Дети группы риска: социально-правовые аспекты

  • Теперь Вы можете оформить заявку на обучение с учетом своих пожеланий, и мы обязательно сделаем всё, чтобы вам было максимально удобно обучаться на курсе.
  • Особые условия:

      — Самая выгодная цена курса!       — Гарантированные подарки каждому обучающемуся

      — Возможность вернуть 13% от цены за обучение, предоставив документы в ИФНС.

О курсе:                

В настоящее время в обществе усиливается ряд неблагоприятных тенденций, приводящих к появлению категории «детей группы риска».

Целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, даст возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию. Реализация комплексного подхода, с помощью которого возможно решение этой проблемы, требует теоретической подготовки всего педагогического состава образовательного учреждения. В рамках данного курса слушатели пройдут основную теоретическую подготовку по вопросам профилактики и коррекции девиантного поведения детей, а также получат знаниями и умениями психологической профилактики и коррекции нежелательного поведения детей и подростков.

Цели курса: формирование целостного представления о современной деятельности в контексте психолого-педагогического сопровождения детей группы риска как инструмента поступательного социального развития современного общества.

Каким образом будет проходить обучение – дистанционный курс будет проходить на виртуальной образовательной платформе Моего Университета http://moi-uni.ru/, где предусматривается организация дистанционной поддержки преподавателям и обучающимся. Материал курса структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представляет целостный, логически законченный тематический модуль, включающий в себя теоретическую и практическую части. 

По окончании обучения Вы получите официальное подтверждение успешного завершения курса – удостоверение о повышении квалификацииАНО ДПО «Инновационного образовательного центра повышения квалификации и переподготовки «Мой университет», образовательного портала «Мой университет» с указанием объема курса — 144 часа.

Дети группы риска: социально-правовые аспекты

Как записаться на курс?

1. Необходимо выбрать удобную для Вас дату начала обучения (перед кнопкой «Записаться на курс») 2. Нажать на кнопку «Записаться на курс» и зарегистрировать «Личный кабинет» 3. Произвести оплату за обучение. 4. Заполнить раздел «Анкетные данные» в «личном кабинете» (указав точный почтовый адрес с почтовым индексом и загрузить диплом об образовании).

5. После заполнения раздела «Анкетные данные» Вы будете зачислены на дистанционный курс повышения квалификации (на электронную почту Вам придет уведомление о зачислении на курс).

  1. Если у Вас возникли вопросы по оформлению раздела «Анкетные данные», пожалуйста, напишите на электронный адрес obuchenie@moi-uni.ru
  2. И это ещё не всё!
  3. После оплаты обучения на дистанционном курсе повышения квалификации Вы получите 3 ценных подарка:
1 подарок 2 подарок 3 подарок
Сборник лучших работ фестиваля разработок учебных  занятий с использованием проектной технологии.  40 Шаблонов для создания красивых презентаций по образовательной тематике.  3 полезных инструмента для оформления любого образовательного мероприятия. 
Дети группы риска: социально-правовые аспекты Дети группы риска: социально-правовые аспекты Дети группы риска: социально-правовые аспекты

Будем рады видеть Вас на дистанционном курсе повышения квалификации!

 Интересного и эффективного Вам обучения!

Социальная работа с детьми и подростками группы риска — международный журнал прикладных и фундаментальных исследований (научный журнал)

1

Гацалова Л.Б. 1

Парсиева Л.К. 1

Кусов Т.Э. 1
1 НОУ ВПО «Владикавказский институт управления»

Учащиеся «группы риска» – это категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии, дети с психопатоподобным поведением и многие другие.

Считается, что большинство несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

  • Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой этого явления неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
  • 1) педагогической запущенностью;
  • 2) социальной запущенностью;
  • 3) отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем и в Республике Северная Осетия-Алания.

Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам.

Особенно сложно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Для предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отрабатывается взаимодействие органов социальной защиты населения с органами внутренних дел, здравоохранения, образования, опеки и попечительства по выявлению безнадзорных и беспризорных детей, оказанию им социальной, медико-психологической помощи.

Библиографическая ссылка

Гацалова Л.Б., Парсиева Л.К., Кусов Т.Э. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ГРУППЫ РИСКА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 9-3. – С. 166-166;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=5899 (дата обращения: 22.11.2021). Дети группы риска: социально-правовые аспекты

Тема 13: Социальная работа с детьми «группы риска» — Першина Татьяна Олеговна

  1. Общая характеристика детей группы риска

Современная ситуация в российском обществе характеризуется наличием многих неблагоприятных факторов, влияющих на возрастание доли детей группы риска.

Среди них сохранение высокого уровня социальной и имущественной дифференциации населения, малообеспеченность, распространенность бытового пьянства и алкоголизма, возросшая в последние годы безработица и другие.

Все это снижает воспитательные потенциалы семьи и порождает проблемы недостаточного внимания к детям, педагогической запущенности, безнадзорности, что, в свою очередь, проявляется во множественных и различных по содержанию и выраженности поведенческих отклонениях, характерных для детей группы риска.

Понятие «риск» (с греч. «risikon» — утес) часто используется в следующем значении: это возможность, большая вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Так, например, в словаре русского языка С.И. Ожегова «риск» понимается как возможная опасность, действие наудачу, на счастливый исход.

Сферы деятельности, в которых возникает риск, являются основой для выделения его видов: экологический, психологический, социально–психологический, правовой, медико-биологический, экономический и другие.

Как следствие, различные виды риска изучаются многими науками и областями знания: социальной и практической психологией, экономикой (в том числе, такой ее областью как контроль экономических рисков), безопасность жизнедеятельности и охрана труда, экология, педагогика и социальная педагогика (в аспектах оказания помощи нуждающимся) и прочие. Каждая из перечисленных наук или областей знания предлагает свое, специфическое понимание риска.

Читайте также:  Материальная ответственность работника при порче имущества.

Например, в экономике это понятие означает опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств, других ресурсов в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами.

Практическая психология рассматривает «риск» как особенности деятельностной активности, задающие очевидную неопределенность ее результата и порой обусловливающие негативные и даже пагубные последствия для субъекта.

В словаре социального психолога отмечается, что «риск» это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха.

Этот термин в психологии наиболее часто употребляется в трех значениях:

  1. это мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае;
  2.  это действие, в том или ином отношении грозящее субъекту потерей (проигрышем, травмой, ущербом);
  3.  это ситуация выбора между двумя возможными вариантами действия: менее привлекательным, однако более надежным, и более привлекательным, но менее надежным (исход которого проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями).

Довольно близкой по содержанию к уже рассмотренным понятиям, является трактовка, принятая в социальной работе: риск – это деятельность человека, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи, поражения, выигрыша, попадания в цель и отклонения от цели.

Все выше обозначенные трактовки обладают рядом характерных черт, которые предполагают, во-первых, неопределенность результатов каких-либо действий; во-вторых, опасность возникновения негативных последствий в результате определенной активности; в-третьих, источник опасности может быть, как внешним, так и внутренним.

Когда какие-либо обстоятельства увеличивают степень неблагоприятного исхода ситуации, принято говорить о факторах риска. Фактор прямо не влечет за собой негативных последствий, он может влиять на возрастание их вероятности.

Понятие фактора скорее обобщенное, то есть, наличие в жизни конкретного человека совокупности факторов, влияющих на развитие какого-либо заболевания, еще не означает неотвратимости возникновения болезни.

Итак, под факторами риска понимаются условия, обстоятельства, конкретные причины, более других ответственные за возникновение и развитие ситуации риска.

В жизненной ситуации определенных групп людей некоторые негативные факторы или их совокупность действуют более интенсивно. Такие группы принято называть группами риска (социального, педагогического и других).

Анализ факторов риска помогает определить причины, механизмы и необходимость защиты таких групп.

Дети, как одна из наиболее уязвимых категорий населения, нуждаются в особом внимании, помощи и ограждении от факторов риска.

Понятие «дети группы риска» употребляется в психолого-педагогической, социально-педагогической литературе, в социальной работе очень часто и при этом до настоящего момента остается во многом неопределённым.

Разнородность конкретных категорий детей, которые причисляются к группе риска и различия в их жизненной ситуации, в содержании и структуре факторов, влияющих на них, затрудняет формирование единого представления об этом понятии.

В зависимости от того, какие факторы или поведенческие проявления личности, ставятся в центр внимания, формируются варианты типологии группы риска.

В советский период, в контексте приоритета общественных интересов, понятие «группа риска» определяло категорию детей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам. В последние годы эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения воздействия тех неблагоприятных обстоятельств, которому они сами подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для развития.

В тех случаях, когда отождествляют «трудность» и «риск», к данной категории относят: недисциплинированных, неуспевающих, детей с разного рода психическими и нервными расстройствами, детей, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, детей из неблагополучных семей.

Достаточно распространенным является поведенчески-ориентированный подход, когда к этой категории относят:

  1. детей с «социализированными формами» антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспособляются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым они принадлежат;
  2.  детей с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые, как правило, находятся в плохих отношениях с другими людьми и со своей семьей, имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости, мстительности (М. Раттер).

Педагогический взгляд на категорию группы риска в центр внимания ставит процесс обучения и воспитания ребенка, при осуществлении которого возникают значительные трудности. В этом случае такие группы включают в себя:

  • детей, требующих медицинской помощи. Наиболее тяжелой ситуацией, связанной с потерей здоровья, является инвалидность ребенка. В отношении детей, требующих медицинской помощи, ставятся и решаются, как минимум, две задачи: помочь детям развиваться по возможности в соответствии с нормой; минимизировать возможные отрицательные последствия их состояния здоровья и результатов деятельности. Следует помнить, что такие дети обидчивы, неадекватно реагируют на ситуацию, чувствительны к реакциям окружающих, легко впадают в депрессию. Главное в этом случае – научить окружающих принимать таких детей, строить взаимоотношения с ними, эффективно взаимодействовать;
  • педагогически запущенных детей, к которым, в свою очередь, относят детей и подростков социально дезадаптированных, с отклоняющимся и предпреступным поведением, то есть тех, поведение которых значительно выходит за границы социальной нормы, которые активно сопротивляются воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. В их отношении риск заключается в опасности совершения ими противоправных действий. Причины поведения таких детей и подростков, многие из которых находятся на, так называемом, внутришкольном учете, кроются в особенностях семейного окружения, работе образовательного учреждения, влиянии подростковой и молодежной субкультуры, средств массовой информации. Выраженными формами педагогической запущенности является детская безнадзорность и беспризорность. Это ситуации, когда родители полностью уклоняются от выполнения своих обязанностей. Кроме того, довольно часто ребенок «выпадает» из школьной системы и здорового социального окружения. В связи с этим возможности помощи таким детям иногда бывают ограничены;
  • неуспевающих детей, то есть тех, кто испытывает стойкие затруднения при усвоении учебной программы или отдельной дисциплины. К этой же категории нередко относят и тех школьников, результаты деятельности которых отличаются поверхностностью, некачественностью, слабой ориентированностью в школьных предметах. Качественный анализ проблем детей данной группы свидетельствует о том, что присущие им трудности, связанные с неумением анализировать, находить сходства и различия, выделять существенные признаки, не подменять одни формы логических отношений другими; скудность, ограниченность исходной информации и вербального опыта, являются теми барьерами на пути решения возрастных социокультурных задач, которые мешают приобретению необходимых для успешной социализации социальных знаний и навыков;
  • недисциплинированных детей, чье поведение расценивается взрослыми как плохое, хотя как свидетельствуют выводы многих авторов, у каждого ребенка за этим стоит своя уникальная комбинация причин и целей. Несмотря на кажущуюся простоту этих проступков, нередко такие факты указывают на плохую адаптацию школьников к реальной жизни, неумение анализировать и адекватно оценивать ситуацию, правильно выбирать цели на определенном этапе взросления. Неуверенность в действиях, слабая ориентация во многих социально-бытовых обстоятельствах делают их легко внушаемыми и зависимыми.
Читайте также:  О соотношении отказа от иска и отказа от заявления о включении требования в реестр

В технологии работы практических психологов образования к детям «группы риска» кроме социально и педагогически запущенных, также относят пострадавших от насилия.

При таком подходе запущенность определяется как состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, концентрировано выражается в нарушенном образе «Я», и признается, что социальный и педагогический ее аспекты, как факторы риска, взаимосвязаны и взаимообусловленны. В частности, не успешность в деятельности, не владение знаниями социально-экономического характера, неумение строить отношения в игре и учении, то есть низкая социальная компетентность такой группы детей, влияет на уровень их социального развития, адаптацию в образовательном учреждении, среди сверстников, успешность социализации.

Внешними причинами этого процесса являются дефекты семейного воспитания, на которые, как отмечает Р.В. Овчарова, наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду, в школе, в семье и, в частности, дегуманизация педагогического процесса.

Внутренние причины – генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими и ряд других.

Неблагоприятные ситуации, признаки и проявления, накапливаясь, переходят в целые комплексы симптомов, затрагивая первоначально поведение, а затем и личностный уровень ребенка, выражаясь в усилении позиции гиперобособления в представлении о себе («не такой как все»), в развитии агрессивных защитных форм поведения.

Таким образом, в группу риска объединяют детей, которые по генетическим, биологическим, социально-психологическим и/или социально-педагогическим причинам не в состоянии без посторонней квалифицированной помощи преодолевать возникающие на их жизненном пути трудности, которые могут привести их к дезадаптированности, нарушить процесс социализации. В такой ситуации возникает необходимость в целенаправленном содействии таким детям в их интеграции в жизнь общества, в формировании у них позитивной системы ценностей, которая становится основой самореализации, профилактики отклоняющегося поведения, развития социальных навыков.

Курсовая работа (теория): Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска

Министерство образования и науки Российской Федерации

«Брянский государственный университет им. ак. И.В. Петровского»

  • Социально-педагогический факультет
  • Кафедра психологии и социальной педагогики
  • Курсовая работа
  • на тему: Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска
  • Брянск 2013-2014год
  • Содержание
  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической деятельности с детьми группы риска
  • 1.1 Сущность и содержание понятия дети группы риска
  • 1.2 Основные направления работы социального педагога с детьми группы риска
  • Глава 2. Методические основы изучения социально-педагогической деятельности с детьми группы риска в образовательном учреждении
  • 2.1 Опытно-экспериментальное изучение социально-педагогической деятельности с детьми группы риска
  • 2.2 Педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми группы риска в образовательном учреждении
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Приложение 4
  • Приложение 5
  • Приложение 6
  • Приложение 7
  • Приложение 8
  • Приложение 9
  • Приложение 10
  • Введение

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи; семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей.

Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных», «проблемных», «дезадаптированных», детей группы риска и др.

Они постоянно подвергаются риску в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и успешной социализации. Общество о существовании таких детей старается забыть. Подобное отношение пробуждает в них жестокость, озлобленность, обиду.

По мере взросления они становятся опасностью для других. В работе с этими детьми ведущая роль принадлежит социальному педагогу.

Все выше изложенное определяет актуальность выбранной нами темы «Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска в образовательном учреждении».

Проблема отклоняющегося поведения нашла отражение в отечественной психологической и педагогической литературе, в работах многих ученых: Е. В. Змановской [14], Н. А. Рычковой [31], А. Б. Фоминой [29], М. В. Шакуровой [44],Т. А.

Шиловой [45] и др. Они проявили большой интерес к феномену отклоняющегося поведения подростков, влиянию социальных факторов на особенности личности несовершеннолетних правонарушителей, на ее эмоционально-потребностную сферу.

Проблему профессиональной деятельности с детьми и подростками группы риска исследовали следующие ученые: Б. Н. Алмазов [19], М. Вальце [7], Ю.В. Василькова [8], М.А. Галагузова [19], И. Ф. Дементьева [11], Л. В. Мардахаев [19], Л.Я. Олиференко [24], Т. И. Шульга [24] и другие.

Одни рассматривали работу с детьми «группы риска» с психологической точки зрения (психологический склад личности), другие — с социально-педагогической точки зрения. И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга занимались конкретно социально-педагогической поддержкой детей группы риска. Также Л.Я. Олиференко и Т.И.

Шульга [46] уделили большое внимание психологическим основам работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки.

И.В. Бестужев-Лада в своей работе предложил группы факторов риска, позволяющие отнести детей и подростков к категории группы риска [5]. Конкретно проблемой изучения воспитания педагогически запущенных подростков занимался В. Г. Баженов [3].

Интерес к детям «группы риска» проявляется и в работах таких ученых, как С. В. Березина [28], А. Г. Макеева [25], И. Б. Михайловская [19]. Они уделили внимание профилактике наркомании, антиобщественного поведения.

Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между недостаточным уровнем разработанности избранной нами области социально-педагогической науки и потребностями практики. Это предопределило проблему нашего исследования: каковы педагогические условия эффективности социально-педагогической деятельности с детьми группы риска? Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

  1. Объектом исследования являются дети группы риска, а его предметом — социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска в образовательном учреждении.
  2. Гипотеза нашего исследования основана на том, что социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска будет эффективной, если:
  3. ) социальный педагог владеет диагностическими умениями по выявлению детей группы риска;
  4. ) социальный педагог работает в тесном взаимодействии с семьей ребенка;
  5. ) к процессу реабилитации ребенка социальный педагог подключает все субъекты государственной системы социальной поддержки и защиты детства;
  6. ) социальный педагог обладает навыками разработки специальных коррекционных программ и технологий работы с детьми группы риска.
  7. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
  8. раскрыть сущность и содержание понятия дети группы риска;
  9. рассмотреть и проанализировать основные направления работы с детьми группы риска;
  10. выявить и обосновать педагогические условия повышения эффективности работы социального педагога с детьми группы риска в образовательных учреждениях.
  11. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ социально-психологический и социально-педагогической литературы, изучение и обобщение практики передового педагогического опыта, наблюдения, опросные методы (беседы, анкеты), тестирование, изучение документации.
Читайте также:  Опубликованы изменения в сфере упрощения лицензирования

Методологической основой исследования является учение Е. В. Змановской о психологии отклоняющегося поведения [14], Р. В. Овчаровой о социально-педагогической запущенности детей [22], Л. Я.

Олиференко о социально-педагогической поддержке детей группы риска [24], Т. А. Фалькович о психолого-педагогической работе в кризисных ситуациях [41], Е.В.

Федосенко о психологическом сопровождении подростков [42].

Экспериментальной базой исследования является МБОУ «СОШ № 11» г. Брянска.

  • Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
  • Глава 1. Теоретические основы изучения социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска»
  • .1 Сущность и содержание понятия «дети группы риска»
  • Одним из важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними.

Так определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей.

Она сводится к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы, к применению по отношению к ним особых мер воспитательного воздействия, нередко с участием милиции.

Для того чтобы данная точка зрения, нередко противоречащая принципам социально-педагогической деятельности (индивидуальный подход, опора на положительные стороны личности ребенка, объективность подхода к нему и др.), не стала доминирующей, раскроем сущность понятий «риск», «дети группы риска», сопоставим понятия «дезадаптированные дети» и дети «группы риска».

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей.

Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.

), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации.

То есть главная их цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Оно может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому понятие нуждается в уточнении и развитии.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов.

Оно позволяло выделять категории людей и семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.

Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Итак, дети «группы риска» — категория детей, находящихся в пограничном состоянии здоровья. Они воспитываются в семьях алкоголиков или наркоманов, подвергаются различным видам насилия, что увеличивает вероятность их школьной, а в более широком плане — социальной дезадаптации.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В. Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *