Должен ли продавец проверять товар на соответствие требованиям законодательства о техническом регулировании?

Должен ли продавец проверять товар на соответствие требованиям законодательства о техническом регулировании?

Некоторые товары нельзя произвести и сразу отправить в продажу. Для начала нужно получить сертификат или декларацию соответствия, которые закрепляют качество продукции. Рассказываем, кто обязан получать эти документы и как это сделать.

Содержание статьи

1. Для чего необходима сертификация продукции2. Какие товары нужно сертифицировать3. Виды сертификатов4. Что такое обязательная сертификация5. Что такое добровольная сертификация6. Как получить сертификат соответствия и кто его выдает7. Как выглядит сертификат соответствия8. Срок действия сертификата9. Можно ли подделать сертификат соответствия?

Для чего необходим сертификат соответствия продукции

Это барьер для защиты рынка от некачественной продукции. В каждой стране существуют стандарты, чтобы потребитель покупал вещи или продукты, которые не принесут вреда.

Например, предприниматель запустил производство детских игрушек. Сначала специалисты проводят исследования и выясняют, сделаны ли игрушки из безопасных материалов. Проверяют, не повредят ли детали детские руки. После этого производство получает сертификат соответствия и выходит на рынок. Без испытаний и разрешений продавать такую продукцию не получится. Это вне закона.

Бизнес зачастую использует сертификат соответствия в маркетинге и рекламе. Производители продуктов часто подчеркивают, что заботятся о покупателях и все делают по ГОСТу. Это значит, что потребитель получает качественный товар.

Какие товары нужно сертифицировать

Полный список товаров, подлежащих сертификации, можно найти в Постановлении правительства от 1 декабря 2009 года N 982. Например, в России производители и импортеры обязательно сертифицируют:

  • Детские игрушки;
  • Музыкальные инструменты;
  • Нижнее белье;
  • Оружие;
  • Автомобили.

Кроме этого, если бизнес ведет торговлю со странами таможенного союза, то для этих территорий действуют сертификаты с обозначением ТР ТС. Список в Решении Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620.

Есть один важный момент. Иногда для продукции не нужен сертификат, но необходима декларация соответствия. Это значит, что ответственность за качество продукции несет производитель, а не комиссия по сертификации. Декларации нужны для бытовой химии, минеральных удобрений, пиломатериалов. Полный список смотрите в том же постановлении правительства.

Если хотите узнать, нужен ли сертификат для продукции, придется изучить оба документа. Потому что некоторые группы товаров исключены из сертификации, но по решению таможенного союза для них нужна декларация. Например, так произошло с чаем. В целом, при запуске бизнеса стоит узнать все требования и выяснить, нужен ли сертификат на продукцию.

Виды сертификатов соответствия

В России и странах таможенного союза действуют 2 основных сертификата соответствия:

  • ГОСТ Р. Это аббревиатура, которая означает государственный стандарт. Сертификаты появились еще в СССР, но теперь добавляют букву Р, которая показывает, что это современный российский стандарт. Оформление такого сертификата в среднем обойдется в 12-15 тысяч рублей.
  • ТР ТС. Это сертификат, который действует на территории стран Таможенного союза. Его придется получить, если предприниматель собирается работать за пределами России в странах ЕАЭС. По стоимости такой документ обойдется минимум в 50 тысяч рублей.

Кроме этого, в некоторых случаях понадобятся и другие сертификаты:

  • Сертификат пожарной безопасности. Есть 123-ФЗ (Технический регламент пожарной безопасности). Документ действует для некоторых товаров. Например, для линолеума.
  • Сертификат соответствия системе менеджмента ISO (ИСО). Показывает, что производитель внедрил систему менеджмента по правилам Международной организации стандартизации. Иногда это требуют контрагенты или правила продажи за пределами таможенного союза.

Что такое обязательная сертификация продукции

Выше указаны товары, которые необходимо сертифицировать. То есть без получения сертификата или декларации соответствия — продавать эти товары запрещено законом.

В КоАП РФ есть статья 14.44. «Недостоверное декларирование соответствия продукции». Согласно этой статье, если продукция попала на рынок без сертификации или с использованием недостоверных документов, то за это грозят штрафы:

  • 25-35 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 300-500 тысяч для юридических лиц.

А если из-за несертифицированной продукции пострадали люди, животные, растения, имущество граждан и государства, то наказание ужесточается:

  • 35-50 тысяч для должностных лиц;
  • От 700 тысяч до 1 миллиона для юридических лиц.

Если из-за этой продукции кто-то получил тяжкий вред для здоровья, то все может перерасти и в уголовное наказание.

Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов считает, что сертификация по большей части держится на честном слове бизнеса:

«Мы получаем декларацию соответствия продукции. Надо сказать, что бизнес в принципе может легко пройти проверку. Например, мы отправляем сыр на экспертизу, но кто знает, чей это сыр? Я могу привезти его из Италии и отдать на экспертизу. Но мне это не нужно. Потому что если кто-то отравится нашими продуктами, то можно получить не только штраф, но и срок. В итоге сертификация, конечно, вещь необходимая, но потребитель выбирает не по документам, а по реальному качеству. Поэтому качество лучше соблюдать не только для контролирующих органов»

Что такое добровольная сертификация

Возвращаемся к закону, который регламентирует товары для обязательной сертификации. Есть продукция, которую можно не сертифицировать. Например, фанерные изделия, спички, сортовая посуда и разные полимеры.

Но некоторые предприниматели проходят добровольную сертификацию в маркетинговых целях. Можно сказать покупателям, что компания настолько уверена в качестве, что не боится пройти тесты, которые это подтверждают. Добровольная сертификация проводится в аккредитованных центрах по правилам ГОСТ Р.

Кроме маркетинга, есть и бизнес-цели. Некоторые предприниматели сами заказывают сертификаты соответствия, чтобы получить преимущество в тендерах. Например, школа закупает посуду по 44-ФЗ. Есть два одинаковых поставщика, но один готов подтвердить качество продукции, а другой нет. Скорее всего, школа выберет того, кто предлагает более качественный товар.

Другие компании идут на это, чтобы стать поставщиками крупных заказчиков. Иногда бренды с помощью добровольной сертификации устраивают фильтр для контрагентов. Работает это так: идет закупка полимеров, но есть угроза нарваться на некачественную продукцию. Компания объявляет, что закупается только у поставщиков, которые имеют сертификат соответствия на свои товары.

Директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец считает, что добровольно проходят сертификацию и для развития компании:

«Иногда это нужно не для завоевания клиентов или контрагентов. Например, стандарты ISO 9001 реально помогают разложить по полочкам внутренние процессы компании, чтобы стать лучше и эффективнее. Только надо понимать, что такая сертификация займет год, и ее не стоит получать для галочки. К сожалению, на рынке есть конторы, которые нарисуют сертификат, но в таком подходе нет смысла. У меня есть документ аудитора по ISO 9001, и я провожу обучение, чтобы максимально приблизить процессы к стандартам. Возможно, позже компания пройдет и сертификацию»

Как получить сертификат соответствия и кто его выдает

Процесс выдачи сертификатов соответствия на продукцию контролирует Росаккредитация, а выдают заключения центры сертификации. Они проходят аккредитацию, чтобы работать официально и без претензий со стороны контролирующих органов. На сайте Федеральной службы аккредитации размещен реестр подходящих центров и лабораторий.

Заходите на страницу, вводите данные центра и смотрите результат. Главное, чтобы около центра был зеленый значок. Это обозначение, что организация действует и лицензия в порядке.

Должен ли продавец проверять товар на соответствие требованиям законодательства о техническом регулировании?

После этого нужно написать заявление на получение сертификата соответствия и отобрать образцы продукции, которую предстоит проверить. Если сертифицируют производство, то представители центра придут на территорию компании. Если продукция соответствует стандартам, то компания получает зарегистрированный сертификат соответствия. У определенных товаров есть дополнительные требования.

Сооснователь пивоварни Manfas Brewery Александр Орлов считает, что проходить сертификацию не трудно, но долго:

«Нам приходится отправлять на экспертизу каждый сорт пива, расписывать все ингредиенты, содержание алкоголя, в какой емкости напиток, что будет на этикетке, нужно еще дать все протоколы и акты экспертизы. Сначала пиво проверяют в лаборатории, а потом еще и в Росалкогольрегулировании. В итоге на все уходит 3-4 недели. Без сертификата пиво продавать нельзя, поэтому приходится ждать. И это довольно утомительно, если у тебя несколько сортов продукции. С другой стороны, я понимаю, что сертификация в нашей области необходима, чтобы на рынок не попало некачественное пиво»

Сооснователь агентства по управлению продажами на маркетплейсах Upmarket Олег Неворотов объясняет, почему нужно серьезно готовиться к сертификации:

«Допустим, мы решили завести новые товары, нашли в Китае устраивающего нас поставщика, однако в момент, когда первый заказ придет на границу, для таможенного оформления потребуются сертификаты. Получить их можно, протестировав товар в аккредитованных испытательных лабораториях. А лаборатории в свою очередь необходимо убедиться в том, что она исследует образец того производителя, кто далее будет выпускать партию этого товара. Еще пару лет назад достаточно было утверждения заявителя, что товар от фабрики Х, и это принималось на веру.

Читайте также:  Комментарий к обзору судебной практики по применению закона о контрактной системе вс рф

Сейчас процедура усложнилась: сначала необходимо сделать и проплатить заявку на сертификацию, потом орган по сертификации выписывает официальный запрос с указанием номера заявки, далее фабрика при отправке должна точно указать этот номер в своих сопроводительных документах, отправить образец от того юрлица, которое занимается производством, и при этом указать точные реквизиты заявителя. Учитывая то, что мы имеем дело в основном с иностранными отправителями, часто происходят ошибки, и приходится запускать процесс заново или долго обмениваться корректировочными письмами, теряя время и деньги на этот непродуктивный процесс. Таким образом, на практике получение и передача образцов в лабораторию даже у опытных компаний может занять около 3-х недель. Поэтому сертификация — это первое, о чем мы рекомендуем задуматься будущим продавцам на маркетплейсах»

Для получения сертификата соответствия понадобится стандартный пакет документов:

  • Заявление;
  • ИНН, устав, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, ОГРН, документы о регистрации ИП;
  • Реквизиты компании;
  • Технические требования, по которым нужно провести проверку.

Кстати, если компания сменила юридический адрес, сертификацию придется пройти заново.

Как выглядит сертификат соответствия

Сертификат соответствия на продукцию выдают в бумажном и электронном видах. В России действует форма, которая установлена Приказом №3725 Министерства промышленности и торговли от 28.10.2020.

Должен ли продавец проверять товар на соответствие требованиям законодательства о техническом регулировании?

В сертификате соответствия размещают следующую информацию:

Регистрационный номер сертификата. Формат номера RU C-XX.YYYY.A.00001/ZZ:

  • RU — это обозначение Российской Федерации.
  • С — принадлежность номера к сертификату соответствия.
  • XX — код страны, где произвели товар для сертификации. Это буквы латинского алфавита, а для стран есть Общероссийский классификатор. Например, буквами DE обозначают Германию.
  • YYYY — Код центра сертификации (последние 4 символа из реестра аккредитованных лиц).
  • A — обозначает, что продукция в единичном экземпляре. Для серийного производства используют букву В.
  • 00001 — порядковый номер сертификата в реестре.
  • ZZ — последние 2 цифры года, когда выдали сертификат.

Заявитель. Компания, которая отправляет продукцию на прохождение сертификации.Изготовитель. Информация о производителе и продукции, которую необходимо сертифицировать. Если компания находится не в России, то указывают код GLN.Орган сертификации. Вся информация о центре, который выдает сертификат: от названия до юридического адреса.

Полная информация о продукции: название, марка, коды, номер и размер партии. Если информации слишком много, то к сертификату добавляют приложение.Код ОКПД 2 (для России) или ТН ВЭД ЕАЭС(для Таможенного союза). Соответствие требованиям. Прописывают регламенты, которые приняты в России для сертификации данной продукции.

Основание для выдачи сертификата. В этом поле указывают информацию о протоколах исследований или испытаний, которые подтвердили, что продукция успешно прошла проверку.Дополнительная информация. Например, что компания проходит добровольную сертификациюСрок действия сертификата.

Подписи руководителя центра аккредитации и экспертов, которые провели испытания.

Срок действия сертификата соответствия

В России сертификаты соответствия выдают на срок от 1 года до 5 лет. Например, если продукция проходит по ГОСТ Р, то максимальный срок до 3 лет. Это закреплено в законе «О техническом регулировании».

Если сертификацию проходит продукция, которая продается в странах Таможенного союза, то срок действия документов может быть до 5 лет. Главное запомнить, что каждый год придется проходить проверку, чтобы сертификат не приостановили или не аннулировали.

Если появилась необходимость проверить срок действия сертификата, используйте сервис от Росаккредитации. Вводите номер документа и получаете информацию о документе:

  • Зеленый круг с галочкой — сертификат действует.
  • Оранжевый круг с галочкой — действие сертификата остановлено. Причина указывается в описании.
  • Красный круг с галочкой — сертификат аннулирован. Причины и основания прописаны в описании.
  • Архивный — срок действия сертификата или декларации закончился.

Можно ли подделать сертификат соответствия?

Это сложно, но предприниматели знают, что на рынке действуют организации, которые предлагают купить поддельные сертификаты и декларации. Работать с такими документами получится до первой проверки, а Росаккредитация ежегодно проводит десятки проверок по выявлению поддельных сертификатов.

В последнее время в борьбу за качество товаров включились и торговые площадки. например, весной 2021 года Ozon и Федеральная служба аккредитации объявили о сотрудничестве. Маркетплейс будет добавлять данные о сертификатах и декларациях в карточки товаров. Это поможет выявлять продавцов с некачественным товаром.

Олег Неворотов считает, что от сертификации выигрывают и потребители:

«Сейчас, когда процесс сертификации стал более прозрачным, потребители продукции могут быть уверены, что если у товара есть сертификат соответствия, то тестировались именно реальные образцы, а не первые попавшиеся или похожие, как часто бывало раньше.

Кроме того, идет постоянная проверка лабораторий, и те компании, которые нарушают требования законодательства, прекращают свою деятельность.

С одной стороны, это приводит к удорожанию процесса сертификации, но с другой — делает отношение к нему более доверительным и осмысленным, что гораздо важнее для рынка, так как дает потребителю уверенность в соответствии продукции существующим стандартам»

В целом, сертификация защищает рынок от некачественных товаров, и это стимулирует производить и продавать товары, которые не навредят потребителю.

Права потребителей при приобретении технически сложных товаров

Должен ли продавец проверять товар на соответствие требованиям законодательства о техническом регулировании?

Как же себя вести, если некачественными окажутся оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, ноутбук, телевизор или смартфон? Возможен ли возврат качественного технически сложного товара в течение 14 дней? В данной статье мы поможем Вам разобраться и подробно ответим на данные вопросы.

  • Для начала давайте разберемся, что же такое «технически сложные товары», и какие товары к ним относятся.
  • Перечень технически сложных товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2011г. №924 и включает в себя:

1. Легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем) 2. Автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования 3. Тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем) 4. Снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу 5. Суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем) 6. Оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями 7. Системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины 8. Лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления 9. Комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления 10. Телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления 11. Цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления 12. Холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кофемашины, электрические и комбинированные плиты, электрические и комбинированные духовые шкафы, кондиционеры, электрические водонагреватели с электрическим двигателем и (или) микропроцессорной автоматикой 13. Часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями

14. Инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические)

По общему правилу согласно п. 1 ст. 25 Закона РФ 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон) потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Однако согласно п.11 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г.

№ 55, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, не подлежат обмену или возврату на аналогичный товар.

  При этом к технически сложным товарам бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки отнесены:

  • станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;
  • электробытовые машины и приборы;
  • бытовая радиоэлектронная аппаратура;
  • бытовая вычислительная и множительная техника;
  • фото- и киноаппаратура;
  • телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;
  • электромузыкальные инструменты;
  • игрушки электронные;
  • бытовое газовое оборудование и устройства.
Читайте также:  О заочном наказании поставщиков в сфере госзакупок

Поэтому покупая технически сложный товар, необходимо помнить, что вернуть его в магазин можно только при наличии в нём недостатков или если в случае непредоставления полной и достоверной информации о товаре.

В соответствии со ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

ПОМНИТЕ! Вы вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы либо предъявить требование о его замене с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

  • обнаружение существенного недостатка товара;
  • нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
  • невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

ЗНАЙТЕ! Существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Продавец (изготовитель) обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара, в которой потребитель вправе участвовать.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст.20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

ПОМНИТЕ! Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

  1. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить ему расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
  2. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
  3. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

ЗНАЙТЕ! В некоторых случаях потребители замечали, что после проведения проверки качества товара продавцом (или иной уполномоченной организацией) технически сложный товар имел видимые повреждения корпуса, панели и т.д. Доказать факт того, что повреждения товара возникли именно после проведения проверки качества товара, очень сложно.

Поэтому рекомендуем Вам при передаче технически сложного товара продавцу (или уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю) для проведения проверки качества обращать внимание на описание его внешнего вида в соответствующем акте приема-передачи товара (один экземпляр которого должен остаться у Вас).

Желаем Вам приятных покупок!  

О техническом регулировании, маркировке товаров и ревизии коап

20 марта 2018 г. состоялось очередное заседание Совета ТПП России по таможенной политике.

 На заседании обсуждались предложения по совершенствованию главы 16 Кодекса об административных правонарушениях, в части неоднозначности диспозиций правонарушений и уточнения санкций исходя из принципов их соразмерности и адекватности совершенным правонарушениям и последствиям; проблемы, связанные с таможенным контролем в сфере технического регулирования и маркировки товаров, и другие актуальные вопросы. 

По вопросу ревизии главы 16 КоАП выступал руководитель практики таможенного права и внешнеторгового регулирования Юридической компании «Пепеляев Групп» Косов Александр Анатольевич.

Г-н Косов озвучил позицию бизнеса о необходимости пересмотреть главу, ввиду изменения таможенного законодательства, того, что глава была написана более 20 лет назад, и внести соответствующие времени и законодательным изменениям поправки. В своем выступлении Александр отметил неадекватность наказаний, предусмотренных главой 16 КоАП РФ за нарушение таможенных правил.

Им были рассмотрены, проанализированы и приведены примеры по статьям 16.1, 16.2, 16.3, 16.12, 16.19 и на основании такого анализа внесены следующие предложения (отметим основные из них):

  1. Исключить конфискацию из ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 ст. 16.2, ст. 16.7, ч. 2 ст. 16.19. (Часть 4 статьи 3.7 КоАП, предусматривает запрет на конфискацию орудия совершения и предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении. Конфискация предусмотрена в 17 основных составах таможенных правонарушений. Данное правило не работает в отношении таможенных правонарушений.) 
  2. Конфискация предмета или орудия правонарушения не должна назначаться в качестве основного наказания.
  3. Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, должны передаваться только в арбитражные суды.
  4. Разделить часть 2 ст. 16.2 на два состава: — формальный с предупреждением и штрафом от 10 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (в случае, когда правонарушение не повлекло за собой неуплату таможенных платежей);

    — повлекший неуплату со штрафом от 20% до 50% стоимости незадекларированных товаров (или от 50% до 200% от недоимки).

  5. Установить возможность освобождения от ответственности в случае добровольного сообщения декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, о недекларировании или недостоверном декларировании товаров, за исключением стратегически важных.

Представители ФТС России включились в дискуссию о внесении изменений в главу 16 КоАП РФ. Начальник отдела методологии применения законодательства Управления таможенных расследований и дознания ФТС России Горемыкина Людмила Николаевна высказала свое видение данной проблемы: «Эти предложения обсуждаются с 2013 года.

Мы не согласны, что глава 16 КоАП устарела, с 2010 года она изменялась, детализировалась уже 5 или 6 раз. И в ней нет ничего лишнего. За несоблюдение таможенных правил наступает ответственность.

Что касается конфискации товаров не у собственников – таможенные правоотношения – это особые правоотношения и конфискация здесь вполне оправдана». 

Председатель Совета Петров Георгий Георгиевич отметил, что раз проблема существует, и с 2013 года она не решена, то ее надо решать, такие вещи, как конфискация, отрицательно сказываются на инвестиционном климате в стране: «Это очень серьезный вопрос, его обсуждение необходимо вынести на площадку экспертно-консультативного совета ФТС России».

По проблемам, связанным с таможенным контролем в сфере технического регулирования и маркировки товаров с докладом выступила Галина Владимировна Баландина, старший научный сотрудник РАНХИГС, постоянный член Совета ТПП России по таможенной политике. Основными проблемами в сфере технического регулирования и маркировки товаров, осуществляемых таможенными органами, Галина Владимировна назвала:

  1. Изменение правил принятия документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов. Галина Владимировна вспомнила эпизод, произошедший в 2017 году, когда без предупреждения таможенные органы внезапно и повсеместно прекратили принимать сертификаты соответствия, выданные в Республике Беларусь. Галина Владимировна отметила, что она не будет углубляться в правовые вопросы, но когда складывается определенная правоприменительная практика, становится не важным, кто неправ: таможня, которая неправильно прочитала приказ, и изменила свою точку зрения или бизнес, который нарушает, но таможня принимает эти нарушения, просто о таких изменениях следует извещать заранее.
  2. Требования подтверждения безопасности продукции. По словам г-жи Баландиной: «В действующей конфигурации таможенные органы фактически дублируют полномочия других государственных органов». Согласно Решению Коллегии ЕЭК от 25.12.12 № 294, таможенным органам должны представляться документы, удостоверяющие соответствие продукции обязательным требованиям, или сведения о таких документах. Пунктом 2 статьи 7 ТК ЕАЭС установлено, что соблюдение мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определяемых Комиссией. Т.е. полномочия таможенных органов ограничиваются проверкой документов, которыми участник ВЭД подтверждает соответствие ввозимой продукции обязательным требованиям. Далее, существует еще четыре органа, на которые возлагаются функции контроля и надзора в этой области: Росаккредитация – осуществляет государственный контроль за деятельностью аккредитованных лиц, и такие органы, как Росстандарт, Роспотребнадзор, Россельхознадзор – контролируют как выполняются технические регламенты. При этом таможенные органы ввели с прошлого года новую практику – они не ограничиваются проверкой представляемых документов, таможня стала проверять правомерность выдачи таких документов – декларацию, по которой ввозились образцы, протоколы испытаний и т.д. – что является компетенцией Росаккредитации. Это все в итоге превращается в средство административного давления на участников ВЭД и отражается на сроках выпуска товаров. 
  3. Требования наличия маркировки товаров до их таможенного декларирования. Пунктом 2 Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС установлено, что маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском в обращение на рынок ЕАЭС. При этом таможенные органы, как правило, немаркированные товары даже не принимают к оформлению. Они жестко ставят условия: товары должны маркироваться за рубежом, и ввозится на территорию ЕАЭС уже маркированными. Галина Владимировна подчеркнула, что необходимо правильно читать нормативные документы, а о бизнесе надо заботиться, т.к. маркировка товаров на территории ЕАЭС – это, снижение издержек для бизнеса и создание дополнительных рабочих мест.
Читайте также:  Ограничение выезда из РФ. Еще один повод зарегистрироваться на госуслугах.

Выступление Галины Владимировны прокомментировал начальник Управления торговых ограничений валютного и экспортного контроля, Шкляев Сергей Владимирович: 

  1. Предпосылкой непринятия к оформлению сертификатов соответствия, выданных в Республике Беларусь, послужили внесенные изменения в технический регламент.
  2. Таможенные органы проверяют документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям. Таможня не проверяет легитимность их выдачи, а в рамках электронного документооборота даже не требует документы, а просит указать в декларации сведения о номере сертификата соответствия. Сам документ – это не панацея, документ просто свидетельствует о том, что были соблюдены все правила его получения: были ввезены образцы для проведения испытаний, а обязательность ввоза образцов закреплена законодательно, были проведены такие испытания, и на основании испытаний был выдан сертификат соответствия. И только в случае, когда у таможенного органа возникают сомнения в легальности выдачи такого документа, то он вправе проводить проверку. Когда Роспотребнадзор провел проверку 11 000 объектов (проверили 200 000 партий) внутри страны было выявлено 74% продукции, не соответствующей качеству. Росаккредитация также регулярно аннулирует выданные документы соответствия по результатам проводимых ими проверок. Согласно статистике таможенных органов менее 5% продукции ввозится в качестве проб и образцов для проведения испытаний, т.е. вся остальная продукция ввозится с нарушением установленного порядка, поэтому и принимаются соответствующие меры для выполнения участниками ВЭД требований, установленных законодательством ЕАЭС. На сегодняшний день более 19 000 нарушений, более 100 000 документов с признаками нарушений, выявлено таможенными органами по теме подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям. На территории Российской Федерации засилье некачественных товаров, а это жизнь и здоровье граждан.
  3. Что касается маркировки, таможня не ставит жестких требований – маркировка знаком ЕАС может быть на упаковке, на товаре, на документации. Главное, чтобы в страну, на территорию ЕАЭС ввозился качественный товар. 

Так же Сергей Владимирович объяснил, что ФТС России жестко пресекает все неправомерные требования со стороны таможен, на которых проводится таможенное оформление товаров, и, если такое происходит, то все эти случаи фиксируются электронной системой, и это влияет на показатель эффективности деятельности конкретного таможенного органа, что чревато для него последствиями административного характера. 

Хорошо, что у участников взаимоотношений: таможня – участник ВЭД, есть такие регуляторы, как ТПП России, «Деловая Россия», «РСПП», но бывают и ситуации, когда сам декларант просто не может аргументировать свою позицию в соответствии с действующим законодательством.

Например, что касается предоставления сертификата соответствия: согласно Приказам ФТС России от 06.03.2014 № 404 и № 405 сертификат соответствия не представляется в таможенные органы в случае, когда он есть в реестре Росаккредитации. Срок внесения сертификата в реестр не превышает 24-х часов (обычно 1 – 2 часа).

Вопросы у таможенного органа возникают в случае его отсутствия в данном реестре и для подтверждения действительности представленного сертификата могут быть запрошены документы, подтверждающие его выдачу.

Если таможенный орган требует представить сертификат соответствия, который есть в реестре, то здесь уже многое зависит от грамотности декларанта, его знаний законодательства, четко сформулированных ответов на неправомерные требования таможенных органов.

На заседании Совета обсуждались и другие вопросы, связанные с таможенным контролем и таможенным оформлением. Мы осветили наиболее, на наш взгляд, проблемные аспекты, требующие срочных решений и вмешательства компетентных органов.   

Техническое регулирование

Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ  О техническом регулировании (pdf , 0.

03 Мб)  Исходя из определения, данного в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

К основным принципам технического регулирования относятся:

  • применения единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  • независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;
  • единой системы и правил аккредитации;
  • единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  • единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  • недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или сертификации;
  • недопустимости совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
  • недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
  • недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Федеральным законом  О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб)  также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны  постановления Правительства Российской Федерации. 

Федеральным законом  О техническом регулировании (pdf , 0.03 Мб)  также определены права и обязанности участников регулируемых настоящим Федеральным законом отношений. В целях реализации положений данного Закона были разработаны  постановления Правительства Российской Федерации. 

Последнее обновление: 04.03.2020 11:27

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *