Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

За размещение недостоверной информации в Интернете сайты будут блокироваться

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.Федеральный закон направлен на пресечение распространения под видом достоверных сообщений недостоверной общественно значимой информации, которая создаёт угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности и связи.

Генпрокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию.

 Роскомнадзор в свою очередь незамедлительно уведомляет редакцию сетевого издания о необходимости удаления указанной информации и фиксирует дату и время направления такого уведомления.

После получения такого уведомления редакция обязана удалить рассматриваемую информацию также незамедлительно, в противном случае доступ к такому изданию будет ограничен (заблокирован). 

Также федеральным законом предусматривается, что в случаях, когда указанная недостоверная общественно значимая информация распространяется средством массовой информации, относящимся к сетевым изданиям, редакция такого сетевого издания должна быть предварительно уведомлена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти о необходимости удаления названной информации. Ограничение доступа к сетевому изданию допускается лишь в случаях неисполнения его редакцией требования об удалении этой информации.

  • Оскорбительная информация в Интернете
  • Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 30-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  • Полномочиями по выявлению сайтов в сети «Интернет», на которых содержится информация, выражающая в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ, наделяется Генеральный прокурор РФ и его заместитель.
  • Обнаружив указанную информацию, Генеральный прокурор РФ или его заместитель должны направить в Роскомнадзор требование о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим указанную информацию.
  • ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Введена административная ответственность за распространение в СМИ и Интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации
  • Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 27-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Речь идёт о размещении под видом достоверных сообщений ложных сведений, которое создало угрозу или повлекло:
  • — вред здоровью либо смерть граждан;
  • — вред их имуществу;
  • — массовое нарушение общественного порядка или общественной безопасности;
  • — создание помех или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, кредитных организаций, объектов энергетики или промышленности.
  • Обо всех случаях возбуждения указанных административных дел в течение суток уведомляются органы прокуратуры.
  • Закон вступает в силу со дня его опубликования и не имеет обратной силы.
  • Установлена административная ответственность за выражение в Интернете явного неуважения к обществу и государству
  • Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.Привлекать к ответственности будут за распространение в сети информации, которая выражает в неприличной форме явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам России, Конституции РФ или госорганам. За это предусмотрены значительные штрафы, а при повторном совершении такого правонарушения вместо штрафа могут назначить административный арест.

  1. Обо всех случаях возбуждения дел об указанных правонарушениях полиция в течение суток должна уведомить органы прокуратуры.
  2. ОБОРОНА
  3. Расширен перечень оснований для получения студентами отсрочек от армии
  4. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. №  39-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
  5. Гражданам, достигшим 18 лет в период обучения в общеобразовательной школе, решено дать право на отсрочку в связи с обучением не только по программам бакалавриата и специалитета, но и по программам среднего профобразования.

Также таким гражданам дали отсрочку в связи с продолжением обучения по программе магистратуры. Ранее она была предусмотрена только для лиц, которым 18 лет исполнилось после окончания школы.

Кроме того, предусмотрена отсрочка на период обучения на подготовительных отделениях вузов за счёт бюджета, но не свыше одного года. Речь идёт об обучении в год получения среднего общего образования.

Для военнослужащих установлен запрет на размещение в СМИ и Интернете информации, связанной с прохождением военной службы

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, не должны предоставлять СМИ либо распространять и передавать через Интернет информацию:

— о своей ведомственной принадлежности;

— о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы либо уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в т. ч. об их месте нахождения;

  • — о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы либо уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;
  • — о работе военных структур (в части, не относящейся к гостайне).
  • Запрет не применяется, если распространение (предоставление) информации предусмотрено федеральным законодательством, касается информсистем персональных данных или входит в обязанности военнослужащих.

Кроме того, военным нельзя в ряде случаев иметь при себе электронные изделия (приборы, техсредства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые позволяют через Интернет распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. Например, такие изделия не получится взять с собой на боевое дежурство, на учения или в поход корабля, а также на военные сборы.

  1. Нарушение запретов отнесено к грубым дисциплинарным проступкам.
  2.          ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
  3. От уплаты исполнительского сбора по ипотечному кредиту освободили граждан — участников госпрограмм помощи заёмщикам
  4. Федеральный закон от 6 марта 2019 г. № 24-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»

От уплаты исполнительского сбора освобождены граждане, которые проходят реструктуризацию ипотечного жилищного кредита (займа) в рамках правительственных программ помощи. Изменился порядок исчисления сбора в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.

  • Уточнены основания для прекращения исполнительного производства.
  • В закон о защите прав потребителей внесены изменения, касающиеся подачи и рассмотрения обращений потребителей
  • Федеральный закон от 18 марта 2019 г. №  38-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей»
  • Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.В частности, Федеральным законом предусмотрено, что обращение потребителя может быть направлено в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
  • Предусматривается, что приём обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав могут осуществляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на основании соглашений о взаимодействии между такими центрами и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что в целях содействия защите прав потребителей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают региональные программы по защите прав потребителей и оказывают содействие органам местного самоуправления и общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам) в осуществлении ими защиты прав потребителей. Органы местного самоуправления вправе разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.

  1. Федеральный закон вступает в силу с 29 марта 2019 г.
  2.                 СЕМЬЯ
  3. В связи с повышением пенсионного возраста сохранено право женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, на получение алиментов
  4. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. №  35-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации» 

Право нетрудоспособных совершеннолетних граждан, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, на алименты распространено в т. ч. на граждан, достигших 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин).

  •                 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
  • В закон об основах охраны здоровья граждан внесены изменения, расширяющие понятие паллиативной медицинской помощи
  • Федеральный закон от 6 марта 2019 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи»

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.Помощь неизлечимо больным (паллиативную помощь) будут оказывать также на дому и в условиях дневного стационара. Предусмотрено взаимодействие медиков с социальными работниками, религиозными организациями и НКО в сфере охраны здоровья.

  1. На федеральном уровне установят порядок оказания помощи и указанного взаимодействия.
  2.          О мерах профилактики кори
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 2019 г. № 2 «О проведении подчищающей иммунизации против кори на территории Российской Федерации»

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.С 1 апреля по 1 октября 2019 г. в России проводится кампания подчищающей иммунизации против кори. Будут привиты население и трудовые мигранты, не болевшие корью, не имеющие прививок против кори или сведений о них.

  • Также проводимая кампания включает:
  • — информирование населения о мерах профилактики кори и преимуществах иммунизации;
  • — пересмотр медицинских противопоказаний к проведению прививок против кори;
  • — работу с населением, отказывающимся от прививок;
  • — закупку необходимого объёма противокоревой вакцины.
Читайте также:  Проверка обернулась конфликтом с ИФНС. Юрист провел четыре арбитражных спора

Работодатели, использующие труд иностранных граждан, должны до конца 2019 г. обеспечить иммунизацию тех иностранных работников, которые не болели корью, не имеют прививок от неё или сведений о прививках.

  1.          СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  2.             Усилен контроль за расходованием средств маткапитала
  3. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 37-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»

Перечень организаций, в которых можно брать ипотеку с погашением средствами материнского капитала, сделали закрытым. При этом в него внесли АО «ДОМ.РФ».

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.

Средства материнского капитала запретили использовать для покупки объектов недвижимости, признанных непригодными для проживания. То же касается помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы будут обязаны проводить проверку путём направления в органы местного самоуправления, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля запросов об отсутствии или наличии такой информации.

  • В связи с изменением норм Градостроительного кодекса Российской Федерации Федеральным законом уточняется перечень документов, которые граждане должны представить при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
  • Изменения не касаются заявлений о распоряжении материнским капиталом, поданных до вступления поправок в силу.
  • Почти в два раза увеличено пособие по уходу за детьми-инвалидами

Указ Президента РФ от 7 марта 2019 г. № 95 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы»

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.С 1 июля 2019 г. с 5 500 руб. до 10 000 руб. увеличивается размер ежемесячных выплат родителям и опекунам, ухаживающим за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

  1. Выплаты полагаются неработающим гражданам.
  2. Указ вступает в силу с 1 июля 2019 г.
  3.          С 1 апреля 2019 г. размер социальных пенсий увеличат на 2%
  4.          Правительство РФ постановило утвердить коэффициент индексации социальных пенсий в размере 1,02.

Лица, имеющие право на социальную пенсию, а также условия её назначения, установлены статьёй 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно Закону социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учётом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации определяется Правительством РФ.

                               ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Закон Московской области от 4 марта 2019 г. № 23/2019-ОЗ «О внесении изменения в Закон Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области»

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.Скорректирован основной нормативный правовой акт о социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области. Определено, что для отдельных категорий пенсионеров установлена дополнительная мера социальной поддержки — ежемесячная денежная компенсация расходов за обращение с твёрдыми коммунальными отходами. Размеры компенсаций пенсионерам, прекратившим трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, составляют 30 процентов, пенсионерам, достигшим возраста 70 лет и старше — 50 процентов, достигшим возраста 80 лет и старше — 100 процентов.

  • Ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате за обращение с твёрдыми коммунальными отходами предоставляется в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения.
  • Закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 г.
  • ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Информация ФСБ России «Путешествия с несовершеннолетними» (март 2019 г.)
  • Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.ФСБ ответила на ряд вопросов, касающихся выезда детей за границу, и разъяснила:
  • — в каком случае требуется нотариально оформленное согласие одного из родителя на выезд;
  • — может ли ребёнок выезжать из России, если сведения о нём внесены в биометрические или обычные загранпаспорта сопровождающих его родителей;
  • — может ли один из родителей ограничить право ребёнка на выезд;
  • — какие страны несовершеннолетние могут посещать при наличии свидетельства о рождении;
  • — чем подтвердить гражданство ребёнка до 14 лет.
  • При подготовке Обзора использовалась справочно-правовая система «Гарант»

Обзор инвестиционных идей за 14 апреля 2021 года, мнение частного инвестора – Открытый Журнал

Что аналитики предлагали инвесторам на прошлой неделе – En+ Group, АФК «Система» и «НМТП»

Евгений Буторин

Частный инвестор

Прошлая неделя была наполнена негативом на фоне растущих геополитических рисков. Однако аналитики не ждали разрешения ситуации или улучшения внешнего фона, а предлагали покупать акции.

Сегодня рассмотрим, стоит ли инвестировать в En+ Group, АФК «Система» и «НМТП». А в предыдущей части обзора инвестидей мы проанализировали идеи по ММК, Globaltrans и QIWI.

Производство алюминия – «грязная» промышленность, но En+ Group (ENPG) удаётся быть самой чистой компанией в данной отрасли. За это она стала любимчиком ESG фондов, что определённо делает компанию интересной для инвесторов.

Вот и аналитики считают, что у En+ весьма привлекательные бумаги и рекомендуют покупать их с целью 1400 руб. за штуку.

Среди факторов привлекательности аналитики выделяют значительное отставание от «РУСАЛа» (на 35%, при этом En+ принадлежит 56,9% акций «РУСАЛа»), а также ожидание сильных финансовых результатов по итогам I квартала 2021 г.

К такому выводу аналитики пришли из-за повышения водности рек, что может принести компании на 12% больше гидроэнергии, чем в первом квартале прошлого года.

Исторически En+ Group не отставала от «РУСАЛа», но ситуация нетипично изменилась. Образовался технический апсайд, который может закрыться в ближайшее время.

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.

Рис. 1. Акции «Эн + Груп» на Мосбирже март 2020 – апрель 2021 г.

Если отбросить данные корреляционного дисконта и проанализировать компанию с фундаментальной точки зрения, то отчётность по итогам года окажется нейтральной.

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.

Рис. 2. Динамика финансовых показателей компании в 2020 г. относительно 2019 г. Источник: пресс-релиз компании по итогам II полугодия и всего 2020 г.

Показатели En+ Group по итогам 2020 г. упали. Виной всему – снижение цен и спроса на алюминий в период пандемии, а также ослабление курса рубля. При этом сокращение свободного денежного потока произошло благодаря уменьшению дивидендных выплат от «ГМК «Норильский никель» в три раза во втором полугодии, а также из-за увеличения капитальных затрат.

Чистый долг En+ снизился на 3,7%, при этом долг энергетического сегмента вырос на 14%, что связано с получением кредита на сумму 100,8 млн руб. Данная сумма была направлена на выкуп собственного пакета акций (21,37%) у «ВТБ». Наверное, именно эта новость является ключевой, так как решает сразу три проблемы.

  1. С рынка убирается своеобразный «дамоклов меч»: «ВТБ» могли в любой момент продать акции компании, оказав существенное давление на котировки.
  2. En+ Group консолидирует акции, а полученные с них дивиденды (если они будут) могут пойти на снижение долговой нагрузки.
  3. Существует риск размещения этих акций на рынке, что увеличит фри-флоат, но может быть негативно воспринято инвесторами. При этом для выгодного размещения En+ Group будет необходимо повысить цену и ценность бумаг, а сделать это можно благодаря выплате стабильных и растущих дивидендов.

Дополнительным драйвером может стать информация о начале работы Тайшетского алюминиевого завода и Тайшетской анодной фабрики. Завод сможет обеспечить объём производства алюминия в размере 430 тыс. тонн в год, что значительно усилит позицию En+ на рынке.

Дополнительное усиление окажет покупка Aluminium Rheinfelden GmbH, который производит сплавы, полуфабрикаты и компоненты на основе углерода.

Да, инвестиции, скорее всего, увеличат долговую нагрузку группы, однако вертикальная интеграция повысит стоимость выходящей продукции и снизит её себестоимость.

Таким образом, акции En+ Group могут быть привлекательным инструментом для инвестирования.

Каждое IPO «дочки» прибавляет к стоимости материнской компании некую сумму. Аналитики посчитали, что IPO Segezha Group прибавит к стоимости акции АФК «Система» (AFKS) 10 руб.

По данным агентства Bloomberg, компания может привлечь в ходе размещения около 500 млн долл.

Это однозначно является позитивной новостью для АФК «Система», так как приведёт к переоценке стоимости компании.

Напомню, ранее успешно прошло IPO Ozon, который также является дочерней структурой «Системы», а в будущем компания может выпустить на рынок агрохолдинг «Степь» и группу клиник «Медси». Кроме них, на балансе есть ещё фармацевтические активы.

При наличии стольких возможностей, АФК «Система» не подходит на роль дивидендной фишки и тем более дивидендного аристократа, так как дивдоходность по итогам прошлого года может составить скромные 0,7%. Но это связано не с жадностью менеджмента, а с проигрышем в суде по иску «Роснефти» на сумму 136,3 млрд руб.

С технической точки зрения акция консолидируется вблизи локальных максимумов. Ближайшее сопротивление находится на уровне 40 руб. за акцию.

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.

Рис. 3. Динамика изменения цены акций ПАО АФК «Система» на Мосбирже 2019–2021 гг.

Таким образом, акции АФК «Система» являются одной из самых перспективных идей на российском фондовом рынке.

Читайте также:  Дисциплинарное увольнение, или как суд не признал совокупность взысканий

Аналитики рекомендуют покупать акции «НМТП» (NMTP), считая, что компания вернётся к докризисным уровням по грузообороту в следующем году. На текущий момент наблюдается восстановление операционных показателей, что связано с восстановлением экономической активности, однако потенциал ещё сокращается.

Более 70% грузооборота «НМТП» приходится на перевалку нефти и нефтепродуктов, а основным клиентом является «Транснефть», по совместительству – материнская компания («Транснефти» принадлежит 63% акций «НМТП»).

Согласно итогам последнего заседания ОПЕК+, было решено увеличить суммарную добычу в апреле и мае на 1 млн баррелей в сутки. При этом Россия может увеличивать добычу лишь на 38 тыс. баррелей в сутки, так как уже наращивала добычу в феврале и марте.

Однако, несмотря на ограниченное наращивание добычи, «НМТП» остаётся в выигрыше.

Дополнительным драйвером может стать дивидендная доходность компании, которая по прогнозам может быть выше 10%. Согласно дивидендной политике, «НМТП» планирует направлять на дивиденды не менее 50% чистой прибыли по МСФО с учётом свободного денежного потока.

Описание не совсем прозрачное, и в итоге предугадать размер дивидендов практически невозможно. Например, по итогам 2019 г. компания выплатила 26 млрд руб. в виде дивидендов, что равно 44% чистой прибыли по итогам года, или 125% свободного денежного потока.

То есть выплата не соответствует параметрам дивидендной политики. Но выход есть. «Транснефть» имеет высокий уровень капитальных затрат, а значит, нуждается в финансировании, вынуждая «дочку» направлять на дивиденды не менее 90% FCF.

При таком сценарии, назовём его базовым, выплата может составить 0,78 руб. на акцию, что при текущих ценах составит 10,4% дивидендной доходности.

Однако на выплаты акционерам можно не рассчитывать, так как предыдущий дивидендный гэп всё ещё не закрыт (на рисунке обозначен красным прямоугольником).

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.

Рис. 4. Акции ПАО «НМТП» на Мосбирже март 2020 – апрель 2021 г.

С технической точки зрения акция приближается к уровню поддержки, однако гарантий отскока нет.

Таким образом, фундаментально акция может показать рост, но технически предпосылок для роста на данный момент нет. Лучше отказаться от каких-либо сделок по данной бумаге до появления признаков разворота тренда.

И помните, рынок, как пластилин, постоянно меняет форму и направление, поэтому аналитики стараются ежедневно искать новые идеи, а мы будем стараться каждую неделю анализировать эти идеи и предоставлять вам независимый обзор.

Данный обзор выражает субъективное мнение автора и не является рекомендацией к покупке или продаже актива. Всегда стоит индивидуально подходить к рассмотрению каждой инвестиционной идеи и анализировать её согласно вашей торговой стратегии. Если вам требуется консультация по инвестиционным идеям, оставьте заявку.

Legal alert. Пятый антимонопольный пакет ФАС России: анализ основных изменений и возможных последствий для бизнеса – INTEGRITES

Дайджест новостей антимонопольного права за март-апрель 2019 г.

В 2018 г. Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) разработала законопроект (далее – Законопроект), который практически полностью посвящен регулированию вопросов конкуренции в цифровой экономике.

 В январе 2019 г. Законопроект был внесён на рассмотрение в Правительство Российской Федерации, на данный момент его согласование продолжается. Законопроект предусматривает существенное изменение антимонопольного регулирования в указанной области, которое отразится на бизнесе, и содержит ряд положений, вызвавших дискуссию в экспертном сообществе.

НОВЫЕ КРИТЕРИИ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

В качестве новых критериев определения доминирующего положения субъекта на товарном рынке ФАС России предлагает критерий владения цифровой платформой (инфраструктурой), которая предназначена для организации и обеспечения взаимодействия других субъектов и потребителей, а также наличие “сетевого эффекта”, который позволяет оказывать решающее влияние на условия обращения товаров на этом рынке. С введением указанных критериев владельца соответствующей инфраструктуры могут признать субъектом, занимающим доминирующее положение, если его доля на рынке взаимозаменяемых услуг составляет не менее 35%, а суммарная выручка – не менее 400 млн. руб. в год. Примером взаимозаменяемости услуг является ситуация, когда услуги сравнимы по определенным параметрам таким образом, что потребитель может отказаться или готов заменить услугу одного поставщика услугой другого поставщика. Так, взаимозаменяемыми услугами являются услуги по телевещанию эфирного аналогового телевидения и цифрового эфирного телевидения.

Под “сетевым эффектом” понимается зависимость потребительской ценности товара от количества пользователей одной и той же группы, либо изменение ценности товара для одной группы пользователей при уменьшении / увеличении количества пользователей в другой группе. То есть, подразумевается получение компанией преимуществ от наличия обширной базы потребителей и обработки этой информации, например, в виде влияния на цену товара или услуги.

Представляется, что использование данных критериев на практике может привести к признанию наличия доминирующего положения у крупных иностранных игроков «digital» рынка, поскольку они владеют цифровыми платформами для продажи товаров и услуг. Также в зоне риска разнообразные российские онлайн-агрегаторы и сервисы, которые имеют инфраструктуру и аккумулируют предложения о товарах и услугах в Интернете.

Важным нюансом является и то, что, согласно Законопроекту при анализе состояния конкуренции на цифровом рынке ФАС России будет оценивать использование субъектом данных о потребителях, возможность благодаря этим данным влиять на условия обращения товара или препятствовать доступу на рынок других субъектов.

НОВОВВЕДЕНИЯ В ОБЛАСТИ КОНТРОЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ

В части контроля экономической концентрации Законопроект предусматривает введение предварительного согласования с ФАС России сделок ценой свыше 7 млрд. рублей.

По заявлениям представителей ФАС России, данный порог суммарной стоимости активов участников сделки устанавливается, в первую очередь, для сделок, в рамках которых передаются права на объекты интеллектуальной собственности, информационные технологии.

В редакцию Законопроекта также были внесены корректировки, согласно которым срок рассмотрения ходатайств по трансграничным сделкам экономической концентрации может быть продлён до 3-х лет с согласия Правительства РФ.

Также предлагаются изменения в процедуру рассмотрения ФАС России ходатайств о предоставлении согласия на осуществление сделок, направленные на максимальную транспарентность процедуры рассмотрения.

Кроме того, Законопроект вводит институт “доверенного лица”, которое определяется антимонопольным органом и несёт ответственность за мониторинг и содействие исполнению предписания, связанного с экономической концентрацией.

ПОЛНОМОЧИЯ ФАС РОССИИ В ВОПРОСАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Положительным моментом является то, что из Законопроекта были исключены положения об упразднении иммунитетов в отношении объектов интеллектуальной собственности, несмотря на то, что по мнению ФАС России подобные иммунитеты ограничивают конкуренцию в условиях информатизации и цифровизации рынков.

В настоящее время, ограничения антимонопольного законодательства не распространяются на результаты интеллектуальной деятельности.

Это выражается, например, в том, что у ФАС России нет полномочий по принуждению разработчика программного обеспечения, занимающего доминирующее положение на рынке, заключить лицензионный договор с определённым контрагентом.

Отказ от заключения договора, предметом которого является передача исключительных или лицензионных прав, не может быть признан неправомерным. Изменение данной ситуации могло бы существенно повлиять на компании, получающие доход от реализации прав на объекты интеллектуальной собственности.

Однако, новая редакция Законопроекта содержит следующие полномочия ФАС России в случае неисполнения предписания субъектом рынка, связанные с использованием объектов интеллектуальной собственности:

  • Обращение в суд с иском о разрешении использования на территории Российской Федерации результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих нарушителю, если предписание было связано с осуществлением нарушителем исключительных прав на эти объекты;
  • Обращение в суд с требованием о запрете оборота на территории Российской Федерации товаров, производимых или реализуемых нарушителем.

В рамках планируемых изменений ФАС России предлагает ввести новое понятие – «ценовые алгоритмы» Исходя из предложений антимонопольного органа, под ценовым алгоритмом следует понимать программное обеспечение, которое позволяет осуществлять мониторинг и контроль за ценами на конкретном товарном рынке.

Как отмечалось ФАС России, использование ценовых алгоритмов может рассматриваться в качестве отягчающего обстоятельства при назначении административного штрафа, в случаях, когда применение такого программного обеспечения негативно влияет на конкуренцию, например, приводит к поддержанию цены на торгах, либо к незаконной координации и, как следствие, к установлению цены на конкретный товар.

Важно отметить, что бизнес-сообщество негативно восприняло данную инициативу государственного органа, и вполне вероятно, что на стадии рассмотрения Законопроекта в Государственной Думе указанное понятие будет дополнительно уточняться.

Между тем, в практике ФАС России уже есть антимонопольные дела по координации экономической деятельности с использованием ценовых алгоритмов (без учёта этого обстоятельства в качестве отягчающего). Примером использования ценового алгоритма, которое привело к ограничению конкуренции, является дело, рассмотренное в 2018 г.

в отношении российской дочерней компании LG. В рамках разбирательства было установлено, что компания, используя специальную компьютерную программу, контролировала цены, устанавливаемые ресселерами.

По итогам рассмотрения дела действия компании были квалифицированы в качестве незаконной координации, в результате которой были установлены единые цены на конкретные модели смартфонов.

Принятие Законопроекта Государственной Думой РФ ожидается уже в 2019 г., однако не исключено внесение новых поправок в текущую версию Законопроекта для устранения спорных моментов и учёта интересов предпринимательского сообщества.

Эта запись также доступна на: Английский

Обзор судебной практики ФАС России за апрель-май 2019 года

Обзор судебной практики ФАС России за апрель-май 2019 года

Читайте также:  В претензии лучше не указывать точный размер процентов или неустойки

[video_2191]

I. Нарушение ст.10 Закона о защите конкуренции

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.05.2019 по делу № А45-991/2018.

  • Решением Новосибирского УФАС России предприятие признано установившим монопольно высокую цену на услугу пользования (размещения) линий связи на принадлежащих ему опорах.
  • Продуктовые границы товарного рынка были определены антимонопольным органом на основании теста гипотетического монополиста, при этом треть потребителей ответили о возможности заменить услугу.
  • Одновременно с этим Новосибирское УФАС России установило, что строительство собственных линейно-кабельных сооружений связи требует значительных финансовых вложений и существенных временных затрат, размещение в кабельной канализации другого субъекта требует дополнительного получения согласований и не всегда может совпадать с топологией уже построенной сети связи, поэтому отсутствуют основания утверждать о возможности замены услуги по предоставлению мест крепления самонесущих волоконно-оптических кабелей связи на опорах контактной сети по технологическим и экономическим причинам.

Суды отметили, что в таком случае на основании п.3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке у антимонопольного органа отсутствовали основания для вывода о взаимозаменяемости услуги, и при этом обосновывать возможность применения этого пункта порядка не требуется.

Суды признали законными выводы о нарушении предприятием п.1 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, поскольку антимонопольным органом было установлено, что цена на оказываемые услуги определена предприятием произвольно без учета экономически необходимых для оказания услуги затрат.

В том числе, фактически в цену включены также затраты, которые предприятие несет при осуществлении основной деятельности по перевозке пассажиров городским электротранспортом, которая субсидируется из муниципального бюджета, а также фактически одни и те же затраты неоднократно включаются разным субъектам в составе цены, в том числе при предоставлении иных услуг, без определения доли в прибыли, получаемой от той или иной услуги.

Новосибирским УФАС России также было установлено, что при определении цены предприятие учитывает расходы на работы, которые не входят в предмет договора и ведут к искусственному завышению цены услуги.

Кроме того, суды отклонили доводы предприятия о незаконности выданного предписания, отметив, что требование антимонопольного органа установить цену на услугу, которая не превышает сумму необходимых для её производства и реализации расходов и прибыли, является определённым, и у антимонопольного органа нет обязанности указывать в предписании, какие расходы и в каком размере обязан принять хозяйствующий субъект.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2019 по делу № А40-86515/2018.

Решением ФАС России теплоснабжающая организация признана нарушившей п.10 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции в связи с необоснованным применением расчетного метода при определении объема тепловой энергии и теплоносителя, подлежащего оплате потребителем.

  1. Антимонопольный орган установил, что законодательством, регулирующим спорные отношения, предусмотрены следующие случаи применения расчётного метода: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность прибора учета; нарушение установленных договором сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
  2. Вместе с тем, теплоснабжающая организация использовала расчётный метод при показателе прибора учета менее минимального значения.
  3. Судом первой инстанции решение антимонопольного органа было отменено, поскольку, по мнению суда, спор за подлежащий оплате объем тепловой энергии вытекает из договора теплоснабжения и носит гражданско-правовой характер.

Вышестоящие инстанции не согласились с таким выводом и признали решение ФАС России законным, указав, что применение расчетного метода в отсутствие на то законных оснований привело к ущемлению интересов потребителя в сфере предпринимательской деятельности.

Рассматривая такие дела, антимонопольный орган не вторгается в гражданско-правовые отношения между теплоснабжающей организацией и потребителем, а спорный вопрос был рассмотрен антимонопольным органом исключительно в рамках проверки соблюдения доминирующим субъектом антимонопольного законодательства.

II. Нарушение ст. 11 Закона о защите конкуренции

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.05.2019 по делу № А33-33369/2017.

Решением Красноярского УФАС России теплосетевая компания и группа лиц теплоснабжающей организации признаны нарушившими ч.4 ст.

11 Закона о защите конкуренции по факту осуществления действий по переключению потребителей микрорайона с источника тепловой энергии, эксплуатируемого другим хозяйствующим субъектом, на источник тепловой энергии хозяйствующего субъекта из группы лиц, заключившей антиконкурентное соглашение.

  • Суды трёх инстанций в качестве доказательств соглашения приняли совокупность совершенных действий, а именно заключение соглашений по изменению договорных отношений по оказанию услуг по передаче тепловой энергии, заключенных между группой лиц и теплосетевой организацией, осуществление действий по введению в эксплуатацию с нарушением установленных требований тепловой сети до тепловой камеры, принадлежащей хозяйствующему субъекту из группы лиц, и одновременному закрытию теплосетевой организацией отсечной арматуры на трубопроводах тепловой сети от теплоисточника другого хозяйствующего субъекта.
  • Суды пришли к выводу о том, что в результате этих действий стало возможным переключение теплоснабжения потребителей микрорайона, расторжение теплосетевой организацией договора на теплоснабжение с добросовестным хозяйствующим субъектом, как следствие — устранение этого субъекта с рынка поставки тепловой энергии для нужд потребителей микрорайона.
  • Поскольку в результате достигнутого соглашения было осуществлено переключение теплоснабжения микрорайона, отрезок тепловой сети от источника хозяйствующего субъекта был демонтирован, что свидетельствует о создании этому обществу препятствий к доступу на товарный рынок.

Также суды, признавая законным проведенный антимонопольным органом анализ состояния конкуренции, отметили, что совершённые на одном товарном рынке действия хозяйствующих субъектов могут быть квалифицированы по ч.4 ст.11 Закона о защите конкуренции при доказанности ограничения конкуренции на другом товарном рынке.

III. Нарушение ст.15 Закона о защите конкуренции

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.05.2019 по делу № А58-4399/2018.

Распоряжениями администрации г.Якутска содержание кладбищ города было передано муниципальному бюджетному учреждению, с учётом чего оно было определено получателем субсидии.

Якутским УФАС России администрации выдано предупреждение об отмене указанных распоряжений. Суды поддержали выводы антимонопольного органа о наличии в действиях администрации признаков нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Такие действия администрации создают необоснованные барьеры и препятствия входа другим хозсубъектам на этот рынок, а также необоснованно препятствуют им в осуществлении деятельности на нем, ставят учреждение в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления организации похорон и предоставления связанных с ними услуг, создают условия для непроведения уполномоченными органами обязательных торгов в соответствии с законом, что содержит признаки нарушения ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

  1. Предоставление без соответствующих конкурсных процедур администрацией бюджетных средств на выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения муниципальных нужд может повлечь ограничение конкуренции в отношении других хозяйствующих субъектов, действующих на том же товарном рынке.
  2. IV. Нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции
  3. Постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу № А76-39878/2017.

Челябинское УФАС России признало нарушившими п.4 ст.

16 Закона о защите конкуренции администрацию городского округа, муниципальное унитарное предприятие и два общества путём заключения соглашения, направленного на недопущение, ограничение и устранение конкуренции на рынке сдачи в аренду (внаем) объектов водоснабжения и водоотведения, результатом которого явилось обеспечение выхода обществ на рынки по очистке вод и водоснабжения и водоотведения, создание им преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, полученных вне конкурентных процедур, и ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на рассматриваемые товарные рынки.

Администрация в 2016 году передала объекты водоснабжения и водоотведения на праве хозяйственного ведения предприятию (при отсутствии оформленного права муниципальной собственности). При этом предприятие не осуществляло деятельность по водоснабжению и водоотведению, а также не обладало кадровыми ресурсами для оказания этих услуг.

Спустя три дня после передачи объектов водоснабжения и водоотведения предприятию администрация приняла постановление, наделяющее общества статусом гарантирующих организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение.

В день наделения компаний таким статусом администрация в лице Межведомственной комиссии дала согласие предприятию на заключение с ними договоров аренды водопроводно-канализационного комплекса без проведения торгов, несмотря на требования законодательства о заключении концессионного соглашения.

В результате компании получили возможность заключать договоры с абонентами на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению, а также получили утвержденный тариф на питьевую воду, транспортировку воды и на водоотведение.

Суды подтвердили выводы антимонопольного органа о том, что такое поведение администрации изначально не было направлено на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в хозяйственное ведение, а являлось намеренным и целенаправленным действием в целях передачи указанных объектов в пользование конкретных хозяйствующих субъектов в обход процедуры проведения торгов, которое может привести к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов к объектам водоснабжения и водоотведения в целях транспортировки воды и водоотведения.

При этом суды отметили, что администрация, зная о фактическом использовании объектов водоснабжения и водоотведения обществами, не принимает меры по их возврату и передаче в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку требование о проведении конкурентных процедур в целях предоставления в концессию при передаче таких объектов установлено 08.05.2013, то есть с указанного момента администрацией должны быть приняты меры в целях предоставления муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, с соблюдением требований действующего законодательства.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *