом договорных обязательств, которые принял на себя экспедитор, а также его фактических действий.
Но на практике при соблюдении вышеуказанных условий полностью или в части, вполне вероятно, что экспедитор будет признан надлежаще исполнившим свои обязанности, а с требованием о возмещении убытков грузовладелец будет вынужден обратиться к перевозчику.
Подводя итог, стоит отметить, что ответственность перевозчика и экспедитора на наш взгляд, является условно ограниченной.
Формально ограничение ответственности присутствует – в пределах стоимости груза исходя из товаросопроводительных документов или его среднерыночной стоимости, а в случаях, когда грузовладелец воспользовался своим правом и объявил ценность груза – в размере такой ценности.
Такое ограничение, в частности, лишает возможности недобросовестных участников правоотношений обогатиться за счет перевозчика или экспедитора.
При этом очевидно, что диапазон стоимости груза может быть достаточно велик и явно не сопоставим с размером вознаграждения экспедитора и перевозчика. Стремление перевозчика и экспедитора минимизировать свои риски объяснимы, утрата дорогостоящего груза может привести, в том числе, к их финансовой несостоятельности.
Рассматривая вопрос с точки зрения интересов грузовладельца при заключении договора экспедиции или перевозки грузов, рекомендуется не пренебрегать внимательным изучением договорных условий, использовать простые и четкие формулировки, осуществлять необходимые действия по уменьшению своих рисков (объявлять ценность, страховать груз, привлекать независимые специализированные организации для участия в отдельных логистических операциях и т.д.).
© Независимое агентство сюрвея и аджастинга
Договор перевозки и транспортной экспедиции: основные правовые позиции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26
26 июня 2018 г.
Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции», которым обобщил судебную практику и сформулировал правовые позиции по спорным вопросам применения законодательства о договоре перевозки и транспортной экспедиции (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 26).
В данном обзоре кратко сформулированы основные правовые позиции, изложенные в Постановлении Пленума ВС РФ № 26.
Знание основных положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 необходимо участникам транспортно-экспедиционной деятельности (перевозчикам, экспедиторам, грузоотправителям, клиентам), чтобы учесть возможные негативные риски при осуществлении практической деятельности.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия или противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.
В теории различают ответственность за виновное причинение вреда, ответственность за случайное причинение вреда и ответственность вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Данным постановлением ВС РФ закрепил правовую позицию о том, что за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик несет ответственность независимо от наличия его вины, в том числе, за случайное причинение вреда.
Таким образом, только обстоятельства непреодолимой силы освобождают перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
Ответственность перевозчиков за просрочку доставки грузов
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза.
Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых могут быть включены суммы: уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю.
Вопрос взыскания штрафов (договорной неустойки) с перевозчика в случае просрочки доставки груза являлся спорным в судебной практике, однако, данным положением ВС РФ прямо закрепил обязанность перевозчика возмещать стороне договора перевозки убытки, в состав которых может быть включена договорная неустойка, предусмотренная договором, стороной которого перевозчик не является.
Это существенно увеличивает общий размер ответственности перевозчика, учитывая, что перевозчик может даже не знать о каких штрафах может идти речь и которые он должен будет заплатить при просрочке доставки груза. Ответственность экспедитора зависит от его обязанностей по договору. Договорный перевозчик. Согласно п.
25 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в зависимости от условий договора содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться: заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление транспортных документов, обеспечение отправки или получения груза и т.п. (пункт 1 статьи 801 ГК РФ).
На основании абзаца первого статьи 803 ГК РФ и пункта 1 статьи 6 Закона о транспортной экспедиции суд при возложении ответственности на экспедитора должен установить содержание его обязанностей и их ненадлежащее исполнение. Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если:
- Он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
- Он выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее – договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки. В соответствии с п.
26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети Интернет, через который заключался договор. Пункты 25 и 26 Постановления Пленума ВС РФ № 26 определяют (разграничивают) ситуации, когда экспедитор отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза и ситуации, когда он такой ответственности не несет.
Принципиально важно введение термина «договорный перевозчик».
Не всегда экспедитор выполняет перевозку лично и не во всех случаях выписывает экспедиторскую расписку (хотя и должен это делать) и, здесь важно установить выразил ли экспедитор каким-либо образом (способом) намерение гарантировать сохранную доставку груза и тогда он несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза или экспедитор не выражал такого намерения, тогда его ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза исключается. Признание экспедитора банкротом не исключает возможности взыскания причиненного ущерба с перевозчика. Согласно п. 27 Постановления Пленума ВС РФ № 26 в случае объявления экспедитора несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по договору перевозки, заключенному для клиента во исполнение указаний последнего, переходят к клиенту (абзац шестой статьи 1002, пункт 1 статьи 6 ГК РФ). В настоящее время, суды, применяя аналогию закона, распространяют применение данного положения на ситуации, когда экспедитор исключен из ЕГРЮЛ и такое исключение не связано с признанием его банкротом. Перевозчиком, в отличие от экспедитора, может быть вполне реальная, обладающая активами, нормально функционирующая организация и, в случае признания банкротом экспедитора, клиент, с учетом указанного положения, сохраняет возможность взыскать причиненный ущерб непосредственно с перевозчика, с которым экспедитором был заключен договор перевозки. С учетом положений Постановления Пленума ВС РФ № 26 перевозчикам и экспедиторам необходимо учитывать установленную повышенную ответственность за просрочку доставки грузов в виде необходимости уплаты штрафов по тем договорам, которые заключил их контрагент. Клиентам необходимо внимательно читать содержание договора транспортной экспедиции с тем, чтобы ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза была в нем прямо закреплена, и экспедитор не ушел от ответственности в тех случаях, когда он реально организует сохранную перевозку груза.
Перевозка грузов автотранспортом
Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.
Договор перевозки:
- перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
- перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
- перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор аренды транспортного средства:
- предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
- арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
- арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
- арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.
Договор фрахтования:
- предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
- оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
- фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
- фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
- фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.
Договор транспортной экспедиции:
- предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
- как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
- экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
- договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:
- клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
- цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
- экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).
Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика).
Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст.
785 ГК РФ подтверждает заключение договора перевозки). Суд установил неформальный «приоритет» подписанных договоров перевозки над транспортной накладной. И в подобных ситуациях фактический исполнитель вправе требовать оплаты от первого перевозчика, но не от грузоотправителя (п.
11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции от 20 декабря 2017 г.).
Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.
Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).
При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:
- груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
- груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
- повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
- груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
- груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.
- Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица
- Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.
- Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).
- Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки
Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).
Груз доставлен без повреждений упаковки
Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).
Непреодолимая сила
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
|
|
Нарушение условий договора контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.
Непреодолимая сила.
Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:
- чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
- непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
- непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.
Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).
Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.
Нарушение условий договор контрагентами перевозчика также не может освободить его от ответственности (только если контрагенты не исполнили свои обязательства по основаниям, признанным «форс-мажором»). Как видим, непреодолимой силой суды признают только очень узкий перечень обстоятельств исключительного характера.
Другие основания для привлечения к ответственности участников перевозки.
Основание | Участник перевозки | Размер ответственности |
невывоз груза (п. 1 ст. 34 УАТ) | перевозчик | 20% провозной платы + убытки |
несвоевременное предоставление транспортного средства для перевозки груза (п. 3 ст. 34 УАТ) | перевозчик | 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки |
просрочка доставки груза (п. 11 ст. 34 УАТ) | перевозчик | 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (ограничено размером провозной платы) + убытки |
непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТ) | грузоотправитель | 20% провозной платы + убытки |
неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза (п. 3 ст. 35 УАТ) | грузоотправитель | 20% провозной платы + убытки |
задержка (простой) транспортных средств, поданных под погрузку/выгрузку (п. 4 ст. 35 УАТ) | грузоотправитель / грузополучатель | 1% среднесуточной провозной платы за каждый полный час просрочки + убытки |
В договоре перевозки стороны могут предусмотреть иной размер ответственности за любое из указанных нарушений. Но имейте в виду, что если договор «умолчал» о другом размере ответственности по одному из оснований, то будут действовать положения закона.
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Превышение допустимой предельной массы / нагрузки на ось / габаритов* | Наказание для водителя | Наказание для перевозчика | Наказание для лица, осуществившего погрузку (по умолчанию – грузоотправитель), ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, руб. |
2-10% / до 10 см | 1 000 – 1 500 руб. | 100 000 – 150 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
10-20% / 10-20 см | 3 000 – 4 000 руб. | 250 000 – 300 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
20-50% / 20-50 см | 5 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 350 000 – 400 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
>50% / >50 см | 7 000 – 10 000 руб. или лишение прав | 400 000 – 500 000 руб. | 250 000 – 400 000 |
*допустимые значения определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»
За каждое единичное нарушение к ответственности будут привлечены водитель, перевозчик и грузоотправитель.
Последний вправе при рассмотрении административного материала представить документы, подтверждающие, что погрузку осуществил не он (к примеру, есть договор со специализированной организацией или погрузку осуществлял перевозчик собственными силами).
Во всех остальных случаях после уплаты штрафа перевозчик/грузоотправитель могут предпринять попытку взыскать убытки (размер штрафа) с контрагента по договору перевозки.
К убыткам могут быть отнесены и суммы, выплаченные в качестве возмещения вреда дорогам РФ на основании Постановления Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Каким образом снизить штраф:
- найти процессуальные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении или контрольном взвешивании;
- доказать, что осуществляло погрузку груза иное лицо;
- оплатить штраф в течение 20 дней со скидкой 50% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ);
- собрать доказательства наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица (п. 2.2, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Итак, все проблемы грузоотправителей и перевозчиков возникают из-за неправильного или легкомысленного оформления документов: договора, заявки на перевозку, транспортной и товарной накладной.
Просчитывайте возможные последствия заранее. Проверяйте свой документооборот в перевозках. Для грамотного и безрискового выстраивания отношений с участниками автоперевозок обращайтесь к квалифицированным юристам.
Ответственность экспедитора за утрату груза
23.03.2021
Ответчик (Исполнитель) и Истец (Заказчик) заключили договор, связанный с организацией перевозки груза – договор не имел точного наименования. Во исполнение договора стороны оформили заказ в виде заявки на перевозку груза по маршруту Республика Беларусь, г. Поставы — Казахстан, г. Алматы.
Для осуществления перевозки груза Ответчик привлекал третье лицо, которое при рассмотрении дела не подтвердило в последующем заключение договора. Ответчик подтвердил принятие заявки к исполнению и представил данные водителя, на имя которого впоследствии Истец выдал доверенность на получение товара. Водитель не являлся работником Ответчика.
По CMR груз получен водителем Ответчика и в качестве транспортера (перевозчика) в CMR указан Ответчик. Однако на место разгрузки в Республику Казахстан, г. Алматы груз не поступил.
В связи с этим, Истец обратился в экономический суд г. Минска с исковым заявлением о взыскании с Ответчика стоимости утраченного груза, указав, что Ответчик нарушил обязательства по Договору.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался тем, что Истец не доказал факт принятия Ответчиком груза в свое ведение, поскольку Ответчик не выдал расписку экспедитора, а указание Ответчика в CMR в качестве перевозчика не свидетельствует о принятии последним груза в свое ведение, так как водитель не является его работником. Суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.
Однако кассационная инстанция не согласилась с выводами судов нижестоящих инстанций, отменила судебные постановления и вынесла постановление об удовлетворении исковых требований.
Выводы суда кассационной инстанции
- из условий договора следует, что Ответчик несет предусмотренную КДПГ ответственность за сохранность груза с момента принятия его у грузоотправителя до момента передачи грузополучателю по количеству мест и качеству упаковки, но не отвечает за содержимое грузовых мест, если их упаковка не нарушена и не имеется доступа к содержимому;
- условиями заявки на перевозку груза предусматривалось, что Ответчик, как исполнитель, несет ответственность за выполнение условий транспортного заказа с возмещением всех убытков или штрафов, возникших или предъявленных в результате его действий или упущений;
- по правилам толкования статьи 401 ГК, учитывая смысл положенных в основу договора условий в целом и действительную волю сторон – договором предусматривалась возможность привлечения к ответственности Ответчика (как исполнителя) за утрату груза, в том числе, когда и он выступал в организованной им перевозке экспедитором.
- в соответствии с условиями договора именно Ответчик принял заказ к исполнению, предоставил Истцу данные на водителя, который в силу условий договора и являлся уполномоченным представителем перевозчика – этому лицу согласно CMR, где Ответчик назван в качестве перевозчика, и был выдан груз. В оформленной между сторонами заявке на перевозку не были указаны какие-либо третьи лица, названные в качестве перевозчика. То есть в данном случае имела место передача груза в ведение Ответчика.
- о принятии Ответчиком груза в свое ведение свидетельствуют также его обращение в правоохранительные органы по факту утраты груза и в страховую организацию с целью выплаты страхового возмещения.