Апелляция ФАС: антиконкурентный доход взыскивается в бюджет, только если нельзя рассчитать штраф из выручки

Никитенко М.,эксперт журнала

Апелляция ФАС: антиконкурентный доход взыскивается в бюджет, только если нельзя рассчитать штраф из выручки

Пунктом 4 ст.

 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Ситуаций, когда исполнитель нарушает условия договора, достаточно много. В этом материале автор рассматривает порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления штрафных санкций за неисполнение или несвоевременное исполнение условий контракта.

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2018 № 07‑04‑05/21‑21405, от 13.07.2018 № 07‑04‑05/21‑14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

1) в нарушение требований, установленных ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, п.

 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042), а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками:

  • не начислены пени и не направлены требования об их уплате в адрес поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за несоблюдение ими сроков исполнения обязательств по контрактам;
  • занижены суммы пени, начисленные за нарушение поставщиками (подрядчиками, исполнителями) сроков исполнения обязательств по контрактам;
  • 2) в нарушение требований, установленных ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 3 Правил № 1042, а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками не начислены штрафы за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактами, и не направлены требования об их уплате в адрес поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Таким образом, начисление штрафов и пеней исполнителю контракта (договора) за несвоевременное и (или) ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с условиями заключенного контракта (договора) является обязательным. Несовершение подобных действий со стороны заказчика квалифицируется проверяющими как нарушение проведения закупок товаров, работ, услуг.

Неустойка по контракту как объект бухгалтерского учета

В соответствии с п.

 35 ФСБУ «Концептуальные основы» объектами бухгалтерского учета являются активы, обязательства, источники финансирования деятельности субъекта учета, доходы, расходы, иные объекты, в том числе факты хозяйственной жизни, установленные данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Пунктом 36 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы РФ, возникающие при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе (п. 38 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Признание объекта бухгалтерского учета осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий (п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы»)

Объект бухгалтерского учета соответствует определению, установленному ФСБУ «Концептуальные основы», иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности
Существует уверенность субъекта учета в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с признаваемым объектом бухгалтерского учета
Есть возможность оценить стоимость объекта бухгалтерского учета с учетом положений ФСБУ «Концептуальные основы», кроме случаев, установленных иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности

На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения.

Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.

2018 № 02‑07‑10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.

Отражение суммы неустойки на счетах бухгалтерского учета

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2018 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2018 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н.

Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.

2018 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2018 № 02‑07‑10/75014).

Здесь же укажем, что не всегда поставщики (подрядчики) согласны с размером выставляемой им неустойки. В случае если на момент предъявления требования по штрафным санкциям размер поступлений не определен ввиду оспаривания исполнения требования со стороны поставщика, критерии признания доходов в полной мере не выполняются.

Поэтому до урегулирования требований, предъявленных недобросовестным исполнителям контрактов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, начисление задолженности (расчетов с дебиторами) следует отражать посредством применения счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)».

Применяемый счет учета доходов при начислении штрафа, пеней недобросовестному исполнителю контракта
0 401 10 141 (если сумма неустойки не оспаривается исполнителем) 0 401 40 141 (если на дату признания дохода размер штрафа, пеней не урегулирован – при отражении оспариваемых требований)

8

Бюджетное учреждение в 2017 году заключило контракт на сумму 560 000 руб., согласно которому исполнитель обязан выполнить обусловленные контрактом работы в срок до 01.10.2017. Уплата аванса – в размере 30 % от стоимости контракта (168 000 руб.).

Фактически работы были выполнены 15.02.2018. Размер штрафа и пеней за несвоевременное исполнение условий контракта составил 3 000 руб. Уплата неустойки была учтена при совершении расчетов по контракту.

Оплата контакта производится за счет приносящей доход деятельности.

На счетах бухгалтерского учета операции по начислению суммы не­устойки, ее погашению и формированию входящих остатков в 2018 году будут отражены так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Операции, совершенные в 2017 году
Произведена оплата аванса 2 206 26 560 2 201 11 610 168 000
Начислена сумма неустойки 2 205 41 560 2 401 10 140 3 000
Операции, совершенные в 2018 году
Произведена актуализация входящих остатков в меж­отчетный период 2 401 30 000 2 209 41 560 2 205 41 660 2 401 30 000 3 000 3 000
Начислены расходы по контракту в рамках принятых услуг 2 401 20 226 2 302 26 730 560 000
Уменьшены обязательства по контракту на сумму уплаченного аванса 2 302 26 830 2 206 26 660 168 000
Уменьшены расчеты с дебиторами на сумму неустойки 2 302 26 830 2 209 41 660 3 000
Произведена оплата по контракту (560 000 ‑ 168 000 ‑ 3 000) руб. 2 302 26 830 2 201 11 510 389 000

9

Бюджетное учреждение заключило в сентябре 2018 года контракт на сумму 200 000 руб. (оплата контракта производится по КВД 4), произвело уплату аванса в сумме 50 000 руб.

Условия контракта исполнителем выполнены не были, в связи с чем была начислена неустойка в размере 5 000 руб. Контрагент считает, что неустойка в отношении него была начислена неправомерно.

Для разрешения конфликта стороны обратились в суд.

На счетах бухгалтерского учета описанная выше ситуация будет отражена так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Произведена оплата аванса 4 206 26 560 4 201 11 610 50 000
Начислена сумма неустойки 2 209 41 560 2 401 40 140 5 000

Как разъяснено в Письме Минфина РФ № 02‑07‑10/75014, при принятии судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований ранее принятая к учету дебиторская задолженность корректируется по дебету счета 0 401 40 141 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» и кредиту счета 0 209 41 660 «Уменьшение расчетов по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». При этом обращено внимание на то, что согласно ФСБУ «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» корректировка оценочных значений не является ошибкой. Названный стандарт вступает в силу лишь с 01.01.2019, однако из разъяснений, приведенных в вышеназванном письме Минфина, можно сделать вывод о возможности применения его положений и в 2018 году.

Продолжим условия примера 2. Предположим, что суд вынес решение о взыскании с контрагента суммы неустойки в размере 2 800 руб.

На счетах бухгалтерского учета корректировка суммы неустойки будет отражена так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Скорректирован размер начисленной неустойки (5 000 ‑ 2 800) руб. 2 401 40 140 2 209 41 660 2 200

При наличии задолженности по уплате штрафов, пеней, сформированной на 01.01.

2018, размер которой оспаривается поставщиком (подрядчиком), ее учет следует вести на счете 0 401 40 140 «Доходы будущих периодов от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» (операция совершается посредством использования счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов»).

Читайте также:  Смена собственника имущества организации. как увольнять несогласных

Бюджетное учреждение в 2017 году начислило неустойку поставщику в размере 7 200 руб. Поставщик считает, что размер неустойки должен составлять 5 200 руб. Позже судом размер неустойки определен как 5 800 руб.

По состоянию на 01.01.2018 у учреждения имеется дебетовый остаток на счете 2 205 41 560 в сумме 7 200 руб. Кредитовый остаток на счете 2 401 10 140 в сумме 7 200 руб. в конце года был отнесен на счет 2 401 30 000.

На счетах бухгалтерского учета корректировка размера неустойки отразится так:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Скорректированы входящие остатки по учету операций по начисленной сумме неустойки 2 401 30 000 2 209 41 560 2 205 41 660 2 401 30 000 7 200 7 200
Отражена оспариваемая сумма неустойки в составе доходов будущих периодов (7 800 — 5 200) руб. 2 401 30 000 2 401 40 141 2 600
Скорректирован размер неустойки после вынесенного решения суда (7 200 — 5 800) руб. 2 401 40 141 2 209 41 660 1 400
Скорректирован размер расходов будущих периодов после принятия решения суда 2 401 40 141 2 401 10 141 1 400
Возмещен поставщиком размер неустойки 2 201 11 510 2 209 41 660 5 800

* * *

В завершение кратко осветим основные моменты:

1. При нарушении поставщиком, подрядчиком условий контракта обязательно начисляется неустойка.

2. При начислении суммы неустойки с 01.01.2018 применяется счет 0 209 41 000 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».

3. Сумма неустойки в части оспариваемых требований отражается по дебету счета 0 209 41 560 и кредиту счета 0 401 40 141. 

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение, №12, 2018 год

Практика применения антимонопольного законодательства при установлении антиконкурентных соглашений / КонсультантПлюс

7. Доказывание антиконкурентного соглашения возможно при наличии совокупности косвенных доказательств. Одним из доказательств антиконкурентного соглашения может служить закупка Заказчиком товара у единственного поставщика в отсутствие подтверждения экономическо-производственной целесообразности проводимых закупок, а также в отсутствие обоснования срочной необходимости в товаре.

Апелляционной коллегией рассмотрена и оставлена без удовлетворения жалоба Заказчика на решение УФАС о признании Заказчика и Общества нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении между Заказчиком (хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по теплоснабжению) и Обществом соглашения при проведении закупок угольной продукции для нужд филиала Заказчика, которое привело к ограничению конкуренции, путем создания другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок (Решение Апелляционной коллегии ФАС России от 28.01.2019 по делу N 176/05) .

———————————

См.: https://br.fas.gov.ru/ca/pravovoe-upravlenie/sp-7870-19/?query=СП/7870/19.

  • Анализ конкурентных закупочных процедур, проведенных Заказчиком, показал, что в рамках указанных закупок существовала конкуренция за право заключения договора поставки угольной продукции, соответственно, при определении поставщика путем проведения конкурентной процедуры, в ней также могло принять участие несколько лиц.
  • Наличие антиконкурентного соглашения между Заказчиком и Обществом подтверждалось совокупностью доказательств, в том числе:
  • — проведение Заказчиком закупок у единственного поставщика в отсутствие подтверждения экономическо-производственной целесообразности проведения таких закупок, а также в отсутствие обоснования срочной необходимости с учетом ранее отмененных закупок, проводимых конкурентными способами;
  • — определенная модель поведения участников соглашения, выразившаяся в отмене Заказчиком закупок, проводимых конкурентным способом, по результатам которых Общество не могло быть признано победителем;

— направление Заказчиком запросов о коммерческих предложениях в адрес лиц, заранее договорившихся с Обществом о размере указываемой в предложении цены, а также ненаправление запросов в адрес лиц, ранее участвовавших в конкурентных процедурах закупок, проводимых Заказчиком (т.е. «действительных» конкурентов Общества).

— заключение Обществом договора поставки угольной продукции с третьим лицом с указанием Заказчика в качестве грузополучателя до размещения Заказчиком информации о проведении закупки у единственного поставщика.

Апелляционной коллегией отмечено, что подход к доказыванию наличия антиконкурентного соглашения, использованный УФАС при рассмотрении настоящего дела, соответствует сложившейся практике применения антимонопольного законодательства, в т.ч.

разъяснениям Президиума ФАС России N 3 от 17 февраля 2016 г. «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», содержащим ссылки на решения судов различных инстанций.

8. Бездействие органа власти по демонтажу рекламной конструкции, образующее признаки нарушения статьи 19 Закона «О рекламе», само по себе не свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между указанным органом власти и лицом, разместившим в отсутствие правовых оснований рекламную конструкцию.

В апелляционную коллегию поступила жалоба на решение УФАС об установлении факта нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении между Обществом и Учреждением соглашения при установке и эксплуатации незаконной рекламной конструкции на принадлежащем Обществу здании.

С 31 июля 2020 года штрафы за невозврат валютной выручки для экспортеров существенно снизятся

20 июля 2020 года принят ФЗ N 218, предусматривающий поправки в КоАП РФ, направленные, в том числе, на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности

Действующее российское валютное законодательство предусматривает жесткие санкции за нарушения требований валютного контроля. Экспортеры согласно положениям статьи 19 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ обязаны получать валютную выручку на свои российские счета строго в сроки, предусмотренные контрактами.

Нарушение этого порядка может повлечь претензии со стороны контролирующих органов, за которыми может последовать привлечение нарушителя к административной ответственности по п.4 ст. 15.25 КоАП РФ, а в случаях совершения нарушения в крупном размере – к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Российские предприниматели получают штрафы даже за незначительные нарушения сроков возврата выручки, при этом во многих случаях задержки происходят из-за контрагентов, на которых экспортер не может повлиять. Из-за указанного требования законодателя экспортеры находятся в зависимости от своих контрагентов и несут дополнительную финансовую нагрузку.

В целях снижения избыточного административного давления на российских экспортеров был принят ФЗ N 218, которым вносятся изменения в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ, вступающие в силу с 31.07.2020 г.

В действующей сегодня редакции статьи 15.25 КоАП РФ за невыполнение в срок обязанности по получению на свои счета средств за выполненные для нерезидентов работы, оказанные им услуги, переданные им товары (а также результаты интеллектуальной деятельности, информацию) предусмотрено предупреждение, а также штраф для ИП и компаний в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств за каждый день просрочки в размере от 3/4 до одного размера не зачисленных на счета средств. Штраф для должностных лиц составляет от 20.000 до 30.000 рублей.

С 31.07.

2020 будут действовать новые правила, согласно которым за указанные нарушения предусматривается предупреждение или штраф для компаний и ИП в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств, за каждый день просрочки зачисления, и (или) в размере от 3 до 10 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета по рублевым контрактам, и (или) в размере от 5 до 30 %, по контрактам в иностранной валюте, или в размере от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа. Сумма штрафа для должностных лиц не изменилась.

2. Отмена ответственности

С 31.07.2020 г. в статью 15.25 КоАП РФ включены п. 7-9., устанавливающим обстоятельства, при наличии которых административная ответственность по указанной статье не наступает:
• Согласно п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам, заключившим с нерезидентом внешнеторговый договор, сумма обязательств по которому равна или не превышает 200.

000 рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте);
• Согласно п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам по правонарушениям, связанным с валютными операциями по внешнеторговым договорам, расчеты по которым производились минуя счета в уполномоченных банках.

В установленном примечанием случае ответственность не применяется в отношении суммы частично зачисленных денежных средств.

Также в статью 15.

25 КоАП РФ вносится дополнение в пункте 9, согласно которому ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк отчетности по валютным операциям наступает только по истечении 45 дней после окончания установленного срока. Следовательно, если задержка составила менее 45 дней, к ответственности компанию или ИП не привлекут.

Читайте также:  О новых изменениях миграционного законодательства

Введена ответственность за невыполнение обязательств по внешнеторговым договорам между резидентом и нерезидентом. За такие нарушения предусмотрены предупреждения или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц составит от 20.000 до 30.000 рублей. Установлена ответственность для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности за следующие нарушения:
• незачисление на счета денежных средств. Предусмотрены предупреждения или штрафы в размере от 3 до 5% размера суммы не зачисленных средств (п. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218);
• невыполнение в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом. В качестве санкций за такие нарушения предусмотрены предупреждение или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 20.000 до 30.000 рублей (п. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218). Резюмируя сказанное можно сделать вывод: несмотря на установление новых мер ответственности, положения ФЗ № 218 направлены на улучшение положения экспортеров. Особенно важно значение для предпринимателей имеет существенное снижение административных штрафов за незачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств. Вместе с тем, вносимые изменения направлены на повышенние административной ответственности резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

1. Вносятся изменения, смягчающие ответственность в части установления обстоятельств, позволяющих избежать назначения административного наказания. Также смягчаются санкции, предусмотренные за неисполнение обязанности репатриации.
2. Ряд изменений, наоборот, предполагают установление административной ответственности по новым составам.

В целом, стремление к смягчению ответственности за совершение валютных нарушений, можно рассматривать как положительную тенденцию. Вместе с тем, растет сложность и запутанность конструкций норм, устанавливающих ответственность.

Необходимо помнить и тот важный факт, что, согласно п. 2 ст. 1.

7 КоАП РФ закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, данные положения ФЗ-218 позволят многим резидентами уменьшить назначенное административное наказание, или отменить ответственность за его нарушение вовсе.

Налоговые штрафы за нарушение законодательства в 2021 году

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Вид нарушения
Размер штрафа
Основание (статья НК)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе 10 000 руб. ст. 116
Ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб. ст. 116
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. ст. 119
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления ст. 119
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме 200 руб. ст. 119.1
Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения 10 000 руб. (если эти деяния совершены в течение одного налогового периода);30 000 руб. (если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода);20% от суммы неуплаченного налога (взноса), но не менее 40 000 руб. (если эти деяния повлекли занижение налоговой базы) ст. 120
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса);40% от неуплаченной суммы налога (сбора, взноса) (если эти деяния совершены умышленно) ст. 122
Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению ст. 123
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога 30 000 руб. ст. 125
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений 200 руб. за каждый непредставленный документ ст. 126
Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями 10 000 руб. ст. 126
Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения ст. 126.1
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля 1 000 руб. ст. 128
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний 3 000 руб. ст. 128
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации 5 000 руб.;20 000 руб. (те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года) ст. 129.1

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Читайте также:  Оформление трудовых отношений с работником. Пошаговая инструкция

Уголовные преступления

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ряд статей Уголовного кодекса предусматривает ответственность за налоговые преступления, а именно ст.ст. 198–199.4 УК РФ.

Диспозиция этих статей дифференцирует меру наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления или в зависимости от личности подсудимого.

Среди этих мер наказания есть и штрафы, и лишение свободы, и исправительные работы, при этом вне зависимости от вида наказания, это все равно будет уголовное наказание.

Еще одним существенным дифференцирующим признаком является то, что субъектом преступления всегда является только физическое лицо. Это означает, что к уголовной ответственности может быть привлечен только гражданин, но не, например, субъект предпринимательской деятельности.

Так, привлечены в качестве подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, могут быть только конкретные лица, чья вина в нарушении налогового законодательства была непосредственной и чьи действия подпадают под Уголовный кодекс. При этом для привлечения к уголовной ответственности должны быть соблюдены два условия:

  • умышленный или халатный характер действий обвиняемого;
  • причинение обвиняемым государству ущерба в крупных или особо крупных размерах;
  • достижение обвиняемым возраста 16 лет.

Если нет хотя бы одного из этих условий, привлечение к уголовной ответственности невозможно.

Отдельного пояснения требует ст. 199 УК РФ, поскольку, на неподготовленный взгляд, она указывает на возможность привлечения к ответственности организации. На самом деле нет. К ответственности может быть привлечено должностное лицо: руководитель или главный бухгалтер (или оба сразу) виновные в уклонении от исполнения налоговых обязательств.

То есть, в конечном счете, к уголовной ответственности все равно будет привлечено физическое лицо, и именно оно будет подвергнуто уголовному наказанию, но никак не организация или предприятие.

Виды налоговых обязательств

Существует целый ряд налоговых обязательств как для физических, так и для юридических лиц.

Так, физические лица обязаны уплачивать налоги:

  • на доходы (НДФЛ) в размере 13% со всех видов дохода, включая заработную плату, доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от выигрышей и т.д.;
  • налог на имущество, включая налог на недвижимость и транспортный налог.

Юридические лица и ИП несут следующие налоговые обязательства, в зависимости от вида и системы налогообложения:

  • НДС;
  • на прибыль юридических лиц (УСН, ЕНВД, ОСН, ПСН). Для ИП – НДФЛ;
  • акцизные сборы;
  • социальный.

Любые отклонения от правильного исполнения налоговых обязательств караются (в зависимости от суммы ущерба государству) либо в порядке административной, либо в порядке уголовной ответственности.

Индивидуальные предприниматели

Шансы попасть под правоохранительный административный «каток» есть у ИП, которые:

  • внесли неверные сведения в декларацию;
  • опоздали с подачей декларации;
  • не оплатили или частично не оплатили страховые, социальные и пенсионные взносы, НДФЛ, НДС, налог на имущество.

Ответственность по Налоговому кодексу

Прежде всего, следует понимать, что ответственность, установленная в НК – эта та же административная ответственность, хотя и не включенная в КоАП.

К основным видам правонарушений в сфере налоговых обязательств НК РФ относит:

  • «теневую деятельность» или непостановку на учет в ФНС как плательщика налогов (ст. 116 НК);
  • некорректные расчеты налоговых обязательств (ст. 120 НК РФ);
  • уклонение от подачи декларации, объяснений и документов в ФНС (ст.ст. 119, 123, 122 НК РФ).

То есть, как мы видим, Налоговый кодекс регламентирует ответственность только в части организационных вопросов, связанных с ФНС.

Кодекс административных правонарушений

В соответствии с положениями КоАП РФ, а именно ст.ст. 15.34, 15.9, 15.11, привлекаются к административной ответственности должностные лица организаций и предприятий за правонарушения, связанные:

  • с несвоевременной постановкой на учет в качестве налогоплательщика;
  • с несвоевременной сдачей налоговых отчетов;
  • с отказом в предоставлении документов сотрудникам ФНС, осуществляющим контроль за исчислением налоговых платежей;
  • с нарушениями в ведении бухгалтерской документации.

Что кроме штрафов

Лица, привлеченные к ответственности за нарушения в сфере налогообложения, помимо административного штрафа или уголовного наказания, могут быть обязаны также выплатить пеню, накопившуюся за время просрочки платежей.

При умышленном уклонении от уплаты налогов могут быть применены также штрафные санкции в размере до 40% от суммы начисленного налога. При этом следует учитывать, что при расчете пени и штрафа учитываются 3 последних года из истории налогоплательщика.

Как правило, пеня начисляется исходя из размера ставки рефинансирования, утвержденной ЦБ РФ.

Таблица штрафов за нарушения кассовой дисциплины

Бухгалтерия

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины — это предупреждение или штраф до 50 000 рублей в отношении компании-нарушителя или ответственного должностного лица. В 2020 году суммы не изменятся.

27 января 2020 Евдокимова Наталья

Правила ведения кассовых операций в организации закрепляют указания Центробанка России № 3210-У. Нормативный документ предусматривает порядок работы с наличными денежными средствами в учреждении. За любое отклонение от установленных требований предусмотрена ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций. Но это не единственный норматив в работе с наличностью.

Все организации и ИП, которые принимают наличную оплату за оказанные услуги и работы или реализованный товар от физических лиц, обязаны применять онлайн-кассы. Работать без ККТ нового поколения запрещено (закон № 54-ФЗ и закон № 290-ФЗ). Если компания или коммерсант проведет операцию «мимо кассы», то штрафов не избежать.

Ключевые правила организации работы с кассовыми операциями — в статье Новое в кассовой дисциплине: как избежать штрафов».

Порядок организации кассы

Для соблюдения установленных норм учреждению достаточно выполнить пять ключевых шагов:

  1. Назначить ответственного работника за ведение кассовых операций. Ознакомьте сотрудника с положениями указаний № 3210-У и закона № 54-ФЗ в последней редакции под подпись.
  2. Обеспечьте сохранность кассы и документации. Необходимо оборудовать кабинет сейфом, в котором храните деньги, ордера, кассовые книги и чековую книжку.
  3. Установите предельный лимит остатка наличности в кассе. Эта сумма вычисляется расчетным путем, по приходу или выбытиям из кассы. Не допускайте превышение лимита на конец рабочей смены или дня, иначе гарантированы штрафные санкции за нарушение кассовой дисциплины. Излишки вносите на расчетный счет компании в банке. В дни зарплаты остаток может быть больше лимита.
  4. Все операции отражайте специальными кассовыми документами. На приходные операции выписывайте приходный ордер, на расход — расходный. Регистрируйте операции в кассовой книге. Если принимаете наличную оплату за товар, работы, услуги, используйте онлайн-ККТ.
  5. Тратьте выручку только на разрешенные цели. Перечень одобренных затрат приведен в указаниях Банка России от 07.10.2013 № 3073-У.

Какие нарушения допускаются

Подконтрольные организации обязаны разбираться и понимать, за какие кассовые нарушения штрафуют, и при каких условиях наказания недопустимы. Всего выделяют пять категорий проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:

Суть проступка Пояснения
За расчет наличными сверх лимита Если организация рассчиталась наличными деньгами в сумме более 100 000 рублей в рамках одного контракта.
Нецелевое расходование наличной выручки Если компания потратила наличную выручку на цели, не предусмотренные указаниями № 3073-У. Например, выплатила заработную плату или перечислила страховые взносы.
Превышение лимита кассы Если в кассе организации на конец рабочего дня денег осталось больше, чем утвержден лимит остатка. За исключением дней выплаты зарплаты, пособий и стипендий.
Неоприходование наличной выручки Если поступившая в кассу выручка не оприходована в установленном порядке. То есть не оформлена кассовая документация (ПКО, фискальный чек или БСО).
Нарушение порядка ведения операционной онлайн-кассы Если фирма допустила отклонение от правил ведения онлайн-касс по закону № 54-ФЗ. Например, не оприходовала покупку через онлайн-ККТ.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *