«Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

На электронику, которая продается россиянам, будет устанавливаться отечественное программное обеспечение (ПО). С июля требование станет обязательным для смартфонов. Для остальных устройств — к 2023 году. Правила установки программ на гаджеты определила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

«Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

На смартфоны будут предустанавливаться антивирусные программы, навигаторы, поисковики, приложение портала госуслуг и платежные системы. REUTERS

Закон о предустановке российского софта вступит в силу 1 июля 2020 года. Нормы призваны уравнять в правах иностранных и российских разработчиков. Сейчас гаджеты продаются с предустановленным зарубежным софтом, так что иностранцы имеют приоритетный доступ к российским потребителям.

Реформу планируют провести в несколько этапов.

Из концепции проекта постановления правительства, подготовленной ФАС, следует, что на смартфоны и планшеты будут предустанавливаться антивирусные программы, навигаторы, поисковики, приложение портала госуслуг и платежные системы.

То же самое — на планшеты, исключая платежную систему. Для планшетов, компьютеров и телевизоров со Smart ТV список дополнен программами аудиовизуального сервиса и приложениями, обеспечивающими просмотр программ I и II мультиплексов.

«Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

Утверждена Стратегия развития электроники

По словам замглавы ФАС Анатолия Голомолзина, предустанавливаться будет широко используемое отечественное ПО, имеющее социальную значимость, обеспечивающее требования безопасности оборудования и защиты данных. Предустановка программ для планшетов станет обязательной с 1 июля 2021 года, для компьютеров — с 1 июля 2022 года, для Smart ТV — с 1 июля 2023 года.

ФАС предлагает не создавать реестр производителей ПО.

Вместо этого служба считает возможным ограничиться определением перечня классов продуктов и критериев, которые описывают производителя софта, чьи программы можно будет брать для предустановки, комментирует один из участников совещания в ФАС, представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. То есть компаниям, выпускающим электронные устройства, нужно будет самим находить это ПО, заключать договоры с разработчиками. Что будет, если это сделать не удастся, из проекта концепции не понятно.

Предполагается, что производитель будет сам проверять, соответствует ли ПО требованиям закона (российская «прописка», продукт продается на территории РФ и его разработчик за последние 5 лет не нарушал закон о персональных данных).

Такая модель, по мнению Гуськова, создает почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных участников рынка и потребителей. Есть вопросы к критериям выбора продуктов.

«На наш взгляд, предустановка популярного ПО укрепит позиции производителей, которые близки к монополизму или уже ими являются, но никак не поддержит небольшие компании», — говорит Гуськов. В перечне ПО значится антивирус, но есть смартфоны, которые не предусматривают предустановку таких программ.

ФАС планирует внести проект постановления в правительство в марте. При лучшем раскладе оно пройдет все стадии согласования к апрелю, указывают в РАТЭК. То есть на подготовку — заключение договоров, тестирование продуктов — отводится два месяца. «Мы считаем, что эти сроки не реалистичны», — резюмирует Гуськов.

Фас подозревает крупнейшего поставщика лекарств в сговоре с минздравом

«Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

Минздрав может оказаться в ловушке: другой поставщик лекарств может не справиться с госпрограммой обеспечения противовирусными и антибактериальными препаратами / Антон Ваганов / ТАСС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела внеплановую проверку Минздрава и выявила признаки нарушения закона «О защите конкуренции», сообщил «Ведомостям» человек, имеющий сведения со стороны Минздрава об этой проверке. Информацию через пресс-службу подтвердил начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев.

По данным ФАС, Минздрав мог создать одному из крупнейших российских дистрибуторов и производителей лекарств – группе компаний «Р-фарм» Алексея Репика – преимущества при закупке лекарств.

ФАС сообщает, что это препараты против вируса иммунодефицита человека, вирусов гепатитов В и С, туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, а также другие антивирусные и антибактериальные препараты.

В 2017 г. «Р-фарм» нарушил 19 контрактов на госзакупки, рассказал человек, близкий к одной из сторон разбирательств. По его словам, за такие нарушения компания должна быть внесена в реестр недобросовестных поставщиков, однако «Р-фарм» продолжает участвовать в торгах.

Нарушения можно подтвердить данными с сайта госзакупок и сервиса «СПАРК-маркетинга»: «Ведомости» обнаружили нарушения в 19 контрактах, три из которых не завершены. Общая сумма всех этих контрактов – 8,2 млрд руб.

Представитель Минздрава не ответил на запрос «Ведомостей».

У «Р-фарма» нет информации, что компанию подозревают в сговоре с Минздравом или в иных нарушениях законодательства о государственных закупках, возражает представитель «Р-фарма»: «Компания не получала и не обсуждала возможность предоставления каких-либо преимущественных условий участия в государственных закупках лекарственных препаратов ни с Минздравом, ни с каким-либо другим государственным заказчиком». Представитель «Р-фарма» заверил, что никаких запросов от ФАС по этому поводу не поступало.

В реестр недобросовестных поставщиков для госзакупок компания может быть включена, если выиграла торги, но уклоняется от заключения контракта, а также если контракт с ней расторгнут по решению суда или если фиксируется отказ от исполнения контракта, объясняет старший юрист Baker & McKenzie Сергей Ломакин: попав в реестр, компания два года не может участвовать в торгах.

Согласно сайту госзакупок, три контракта, которые исполнял «Р-фарм», были расторгнуты по соглашению сторон. Это мирный способ прекратить действие контракта, чтобы не попасть в список недобросовестных поставщиков, считает Ломакин.

Однако вопросы антимонопольной службы могут вызвать и многочисленные «соглашения сторон», если Минздрав больше никому не дает таких преференций, полагает партнер юридической фирмы «Юст» Александр Боломатов.

Процесс государственной закупки и длителен, и тщательно проработан, поэтому согласие государственного заказчика расторгнуть тот или иной контракт кажется по меньшей мере странным, продолжает Боломатов: мирный способ прекращения отношений выглядит так, будто министерство потворствует организации, дает ей возможность уйти от ответственности.

Если «Р-фарм» попадет в реестр и лишится права участвовать в торгах, у Минздрава могут начаться новые проблемы: у дистрибутора значительная доля рынка госзакупок, рассуждает Ломакин. Если отстранить «Р-фарм» от торгов, больные могут просто не получить нужных лекарств, опасается юрист.

Компания стабильно занимает место крупнейшего поставщика лекарств в России. В 2017 г. доля «Р-фарма» на рынке госзакупок составила 8,3%, по данным «IQVIA Россия и СНГ».

По результатам проверки ФАС может возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства, указывает начальник управления по борьбе с картелями Андрей Тенишев. Правонарушителям – юридическим лицам грозит штраф до 50% цены контракта, должностным лицам – административная либо уголовная ответственность в зависимости от тяжести последствий, предупреждает он.

ФАС направила письма в российские представительства зарубежных производителей лекарств, работающих с «Р-фармом», с просьбой объяснить их работу с компанией в системе госзакупок, продолжает человек, близкий к одной из сторон разбирательств. Письма такие посланы, подтвердил другой человек, знающий о них от фармацевтических компаний. Представитель AstraZeneka отказался от комментариев. Представители Johnson & Johnson, Abbott, Astellas, Pfizer не ответили на запросы.

«Р-фарм», по данным сайта компании, работает в России, США, Японии и Индии. Выручка группы компаний в 2016 г. – 71,1 млрд руб.

В апреле 2017 г. Алексей Репик продал 10% «Р-фарма» японской корпорации Mitsui за $200 млн. Тогда же японцы получили опцион еще на 10%. В сентябре 2017 г.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) совместно с Японским банком международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation) инвестировали «десятки миллионов долларов» в «Р-фарм», но какую долю получили – не сообщали. В январе 2018 г.

гендиректор РФПИ Кирилл Дмитриев заявил ТАСС, что сделка будет закрыта в ближайшее время.

«Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

Фас предложила перечень программ для предустановки в продаваемую в рф электронику

МОСКВА, 22 января. /ТАСС/. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России определилась с примерным перечнем программ для предустановки в смартфоны, планшеты, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV. Об этом говорится в сообщении ведомства.

На эту тему

«Антивирусные» разъяснения ФАС России – 2

22 января в ФАС прошло заседание рабочей группы при экспертном совете по информационным технологиям, на котором обсуждалась концепция проекта, направленного на реализацию закона о предустановке российского программного обеспечения в гаджеты. В совещании приняли участие представители ФАС, Роспотребнадзора, операторов связи, различных ассоциаций, а также компаний-производителей и разработчиков ПО.

«На смартфонах и планшетах могут быть предустановлены антивирусные программы, навигаторы, поисковики, программы доступа к госуслугам и платежные системы. Аналогичные программы, за исключением платежной системы, будут установлены и на планшетах.

На планшетах, компьютерах и Smart ТV должна быть обеспечена возможность установки программ аудиовизуального сервиса, а также просмотра программ I и II мультиплекса», — сказал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, чьи слова приводятся в сообщении.

Читайте также:  О наличии у работника нескольких работ

Так, ФАС предложила, чтобы с 1 июля 2020 года предустановка была обязательной для смартфонов, с 1 июля 2021 года — для планшетов, с 1 июля 2022 года — для компьютеров, с 1 июля 2023 года — для Smart ТV. При этом, отметил Голомолзин, некоторые участники заседания предложили в отношении отдельных ПО перенести сроки на более ранний период.

«Устанавливаться будет широко используемое отечественное ПО, имеющее социальную значимость, обеспечивающее требования безопасности оборудования и защиты данных потребителей.

Предустановка ПО будет осуществляться в гражданско-правовом порядке с соблюдением требований антимонопольного законодательства. Условия установки отечественного ПО должно быть не менее благоприятным, чем ПО такого же класса иных разработчиков.

Тем самым обеспечиваются равные условия конкуренции, а потребители получают возможность выбора», — добавил Голомолзин.

Ожидается, что на основе окончательного текста концепции, который еще предстоит доработать с учетом мнений заинтересованных сторон, до конца января будет подготовлен и разослан участникам рабочей группы сам проект постановления. Его внесение в правительство РФ намечено на март 2020 года, уточнили в ФАС.

Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 закона О контрактной системе

Законом о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупок. С большинством из них у заказчиков не возникает проблем. Требования чаще всего в неизменном виде переносятся из Закона в документацию о закупке, а участники закупок декларируют соответствие этим требованиям.

Причем в электронных процедурах участникам для этого ничего особенного делать не надо.

Текст декларации, как правило, уже включен в состав заявки и в зависимости от функционала площадки либо автоматически прилагается к ней, либо для включения декларации в заявку участнику достаточно проставить галочку в нужной графе.

Сложнее обстоят дела с требованием п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которому участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Если таким объектом является деятельность, для которой необходимо соответствовать вышеуказанным специальным требованиям, заказчик должен конкретизировать, каким документом участник подтверждает соответствие им.

Это вытекает из норм, регламентирующих содержание конкурсной и аукционной документации и состав заявки на участие в соответствующих процедурах: п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 3 ч. 6 ст. 54.4, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.

Такие документы нужно будет требовать и по новому порядку проведения электронного запроса котировок, вступление которого в силу уже не раз переносилось (п. 16 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ).

Как раз с конкретизацией требований к подтверждающим документам и возникают проблемы. На этом этапе заказчику необходимо ответить на вопросы:

  • предъявляются ли требования для этого объекта закупки;
  • какой документ подтверждает соответствие требованиям;
  • какие существуют требования к этому документу;
  • должен ли участник представлять документ, если специальные требования предусмотрены только для части работ.

Для удобства рассмотрения проблемы разделим требования и документы на четыре группы. Объект закупки может относиться к деятельности, требующей:

  1. государственной лицензии. Такие лицензии выдаются в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ и другими Федеральными законами, регулирующими лицензирование деятельности в отдельных отраслях;
  2. членства в саморегулируемой организации (СРО). Оно необходимо для ряда работ в градостроительной области: инженерных изысканий, проектирования, строительства, капремонта, сноса объектов капстроительства. Также членство в СРО предусмотрено в других сферах, например энергосбережении, оценочной деятельности, аудите, сфере финансового рынка;
  3. обязательной аккредитации либо иного допуска к определенной деятельности. Например, аккредитация необходима для органов по сертификации, испытательных лабораторий, операторов техосмотра транспортных средств. Также для деятельности по специальной оценке условий труда необходимо отвечать определенным требованиям и быть включенным в специальный реестр таких организаций;
  4. разрешения правообладателя результата интеллектуальной деятельности (РИД). Это требование вытекает из п. 1 ст. 1229 ГК РФ, устанавливающего, что правообладатель может по своему усмотрению разрешить или запретить другим лицам использование РИД. Например, разрешение необходимо для оказания некоторых услуг в отношении программного обеспечения, баз данных и других РИД, исключительные права на которые не принадлежат заказчику, а также для оказания услуг с использованием определенного программного обеспечения, баз данных и иных РИД.

В настоящей статье рассмотрим особенности применения заказчиками указанных требований. Разберем возможные варианты сочетания этих требований и действия заказчиков, не установивших требования в документах закупки.

Особенности установления требования о наличии государственной лицензии

Закупка антивирусных программ с учетом постановления Правительства № 1236 от 13 декабря 2016

Постановление № 1236 при закупке услуг по сопровождению ПО и возможные вопросы:

Вопрос:

Планируем закупить средства обеспечения информационной безопасности (антивирусную программу). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г.

№ 1236 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗАПРЕТА НА ДОПУСК ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩЕГО ИЗ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД» антивирусные программы входят в единый реестр российских программ.

Можно ли при проведении закупки установить требование о включении товара в единый реестр российских программ со ссылкой на указанное постановление?

Ответ:

С 1 января 2016 года заказчики устанавливают запрет на допуск иностранного программного обеспечения (далее – ПО) и прав на него. Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 (далее – Постановление № 1236). ПО считают отечественным, если сведения о нем включены в Единый реестр российских программ. На какие программные продукты распространяется запрет?

Под запрет попали: иностранные программы для ЭВМ; иностранные базы данных; исключительные права на иностранное ПО; права на использование иностранного ПО. Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде. Причем запрет действует на все виды контрактов, на основании которых заказчик закупает ПО и базы данных (п. 2 Постановления № 1236).

Ситуация:

заказчик закупает исключительные и неисключительные права на ПО. Нужно ли устанавливать запрет на допуск иностранного продукта?

Нужно, если закупка не попадает под исключительный случай. Кроме того, заказчик должен установить такой запрет, когда продлевает неисключительные права на ПО. Аналогичный вывод следует из решения Вологодского УФАС России от 3 марта 2016 г. по делу № 5-2/25-16.

Ситуация:

заказчик закупает компьютеры и ноутбуки, на которые установлено программное обеспечение. Распространяется ли запрет на такую закупку?

Да. Запрет на допуск иностранного ПО устанавливают независимо от вида договора. Это может быть как контракт на покупку ПО отдельно, так и вместе с поставкой компьютеров.

Ситуация:

каким документом участник закупки должен подтвердить свое соответствие, если заказчик установил запрет на основании Постановления № 1236?

Правительство РФ не установило таких документов. Поэтому заказчик не вправе требовать от участников какие-либо документы в соответствии с Постановлением № 1236. Соответствие заявки заказчик проверяет на основании сведений о стране происхождения товара.

Совет: Укажите в контракте такую фразу: «Закупаемое программное обеспечение должно быть российского происхождения.

В случае выявления несоответствия такого программного обеспечения указанным требованиям заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке».

  • Когда можно купить иностранное ПО?
  • Заказчик вправе приобрести иностранный продукт, если:
  • — В Едином реестре российских программ нет аналога, который соответствует тому же классу ПО, что закупает заказчик;
  • — Сведения о программе такого же класса в реестре есть, но по своим характеристикам не соответствуют требованиям заказчика.
  • Ситуация:
  •  как определить класс программного продукта, чтобы установить запрет на допуск?
  • Класс программного обеспечения определяйте по данным, которые опубликованы:
  • — в приказах Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 г. № 621 и № 622;

— в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 Правил формирования и ведения реестра российских программ, утвержденных Постановлением № 1236).

Кроме того, запрет на покупку иностранного ПО распространяется не на всех заказчиков. Под исключение попадают закупки: дипломатических представительств; консульских учреждений; торговых представительств при международных организациях, которые функционируют на территории иностранного государства.

Также не применяйте запрет, если закупаете ПО, сведения о котором составляют гостайну.

В вышеуказанных случаях запрет на допуск не устанавливайте, а подготовьте обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск ПО иностранного происхождения.

Руководствуйтесь Порядком, утвержденным Постановлением № 1236. Обоснование подготовьте в произвольной форме и разместите в ЕИС вместе с извещением о закупке.

Заказчик проводил аукцион на передачу неисключительных прав на использование ПО.

При описании объекта закупки он использовал конкретный товарный знак Symantec Endpoint Protection без слов «или эквивалент», а также термин «продление лицензии». В связи с этим один из участников пожаловался на заказчика в ФАС России.

Читайте также:  Если не платить зарплату сотруднику

Во время заседания комиссии заказчик пояснил, что на рабочих станциях учреждения стоит программное обеспечение Symantec Endpoint Protection как средство информационной безопасности. Закупка другого ПО повлечет дополнительные расходы бюджетных средств и займет время. А рабочие станции останутся без средств защиты информации на неопределенный период. Кроме того, в ЕИС и на сайте www.rts-tender.

ru заказчик разместил соответствующее обоснование. ФАС России признала доводы заказчика (решение УФАС России по Иркутской области от 13 апреля 2016 г. № 209).

Ситуация:

нужно ли устанавливать запрет при закупке российского программного обеспечения?

Да, когда закупаете российское программное обеспечение, также устанавливайте запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

Может ли российское программное обеспечение не входить в Единый реестр российских программ?

Да, может. Постановление № 1236 не содержит требования о том, что ПО российского происхождения обязательно должно входить в Единый реестр. Такой же вывод следует из решения Челябинского УФАС России от 23 августа 2016 г.

№ 623-ж/2016: «В Постановлении не установлены требования к составу заявки (как первой, так и второй части) участника закупки в части обязательного нахождения программного обеспечения в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр) в качестве подтверждения страны происхождения товара».

Ситуация:

применять ли Постановление № 1236 при закупке Системы Госзаказ?

Нет, не применять. При закупке электронной системы «Госзаказ» запрет не устанавливают. Оформлять обоснование невозможности соблюдения запрета не нужно. Ведь Минкомсвязь России признает Систему Госзаказ облачным сервисом.

Поэтому Систему не включают в реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (письма Минкомсвязи России от 15 июля 2016 г. № П11-1-200-14118, от 20 июня 2016 г. № П11-1-200-11878).

Облачный сервис – это автоматизированный способ предоставления программного обеспечения в режиме удаленного доступа через сеть Интернет по запросу клиента.

Облачный сервис можно рассматривать как информационную систему – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п. 3 ст. 2 Закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ).

Запрет установлен в отношении программ для ЭВМ и баз данных иностранного происхождения (программное обеспечение), в отношении исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения. Как видно, указанный запрет не касается закупок Системы Госзаказ. Вывод следует из анализа положений постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236.

Ситуация:

можно ли без применения Постановления № 1236 осуществить закупку услуг: права на использование ПО, его установку и настройку?

Нет, нельзя. При закупке прав использования ПО заказчик либо устанавливает запрет на допуск ПО иностранного происхождения, либо обосновывает невозможность соблюдения запрета на допуск. Устанавливать запрет либо обосновывать невозможность его соблюдения не нужно в том случае, если закупаются только установка и настройка ПО (без закупки прав на его использование).

Ситуация:

заказчик закупает программное обеспечение по Закону № 44-ФЗ. Вправе ли он установить в документации требование: «страна-производитель – Россия»?

 Да, заказчик вправе установить такое требование. Но учтите, что при закупке российского ПО нужно также установить запрет на допуск ПО из иностранных государств. Исключение – случаи, когда запрет на допуск не устанавливают.

Ситуация:

нужно ли устанавливать запрет, если заказчик приобретает лицензию сразу на несколько компьютеров?

 Заказчик может не устанавливать запрет, когда закупает сразу несколько лицензий в «пакете», только если в реестре отсутствует ПО того же класса или тех же характеристик. Но, если в реестре есть ПО, которое функционально и технически соответствует закупаемому, установите запрет. И неважно, что вы закупаете сразу несколько лицензий.

Запрет устанавливают независимо от вида договора.

Если в едином реестре есть информация о программном обеспечении, происходящем из Российской Федерации, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке и оно соответствует установленным заказчиком требованиям, то нужно устанавливать запрет на допуск ПО иностранного происхождения.

В том числе, и при закупке ПО российского происхождения, как в данном случае, когда планируется к закупке антивирус Касперского. Постановление № 1236 не содержит требования о том, что ПО российского происхождения обязательно должно входить в Единый реестр. Поэтому считаем неправомерным устанавливая такое требование, ссылаться на Постановление № 1236.

Такой же вывод следует из решения Челябинского УФАС России от 23 августа 2016 г. № 623-ж/2016: «В Постановлении не установлены требования к составу заявки (как первой, так и второй части) участника закупки в части обязательного нахождения программного обеспечения в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее – реестр) в качестве подтверждения страны происхождения товара».

Материал подготовлен заведующим сектором муниципальных закупок администрации Верхнебуреинского муниципального района И.В. Павленко с использованием  Источника:

http://www.pro-goszakaz.ru/question/4294087442-qqes-16-02-zakupka-antivirusnyh-programm-s-uchetom-postanovleniya-1236?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_GZ_regular_21122016

Как отражать в учете расходы на «антивирусные» мероприятия

  • Порядок отражения в бухучете данных по деятельности компании в условиях распространения коронавируса разъяснены Минфином России.
  • Чиновники указывают, что ТК РФ обязывает работодателя обеспечить сотрудникам безопасные и соответствующие нормативным требованиям охраны труда условия работы, а также удовлетворить бытовые потребности сотрудников, связанные с выполнением ими трудовых обязанностей.
  • Чем руководствоваться при отражении в учете расходов, связанных с COVID-19, а также при получении господдержки смотрите в таблице (Информация Минфина № ПЗ-14/2020):
Что отражается Как отразить Основание
  1. Расходы:
  2. ·       по тестированию сотрудников на наличие COVID-19 и иммунитета к нему;
  3. ·       на дезинфекцию помещений;
  4. ·       на услуги связи с удаленно работающим персоналом;
  5. ·       по доставке работников до работы и обратно в период действия режима ПГ из-за коронавируса.
  6. Если организация организует защитные меры полностью или частично своими силами (без привлечения сторонних лиц), указанные расходы также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности
Расходы по обычным видам деятельности ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н
  • Расходы:
  • ·       на зарплату работников за время объявленного из-за пандемии нерабочего периода и отчисления на соцнужды;
  • ·       оплату простоя из-за приостановки деятельности организации;
  • ·       штрафы и выплаты по искам за нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период действия режима ПГ;
  • ·       по сорвавшимся командировкам сотрудников (оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг, др.);

·       на благотворительные мероприятия, связанные с предотвращением распространения инфекции (переводы пострадавшим от коронавируса, на покупку спецоборудования для медучреждений специализированного оборудования, оплата питания граждан старше 65 лет, др.).  Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением COVID-19, используется счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Прочие расходы ПБУ 10/99 «Расходы организации», утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н
  1. Расходы на средства индивидуальной защиты:
  2. ·       маски;
  3. ·       перчатки;
  4. ·       защитные очки, экраны;
  5. ·       дозаторы, санитайзеры;
  6. ·       бактерицидные лампы;
  7. ·       медизделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты);
  8. ·       дезсредства (в случае, если они не подлежат учету как ОС)
Материально-производственные запасы (МПЗ)

Учет антивируса: как учреждению провести покупку лицензии на программные продукты

Примечание. Здесь и далее под учреждениями мы будем понимать государственные и муниципальные учреждения всех типов (казенные, бюджетные, автономные), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в части собственной деятельности (в соответствии с п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ приравненные к казенным учреждениям).

Возникает ли при покупке ПО объект нематериальных активов?

Существует два типа прав на программный продукт, которые покупатель может получить от правообладателя: исключительные и неисключительные.

Исключительные права подразумевают, что прежний правообладатель (как правило, разработчик ПО) больше не может заключать аналогичные лицензионные соглашения ни с кем другим. В этом случае возникает объект нематериальных активов. Однако передача исключительных прав на антивирусные программы — это очень большая редкость.

Права на массовые программные продукты, такие как антивирусные программы, обычно передаются пользователям на основании простой неисключительной лицензии.

В этом случае конечный пользователь имеет право лишь использовать программу, а правообладатель (как правило, разработчик ПО) может продавать аналогичные лицензии неограниченному кругу лиц. В этом случае никаких активов на баланс учреждения не поступает.

Фактически учреждение путем присоединения к лицензионному соглашению лишь получает в пользование чужой нематериальный актив.

Подлежащие правовой охране неисключительные права на использование программы для ЭВМ как результата интеллектуальной деятельности правообладатель передает пользователю по лицензионному договору (пп. 2 п. 1 ст. 1225, п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).

Как отразить в учете покупку лицензии на использование программных продуктов?

Операции, связанные с получением права пользования ПО, отражаются в учете на основании лицензионных и иных договоров, заключенных согласно законодательству РФ (п. 66 Инструкции № 157н).

В соответствии с Порядком № 85н расходы на приобретение неисключительных прав на ПО отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Казенные учреждения вместо кода 244 используют код 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», если нормативным актом соответствующего финансового органа закреплено такое решение.

Такие расходы относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (см. Порядок № 209н). С 2021 года для отражения расходов на приобретение неисключительных прав на ПО применяются подстатьи 352 и 353 КОСГУ (п. 11.4.2, 11.5.3 Порядка № 209н, п. 2 Приказа № 209н).

Справочник КОСГУ Контур.Норматива позволяет найти подходящий код для операции. Достаточно просто ввести ключевые слова в строку поиска. Наиболее часто используемые коды можно отметить «звездочкой» и сохранить их в «Избранном».

Порядок отражения в учете расходов на приобретение ПО зависит от положений заключенного договора и учетной политики.

Если срок действия лицензии превышает 12 месяцев (то есть она действует в течение нескольких отчетных периодов), то расходы на ее приобретение отражаются в качестве расходов будущих периодов (п. 302 Инструкции № 157н).

В дальнейшем они относятся на финансовый результат текущего года (на себестоимость продукции, работ, услуг) в порядке, определенном учетной политикой (п. 66, 302 Инструкции № 157н, п. 124 Инструкции № 162н, п. 160 Инструкции № 174н, п.

 188 Инструкции № 183н).

Если же срок действия лицензии не превышает 12 месяцев, то расходы, как правило, относятся непосредственно на текущий финансовый результат (себестоимость продукции, работ, услуг).

Однако в рамках формирования учетной политики может быть принято решение об отнесении подобных расходов на расходы будущих периодов (п. 66, 302 Инструкции № 157н, п. 102 Инструкции № 162н, п.

 128 Инструкции № 174н, п. 138 Инструкции № 183н).

Также полученные права на ПО в течение срока действия лицензии отражаются на забалансовом счете 01 (п. 66, 333 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 24.10.2019 № 02-07-10/81930).

При покупке лицензии на использование программного продукта «входного» НДС не будет, так как передача неисключительных прав данным налогом не облагается (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Учреждения могут учесть расходы для налога на прибыль организации, если программный продукт используется в приносящей доход деятельности (КВД 2), — это правило закреплено п. 1 ст. 252 НК РФ.

Значит, расходы на покупку ПО для налога на прибыль бюджетные и автономные учреждения могут признать:

  • полностью, если программный продукт используется только в приносящей прибыль деятельности;
  • частично, если программный продукт используется как в приносящей доход деятельности, так и в других операциях — например, при выполнении государственного/муниципального задания (КВД 4) или ОМС (КВД 7). При этом расходы будут признаны только в части, которая относится к приносящей доход деятельности.

Таким образом, в большинстве случаев у бюджетных и автономных учреждений, в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 и п. 49 ст. 270 НК РФ, расходы для налога на прибыль приняты не будут. У казенных учреждений никакие расходы для целей налогообложения прибыли не принимаются (см. пп. 33.1 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ).

Рассмотрим, какими бухгалтерскими записями отражается приобретение прав на ПО1.

Как расходы по приобретению программных продуктов относят на финансовый результат текущего года?

  • В этом случае оформляются следующие бухгалтерские записи:
  • Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х02 226) Кредит 0 302 26 73Х3 — отражены расходы на приобретение ПО;
  • Увеличение забалансового счета 01 — отражено поступление ПО;
  • Дебет 0 302 26 83Х4 Кредит 0 201 11 610 (у казенного учреждения — 1 304 05 226), одновременно увеличение забалансового счета 18 к счету 201 11 — погашена кредиторская задолженность перед поставщиком;
  • Уменьшение забалансового счета 01 — по истечении срока действия лицензии отражено списание нематериального актива, полученного в пользование.

Как расходы по приобретению программных продуктов относят к расходам будущих периодов?

  1. Здесь отметим, что порядок списания расходов будущих периодов устанавливается учетной политикой.
  2. Например, в течение года учреждение может списывать расходы будущих периодов ежемесячно в размере 1/12 от стоимости договора (при условии, что договор заключен на 1 год) либо ежеквартально в размере 1/4 от стоимости договора.
  3. В таком случае учреждение оформляет следующие бухгалтерские записи:
  4. Дебет 0 401 50 226 Кредит 0 302 26 73X5 — расходы по приобретению неисключительной лицензии на использование ПО учтены в качестве расходов будущих периодов;
  5. Увеличение забалансового счета 01 — учет неисключительных прав на ПО;
  6. Дебет 0 302 26 83Х6 Кредит 0 201 11 610 (у казенного учреждения — 1 304 05 226), одновременно увеличение забалансового счета 18 к счету 201 11 — погашена кредиторская задолженность перед поставщиком;
  7. Дебет 0 401 20 226 (0 109 Х07 226) Кредит 0 401 50 226 — расходы будущих периодов отнесены на финансовый результат текущего года или на себестоимость продукции, работ, услуг (в течение срока действия договора, в порядке, определенном учетной политикой);
  8. Уменьшение забалансового счета 01 — по истечении срока действия лицензии отражено списание нематериального актива, полученного в пользование.
  9. Александр Лавров, аттестованный аудитор Наталья Ушакова, эксперт Норматива по вопросам бюджетного учета
  10. Подготовлено на основании популярных вопросов экспертам
  11. 1 В приведенных ниже корреспонденциях не рассматриваются операции по санкционированию расходов учреждения.
  12. 2 Применяется соответствующий код группы синтетического счета: 6 — прямые затраты (себестоимость готовой продукции, работ, услуг), 7 — накладные расходы, 8 — общехозяйственные расходы.
  13. 3 КОСГУ 734 — при покупке ПО у российской коммерческой организации; КОСГУ 739 — при покупке у нерезидента РФ (например, иностранного ПО без аналогов в России).
  14. 4 КОСГУ 834 — при покупке ПО у российской коммерческой организации; КОСГУ 839 — при покупке у нерезидента РФ (например, иностранного ПО без аналогов в России).
  15. 5 КОСГУ 734 — при покупке ПО у российской коммерческой организации; КОСГУ 739 — при покупке у нерезидента РФ (например, иностранного ПО без аналогов в России).
  16. 6 КОСГУ 834 — при покупке ПО у российской коммерческой организации; КОСГУ 839 — при покупке у нерезидента РФ (например, иностранного ПО без аналогов в России).
  17. 7 Применяется соответствующий код группы синтетического счета: 6 — прямые затраты (себестоимость готовой продукции, работ, услуг), 7 — накладные расходы, 8 — общехозяйственные расходы.

Фас определила виды предустанавливаемых российских программ

Также были обозначены этапы реализации закона о предустановке отечественного ПО: с 1 июля 2020 года это станет обязательным для смартфонов, с 2021 года — для планшетов, с 2022 года — для компьютеров, с 2023 года — для smart-TV.  

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разработала концепцию проекта постановления, предусматривающего предустановку на определенные виды техники отечественного программного обеспечения, сообщила пресс-служба ведомства:

«…в ФАС России прошло заседание рабочей группы при Экспертном совете ФАС России по информационным технологиям, на котором обсудили концепцию проекта акта Правительства Российской Федерации об установлении требований в соответствии с законодательством».

.

В рабочем совещании приняли участие представители ФАС России, Роспотребнадзора, операторов связи, различных ассоциаций, а также компаний-производителей разработчиков ПО.

Закон об обязательной предустановке отечественного ПО на устройства будет реализован в несколько этапов, а ответственность по установке софта ляжет на производителей устройств, которые смогут передать эту функцию другому участнику цепи поставки, например продавцу. Об этом РБК рассказал участник совещания. Содержание встречи также подтвердил представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антон Гуськов, который присутствовал на ней.

Согласно плану ФАС, закон будет реализован в несколько этапов. С 1 июля 2020 года предустановка российского софта станет обязательной для смартфонов, с 2021 года — для планшетов, с 2022 года — для компьютеров, с 2023 года — для smart-TV. Причём замглавы ФАС Анатолий Голомолзин уточнил, что имеются в виду компьютеры весом до 10 килограмм.

«Почему 10 кг? Законом не предусмотрен критерий отбора по весу», — замечает Telegram-канал «Телеком-ревью».

На смартфоны надо будет устанавливать антивирус, навигатор, поисковик, программу доступа к госуслугам и платежные системы (например, «Мир»). Примерно такие же программы должны быть на планшетах и компьютерах. Также на планшеты, компьютеры и smart-TV нужно будет установить аудиовизуальные сервисы и сервисы для просмотра каналов первого и второго мультиплексов.

ФАС не будет создавать перечень конкретных приложений от конкретных разработчиков, поскольку это нарушает закон о конкуренции. Производители гаджетов будут сами выбирать софт исходя из требований.

IT-эксперт, директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин после прочтения пресс-релиза ФАС ставит следующие вопросы:

«1. В целом это регулирование не про защиту прав потребителей, а про локализацию перс данных и операторов коммуникаций в России.
2.

Что будет делать Apple которые вообще не предполагали подобной предустановки ПО, будут ли они реально уходить из России?
3.

Начнётся ли «охота на ведьм» и борьба с «серым рынком» смартфонов без предустановленного российского ПО? Мы ведь понимаем что не все телефоны реализуются через салоны связи и интернет магазины.

4. Будут ли эти программы удаляемыми?»

.

«Я не могу припомнить ни одной страны с аналогичным регулированием. И, если его внедрение не провалится в России, то как бы такое не начали делать и многие другие страны», — подытоживает он.

«Особо меня радует наличие пункта «антивирусные программы», — пишет исполнительный директор ОЗИ Михаил Климарёв. — Зачем нужен антивирус в 202х годах на современных операционных системах вопрос, конечно, спорный. Но что-то мне подсказывает, что вся слежка будет встроена именно в туда».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *